Степной суслик


Kanal geosi va tili: Rossiya, Ruscha
Toifa: Siyosat


Ритуал почитания Арпоксая на базе 211/b/, скрытой под илом и водами Рангхи. Биоистория и биополитика.
Для связи https://t.me/sciurdae_bot

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Kanal geosi va tili
Rossiya, Ruscha
Toifa
Siyosat
Statistika
Postlar filtri


👆СмолЯнская область, затерянная среди Родопских гор, издавна оплот богумилов/павликиан, в основном исламизировалась в XV-XVII вв. Хотя этнографы XIX в. констатировали высокую сохранность фракийских и славянских языческих обычаев, а также отмечали, что население Родоп самое светлопигментированное в Болгарии. Как и многие другие горные регионы, Центральные Родопы слабо контролировались Портой, но в ходе событий 1876-78 гг. местные помаки активно поддерживали турок. Болгария завоевала/освободила регион только в октябре 1912 г., после чего началась брутальная компания по "возвращению к вере предков" (под которой подразумевалось, естественно, не павликианство, а болгарское православие), которую остановило лишь вхождение Болгарии в Четверной союз с Османской империей.

В межвоенные годы национальная пропаганда среди помаков опиралась на исламских модернистов, с энтузиазмом воспринявших концепцию "болгаромухамедан" на фоне ликвидации конфессиональной дискриминации и общую враждебность мусульман Болгарии Турецкой республике с её агрессивным лаицизмом. БНР решала вопрос религиозного разделения отменой всех религий. И если туркам (за исключением периода "Возродительного движения") гарантировалась национально-культурная автономия, то помаки по языковому признаку определялись в болгары без всяких оговорок.

В итоге, религиозное возрождение 1990-х обошло Смолян стороной. В 2011 г. в области отмечено 92% болгар (один из самых высоких показателей по стране), примерно по 20% мусульман и православных и 55% неверующих (при 10% в среднем по Болгарии).

Если призадуматся, то религиозные метания родопцев, закончившиеся атеизмом, напоминают ситуацию чехов, которым не дали стать гуситами, насадили католицизм - и в итоге они стали самой атеистической нацией Европы. Аналогично и с южными французами, чей гугенотский порыв сломлен грубой силой драгонад, причем максимально унизительным способом, равно как ранее катарские искания прерваны крестовымт походами, на что они в итоге ответили нарочитым равнодушием к религии как таковой.


👆В османской публицистике второй половины XIX в. проблема слабого роста мусульманского, и особенно анатолийско-турецкого, населения обсуждалась активно, и при этом основной упор делался на то, что мусульманские молодые мужчины с 1840-х гг. несут тяготы службы в новоучрежденной регулярной армии, а христиане и евреи от них откупаются. Это обьяснение было общим местом, но оно недостаточно.

В Болгарии после Освобождения общины поменялись местами - теперь христиане служили в армии, а мусульмане платили налог за освобождение от службы. Однако при этом максимум рождаемости болгар был отмечен в 1900-1912 гг. - у поколения, которое выросло уже в автономной Болгарии и прошло через службу мужчин в национальной армии.

У мусульман рождаемость достигла в конце XIX в. совсем низких показателей на фоне массовой эмиграции в Турцию, и начала расти с приходом XX в. В Первую мировую Болгария в связи с колоссальными потерями https://t.me/tyrasbaibak/6936 распространила воинскую повинность на все население, естественно отменив налог за освобождение от службы, а в Интербеллум в Болгарии произошло постепенное уравнивание сторонников разных конфессий в гражданских правах и обязанностях, но имено с 1925 г. мусульмане имели рождаемость выше, чем у православных.

Максимум разрыва пишелся на времена НРБ, когда лишь волны репатриации турок в Турцию в 1944-52 и 1985-89 гг. (причем первая была организована скорее турецким правительством и лидерами болгарской уммы, а вторая стала следствием "Возродительного процесса" национал-коммуниста Живкова) предотвратили опасный рост их доли, аналогичный росту пропорции албанцев в Северной Македонии. В целом траектория развития мусульманских популяций Болгарии напоминала населения Европейской Турции, особенно илов Эдирне и Киркларели, которые лишь из-за свары между союзниками по Балканской коалиции в 1913 г. не стали Одрином (а так-то он Адрианополь https://t.me/tyrasbaibak/4735) и Лозенградом.

После падения коммунизма показатели болгар и турок стали сближатся, и ныне практически сравнялись, а выделяются лишь цыгане (независимо от религии). Впрочем, после 2007 г. основным фактором демографических изменений (как и в Румынии) стала эмиграция в Западную Европу, в которой диспропорционально сильно представлены меньшинства, особено цыгане. Самая же низкая в Болгарии рождаемость в области Смолян - традиционном ареале помаков, в котором наряду с высокой долей болгар-мусульман наблюдается самая высокая в стране доля атеистов.


Неудачные реформы Селима III, окончившиеся его свержением и гибелью, и успехи Махмуда II в сломе ревнителей старины, прежде всего разгром стрельцов-янычар в 1826 г., в итоге привели к началу реформ Танзимата в 1839 г. Но влияние его на разные группы населения империи было кардинально разным.

Как отмечено у Karpat, K.H. (1985). Ottoman population, 1830-1914: demographic and social characteristics. Madison, Wis: University of Wisconsin Press. p. 70:

The non-Muslim population actually grew at a fairly fast rate after the 1830s—probably 2 percent annually; the Muslim population declined or remained the same in number. There are indications, however, that fertility rates among the Muslims began to increase after 1850.

Христиане, особенно в ставших наиболее развитыми регионами империи Фракии и Македонии, были психологически готовы к модернизации и имели возможность официально откупаться от воинской службы.

Мусульмане несли всю тяжесть воинской повинности, а вот воспринять модерн поначалу была готова только тонкая прослойка европейской по происхождению стамбульской элиты. К тому же внутренние районы Анатолии, наиболее тюркские и мусульманские, поначалу лишь несли издержки вовлечения империи в мировой рынок в качестве переферии, связанные с разорением местных производителей из-за экспансии фабричных товаров с Запада (доставляемых греческими, армянскими, еврейскими и левантийскими посредниками, занявшими позицию полупереферии) и ростом налогов (на оплату модернизационных мероприятий, от строительства дорог до перевооружения армии, да и на установление реальной власти над арабскими и курдскими областями, которые до Танзимата скорее были союзниками Порты, чем её провинциями).

Мусульмане Румелии и прибрежных районов были по настоящему массово вовлечены в процессы модернизации лишь после 1878 г., в период Зулюма - собственно первым поколением этих модернизированных западных турок были лидеры младотурок, Кемаль и его соратники. Турки внутренней Анатолии - уже при кемализме. А вот до курдов дошло уже в 1960-х. И первое же поколение испытавших модерн дало РПК с его оригинальным левым национализмом и начало с 1982 г. борьбу за независимость или автономию, означавшую возобновление на новом уровне традиционной системы отношений курдских племен с Портой.


Вот ругался налево в адрес Пряникова, в теперь поругаюсь направо в адрес Владимирова:
https://t.me/acer120_lj/110?single

И ещё раз напомню - на ранних стадиях демографического перехода рождаемость растет. У англичан и скандинавов это происходило в XVIII в., у русских - во второй половине XIX, у среднеазиатов - в первые две трети XX, а в Тропической Африке - во второй половине XX. В Афганистане и Йемене пики пришлись на 1990-е, когда в отдельные годы СКР достигал 10. Сейчас в Йемене сократилось до 3-4, а в Афганистане до 4-5 (пытатся установить точнее в условиях гражданских войн не имеет смысла). Причем в вилаяте Нуристан, который до завоевания афганским эмиром Абдурахманом в 1897 г. был Кафристаном, и в который зачатки цивилизации в виде дорог, школ и больниц пришли уже после 2001, рождений на женщину всё ещё около 8.

И возвращаясь к нашим баранам - как особо отметил Кабузан в "Русских в мире", Туркестан и Кавказ превзошли по уровню рождаемости Центрально-Промышленный регион (Центральное Нечерноземье), в котором снижение рождаемости уже ясно обозначилось в начале XX в., в 1911-14 гг. До русской колонизации Туркестан пребывал в страдающем Средневековье, не проявляя даже тех неуверенных порывов к вестернизации, что Турция начиная с Селима III (1793-1808), Египет при Мухаммеде Али (1805-1841), Иран с 1840-х. Имперские власти не особо лезли в жизнь туземцев (актуальнее тогда была модернизация Европейской части империи), но все-же меры по борьбе с эпидемиями и развитию ирригации (а значит и предотвращению голода) приняли, и под влиянием татарского джадидизма у мусульман стала расти модерновая интеллигенция и появлятся зачатки национального сознания. Потому что вы не можете заниматся колонизацией без модернизации колонизируемых.


ФИРДОУСИ ВИНОВАТ

Консолидированная, без всякой неоднозначности, поддержка Израиля в его борьбе с хомейнистским режимом, иранской диаспорой и оппозицией впечатляет.

Но тут стоит учесть, что израильские официальные лица и ЛОМы не рассуждают про "хороший иранец - мертвый иранец", про неисправимую ущербность иранской культуры, породившей Хомейни, и всячески подчеркивают, что ведут борьбу с Исламской республикой, а не Ираном. И отменить "Шахнаме" не требуют, и не нудят изгнать всех иранцев из западных академических и экспертных структур.


У меня есть подозрение, что именно в те годы, когда Оренбург успел побыть первой столицой Башкурдистана (1917-18) и Казахстана (1920-25) и появилось это представление об Оренбуржье как пассивной прокладке между двумя тюркскими республиками:
https://t.me/tsarofkazan/2042

На первый взгляд и обстоятельства появления Оренбургской линии в условиях войны 1735-40 гг. тому благоприятствуют - разделение башкир и казахов прямо упоминается в докладных записках Кириллова, Татищева и Неплюева как одна из целей Оренбургской экспедиции. Но все-же если присмотреться - казахи ведь башкирам никак не помогали и в 1730-е гг. (собственно и территориальное отделение башкир от казахов имело в виду в том числе прекращение пограничных конфликтов между ними), и в 1920-е.


В Средневековой Европе было 3 варианта сословного позиционирования жителей районов расселения лично свободного крестьянства.

1) В странах басков и "Зеленой Испании" большинство добилось номинальных прав дворянства.

2) В Фрисландии, Исландии, высокогорных кантонах Швейцарии, до шведского завоевания на Готанде, они остались крестьянами, и именно в этом качестве самоуправлялись.

3) Ну и промежуточный вариант казаков и секеев, которые дворянами не были, но получили специфический статус выше крестьянского.

Навскидку можно предположить, что это связано с силой и степенью влияния монаршей власти в соответствующим регионе.


У постсоветских людей очень странные представления о Латинской Америке вообще и американской политике там в частности. Скажем, Мексика держится в орбите США исключительно за счет экономических (включая трудовую миграцию) средств. Последнее вторжение американских войск в Мексику - рейд Першинга в 1916 г., состоявшийся в ответ на набег Вильи на американскую территорию. С тех пор много чего было, включая национализацию собственности американских нефтяных компаний в Мексике в 1940 г. Карденасом (до сих пор не вернули).

Антиамериканизм (хотя бы на словах) - неотьемлимая часть мексиканской политической культуры, и США к этому относятся с пониманием, business as usial. Для роспатриотов, устраивающих дикие истерики про куколдизм каждый раз, когда дипломатия РФ проявляет элементарный политес в отношении "русофобских" (то есть не желающих войти в состав РФ) постсоветских государств, это нечто невообразимое. Потому они в своем воображении подменяют реальность фантасмагорическими картинками из эпохи дипломатии канонерок.




На текущий год приходятся юбилеи двух памятных событий:
1. 1800-летие основания державы Сасанидов (победа перса Ардашира над войском парфянского Артабана IV и последующее принятие титула "царя царей").
2. 1700-летие закладки "Рима2.0" - Константинополя.


ЦАРЬ КАЗАНСКИЙ dan repost
День космонавтики можно было бы увязать с прошлым и будущим страны. С умением русских и всех народов России адаптироваться к довольно суровым условиям жизни, и с перспективой освоения ближайших небесных тел. «Смогли жить в Мангазее в 17-м веке, сможем и на Церере в 22-м». Но пока перед страной совсем другие вызовы и задачи.


Почему швейцарцы и голландцы отделились от немцев?

В эпоху Реформации у них сформировались свои политические традиции на базе политического кальвинизма, хотя нациегенез вовлек и католиков, которые ныне преобладают в обеих странах. А у голландцев и литературный язык.

Это было юридически зафиксировано в 1648 (год восстания Хмельницкого кстати) выходом их, согласно Вестфальскому миру, из состава Священной Римской империи, которая с тех пор характеризовалась балансом католиков и лютеран. Примечательно, что австрийцы, при всей своей особости и формировании по итоге мировых войн политической нации, все-таки остаются немцами (на немецкой вики есть статья Österreichische Identität, но нет Österreicher), а вот швейцарцы и нидерландцы - уже нет. Наверное, здесь немалую роль играет и то, что в обоих мировых австрийцы были с немцами по одну сторону баррикад, и особая диалектная близость баварцев с австрийцами.

Примечательно, что фламандцы, в 1830 г. предпочевшие католическую общность с валлонами, ныне раздумывают, на случай распада Бельгии, между вариантами формирования особой нации и федеративного объединения с Нидерландами, но с немцами никакой общности точно никто не ощущает. А вот жители района Эйпен-Мальмеди, успевшие пройти двухвековую школу жизни в Пруссии и Втором Рейхе и отвоевать за кайзера ПМВ, после принудительного присоединения к Бельгии в 1919 г. не приткнулись к фламандцам (для чего были примордиальные основания), а предпочли позиционировать себя немецким национальным меньшинством.


А по-сербски бобр - добр.


Теперь-то мы знаем, что Bobr-kurwa не просто так сиганул в речку, а по заданию Agencja Wywiadu отправился в Орск.


Проверил - нууча это даже не пейоратив, а вполне конвенциональный этноним русских в саха тыла. Хотя этимологически оно имеет те же коннотации, что "рюсся" в суоми и особенно "гьасхи" (изначально - казак) в нахских. В финнском в качестве конвенционального было в XIX в. принято "вене" (из эстонского - по древним венедам) и в чеченском "орьси". Собственно и в якутском название страны - Арасыыйа. Но этноним остался исходный.

Вообще забавно, когда деколонизаторы используют в качестве этнонима/политнонима московит/москаль. Потому что подобную терминологию использовали только в Западной и Центральной Европе и в Османской империи (мусков в турецком и мускоф в греческом). Сами народы Сибири, Урала, Поволжья и Кавказа, соприкосавшиеся с русскими непосредственно, использовали либо производные от нашего самоназвания - типа урыс/орыс, либо связанные с казачеством, либо описательные, как у лоураветлан, "настоящих людей" (чукчей), которые сначала назвали русских "тангытан" - Враги, а после замирения - "лелювылуыт" = "бородатые люди с кораблей".

В китайском используется "ылоусы" (на самом деле китайское произношение слова "Россия"), а во вьетнамском "Нья" (вьетское чтение китайских иероглифов). Также в китайском использовались слова со значениями "воинственные" (во времена Албазинской войны 1657-88 гг., когда состоялось первое знакомство), "носатые", "люди голодной страны". Но опять-таки никаких московитов.


Video oldindan ko‘rish uchun mavjud emas
Telegram'da ko‘rish
WHITE DEVIL

Долго я жаловался, что русская литература не дала нам образов сильных людей - русских колонизаторов. Сплошные слабаки и ничтожества, на фоне которых даже депрессивный лихач Печорин уже выглядит неплохо, а просто нормис Гринёв - воплощение триумфа воли.

Наконец, устав от бестолковости совковой русни, якуты подарили нам практически джеклондоновский образ Неукротимого Белого Человека (это вообще ни разу не означает "хорошего человека" или "образца для подражания") в лице Кости Хрущова (смотреть отрывок до конца). Самое досадное, что фильм "Нууча"* был запрещен за разжигание межнациональной розни, причем под аплодисменты тупых рунатов.

*нууча - староякутское слово, обозначающее злого духа. После прихода казаков стало обозначить их, а затем устоялось как пейоративное обозначение русских в целом. Буквально White Devils.


Лея Сейду, которая сыграла эпизодическую, но яркую роль графини Марго Фенинг, заставила меня провалится в кроличью нору. Она родилась в 1985 г. в семье кинобизнесмена Анри Сейду и актрисы Валери Шлюмберже. Отец Анри, Жером, видный бизнесмен в сфере телекома, родился в 1934 г. в семье одного из основателей французской киноиндустрии Рене Сейду (потомка видного историка и политика, премьера при Луи-Филиппе Орлеанском, провансальца Франсуа Гизо) и Женевьевы, вы будете смеятся, Шлюмберже. Она была дочерью Марселя и племянницей Конрада, эльзасских геологов, и основателей компании (ныне ТНК), названной по их фамилии, известной каждому, хотя бы косвенно связанному с нефтесервисным бизнесом во все мире. Жером был женат не на Шлюмберже, но что подозрительно, тоже эльзаске Элен Цумбихель.


Посмотрел намедни вторую часть.

Фильм хорош, сьемки и аудиоряд шедевральны. Смотреть, по крайней мере в первый раз - обязательно в кинотеатре. Но сюжет упрощен. Некоторая затянутость первой части удачно контрастирует с динамизмом второй. Вильнёв даже отказался от фирменных прогонов. Но ради динамики все действо с книжных 5 лет сократили до 5-6 месяцев, так что Алия не успела родится и присутствует лишь в виде голоса из чрева Джессики. И смертельный удар дедушке Владимиру наносит не Дева Ножа, а сам Пол.

Тут вспомнилось, что РЛО-патриоты, свято убежденные в том, что вся мировая (и уж по крайней мере англосферная) культура посвящена исключительно курощению Матушки, спешат видеть себя в любых отрицательных персонажах - будь то орки или Харконнены. Но суть как раз в том, что Джессика дочь Владимира, и в Поле тоже течет кровь Харконненов, и без неё не сложилось бы необходимой для становления Квисац Хадераха генетической комбинации. У самого Герберта этот момент более акцентирован уже в "Мессии..." и "Детях...", но Вильнёв, уже зная, что будет 3-я часть, обозначил его сходу.

Каст по прежнему хорош. Не буду даже ныть, что среди фрименов слишком много негров. Единственно что Ирулан выглядит простушкой. Возможно, это просто на контрасте с роскошной Вирджинией Мэдсен из фильма Линча. Ну и Зендайя объективно не актриса, а модель. Зато Броллин и Фергюссон идеальны.




Археология довольно плохо фиксирует миграции славян в рамках Руси на северо-восток, но есть как минимум одно яркое исключение.

Вятичи в IX-X вв. жили преимуществено в нынешней Орловской области и на юге Калужской - до Угры. Крупнейшим их культовым и политическим центром (как Ретра у лютичей - все славянские племенные княжения являлись прежде всего религиозно-ритуальными объединениями) было Чертово городище под Козельском.

В XI в. они оказались самыми упорными из всех противников христианизации и власти Киева, и под давлением ратей Владимира Крестителя, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха (который именно с ними воевал больше всего) начали массово переселятся подальше от Киева и Чернигова (князям которого была уделена их земля), в междуречье Угры и Москвы, по Оке до Рязани и в нынешнюю Тульскую область. Этот процесс упомянут, например, в статье А. В. Григорьева "Население междуречья Днепра и Дона в VIII-первой половине XI века". Ко времени их хотя бы формально окончательного крещения (уже после основания Москвы и Тулы в 1147 г., хотя отдельные упоминания о вятичах-язычниках относятся к Белеву и 1440-м гг.) основные городища вятичей располагались по левобережью Угры.

После разрушения Чернигова и Киева монголами, во второй половине XIII в., гордища вятичей стали центрами "верховских (то есть в Верхнем Поочье) княжеств"*, причем многие ветви якобы Рюриковичей, просходящие от их правителей (например от удельных князей Оболенска) по Y-хромосомам не Рюриковичи N1, но автохтоны, отдаленно родственные лехитам, с R1a.

*со временем к Верховским расширительно стали также причислять княжества, возникшие на былых землях радимичей в Верхнем Подесенье и северы в Верхнем Посемье.

20 ta oxirgi post ko‘rsatilgan.