Календарик НеМосквыРодился архитектор
Александр Витберг. Автор проекта храма Христа Спасителя, который начали, но так и не построили на Воробьевых горах. Друг
Герцена по ссылке в
Вятке — в «Былом и думах» писатель посвятил ему целую главу.
Он был очень чистых нравов и вообще скорее склонялся к аскетизму, чем к наслаждениям; но его строгость ничего не отнимала от роскоши и богатства его артистической натуры
(Герцен)
На свет появился в
Петербурге, в шведской семье. Имя при рождении —
Карл Магнус. В 1802 поступил в Академию художеств. За время обучения собрал все большие и малые медали Академии. Не любил копировать чужие картины, предпочитал эскизы с натуры. Был масоном.
В 1813 писал в Москве портреты участников Отечественной войны 1812 года, увлекся ее историей.
В 1814
Александр I объявил конкурс на проект храма Христа Спасителя в Москве — храм должен был увековечить победу русского народа в 1812. Откликнулись многие видные архитекторы. Император выбрал проект мало кому известного Витберга:
Вы отгадали моё желание... Я желал, чтобы он был не одна куча камней, как обыкновенные здания, но был одушевлён какой-либо религиозной идеей И вот я рассматривал до 20 проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные, Вы же заставили камни говорить
Проект утвердили, Витберга назначили архитектором храма и, заодно, директором по строительству. По проекту, храм должен был быть раза в три больше ныне существующего, из трех частей, с колоннадой из 600 колонн.
Нижний храм, иссеченный в горе, имел форму параллелограмма, гроба, тела... На этом гробе, на этом кладбище разбрасывался во все стороны равноконечный греческий крест второго храма, — храма распростертых рук, жизни, страданий, труда… Над ним, венчая его, оканчивая и заключая, был третий храм в виде ротонды. Этот храм, ярко освещенный, был храм духа, вечности, выражавшейся кольцеобразным его планом
(Герцен)
Я вообразил себе Творца точкою; назвав ее единицею, богом поставил циркуль и очертил круг, коего центр эта точка, эту периферию назвал множественностью — творением… расходящиеся ножки циркуля делают прямую линию, коих бесконечное множество... и которые, пересекаясь в центре, составляют кресты и, следственно, крестом соединяется с творцом природа. Таким образом я получил три формы: линию, крест и круг, составляющие одну таинственную фигуру
Из казны было выделено
16 млн рублей. Строить решили на Воробьевых горах — от их подошвы началось отступление Наполеона. Закладка храма состоялась в 1817. Через год Карл принял православие и имя Александр — в честь императора.
Витберг очень экономно составил смету строительства. Поначалу дела шли бодро — удалось за те же деньги нанять больше рабочих, выстроить логистику с поставкой стройматериалов. Потом ход работ замедлился, а через 7 лет стройка остановилась. Выяснилось, что миллион из казенных денег был расхищен.
Официально прекращение строительства объяснили «ненадежностью почвы». К тому времени Александр I умер.
Николай I отдал Витберга под суд. Архитектора обвинили в растрате. Многие были уверены — несправедливо:
[Витберг] оказался виноватым, будучи человеком редкой, высокой честности, который, конечно, не посягнул бы ни на одну казённую (да и никакую) копейку
(казначей комиссии сооружения храма В. Берг)
Витберга лишили дворянства, имущества и сослали в 1835 в Вятку.
Там к опальному архитектору отнеслись с уважением. В 1836 предложили сделать проект ворот и решетки городского сада — сооружение до сих пор существует.
А в 1839 в Вятке был заложен Александро-Невский собор по проекту Витберга, который горожане выбрали, отвергнув типовой проект, предложенный губернатором. 50-метровый храм с 18-метровым куполом жители назовут «витберговским».
До его освящения в 1864 Витберг не доживет. Он умрет в 1855 в нужде и унынии: многие годы архитектор возвращался к чертежам не построенного в Москве храма, дорабатывал их, так и не сумев простить себе загубленное дело.
А его собор в Вятке жизнь имел недолгую. В 1937 памятник архитектуры взорвали на кирпич.