Большой Маркетинг для Малого Бизнеса


Гео и язык канала: Россия, Русский


О JTB, CJM, ТОС, стратегическом и продуктовом маркетинге и где взять лиды по 5 р. с конверсией 95%)

Связанные каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Статистика
Фильтр публикаций


🤓 А как надо? Задрот-менеджмент.

- Скажи, как надо, и я сделаю так, как надо.
- Мне кажется, что я сказал, как надо, сейчас нам надо убедиться, что мы оба поняли, как надо.

Если кто еще не понял, но всё идет к тому, что в ближайшем будущем выживут только компании-«задроты», во главе которых стоят такие же управленцы.

——————
🕊 Чайка-менеджмент, когда прибежал, «напилил задач» и улетел снимать рилсы про изменение мышления, уходит в прошлое.

При росте конкуренции возрастает ценность качества и скорости коммуникации внутри команды. Достигается это за счет «прояснения понятий», а это задротство. Но проявив раз одно понятие, больше не возвращаетесь к нему, в то время пока ваши конкуренты пребывают в «дискуссиях» годами, но чаще — в иллюзиях, что все понимают друг друга.

——————
Самый простой пример — это маркетинг, который во многих компаниях малого бизнеса воспринимается как «некий набор штук по привлечению клиентов». Что его можно «заказать», «настроить».

И мало кто обращает внимание, что продукт производство понимает по-своему, сэйлзы — по-своему, маркетолог — по-своему. А потом все дружно удивляются, почему клиент не покупает. А управленцев ищет тех "кто плохо работает")

——————
Если каждый понимает «по-своему», то поставленная задача «выполняется» не так, «как надо», а так, как была понята. Точнее, не понята.

📊 Тренд: запросы предпринимателей сменились с «настройте нам маркетинг» на «помогите разобраться с маркетингом».
Задротов становится всё больше, а чайка-менеджеры вымирают 💀


🚀 Последние/новые 100 метров

Пока я жил в Сибири, у меня был лес, в котором я гулял каждый день. Один и тот же маршрут по кругу. В Сочи я решил бегать. Поставил цель — добежать до вершины горы, которую выбрал для пеших прогулок. Прошло 4 месяца. Моя стратегия была простой: бежать сегодня на 100 метров выше, чем вчера.

Случались перерывы — на несколько дней, а то и неделю. После них возвращаться было сложнее. Но если не делать пауз, каждые новые 100 метров давались легче.

И вот настал день, когда оставались последние 100 метров. Думал: пробегу — искуплюсь в море — закрою гештальт. Но в Сочи выпал снег. А с ним — гололёд. Эти 100 метров стали самыми сложными и эмоциональными.

А потом ты стоишь босой на снегу после купания море. И чувствуешь только блаженное удовлетворение. Достижение долгосрочных целей — это серотониновое удовольствие, как говорят нейробиологи.

🔥
Последние два месяца я отказываюсь от 80% проектов. Почему? Работать с компаниями, у которых горизонт планирования — меньше 3 месяцев, всё равно что снова ходить по лесу. По кругу.

У большинства бизнесов подход:
▫️ «Пробуем это → не сработало → пробуем то».

Но зачем перебирать гипотезы, если есть то, что точно работает:

- Цели;

- Стратегия на основе ресурсов, а не фантазий;

- Структурированные данные;

- Клиентский опыт;

- Единый понятийный аппарат в команде.

Каждые 100 метров такого подхода создают космическое преимущество над теми "тестит гипотезы" и верит в то что маркетинг можно отдать на аутсорсинг.

❄️

Можно только наращивать экспертизу внутри компании. В ближайшее время напишу более подробно почему “маркетинг и любовь нельзя отдавать на аутсорсинг”.

#маркетинг #стратегия #цели #аутсорсинг


Не путайте тревожность с предприимчивостью!

Есть такой тип предпринимателей, которые, с одной стороны, инноваторы, энерджайзеры, фонтанируют идеями, а с другой — маленькие дети, которые хватаются за всё новое.

И, как говорил Ницше, «
проблема нашего времени — то, что многие научились читать и покупать тренинги Гребинюка

».

Такие предприниматели чаще становятся потребителями «готовых решений под ключ», они в курсе всех «прогрессивных прогрессивных инструментов» маркетинга и управления.

И мне долго было непонятно, а почему предприниматели покупают вот все эти «суперрешения, проверенные на сотнях других», вроде люди-то не глупые, все слышали про системность, ошибку выжившего, кладбище успеха.

А недавно меня озарило, что они покупают не «решения», а а успокоительное. 💊

Внедряя что-то «новое», они таким образом гасят, снижают тревогу, что всё «пойдет не так», «что долго нет результата».

Раньше я много спорил с такими клиентами, сейчас советую «просто начать бегать по утрам», вышивать крестиком, вобщем что-то монотонное и простое не требующие инноваций)

Раньше, я сам был таким предпринимателем, но укратив свою тревожность, мне стало проще взаимодействовать с теми клиентами в рамках проектов по внедрению системного маркетинга.

Ибо, как говорил Кот Матроскин "
что бы что-то изменить, нужно сначала нужно хоть что-то стабилизировать

")


Какой самый эффективный канал продвижения? Ответ — 42.

В книге Дугласа Адамса «Путеводитель для путешествующих автостопом по галактике» ответ на «главный вопрос жизни, вселенной и вообще» оказался 42. Ответ был получен в результате семи с половиной миллионов лет непрерывных вычислений на специально созданном компьютере — Мыслителе. По утверждению компьютера, ответ был несколько раз проверен на правильность, но он может всех огорчить. Оказалось, что ответ на вопрос — «42».

За 17 лет в маркетинге я наблюдал за «меняющимися трендами».

Рилсы, позволяющие набрать десятки и сотни тысяч подписчиков бесплатно. Чудо SEO. Потом все пили автоворонки и чат-ботов. Плодились профессии: директлоги, таргетологи, авитологи.

Но ответ на вопрос «Какой самый эффективный канал продвижения?» оставался неизменным — 42.

В 90% случаев (цифра от фонаря, чтобы обозначить «очень много») предприниматель «думает», что у него есть продукт и знание о клиенте, и только не хватает «эффективных» инструментов рекламы.

Такой подход приводит к «гонке собаки за автомобилем», попытке успеть впрыгнуть в тренд и бестолковому расточительству рекламных бюджетов.

А клиент выбирает тех кто "вкладывает в изучение его потребностей", а не тех кто вкаладывает в "способы сообщить о себе".
think about it# Никто не любит рекламу, но откуда убеждение, что "реклама продаёт"?


Аннотация к каналу

Малый бизнес в РФ живет по законам среднего, но при этом подходы к маркетингу в большинстве случаев на уровне «ростовой куклы у перехода в метро». 😱

Лидогенерация, отстройка от конкурентов, CRM, воронки продаж… это все та же «ростовая кукла», только ей добавили слово «диджитал».

❓Малый бизнес не задаёт себе ключевых вопросов:

Если 95% маркетинговых агентств предлагает «гарантированную» генерацию качественных лидов, то почему 95% предпринимателей не могут решить проблему «качественных лидов»?

Если вы смотрите на клиента как на цифры, то почему думаете, что клиент будет смотреть на нас по-другому?

Если у вас индивидуальный подход, гибкая ценовая политика, 100 лет на рынке, гарантия результата, успешные кейсы — всё как и у 95% ваших конкурентов, то почему клиент выберет вас?

И игнорирует тот факт, что бурный рост и
этап масштабирования — это не успех, а пропасть, через которую не проходит 90% бизнесов.

Большинство рынков находится на этапе комдизации, все умеют генерировать лиды, у всех отделы продаж, рабочие связки, аналитика, CRM-системы, регламенты, базы знаний, KPI. И обнаружили, что этого мало. 🤦‍♂️

На этом канале помогаю понять:

Что такое «маркетинг», «клиент», «продукт», "стратегия".

Что проблемы «мало клиентов» не существует.

Что конфликты продаж, маркетинга, производства/бэка более существенны, чем «нехватки клиентов», устранение которых дает кратный рост бизнеса.

Что вложения в «изучение клиента», разработку/доработку продуктовой линейки окупаются быстрее, чем «тесты гипотез» и эксперименты с каналами траффика.

Чем я полезен?

Консультирую 🤐

Провожу аудиты и стратегические сессии. 🙃

Собираю отделы маркетинга под ресурсы и цели компании, а не по «проверенной технологии под ключ». 🥶

Писать сюда: @finikovsemen


Комодизация ближе, чем вы думаете! 🍀

Термин «коммодизация» не столь популярен в бизнес-среде, так, как «конверсии», «стратегия», «рабочие связки», «лидогенерация».

А именно по причине (часто) коммодизации многие успешные предприниматели стали таксистами и ретрит-мастерами.

Коммодизация — процесс превращения продукта из элитного в общедоступный. Продукт или услуга теряют свою уникальность и упрощаются, а потребители с лёгкостью переключаются на того производителя, который предложит более низкую цену.

Часто анамнез клиента начинается с таких жалоб:

«Перепробовали все: директ, таргет, холодные обзвоны, связки, подвязки, партнерки, перебрали 500 подрядчиков, вывезли команду на стратегическую сессию в Перу, где все хлебали Айваску, словно безалкогольное пиво, но:

конверсия в продажи падает, маржа падает (ну, это те, кто считает). Хотим найти «инструменты, которые принесут нам качественных клиентов».

Есть рынки, где это ощущается очень ярко: БФЛ, малоэтажное строительство, внедрение CRM, разработка сайтов, товарный бизнес на маркетплейсах (но это вообще отдельная история), большая часть B2G, ментальное здоровье/просветление, и это только с чем я соприкасался последнее время.

При этом «клиентов тьма», но всё, на что смотрит клиент, это цена. Бизнес это не устраивает, он хочет, чтобы было как раньше: напилил лэндосов, под них трафик, прогоняем через воронку продаж, мерим конверсии, отсекаем неэффективные каналы, отрабатываем возражения и так по кругу.

Но есть момент: так делают все 🤤. Секретных технологий лидогенерации не существует. Если специалист нашёл суперсвязки и технологии в какой-то нише, то он тут же пойдет продавать это вашим конкурентам.

Очевидно не очевидно большинству. Почему, если вы делаете как все, то ждете результат не как у всех?

Три года назад одному предпринимателю чертил я чертил схемы, которые для него видом выглядели как картина абстракциониста, и показывал, к чему движется рынок банкротства физиков. Не поверил. И что стоит смотреть на «клиента шире», что, возможно, он хочет не писать долги, а «больше их не иметь». «Да они вообще тупые, им лишь бы подешевле», — сказал предприниматель и вскоре закрыл свой бизнес.

Год назад одного руководителя компании по внедрению CRM пытался сфокусировать не на внедрении CRM под ключ, а на огромном количестве тех, кто уже внедрил CRM, но остался недоволен, на конфликте «интересов клиентов и внедренцев CRM». Рукводитель сказал, что клиенты «не хотят платить за экспертизу, за разработку полноценного ТЗ», по итогу они ему платят только за продление лицензий на Битрикс 24.

Список можно продолжать...

Тот, кто убеждён, что клиент некомпетентный, как правило, не имеет компетенций о своем клиенте.


Для него клиент — это набор цифр: ROI, цена конверсии, средний чек. И, как правило, сам не готов платить за компетентность, а только за «результат», тех, кто принесет ему клиентов, готовых платить за его «индивидуальный подход, успешные кейсы, 300 лет на рынке, гибкую ценовую политику, дополнительные бонусы».

И тут стоит процитировать Ницше:

«Если вы смотрите на клиента как на цифры, то не забывайте, что и клиент смотрит на вас так же».


И профессора Преображенского: «Коммодизация начинается не на рынках, а в головах».


7 рычаг роста прибыли 📊
Так уже вышло, что всю прошлую неделю ко мне обращались за консультациями друзья-предприниматели, типа «зашли в тупик, подскажи».
Такая активность, очевидно, обусловлена предстоящим Новым годом, когда предприниматель задаётся вопросом «почему не реализовалось то, что я планировал в прошлом году?», или более фундаментальным «а правильно ли я вообще планирую?», и редко — философским «а что есть планирование?». Ответ на последний, как правило, даёт автоматически ответы на все остальные, но искать его если не дольше, то точно сложнее.

Часть консультаций закончилась «о, а че, так можно было», часть — «ну не знаю, надо подумать, вроде всё логично, но у меня есть убеждение, опыт, а есть похожие примеры».

Предприниматели из первой группы уже через несколько дней пишут «о, я уже начал делать, уже это нашел, того нанял». Из второй группы придут к тебе с этими же вопросами через год, но если доживут. 📈📉

И я понял важные для себя вещи: «6 рычагов роста прибыли» и все фреймворки, входящие в него, при проведении стратегических сессий — недостаточно. Нужен седьмой рычаг для работы с ментальными ограничениями (которые называют опытом и убеждениями) лица, принимающего решение. Есть в ТОС 6 слоев сопротивления инновациям, но мне кажется, ретрит с бубнами, стояние на гвоздях более эффективно.

А еще другу можно сказать: «нравиться ебловать, можешь продолжать, приходи через год с этим же вопросом». 🤦‍♂️

Клиенту же ты скажешь деликатно: «если компетентность для вас дорого, то попробуйте некомпетентность». ) 🤩🤩И «дорого» — это не всегда вопрос денег, а времени — ресурс, который самый дорогой и при этом чаще всего игнорируемый.

Точно нужно разрабатывать 7 рычаг роста прибыли, чтобы пробить 7 слой сопротивления изменениям, ментальный страх отказаться от привычек, убеждений.

Хотя он есть и его хорошо сформулировали наши предки в Откровении Иоанна: «времени больше не будет». А почему так сложно отказаться от «привычных подходов» и как это связано с управленческим фокусом внимания и традицией жертвоприношения. И подробно о 6 рычагах роста прибыли, очень делает понятным разработку стратегии, логичной, а не просто убедительными циферками в эксельке)


Стратегия понятная ребёнку

Вчера имел разговор с дамой, директором диджитал агентства. Беседовали о маркетинговой стратегии.

Ее позиция: «Что я всё усложняю. Всем бизнесам надо больше клиентов». Моя, что, напротив, я пытаюсь упростить.

То, что большинству неочевидно очевидное, мне очевидно давно.

Компаниям нужно не больше клиентов, а преимущество перед конкурентами. Суть этой игры в бизнес в «выживании», а не в получении краткосрочного эффекта.

Объяснить «директору диджитал агентства» с успешными кейсами, связками объяснить не смог. И я такой: «вызов принят».

Созвонился со старшим сыном (ему 15), говорю: «Прочитай статью и объясни, в чем разница между стратегией и планом так, если бы ты объяснял это младшему брату (ему 8)».

Вот так он объяснил:

Стратегия — это когда мы с пацанами, чтобы обыграть другую команду в футбол, зная, что они играют жестко и плотно, решаем использовать забросы, потому что наши нападающие бегают быстрее.
План на игру — это кто и куда будет бежать, расстановка на поле.


Подростку понятно, чем отличается стратегия от плана. А вот директору диджитал агентства нет)

Тут стоит добавить, что многие «стратегии» — это даже не тактический план, а, продолжая аналогию с футболом, выбор цвета формы (упаковка/отстройка от конкурентов), разработка девиза (слоган/продающий оффер), прогноз по голам, исходя из статистики прошлых игр с похожими командами (количество лидов, конверсий).


Что такое маркетинговая стратегия? А что нет)

Разработка маркетинговой стратегии
— это сочетание слов можно встретить в 95% вакансий на должность маркетолога на HH, в объявлениях на биржах фриланса, на сайтах диджитал-агентств.

Но при взаимодействии с управленцами и некоторыми коллегами по цеху осознаешь, что под «стратегией» мы понимаем разное.

А так как я автор определения маркетинга как ясности во взаимоотношениях с клиентом, то считаю своим священным (или профессиональным, что одно и то же) долгом еще раз прояснить, «что такое маркетинговая стратегия», препарировав бритвой Оккама это понятие.

Определений стратегий сотни. А чем сложнее и вариативнее понятие, тем больше спекуляции с ним.

Изначально стратегия (др.-греч. στρατηγία — искусство полководца) — общий, недетализированный план, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели в военном деле, позднее — вообще в какой-либо деятельности человека.

В широком смысле стратегия — это набор волевых и интеллектуальных усилий и решений, которые позволяют создать модель перехода из настоящего в желаемое будущее.

Ключевое тут — модель перехода. Запоминаем.

А что понимает большинство под маркетинговой стратегией и им предлагает рынок?

Разработку маркетингового плана.
Детализированный план мероприятий, расписанный рекламный бюджет и рекламные инструменты. Типа такого: 100 р. на ТГ, 300 р. на блогеров, получим столько-то лидов, конверсий, ROI и еще вступительная часть про «тенденции рынка» и грандиозные планы по его охвату.

А теперь возвращаемся к тому, что стратегия — это не детализированный план, и почему это важно. Ловушка «ложной определённости», в которую попадают многие управленцы, выбирая между «виденьем, вектором развития» и «чётким пошаговым планом действий» второе.

Почему так? Так устроен мозг. Чем проще, тем надёжней. А цифры — это самое простое и убедительное. Вложи 100 р. в рекламу, получи 1000 клиентов.

Почему так не должно быть?
Потому что «вложи 100 р. в рекламу, получи 1000 клиентов» — это из буратино про поле чудес. Маркетинговый план появляется, когда у вас есть стратегия.

Маркетинговый план без стратегии, как составить маршрут до Китая, на чем и как вы будите ехать, не выяснив "где он находиться" и существует ли вообще)

Стратегия — это виденье того, куда вы идёте. Если этого документа/виденья в бизнесе нет, то вы сольёте не один рекламный бюджет и отстанете от тех, у кого это виденье есть.

Как говорил Ницше, тот, кто знает «куда», преодолеет любое «как» (ну или не Ницше, ну или не так).

Виденье — это не просто «фантазия о будущем», это структурирование информации из нежелательных явлений и хотелок «нам надо то», «нет, нам лучше то», «повысить конверсию», «пилить контент», «что делать с тем», «внедрить дашборды», «мое убеждение», «во всем виноваты». Определение фокуса, ресурсов, что мы реально можем и кто это все будет реализовывать.

Что дает стратегия бизнесу?

Возвращаемся к ключевому — к тому, что стратегия это модель перехода.

Бизнес начинает мыслить стратегически. Говоря языком психологии приходит из стадии ребенка, который все копирует (ну вот эти все рабочие связки и инструменты) к осознанному взрослому самостоятельному мышлению.

На практике это: конкуренты бегают от агентства к агентству, меняют маркетологов, тестируют связки, инструменты и вот это всё, а вы начинаете делать будущее определение, то есть строите системный и устойчивый бизнес со сбалансированной продуктовой линейкой.

Стратегия — это и есть конкурентное преимущество перед компаниями, которые мыслят «маркетинговыми планами».

Грубо говоря, пока ваши конкуренты учатся складывать столбиком (конверсии считают), вы разрабатываете калькулятор.

Часто слышу такое: «Ну стратегии — это для больших компаний». Это не так. Собственник либо начинает мыслить стратегически, либо остаётся ребенком.

В ближайшее время напишу о стратегической сессии с таксистом в Красной Поляне)


История бренда

Чуть меньше года назад на сессии с помощью методологии ТОС мы обнаружили, что на рынке, где мы играем, есть конфликт интересов заказчиков и исполнителей.

Я ходил с этой мыслью, тестил разные продукты, погружался в рынок и увидел, что «конфликт» еще глубже и есть «иерархия наебалова» конечного заказчика.

Но по порядку

Рынок — «защита брендов от контрафакта».

Как всё устроено?

Условный «Найк» приходит в юридическую фирму и разрешает ей от ее лица требовать деньги с продавцов подделок и все вырученные забирать себе.

Юридическая фирма, чтобы не тратить деньги на закупку товара, суды и юристов, отдает на подряд мелким фирмам за 50% от взысканной суммы. То есть оставляет на себе только администрирование. Сам заказчик может об этом и не знать.

И тут начинается самое интересное!

Бренду нужно снизить количество подделок на рынке.

Юрфирме нужно увлечение оборота (расходы за него несут подрядчики, поэтому он и не считается с их издержками), ну и показывать бренду, что работа кипит!

А подрядчику — прибыль за счет минимизации издержек на закупках и госпошлинах, так как не с каждого продавца реально взыскать реальные деньги.

Конфликт. Бренду надо меньше контрафакта. Юридической фирме — как можно больше, а подрядчикам выгодно идти в суд только, если есть «высокая вероятность» взыскания с нарушителя.

И тут у нас появился продукт, который помогает подрядчикам «просчитывать эту вероятность».

К этому добавляется то, что с сентября государственная пошлина возросла в разы, а подать жалобу на пристава теперь стоит 50 000, а пойти в апелляцию — 30 000.
Что это значит? То, что у подрядчиков теряется экономическая целесообразность за свой счет ходить в суд, у юридических фирм нет средств делать это реализовывать самостоятельно.

Плюс все игроки увлеклись «инновациями» и автоматизированными способами поиска контрафакта в интернете, что про рынки и офлайн-магазины забыли. Ну и есть еще куча нюансов, о которых не знают бренды, так как на цифрах всё выглядит убедительно.

Грубо говоря, контрафакт не становится меньше, ставятся более изящные способы уходить от ответственности.

И я начал думать над решением этой проблемы. Как минимизировать количество судов, при этом принуждать к добровольному уничтожению контрафакта продавцов или вообще отбить желание продавать его.

И это следующий этап в разработке продукта.

Сейчас активно пытаемся взаимодействовать с юрфирмами, которые хотят решить клиентскую проблему (ну и свою тоже). Некоторые пока не осознали масштаб «пиздеца», что работавшая годами бизнес-модель рушится. И создается пространство для создания новой.

И это пример очень узкой сферы, но такие конфликты есть и в других сферах: логистики, строительства, внедрении CRM (там точно есть — уже писал), медицине (там точно есть — опишу как-нибудь) и других.


Добавь в избранное!

Бывает такое утро, что проснулся с ясным умом, сделал зарядку, отжался на один раз больше, чем вера, помедитировал, пробежал 3 километра, бросил курить вэйп, выпил витаминки с кофе и Алиса включает такие треки, что ты на каждый реагируешь так:

“Алиса, добавь в избранное”.

Всего я прожил примерно 14 600 дней. Сколько из них я могу добавить в избранное? Да, вообще сколько я их помню? Ну, 20, 30, ну 50 дней и чаще это были какие-то важные события в жизни. А все остальное это гонка за будущем.

Стал вести дневник мыслей, чувств, состояний. И вдруг стал замечать насколько каждый день по своему насыщен, интересен и ярок.

И еще в дневнике каждому дню даю свое название. Это дает энергию и фокус наблюдать за Днем, как за живым существом и знакомится с ним, что бы вечером “добавить его в Избранное”.

Такая вот коммуникация с реальностью)


Делегирование делегирования

Объем бесполезной работы невозможно оценить, пока есть те кто объясняет ее ценность.


“Ну, все пора выходить на новый управленческий уровень” - решил я. Но оказалось на этом уровне меня никто не ждёт.

Последние пару месяцев сильно впечатлившись ныне модной штукой “выхода из операционки”, я начал делегировать делегирование. Это когда ты не сам разбираешь на детали процессы и ищешь способы их оптимизации, а говоришь сотрудникам “сделайте мне эффективно” и научите своих подчиненных. А я пойду в башню из слоновой кости “думать о стратегии”.

И вот сидишь ты в своей башни и чувствуешь, как дым от пожаров уже проникает в твое “стратегическое пространство”. Но ты такой “нет, нет. Не гоже мне заниматься операционкой и тушить пожары”.

Бизнесы сгорают в двух случаях:
“когда управленец сгорает сам, бесконечно туша пожары”
“когда управленец не тушит пожары вообще”.


И это тонкий момент понять когда и где ты нужен и на каком участке бизнеса. Так как сотрудники “выполняя огромный объем бесполезной работы” никогда не скажут, что им нужна помощь. Они могут запросить ресурсов, но не управленческой помощи, ибо придется признать свои ошибки, недостаток компетенций.

Что понял я.

- Первое чему нужно учить сотрудников это умению признавать ошибки и осознавать пределы своей компетентности. И делать это надо на своем примере)
- Часто операционку путают с микроменеджментом. Понимание операционки позволяет формировать стратегию “не оторванную от реальности”.
- “Желание вечно тушить пожары” и “Заниматься только стратегией” это две крайности. А вот почему управленец в них впадет, это уже вопрос психологии, а не управления.
- Делегирование делегирования это не навык, не некое умение, технология, которой можно научиться на курсах “выхода из операционки” это живой процесс настройки взаимопонимания в команде.

Лайфхак: Просите сотрудников письменно описывать, то как они поняли задачу и как планируют ее решать. И главное “Зачем?” они это делают)


Новый сезон

Не писал с апреля. За это время много чего случилось, закончилось и началось. Прежде всего начался новый сезон публикаций на этом канале. Центральной темой канала теперь будут коммуникация между командами, системами и “внутри себя” (где тоже оказывается могут быть целые команды и системы).

Получил интересный опыт пребывания в полном молчании, медитациях по 12 часов в сутки и так на протяжении 10 дней. В какой-то степени это “восхождение на Эверест своего сознания”, но “спускаться” оказалось сложнее, но об этом в другой раз)

Запустили медиационный сервис “Давай Договоримся”. Цель амбициозная - изменить рынок юридических услуг с помощью математики и ИИ и сократить количество арбитражных споров в РФ в два раза.

В какой-то степени я шел к этому 15 лет занимаясь маркетингом и правом. И то и то способ коммуникации, но маркетинг стремиться “обобщить” понятия (не всегда, но в большинстве случаев), а юрист их “прояснить”. Наглядная иллюстрация этого “рекламный оффер” и “договор”, они отличаются друг от друга, как “романтика” и “брачный договор”. И конечно же судиться не выгодно, но об этом в другой раз.

И еще меня заняла тема модной сейчас психологии субличностей, это типо в нас не одно Я, а много много разных “персонажей,” которые не могут между собой договориться. А если они между собой не могут договориться, то уж тем более вы не сможете договориться с сотрудниками, клиентами и партнерами.

Следующий пост будет о “делегировании делегирования” и о том “как сложно ВЕРНУТЬСЯ в операционку”, а вот выйти из нее также просто, как потерять контроль над бизнесом)


Есть риски, что вы просчитались с рынком и настроив процессы, вы не сможете обеспечить продажи. Но не бойтесь большинство Ваших конкурентов вкладывают в продажи и в маркетинг и вы всегда им сможет продать “отлаженные процессы”, то есть аутссорсить ваших конкурентов, которые набрали обязательств, которые не могут выполнять.


I’ll be back. О важной роли бэк офиса в бизнеса

Показатели выручки не изменились за 4 месяца” - говорит мне партнёр. И правда же не изменились.
А расходы на команду и инфраструктуру выросли. Резонный вопрос “А зачем нам это все, вроде и так “как-то” работало?”. Благо мой партнёр может видеть долгосрочный трек и понимает “Зачем?”, но к сожалению часто предприниматели руководствуются только цифрами в “эксель” и показателями продаж/выручки, а прибыль это то “что успели выдернуть из оборота”.

В “Цели - 3” герои романа сталкиваться с подобными вопросами топ-менеджмента при внедрении ERP системы. Вы рассказывает нам как улучшилось то и то, а где “деньги Зин?”

А деньги в процессе!


Для понимания важности вложения в бэк-офис, бизнес процессы, которые “вроде как не влияют на выручку” вот такая аналогия:

У вас есть машина, которая может ехать со скоростью 100 км. в час., но каждые 50 км. она ломаться, вам нужно останавливаться “что-то починить”. Вас обгоняют другие машины, которые едут со скоростью 60 км. в час, но не ломаются. Вы хотите ехать 100 км. и при это без остановок, вам говорят, что надо загнать машину на пару месяцев в гараж на диагностику, потом еще пару месяцев ездить на ней не более 30 км.в час и только потом разгоняться до 100 км. И тут возникает “ментальная боль” и предприниматель либо проходит стадию от “ларечного мышления” к системному бизнесу, либо шаманит свою “тачку” пока она не выработает ресурс или так сильно отстанет от конкурентов, что смысла ехать дальше не будет никакого.

Маркетинг и продажи влияют на скорость движения бизнеса, но в гонке за скоростью можно сжечь двигатель. Скорость возбуждает и вдохновляет. Но как человек 15 занимающейся юридическим бизнесом и втч банкротством юридических лиц, могу сказать, что компании приходят к банкротству, как раз на этапе “бурного роста”. Ослепленные “ростом выручки” предприниматели игнорируют важность бэк-офиса, финансов, бизнес-процессов, правовые риски и сходят с дистанции на этапе “масштабирования”, ибо не готовы загнать свою тачку на диагностику.

Иногда нужно остановиться, чтобы в будущем перестать останавливаться.


Если не вкладывать в бэк офис, то обязательно будет I’ll be back, то есть системные проблемы обязательно вернуться и вылезут в самый неподходящий момент.

Ментальное ограничение, которое тормозит бизнес вкладывать в бэк:


- Не всегда можно поставить финансовую отдачу на вложенные инвестиции. Часто вы вкладываете в “возможность считать эти “показатели в будущем”.
- Нет понимания “как извлекать прибыль” из данных. Если вы этого не делали раньше, то для вас это может выглядеть, как лекция о “Теореме Пуанкаре”. Интересно, перспективно, но не до конца понятно. К циферкам в эксель, добавляется логика, и еще много, много других циферок.
- Смена парадигмы с управления “пожарами” на управление показателями или даже так: на управление людьми отвечающими за показатели. “Выход из операционки” только звучит заманчиво, как и выход из “зоны комфорта”, но мало кто готов оттуда реально выходить, ибо там привычно.

Важно понимать, что при наличии рынка скорость/продажи/выручку нарастить сильно быстрее, чем отладить процессы в бэк офисе/производстве. При наличие отлаженного операционного процесса вам будет проще срастить его с продажами/маркетингом.

А часто увы наоборот - вначале мы много продаем, а потом не знаем “как выполнить обязательства” и начинаются суды, кредиторы, возвраты денежных средств, выгорание сотрудников в бэк-офисе, ведь продажники не были в курсе “сколько мы можем взять работу” у них был план-хотелка собственника, сотрудники уходят и выясняется, что найти хорошего логиста, работника склада, “повара”, сильно сложнее, чем “продажника”, а если нет “регламентов” работы, то еще надо оттянуть ресурс того кто их обучит, и ваш “операционный директор” (который и не знал ,что она так называется, а был человеком, который отвечал за “все”) тоже выгорит, и неисполненных обязательств станет еще больше, кредиторов тоже, а продажники продолжат продавать, а если вы им скажете “пока не надо”, то и они уйдут, ибо бонусы.


О коммуникации в компании.

Вернулся с ретрита. Три дня молчал и многое понял про коммуникацию)

В комментариях и личных сообщениях от подписчиков есть три запроса написать про 1. Как найти маркетолога. 2. Что такое “знание о клиенте”. 3. Будущее продаж.
На все три темы сделаю большие статьи, давно обдумываю и систематизирую мысли.

Но сейчас небольшая заметка о коммуникациях.

Витгенштейн, тот что по мнению некоторых (и его самого) перевернул философию сказал:

„То, что вообще может быть сказано, должно быть сказано ясно; о том же, что сказать невозможно, следует молчать
.“

Мое глубокое убеждение, что “Ясность во взаимоотношениях с клиентом это следствие ясности внутренней коммуникации в компании”.

Для начала определимся “что такое коммуникация?”

Важно: научиться “прояснять понятия в команде”. Если вы слышите фразу “че пи..ть надо делом заниматься”, то для начала уточните у того кто так говорит, что он вкладывает в понятие “дело”.

Для упрощения возьмем определение из военного дела. Коммуникация это путь сообщения, линия связи, снабжения.

Коммуникация внутри компании это передача информации в “центры принятия решений” и скорость и корректность этой информации определяет ваш успех/провал.

У вас может быть маркетолог, РОП, HR, руководитель производства и директор, который “принимает решения”, но часто информация приходит искаженной. Более того она приходит к нему так “чтобы он взял ответственность”. И такая система “принятия решений” замыкающиеся на нем. К этой системе все привыкают/адаптируются и доносят информацию так “чтобы ЛПР принял решение”.

А еще отделы могут годами существовать в скрытом конфликте и апеллировать к арбитру- Директору, подгоняя цифры, выводы, чтобы тот принял решение в их пользу. Это тот момент когда в “войну” вмешивается “политика” и компания начинает работать не на “общую победу”, а на “персональную лояльность”.

В чем кайф ТОС, что поиск решения начинается с “описания картины текущей реальность, со сбора нежелательных явлений. Пока нет понятной для всех “системы принятия решений”, то коммуникация будет ради коммуникации и “создания работы ради работы”.

Тут как в отношениях иногда важно остановиться и посмотреть не то “о чем мы говорим”, а то “как мы говорим” и “зачем” и тогда возможно появиться Ясность.

И еще цитата Витгенштейна:

Из того, что всем кажется, что это так, не следует, что это так и есть“.

Мы отчего-то забываем, что люди говорят не для того, чтобы их поняли, а потому что “им надо что-то сказать”. То что у вас “люди общаться в компании”, и “компания открыта к идеям и предложениям”, это не значить, что у вас все хорошо с коммуникацией.

Вывод : прежде, чем решать “проблему коммуникации” стоит понять “а зачем нам коммуникация?” Если вам кажется ответ очевидным - опросите сотрудников. Спросите “что они вкладывают в это понятие”. И лучше задавайте эти вопросы в курилке)

Коммуникация вам как управленцу нужна для принятия решений, а сотрудникам для понимания “иерархии принятия решений”.


Маркетологи это кто?

Вчера был на мастермайнде. Вы знакомитесь с разными людьми кочуя от одного стола к другому. В один момент я оказался за столом, где было 8 человек, семь из которых маркетологи, и я был рад, что я не маркетолог впервые за много лет.
Я услышал все эти магические слова, о которых казалось уже забыл, “лить трафик,” “упаковка”, “продающий лэндинг”, “конверсии”

Ситуация была комичной, вроде, как маркетологи пришли продавать маркетинг бизнесу, но продавали друг другу лидогенерацию. Мне думалось, что все уже понимают в чем разница между “маркетингом” и “лидогенерацией”. Оказывается нет.

Надо прояснить еще раз. И тут видимо, как в песни БГ “напомни меня, если я пел об этом раньше, и я спою это снова, я не знаю ничего другого”.

Лидогенерация не имеет никакого отношения к “прибыли”, “стратегии”, “системному маркетингу”
. Если вам говорят - мы “проведем анализ источников трафика”, “сделаем упаковку смыслов”, “повысим конверсию”, “приведем целевых клиентов,” “продвинем в интернете” то это НЕ МАРКЕТИНГ.

Лидогенерация занимается только тем, что приводит в точку контакта с Вашим продуктом “целевого клиента”
. А вот “кто ваш клиент” никакая лидогенерация не выявляет. Подсчет ROI и конверсии это не изучение клиента. Поднять продажи меняя офферы, кнопки на лэндинге и “тестируя разные связки” можно, но это все еще не маркетинг и все еще не знание о клиенте.

Чем лучше вы знаете своего клиента, тем меньше вам нужны эксперименты с рекламными инструментами. Чаще вообще не нужны)

В чем риск для бизнеса, если у него только лидогенерация без маркетинга?


Все ваши конкуренты используют те же связки, смыслы оффер, копируют их в режиме онлайн. Конкуренция у “лидогенераторов” запредельная, поэтому происходит сегментация маркетинга для определенных сфер: строительных компаний, банкротства физ.лиц, медицины, мебельного бизнеса, оптовых компаний…, а это ускоряет копирование друга друга.

И ваш клиент оказывается за одним столом, где 7 из 8 ваши конкуренты и плюс/минус у вас одно и тоже предложение. И все, что вам останется это “падать ценой”. При этом расходы на привлечение целевого клиента будут расти. И это не то, чтобы “мое мнение” это базовая экономика) И можно послушать лекцию Балахнина про комодизацию.

И “кто такой маркетолог?” Если вы задает этот вопрос, то вам маркетинг еще и не нужен. Или вы точно знаете, что он вам нужен для “привлечения клиентов”, то вам точно маркетинг еще не нужен. Но если вы хотите разобраться “Зачем?”, то вы на верном пути. Ответив на этот вопрос вы больше никогда не будете задавать вопроса “где взять клиентов?”.


Как планы продаж убивают бизнес

Планировать продажи - хорошо. Фокусироваться на “достижении плана продаж” - опасно.
Два месяца мы с командой фокусировались на выстраивание процесса, расширении прохода и все было хорошо, а в марте вдруг решили “сделать план”. И мы его даже перевыполнили. И я думал, “ну как же прекрасно и как важен фокус на продажах”.

Но интуитивно я чувствовал “что-то не так”. Я не заметил, как увяз в операционке, как сотрудники все чаще стали ходить ко мне согласовывать каждого клиента с которого мы можем “быстро получить денег”. И те процессы, которые мы 2 месяца выстраивали вдруг начали тормозить.

И вот ты сделал план и оглядываешься видишь лишь руины из операционки, которые надо будет опять разгребать.

Когда есть план у сотрудников возникают соблазны - перекинуть клиента на следующий месяц и тянуть заключение договора, если в этом план сделан, передавливать потенциальных клиентов, жертвуя долгосрочной перспективой сотрудничества ради “продать сейчас для плана”.

В нашем случае озарение меня пришло, что, как говорила моя одноклассница Света Зюзина “девки мы не в ту степь поканлаи” когда руководитель отдела претензий “потерял три дня” на “дожиме клиентов”, хотя мог сделать 30 претензий. В деньгах мы сделали + 150 000 к плану, потеряли в ближайшие 4 месяца 3 мл. , плюс отсрочили отладку системы прогнозирования взыскания, которая по нашим прогнозам будет давать нам экономию 500 000 в месяц на большом объеме.

Я погряз так в этом увлекательном процессе достижения плана, что забыл моя ключевая задача это выстроить процесс под новое ценностное предложение и понять портрет нашего клиента. А когда твой фокус на деньгах, то портрет клиента размывается.

И это у нас еще нет маркетинга и отдела продаж) И если отладить процессы, понять “своего клиента” (понять не равно продать) его реальные потребности и сформировать ценностное предложение, то продажи станут формальностью, как и планы продаж. У вас будет очередь из клиентов, где задача продажников лишь отстаивать “не ваших клиентов”.


Ответственность и контроль

На определенном этапе роста бизнеса возникает проблема “контроля”, собственнику сложно перестроиться с “человека” на “функцию”, с контроля “задач” на “контроль процессов”.
Управлять более, чем 3 людьми не получиться. У меня трое детей и я хер знает, как определить зоны ответственности для каждого, выстроить между ними коммуникацию и правильно развивать их скиллы, так чтобы они брали все больше ответственности.

А именно этого мы хотим от ключевых сотрудников, чтобы они все больше забирали у нас ответственности. Но всегда есть страх, что “накосячат”, “не смогут”, “им еще рано”. Поэтому управленцы часто делегируют полномочия без “права на ошибку”, и это фрустрирует сотрудников. И сотрудники не принимают самостоятельных решений, а по привычке бегут за “страховкой”, чтобы эту ответственность разделить, по сути “делегировать назад”.

А как определить “зону ответственности”? Как понять сколько человек может взять? Да, когда у вас расписаны регламенты, есть четкая структура, грейды, функции и целый HR-отдела (часто бесполезный), то более менее понятно, а когда вы находитесь на этапе трансформации из “ИП Иванов” в Холдинг Иванько, то это больше проблема психологического характера, как говорят инфоцыгене и Голдратт “дело в мышлении”.

Так как нужно наделить правом на ошибку прежде всего себя и делегировать уже это право сотруднику и смотреть на это, как на инвестиции в обучение.

Ответственность это больше, чем хард или софт скилл. Ответственность это власт
ь, а когда ты ИП Иванов и все под “твоим контролем”, то делегировать власть страшно и тут возникает тот самый “качественный переход” когда собственник начинает становится управленцем и “понимать прежде всего свои границы и зоны ответственности”.

Две вещи которые я запомнил про управление, но понял только сейчас.

Первая: на одном из управленческих тренингов когда мне было 22 года, мне выпала в игре роль директора и я как директор начал генерировать идеи. На что ведущий подсветил, что моя задача “выслушать идеи команды и принять решение”, ибо когда директор генерирует идеи всем остальным свойственно поддерживать их и “делегировать ему ответственность”. Не так давно стал это делегировать команде, оказалось они куда лучше знают, где “деньги”.

Вторая: Один умный человек (да че уж самый умный, которых я встречал) Андрей Андреич, мне сказал, что задача управленца “разгребать говно”, то есть следить за отклонениями в процессах. Конечно процессы могут быть выстроены так, что управленцу приходиться “не вылазить из говна”, но это уже отдельная история про то, что психологическим страхом отпустить контроль мы часто оправдываем свою управленческую некомпетентность, что с детьми, что сотрудниками.

Сегодня старшему сыну делегировал закупку продуктов на неделю, морально готов, что ближайшую неделю мы будем есть чипсы с колой, ну и чебупели, чуби пиццу и нагетсы.


Монополия Битрикс 24 и АМО, которые удачно делегировали маркетинг партнёрам. По сути создали “сетевую историю”. Выплаты партнерам доходит до 50% и куча, куча еще разных плюшек. Они дают возможность хорошо зарабатывать партнерам, сосредоточившись на разработке “новых фишек”, которые в 90% случаев работают “докрутим в будущем”, ну и заодно посмотрим, что лучше продают партнёры. Предприниматель игнорируя вопрос “Зачем?” сразу переходит к вопросу “А какую CRM выбрать?” и тут обнаруживается, что в большинстве случаев выбора у них и нет. Тут мы возвращаемся к конфликту интересов. Если вы позвоните в компанию по внедрению и зададите им этот вопрос, то вам скажут “конечно Битрикс или АМО”, в зависимости от того, партнёрами какой CRM они являются. Добавьте к этому еще тысячи статей “сравнения CRM” написанными контент менеджерами Битрикса, АМО и их партнерами, то рациональный выбор становится еще менее возможным.

А может быть, что клиенту хватит и эксльеки или корпоративного мессенджера. Но заплатив за Битрикс/АМО предприниматель оказывается ребенком на шоколадной фабрике, где глаза разбегаются от возможностей, а проджект и продажник говорят постоянно “а хотите внедрить Дашборды” или “сквозную аналитику”, а то у меня “горит план”, “ой, простите это сделает ваш бизнес более прозрачным, вы сможете контролировать расходы на рекламу”.

ЦРМ не решение - а инструмент. Не более. И если вы можете ответить себе на вопрос а что мы можем улучшить без внедрения црм, то его стоит задать, очень помогает начать думать рационально.

Не хотел сказать “что CRM не нужна”, равно “Как и что KPI не нужны”, и ответить на вопрос “а что тогда делать?” кроме как “начать думать” я ничего не посоветую.

Но важный момент, если признать факт “конфликта интересов”, и начать думать в сторону “какие проблемы внедрением мы создаем своим клиентам”, то там деньги и возможно “новый продукт” или даже рынок.

Показано 20 последних публикаций.