Несколько фактов из онтолингвистики
⭐️
#lynskaya_lite
#Лынская_статья
Психолингвистика – это не только про сложное, но и про относительно простое – онтолингвистику, всем почти известное. Почему "почти"? Потому что есть влияние мифа о том, что в последние годы изменились возрастные нормы появления речевых явлений. Коллеги и родители, уже избавьтесь от этой иллюзии! Она очень опасна. Мы не норму должны подстраивать под стремительно распространяющуюся патологию, а стремиться к тому, чтобы патологии было меньше.
Итак, несколько фактов из онтолингвистики (раздел психолингвистики).
1️⃣ Почти все вокализации новрожденных состоят из одного гласноподобного звука "а", который с рождения имеет разную интенсивность, а к 2 месяцам разную интонационную окраску (первые признаки аутизма и умственной отсталости выявить можно именно в этот период по отсутствию таковой окраски в крике).
2️⃣ Начало гуления совпадает с началом комплекса оживления, и это 2,5-3 месяца.
3️⃣ Начало лепета совпадает с навыком сидения 6-7 месяцев, при этом имеется в виду лепет с одним шумовым началом (папапа, мамама), а когда в лепете появляются разные шумовые начала (ва-ма-ля), ребенок начинает ползать на-четвереньках (7-8 месяцев). И, если эта последовательность иная или разнесена во времени - это 100 % признак асинхронии, время бить тревогу.
4️⃣ Начало ходьбы в норме – это не от 9 до 15 месяцев, как пытаются убедить нас люди, которые не хотят сталкиваться с неприятными мыслями, а строго 12-13 месяцев! Начало ходьбы в 14 месяцев – это задержка, в 9 месяцев – излишне ранняя ходьба. И задержка, и ранняя ходьба – НЕ норма, не нужно ждать, особенно, если время начало ходьбы не совпало (+-2 недели) с появлением указательного жеста и первого слова (уже не лепета, а именно слова, когда мама – это четко мама, а не мамамама в ситуации физического удовольствия).
5️⃣ 18-20 месяцев для девочки, 20-22 месяца для мальчика – это предел для возникновения двухсловной фразы в норме (more water – у англичанина, мама пить – у русского, не важно, какой язык – нормы одинаковы!!). Мальчики и девочки – в разные сроки ввиду разного типа созревания мозжечка.
6️⃣ 6 лет – возраст, когда усвоен весь язык, все его регулярные правила, детали могут продолжать изучать до 10 лет.
Ну, и наконец, 3 важных факта для организации коррекции:
1) в день ребенок в норме усваивает от 5 до 10 слов;
2) для полноценного овладения языком в 6 лет, у ребенка должно быть не менее 10.000 часов часов практики понимания речи и разговора без перерыва;
3) для того, чтобы появилась фраза из 2 слов, объем словаря должен составлять от 50 до 100 слов. Меньше – фраза не появится по законам нормы; если слов больше, а фразы нет – это искажение развития.
© Марианна Лынская | подписывайтесь