Книги жарь

@bookngrill Нравится 1

Literature is our type of revolution.
SoundCloud: https://soundcloud.com/bookngrill
ВК: https://vk.com/bookngrill
Мои короткие истории и упражнения @chickenchicken
Вопросы, отзывы, предложения @bookngriller
Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Книги


Написать автору
Гео канала
Россия
Язык канала
Русский
Категория
Книги
Добавлен в индекс
18.08.2017 04:32
14 Dec 2017, 12:39 (586 дней назад)
#лекции_жарь Метатекст и интертекст

В конце ноября рассказывал о гипертексте, теперь пришло время поговорить про метатекст — тему вчерашней лекции по нарратологии Александры Баженовой-Сорокиной, отличного преподавателя и автора канала @grownups_not.

Метатекст — это текст, который комментирует не излагаемый в нем сюжет, но само повествование. Текст обсуждает сам себя (особенно если героем ставновится писатель или филолог). Эту тему активно разрабатывали недавно почивший Уильям Гэсс и Роберт Алтер. По мнению Алтера, каждый роман так или иначе обсуждает другие романы, поскольку является производной предыдущей литературной традиции. До какой-то степени любой текст саморефлексивен (то есть осознает себя как текст) и самоотносим (текст рассуждает о своей текстовости). Классический пример: когда рассказчик вдруг говорит: "Ты, дорогой читатель, наверно соскучился, но я...". Так происходит метанаррация — процесс размышления нарратора о процессе повествования. Примеры: "Тошнота" Сартра (где рассказчик не может подобрать слова), "Война и мир".

Метатекст реализуется в том числе через интертекстуальность — свойство текстов взаимодействовать с другими текстами и с помощью этого взаимодействия порождать новые смыслы. Так, к примеру, "Дон Кихот" переосмысляет жанр рыцарского романа, пародируя рыцарские романы и при этом играя с цитатами к наиболее заметным произведениям жанра. При этом рассказчик постоянно "выходит" в метатекст и разговаривает с читателем, а сам Дон Кихот и Санчо во второй части читают первую часть книги о самих себе. Текст впадает в саморефлексию, словно постмодернистский роман.

В принципе, интертекстуальность — свойство любого текста, потому что у текста, как и у автора, есть культурная память, и у читателя она есть тоже. Наиболее глубокой перекличка текстов становится в том случае, когда текст на уровне символов и метафор отсылает к другому тексту. Так появляется новый смысл. К примеру, комикс "Из ада" Алана Мура насыщен символическими перекличками с работами английского художника Уильяма Блейка — масона, мистика, отлученного от церкви безумца, который, тем не менее, создавал иконические для английской культурной памяти работы. Эти аллюзии становятся для Мура способом показать двойственность английской культуры: цивилизованной и духовной с одной стороны, и кошмарной и полной скелетов в шкафу — с другой.

Постмодернисты довели интертекстуальность до возможного максимума. В качестве примера rel='nofollow'> почитайте рассказ "Настя" Владимира Сорокина 👩

А вот перекличка между "Погребенным великаном" Исигуро и выступлением школьника в Бундестаге; смерть Уильяма Гэсса за день до того, как я впервые узнал о понятии "метатекст", и то, что Герберт Уэллс в 1913 году предсказал мировые войны, появление ООН и изобретение ядерного оружия — это примеры гипертекста😈