Исследование аудитории Telegram
70 000
анкет900
каналов7 500
чатов4 m
просмотровГеография русскоязычных пользователей Telegram
Наше исследование поддержали не только российские (60%), но и белорусские (17%) и украинские (13%) каналы, группы и чат-боты — там, где результаты опроса значимо отличались для жителей трех стран, мы даем возможность сравнить распределения. Всего в опросе приняли участие 70 тысяч жителей более чем 70 стран.
География опрошенных
С 2019 года распределение по городам почти не изменилось — Москва лидирует с 33%, Санкт-Петербург — с 13%, а дальше идут крупные города-миллионники. По регионам все также предсказуемо — после двух столиц лидируют Московская область (сместившая Свердловскую с третьего места, занятого в 2019), Краснодарский край, Свердловская область и республика Татарстан. В регионах с крупными центрами Telegram ожидаемо более популярен.
Распределение опрошенных по Беларуси значительно смещено в сторону жителей Минска и Минской области — 70 и 81% соответственно. Мы видели доминирование Минска как среди подписчиков крупных политических каналов, так и каналов белорусских СМИ — одним из объяснений этому может быть сильная политическая вовлеченность жителей центральной части страны. Около 30% опрошенных пользователей живут в других городах — в первой пятерке также Брест, Гродно, Гомель, и Витебск.
В украинском Telegram лидируют Киевская, Харьковская, Одесская и Днепропетровская области — вместе их жители составляют две трети опрошенных, еще треть приходится на оставшиеся регионы страны. Аналогичная ситуация наблюдается и среди городов — жителей Киева среди опрошенных около трети, затем идут жители Харькова, Одессы, Днепра и Львова.
По сравнению с Беларусью распределение гораздо более равномерное, как и в России.
Демография
Хотя в Telegram все еще больше мужчин, чем женщин, разрыв между полами за эти два года сократился с 30 до 22 процентных пунктов: если в 2019 женщин было 33%, то сейчас их уже 39%. Такое распределение наблюдается и в большинстве общетематических каналов — как в России, так и в Беларуси с Украиной.
По данным Росстата, женщин в России 54% — и в большинстве социальных сетей это распределение сохраняется. Это, конечно, не значит, что в Telegram нет тысяч каналов с преимущественно женской аудиторией — но в типичном канале мужчин все же будет заметно больше.
Как и в 2019 году, лидирует возрастная группа «25-34 года», однако общее распределение стало гораздо более «сглаженным» — пользователей «18-24», «35-44» и «45-64» теперь примерно одинаковое количество. Еще два года назад аудитории старше 35 лет было 27%, теперь же их уже почти 40% — этот заметный рост говорит о том, что теперь мессенджером пользуются не только early adopters в лице миллениалов, но и более старшее поколение.
Социальный статус и сфера деятельности
Информационные технологии, конечно же, лидируют в рейтинге сфер деятельности пользователей Telegram, однако более 77% аудитории все же трудятся в других сферах: прежде всего, в производстве и торговле.
Мессенджер стал популярнее среди занятых в образовании и здравоохранении — а, например, маркетинг, финансы и медиа чуть сдали позиции в сравнении с прошлыми годами. Маркетологов, конечно, в Telegram меньше не стало, но доля людей более привычных и популярных профессий все же выросла.
60% пользователей получили высшее образование, причем четверть из них продолжили учиться и после — получая степень магистра или второе высшее. Около 11% пользователей получают высшее образование прямо сейчас, всего 7% еще учатся в школе.
Больше половины пользователей зарабатывают до 60 тысяч рублей в месяц — что согласуется и с государственными статистическими данными. Зато с 2019 года подросла доля тех, кто зарабатывает больше 200 тысяч: таких пользователей уже 8.7%. Каждый пятый пользователь Telegram зарабатывает больше 90 тысяч — в Telegram стабильно высока доля среднего класса и даже «премиальной» аудитории, несмотря на рост популярности мессенджера в регионах и среди специалистов сфер, обычно менее доходных, чем IT.
Среди пользователей Telegram около 46% работают по найму, 11% руководят сотрудниками внутри компании, еще чуть больше 5% имеют собственный бизнес. Доля самозанятых и фрилансеров приближается к 15%. Безработных в выборке 23%, большая часть из них — ожидаемо школьники и студенты.
Использование Telegram
По данным TGStat, в русскоязычном Telegram сейчас больше 300 тысяч каналов, но половина пользователей подписаны меньше чем на 15. Резкого роста количества подписок на каналы за эти годы не произошло: больше 25 каналов в подписках сейчас у 33% опрошенных, только на 7 процентных пунктов больше, чем в 2019 году.
Благодаря тому, что "надоевший" канал всегда будет на виду в списке чатов, раздражая счетчиком непрочитанных, пользователи стараются отписываться от нечитаемого, а не набирать сотни подписок, как это обычно происходит в сетях с алгоритмической лентой.
Здесь заметен сильный перекос в предпочтениях — треть пользователей читает до пяти каналов, еще 29% — 6-10 каналов. Меньше половины опрошенных читают больше 10 каналов.
Таким образом, фокус подписчика обычно не размывается по десятку-двум каналов, а чаще всего направлен на несколько любимых источников информации.
Новостные каналы читают четыре из пяти опрошенных. Больше половины пользователей подписаны на развлекательные, образовательные или политические каналы — причем последние стали сейчас на 14 процентных пунктов популярнее у аудитории, чем в 2019 году, что можно связать с тем, как быстро после разблокировки Telegram мессенджер набрал популярность у политиков и журналистов, привычных пользователям по теле- и радиоэфирам. Распределения проверялись на срезах подписчиков каналов разных тематик, чтобы исключить перекос из-за распространителей опроса.
Интересно, что у 27% пользователей есть друг, который ведет в Telegram личный блог — это очень большая цифра. Если раньше за новостями из жизни друзей пользователи преимущественно шли в традиционные социальные сети, то сейчас такой площадкой может выступать Telegram.
Больше чем у 40% пользователей уведомления выключены всегда для всех каналов, еще у 38% включены для нескольких избранных. Больше чем у десяти каналов уведомления включены лишь у 10% пользователей.
Учитывая, что больше чем на 5 каналов подписано 90% аудитории, типичному администратору каналов стоит меньше волноваться о пушах и больше фокусироваться на контенте, ради которого захочется зайти даже в «замьюченный» канал.
В разных странах частота встреч с рекламой ожидаемо сильно отличается: и если в России 48% опрошенных говорят, что встречают рекламу часто или очень часто, то в Беларуси, например, рекламный рынок развит слабее — всего 22% аудитории отметили распространенность рекламы, а 18% и вовсе не видели ее никогда. В украинском сегменте рекламы много, причем тех, кто отметил, что видит рекламу «очень часто», почти в два раза больше, чем в России.
Всего 17% пользователей поддерживали авторов контента в интернете материально, большая часть — единоразовыми переводами. Еще 56% не планирует участвовать в подобном, 27% пока не пробовали, но собираются.
Это продолжение предыдущего вопроса — тема донатов и подписок особенно интересна в связи с тем, что Павел Дуров анонсировал появление донатов и платных подписок на каналы в Telegram.
Почти половина пользователей отметили, что хотели бы поддержать авторов каналов, на которые подписаны, а 9% уже делали это, хотя нативных инструментов и не было пока представлено.
К 2021 году Telegram становится все более и более распространен как бизнес-мессенджер, хотя платных расширенных возможностей для бизнеса в нем еще не было представлено. 38% опрошенных используют его для рабочих переписок с коллегами, 17% — для переписок с клиентами. Каждый второй общается в групповых чатах, а ботов использует каждый третий — что чуть меньше 42%, отмеченных в 2019 году.
Каждый второй пользователь звонит в Telegram, и половина из них делает это с видео. Почти половина опрошенных используют голосовые сообщения (что согласуется с данными из других социальных сетей), а треть отправляет полюбившиеся «кружочки» — видеосообщения. Голосовые чаты пока распространены меньше, но тоже набирают популярность — каждый четвертый участвовал в них в группах, а каждый пятый — в каналах. Архив помогает скрывать чаты 44% пользователей. Интересно, что по умолчанию для того, чтобы появилась возможность распределять чаты по папкам, у пользователя должно быть больше ста чатов в чат-листе — но почти 40% опрошенных отметили, что используют папки для категоризации каналов и чатов.
Российских пользователей, у которых все знакомые доступны в Telegram, пока всего 11% — существенно меньше, чем в Украине (26%) или Беларуси (17%).
61% опрошенных россиян могут связаться через Telegram с более чем половиной своих контактов. Все же слишком высока доля тех, кто пока делает выбор в пользу WhatsApp, VK или даже Instagram. Для пользователей из Беларуси и Украины эта цифра резко выше — 75% и 80%, соответственно.
Было особенно интересно изучить, какие чаты «привязывают» пользователей к Telegram: пользователь может общаться с другом в Instagram, VK и Snapchat одновременно и переходить из одного приложения в другое, но если у него есть групповой чат с кем-то — он скорее всего более тесно «привязан» к конкретной социальной платформе.
У 65% опрошенных есть в Telegram чат с друзьями, еще у 41% — с коллегами по работе (и это не обязательно рабочий чат — Telegram как корпоративный мессенджер используют чуть меньше людей). У каждого третьего (и это огромный показатель) есть групповой чат с членами семьи. Отдельно отметим, что, хотя значимого отличия между странами в большинстве категорий замечено не было, в Беларуси сильно больше домовых чатов — 31%.
У российских пользователей Telegram мессенджеры выстроились в следующий рейтинг по популярности: WhatsApp (с фантастическими 81%), сообщения ВКонтакте (47%) и Instagram Direct (40%). Среди мессенджеров, известных в первую очередь благодаря аудио и видео-чатам, выделяются Zoom (20%), Discord (17%) и Skype (15%).
В Беларуси WhatsApp занимает лишь четвертое место, а на первом — исторически белорусский Viber. Skype в Беларуси обгоняет и Zoom, и Discord — инструментом пользуется каждый четвертый из Telegram-аудитории.
В Украине распределение больше похоже на белорусское, но со своей спецификой — ВКонтакте в стране заблокирован, а потому им пользуются лишь 11% опрошенных. Instagram (59%) стремится обогнать Viber (70%), а с Zoom (27%) соревнуется Discord (аналогично, 27%).
75% опрошенных отмечают, что Telegram для них — главный источник новостей. Почти 70% пользователей выбирают Telegram в том числе из-за того, что он, по их мнению, удобнее аналогов (с чем и правда трудно поспорить).
Только у 45% опрошенных большая часть личного онлайн-общения проходит в Telegram: это меньше половины пользователей, и роста данного показателя за два года замечено не было (43% в 2019 году). Хотя Telegram и вырос более чем в два раза, мессенджер пока что остается для значительной части пользователей скорее второстепенным, чем главным средством общения.
Интересно, что Telegram многими используется и для довольно утилитарных нужд: пересылка файлов или ссылок с одного своего устройства на другое (почти каждым вторым), создание заметок (35%), облачное хранилище (27% опрошенных).
В целом, разобраться с Telegram довольно легко. Однако 21% пользователей из России отмечают, что у них возникают сложности с тем, чтобы разобраться в новых фичах после обновлений — и хотя это и небольшая часть пользователей, но важно, чтобы Telegram не забывал о них и обучал своих пользователей новым возможностям.
Этот график особенно интересен из-за того, при каких обстоятельствах Telegram стал популярен в России, Беларуси и Украине. В Беларуси это — политический активизм, и тема безопасности из-за этого особенно важна для аудитории — ее отметили 74% опрошенных, против 57% в России.
При этом значительной разницы в использовании по-настоящему защищенных инструментов между странами не отмечается: в Украине чаще обращают внимание на «эмоджи безопасности» при звонке, а в Беларуси на 4 процентных пункта чаще запускают секретные чаты, но в целом — и секретные чаты, и механизмы проверки надежности звонка во всех трех странах одинаково не востребованы, несмотря на декларируемую важность безопасности: для пользователя достаточно уверенности, что площадка не поделится данными с кем-либо.
Несмотря на разблокировку Telegram в России, выступления представителей мессенджера на государственных форумах и слухи (затем опровергнутые) о финансировании мессенджера связанными с государством структурами, доверие опрошенных россиян к Telegram в целом не изменилось: стали доверять меньше только 12%, стали доверять больше — 17%.
Однако в Беларуси доля тех, кто стал доверять мессенджеру больше, причем в два раза превышает российскую — целых 35%. Это можно связать с публичной поддержкой мессенджером протестующих (стикеры с флагом, показательный опрос и отказ блокировать определенные каналы).
Исследование администраторов Telegram
Пол
7 из 10 администраторов каналов — мужчины. Разрыв между женским и мужским полом среди администраторов заметно выше, чем среди других пользователей. По статистике, в большинстве социальных сетей контент чаще создают женщины — и вероятно, Telegram также будет двигаться в этом направлении.
«Автором канала может быть каждый» — как минимум, в контексте возраста.
Администраторов старше 45 в среднем меньше, чем в общей выборке (10% против 18.5%), но в целом — возраст администраторов и возраст типичных пользователей практически не отличаются по распределению.
Хотя кажется, что пик популярности Telegram как платформы для блогов прошел несколько лет назад, 43% из опрошенных 11 тысяч администраторов завели свои каналы только в этом году.
Большинство администраторов (60%), конечно, ведут один канал — но два и более есть у целых 40% авторов. Больше 5 каналов (чаще всего — сеть) ведут 4.3% авторов.
Если смотреть только среди администраторов, для которых канал является источником дохода, распределение будет другим:
— один канал ведут 47% администраторов,
— 2-5 каналов — 45%,
— больше 5 каналов — 8%.
Подавляющее большинство администраторов не используют внешние инструменты и публикуют свои посты напрямую в канале — уже довольно давно в Telegram можно публиковать отложенные записи через нативный интерфейс.
22% администраторов выбирают Telegram-ботов, только 3.4% — веб-сервисы, а кросс-постят всего 1% администраторов.
57% администраторов не думают о статистике своего канала или смотрят только базовые показатели, которые всегда на виду — количество подписчиков и просмотров.
Сервисы аналитики для изучения своих же каналов выбирают 26% администраторов, а внутренней аналитикой Telegram пользуются 35%.
Большинство администраторов каналов не покупает рекламу вовсе — таких почти 77% опрошенных.
Из тех же, кто покупает, половина закупается в тех каналах, которые читают сами. Примерно столько же (50%) ориентируются на каталоги и сервисы аналитики, а 27% — смотрят на различных биржах.
У 11% есть менеджер, который ищет каналы для закупок рекламы.
Когда дело доходит до покупки рекламы, большая часть администраторов (64%) изучают статистику выбранного канала на сервисах аналитики.
Интересно, что медийность канала или его автора при выборе площадки для рекламы важна только для 22% опрошенных.
Когда мы говорим об администраторе каналов, мы прежде всего представляем себе человека, одна из главных задач которого — зарабатывать деньги. Это, конечно же, очень однобокий взгляд, и исследование показывает, насколько он не справедлив для большинства авторов.
66% администраторов ведут канал в качестве хобби, и канал не приносит им деньги. Для еще 12% это и вовсе необходимость по работе.
Для оставшихся авторов распределение следующее: только 13% считают канал своим основным способом заработка, для 26% это дополнительный источник дохода, а еще 61% считают канал прежде всего хобби — но доходным.
Неожиданным стали источники заработка администраторов: только 62% зарабатывают на размещении рекламы — 23% получают доход с партнерских программ, и целых 45% зарабатывают на продажах собственных товаров и услуг.
Последний источник в таком масштабе предсказать было сложно, но нужно понимать, что у многих авторов каналов есть свои продукты, курсы или платные консультации — а для некоторых авторов канал — это способ дороже продать себя на рынке труда за счет медийности.
Telegram анонсировал нативную рекламу в крупных каналах — и 70% администраторов, которым каналы уже приносят доход, высказались о предстоящем нововведении положительно.
Однако если посмотреть срез тех, кто сейчас не рассматривает канал как способ заработка, распределение будет обратным — 63% опрошенных не хотели бы видеть на своем канале рекламу ни в каком виде. Павел Дуров писал, что нативная реклама появится только в крупных каналах — но ни размер каналов, ни возможность отключения такой рекламы пока не известны. Надеемся, опасения администраторов, для которых канал (даже крупный) — это немонетизируемое хобби, будут вскоре развеяны.
75% администраторов каналов не размещают рекламу вовсе.
Среди тех, кто все же размещает, треть делает это не чаще раза в месяц, а еще четверть — пару раз в месяц. Оставшаяся половина администраторов размещают раз в неделю или чаще, при этом есть 7% активных авторов, которые размещают рекламу несколько раз в день.
Только у 35% зарабатывающих авторов доход сошелся с ожиданиями. Еще 9% зарабатывают больше, чем изначально ожидали, а 56% все же получают меньше, чем планировали — и их доля скорее всего в реальности больше, так как при подсчете не учитывались те, кто вовсе не зарабатывают, потому что не смогли начать.
При подсчете не учитывались те, кто ранее указывал, что канал не приносит доход — и тем не менее, почти каждый пятый автор зарабатывает меньше тысячи рублей, а еще 25% — до пяти тысяч/месяц.
При этом почти 13% авторов получают больше 90 тысяч, а 3,4% авторов имеют доход свыше 300 тысяч рублей/месяц. Это распределение еще раз показывает, что для большинства владельцев каналы — это хобби, способ самовыражения, а не работа ради денег.
Сколько вы суммарно зарабатываете в месяц на рекламе со всех своих каналов?
- Рубли
- Доллары
Из числа администраторов, получающих доход от своих каналов — 38% оформили свою деятельность официально. Большинство из зарегистрированных — самозанятые (17.2%).
Еще 23% администраторов планируют зарегистрироваться, а для остальных 39% эта идея не близка.
Четырем из пяти администраторам в Telegram предложения о размещении рекламы приходят сами, без активного поиска со стороны самого администратора.
Каждый третий администратор при этом пишет другим администраторам с предложением купить у него рекламу, и только 9% авторов связываются напрямую с брендами.
Биржи даже в 2021 все еще не очень популярное явление.
78% авторов получают заявки на размещение рекламы только напрямую. Еще у 12% есть немного заявок с бирж, 4% получают предложения поровну с бирж и за счет прямых обращений, еще 4% большую часть заявок получают с помощью бирж.
Исключительно через биржи пока что работает лишь 2.2% опрошенных администраторов.
24% администраторов помечают рекламные посты специальной меткой, еще треть выбирают, ставить метку или нет, в зависимости от ситуации.
43% авторов никак не помечают рекламу — чем, конечно, расстраивают своих читателей.
Исследование рекламодателей Telegram
Пол
Среди администраторов 70% мужчин, среди общей выборки их уже 61%, а среди представителей бизнеса такого перевеса и вовсе не наблюдается: 53% мужчин и 47% женщин.
Типичный рекламодатель — человек в возрасте от 25 до 34, причем почти 20% — это владельцы бизнеса, еще 25% — руководители внутри компании.
Среди опрошенных рекламодателей примерно одинаковое количество тех, кто только начинает рекламироваться в Telegram, провел несколько рекламных кампаний и рекламируется на постоянной основе.
Наиболее популярная цель рекламной кампании в Telegram — ожидаемо performance-реклама. Однако интересно, что больше 40% рекламодателей также заинтересованы в brand-awareness рекламе, где важны не покупки или подписки, а охваты и рост узнаваемости бренда.
Каждый пятый рекламодатель утверждает, что продвижение через Telegram было более эффективным, нежели чем через другие источники — и это замечательно.
53% не обнаружили разницы в эффективности, однако еще 27% (каждый четвертый) считают продвижение через Telegram менее эффективным.
Подавляющее большинство рекламодателей работают с администраторами напрямую.
28% пользуются услугами посредников, а 17% используют биржи рекламы.
У трети рекламодателей бюджет довольно скромный — до 25 тысяч рублей в месяц. При этом 20% рекламодателей тратят на кампании в Telegram больше 250 тысяч рублей.
Бюджет рекламодателей в Telegram
- Рубли
- Доллары
Среди рекламодателей сервисы аналитики каналов популярны примерно так же, как и среди администраторов — около 64% представителей бизнеса ищут каналы через специализированные сервисы.
27% используют биржи,
25% в выборе каналов полагаются на агентства.
Медийность канала ожидаемо в два раза важнее для рекламодателей, нежели чем для администраторов при выборе канала для рекламы. Но большинство представителей бизнеса, конечно, смотрят на цифры и графики. При этом, если для поиска каналов каждый четвертый полагается на агентства, то при выборе инициативу проявляют больше представители бизнеса, и агентствам доверяют только 16%.
18% представителей брендов хотя бы раз заказывали рекламные рассылки по ботам — что делать довольно сложно, так как никаких привычных инструментов для этого нет. Этому рынку еще точно есть куда развиваться.
22% рекламодателей пропустили пост Павла Дурова с анонсом нативной рекламы в Telegram. Среди тех, кто знает о грядущем нововведении, 89% высказываются о ней положительно — и только 11% говорят, что текущих возможностей и так хватает.
Итоги
Аудитория Telegram «нормализуется» — теперь нет резких перекосов по возрасту или доходу, и даже доля мужчин в исторически «мужском» мессенджере теперь ближе к доли женщин, по сравнению с 2019 годом.
Каналы растут, на каналы подписываются, но, несмотря на большое разнообразие ресурсов на любой вкус и цвет, типичный пользователь читает 5-10 каналов, у большинства из которых выключены уведомления. У каждого четвертого есть друг, который ведет в Telegram личный блог — и если раньше за новостями из жизни друзей пользователи преимущественно шли в традиционные социальные сети, то сейчас для некоторых такой площадкой может выступать и Telegram.
Telegram меняется, развивается, живет. Спасибо каждому, кто этому способствует.
Посмотреть статистику по интересующей аудитории
С помощью этого инструмента вы можете приблизительно оценить объем целевой аудитории в мессенджере
пользователей
* Оценка считается из смелого предположения, что выборку из 70 тысяч подписчиков Telegram-каналов можно экстраполировать на общую аудиторию мессенджера.
Организатором исследования стал крупнейший сервис аналитики Telegram-каналов TGStat.ru. С помощью поддержки всего Telegram-сообщества за две недели было собрано 70 тысяч анкет.
Исследование русскоязычной аудитории мессенджера Telegram проводилось с 26 апреля по 12 мая 2021 года при поддержке 900 различных Telegram-каналов и десятка популярных Telegram-ботов. Также, ссылка на опрос была распространена в более чем 7500 российских групповых чатов благодаря нашему партнеру, сервису аналитики и модерации групповых чатов ChatKeeperBot.
Мы благодарны каждому, кто уделил время прохождению опроса или помог его распространить, и мы очень ценим оказанное доверие.
С любовью,
Антон Проценко и команда TGStat.ru