Научно-образовательная политика


Kanal geosi va tili: Rossiya, Ruscha
Toifa: Siyosat


Политика наука, образование, цифра.
Аналитика и инсайды.
Связь и сотрудничество - @SciEduPol_bot и sciedu@criptext.com
Для пресс-релизов: nopnews@criptext.com

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Kanal geosi va tili
Rossiya, Ruscha
Toifa
Siyosat
Statistika
Postlar filtri


Финансовый обман детей – проблема и противодействие

Мошенничество видоизменяется вместе с новыми технологиями. Цифровизация переводит многие процессы в онлайн формат. Молодые поколения – выросшие уже в эпоху дистанционных форматов, но при этом не всегда осознающие вытекающие из этого риски, – находятся среди наиболее уязвимых групп.

По данным специалистов мошенники начали атаковать школьников. Схем несколько, но лидером является фишинг (создание поддельных сайтов) – на него, как сообщают в крупных банках, приходится 41% всех атак.

Преподаватель Академии информационной безопасности Центрального университета Игорь Кубышко разъясняет модель обмана:

Преступники создают липовые сайты и под разными предлогами пытаются выманить у ребенка данные для входа в личный кабинет банка или соцсети. Например, проводят «беспроигрышный конкурс» от имени известного блогера, обещают роскошную скидку на новую видеоигру или просят проголосовать в конкурсе от лица взломанного друга.

Но это не единственный механизм мошенничества. Злоумышленники вербуют молодежь в дропы — дети видят в этом легкий заработок и в силу маленького жизненного опыта они не понимают последствий таких действий.

В «Тинькофф» предупреждают – обманывают детей и с помощью предложения о якобы официальной работе:

Преступники обещают роскошные условия: удаленка, свободный график, образование и опыт не требуются. Могут даже заплатить до 500 руб. на старте, чтобы войти в доверие. А потом просят у ребенка деньги под разными предлогами. Например, чтобы открыть доступ к прибыльным заданиям или сделать специальную зарплатную карту.

Защитить детей от злоумышленников можно только в координации усилий педагогов и семьи, а также представителей банковского сектора.

Бороться с данным явлением предполагается с помощью различных методов, главный из которых – просвещение школьников по вопросам цифровой и финансовой гигиены. «Тинькофф» провел Всероссийский воркшоп для школ,в ходе которого были решены важные задачи: научили детей, как защищаться от фишинга и других мошеннических схем.

Подробнее: https://tass.ru/ekonomika/20592789


Территория развития – наука

Председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, Сергей Кабышев @SKabyshev выступил на страницах «Парламентской газеты» @parlament_novosti с программной статьей «Наука – территория – развитие».

Рассуждения автора строятся по треугольнику развития: научно-технологического – социально-экономического – пространственно-территориального. В тексте выделены существующие проблемы в согласовании этих подходов к системного прогрессу регионов и государства в целом.

Наука определена как движущая сила в осмыслении и освоении пространств и территории как на региональном, так и на федеральному уровне. Исследовательское осмысление приводит к более продуктивному сотрудничество частей целого и обеспечивает связанность и единство этих элементов в рамках страны-цивилизации.

Сергей Кабышев подчеркивает – именно научно-технологическое содержание должно быть фундаментом для принятия управленческих решений и различных форм хозяйствования в субъектах федерации и на муниципальном уровне.

Автор оперирует достаточно новым термином «научный патриотизм»:

Качество научного развития имеет в значительной степени ценностно-мировоззренческую основу, обусловлено укорененным чувством принадлежности к великому наследию, стремлением соответствовать ему и его превзойти. Так формируется научный патриотизм, неотделимый от осознания социально-культурной и исторической общности, подкрепляемый особой психологической атмосферой и архитектурной средой.


Базовых документов для НТР – Конститутция РФ и новая версия Стратегии научно-технологического развития.

Научно-образовательые и инновационно-технологические сейчас все еще фрагментированы, потому главная задача – собрать многоуровневую и межсекторальную оргуправленческую систему госполитики в области НТР.

Действия для этого, стоит заметить, уже предпринимаются – пилотные регионы разрабатывают собственные программы НТР, которые должны быть сопряжены с федеральной. Кроме того, развернут корпус «научно-технологического спецназа» как в регионах, так и в некоторых федеральных ведомствах.

В этой целостной системе, по мнению Сергея Кабышева, должен быть закреплен баланс общего (федерального) и частного (регионального).

Автор выделяет несколько примеров пересечения содержания госполитики научно-технологического и пространственного развития: наукограды, геостратегические регионы, территории с высоким потенциалом НТР, инфраструктура мегасайенс.

Наиболее ярко противоречия разных уровней и векторов управления Сергей Кабышев представляет через осмысление наукоградов. Он полагает, что сейчас доминирует муниципально-хозяйственный подход, но содержание наукоградов является научно-технологическим (оно и является первичным). Потому включение наукоградов в городские округа скорее вредно для развития науки и технологий. Здесь идет явная апелляция к недавним решениям правительства Московской области (в частности создания «Большого Серпухова»).

Для пересмотра системы пространственного НТР необходимо:
а) определить и закрепить состав территорий с высоким потенциалом, не допуская произвольного пересмотра исторически закрепленного статуса с ухудшением положения подобных пространств,
б) улучшить централизованные и локальные организационно-правовые механизмы управления наукоградами, учитывая первичность НТР,
в) определить дополнительные меры поддержки и показатели результативности.

Примером для развития наукоградов Сергей Кабышев видит формат ЗАТО. Впрочем, к нему можно добавить и новаторский подход, реализованный в рамках Федеральной территории «Сириус».

Также, по его мнению, стоит расширить функционал правительственной комиссии по НТР и РАН.

Статья Сергея Кабышева – это взвешенный и практически готовый план действий по реальному сопряжению трех форматов развития (научно-технологического, социально-экономического и пространственно-территориального) с важным акцентом на первичность науки, образования, технология и инноваций. Именно они должны определять векторы реализации других направлений.

Подробнее.


Минобрнауки России dan repost
Исполняющим обязанности ректора Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина назначен Никита Владимирович Гусев

Никита Владимирович в 2009 году окончил Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова по специальности «журналистика». Имеет ученую степень кандидата филологических наук и ученое звание доцента. Посвятил работе в сфере высшего образования более 10 лет, пройдя профессиональный путь от младшего научного сотрудника до проректора МГУ имени М.В. Ломоносова.

💬 «Само предназначение Института русского языка имени Пушкина должно диктовать его руководству и сотрудникам особенно внимательное отношение к нашему языку. Это учреждение должно быть образцом для всех вузов, имеющих право проводить такой экзамен», — отметил глава Минобрнауки России Валерий Фальков.

Ранее прошедшая в Институте Пушкина проверка установила факты ненадлежащего контроля за процедурой проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства. Как подчеркнул Министр, прямая персональная ответственность за проведение экзамена и выдачу сертификатов возложена на ректоров уполномоченных вузов.


Мигранты и язык

Несколько недель в высшей школе обсуждают мигрантскую проблему – а именно, недостатки механизма проведения языкового тестирования мигрантов и выдачу им сертификатов о достаточном уровне владения русским.

Стимулом к жестким мерам стала трагедия в Крокус Сити Холле. Исполнителями теракта оказались категорически не интегрированные в российское общество мигранты, которые едва-едва могли сказать несколько связных слов на русском языке.

Министерство науки и высшего образования выступило с критикой и содержания тестов, и самого процесса.

«Коммерсант» сообщает подробности:

Глава Минобрнауки Валерий Фальков поручил отстранить с 1 мая коммерческие структуры от проведения экзаменов и выдачи сертификатов — теперь за аттестацию приезжих будут отвечать только подведомственные вузы.

Рособрнадзор, в свою очередь, планирует пересмотреть минимальный балл для экзамена по русскому языку для получения ВНЖ или гражданства, а также ввести оценку владения устной речью в экзамен для получения патента и разрешения на работу.


Надо отметить, что предложения Минобрнауки вносило еще почти два года назад. Они состояли в расширении обязательств по сдаче языка на более широкую категорию мигрантов.

Так, по итогам проверок были установлены факты ненадлежащего контроля за процедурой проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства в Институте русского языка им. Пушкина. Как следствие, сегодня было объявлено о смене ректора вуза. Что служит серьезным сигналом не только для всех университетов, но и для всех ректоров, чьи вузы проводят оценку знаний мигрантов.

Жесткие меры Валерия Фалькова в данном вопросе вполне можно понять — во-первых, они полностью отвечают мерам контртеррористической безопасности, а во-вторых — важна командная работа руководителей с Минобрнауки как учредителем, а не наоборот.

Глава Минобрнауки подчеркнул: ректоры несут персональную ответственность за проведение экзамена и выдачу сертификатов.

Вместе с тем процедура тестирования не является единственной проблемой в мигрантском вопросе. У него есть мощное лобби, а коррупция остается изъяном в многих процессах, связанных с мигрантами.

Тестирование на знание языка и истории страны явно не сможет стать главным рубежом обороны от незаконной миграции. Здесь требуется более системная работа целого ряда ведомств.




Сессия «Захват будущего: фантастика, прогностика, космос» прошла в День космонавтики на выставке-форуме «Россия», организованная «Мастерской новых медиа» и Российским обществом «Знание». Обсудили:
⚪️Сценарии, формирующие представления о прошлом, настоящем и будущем
⚪️Причины, по которым россияне хотят получать информацию о будущем
⚪️Значение контента, создающего его образ

Какова роль и миссия фантастики в формировании современного мира? Как молодёжи научиться (как ранее) мечтать о будущем? Какой научно – фантастический контент сегодня востребован, на каких носителях и площадках?

Андрей Полосин, проректор Президентской Академии, научный руководитель ДНК России:

Мы говорим с вами только о фантастике, да? Но фантастика самого по себе, она очень о разном. Потому что фэнтезийное, попаданческое, чудо, в том числе. И может быть использована в качестве содержания этого понятия. Мы можем говорить о будущем, как о технологическом процессе, как об открытиях, о совершениях. И в любой момент индустриализации возникает именно такое представление о будущем. Будущее прорастает из дня сегодняшнего. И то, что будет завтра, есть уже сегодня в любом случае.

Вадим Панов, писатель-фанатаст:

Хотелось бы вам получать больше информации о будущем? Хотелось бы. Но почему? Почему такой интерес к будущему? Потому что нам там жить. Мы сейчас, 10 минут назад, начали наше выступление, а мы уже в прошлом.
Мы все живем в будущем, и даже если нам кажется, что нас интересует только год или пять, мы сами проживем больше. Почему бы не узнать то, что будет дальше, почему бы не разработать Ну, прикинем, что будет в стратегическом будущем, а не в тактическом на год или на пять, когда мы закроем ипотеку или сдадим экзамен, допустим. Но это самый интересный момент. Стратегическое будущее, куда мы все движемся. Это одна из интереснейших задач для писателя.


Денис Котов, основатель книжной сети "Буквоед":

Хотел обратить внимание на книгу, как тренажер самостоятельного образного мышления. А на научно-фантастическую литературу и фантастическую литературу как специализированный тренажер, который формирует устойчивый навык, стереотип, мышление, а мышление лежит в основе деятельности. Стало быть, ваша субъектность в вопросах построения будущего во многом зависит от развитости тех извилин и от тренированности тех извилин, за которые отвечают тренеры, называющие себя фантастами.

Евгений Сжёнов, научный руководитель Экспертно-аналитического центра "Научно-образовательная политика":

Мы все живем в том самом будущем, в которое когда-то в детстве смотрели, мечтали. Оно у нас уже сейчас наступило. В наших смартфонах, в том замечательном павильоне, в котором мы сейчас находимся. Технологии витают вокруг, многие из нас их создают. И технологии, искусственный интеллект, те задачи управленческие, которые в горизонте 2030-го года ставятся, технологический суверенитет, достижение которого является одной из главных линий стратегической политики в нашей стране, это то, что нас окружает уже сейчас. Весь этот переизбыток цифровой информации, который является мировым трендом, это ответ на то, почему мы стали чуть меньше мечтать и задумываться о будущем.

Сергей Переслегин, российский историк, футуролог, геополитик:

Фантастика — это литература, которая занимается мышлением. Не технологическим прогрессом, не технооптимизмом или технопессимизмом, а человеческим мышлением и его способностью изменять мир. В известной мере фантастика — это то, во что превратилась средневековая схоластика. И фантастика очень схоластична. Она верит в разум. Она верит в умозрение. Она верит в исследование литературными и интеллектуальными способами...
То, что даёт фантастика, она даёт человеку умение думать. А уж к чему он его применит, к какой технологии, к какой области деятельности, это зависит от его собственного развития.


Модератором дискуссии выступил Василий Балакин, политический консультант, координатор экспертного клуба «Волга», член смыслового центра «Мастерской новых медиа».


Открой мир театрального искусства на ГИТИС fest
 
С 15 по 30 апреля в Москве пройдет Международный фестиваль студенческих спектаклей «Твой шанс — ГИТИС fest». «Твой шанс | ГИТИС fest» – совместный культурный проект Театрального центра СТД РФ «На Страстном» и ГИТИСа, направленный на обмен профессиональным опытом и формирование представлений о современных тенденциях в мировом театральном искусстве посредством показа дипломных спектаклей российских и зарубежных театральных школ.
 
Фестиваль станет уникальной площадкой для встречи и диалога между ведущими театральными школами мира. «ГИТИС fest» предоставит студентам возможность погрузиться в разнообразные международные системы театрального образования, а зрителям – бесплатную возможность насладиться выступлениями российских и иностранных студентов, будущих звезд театрального искусства. В рамках дискуссии на тему «Фестиваль студенческих спектаклей «Твой шанс. ГИТИС fest» на площадке ТАСС участники рассказали о программе и участниках фестиваля, его географии.

Григорий Заславский, ректор ГИТИСа, рассказал о том, как появилась идея работать вместе с Театральным союзом:
Фестиваль «Твой шанс» проходит уже в 20 раз. Все спектакли завершаются обсуждением с публикой, приглашенными критиками, выпускниками. Мы сотрудничаем с Фестивалем очень регулярно, потому что наши спектакли становились лауреатами «Твой шанс», после чего у творческих коллективов есть счастливая возможность выступать целый год «На страстном».
 
Так и возникло желание объединить усилия. «ГИТИС ФЕСТ» проходит только в 4 раз, концепция становится точнее с каждым годом, стало понятно, что направления работы пересекаются. Мы подумали, что можно сделать Фестиваль «Твой шанс | ГИТИС fest» и объединить спонсоров, и разделить зоны ответственности, чтобы добиться больших охватов, результатов, успеха и идти дальше лучше, быстрее, сильнее.

 
В своем выступлении ректор ГИТИСа подчеркнул расширение географии участников Фестиваля:
В прошлом году мы впервые стали включать те спектакли, которые поставлены выпускниками ГИТИСа, а еще в 2021 году мы начали софинансирование первых спектаклей творческих команд из нашего вуза. Так, например, в этом году к нам приедет спектакль из Костаная.
 
Из иностранцев будут также Русский театр в Белграде, Национальная школа драмы Индии, Шанхайская театральная академия. Были приглашены также те театральные школы из России, которые не являются профильными, но с которыми мы сотрудничали и за продукцию, которых мы готовы отвечать.

 
Михаил Пушкин, директор, художественный руководитель Театрального центра Союза театральных деятелей РФ «На Страстном», отметил важность проведения Фестиваля для молодых артистов:
Это не просто Фестиваль, где приехали, сыграли и разбежались, это скорее напоминает слоеный пирог. Вхождение молодых артистов в профессию наиболее болезненный период, который испытывает каждый выпускник любого вуза. Поэтому, когда мы оставляем спектакль в программе Фестиваля, и если он играется достаточно долго, это благое дело, потому что артисты живут в атмосфере оранжереи своего курса. Так, студенты могут сохранить то чувство, когда они звезды на курсе, сохранить себя, свой внутренний стержень. Это все помогает работать в спектакле.
 

Михаил Пушкин также привел подробности отбора спектаклей, которые примут участие в фестивале, и уточнил, что победитель будет выбран независимыми критиками, театральным менеджментом и зрительским голосованием:
Критериев по отбору спектаклей в Фестивале не было, по сути, сам Фестиваль – срез студенческих спектаклей, которые существуют в России. Великая пятерка Москвы, как всегда, предоставит 2 или 3 спектакля. Сложнее с провинциями, это проблема, которая давно существует и которую, пока никто не знает, как решать. Уровень преподавания в театральных вузах в провинции очень низок, поэтому смотря на те спектакли, которые появляются – это скорее художественная самодеятельность. Вопрос о закрытии при непрофильных институтах театральных отделений, по-моему, назрел давно. Из кулинарного техникума пора убирать театральное отделение.


Наука думать

В Южном Федеральном Университете стартовал учебный курс "Методология и технологии мышления", разработанный совместно с "Клубами мышления НТИ".

Первую вводную лекцию для студентов курса прочитали лидер проекта "Клубы мышления" Андрей Силинг и профессор Вячеслав Моисеев.

Андрей Силинг, исполнительный директор АНО "Платформа НТИ", лидер проекта "Клубы мышления", для НОП:

Задача этого курса – формирование у студентов отношения к собственному мышлению как к объекту развития. Мы включили в курс изучение нескольких школ (традиций, практик) мышления, различных как по глубине, так и по типам решаемых задач. Это сделано намеренно, чтобы студенты в ходе курса могли увидеть эти различия между подходами школ, научились их замечать и в дальнейшем могли самостоятельно определять границы применения тех или иных мировоззренческих концепций и когнитивных инструментов, с которыми им придется сталкиваться в жизни.

Среди успешно выполнивших всиупительное испытание, — будущие психологи, педагоги, искусствоведы, филологи, экономисты, юристы.

🔘Введение в мышление;
🔘Интегральная модель в мышлении;
🔘Креативное мышление;
🔘Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ);
🔘Технология решения парадоксальных задач открытого типа;
🔘Графические методы в мышлении;
🔘Протоколы мышления.

Курс продлится до конца учебного года и завершится в июне. Формат отчетно-контрольного мероприятия – командные соревнования "Марафон мышления" по решению практических задач развития бизнеса и региона инструментами мышления с участием экспертов "Клубов мышления". Студенты продемонстрируют приобретенные в рамках курса когнитивные компетенции. Самые активные студенты получат в качестве наставников экспертов Клубов мышления.

Проект "Клубы мышления НТИ" собрал наиболее перспективные и эффективные когнитивные практики и подходы, проектирует по запросу образовательные программы по формированию мышления и развитию способностей находить нетривиальные решения задач развития бизнеса, образования и территорий.

Сайт проекта https://mindclubs.com/course


БАС-стресс-тест

Технопарк Физтех-лицея им. П. Л. Капицы приглашает на технологическое соревнование дронов и не только! 

20-21 апреля в Технопарке Физтех-лицея им. П. Л. Капицы состоится «Технологическое соревнование: Стресс-тест». Организатор мероприятия — Инфраструктурный центр по направлению Нейронет 3.0 НТИ на базе АНО «Центр развития социальных инноваций «Технологии возможностей».

В рамках мероприятия пройдут соревнования по программируемым полётам и FPV-полётам. Во время соревнований с участников будут сниматься показатели стресса и концентрации внимания (только взрослые участники).
Школьники также смогут попробовать себя в управлении коптерами!

Экспертов ждет деловая программа:

🔵Пленарное заседание «Опыт развития проектов в сфере Нейронет»
🔵Круглый стол по применению нейротехнологий в сфере беспилотников

📍Мероприятие пройдет на площадке Технопарка Физтех-лицея по адресу: Московская обл., г. Долгопрудный, Лётная улица, 2.

✔️ВНИМАНИЕ! Для участия обязательно пройдите регистрацию по ссылке. (https://leader-id.ru/events/487844?actual=1®istrationActual=1&sort=date)

Иван Бирюков, руководитель инфраструктурного центра по направлению "Нейронет" 3.0, для НОП:

Внедрение нейротехнологий в БАС — одна из важнейших задач, которую мы решаем в целях достижения технологического суверенитета страны. Мы проводим соревнования по стрессоустойчивости в процессе управления дронами для тестирования и повышения УГТ нового программно-аппаратного комплекса. Эта система позволяет отслеживать психоэмоциональные изменения пилотов в реальном времени, считывая несколько показателей сразу. Мы хотим привлечь внимание к необходимости работы со стрессом в сфере БАС.


ЕГЭ на правительственном уровне

Премьер-министр Михаил Мишустин провел встречу с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзором Музаевым.

Темы: ЕГЭ, бюрократическая нагрузка на педагогов, интеграция воссоединенных регионов.

ЕГЭ
Технически и организационно, как сообщил Анзор Музаев, все готово. Выпускники школ этого года уже смогут пересдать один экзамен по выбору. Впрочем, напомним – в зачет пойдут результаты пересдачи, даже если будут ниже первоначального результата.

Бюрократия
Михаил Мишустин подчеркнул: разгрузить нужно всех педагогов – от воспитателей детсадов до профессоров вузов. Работа должна вестись по всем уровням и видам образования – школы, СПО, вузы.

Анзор Музаев сообщил, что по поручению премьер-министра была создана совместная трехсторонняя группа – Рособрнадзор, Минпросвещения и Минобрнауки. В шести регионах проводится эксперимент. Основные эксперты – не руководители или административный персонал, а сами педагоги и преподаватели.

Первый этап пройден – готовятся поправки в законодательство. Два министерства будут формировать перечни документов для педагогов различных уровней образования.

Также в ходе эксперимента было решено – администрации образовательных учреждений должны реагировать только на те запросы со стороны министерств и ведомств, которые значатся в федеральном законодательстве.

Стало понятно, что существует слишком много мониторингов и информационных систем. Планируется сокращение числа инфосистем (в пределе – до одной), а также мониторингов.

Воссоединенные регионы
Работа Рособрнадзора, как сообщил его руководитель, ведется в формате 24/7. Все образовательные организации получили временные лицензии и аккредитации. С нового года эти субъекты федерации получили субсидии, что позволит сформировать региональные «рособрнадзоры». Также проводится обучение сотрудников этих структур.

У школьников четырех воссоединенных регионах есть льгота – можно сдавать ЕГЭ, а можно – выпускной в школе (и затем внутренние вступительныев вузах). За год в ДНР и ЛНР количество пунктом сдачи увеличилось в два раза, а в Херсонской и Запорожской области открыто по одному пункту.

Подробнее.


Медицинское образование – система и форматы

На последнем заседании Правительства под председательством президента во вступительной части обсуждали широкий спектр вопросов – от паводков до космодрома Восточный. Среди этих вопросов нашло свое место медицинское образование. Ну а основная часть была посвящена внедрению отечественного ПО в экономику.

Президент отметил – за последние 5 лет на 20% выросло число студентов в колледжах и медвузах.

Системный доклад по вопросу образования и кадрового обеспечения медицины выступил глава Минздрава Михаил Мурашко.

Кадровое обеспечение сферы – за 2030 г. плюс 10 тыс. чел.

КЦП – за пять лет увеличены на 21,5%. В 2024 г. – 34 тыс. мест. Фокус на регионы с кадровым голодом по врачам. По ординатуре мест +19%. Всего – 19 700 мест.

Целевой прием миинстр выделил как важный и эффективный механизм. 76% бюджетных мест – целевой прием. По 54 самым востребованным специальностям ординатуры – 100%.

Профориентация и сквозные траектории – акцент делается на предуниверсарии и медицинские классы. Мотивация, а следовательно успеваемость, у их выпускников ожидаемо выше.

Для оперативной ликвидации недостатка врачей принято решение с 1 апреля допустить ординаторов второго года обучения к работе в медицинских учреждениях на должностях врачей. 10-12 тыс. ординаторов будут работать под кураторством опытных наставников. Параллельно мера отвечает за практикоориентированное обучение.

Михаил Мурашко отметил, что в медицинской сфере большое значение имеют программные мероприятия поддержки высшего образования:

Сегодня в подведомственных Министерству здравоохранения медицинских вузах созданы и функционируют передовые инженерные школы.

Научное направление сегодня получило большой толчок с внедрением государственных программ – это и «Приоритет-2030», и «Профессионалитет». Всё это сильно укрепило вузы.

Важная тема – медицинское волонтерство. Действуют более 280 отрядов в вузах и колледжах:

За последние пять лет добровольцы провели свыше 44 тысяч профилактических и просветительских мероприятий, в том числе по инициативе «Добро в село». Общий охват по всем волонтёрским программам составил более 36 миллионов человек.


Одной из проблем остается наполнение медучреждений медперсоналом среднего звена – здесь Михаил Мурашко видит колоссальный ресурс, в котором огромную роль играет СПО:

В нашей системе здравоохранения в 410 образовательных учреждениях учатся почти 140 тысяч первокурсников, из них практически 70 процентов – бюджетные места. Надо сказать, что востребованность и желание поступить в медицинские колледжи в последние годы просто колоссальные. В большинство из них проходной балл при поступлении – свыше 4,5 по пятибалльной системе.


Минздрав укрепил связи типа колледж-вуз для повышения качества образования и формирования межуровневых и сквозных образовательных траекторий:

Проводя работу с ректорами медицинских вузов, мы приняли решение закрепить курацию ректоров высших учебных заведений за медицинскими колледжами, в том числе для внедрения современных практик подготовки специалистов.


Опыт ковида в дистанционном образовании продолжает развиваться. Интернет-портал непрерывного медобразования продолжает развиваться и использоваться в работе врачей.

Качество медобразования в России поступательно растет – отсюда все большее внимание иностранных студентов. Сейчас их количество – 75 тыс. студентов из почти 150 стран мира. Для развития этого направления Михаил Мурашко считает, что нужно быть пластичнее в вопросе юридического оформления документов.

При этом российской медицинское образование находится на острие мирового прогресса:

Наши медицинские базы, где идёт практическая подготовка, сегодня позволяют обеспечить самый высокий уровень подготовки по всем современным технологиям, которые используются в медицине.


Подробнее.


Наследие идей Канта (2/2)

В начале апреля на родине Канта, в Калининграде, прошла встреча «Клуба друзей России», в рамках которой обсуждался широкий круг вопросов в сфере политики, экономики, гуманитарной сферы. Особое внимание было уделено дискуссии вокруг тезиса о «мирном сосуществовании стран с различными политическими системами». Андрей Климов привел подробности того, как определялся состав участников встречи:
На встрече клуба в Стамбуле мы договорились, что будем приглашать представителей разных цивилизаций, разных религиозных конфессий, стран разного уровня и значения на мировой арене так, чтобы были представители всех континентов. Мы стремились пригласить тех, кто приедет не пропагандой заниматься, а кто будет действительно участвовать во взаимном диалоге.
 
Мы посчитали, что только за столом физически сидели люди, которые представляют 2,5 млрд человек. Этот подход себя оправдал, были представители маленьких государств, например, Ливан. Голос каждого был услышан, и у каждого были равные права.

 
Алексей Чеснаков, руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры, отметил значимость учения Канта в наши дни и акцентировал внимание на его наиболее важных аспектах:
Кант – автор выдающегося трактата «К вечному миру». Это уникальное произведение философского мира, которое не сразу привлекло внимание. Важен пятый пункт трактата, где говорится о мирном существовании стран и невмешательства стран в дела друг друга. Так, например, Киссинджер в своих выступлениях на Генеральной Ассамблее ООН ссылался на Канта, подчеркивая важность учета его позиции для обеспечения мира, иначе всем грозит глобальная катастрофа. Кант – это российский философ, пишущий на немецком языке. Это важно понимать, чтобы зафиксировать интерес к его роли в нашей актуальной политической повестке.

Мне кажется, что сегодня на Западе все-таки возобладала точка зрения неолиберализма, которая лежит в противоречии с учением Канта. Неолиберализм расцвел всеми цветами радуги, когда Боррель выступал перед молодыми дипломатами, где сказал: «мы создали райский сад, а вокруг джунгли, куда мы должны нести специфические ценности, иначе джунгли придут в сад». Довольный колонизаторский подход, декламируемый главой Европейской комиссии. Многие представители Индии, африканских стран, арабских стран говорят о том, что для них этот подход свысока неприемлем, потому что каждая из стран глобального юга считается наследницей великой цивилизации, как и Россия.

 
Алексей Чеснаков в своем выступлении также подчеркнул, что в России сохраняется истинный мультикультурализм, в основе которого лежит уважение к каждой культуре. В данном контексте, по мнению Алексея Чеснакова, особо велика роль «Клуба друзей России» на пути сохранения дружеских и взаимовыгодных отношений между странами:
Безусловно, «Клуб друзей России» и подобные форматы содействуют распространению российской точки зрения и вызывают значительные симпатии разных аудиторий не только в странах глобального юга. Представителей тех стран, которых мы называем недружественными, высказали позитивные оценки наших взглядов и концепций. Россия – лидер формирования мировой повестки именно с учетом интересов суверенных прав разных стран. Такой формат Клуба – это добрая мягкая сила, направленная на создание среды, где можно жить и развиваться в условиях уважения со стороны других политических субъектов.


Наследие идей Канта (1/2)

По указу Президента России Владимира Путина в 2024 году отмечается 300-летие со дня рождения Иммануила Канта. Учение Канта в области гносеологии и моральной философии обладает вечной ценностью, занимая почетное место в интеллектуальном наследии человечества. Некоторые его открытия в области политической философии также остаются актуальными до сих пор. В качестве примера можно рассмотреть тезис о недопустимости колониального господства или о незаконной сущности рабовладельческого строя, установившегося в Новом Свете после открытия Америки европейцами.
 
В рамках дискуссии на тему «Наследие Иммануила Канта в XXI веке: суверенное равенство и мирное сосуществование» на площадке МИА «Россия Сегодня» в преддверии 300-летия со дня рождения выдающегося мыслителя участники обсудили значение принципов суверенного равенства и мирного сосуществования государств с различными политическими системами с учетом новых реалий и вызовов.
 
Андрей Климов, председатель Комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, рассказал об инициативе «Клуб друзей России»:
Клуб друзей России – это не организация, это проект, который был выдвинут комиссией по международной деятельности партии «Единая Россия», куда входят представители и других партий тоже, что говорит о нашем единстве в международной повестке. В июне 2022 года в Минске мы обсуждали, как попытаться объяснить позицию России, и как общаться с мировым сообществом, тогда и была принята инициатива по созданию «Клуба друзей России». В Стамбуле мы обсуждали межцивилизационный диалог, тогда и возникал мысль в апреле 2024 провести новую встречу в честь дня рождения Канта, который опубликовал трактат «К вечному миру». Этот трактат стал первым положением о том, что все государства должны иметь суверенное равенство. Без этого невозможен стабильный мир, а это, в свою очередь, предполагает невмешательства во внутренние дела друг друга и мирное сосуществование всех стран.
 
Именно Россия последовательно продвигала эти принципы в жизни на протяжении всей истории нашего государства. Мирные инициативы нередко исходили от нас именно, опираясь на положения Иммануила Канта. Мир бурлит, идет период турбулентности. Принципы ООН, которые были заложены изначально, уже не обеспечиваются, это вынуждает другие страны, такие как: Россия, Китай и Индия возвращаться к этим основам.


ИОТ-чат: все об индивидуальных образовательных траекториях dan repost
Уже завтра стартует Второй ИОТ-практикум!

Мы рады приветствовать команды лучших вузов страны! Два дня увлекательной работы по проектированию образовательных пространств в Modeus предстоят нам с командами развития:

Сеченовского университета
МГИМО
ЮФУ
МГУ им. Ломоносова
МАИ
КНИТУ-КАИ
МГТУ Станкин
УлГУ
ДВФУ
ГУУ
КалмГУ


👏👏👏


Организатор мероприятия: ИОТ-университет; наш постоянный ключевой партнер и соорганизатор - Научно-образовательная политика. Практикум проходит под эгидой Десятилетия науки и технологий! До встречи в кампусе СберУниверситета!


Преподавателей московских колледжей научат пользоваться искусственным интеллектом

На базе сберовской «Школы 21» глава банка Герман Греф и мэр Москвы Сергей Собянин сегодня запустили программу обучения преподавателей московских колледжей на базе «Школы 21». Во время встречи также было подписано соглашение о сотрудничестве в области искусственного интеллекта (AI).

По словам столичного мэра, город очень заинтересован в развитии знаний педагогов в области искусственного интеллекта через практические занятия, чтобы учителя научились применять его в профессиональной деятельности. Также необходимо разработать кейсы по применению AI в сфере профессионального образования и освоить инновационную методологию peer-to-peer («равный равному»).

Сбер всегда очень много и успешно экспериментирует с мэрией Москвы. Здесь работает потрясающая команда, и существующая между нашими командами близость важна для нас. Когда мы открывали первую «Школу 21» – в Москве, – это был эксперимент. Мы до конца не понимали, как все будет работать, но было очевидно, что это очень интересная система обучения. За эти годы мы построили новую платформу: она полностью работает на наших технологиях, которые ни от кого не зависят. Школа развивается, проект расширяется, школы открываются по всей России, есть планы по развитию за рубежом.
— отметил на встрече Герман Греф.

Предложенный Сбером метод обучения позволит московским колледжам трансформировать процесс обучения студентов, который будет способствовать развитию навыков коммуникации, самостоятельности, критического мышления, а также повысит мотивацию и качество обучения. С помощью инновационных инструментов AI будут созданы интерактивные и персонализированные уроки, бизнес-кейсы под текущие потребности работодателей.

Москва является лидером по целому ряду направлений: применению искусственного интеллекта, цифровизации в области образования, здравоохранения, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Сегодняшнее соглашение, которое мы подписываем, даст еще больший толчок нашей дружбе, нашему сотрудничеству. Проект «Школа 21» – замечательный, духоподъемный, а курсы отличаются от обычных курсов повышения квалификации.
— рассказал Сергей Собянин.

Сейчас уже заканчивают подготовку первые 100 преподавателей, и готовится второй поток, который изучит две образовательные программы в сфере Data Science, а также получат навыки работы с data-driven-подходом (умение принимать решения на основе данных).


Премьера ректора в РУДН
 
В прошедшие выходные дни в Российском университете дружбы народов @RUDNstudentslife состоялся спецпоказ сериала «Ректор». Производством проекта занималась Студия творческих инициатив «Открытие» при поддержке АНО «Институт развития интернета». НОП проводит ряд закрытых спецпоказов сериала в ведущих вузах России. 16го апреля прошёл премьерный показ в Музее Москвы.

20 апреля НОП проведет премьеру сериала в павильоне Минпросвещения России на Выставке-форуме «Россия». Официально сериал «Ректор» выйдет 25 апреля на онлайн-платформе Premier.
 
Сериал «Ректор» – это комедия, которая на лёгкий манер показывает непростые университетские будни. В то же время проект посвящён серьёзным темам, таким как формирование системы кадрового обеспечения руководителей в сфере высшего образования, преемственность в управлении университетом, важность поддержки молодых учёных. Сериал популяризирует карьеру руководителя в университете, подчёркивая её значимость и уровень ответственности, но в то же время поднимает философские вопросы о любви, веры человека в самого себя и преодоление страха. 

Ольга Петрова @OlgaPetrovaNN, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации:
Хочу от всей души сказать спасибо всей съемочной команде, за создание первого сериала про жизнь университета. Я надеюсь, что сериал позволит увидеть университетскую жизнь с другой стороны, влюбиться в ее уникальную атмосферу. Сегодня это особенно важно, потому нам очень нужны активные, молодые, креативные сотрудники университетов, которые будут гореть своим делом. Поэтому я желаю всем получить искреннее удовольствие и вдохновение от просмотра.

 
Евгений Сжёнов @szhenov, научный консультант сериала «Ректор», научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», член Общественного совета при Минобрнауки РФ рассказал об истории появления идеи сериала:
Идея нашего сериала «Ректор» появилась на ректорском совещании пару лет назад с участием коллег из АНО «Институт развития интернета». Главный вопрос, который обсуждался на совещании: какой контент сегодня необходим для популяризации деятельности не только молодых ученых, но и жизни самого университета изнутри, включая работу ректора и его команды? Все единогласно пришли к выводу, что нужны картины и работы, показывающие реальную жизнь университета, его студентов и руководства. Так зародилась идея сериала «Ректор», который был снят в стенах замечательного Университета МИСИС @nust_misis.


Михаил Кацарский, проректор РУДН:
Для нас очень приятно, что мы стали площадкой для предпремьерного показа сериала «Ректор», спасибо продюсеру сериала Жану Просянову и исполнительнице одной из главных ролей Анастасии Шукевич, что приехали к нам. Здорово, что снят новый сериал про университетскую жизнь в таком очень легком и позитивном жанре. По нашим ощущениям, студентам сериал тоже понравился, ждем, когда все серии будут доступны для просмотра на платформе.

 
Жан Просянов, продюсер сериала, главный редактор и генеральный директор Кино-театр.Ру:
Мы решили задуматься над этим сериалом, потому что нам самим было интересно, а что же под капотом у всех этих изобретений и прорывов, из чего они складываются? Мне кажется, очень важно, чтобы молодые ребята, которые становятся руководителями нового поколения, принимали эту ответственность, но при этом оставались собой, оставались творческими и креативными, предлагали новые идеи, которые двигают страну вперед. Думаю, что наш главный герой Лаврентий именно такой. Естественно, у него есть и синдром самозванца, и другие серьезные страхи, ведь главная тема нашего сериала ­– страх. Главный человеческий страх – это страх быть самим собой. Я прошу вас не бояться быть собой, быть честным к самому себе и открытым к новым свершениям и достижениям.




Парсуна системного программирования (2/2)

Этика
Арутюн Аветисян считает, что этические вопросы должны обсуждаться не только в профессиональной среде, но и с привлечением гуманитарного блока – чтобы осознать границы того, что мы хотим.

Нельзя замыкаться в технических вопросах, упуская более глобальные вещи.

Аналогично он полагает, что нельзя предавать локально. Ведь достаточно часто контекст определяет верность того или иного решения, а не глобальные установки.

Образование и воспитание
Директор ИСП считает, что студент всегда прав – в том, что ему было обещано, но не дадено. Но при этом студенты не должны определять, чему их учат и как.

Современное высшее образование полностью основано на исследованиях – оттого такие масштабные программы сотрудничества Институтов и университетов.

Ключевой проблемой Арутюн Аветисян полагает невысокое качество школьной математики, а также провал в физике. Этими словами он дезавуирует известно мнение, что физика (например, в качестве ЕГЭ) менее востребована для IT-направлений, чем «Информатика». Сужение «конвейера» на входе снижает эффективность высшего образования.

Важна и роль воспитания – формирования консенсусного мировоззрения у школьников. Здесь он еще раз подчеркнул важность гуманитарного блока.

Поколения и подвижничество
Настоящий учитель, как считает руководитель Института, всегда любит учеников. И при этом он подчеркивает – новые поколения более свободные и креативные, нужно только направить их энергию в нужно русло.

Арутюн Аветисян подчеркивает – сотрудничество с вузами не завязано на бизнес-структуры. Он привел слова своего учителя Виктора Иванникова: пусть цветут все цветы, а работать надо даже если не видна практическая отдача. При этом обязательна обратная связь от индустрии. Наука не должна превращаться в протоиндустрию – тогда будут решаться только задачи вчерашнего дня. Но и уходить в теоретизирование и научную фантастику тоже не следует.

Промежуточный итог
За 1,5 часа собеседники только по касательной затронули тему искусственного интеллекта. Владимир Легойда предположил, что парсуна Арутюна Аветисяна может получить продолжение.

Подобные форматы позволяют зрителю проникнуть глубже в личность гостя. Это тем более важно, что зачастую за профессиональным образом теряется человек. Особенно это значимо для научно-образовательной сферы, где часто перечень заслуг полагается за главное в ученом. Через «Парсуны» и подобные беседы мы можем еще более четко осознать – фундаментальные духовно-нравственные ценности на самом деле являются основой эффективного управления и развития. Христианские наставления определяют характер множества вещей – даже формально очень далеких от вопросов Веры.

Подробнее.


Парсуна системного программирования (1/2)

В новом выпуске парсуну Владимир Легойда @vladimirlegoyda писал с Арутюна Аветисяна – директора Института системного программирования им. В.П. Иванникова @ispras, академика РАН. Беседа вышла многоуровневая.

Миссия и правила
Свою работу Арутюн Аветисян воспринимает как миссию капитана корабля – довести его до пункта (пред)назначения и передать штурвал доверенному и достойному последователю. У капитана не может быть выгорания – он ответственен за судьбы людей, а само судно выступает в качестве маяка для других.

Этот путь может быть тернист и связан со многими этическими дилеммами.

Академик привел в пример водителя, который везет больного человека. Если все делать по правилам – не успеешь. И отговорка твоя будет пуста. Нарушив все правила – должен успеть, но потом обязан понести соответствующее наказания за игнорирование их.

Он подчеркнул:

Мы должны из пункта А в пункт Б приплыть со знаниями, силой, молодежью. Если потом выяснится, что по дороге я где-то что-то там нарушил, ну, за это мне есть компетентные органы или люди скажут и придут там. Но мы должны миссию свою выполнить.

Учение и ученость
Вера – это неотъемлемая часть жизни директора ИСП. В ней много искренности одновременно с крепостью фундаментальных убеждений и постулатов. Слишком глубоко и обширно не стоит пытаться объяснить глас Веры словами Разума.

Арутюн Аветисян:

[Ученый] как минимум должен быть сомневающийся или в состоянии, что он не атеист, но и не верующий, он думающий.


Надежда и служение
Является искренним чувством, верой в своевременность как испытаний, так и успехов. Директор ИСП считает, что профессионального выгорания не может быть, есть работа – это служение.

Очень интересная параллель проходит к концепции «государственного служения», которую президент Владимир Путин соотносит со всей системой госслужбы.

Наука и конкуренция
Для Арутюна Аветисяна наука – это важное содержание жизни:

Мне повезло, у меня научная организация, Академия наук, не коммерческая, государственная научная организация. Поэтому, когда я свою энергию, силы отдаю на то, чтобы эта организация росла, то я тем самым усиливаю нашу науку.


Директор ИСП РАН с полным основанием полагает – наша страна является пионером в области IT. Проблемы с материальной частью (hard) обязательно будут преодолены, но и сейчас Россия полностью конкурентоспособна.

При этом ИИ нельзя ни полностью загонять в узкие рамки, ни терять за ним контроль. Человек всегда должен знать, что ту или иную информацию сгенерировал искусственный интеллект.

Идея и управленческое кредо
В профессиональном и личном плане Арутюн Аветисян базовой ценностью полагает доверие. Оно порождает гармонию. На этом основывается работа ИСП РАН. По определению есть доверие внутри коллектива друг к другу. Отсюда отсутствие страха перед обманом – главным остается поддержание этой атмосферы взаимного уважения и предрасположенности друг к другу в коллективе.

Доверие многогранно – каждый сотрудник может высказать свое несогласие, может спорить, критиковать. Это должна быть конструктивная критика. Обоснованная дискуссия обогащает обоих спорящих. Но когда решение принято – все должны работать как единое целое.

Неслучайно в 2021 году в ИСП был создан Центр доверенного искусственного интеллекта.

В работе директор Института ценит доверие и ответственность – если человек хочет покинуть ИСП, он должен передать дела, подготовить коллег, предложить замену и в идеале помочь сменщику освоиться. А резкие решения глава ИСП воспринимает как предательство – «ведь ты в бою».

Мобилизационное командное доверие – пожалуй, так можно охарактеризовать кредо Арутюна Аветисяна как управленца.


Синергия Физтеха и Сколтеха

На форуме «Открытые инновации» было объявлено о новом образовательном проекте в рамках сотрудничества двух ведущих технических вузов страны: университета Сколтех (группа ВЭБ.РФ) и Московского физико-технического института (МФТИ).

На базе Кафедры технологического предпринимательства МФТИ+Сколково и Сколтеха студентам будет предложена совместная образовательная программа, которая обеспечит новое содержание и качество подготовки высококвалифицированных кадров для технологических отраслей экономики: у студентов появится возможность посещать занятия обоих институтов, освоить сразу две магистерские программы (Техпред МФТИ+Сколково и одну из магистратур Сколтеха, которые включают в себя модуль технологического предпринимательства и инноваций) и получить два диплома.

Вячеслав Чикин, Заместитель заведующего кафедрой технологического предпринимательства МФТИ+Сколково, для НОП:

«Объединение компетенций обоих университетов позволяет студентам получить уникальный опыт и знания, а также расширить свой профессиональный кругозор.

Академическая мобильность и программа двух дипломов предоставляют студентам гибкие возможности для формирования своей учебной траектории и оптимизации учебного процесса. Программа Сколтеха и МФТИ открывает новые горизонты для студентов и способствует развитию научных и профессиональных компетенций в области технических наук»


Новая образовательная инициатива по созданию совместной магистратуры Сколтех и МФТИ направлена на усиление подготовки высококвалифицированных кадров для наукоемких отраслей экономики и предполагает два формата: академическую мобильность студентов и программу двух дипломов. Академическая мобильность даёт возможность студентам без зачисления в другой университет получать доступ к его дисциплинам, формируя дополнительные компетенции, которые они осваивают в своей магистратуре. Программа двух дипломов позволит студентам Сколтеха и МФТИ оптимизировать трудоемкость освоения двух магистерских программ.
 

20 ta oxirgi post ko‘rsatilgan.