НаучПоп


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Религия


Научно-популярный любительский канал о христианстве.
Священник, настоятель храма свт.Николая Чудотворца с.Константиновка (ЖМ) г.Казань, ст.прп. кафедры религиоведения КФУ, зам. председателя миссионерского отдела Александр Данилов.
Mail: nau4pop@mail.ru

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Религия
Статистика
Фильтр публикаций


О ДРАХМЕ

😄 Великом Покаянном Каноне вы могли услышать во второй песне следующие слова:

Засыпал страстями красоту первобытного образа, Спаситель; ее, как некогда драхму, Ты взыщи и найди.


🔠 Это отсылка на рассказ о потерянной драхме в Евангелии от Луки 15 глава 8-10 стихи:

"Или какая женщина, имеющая десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажигает светильника и не метет дома и не ищет усердно, доколе не найдет? И найдя, она созывает подруг и соседок и говорит: "порадуйтесь со мной, потому что я нашла драхму, которую потеряла", Так, говорю вам, бывает радость пред ангелами Божиими об одном грешнике кающемся"


Что такое "драхма"? Библейский словарь Элуэлла и Камфорта говорит следующее:

Серебряная монета, наиболее часто упоминаемая в НЗ, — это римский динарий или греческая драхма. Так как при раскопках было найдено мало драхм I века, возможно, в разговорной речи этот термин обозначал динарий, имевший в среднем примерно тот же размер, что и греческая драхма. В самом деле, римские власти разрешили чеканить свою монету лишь немногим греческим городам.


*️⃣ Очень хороший комментарий, на мой взгляд, дает свт.Кирилл Александрийский [перевод с английского]:

Ибо драхма - это, как я полагаю, динарий, на котором отчеканено царское обличье. Мы же, падшие и, так сказать, потерянные, были найдены Христом и преображены святостью и праведностью в образ Его, и как может кто-либо сомневаться, когда блаженный Павел написал: "И мы все с открытым лицом, отражая как в зеркале славу Господню, преображаемся в Его же образ от славы в славу, и преображает нас Господь, Который есть Дух" (2Кор.3:18). И к галатам он также посылает такие слова: "Дети мои, которых я снова в муках рождаю, пока не будет изображен Христос в вас!" (Гал.4:19).

Ибо мы были найдены, как я уже сказал, Премудростью Бога-Отца (которая есть Сын), когда божественный и умный свет воссиял над нами, и солнце взошло, и «начал рассветать день и взошла утренняя звезда» (2Пет. 1:19), согласно Писанию.


Репост из: Гусыня
Ты спишь.
Проходят дни...
Но всё как будто бы в тумане.
Горят над городом огни,
Дорога вьется под ногами.
Один маршрут -
Из года в год -
Домой, из дома и обратно;
И головы не подниму,
Бегу в неведомое завтра.
Ты спишь.
Мой дикий бег
Тебя не тронет, не разбудит,
Возможно там, в конце,
Очнешься, если время будет.
Но нам не знать наверняка -
Быть может крохи лишь остались.
Ты спишь,
Моя душа...
А может вовсе потерялась.
Проходят дни, бегут года,
И я как будто не живу.
Очнись, очнись, моя душа!
Пока не поздно...я прошу...

#гусыня_стихи #неровно #канон_андрея_критского


#мысливслух Прошу ваших молитв. Заболел. Службу и работу не оставляю, но все симптомы очевидны. Жена с дочкой тоже заболели.


Лекция по Догматике. Звонок.

Добрый день. Меня зовут Константин. Я представляю компанию МТС. У вас есть минута?
Константин, добрый день. Вы верите в Бога?
Понял. Спасибо. Хорошего дня.

*конец общения*

Без иронии. Достали. Год. Почти каждый день мне звонят из МТС и предлагают всякую ерунду. Просил. Уговаривал. Умолял. Угрожал. Блокировал. Бессмысленно. Теперь с ними я согласен говорить только о Боге. И, если честно, если они будут согласны, то буду свидетельствать о Христе операторам. Хоть какая-то польза от общения будет.


😄ашему вниманию предлагаю пост, написанный одним студентом-религиоведом, специально для моего канала. Автору огромное спасибо!

➖➖➖➖➖➖➖
ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЁМ

🤣наменитая цитата библеиста Брюса Мецгера гласит: «Перевод — искусство правильно выбирать, что терять». Речь, конечно, идёт не только о потере смысловых оттенков, будь то дополнительное значение слова или фразеологизм, который не объяснить буквально.

Нам недоступен сам фонетический облик оригинала, связи, возникающие между звуками и буквами в тексте-источнике. А именно на аллитерации и аллюзии такого рода богата Библия: взять хотя бы имена некоторых её героев.

Особенно это примечательно в рассказе о рождении Исаака:

И пал Авраам на лицо свое, и рассмеялся (וַיִּצְחָק) [ваййицхак], и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? (Быт. 17:17)


Сарра внутренно рассмеялась (וַתִּצְחַק) [ваттицхак], сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась (צָחֲקָה) [цахака] Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры сын. Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась (צָחַקְתִּי) [цахакти]. Ибо она испугалась. Но Он сказал: нет, ты рассмеялась (צָחָקְתְּ) [цахакт] (Быт. 18:12—15).


Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак (יִצְחָק) [йицхак], сын его. И сказала Сарра: смех (צְחֹק) [цехок] сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется (יִצְחַק) [йицхак] (Быт. 21:5—6).


Один и тот же глагол — צָחַק [цахак] «смеяться» — по-разному отражён в трёх главах, относясь то к Аврааму, то к Сарре, то к людям вообще.

Или возьмём детей того же Исаака:

Первый вышел красный (אַדְמוֹנִי) [адмони], весь, как кожа, косматый (שֵׂעָר) [сеар]; и нарекли ему имя Исав (עֵשָׂו) [эсав]. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту (בַּעֲקֵב) [баакев] Исава; и наречено ему имя Иаков (יַעֲקֹב) [йааков]. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились (Быт. 25:25—26).


И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного (הָאָדֹם הָאָדֹם) [hаадом hаадом] этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом (אֱדוֹם) [эдом] (Быт. 25:30).


И сказал: не потому ли дано ему имя: Иаков (יַעֲקֹב) [йааков], что он запнул меня (וַיַּעְקְבֵנִי) [ваййакевани] уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал: неужели ты не оставил мне благословения? (Быт. 27:36)


Здесь игра слов будто даже тоньше: разные, хотя и однокоренные слова используются, чтобы объяснить имена героев — или, скорее, уточнить оттенки смысла.

Только лишь в Ветхом Завете мы встречаем этот приём? И в Новом мы читаем:

родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1:21).


По-гречески объяснение звучит малоубедительно. А если перевести на иврит? Тогда оказывается, что имя Иисус (יֵשׁוּעַ) [йешуа] родственно глаголу, который здесь звучит как יוֹשִׁיעַ [йошиа] «спасёт». Не служит ли это аргументом в пользу отцов, учивших о еврейском источнике Евангелия от Матфея? Но об этом — в иной раз.

Что же скажем: значит ли это, что Писание и вовсе переводить нельзя? Вовсе нет: скорее, это учит нас не гнушаться оригиналом, переводы которого — лишь многообразные и неизбежные интерпретации (см. здесь)

#другой_автор
#библеистика


— Скажите, ребе, что будет, если я нарушу одну из заповедей? — Что будет?! Что будет… Останутся еще девять...

Умение улыбаться, как мне кажется, крайне необходимо верующему человеку. Да, мир полон жути, несправедливости и боли. Но он полон этим на протяжении всего своего существования. В этом мире человеку хотя бы иногда нужно улыбаться иначе, можно сойти с ума. Причем, возможно, именно ваша улыбка поддержит ближнего.

Как будет время, почитайте статью на Богослов.Ру "Ирония и юмор в Четвероевангелии". Там много интересного.

#юмор


❗️К нам в храм в Константиновку г.Казань требуется два человека:

🎙 Певчий. Тенор или бас. Оплатим дорогу, накормим и не обидем никак.

😌😄 Администратор групп в ВК/Телеграм. Вместе создадим и будем вести. Нужно нестандартное мышление, хоть какие-то представления о Православии и любовь к экспериментам. Очень желательно чтоб человек был из Казани. Аналогично, не бесплатно.

Все подробности или в личку, или на почту nau4pop@mail.ru


Репост из: Гусыня
Ты пламя,
зажженное Его рукой.
Утихнешь - не согреешь никого.
Решишь, что это есть покой,
Себя беречь... Ну что с того?
А вспыхнешь -
так другого обожжешь,
И может вовсе всё сгорит.
Но ты за правду,
ты не терпишь ложь!
Хоть путаешь "гори" и "жги".
Устанешь.
Игры ведь с огнём...
И пеплом серым облетишь.
Как будто позабыл о том,
Что теплохладных "исторгаю из среды".
Но светит свет,
и тьма его
Никак
не может
победить.
Ты пламя.
Зажженное лишь для того,
Чтобы согреть
и осв(я)етить.

#гусыня_стихи #неровно #дети_постмодерна


Друзья, братья и сестры. Вы часто мне присылаете нужные книги. За это я вам безмерно благодарен! Я смею просить вас опять об услуге.

Мне нужно найти Талмуд [НЕ МИШНУ] в PDF. Если не все трактаты, то, хотя бы, "Моэд". Там описывается празднование иудейской Пасхи. Если найдёте, то я буду очень благодарен.

🔠 Нет, я не тайный иудей и не собираюсь принимать иудаизм.

🔠 Это только в научных целях.

Если найдете, то присылайте на nau4pop@mail.ru

🔠🔠 Только ПОЖАЛУЙСТА только на русском языке.


Репост из: Канал Николая Антонова
У меня вышла энциклопедическая статья о самом Дионисии Ареопагите!
Так что #подборка

Писать эту статью было необычайно интересно, а Ареопагитики открылись для меня невероятной красотой и величием. Я, конечно, теоретически знал, что он хорош, но что — настолько...

Разделы статьи:
- Общая характеристика корпуса
- Иерархия
- Структура богословского знания и богопознание
- Таинства и символическое богопознание
- Учение о Троице
- Влияние на византийскую традицию (написал, конечно же, Пётр @scholarios!)
- Иное влияние

А вот сама подборка, не претендующую на полноту, но полезная для вхождения в дивный мир Ареопагитик. Ссылки даю на свой яндекс-диск или материалы в сети. Если что-то недоступно — пишите, поделюсь!

✔️ Ну, мою статью можно почитать, конечно:) А ещё можно послушать выпуск нашего с Петром подкаста о Дионисии Ареопагите. Там есть ряд неточностей, но в целом неплохо, кажется, получилось.

1. The Oxford Handbook of Dionysius the Areopagite

Большой набор исследований о разных аспектах истории бытования, содержания и рецепции Ареопагитик. Часть статей после критиковались исследователям, но в целом без него — никуда.

2. Петров В. В. Ареопагитский корпус как интертекстуальный проект

Замечательное русскоязычное введение в Ареопагитики с виртуозным анализом. Читать обязательно.

3. Его же. Таинство Синаксиса (Причастия) у Максима и Ареопагита

Статья о самом сложном, спорном и при этом ключевом для понимания общей логики корпуса аспекте — Евхаристии.

4. Афонасин Е.В. Обзор литературы об Ареопагитиках.

Очень полезный материал, где много ссылок на дальнейшую литературу. Вторая часть в этом же файле про рецепцию Ареопагитик в славянской литературе.

И еще три материала о рецепции:

5. Dionisiaca.

Это нечто.... Построчное собрание всех девяти (9!) латинских переводов О божественных именах, О мистической теологии и Писем 1-5, 9.
900 страниц. 130 мб. Сколько часов работы? не могу себе представить...

6. Краткая обзорная статья "Славянские Ареопагитики" от М. Шпаковского.

7. P. Gavrilyuk. The Reception of Dionysius in Twentieth-Century Eastern Orthodoxy

8. Прот. Павел Хондзинский занялся восприятием Ареопагитик в русском XX в. Пока вышло только: Мистическое богословие отца Павла Флоренского в контексте Corpus Areopagiticum. Но впереди еще много интересного про Ареопагита, Лосского и Лосева, например.

9. А еще я уже читал еще не вышедшую, замечательную статью о языке Ареопагитик от Т. Л. Александровой (@lateantiquity). Как выйдет — опубликую! Но не могу не привести замечательную краткую цитату оттуда:

Обладал ли автор этим [мистическим] опытом, неизвестно, потому что, в сущности, все содержание его труда, как мы видели, имеет прецеденты в предшествующей философской и богословской литературе. Но если что-то и заставляет поверить в подлинность его опыта, то это в первую очередь его язык.


#мои_тексты

Делитесь подборкой и подписывайтесь: @KAnt961


#мысливслух рядом школьники бегают вокруг школы. Сдают нормативы. Каждый раз пробегая мимо храма практически все глубоко вздыхают и кричат "Господи, помоги!".

Один раз девочка остановилась, задыхаясь, и закричала "Боженька, пожалуйста, останови это мучение".

Школьные спортивные нормативы пробуждают религиозные чувства 😁


Вылазка миссионерского отдела в г.Набережные Челны! Литургия Преждеосвященных Даров, а также лекция "Об участии верных в Евхаристии" и мастер-класс по организации библейского кружка от нашего психолога и священника о.Алексея Павлова. Я под хорошим впечатлением от поездки.

Поговорили об иудейской Пасхе и Тайной Вечере, Агапах, Евхаристии и Церкви, об изменении в практике Причастия, о том как города изменили Церковь, о подготовке, о том, что мы нужны Христу всегда, а не только в состоянии "я достоин, в дзене, в ресурсе", а также, что бывает когда Евхаристия выходит из центрального фокуса жизни общины. Было очень живо)


В современной литургической практике причащение до некоторой степени выделилось в отдельный акт. Оно, конечно, в огромном большинстве случаев совершается на Евхаристическом собрании, но совершение Евхаристии необязательно связано с причащением верных. Евхаристия может совершаться и фактически совершается без причащения верных /... /

Фактически у нас имеется Евхаристия без причащения верных, Евхаристия, на которой одна часть верных причащается, а другая нет, и почти не имеется Евхаристии, когда верующие все вместе причащаются.

/ ... / мы имеем двоякое состояние верных на Евхаристическом собрании: одно, когда верующие причащаются, а другое, когда они не причащаются. В древней церкви причащение было завершительным моментом всего Евхаристического собрания, который не мог быть оторван или выделен в самостоятельный акт. Причащались те, кто участвовал с самого начала в Евхаристическом собрании, а участвовал в Евхаристическом собрании только тот, кто причащался.

протопресвитер Николай Афанасьев "Трапеза Господня"


#мысливслух Из далёкой Европы этим летом ко мне приедут новые книги! На этот раз основной темой будут фарисеи и отношение Иисуса Христа к ним. Недавно я писал целых три поста о них. В итоге, я столкнулся с тем, что у меня очень мало литературы. Да и, банально, мне проще иметь некоторые книги в печатном формате. Их в припадке маразма сложнее удалить...

Ну а мимо книги "Кошерный Иисус" я не мог пройти ☺️


ПСТГУ приглашает к совместному научному служению в магистратуры!

Москвичи, приходите в Свято-Тихоновский университет 14 апреля (вс) абитуриентов магистратур на День открытых дверей. Те, кто не сможет прийти лично, регистрируйтесь к коллегам на онлайн-консультацию или пишите Дарье из ПСТГУ, консультанту по магистратурам: @Dasha_PSTGU

В программе Дня открытых дверей:
- индивидуальные консультации с руководителями 15 магистерских программ;
- консультации с сотрудниками Приемной комиссии;
- презентация о процессе поступления, конкурсе портфолио, системе грантов и скидок;
- общение со студентами и выпускниками;
- экскурсия по историческому зданию Московского епархиального дома.

На Дне открытых дверей диакон Евгений Лютько, PhD theol., сотрудник научного центра истории богословия и богословского образования, подробно расскажет о действующих научных центрах и лабораториях, актуальных исследовательских проектах ПСТГУ и о безграничной любви к науке, которую преподаватели и студенты стараются подогревать и умножать.

Декан Богословского факультета доктор богословия прот. Павел Хондзинский:
«Церковная наука, как и всякая другая, нуждается сегодня в центрах, где складывается устойчивая научная среда, где взаимообщение интеллектов приводит к результатам, превышающим возможности ученого-одиночки. Отличает в этом отношении церковную науку одно: сознание служения Истине. Это служение – миссия церковной науки в мире».


Дата и время: 14 апреля, 13:00.
Адрес: Главное здание ПСТГУ, Лихов пер., д. 6. с1

➡️ Регистрация на мероприятие


Репост из: Читальня
Это случилось при римском императоре Гонории в 5 веке по Рождестве Христовом. Только недавно империя стала христианской. Гонения прекратились. Вместо языческих капищ верующие могли открыто посещать храмовые богослужения. Христиан перестали кидать на арену цирков на съедение диким зверям. Казалось бы, истинная вера восторжествовала. Однако это совсем не означало, что изменились сердца людей. В Риме продолжали проводить гладиаторские бои: на потеху публике рабы продолжали убивать друг друга.

В это время в столицу для празднования Рождества Спасителя пришел христианский монах по имени Телемах. Он был строгим подвижником и аскетом. Увидев, что толпа, среди которой было и множество христиан, стекается в Колизей на очередное кровавое зрелище, он последовал за ней. Когда представление началось, Телемах проник на арену, встал между гладиаторами и закричал: «Люди, что вы делаете?! Не убивайте другу друга». Префекта Рима по имени Алипий возмутила эта сцена и он ради забавы приказал убить назойливого старика. Святой старец, одетый в рубище отшельника, был пронзен мечом и упал замертво. Это настолько поразило публику, что Колизей опустел. Резонанс у произошедшего был такой, что, когда подробности происшествия достигли императора Гонория, он своим указом запретил гладиаторские бои. Люди прекратили проливать кровь друг друга на забаву и потеху зрителям.

Что сделал Телемах? Вопреки всякому здравому смыслу и житейской логике он совершил безумный, абсурдный поступок. Однако именно благодаря ему многие жизни были спасены: он загубил собственную жизнь ради высокого смысла. Именно об этом говорит сегодня Христос: кто потеряет свою душу ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее для вечности. И, напротив, тот, кто будет чрезмерно заботится о том, чтобы сберечь ее, то есть всячески стараться обеспечить себе комфорт, достаток, довольство и безопасность, игнорируя нужды и страдания окружающих, неизбежно ее потеряет.

Так Господь призывает нас жертвовать сиюминутным, преходящим ради чего-то более великого и высокого. Не будь этой готовности, человеческая история превратилась бы в череду подлости и предательства. Но благодаря тому, что кто-то оказывается способен на подобную жертву, отказывается беречь собственную жизнь, холить и лелеять ее, в мире все еще сохраняется свет. Такие как Телемах пишут подлинную историю человечества, которую Бог сохраняет в Своей памяти для Вечности.

Путь следования за Христом – непрестанная творческая импровизация в исполнении заповеди жертвенного служения людям. А потому этот путь подобен дорожке над пропастью по прозрачному, невидимому мостику. Известно лишь направление, куда нужно двигаться, но как именно – узнаешь лишь тогда, когда дойдешь. Потому, каждый шаг – шаг в неизвестность, в пустоту. Само по себе это тяжкое бремя. Бремя не столько внешних обстоятельств, сколько того внутреннего напряжения, с которым дается каждый шаг. Однако с каждым новым отказом от себя, пренебрежением своими принципами, правилами и убеждениями ради ближнего в глубине души назревает, постепенно рождается и крепнет новое, дотоле невиданное чувство – ощущение постоянного благодатного присутствия. Это и есть ростки того, что некоторые могут увидеть уже здесь, во время этой жизни – Царство Божие, пришедшее в силе.


Всем доброе постное утро! Немного религиозного юмора из интернета.

#юмор


🕊Всех с наступающим Благовещением и серединой Великого Поста!

Как всегда есть желание сказать автору "спасибо" и поддержать труд и покупку новых книг, которые стоят как космический корабль, то ниже выкладываю реквизиты:

2200 7007 0376 4455
Банк Тинькофф
Данилов А.С
Привязана к телефону
+79600402172

Всем спасибо!


СУРОВЫЕ ДЕТИ

"Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!" (Мк.10:24)

"Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь" (Ин.13:33)

Мы, порой, забываем, кого Иисус Христос называет детьми. Это взрослые, некоторые даже в возрасте, бородатые, суровые, видавшие жизнь мужики. Среди них есть революционер, сборщик податей, рыбак и т.д. Это не наивная городская интеллигенция, не мечтатели, а люди, видавшие жизнь. И для Него, 33-летнего Иисуса Христа, они именно дети. И это удивительно.


#библеистика Интересно. Ульрих Луртц обращает внимание на то, что Заповеди Блаженства являются властным обещанием Иисуса Христа предельного счастья не "на том свете", а именно "сейчас", во время твоего земного существования. Вот, например, что он пишет:

Μακάριος — понятие изначально в греческом применяемое только к богам, в койне уже почти не отличается от εὐδαίμων и означает "счастливый" в полном, предельном смысле. Перевод "счастливый" звучит несколько банально и отодвигает эсхатологический характер обетований во вторых полустишьях.

Традиционный (немецкий) перевод "блаженный", однако, не только использует "религиозный" термин, практически не употребляемый в современной речи, но и вызывает слишком односторонние ассоциации исключительно с "загробной жизнью"/.../ Но наши заповеди блаженства призваны не утешать обещаением лучшей посмертной участи, а быть властным речевым актом, объявляющим человека счастливым здесь и сейчас
.

Ульри
х Луртц "Нагорная проповедь"

Показано 20 последних публикаций.