✅ Имам если помолился и вспомнил что у него нет омовения
📚 Сказал имам аль Хиракы в "Мухтасаре": "Если имам забыл что он не в омовении, и помолился с людьми будучи в состоянии большого или малого осквернения - то должен восполнить молитву лишь он один"
📘 Сказал имам Ибн Кудама в шархе:
وجُمْلَته أنَّ الإِمامَ إذا صَلَّى بالجَمَاعَةِ مُحْدِثًا، أو جُنُبًا، غيرَ عَالِمٍ بحَدَثِه، فلم يَعْلَمْ هو ولا المَأْمُومُونَ، حتَّى فَرَغُوا من الصَّلاةِ، فصَلاتُهم صَحِيحَةٌ، وصَلاة الإِمامِ باطِلَةٌ. رُوِىَ ذلك عن عمرَ، وعُثْمَانَ، وعليٍّ، وابنِ عمرَ، رَضِىَ اللَّه عنهم. وبه قال الحسنُ، وسعيدُ بنُ جُبَيْرٍ، ومَالِكٌ، والأوْزاعِىُّ، والشَّافِعِىُّ، وسُلَيْمَانُ بنُ حَربٍ، وأبو ثَوْرٍ. وعن عليٍّ أنه يُعِيدُ ويُعِيدُونَ. وبه قال ابْنُ سِيرِينَ، والشَّعْبِىُّ، وأبو حنيفةَ، وأصْحابُه؛ لأنَّه صَلَّى بهم مُحْدِثًا، أشْبَهَ ما لو عَلِمَ. ولَنا، إجمَاعُ الصَّحَابَةِ، رَضىَ اللَّه عنهم، رُوِىَ أن عمرَ، رَضِىَ اللهُ عنه، صَلَّى بالنَّاسِ الصُّبْحَ، ثم خَرَجَ إلى الجُرْفِ، فأَهْرَاقَ الماءَ، فوَجَدَ في ثَوْبِه احْتِلامًا، فأعادَ ولم [يُعِدِ النَّاسُ] وعن محمدِ بنِ عَمْرِو بنِ المُصْطَلِقِىِّ (2) الخُزَاعِىّ، أنَّ عُثْمَانَ صَلَّى بالنَّاسِ صلاةَ الفَجْرِ، فلمَّا أصْبَحَ وارْتَفَعَ النَّهَارُ فإذا هو بأثَرِ الجَنَابَةِ. فقال: كَبُرَتْ واللهِ، كَبُرَتْ واللهِ. فأعادَ الصَّلاةَ، ولم يَأْمُرْهُم أن يُعِيدُوا. وعن عَلِيٍّ، أنَّه قال: إذا صَلَّى الجُنُبُ بالقَوْمِ فأتَمَّ بهم الصَّلاةَ آمُرُه أن يَغْتَسِلَ ويُعِيدَ، ولا آمُرُهم أن يُعِيدُوا. وعن ابنِ عمرَ، أنَّه صَلَّى بهم الغَدَاةَ، ثم ذَكَرَ أنه صَلَّى بغيرِ وُضُوءٍ، فأعَادَ ولم يُعِيدُوا. رَوَاهُ كُلَّهُ الأثْرَمُ. وهذا في مَحَلِّ الشُّهْرَةِ، ولم يُنْقَلْ خِلافُه، فكان إجْماعًا ولم يَثْبُتْ ما نُقِلَ عن عَلِيٍّ في خِلافِه
"Суть этого, что имам, когда он помолился с джаматом в состоянии осквернения малого или большого - и не знал об этом ни он, ни те кто читали за ним, так, что закончили молитву - то молитва людей достоверна, а молитва имама недействительна.
Передано это от Умара, Усмана, Али, Ибн Умара, да будет Аллах доволен ими
И также сказали аль Хасан аль Басри, Саид ибн Джубейр, Малик, Аль Аузаи, аш Шафии, Сулейман ибн Харб и Абу Саур.
И передано от Али, что он сказал: "Восполняет молитву как имам, так и те кто за ним читали", и это мнение Ибн Сирина, аш Шаби, Абу Ханифы и его сторонников - потому что он молился с ними не в омовении, и это похоже на ситуацию осознанной молитвы.
Наш же довод - единогласие сподвижников, передано от Умара, что он молился с людьми фаджр, затем вышел к берегу и попала вода , и он увидел, что на его одежде есть следы поллюции, и повторил молитву, а люди не повторяли.
И передается от Мухаммада ибн Амра аль Мустафалаки аль Хузаи, что Усман молился фаджр с людьми, и когда наступило утро и стало светло, он увидел следы полового осквернения, и повторил молитву, и не приказал людям повторять
И от Али, что он сказал: "Если человек молился с людьми будучи оскверненным половым осквернением, то я приказываю ему сделать гусль и повторить молитву, а им не приказываю повторять"
И от Ибн Умара, что он молился с людьми зухр, затем вспомнил что у него не было малого омовения, и он повторил молитву, а они - нет.
Все это передал аль-Асрам.
И этот хукм - был известен, и не передано противоречия ему, и это является единогласием. И недостоверно от Али то, что противоречит этому"
Источник: "Аль Мугни", 2/505