👆В османской публицистике второй половины XIX в. проблема слабого роста мусульманского, и особенно анатолийско-турецкого, населения обсуждалась активно, и при этом основной упор делался на то, что мусульманские молодые мужчины с 1840-х гг. несут тяготы службы в новоучрежденной регулярной армии, а христиане и евреи от них откупаются. Это обьяснение было общим местом, но оно недостаточно.
В Болгарии после Освобождения общины поменялись местами - теперь христиане служили в армии, а мусульмане платили налог за освобождение от службы. Однако при этом максимум рождаемости болгар был отмечен в 1900-1912 гг. - у поколения, которое выросло уже в автономной Болгарии и прошло через службу мужчин в национальной армии.
У мусульман рождаемость достигла в конце XIX в. совсем низких показателей на фоне массовой эмиграции в Турцию, и начала расти с приходом XX в. В Первую мировую Болгария в связи с колоссальными потерями
https://t.me/tyrasbaibak/6936 распространила воинскую повинность на все население, естественно отменив налог за освобождение от службы, а в Интербеллум в Болгарии произошло постепенное уравнивание сторонников разных конфессий в гражданских правах и обязанностях, но имено с 1925 г. мусульмане имели рождаемость выше, чем у православных.
Максимум разрыва пишелся на времена НРБ, когда лишь волны репатриации турок в Турцию в 1944-52 и 1985-89 гг. (причем первая была организована скорее турецким правительством и лидерами болгарской уммы, а вторая стала следствием "Возродительного процесса" национал-коммуниста Живкова) предотвратили опасный рост их доли, аналогичный росту пропорции албанцев в Северной Македонии. В целом траектория развития мусульманских популяций Болгарии напоминала населения Европейской Турции, особенно илов Эдирне и Киркларели, которые лишь из-за свары между союзниками по Балканской коалиции в 1913 г. не стали Одрином (а так-то он Адрианополь
https://t.me/tyrasbaibak/4735) и Лозенградом.
После падения коммунизма показатели болгар и турок стали сближатся, и ныне практически сравнялись, а выделяются лишь цыгане (независимо от религии). Впрочем, после 2007 г. основным фактором демографических изменений (как и в Румынии) стала эмиграция в Западную Европу, в которой диспропорционально сильно представлены меньшинства, особено цыгане. Самая же низкая в Болгарии рождаемость в области Смолян - традиционном ареале помаков, в котором наряду с высокой долей болгар-мусульман наблюдается самая высокая в стране доля атеистов.