“И ВЛАДЫЧЕСТВУЙТЕ НАД ВСЯКИМ ЖИВОТНЫМ…” Пока в мире набирают популярность движения за охрану животных как по этическим, так и по экологическим соображениям, христиане как будто спокойно продолжают есть мясо во всякий скоромный день. По крайней мере, так кажется со стороны.
Если вникнуть, то, как и со многими вопросами, окажется, что внутри христианства есть различные точки зрения на участь животных, и под каждую можно подтянуть доказательную базу из Библии.
“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.” Быт 1:26
Вот у этого “владычества” есть диаметрально противоположные трактовки. Кто-то под ним понимает “заботиться, руководить и направлять”, а кто-то - “использовать так, как вздумается”.
(1) ВЛАДЫЧЕСТВО КАК ЗАБОТАЯркие представители таких взглядов:
Франциск Ассизский, чей день памяти стал всемирным днем охраны животных; основатель методистской церкви Джон Уэсли; почитаемые в православии Исаак Сирин и Серафим Саровский.
В первой главе Бытия Господь дает людям “владычествовать” над животными, а растения употреблять “в пищу”, и говорит, что все это “хорошо весьма” (Быт 1:26-31). Приверженцы более гуманного отношения к животным в христианстве утверждают, что это и был задуманный Господом порядок до грехопадения, а все последующие указания есть животных, содержащиеся в Библии - уступка человеческой слабости.
Когда же наступит Царствие Небесное, то, “и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их” Ис 11:6, то есть люди будут мирно сосуществовать с животными. Христиане должны всеми силами приближать такой порядок уже сейчас, и чудовищно антисанитарные
условия на куриных фермах, откармливание гусей в стиле средневековых пыток, чтобы получить из их воспаленной печени
фуа-гра, а также охота ради развлечения вряд ли напоминают заповеданный Богом порядок.
Позиции активистов варьируются от более гуманного обращения к животным, даже если их продукция потом употребляется в пищу, до вегетарианства, которое впервые было институционализировано
в середине 19 века.
(2) ВЛАДЫЧЕСТВО КАК ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Наверное, самый известный сейчас современный философ в области биоэтики, Питер Сингер, до сих пор
припоминает христианам Фому Аквинского. Святой Фома призывал
не обременять себя моральными вопросами в отношении животных, так как Бог создал их исключительно для удовлетворения нужд человека. Подобных же взглядов придерживались Мартин Лютер, Джон Кальвин. В православии это наиболее распространенный взгляд, от Иоанна Златоуста и Василия Великого до современных православных блогеров (например,
этот выпуск “Райсовета” неприятно удивил циничностью).
Для такой позиции много оснований не только в Ветхом Завете, но и в описаниях деятельности Христа: он ел пасхальный ужин (включавший мясо), кормил других рыбой и не задумываясь пожертвовал стадом свиней ради спасения одной человеческой души. Его действия отражают не столько холодное отношение к животным, сколько многократно б
ольшую заботу о людях. Развивая эту идею, многие христиане предлагают сосредоточить усилия на искоренении голода и излечимых болезней среди людей, и использовать для этого животных, если необходимо.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ МЫСЛИБиблейская история разворачивалась на протяжении шести тысячелетий, и люди очень постепенно понимали, чего от них хочет Бог, в меру своей моральной зрелости. Но что во времена Авраама, что во времена Христа, этические требования Господа к своим чадам были
на порядок выше морали того времени.
Нам потребовалось 1800 лет со времен Христа, чтобы отменить рабство, но именно
христиане возглавили это движение.
Как я часто повторяю в блоге, на каждом новом поколении христиан лежит ответственность подмечать то, что упустили предшественники. Может, отношение к животным - один из вопросов, которым займется это.