Посмотрел я Memento
Для меня ценность фильма Кристофера Нолана заключается в невероятно удачном композиционном его построении. «Переворачивание» хроноса, разбиение фильма на эпизоды, каждый из которых переворачивает восприятие зрителем предыдущего, задающая темп экспозиция-финал, гениальный финал-экспозиция, который только рождает новые вопросы, чтобы зритель вспомнил и уложил в голове просмотренное и ответил на эти вопросы.
В общем, фильм мне очень понравился.
Нужно, однако, завязывать смотреть фильмы с внутренним конфликтом (кто бы знал, как до просмотра определить это). Да, их разбирать интересно, но они вгоняют мой мозг в состояние тяжёлой наркотической захламлённости и не отпускают, пока я не решу видимые мной авторские головоломки. Это мешает. С другой стороны, кайф от процесса и факта решения непередаваемый.
После (и во время) просмотра сразу понятно, что фильм о том, что память человеком более чем управляет: без неё каждый из нас - никто. Ни тебе привычек, ни друзей, ни чего-то нелюбимого. Совсем ничего. А человек как раз из того и соткан. В общем, с этим понятно.
А вот что с сюжетом? Что случилось с персонажем на самом деле?
Спойлеры в виде фактов, о которых вы могли бы догадаться самостоятельно и получить от этого удовольствие, начнутся вот сейчас.
Ленни убил жену. Бах!
Сэмми - человек с редчайшим заболеванием, о котором постоянно рассказывал главный герой - это выдуманная личность, с которой ассоциировал себя Леонард. Бах!
Память, кроме прочего, является защитным механизмом, поэтому, находясь в состоянии обострения стресса она создала защитный купол, который оградил Леонарда от того, чего он на самом деле и не вспомнил бы. И да, его антероградная амнезия (именно так у профессионалов называется потеря кратковременной памяти) была с ним и до смерти жены. Такая разгадочка. Теперь поговорю о персонажах.
Что за Тэдди? Видимо, бывший коп. Именно к этому персонажу у меня есть вопросы, на которые я не получил ответов. На что он живёт? Зачем он колесит по стране с Леонардом? Ну, то есть, понятно, зачем, но ради чего это делает Тэдди? Ему-то что от этого? Какое ему дело до Леонарда и его выдуманной тяги к мщению? Куча вопросов - и ни одного ответа потому что режиссёр даёт нам этого персонажа для того, чтобы заработали механизмы фильма (такая голливудская фича, которую я не одобряю), а не для того, чтобы какой-то там чел сидел и копался в прошлом этого персонажа. Почему коп бывший? Потому что колесит по стране. Может, он и не коп на самом деле, а просто имеет поддельное удостоверение? Вполне может быть, мы этого не узнаем. История, которую он нам рассказывает о себе вполне может быть выдумана, но однозначно точно на эту историю есть правильный ответ, просто я его не вижу, а режиссёр это поощряет. Допускаю, что Тэдди - такой вот натуральный Бэтмен. Его гаджеты - способы направления Леонарда, а оружие - сам Леонард.
Кто такая Натали? Хладнокровная баба, которая пользуется Леонардом. По наводке Тэдди Леонард убивает мужика этой самой Натали. Та быстро это понимает (не догадаться сложно) и использует Леонарда для того, чтобы избавиться от человека, которому она оказывается должна крупную сумму денег. Натали использует главного героя от начала событий, о которых нам известно, и до конца. Скорее всего, после финала она заберёт деньги и наркоту у Леонарда и продолжит его эксплуатировать.
Таким образом, после разбора биографий персонажей, несложно придти к идее фильма: человек без памяти - марионетка.
Сверхзадача же, как известно, выражается в финале (финалах). Я бы выразил её следующим образом: личность может быть любой, если нет памяти. Коряво, но что-то около этого. На личность наматываются жизненные цели, внутренний мир, менталитет и прочее.
Как фильм лично мне? Отличный, учитывая интереснейшее решение композиционного построения. Спрятанные режиссёром факты из жизни главного героя (тем более включая следующий) - десять потерь кратковременной памяти из десяти.
Бонус для тех, кто дочитал
С Леонардом этого всего никогда не происходило. Всё время после смерти жены он проводит в психлечебнице.
Для меня ценность фильма Кристофера Нолана заключается в невероятно удачном композиционном его построении. «Переворачивание» хроноса, разбиение фильма на эпизоды, каждый из которых переворачивает восприятие зрителем предыдущего, задающая темп экспозиция-финал, гениальный финал-экспозиция, который только рождает новые вопросы, чтобы зритель вспомнил и уложил в голове просмотренное и ответил на эти вопросы.
В общем, фильм мне очень понравился.
Нужно, однако, завязывать смотреть фильмы с внутренним конфликтом (кто бы знал, как до просмотра определить это). Да, их разбирать интересно, но они вгоняют мой мозг в состояние тяжёлой наркотической захламлённости и не отпускают, пока я не решу видимые мной авторские головоломки. Это мешает. С другой стороны, кайф от процесса и факта решения непередаваемый.
После (и во время) просмотра сразу понятно, что фильм о том, что память человеком более чем управляет: без неё каждый из нас - никто. Ни тебе привычек, ни друзей, ни чего-то нелюбимого. Совсем ничего. А человек как раз из того и соткан. В общем, с этим понятно.
А вот что с сюжетом? Что случилось с персонажем на самом деле?
Спойлеры в виде фактов, о которых вы могли бы догадаться самостоятельно и получить от этого удовольствие, начнутся вот сейчас.
Ленни убил жену. Бах!
Сэмми - человек с редчайшим заболеванием, о котором постоянно рассказывал главный герой - это выдуманная личность, с которой ассоциировал себя Леонард. Бах!
Память, кроме прочего, является защитным механизмом, поэтому, находясь в состоянии обострения стресса она создала защитный купол, который оградил Леонарда от того, чего он на самом деле и не вспомнил бы. И да, его антероградная амнезия (именно так у профессионалов называется потеря кратковременной памяти) была с ним и до смерти жены. Такая разгадочка. Теперь поговорю о персонажах.
Что за Тэдди? Видимо, бывший коп. Именно к этому персонажу у меня есть вопросы, на которые я не получил ответов. На что он живёт? Зачем он колесит по стране с Леонардом? Ну, то есть, понятно, зачем, но ради чего это делает Тэдди? Ему-то что от этого? Какое ему дело до Леонарда и его выдуманной тяги к мщению? Куча вопросов - и ни одного ответа потому что режиссёр даёт нам этого персонажа для того, чтобы заработали механизмы фильма (такая голливудская фича, которую я не одобряю), а не для того, чтобы какой-то там чел сидел и копался в прошлом этого персонажа. Почему коп бывший? Потому что колесит по стране. Может, он и не коп на самом деле, а просто имеет поддельное удостоверение? Вполне может быть, мы этого не узнаем. История, которую он нам рассказывает о себе вполне может быть выдумана, но однозначно точно на эту историю есть правильный ответ, просто я его не вижу, а режиссёр это поощряет. Допускаю, что Тэдди - такой вот натуральный Бэтмен. Его гаджеты - способы направления Леонарда, а оружие - сам Леонард.
Кто такая Натали? Хладнокровная баба, которая пользуется Леонардом. По наводке Тэдди Леонард убивает мужика этой самой Натали. Та быстро это понимает (не догадаться сложно) и использует Леонарда для того, чтобы избавиться от человека, которому она оказывается должна крупную сумму денег. Натали использует главного героя от начала событий, о которых нам известно, и до конца. Скорее всего, после финала она заберёт деньги и наркоту у Леонарда и продолжит его эксплуатировать.
Таким образом, после разбора биографий персонажей, несложно придти к идее фильма: человек без памяти - марионетка.
Сверхзадача же, как известно, выражается в финале (финалах). Я бы выразил её следующим образом: личность может быть любой, если нет памяти. Коряво, но что-то около этого. На личность наматываются жизненные цели, внутренний мир, менталитет и прочее.
Как фильм лично мне? Отличный, учитывая интереснейшее решение композиционного построения. Спрятанные режиссёром факты из жизни главного героя (тем более включая следующий) - десять потерь кратковременной памяти из десяти.
Бонус для тех, кто дочитал
С Леонардом этого всего никогда не происходило. Всё время после смерти жены он проводит в психлечебнице.