Bunin & Co

@BuninCo Нравится 0
Это ваш канал? Подтвердите владение для дополнительных возможностей

Политическая аналитика от экспертов Центра политических технологий им. Игоря Бунина
Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Политика


Гео канала
Россия
Язык канала
Русский
Категория
Политика
Добавлен в индекс
03.10.2017 16:21
реклама
Telegram Analytics
Подписывайся, чтобы быть в курсе новостей TGStat.
SearcheeBot
Ваш гид в мире Telegram-каналов
TGStat Bot
Бот для получения статистики каналов не выходя из Telegram
7 882
подписчиков
~5.3k
охват 1 публикации
~10k
дневной охват
~2
постов / день
67.1%
ERR %
200.99
индекс цитирования
Репосты и упоминания канала
795 упоминаний канала
389 упоминаний публикаций
2610 репостов
Путин 2024
trvscience
aavst
Historypoliticus
Путин 2024
Бизнес Каталог
ФОУКС
Путин 2024
Разумный
АБХАЗИЯ-ЦЕНТР
Дежурный по СНГ
КОНСЕРВАЧ
ДУМАем
REDACTED P6 (КОТËЛ #6)
Алёхин. Telega власти
Разумный
T34
Historypoliticus
Аргументы и FUCK
Разумный
Brief @ незыгарь
Спросите у Расула
ТОЛКАЧЁВ
Новая Искренность
ИА Реалист
АБХАЗИЯ-ЦЕНТР
Дежурный по СНГ
Шулика
Таня Ф.
Мониторинг BY
Разумный
Осетия Сегодня
Осетия Сегодня
Конспирология?
Логика Маркова
Россия не Европа
Мониторинг BY
Каналы, которые цитирует @BuninCo
С берега Гудзона
НЕЗЫГАРЬ
Политбюро 2.0
Что там у немцев?
Politteh
Твиттель
В ТЕЛЕ
Якутия 2100
Политконсультант.ру
АрхитектураВласти
Толмачёв настоящий
НИИ Политсоциологии
Мизантроп-оптимист
Kkomkov
ProGermania
Bogdanov's political style
Юристы на выборах
Всем ВЦИОМ!
Политаналитика
ЭИСИ - Повестка дня
ГосСовет 2.0
Политбюро 2.0
Давыдов.Индекс
Давыдов.Индекс
Давыдов.Индекс
Давыдов.Индекс
НЕЗЫГАРЬ
Антискрепа
Митя
Трудолюбов
Хвастун и Соня
16 негритят
Кролик с Неглинной
Максим Кононенко
Политбюро 2.0
Политджойстик/Politjoystic
Антискрепа
Беспощадный пиарщик
aavst
Давыдов.Индекс
Последние публикации
Удалённые
С упоминаниями
Репосты
Bunin & Co 24 Jun, 19:52
«Считаю, что президенты двух стран должны аккуратно относиться к нашим отношениям. Наши отношения возвращаются к норме, которая основана на двух главных принципах - на вековой дружбе между народами и постоянной и плодотворной поддержке суверенитета и территориальной целостности наших стран». С таким ярким посланием к руководству Украины обратилась Саломе Зурабишвили. Президент Грузии прибыла в Киев 23 июня с официальным визитом. Согласно грузинской Конституции полномочия главы государства существенно ограничены. Но Зурабишвили, прежде всего, опытный дипломат. И ее миссия по факту выходит за формальные рамки. Она является суперминистром иностранных дел Грузии. И потому к ее сигналам стоит относиться с вниманием.

В чем же основной смысл киевского визита Зурабишвили. Украина и Грузия после распада Советского Союза стали последовательно развивать стратегическое союзничество. Киев и Тбилиси были у истоков создания ГУАМ (Организации за демократию и экономическое развитие). Их позиции по борьбе за сохранение территориальной целостности всегда были близки, как и общее стремление в НАТО и ЕС. А после «второго Майдана» внушительный «управленческий десант» во главе с третьим президентом Грузии Михаилом Саакашвили обосновался на Украине. Но остроты ситуации добавляло то, что экс-глава грузинского государства на своей родине стал политическим изгоем. Против него были выдвинуты обвинения по нескольким уголовным статьям. И хотя на украинской политической арене Саакашвили также не снискал особых лавров благорасположенность к нему сначала Петра Порошенко, а потом Владимира Зеленского создавала трения в союзе между Киевом и Тбилиси. 

Казалось бы, после отставки Саакашвили с поста одесского губернатора союзники все вопросы сняли. Но избрание Зеленского придало украинской карьере экс-грузинского президента новые импульсы. А с ними и новую «заморозку» отношений с Тбилиси. Но, похоже, сейчас союзники хотят отодвинуть этот фактор на второй план. И Украина, и Грузия хотят выработать общую стратегию по интенсификации своего продвижения в НАТО и в Евросоюз. На этом пути между Зурабишвили и Саакашвили особой разницы нет. Фактор России и Тбилиси, и Киеву видится в качестве угрозы. И после заморозки «нормализации» отношений с Россией после «ночи Гаврилова» в 2019 году власти Грузии стали занимать намного более жесткую позицию по отношению к Москве. На этом фоне руководство кавказской республики решило смягчить свои претензии по поводу гонимого экс-президента. Тем более, и западные союзники рекомендуют компромиссы. Яркое доказательство тому- риторика высокопоставленного представителя Госдепа США Филиппа Рикера, недавно посетившего Тбилиси. 

Сергей Маркедонов
Читать полностью
Bunin & Co 24 Jun, 16:35
Принятое 22 июня решение испанского правительства о помиловании 9 лидеров каталонских сепаратистов было, несомненно, сложным и рискованным. Освобождение из тюрьмы политиков, попытавшихся осенью 2017 г. отколоть Каталонию от Испании, осужденных Верховным судом на сроки от 9 до 13 лет и проведших в заключении лишь три с половиной года, по определению не могло опираться на общественный консенсус. Против помилования выступала не только правая и праворадикальная оппозиция в лице Народной партии и партии Vox. Против была настроена и бóльшая часть испанского общества, и даже некоторые деятели и сторонники правящей Соцпартии. В течение июня доля испанцев, считающих помилование оправданным, выросла, но, по недавнему опросу, доля противников составляет 55,7%. На фоне дебатов вокруг помилования рейтинг консервативной Народной партии впервые за время существования нынешнего парламента превысил рейтинг Соцпартии (соответственно 29% и 25%).

И все-таки премьер Педро Санчес решился на такой шаг. Ясно, что двигало им не человеколюбие, а политический прагматизм. Нахождение в тюрьме сепаратистских лидеров, включая Ориола Жункераса, главу партии «Республиканские левые Каталонии» и заместителя каталонского премьера Пучдемона в период попытки сецессии, поддерживало в регионе постоянное напряжение и конфронтацию с Мадридом. Отражением этого стали итоги февральских выборов в каталонский парламент, в ходе которых три сепаратистские партии увеличили свое абсолютное большинство.

Представитель партии Жункераса Пере Арагонес возглавил утвержденное в мае новое правительство. С этим правительством Мадрид надеется договориться о более конструктивных основах взаимодействия. Но в качестве условия для начала переговоров Барселона выдвигала освобождение заключенных. К тому же правительство Санчеса является правительством меньшинства и зависит от поддержки фракции «Республиканских левых Каталонии» в испанском парламенте.

Санчес постарался сделать условия помилования возможно менее раздражающими для испанцев. Предусмотрено, что помилование может быть отменено, если освобожденные в период от трех до шести лет совершат серьезное преступление. Они также не смогут снова занимать государственные посты. Обосновывая решение о помиловании, Санчес подчеркнул, что оно не ставит под вопрос вердикт Верховного суда, но призвано начать долгий путь к примирению, «открыть новую эру диалога и воссоединения».

Сторонники независимости Каталонии отнеслись к решению Мадрида позитивно, но сдержанно. Пере Арагонес заявил: «Помилования – это первый шаг к разрешению политического конфликта между Испанией и Каталонией, но они являются частичным и недостаточным решением». Он добавил, что каталонское правительство будет добиваться объявления всеобщей амнистии для осужденных по событиям 2017 г. Так или иначе, 29 июня в Мадриде начинаются переговоры между Санчесом и Арагонесом. Как ожидается, на них Санчес будет предлагать расширить полномочия каталонских властей и увеличить финансирование региона.

О том, что ход переговоров будет крайне сложным, свидетельствуют первые заявления освободившихся в среду из тюрьмы сепаратистских лидеров. Они обещали встречавшим их сторонникам продолжить борьбу за независимость. Так, Ориол Жункерас заявил: «Сегодня ничего не заканчивается. Всё продолжается. До дня победы мы продолжим работать, чтобы сделать мечту о Каталонской республике реальностью».

Александр Ивахник
Читать полностью
Bunin & Co 23 Jun, 20:17
В последние недели в Польше множатся слухи о том, что Дональд Туск, бывший глава Евросовета, а ныне председатель Европейской народной партии, объединяющей либерально-консервативные партформирования ЕС, собирается вернуться в польскую политику. 18 июня Gazeta Wyborcza сообщила, что Туск намеревается вновь возглавить либеральную «Гражданскую платформу» (ГП), которую он основал 20 лет назад. Согласно сценарию, изложенному газетой, нынешний председатель партии Борис Будка передаст руководство Туску в качестве временного лидера, а будущий съезд ГП утвердит его в этой роли. По сведениям издания Politico, кадровые изменения произойдут уже на днях. Сам Туск в июне заявил: «Я чувствую необходимость добиться возвращения демократических норм в Польшу. Я готов сделать все возможное, чтобы «Гражданская платформа» не ушла в историю».

Действительно, ГП в последние годы переживает тяжелый период электоральных поражений и внутренних распрей. Она не смогла эффективно воспользоваться ни постоянными острыми конфликтами правящей национал-популистской партии «Право и справедливость» (ПиС) с институтами ЕС по поводу отхода от принципов верховенства права, ни очевидными ошибками правительства в период пандемии, ни массовым недовольством в обществе в связи с фактическим запретом абортов осенью 2020 г. Председатель ГП Будка не имеет достаточного авторитета и харизмы и к тому же отличается непоследовательностью курса и тактическими ошибками. Рейтинг ГП снизился до рекордно низких 16%.

Дональд Туск, несомненно, является самым статусным политиком Польши. В 2007-2014 гг. он возглавлял правительство, а затем в течение 5 лет занимал один из двух высших постов в ЕС. Он обладает большим управленческим опытом, международным авторитетом, широким видением и ироничной харизмой. У него больше всего ресурсов для того, чтобы консолидировать либеральную оппозицию. Многие члены ГП с ностальгией вспоминают времена, когда Туск возглавлял партию и страну, которая при нем имела тесные связи с крупнейшими столицами ЕС и являлась влиятельным игроком в Брюсселе.

Вместе с тем, возвращение Туска не гарантирует резкого улучшения судьбы ГП и снижения популярности национал-популистов Ярослава Качиньского. В стране еще свежи воспоминания, что кабинет Туска проводил жесткий фискальный курс и повысил пенсионный возраст, в отличие от правительства ПиС, которое отменило пенсионную реформу и осуществляет щедрую социальную политику. Кроме того, переход к Туску рычагов управления партией может породить внутренние трения, вызвав недовольство нового поколения либеральных политиков. Среди них выделяется 49-летний мэр Варшавы Рафал Тшасковский, который совсем чуть-чуть уступил инкумбенту Анджею Дуде на прошлогодних президентских выборах.

Наконец, восстановлению роли ГП как основного конкурента ПиС может препятствовать и удачный старт нового партийного проекта – «Польша 2050», который создает Шимон Головня – в прошлом популярнейший телеведущий, который вел не только развлекательные шоу, но и программы на темы религии и морали. Головня – адепт просвещенного католицизма, его политические взгляды близки к христианской демократии. Он выступает за отделение церкви от политики и резко критикует ПиС за пренебрежение конституцией и правом. В первом туре президентских выборов 2020 г. Головня показал третий результат – 14%. Его совсем недавно зарегистрированная партия уже имеет поддержку 22% поляков. Новая партия, не имеющая региональной сети, похоже, заинтересована в сотрудничестве с ГП в борьбе против общего противника – партии Качиньского. Если после возвращения Туска подобный тактический союз сложится, это может серьезно повлиять на политические расклады в Польше.

Александр Ивахник
Читать полностью
Bunin & Co 23 Jun, 15:31
Бывший премьер-министр Грузии Георгий Гахария уже стал создателем собственной партии и анонсировал ее участие в предстоящих осенью муниципальных выборах. Впрочем, эта кампания будет иметь общенациональное значение. Ведь если правящая партия «Грузинская мечта» не сумеет пройти барьер в 43%, то страну в 2022 ждут досрочные парламентские выборы. Поэтому ставки в будущей борьбе за муниципалитеты Грузии будут беспрецедентно высоки. Здесь, однако есть важный нюанс. Условия, по которым пройдут выборы осенью 2021 года, были прописаны в так называемом «документе Шарля Мишеля». Свое название он получил по имени действующего председателя Евросовета. Именно он сыграл решающую роль в достижении компромисса между правящей партией «Грузинская мечта» и оппозицией. 

При чем же здесь Шарль Мишель и политические планы новоявленного оппозиционера Георгия Гахария? Экс-премьер сделал немало заявлений по внутригрузинской повестке. Но на прошлой неделе он начал масштабное зарубежное турне. Гахария начал с Брюсселя. Там он провел встречи, как с еврочиновниками (Службой внешней политики и безопасности ЕС), депутатами Европейского парламента, так и с функционерами НАТО. На этой неделе у бывшего главы грузинского кабмина в планах визит в Вашингтон.  Он уже провел встречу в Атлантическом совете, претендующем на роль «мозгового центра», формирующего стратегии по укрепления кооперации между США и их европейскими союзниками. Гахария также собирается переговорить с представителями Госдепа и влиятельными экспертами.

На Запад экс-премьер отправился не один. С ним важные члены его команды, среди которых Леван Долидзе (посол Грузии в НАТО в 2013–2014 годах). Таким образом, Гахария отправляет сигнал западными партнерам Тбилиси. Новая партия сохраняет приверженность евро-атлантическому консенсусу. И ее сторонники считают «документ Мишеля» легитимным источником внутриполитической стабильности Грузии, а также и сводом правил игры для партий этой страны. В какой-то степени этот визит можно рассматривать, и как смотрины Гахария. В свое время этот политик обладал высоким рейтингом, а в качестве премьера он уже наработал опыт взаимодействия с западными политиками и институтами. Теперь экс-премьеру важно подтвердить, что уход в оппозицию не меняет внешнеполитических пристрастий не изменяет. И как оппозиционер он готов потрудиться над тем, чтобы скорее вернуться во власть. И продолжить реализацию тех стратегий, над которыми он уже успел поработать во время пребывания в должность главы кабмина. 

Сергей Маркедонов
Читать полностью
Bunin & Co 23 Jun, 12:17
Серьезная политическая проблема – негативный кумулятивный эффект.

В нулевые он был сугубо положительным. Вместе с экономикой росли зарплаты, сокращалась преступность, открывались новые возможности, да еще и с футболом все было замечательно. Родители называли детей Гусами в честь Хиддинка, а почетным гражданином Петербурга стал тренер по фамилии Адвокат.

Сейчас ситуация прямо противоположная. Добровольно-принудительная вакцинация (при всей ее необходимости – не для купирования третьей волны, а для предотвращения четвертой) может стать вторым протестным триггером – после повышения пенсионного возраста в 2018 году. Ощутимого экономического роста нет с 2013 года, а тут еще пандемия, нарушившая многие планы. Усталое общество, все меньше интересующееся внешней политикой. И плюс ко всему этому неутешительный результат футбольной сборной.

Что делать в такой ситуации? Есть понятие гражданской солидарности – с врачами, волонтерами, которые противостоят очередной пандемийной волне. Есть помощь институциям, которые оказались в уязвимом положении – в первую очередь, благотворительным, общественно значимым организациям, ощущающим на себе последствия падения доходов жертвователей. Здесь могут быть возможности для сотрудничества частных и государственных структур, для общего дела, проявлений эмпатии. Негативный кумулятивный эффект от этого, разумеется, полностью не уйдет, но ситуация может выглядеть не столь печальной. Люди нуждаются в позитивных примерах, демонстрирующих, что они не одиноки, что не все плохо и не надо опускать руки.

Алексей Макаркин
Читать полностью
Bunin & Co 22 Jun, 09:24
Снова об останках царской семьи.

Когда 12 июня Владимир Путин в сопровождении патриарха Кирилла и митрополита Тихона (Шевкунова) осматривал выставку в Третьяковской галерее, то строилось немало догадок по поводу того, каковы могут быть результаты этого общения – и не шла речь о новом патриаршестве. Далеко идущих выводов делать не стоит – патриарха в церкви, как известно, избирают пожизненно. Можно также учесть, что в тот же день Путин вручил Государственную премию митрополиту Илариону (Алфееву). Так что аппаратные балансы сохраняются.

А вот ближайшее последствие очевидно. Через несколько дней, 17 июня, Священный Синод заслушал доклад митрополита Тихона относительно генетических экспертиз «екатеринбургских останков», а также ознакомился с информацией, предоставленной Следственным комитетом России относительно различных экспертиз, назначенных в рамках расследования уголовного дела об убийстве членов царской семьи. И было принято решение опубликовать информацию о результатах экспертиз и представить их на рассмотрение Архиерейского собора, который состоится осенью.

До этого вопрос об останках царской семьи (в церкви они официально именуются «екатеринбургскими останками») обсуждался на Архиерейских соборах в 2016 и 2017 годах. В 2017-м ожидалось, что перезахоронение найденных позднее остальных останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии состоится к столетию со дня убийства царской семьи, но этого не произошло. Несмотря на многочисленные экспертизы, значительная часть церковных людей не верит в подлинность останков и не хочет признавать их святыми мощами. Для них психологически невозможно представить, что многочисленные благочестивые верующие люди ошибались, считая, что мощи были уничтожены еще в 1918 году, а Борис Ельцин и Борис Немцов, по инициативе которых была еще в 1990-е годы установлена подлинность останков, были правы.

Вопрос остается конфликтным до сих пор, но позиции противников признания «екатеринбургских останков» мощами оказались ослаблены после скандальной истории с теперь уже бывшим схиигуменом Сергием (Романовым) – одним из главных противников признания подлинности мощей. После этого опасение, что он вместе с верными ему священниками и монахинями уйдут в раскол, протестуя против признания «екатеринбургских останков», утратило смысл – они и так ушли. Проблема размежевания в среде верующих все равно остается – но, насколько можно судить, государственная власть продолжает проявлять заинтересованность в символическом акте захоронения последних членов царской семьи. А для этого нужно церковное решение – чтобы усопших прославляли как святых, а не отпевали как анонимных усопших (во время церемонии захоронения 1998 года эта тема была не столь важна, так как общецерковная канонизация царской семьи еще не состоялась).

Так что внутрицерковные разногласия будут – и урегулировать их придется совместно патриарху Кириллу и митрополиту Тихону. Идеального решения здесь не видно – протесты будут, вопрос в их масштабе. Но интересно вот что – пару десятилетий назад тема аутентичности останков была общественно значимой, она активно обсуждалась в кругах, далеких от церкви. Сейчас же она куда менее интересна россиянам, не принадлежащим к числу практикующих верующих. Интерес к истории (и, в частности, к монархии) уменьшился, есть усталость от споров о прошлом и желание понять, какое будущее ждет страну и людей.

Алексей Макаркин
Читать полностью
Bunin & Co 22 Jun, 00:27
Итоги воскресных выборов во Франции в 13 региональных советов стали во многом неожиданными. Во-первых, рекордно низкой для современной Франции оказалась явка. Лишь треть избирателей озаботились участием в голосовании. Остальные, после долгожданного снятия коронавирусных ограничений, предпочли провести теплый солнечный день за более приятными занятиями. Во-вторых, правопопулистская партия «Национальное объединение» Марин Ле Пен выступила значительно хуже, чем предсказывали опросы. По предварительным данным, она получила в целом по стране лишь 19,3% голосов – на 9 п.п. меньше, чем на предыдущих региональных выборах 2015 года. Ставка Марин Ле Пен на избавление партии от слишком радикального, токсичного имиджа с налетом антисемитизма и ксенофобии в надежде завоевать умеренно консервативные голоса не оправдалась. Против крайне правых сыграла и отмеченная малая явка – доля абсентеистов была выше в низкодоходных группах населения, которые традиционно симпатизируют Ле Пен.

В-третьих, неожиданно уверенно выступили традиционные мейнстримные партии, имеющие давние местные корни – «Республиканцы» на правом фланге и Соцпартия – на левом. Представители этих партий имеют хорошие шансы сохранить контроль над большинством региональных советов. Особого успеха добилась консервативная партия «Республиканцы», которая по стране показала лучший результат – 27,2% голосов.

В-четвертых, хотя предвыборные опросы не сулили партии «Вперед, Республика!» Эммануэля Макрона особых достижений, она не оправдала даже скромных ожиданий. Президентская партия заняла пятое место с 11,2% голосов, уступив социалистам (16.5%) и «зеленым». В целом ряде регионов ее списки даже не прошли во второй тур (для этого надо получить более 10% голосов). Результаты выборов подтвердили, что партия Макрона остается элитной конструкцией, за почти пять лет своего существования она не смогла укорениться в регионах и выдвинуть из своих рядов узнаваемых, авторитетных местных политиков.

Во втором туре выборов 27 июня внимание будет приковано к двум регионам. В юго-восточном регионе Прованс–Альпы–Лазурный Берег наивысший результат (36%) показал переметнувшийся от консерваторов к крайне правым большой друг России Тьерри Мариани. Ле Пен делает большую ставку на его победу, поскольку она впервые дала бы партии «Национальное объединение» контроль над региональным советом. Но в затылок Мариани дышит нынешний глава совета Рено Мюзелье, представляющий «Республиканцев», и во втором туре его поддержат левые и партия Макрона. В северном регионе О-де-Франс уверенно лидирует инкумбент Ксавье Бертран из партии «Республиканцы». В случае его победы 27 июня Бертран станет наиболее вероятным претендентом на выдвижение кандидатом в президенты от этой партии.

В целом же итоги воскресных выборов вряд ли могут служить индикатором политических раскладов на предстоящих президентских выборах, до которых осталось менее года. Ведь свои предпочтения высказала лишь треть избирателей. К тому же в период пандемийных тревог и лишений электоральные настроения меняются необычно быстро. Несмотря на провал партии «Вперед, Республика!» и неудачу «Национального объединения» Макрон и Ле Пен остаются основными конкурентами на будущих выборах.

Александр Ивахник
Читать полностью
Bunin & Co 21 Jun, 19:03
Политическая проблема с принудительной вакцинацией заключается в том, что к ней негативно относятся многие колеблющиеся. Они же мягкие лоялисты.

Твердые лоялисты власти доверяют, но им надо четко объяснить, что власть от них хочет. Причем многим - не один раз, а десять. Некоторых – особо конспирологично настроенных - простимулировать и даже припугнуть последствиями. В общем, обеспечить их приход можно не очень сложными средствами вне зависимости от фобий – а у многих они есть.

Критики власти из числа модернистов и так в значительной степени привились по собственной инициативе. Власти они не доверяют, но верят в научное знание и журнал «Ланцет». Часть из них стали добровольно продвигать идею вакцинации в своем окружении.

У критиков-традиционалистов ситуация прямо противоположна. Многие из них не готовы вакцинироваться, но при этом за власть в инерционной ситуации не проголосуют. Для того, чтобы их убедить проголосовать (да и то далеко не всех), нужна мобилизация по образцу крымской, которой не предвидится.

Но главное – позиция мягких лоялистов. Они настроены не радикально протестно, но более критично, чем их твердые коллеги. И для них авторитетами для принятия решения остаются либо публичные персонажи, чьи взгляды не вызывают у них когнитивного диссонанса, либо знакомые врачи, многие из которых настороженно относятся к вакцинации. То есть Чулпан Хаматову они не слушают, а Марию Шукшину – вполне. И сталкиваться с такими своими сторонниками власть не хотела бы.

Поэтому вакцинацию стараются деполитизировать, уходя от понятия обязательности в публичном пространстве и переложив ответственность на санитарных врачей (готовых принять ее с удовольствием) и работодателей (они никакого удовольствия не испытывают, но им деваться некуда). В ответ растет спрос на фальшивые справки, что создает серьезную угрозу для эффективности вакцинации. Мягкие лоялисты не готовы протестовать открыто, но ищут обходные пути, чтобы увильнуть от вакцинации, но при отчитаться в стиле, привычном еще с советских времен.

Алексей Макаркин
Читать полностью
Bunin & Co 21 Jun, 12:19
Досрочные парламентские выборы в Армении завершились. Победу на них одержала партия Никола Пашиняна «Гражданский договор». Как и три года назад на вторых кряду досрочных выборах этот политик выиграл. Однако в 2018 и в 2021 гг. он решал принципиально разные задачи. В первом случае фиксировал итоги «бархатной революции» и закреплял транзит власти, а во втором- боролся за ее сохранение в условиях масштабного кризиса, спровоцированного военным поражением Армении во второй карабахской войне.

В ноябре прошлого года, когда Пашинян согласился на принятие беспрецезентных уступок (такие условия ранее не предлагались никому из его предшественников), многие журналисты и эксперты, поспешили списать армянского премьер-министра. Недостатка в прогозах относительно его отставки не было, спорили о сроках. Однако два пика массовых протестов (декабрь 2020 и февраль 2021) не привели к смене режима. А когда появились социологические данные, то, несмотря на снижение прежних рейтингов Пашиняна, стало ясно: он все равно опережает своих потенциальных конкурентов. И хотя число готовых голосовать за экс-президента Роберта Кочаряна выросло по сравнению с зимними «замерами», его итог на выборах – чуть более 21%, означал поражение. Да, Пашинян не получил 70%, как в 2018 году, но уровень порядка 54% при учете карабахского фактора может считаться чуть ли не электоральным триумфом. 

Чем же объяснить этот феномен? У оппонентов Пашиняна ответ готов- административный ресурс и фальсификации. Но, говоря цинично, только массовые протесты (а их стоит ожидать) покажут: действительно ли оппозиция обладает столь значимым общественным ресурсом поддержки. Пока это не очевидно! Если же вынести за скобки конспирологию и предположения, то окажется, что оппоненты власти действовали разрозненно, не имея какой-то четкой программы. Лозунги «будет, как при дедушке» на армянского избирателя не подействовали, так как наряду с очевидными военными успехами в Карабахе были блокада, массовая эмиграция, изоляция страны, бедность и коррупция. Со временем универсальная «карабахская логика» перестала работать. И война не открыла этого, а лишь выпукло высветила. 

Армянское общество не радо тяжелому поражению, это яснее ясного. Но оно не готово ради призрачного реванша (а соглашения от 10 ноября не готовы отменять даже оппоненты Пашиняна) возвращаться к тем, кого когда-то либо отвергло (Серж Саргсян), либо представителям пускай и героического, но прошлого (Роберт Кочарян). Отсутствие новых идей и людей сработало против оппозиции. Пашинян же блестяще разыграл «теорию меньшего зла».  Впрочем, у него в руках не будет карманного парламента. Совокупно почти 27% - это его оппоненты. И оппоненты жесткие, готовые и к прессингу, и к противостоянию ему. 

Сергей Маркедонов
Читать полностью
Bunin & Co 19 Jun, 20:32
Про список «Единой России».

1. Партии, в отличие от двух предыдущих избирательных кампаний, снова можно будет акцентировать внимание на первом номере списка. Шойгу – не Медведев, его можно успешно презентовать партийному электорату. Медведев голосов бы не убавил (после снижения рейтинга остались стойкие лоялисты, однозначно воспринимающие «Единую Россию» как партию Путина), но и не прибавил бы. Шойгу может прибавить, хотя потенциал расширения и ограничен частью «мягких» лоялистов – теми, для кого особенно эмоционально значимы силовой и, заодно, внешнеполитический (Лавров) факторы.

2. Имиджевая первая пятерка для разных групп лоялистов, которые могут проголосовать за партию. Социально одобряемые профессии и сферы деятельности (медицина, образование, дети).

3. Путин возглавлял список один раз – в 2007 году. На пике рейтинга партии, в условиях плебисцитарных выборов, чтобы показать, что он остается во власти, даже уходя с поста президента. Сейчас все эти аргументы неактуальны – поэтому для того, чтобы Путин возглавил список, не было оснований.

4. По Москве «Единая Россия» не выдвинула кандидатов в трех округах. Хованская – инкумбент от «Справедливой России». Вассерман – тоже от «Справедливой России», в протестном (как выяснилось по итогам выборов в МГД в 2019 году) округе на востоке Москвы. Певцов – самовыдвиженец (обсуждался вопрос о его выдвижении от Партии пенсионеров, но как-то не получилось). Интересно, что и Вассерман, и Певцов хвалят Сталина – так что ставка не на «продвинутых» москвичей, а на недовольных пенсионеров и предпенсионеров.

5. Нет большого раздела округов с парламентской оппозицией, как в 2016 году – кроме «точечных» решений. Занятная ситуация в Пензенской области. Там был округ, выделенный для «Справедливой России», депутатом от которой был космонавт Самокутяев. Теперь выдвинут кандидат от «Единой России» - тот же космонавт Самокутяев. Суть не изменится.

Алексей Макаркин
Читать полностью
Bunin & Co 19 Jun, 19:06
Протокол по Северной Ирландии, ставший частью соглашения о брексите, привел не только к напряженному противостоянию между Британией и ЕС вокруг таможенного режима в этом автономном регионе. Он также вызвал настоящий хаос в Демократической юнионистской партии – крупнейшей пробританской партии Ольстера, представитель которой занимает пост первого министра правительства. По сути ДЮП расплачивается за то, что ее руководство и депутаты в Вестминстере бездумно поддержали вариант брексита Бориса Джонсона, по которому Северная Ирландия осталась в едином рынке ЕС. Когда после 1 января в североирландских портах начались таможенные проверки товаров, идущих из Великобритании, это вызвало сильное недовольство протестантов-юнионистов, традиционно голосовавших за ДЮП.

Жертвой этого недовольства стала Арлин Фостер, с 2015 г. занимавшая пост лидера партии, а с 2020 г. и пост первого министра. Против нее в верхушке партии был организован мятеж, возникла реальная угроза вотума недоверия, и 28 апреля Фостер заявила об уходе с поста лидера. Мятеж возглавил Эдвин Путс – евангелист фундаменталистского толка, сторонник возвращения партии к жестким установкам ее основателя Яна Пейсли. Путс обещал мобилизовать низовую юнионистскую оппозицию североирландскому протоколу. На посту регионального министра сельского хозяйства он саботировал набор персонала на таможенные посты и их оснащение современной техникой. 28 мая члены североирландского парламента от ДЮП избрали Путса лидером партии.

Следующий акт драмы начался 14 июня, когда Арлин Фостер покинула и пост первого министра. Путс выдвинул на этот пост своего сторонника Пола Гивана. Однако, согласно Соглашению Страстной пятницы 1998 г., для утверждения Гивана в парламенте была необходима поддержка главной ирландской партии – Шинн Фейн. Она обусловила свою поддержку скорейшим принятием в парламенте Закона об ирландском языке, который предоставил бы этому языку равные права с английским. Путс заявил, что он не возьмет на себя такого обязательства даже под дулом пистолета. Шинн Фейн, угрожая очередным прекращением работы парламента и всей системы разделения власти между двумя партиями, убедила Лондон вмешаться. После долгих переговоров в среду между лидером Шинн Фейн Мэри Лу Макдональд и британским министром по делам Северной Ирландии Брэндоном Льюисом было объявлено, что Вестминстер к октябрю примет соответствующий закон.

Попытка Путса отговорить Лондон от такого шага ни к чему не привела, и тогда в четверг он решил хотя бы добиться утверждения Гивана на посту первого министра, что и было сделано при поддержке Шинн Фейн. Но теперь уже пришла очередь мятежа против самого Путса. Вечером в четверг депутаты от ДЮП в североирландском и британском парламентах выступили с резкой критикой Путса за уступчивость и вынудили его подать в отставку после всего 21 дня на посту лидера партии.

Ожидается, что новым лидером ДЮП будет избран Джеффри Дональдсон, опытный член британского парламента, который попытается унять внутрипартийные распри. Но добиться этого будет сложно. Даже если ставленник Путса Гиван останется первым министром, осенью вероятен новый правительственный кризис в связи с принятием в Вестминстере закона об ирландском языке. И дело скорее всего кончится досрочными выборами в североирландскую ассамблею, на которых все шансы победить и получить пост первого министра впервые имеет Шинн Фейн.

Александр Ивахник
Читать полностью
Bunin & Co 18 Jun, 17:37
Владимир Путин наложил вето на законопроект об ответственности главных редакторов СМИ и журналистов за публикацию ложных сведений, если речь идет о цитировании материала другого СМИ, главный редактор которого не может быть установлен и привлечен к ответственности за данное нарушение. То есть цитируется СМИ, которое официально зарегистрировано, но реально не существует, а используется как площадка для размещения негативной информации. А уже потом ее распространяют дальше, не опасаясь привлечения к ответственности. Главного же редактора такого СМИ, действительно, найти не удается.

С чем связано президентское вето, первое за несколько лет (последний случай ветирования был в декабре 2016 года)? Конспирологи могут сказать, что с результатами встречи Путина и Байдена, однако закон был отклонен еще до нее, 15 июня. Серьезные эксперты говорят о плохой проработанности самого закона при возможности его расширительного толкования. Бывший советник президента Михаил Федотов считает, что «освобождение редакций и журналистов от ответственности за содержание цитат из других СМИ просто обнуляется».

Но, возможно, есть и еще одна причина. Целый ряд охранительных законов, принятых в последнее время, направлены против так называемой «внесистемной» оппозиции. Например, трудно себе представить, что лоялист жертвует деньги Навальному – и тем самым становится задним числом «причастным» к деятельности экстремистских организаций. Можно представить себе лоялиста, проникающего в нежелательную организацию для ее разоблачения – но для него есть специальная норма в законе об освобождении от ответственности за помощь следствию.

А вот с законом о перепечатках возникла проблема. Понятно, что если оппозиционер опубликовал негатив на лоялиста, то этот документ мог быть задействован. А если наоборот? Или, что может быть еще чаще – один лоялист разместил компромат в виде перепечатки про другого лоялиста в рамках аппаратных войн, которых в современной России немало. В результате закон мог быть использован далеко не только против оппозиции, но и в связи с внутриэлитными противоречиями, чего власти хотелось бы избежать.

Алексей Макаркин
Читать полностью
Bunin & Co 18 Jun, 12:29
Президент Турции не устает удивлять. Не проходит и дня, чтобы Реджеп Тайип Эрдоган ни выступил бы с какой-то многообещающей инициативой. 15 июня он и его азербайджанский союзник Ильхам Алиев подписали Шушинскую декларацию о союзничестве. И хотя этот документ не принес каких-то радикальных новшеств в отношения Анкары и Баку, он поставил их стратегическую кооперацию на новую ступень. Через два дня после визита Эрдогана в ту часть Карабаха, которая прошлой осенью перешла под азербайджанский контроль, турецкий лидер заявил журналистам, что в рамках новых соглашений на Апшеронском полуострове может появиться база вооруженных сил его страны. 

Сегодня любые предположения об усилении влияния Турции в Азербайджане воспринимаются с особым вниманием. Анкара стремится к получению максимальных дивидендов после своего вовлечения во вторую карабахскую войну. Это пугает Армению, беспокоит Грузию и тревожит Россию, которая до 2020 года воспринимала Кавказ, как сферу своего особого интереса. Но говоря о военном присутствии Анкары в регионе, стоит иметь в виду, что турецкие солдаты и офицеры по факту присутствуют в Нахичевани. А сам этот регион регулярно упоминается в контексте гарантий Турции и поддержания азербайджанской территориальной целостности. Но военная база в ядровой части Азербайджана- это уже совсем другой расклад. Ведь какие бы ни были противоречия у Турции с союзниками по НАТО (от США и Франции до Греции), но она сохраняет свое членство в Альянсе. И значит на Кавказе может появиться база натовской страны, хотя Баку в отличие от Тбилиси и не ставил своей стратегической целью войти в евро-атлантический блок. 

Эрдоган, похоже, предвидит эти вопросы и возможные коллизии вокруг них. И потому заявляет, что тема о базе «может получить свое развитие в ходе консультаций президента Азербайджана Ильхама Алиева с президентом России Владимиром Путиным. И в ходе наших переговоров она тоже может реализовываться по-своему». К чему эта политическая корректность? Формально, открытию базы мешает статус Азербайджана, как члена Движения неприсоединившихся стран. Но в евразийской политике реализм преобладает над соображениями формальной юриспруденции. Эрдоган отдает инициативу Путину? Не похоже на него. Скорее всего, турецкий лидер пытается прощупать границы тех самых «красных линий», которые не раз прорисовывал его российский визави для разных острых вопросов международной повестки. У Турции и России наработан значительный опыт сглаживания острых углов от Сирии и до Ливии. Похоже, пришло время Кавказа. И турецкий президент не хотел бы повторения той заморозки отношений, что имела место в конце 2015 года. Впрочем, уровень амбиций у официальной Анкары не будет снижен в обозримой перспективе, что бы там на переговорах в треугольнике Россия-Азербайджан-Турция ни было достигнуто. 

Сергей Маркедонов
Читать полностью
Bunin & Co 17 Jun, 23:57
Болгарию продолжают сотрясать скандалы, связанные с многолетним правлением бывшего премьер-министра Бойко Борисова и его партии ГЕРБ. Ранее о коррупционном разложении государственной верхушки, ее теневых связях с олигархами и мафией говорили в основном журналисты-расследователи и лидеры протестного движения. Теперь о том же заявляют министры временного правительства, которое было сформировано президентом Руменом Радевым 12 мая, после того как результаты апрельских парламентских выборов не позволили сформировать правящее большинство.

Временное правительство возглавил соратник Радева, бывший министр обороны генерал Стефан Янев. Президент, который давно является антагонистом Борисова, предоставил Яневу мандат не только на организацию досрочных выборов, назначенных на 11 июля, но и на расчистку коррупционной системы, сформированной в Болгарии при правлении партии ГЕРБ. Правительство уволило значительную часть губернаторов областей и высших чиновников министерств и ведомств. Одновременно были созданы группы следователей для работы по крупным делам, связанным с подкупом, вымогательством и злоупотреблением служебным положением. А таких дел становится все больше.

Наиболее громким стал скандал, получивший название «болгарского Уотергейта». В мае один из лидеров альянса «Демократическая Болгария» и бывший глава контрразведки Атанас Атанасов заявил, что в ходе предвыборной кампании спецслужбы незаконно прослушивали свыше 30 оппозиционных политиков. Глава МВД временного правительства подтвердил эти заявления. Затем стало известно, что прослушке подверглись 82 политика, часть из них еще во время прошлогодней волны антикоррупционных протестов.

Еще ранее глава крупной агрофирмы Светослав Ильчовски сообщил на слушаниях в парламентском комитете, что функционеры партии ГЕРБ вымогали у него сотни тысяч евро и угрожали тюремной расправой. По его словам, люди, близкие к ГЕРБ, пытались контролировать все сектора экономики и называли министров «марионетками». С разоблачениями выступают и члены временного правительства. Министр экономики Кирил Петков рассказал в телеинтервью, что Болгарский банк развития, чьей целью является поддержка малого и среднего бизнеса, распределил выгодные кредиты на сумму 500 млн евро среди всего восьми компаний. Четыре из них связаны с одиозным медиа-магнатом Деляном Пеевски, который в начале июня попал под санкции США. Временный министр обороны сообщил, что за последние три года 90% госзаказов министерства были предоставлены без конкурсов. А расследование софийской прокуратуры выявило, что Агентство дорожной инфраструктуры без тендеров заключило контракты с «дружественными» компаниями на сумму 2,3 млрд евро.

Подобного рода новости появляются снова и снова. Однако пойдет ли демонтаж коррупционной системы дальше, будет зависеть от парламентских выборов 11 июля. А исход этих выборов не ясен. Широкие патерналистские сети партии ГЕРБ продолжают оказывать влияние на рядовых избирателей, особенно в провинции. Рейтинг ГЕРБ снизился, но сохраняется на уровне 23%. Поддержка новых антикоррупционных партий растет, но в совокупности не дотягивает до большинства. На финише предвыборной кампании можно ожидать ожесточенной борьбы.

Александр Ивахник
Читать полностью
Bunin & Co 17 Jun, 10:52
«Вынуждены констатировать, что это далеко не первый резонансный случай с нападением на российских туристов в республике. Призываем абхазские власти к скорейшему завершению следственных действий и привлечению преступника к ответственности…» К жестким заявлениям со стороны официальной Москвы партнерам России не привыкать. Но одно дело риторика в адрес представителей коллективного Запада, и совсем другое острастка в общении с ближайшими союзниками. Здесь Россия предпочитает решать деликатные вопросы кулуарно, не «вынося ссор из избы». 

И в этом контексте Абхазия- особый случай. Принимая во внимание тот факт, что именно Россия гарантирует ее безопасность и экономическое восстановление, а многие эксперты и академические исследователи квалифицируют отношения Москвы и Сухума, скорее, как патронно-клиентские. Как бы то ни было, а 16 июня российское посольство в Абхазии призвало власти этой республики к «усилению профилактической работы, направленной на борьбу с криминалом и безусловное обеспечение безопасности российских граждан с учетом начавшегося туристического сезона».

Что же послужило поводом для такой реакции? За день до заявления посольства РФ на территории популярного курортного города Пицунда (пансионат «Самшитовая роща») житель Гудаутского района Дмитрий Пилия в ходе ссоры с двумя отдыхающих россиян применил огнестрельное оружие. Туристы из России получили ранения. Детали этого инцидента довольно быстро стали достоянием социальных сетей. Как обычно бывает в таких случаях, начались далеко идущие обобщения. Понятное дело, все это не идет на благо имиджу Абхазии, в особенности во время курортного сезона. Добавим к этому, что сама республика понесла издержки из-за пандемии коронавируса. Но, с другой стороны, закрытие курортов «дальнего зарубежья» потенциально дает ей «компенсаторные механизмы» в виде гостей из различных регионов РФ. Однако укрепление представлений об Абхазии, как «криминальном месте», опасном для россиян работает против нее. И дело не только в имиджевых вопросах, но и в прагматике. Прекращение турпотока может создать в Абхазии дополнительные социально-экономические проблемы.

И потому неудивительно, что абхазский лидер Аслан Бжания назвал инцидент в Пицунде преступлением не против отдельных туристов, а против республики в целом. Более того, министр внутренних дел Дмитрий Дбар сделал некоторые оргвыводы в своем ведомстве. Все это, безусловно, требует повышенного внимания со стороны властей и жесткого реагирования. Но одними увольнениями и «строгачами» проблему не решить, она носит системный характер. Преодолевать надо и неэффективность правоохранительной системы, и ее хроническое недофинансирование, и невысокий престиж людей в погонах. Но все эти явления бьют рикошетом и по Москве, ведь поддержка Сухума- часть ее политики на Большом Кавказе. Следовательно, и помощь Абхазии не может сводиться лишь к визитам чиновников разного уровня высокопоставленности, важна системная координация и эффективная системная работа. 

Сергей Маркедонов
Читать полностью
Bunin & Co 16 Jun, 20:28
О саммите Путин-Байден.

1. Прохладный, но не холодный (русский язык богат на важные синонимы) саммит, задача которого – не допустить дальнейшего неконтролируемого ухудшения отношений. Она выполнена. Признается значение стратегической стабильности и соблюдения определенных правил в этой сфере – как в советские времена.

2. Обсуждение конкретики делегировано на более низкие уровни. Отсюда и более длительная встреча в узком формате (надо было обозначить принципиальные позиции), и сокращенный формат переговоров в широком составе (договариваться сейчас не о чем).

3. В данном случае важен не только диалог двух лидеров, но и последующий процесс взаимодействия, хотя дефицит позитивной повестки и доверия и будет ощущаться. Конкретика может быть как более комфортной («зеленая экономика»), так и конфликтной (кибербезопасность).

4. Простые размены в современном мире невозможны из-за фактора общественного мнения и роли институтов. Возможны более тонкие и менее обязывающие механизмы учета взаимных интересов и озабоченностей – видимо, именно это было обозначено.

5. Российская власть будет проводить жесткий курс в отношении оппозиции. Америка – патронировать Украину. При этом возможности России влиять на внутриукраинские процессы крайне ограничены, а США сочувствуют российским оппозиционерам, но помочь им не могут. Внутри России после саммита будет сложнее раскручивать тему мобилизации против внешней угрозы – когда президенты общаются, а послы возвращаются.

Алексей Макаркин
Читать полностью
Bunin & Co 16 Jun, 20:10
На фоне приковавшей внимание всего мира встречи Байдена и Путина в Женеве прошедший накануне в Брюсселе саммит президента США и двух высших руководителей Евросоюза не вызвал особого ажиотажа. Да и часть обсуждавшихся вопросов – борьба с ковидом и изменениями климата, восстановление экономики после пандемии, возрождение полнокровных трансатлантических связей – уже подробно проговаривались на предшествовавших саммитах G7 и НАТО и не принесли ничего нового. Саммит был проникнут необычайно теплой риторикой с обеих сторон. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и председатель Евросовета Шарль Мишель произнесли много крайне любезных слов в адрес «дорогого Джо». Байден в долгу не остался. Он в очередной раз повторил, что «Америка вернулась» и подчеркнул: «Иметь прекрасные отношения с НАТО и с ЕС всецело отвечает интересам Америки». «Мои взгляды сильно отличаются от взглядов предшественника», – добавил Байден.

Что касается геополитической повестки, то Байдену, конечно, важно было заручиться поддержкой руководства ЕС перед встречей с «достойным противником» Путиным. Но поскольку отношения с Москвой явно будут сильно заботить Европу и после встречи двух президентов в Женеве, стороны на саммите договорились запустить между ЕС и США диалог высокого уровня по России, хотя детали этой инициативы пока не ясны. Также решено более активно согласовывать между собой санкции в отношении России. Другой мощный раздражитель для США и ЕС – рост глобального экономического влияния Китая. Байден хотел бы, чтобы ЕС более решительно проводил солидарную с США линию противодействия в отношении агрессивной торговой политики Китая.

Но для этого Вашингтону необходимо значительно сгладить резко обострившиеся при президенте Трампе торговые противоречия с ЕС. Ведь США и ЕС – крупнейшие торговые партнеры. Их взаимный товарооборот в прошлом году несмотря на пандемию составил $933 млрд. Важный шаг в этом направлении на саммите был сделан. Стороны достигли соглашения о прекращении конфликта по поводу госсубсидий двум авиастроительным гигантам – Airbus и Boeing. Конфликт возник еще в 2004 году и привел к взаимному введению пошлин. В 2019-2020 гг. ВТО признала обе стороны виновными и разрешила им наложить друг на друга штрафные пошлины в общем объеме $11,5 млрд. Пострадали компании многих отраслей, включая европейских виноделов и американских производителей виски и табака.

Вчера на саммите в Брюсселе было решено на пять лет заморозить взимание штрафных пошлин, а это время использовать для выработки путей урегулирования спора в рамках специальной рабочей группы. Но понятно, что это не мир, а лишь перемирие. Если через пять лет согласия по госсубсидиям достичь не удастся, штрафные пошлины вернутся.

Еще менее лидеры ЕС и Байден продвинулись в вопросе об отмене заградительных пошлин на европейскую сталь и алюминий, которые Трамп ввел в 2018 году, обойдя ВТО ссылкой на интересы национальной безопасности. Несмотря на очевидное стремление к отходу от крайностей Трампа, Байден не хочет портить отношения с американскими металлургами и затягивает вопрос. Наконец, остается большой комплекс противоречий вокруг деятельности и налогообложения в Европе американских IT-гигантов. Так что общая атмосфера отношений, конечно, значительно улучшилась, но они в любом случае не будут безоблачными. Риторика риторикой, но экономических интересов никто не отменял.

Александр Ивахник
Читать полностью
Bunin & Co 16 Jun, 12:15
Михаил Мишустин в Пятигорске занимался проблемами Северного Кавказа. Проблем немало, многие из них застарелые, но совещание показало, что есть пути их решения. Они основаны на следующих составляющих.

1. Комплексность. В Пятигорск вместе с премьером прибыли два вице-премьера, 11 министров, руководители федеральных органов власти. В совещании участвовали полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе, главы регионов, вице-спикеры обеих палат Федерального собрания. Таким образом проблематика округа рассматривалась с участием всех заинтересованных сторон, что облегчало согласование решений. Не надо было обращаться к министру в Москву – он был рядом.

2. Реалистичность. Никаких пиаровски красивых, но невыполнимых планов. Четкое понимание непростой ситуации. Программа социально-экономического развития макрорегиона не принесла ощутимых результатов. Уровень младенческой смертности почти на треть, а официальная безработица – более чем в 2,5 раза выше, чем в целом по стране. Не просто велика зависимость от федеральных дотаций, но и деньги расходуются неэффективно. На Дальнем Востоке каждый бюджетный рубль приносит более 30 рублей частных инвестиций. На Северном Кавказе – 50 копеек. Значительная часть экономики – в теневом секторе, где шьют шубы, делают обувь, изготавливают мебель – и не платят налогов.

3. Использование конкурентных преимуществ. Опорное направление для экономики макрорегиона – туризм, причем здесь необходимо четкое разделение труда. Государство готово помочь инвесторам в создании инженерной инфраструктуры, а гостиницы и трассы они должны строить сами. Другое направление - сельское хозяйство, так как доля плодородных земель на Северном Кавказе в пять раз больше, чем в среднем по стране.

4. Управленческая эффективность, основанная на едином институте развития, созданном на базе «Курортов Северного Кавказа» - в него влились Корпорация развития Северного Кавказа и «Курорт Эльбрус». Состав обновлен, компетенции расширены, затраты оптимизированы на 1,5 млрд рублей. Остатки на счетах упраздненной Корпорации – 15 млрд рублей. Эти средства будут направлены на инвестиции, причем компании смогут получать кредиты для решения этой задачи под частичные гарантии. Строительство инфраструктуры для промышленных парков. Работа с инвесторами в режиме «одного окна». При этом инвесторов должны привлекать и региональные власти, создавая для этого благоприятные, дружелюбные условия – иначе никакой институт не справится.

5. Вода как ресурс. Коммунальная инфраструктура изношена, вода поступает населению с перебоями, схемы расчетов за воду непрозрачны. Для решения проблемы – ставка на государственно-частное партнерство, объединение на основе эффективности и прозрачности усилий инвесторов, банков и бюджета.

6. Выход из тени. Создание в каждом субъекте Федерации «белых зон», куда бизнесу было бы выгодно приходить и легализовываться. Регистрировать права собственности на объекты. Все это будет приводить к работе бизнеса по правилам, а не по понятиям.

7. Геоэкономика макрорегиона, основанная на транзитном потенциале. Развитие коридора Север-Юг с опорой на Махачкалинский морской торговый порт, строительство обходов Дербента, увеличение пропускной способности погранпереходов. Мишустин настоял, чтобы к 1 августа было принято решение – строить ли новую взлетно-посадочную полосу Махачкалинского аэропорта для приема дальнемагистральных самолетов или модернизировать существующую. Все это не только даст импульс развитию Северного Кавказа, но и усилит позиции России на Каспии.

Алексей Макаркин
Читать полностью
Bunin & Co 15 Jun, 20:08
 «Сегодня исторический день. Сегодня мы принимаем президента Турции, моего брата Реджепа Тайипа Эрдогана в освобожденной Шуше. Мой брат многократно был в Азербайджане, но в Шушу прибывает впервые». Такой цветистой риторике, которую продемонстрировал 15 июня азербайджанский президент Ильхам Алиев, мог бы позавидовать любой оратор. Однако практическое значение того, что произошло в этот день в бывшей столице Карабахского ханства, трудно переоценить. 

Ильхам Алиев прав. Визитами Эрдогана в Азербайджан трудно кого-то удивить. Турецкий президент- частый гость в Баку. В декабре 2020 года он вместе со своим азербайджанским коллегой стоял на трибуне во время «парада победы», приуроченного к завершению второй карабахской войны. Турция стала важнейшим фактором конфликта между Азербайджаном и Арменией и одним из ключевых игроков в Закавказье. До прошлого года ни одна страна столь открыто не вмешивалась в постсоветские конфликты. США и их союзники по НАТО в августе 2008 или феврале-марте 2014 гг. прибегали к санкциям и военным демонстрациям, но не поставляли своим союзникам беспилотников, инструкторов, штабных офицеров, и не перебрасывали в зону конфликта свои прокси-силы. 

Но Шуша- особый случай. До мая 1992 года Баку рассматривал его, как азербайджанский форпост в Карабахе. И действительно, это был единственный город в бывшей НКАО, где у этнических азербайджанцев было большинство. В ходе конфликта армянская сторона рассматривала контроль над Шушой, как установление окна в Армению. И затем в течение двадцати восьми лет в Ереване и в Степанакерте праздновался двойной День победы- в Великой Отечественной войне и взятие Шуши. Сегодня для армян утрата Шуши- национальная травма, а для азербайджанцев- символ возвращения «своего Карабаха». Впрочем, 15 июня у города появится еще одна смысловая нагрузка- символическая демонстрация турецко-азербайджанского единства.  Декларируется новый уровень военно-политического и экономического единстчва Анкары и Баку. 

Все ли так уж просто с этой стратегической связкой? Пока все выглядит безупречно. Но очевидно, что далеко не все стратегические идеи Анкары в Баку вызывают восторг. Это и втягивание Азербайджана в широкие международные проекты Турции от Пакистана до Северного Кипра, и позиция по Сирии, и многое другое, что касается азербайджанского национального суверенитета. Не посчитает ли Эрдоган, что в имеющейся связке он – старший брат? И если да, то как обставит этот дискурс? Вопросы остаются. И завтра, не исключено, их станет больше. Но сегодня два лидера демонстрируют решительность и единство. 

Сергей Маркедонов
Читать полностью
Bunin & Co 15 Jun, 18:09
В конце 1980 года в СССР собирались освобождать Игоря Огурцова, основателя Всероссийского социал-христианского союза освобождения народа (ВСХОН), арестованного еще в 1967-м и приговоренного к 15 годам лишения свободы за создание подпольной организации, намеревавшейся при удобном случае свергнуть советскую власть. В 1980-м начиналась новая холодная война и, видимо, часть советского руководства подумывало смягчить ситуацию, передав Франции узника, отсидевшего в заключении почти 14 лет. Но для этого Огурцов должен был дать интервью французским СМИ, где проявить «конструктивный» подход к политическим проблемам.

Сохранился текст, подготовленный Огурцовым и датированный 6 января 1981 года. Судя по всему, органы он не устроил – в нем не было ни раскаяния, ни восторгов по поводу советской политики. Так что Огурцова во Францию не отпустили и отправили его досиживать срок, после чего он провел еще пять лет в ссылке (выпустили его из страны в 1987-м, уже при Горбачеве).

Так вот. На вопрос о советско-американских отношениях Огурцов ответил, что «существуют две глобальные проблемы, имеющие значение равно важное для всех стран и народов - это сохранение мира и охрана окружающей среды». И дальше – о необходимости «восстановления необходимого взаимного доверия».

С тех пор прошло сорок лет. Закончилась холодная война, рухнул железный занавес, а вслед за ним и СССР. Современная Россия прошла путь от идеалистического западничества до демонстративного антизападничества. И теперь, когда обсуждается пространство для договоренностей между Путиным и Байденом, снова возникают эти две темы – стратегическая стабильность и экология (хотя уже в другом формате – не чисто гуманитарном, но и экономическом). Снова стоит вопрос о восстановлении доверия. Снова по остальным вопросам – протоколы разногласий и красные линии. И еще планы обменов заключенными – дежа вю из «Мертвого сезона», где наш разведчик на мосту на мгновения встречается глазами с их шпионом.

Отличие в том, что с одной стороны люди, для которых «старая» холодная война – это глубокая история, показавшая обреченность советского тоталитаризма и открывшая путь демократии, пусть и сопряженный с неожиданными ухабами. С другой же времена Горбачева воспринимаются как актуальные, бывшие буквально «вчера». Распад СССР в этой логике – не закономерность, а несправедливость, требующая хотя бы частичного исправления. И еще одно отличие – нет биполярного противостояния сверхдержав – и поэтому саммит хотя и важен для международных отношений, но не «сверхважен», как аналогичные встречи 1970-80-х годов.

Алексей Макаркин
Читать полностью