Сахаровский центр

@caxap Нравится 0
Это ваш канал? Подтвердите владение для дополнительных возможностей

Мир. Прогресс. Права человека.
www.sakharov-center.ru
Сахаровский центр решением Минюста РФ от 25.12.2014 года №1990-р внесена в реестр организаций, выполняющих функцию иностранного агента. Это решение мы обжалуем в суде.
Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Политика


Гео канала
Россия
Язык канала
Русский
Категория
Политика
Добавлен в индекс
09.05.2017 23:31
реклама
Нужна дешевая реклама в ТГ?
От 100Р за 1000 показов в чистых каналах в 2 клика.
Админ канала? Добро пожаловать!
TAGIO - Самый желанный инструмент 2021 года стартовал!
Админ канала? Добро пожаловать!
TAGIO - Самый желанный инструмент 2021 года стартовал!
618
подписчиков
~545
охват 1 публикации
~152
дневной охват
~3
постов / нед.
88.2%
ERR %
9.13
индекс цитирования
Репосты и упоминания канала
46 упоминаний канала
4 упоминаний публикаций
68 репостов
Events and texts
Events and texts
Подосокорский
СМИныч
синдром самозванца
Events and texts
Events and texts
Events and texts
Amnesty International Russia
Events and texts
The Insider
Events and texts
Events and texts
карантин кончится
Events and texts
Корги-комсорги
Events and texts
Подосокорский
Events and texts
Зелёная Лента
instudies
Avtozak LIVE
МБХ медиа
Команда Жукова
Events and texts
Amnesty International Russia
Bloom's Day
DoloresMJJ
Это Гончаров
Юлия Галямина
FemXit
Crypto-Libertarian memes & diary
Events and texts
ОВД-Инфо
Events and texts
Events and texts
Гражданские новости
Events and texts
Здоровые города
карантин кончится
Events and texts
Каналы, которые цитирует @caxap
Events and texts
Events and texts
Events and texts
Events and texts
Events and texts
Events and texts
Events and texts
Events and texts
Events and texts
Events and texts
Events and texts
Events and texts
Events and texts
Events and texts
Events and texts
Events and texts
Events and texts
Events and texts
Events and texts
Shraibman
Демография упала
Events and texts
Никогда/Снова
Events and texts
Avtozak LIVE
Events and texts
Events and texts
Events and texts
Events and texts
Events and texts
Трудолюбов
Никогда/Снова
Events and texts
Events and texts
Events and texts
Думай по-своему
Events and texts
Events and texts
Events and texts
Events and texts
Переборхес
Переборхес
ОВД-Инфо
и этого достаточно
Последние публикации
Удалённые
С упоминаниями
Репосты
Репост из: Events and texts
Ну как же так, дорогой Анатолий Григорьевич (Вишневский, замечательнейший демограф, 1935-2021). Я ведь трижды просил Вас выступить не с демографической лекцией, а с воспоминаниями. Послевоенный Харьков - разговоры, быт и нравы харьковских и киевских экономистов и демографов в 1960-х, и то же про московских демографов, экономистов и статистиков в 1970-х. И Вы обещали, что обязательно сделаете такие лекции, но сейчас рано мемуарами заниматься, потом, позже, когда будет время, потому что очень некогда. Трижды обещали! И в 2019 году (https://m.youtube.com/watch?v=eQ5629SqLBY), и в 2015-м (https://m.youtube.com/watch?v=NqP6RKV2bVI), и где-то между этими двумя датами...
Анатолий Вишневский. Демографическая логика человеческой истории
13 ноября 2019 года в Сахаровском центре прошла презентация книги и лекция демографа и экономиста Анатолия Вишневского. Какое место в человеческой истории занимают демографические изменения? Способны ли они быть самостоятельной движущей силой исторического развития, или они – лишь его результат, следствие экономических и технологических перемен? Можно ли говорить о «демографических отношениях», стоящих вровень с экономическими и играющих в истории не меньшую роль? Как взаимодействуют между собой эти два вида общественных отношений? Рождаемость, смертность, миграции определяли демографическую картину мира всегда. В чем особенность нашего времени? Можно ли говорить о переходе к новой репродуктивной стратегии вида Homo sapiens, и что это означает для человечества? Об этом рассказывает вышедшая в издательстве НИУ ВШЭ книга известного демографа Анатолия Вишневского "Демографическая история и демографическая теория", которую можно будет приобрести на презентации. Модератор - обозреватель Борис Грозовский, автор…
Читать полностью
​​А еще мы запустили специальную рассылку к столетию Сахарова. Подписывайтесь: https://100.sakharov-center.ru/
​​2021 год — год столетнего юбилея академика Андрея Сахарова. Мы запланировали обширную и очень разнообразную "праздничную" дискуссионную программу, которую и откроем 19 января разговором о Сахарове в рамках цикла историка Константина Морозова о самых значимых политических деятелях в истории России.

В дискуссии примут участие:

Лев Гудков, доктор философских наук, директор "Левада-Центр";
Александр Даниэль, сотрудник НИПЦ и НИЦ "Мемориал";
Сергей Лукашевский, исполнительный директор Сахаровского центра;
Кирилл Рогов, кандидат филологических наук, политолог;
Дэвид Саттер, корреспондент газеты «Файненшл Таймс» в Москве (1976-1982), старший научный сотрудник в Институте Хадсона, адъюнкт, профессор Университета Джонса Хопкина.

Зарегистрируйтесь вот тут, и мы пришлём вам ссылку на конференцию в зуме за час до ее начала.
Читать полностью
​​Включённость миллениалов в цифровую среду изменила отношения между молодыми людьми и их самовосприятие. Получение социальных оценок стало важным компонентом выстраивания групповой и личностной идентичности. Плотная сетевая включённость привела к повышенной чувствительности, к более острому желанию демонстрировать, «кто я есть», к росту толерантности и снижению приверженности патриархальным ценностям.

У молодых людей 18-25 лет по сравнению с предыдущими когортами выросла тревожность в отношении экологии и политики, усложнилась трудовая мотивация. Повысились требования к рабочему месту и атмосфере, стали более непредсказуемыми карьерные и миграционные планы. Молодежь 18-25 лет стремится не сковывать себя привязкой к месту и профессии.

Но как в бытовой и культурной молодежной повседневности совмещаются разные аспекты групповых идентичностей? Кооперируются или сталкиваются молодежные (18-22 года) группы и сообщества (веганы, рэперы, поисковики, волонтеры, женские гламурные сообщества, воркаут-группы, поклонники аниме и др.)? И как новые социально-психологические качества молодых людей влияют на их политические ориентации и готовность к социальному участию? Эти вопросы исследуются в изданной недавно ИД ВШЭ книге «Молодежь в городе: культуры, сцены и солидарности», презентация и обсуждение которой пройдут 14 января в нашем зуме.

В дискуссии участвуют:

Елена Омельченко, профессор департамента социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, директор Центра молодёжных исследований, редактор и соавтор «Молодежи в городе»;
Алина Майборода, старший преподаватель НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, младший научный сотрудник Центра молодёжных исследований, соавтор «Молодежи в городе»;
Искандер Ясавеев, профессор департамента социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, старший научный сотрудник Центра молодёжных исследований, соавтор «Молодежи в городе»;
Любовь Борусяк, социолог, преподаватель Свободного университета, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов МПГУ;
Анна Желнина, социолог города, научный сотрудник Социологического института РАН (СПб), член правления исследовательского комитета по городскому и региональному развитию Международной социологической ассоциации;
Татьяна Колобакина, редакторка журнала Doxa;
Григорий Юдин, профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинка»), научный руководитель программы «Политическая философия».

Модератор — Борис Грозовский, обозреватель, автор Телеграм-канала @EventsAndTexts.

Регистрируйтесь, и мы пришлём вам ссылку на конференцию в зуме за час до ее начала.
Читать полностью
Российское и украинское общество политически разделено несколькими проблемными нарративами — разными взглядами на события общей истории. Среди таких событий массовый голод 1932-1933 годов; распад СССР и обретение Украиной независимости в 1991; последующее расширение НАТО и Евросоюза; Евромайдан 2013-2014 годов и последующие конфликты в Крыму и на Донбассе.

Конфликтующие представления об этих страницах прошлого и настоящего исследовались в рамках проекта германо­-российско-­украинского диалога, реализованного Inmedio Peace Consult gGmbH (Берлин), Институтом права и публичной политики (Москва) и Центром общественных инициатив «ИДЕИ ПЕРЕМЕН» (Киев).

Дискуссия, которую 12 января проводят Сахаровский центр и Институт права и публичной политики, посвящена обсуждению результатов этого проекта (доклад можно прочитать здесь).

Спорные нарративы исследовались в формате медиации - диалога, в котором эксперты пытались прояснить проблемные точки общей истории, которыми часто манипулируют в ангажированных дискуссиях. Глубокое понимание раскалывающих нарративов поможет со временем начать разговор о смягчении и разрешении этих конфликтов.

Дискуссия будет проходить на русском и немецком языках с синхронным переводом.

В дискуссии участвуют:

Андреас фон Вестфаллен, журналист, театральный и радиорежиссер, автор проекта немецко-русского диалога о Второй Мировой войне;
Станислав Дмитриевский, правозащитник, историк, руководитель российских проектов Центра документации имени Натальи Эстемировой;
Василий Жарков, историк, декан факультета политических наук МВШСЭН (Шанинка);
Ирина Старовойт, аналитик культуры, доцент кафедры культурологии Украинского католического университета во Львове, литературовед и критик, член Украинского ПЕНа;
Сергей Уткин, руководитель Группы стратегических оценок, ведущий научный сотрудник Центра ситуационного анализа ИМЭМО РАН;
Константин Эггерт, публицист, журналист, автор Телеграм-канала @Oberleutnant_Eggert.

Модераторы — Борис Грозовский, обозреватель, автор Телеграм-канала @EventsAndTexts и Ольга Сидорович, директор Института права и публичной политики, главный редактор журнала "Сравнительное конституционное обозрение".

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, и мы пришлём вам ссылку на конференцию в зуме за час до ее начала.
Читать полностью
Репост из: Events and texts
Еще две публикации – в «Новой газете» – по мотивам конференции «Российские реалии: государство, социум, гражданское общество”, организованной Сахаровским центром, Международным Мемориалом и Центром Левады (все организации внесены Минюстом в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента).

Григорий Дурново подводит итоги протестной активности в 2020 году: «Не выходи на улицу, не нарушай УК: Как власти использовали пандемию для ограничения гражданских свобод». Хабаровск, уголовное дело против Юли Галяминой, год одиночных пикетов, шихан Куштау и т.д.

И Аркадий Дубнов – политические итоги года на постсоветском пространстве: мятежи в Кыргыстане, война в Карабахе, дальнейшая интеграция Абхазии в Россию и кремлевское недовольство Молдовой. А в основании этого всего – смена поколений, неспособность российских элит откликаться на запросы постсоветских стран на справедливость и равные отношения, попытки Москвы в любой ситуации получить вассальную клятву на верность, прощая за это автократам любые их действия.
Читать полностью
Репост из: Events and texts
Первый текст по мотивам конференции «Российские реалии» - Дмитрий Травин в Репаблике. Дмитрий проанализировал эволюцию путинского режима по 4 осям: 1) реформы - стабильность, 2) партнёрство - конфронтация во внешней политике, 3) манипулирование избирателем vs силовое подавление во внутренней политике, 4) в отношении к элитам: коррупция vs монополизация ренты.

Если смотреть на эти 4 оси, в 2000 Путин начал с реформ, партнёрства, коррупции и манипуляций. На втором президентском сроке отказался от реформ и партнёрства. После 2012 были сделаны шаги в монополизации ренты. Манипуляция достигла максимума (2014). Обнуление-2020 стало сдвигом от манипуляции избирателями к силовому подавлению несогласных. Режим обретает свою настоящую, законченную форму.

Это будет режим, отказавшийся от всяких реформ, но не сумевший при этом сохранить даже стабильность. Это будет режим, рассорившийся со всеми потенциально полезными партнерами и удержавшийся от конфронтации лишь с набирающим мощь Китаем, который не станет рассматривать слабеющую Россию в качестве равного партнера. Это будет режим, в котором большая часть богатств сосредоточится на самом верху властной пирамиды, а люди, обладающие этими богатствами, будут держаться у власти лишь за счет применения силы или угрозы силовых акций.

Текст подготовлен на основе доклада, прочитанного на конференции «Российские реалии: государство, социум, гражданское общество», организованной Сахаровским центром, Международным Мемориалом и Центром Левады (все организации внесены Минюстом в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента).

https://republic.ru/posts/99092
Читать полностью
«Дела о государственной измене — это веяние военного времени, с которым нам приходится сталкиваться каждый день. Именно так мы характеризуем ситуацию в России. Если даже брать официальную статистику, то до 2014 года порядка трех приговоров в год выносилось по статье о госизмене. С 2015 года мы наблюдаем вспышку: уже 15 дел в год рассматриваются в судах. Мы связываем это с ситуацией в Крыму, с войной в юго-восточных регионах Украины и в Сирии, и вообще с милитаристской атмосферой, которая царит на центральных телеканалах России, когда объясняется, что Россия в кольце врагов. Но если есть внутренние враги, должны быть и внутренние. И вот спецслужбы нацелены на то, чтобы выявлять этих „внутренних врагов“», — Иван Павлов из «Команды 29».

Смотрите запись дискуссии о шпиономании в России, которую мы провели совместно с немецким Zentrum Liberale Moderne.
Онлайн-дискуссия "Государство тайн: ограничение свободы информации и «шпиономания» в России".
В России последовательно ограничивается доступ граждан к общественно значимой информации, a cреди осужденных за разглашение государственной тайны оказываются и люди, которые не имели доступа к секретным сведениям и не пытались их получить.  За последние 12 лет законодательство о государственной тайне стало более жестким и менее конкретным. Количество дел в связи с госизменой, шпионажем и разглашении государственной тайны растет. Они рассматриваются в закрытом режиме. Огласку получают лишь отдельные случаи. Например, дело бывшего журналиста Ивана Сафронова.   Спектр сведений, составляющих государственную тайну, был несколько раз значительно расширен. Так, вскоре после начала военных действий на Донбассе государственной тайной стали сведения Министерства обороны России о потерях в мирное время. В после секретности попадают и детали многих госзакупок или сведения о собственности ряда высокопоставленных должностных лиц и членов их семей. Затронуты и сферы, не имеющие даже отдаленного отношения к безопасности россиянок…
Читать полностью
​​18 декабря в 19:00 — третья дискуссия из цикла политолога Николая Петрова «Политический 2020: как меняется Россия». В этот раз речь пойдет об обществе — о том, с чем столкнулись граждане, как они пережили сложности 2020-го и какую роль общество сыграло в происходящей политической трансформации.

Участвуют социологи Денис Волков, Лев Гудков и Элла Панеях, политолог Мария Липман и другие. Модерирует дискуссию политолог, старший исследователь Chatham House Николай Петров.

В рамках всего цикла в режиме публичной экспертной дискуссии будет обсуждаться ход политической трансформации в целом, и отдельные наиболее важные ее аспекты, связанные с экономикой и общественными настроениями, кадровыми чистками, политическими репрессиями и др.

Регистрируйтесь по ссылке.
Читать полностью
18 декабря в 19:00 — третья дискуссия из цикла политолога Николая Петрова «Политический 2020: как меняется Россия». В этот раз речь пойдет об обществе — о том, с чем столкнулись граждане, как они пережили сложности 2020-го и какую роль общество сыграло в происходящей политической трансформации.

Участвуют социологи Денис Волков, Лев Гудков и Элла Панеях, политолог Мария Липман и другие. Модерирует дискуссию политолог, старший исследователь Chatham House Николай Петров.
Читать полностью
Репост из: Events and texts
Людмила Петрановская на конференции «Российские реалии»:

Люди на общем уровне согласны, что не надо обижать слабых, судить о человеке по его групповой принадлежности, обкрадывать будущие поколения, эксплуатируя природу. Но из хорошей идеи «должно быть больше справедливости» мы быстро попадаем в ситуацию скандала. Движение к тому, чтобы было меньше насилия, оборачивается сюрреализмом.

На самом деле, это не Новая этика, а старая. И 30 лет назад все бы сказали, что Вайнштейн ведёт себя нехорошо. Но добавили бы , что там, в элите у них такие нравы. Теперь мы пытаемся отменить нравы и обычаи, говоря: везде должна быть единая, тотальная нравственная норма. Это тревожит всех, кто жил при тоталитаризме. Вдобавок стирается черта - грань между изнасилованием и неудачным жестом. Это дезориентирует.

Случаи тяжелого насилия и дурная шутка становятся чем-то одним, это путает людей. Смазывается грань между оскорблением чувств и реальным насилием. Жертва виртуальна, распространяется идея - и это эквивалентно насилию. Мы согласились, что нельзя судить о человеке по его принадлежности к группе. Но теперь эта принадлежность «автоматом» делает человека жертвой. Если человека оскорбляет все - это ли не поддержка тотальной виктимности. Ты не знаешь, где и когда ты окажешься виноватым.

Очень много абсурдных ситуаций. Спасатель и агрессор склеиваются, между ними маленькое расстояние. Это почти одна фигура. Под соусом защиты и уважения, под лозунгом «давайте сделаем меньше насилия» начинается насилие. Всеохватная стратегия морализаторства не оставляет шансов убежать - и ты виноват в непредсказуемый для себя момент.

Чтобы невротичность снижалась, надо помнить, что ради снижения насилия, ради признания субъектности нельзя действовать любыми средствами. Каждого выносит свой кейс, люди движутся своим темпом и по своей траектории, и нельзя любыми средствами добиваться правильных целей.
Читать полностью
Репост из: Events and texts
Иван Микиртумов на конференции «Российские реалии»:

Состояние умов либеральной общественности в США истерическое. Ты не понят, ты не можешь повлиять на ситуацию и не можешь ничего сделать с «врагом». В результате ненависть обращается вовнутрь. The New York Times под влиянием этого перестала публиковать карикатуры - чтобы никого не обижать. Ее превращение в партийную газету (тут Трамп прав) - это плохо для свободы слова.

Убедить сегодня кого-то в пользе гражданских добродетелей сложно. Мешает разгул бесстыдства со стороны власти. Она может попирать любые нормы - это и делает ее властью. Так у нас, но и в США тоже так. Разговоры об эмансипации тревожат людей, когда касаются привычными практик. Люди, которые долго помалкивали, начинают говорить - и это вызывает нервную реакцию. В то же время обвинения в домогательствах осложнена тем, что это кампанейщина, следствие конкурентной борьбы.

Кто у нас будет реализовывать закон о домашнем насилии - те же чиновники-жулики? Ведь еще нет нового понимания, что такое новые семейные отношения. Мы ведь предельно циничны и любую норму игнорируем или используем в своих целях. Так может быть и с законом о домашнем насилии.

Цинические стандарты задаёт верхушка. В такой ситуации новые законы бесполезны. Поможет только кооперация групп. А государство будет вбрасывать в них темы, которые из взрывают изнутри. Позицию морального доносительства будут стимулировать. Ответ на все это - дерегулирование, убрать государство из этой сферы.

Уйти от морализаторства и согласиться, что эти вопросы лучше регулируются на групповом уровне, чем на национальном. Маска морализаторства не спасёт. А там, где мы терпим фиаско, мы вынуждены прибегать к морализаторству, моральному принуждению.
Читать полностью
Репост из: Events and texts
Нурия Фатыхова на конференции «Российские реалии»:

Этика возникает из желания равного отношения к людям, из желания справедливости, их включения/исключения отдельных субъектов. Но есть серая зона - что есть хорошо, и что плохо. Особенно это видно при смене этических парадигм: военная этика, потом религиозная, научная... Мы постоянно переживаем войну этик и смену этических парадигм. Часто в результате многолетней борьбы людей за субъектность при смене этической парадигмы происходит включение новых субъектов.

Сейчас: биоэтика (сама природа наделяется субъектностью) и смена гендерной парадигмы. Это тоже включение новых субъектов- на равных правах: женщины, гомосексуальные люди. Этому способствовал более равный доступ к ресурсов и крушение империй. Можно услышать людей, ранее исключённых из публичного пространства. Таким поворотам всегда сопутствует ресентимент- «титульная нация» сопротивляется.

Пример - борьба за закон о домашнем насилии. Вытащить этот вопрос из серой зоны в зону права. Обвинения в домогательствах - это тоже из области права. Новая этика уже состоялась: мы ведь все понимаем, что депутат Слуцкий вёл себя плохо. Только механизм репутаций не работает. Поэтому субститутом юридического обвинения становится публичное обвинение в домогательствах.

Получается, надо договариваться и о том, что такое хорошо, и о том, как об этом говорить. Мораль становится репрессивной инстанцией - из-за дефицита институтов мы скатываемся в морализаторство. Дискуссии тогда происходят в модусе поиска наказания. Никто не надеется найти счастье, но надеется наказать виновного. Это очень сложная дилемма - понять, что есть проступок, договориться о норме и о том, как реагировать на ее нарушение.
Читать полностью
Репост из: Events and texts
Оксана Мороз на конференции «Российские реалии»:

Вместо публичной немоты у нас теперь публичная афазия и эхолалия. Нет возможности вступать в диалог, проявляя при этом уважение к другому субъекту. Эти коллективные практики создают ситуацию отсутствия диалога, субъекты которого ответственны за общественный климат.

Получается, «граждански ответственные суждения» не несут в себе интенция понимать другого, они не толерантны даже на уровне безразличия и уважения к другому. Споры происходят в пузырях фильтров, но круги от них расходятся далеко. В результате коммуникативное пространство вепонизируется.

Под личной ответственностью понимают ответственность другого, - говорит философ Оксана Тимофеева. Пытаются найти виновного, ответственность - не моя интенция, но то, чего я ожидаю от других. Это ведёт к коммуникативным поломкам.

Дальше Оксана привела примеры: Монгайт про Капотню, «национализм» жителей Патриарших... Локальная история становится поводом для хейта, довольно агрессивного. Или дискуссия о гении и злодействе: разговор о Прилепине. Юзефович высоко оценила его - и началось... Затем Константин Мильчин назвал убийством неполучение литературной премии романом Елизарова.

Даже в рекреационном пространстве соцсетей люди ведут себя очень бурно. Мы спорим о том, кто и какое право на высказывание имеет. Столкновение со снобистским дискурсом все время ведёт к тому, что одному из участников разговора отказывают в праве на присутствие. Коммуникация становится химерической, очень много пассивной и активной агрессии, обесценивания, канцелярита.

Но есть зоны роста. Ведь есть способность упаковывать своё высказывание в разные системы знаков, в разные жанры. Это может дать эффект, когда появятся люди, способные переводить с языка на языками переходить из одного регистра в другой.
Читать полностью
Репост из: Events and texts
Анна Темкина на конференции «Российские реалии»:

Гендерные конфликты, обсуждение харассмента имеет эмоционально взрывной характер. Одни считают, что феминизма в современной России мало, другие - что чересчур много. Споры очень эмоционально напряжены.

Новая феминистская повестка - это и новый словарь. Миту, абьюз, харассмент, домашнее насилие. Феминизм десятилетиями тлел в академических инициативах, теперь - взрывной рост инициатив. Это революция достоинства.

Но она совпала в России с консервативным поворотом: «закон о гендерном равенстве - угроза демографической безопасности семьи, чреват разрушением института семьи и духовных ценностей». Этот анииглобалистский поворот глобален, он заметен во многих точках Земли. Это популизм: народ против элит, против новых репродуктивных технологий. Это глобальный тренд.

Отсюда тревоги и моральные паники. Гендерный национализм удобен, когда государство благосостояния не может выполнять своих функций. При этом у нас антигендерный поворот имеет сильный антизападный тренд.

В результате либеральная повестка сближается с гендерной: борьба против несвободы. Советская женщина была эмансипирована, но это была эмансипация в интересах государства. Наоборот, милитаристская культура ведёт к насилию, дедовщины, хамству.

Больше всего эмоций вокруг харассмента. Политики идентичности и феминизма - и много , и мало в то же время. Возникает вопрос - кто мы как нация, мы особые или живём в глобальном мире? Новые нормы сталкиваются со старыми, и нормы среднего класса сталкиваются с нормами тех слоев, для которых насилие - норма жизни. Общество должно будет договориться само с собой о сексуальности, власти, теле, гендере, классе...
Читать полностью
Репост из: Events and texts
Элла Панеях на конференции «Российские реалии»:

В 2020 программа, намеченная в 2019 году, выполнена Путиным вопреки реальности (и это было видно людям), через неадекватные поступки. Это не забудется, и это сильно делегитимизирует власть. В стране происходит одно, а правящая группировка действует поперёк реальности. Эпидемия закончится, а это расхождение может остаться.

До эпидемии общество постепенно накапливало социальный капитал (после его уничтожения в СССР и перестройки институтов в 1990-е). Социального капитала накопилось достаточно для бума благотворительности и возобновления желания участвовать в политике.

В 2020 эпидемия сбила уровень социального капитала - она нарушает связи между людьми. Символом порядочности и статуса стало социальное дистанцирование. Часть ресурса у людей уходит на адаптацию к этой новой реальности. Плюс резкое ухудшение экономической ситуации - у людей мало ресурсов на гражданское участие.

Но за время эпидемии в глазах граждан полностью опозорилась та часть системы, с которой люди сталкиваются чаще всего: школа, медицина, соцпомощь. Родители узнали, чему учат их детей, и схватились за голову. Школа генерирует большую нагрузку на семью. Докторам тоже припомнят все плохое - от них натерпелись. Мнение о медицине сильно ухудшилось.

Соцслужбы провалились, они не смогли взять на себя заботу о стариках. Они привыкли, что большую часть работы по уходу делают родственники - а тут они на карантине.

Эпидемия пройдёт, а это знание останется.

Многое делалось «по традиции» - как выборы, продолжение советских выборов. Голосование на пеньках снижает эту легитимность. Меняется формат, и у людей открываются глаза: «А зачем мы в этом участвуем»?

Боролись за посещение родственников в реанимации, а теперь закрылись и больницы. Попал туда человек - и ни придти, ни дозвониться. Все эти завоевания перечёркнуты, но люди про это не забудут.

Растёт инфраструктура горизонтальных связей. Общаться в зуме, всем членам семьи по гаджету. Научились работать, учиться, менять работу в интернете - это рост гибкости и скоординированности. Это конвертируется в навыки соорганизации. Выросли общие гигиенические стандарты. Поэтому за временным снижением соцкапитала из-за пандемии развитие российского общества продолжится, и деградация политической системы не сможет его остановить.

Государство тоже дезорганизовано, и ощущение усиления режима мнимое. Просто мы сталкиваемся с силовой ипостасью режима: когда у тебя нет ничего кроме молотка, тебе любая проблема кажется гвоздём. Поэтому развитие событий может быть самое неожиданное.
Читать полностью
Репост из: Events and texts
Сергей Медведев на конференции «Российские реалии»:

Ковид, как томография, показал расколы внутри России. Первый симптом - социальная аномия и атомизация. Отсутствие солидарности. Люди без масок. Даже те, кто в них, - без уважения к пространству соседа. Социальной дистанции - ноль. Есть раскол по возрасту. Молодежь ходит на концерты и разносит вирус пожилым. Межпоколенческой солидарности нет.

Бедные госпитализируются по ОМС или не дозваниваются до Скорой, а в Москве все неплохо, особенно у богатых. Очень большое социальное неравенство. И между Москвой и регионами. Знакомую на Скорой везли из Астрахани в Москву (смогли вызвать Скорую только из Москвы). Наконец, раскол межсословный: власть в бункере, все по 2 недели в карантине перед встречей с Путиным, а он потом без маски. У нашей власти, в отличие от других лидеров, особые отношения с вирусом.

Несколько уровней тотального недоверия. Граждане не доверяют государству. Во вторую волну нет ни выплат, ни попытки контролировать ситуацию. Не доверяют статистике и вакцине. Не доверяют друг другу - это проявляется в симуляционном ношении маски на подбородке. Не доверяют медицине - и это на фоне героического поведения врачей - из-за общего упадка здравоохранения.

Множество людей поддались теориям заговора - это результат демодернизации, архаизации.

В России очень низкая ценность человеческой жизни - это еще
из крепостничества. Дворяне тоже закрепощены государством, их жизнь принадлежит не им. Ценность жизни и сейчас очень низка. Поэтому ценится риск, кураж, удаль. Ремни безопасности оскорбляют человеческое достоинство, как и маска.

Отрицательные результаты теста на ковид можно купить. Да люди не хотят их сдавать.

Апатия, фатализм, конформизм - эти три черты определяют и социальную жизнь, и отношения власти и населения. Люди готовы принять все. Они ничего не ждут от власти и уминают по домам. Власть это считывает, и это определяет границы репрессий. Ковид укрепил режим: бюджеты не растрачены, обнуление проведено, все можно.
Читать полностью
Репост из: Events and texts
Григорий Дурново на конференции «Российские реалии»:

Эпидемия наложила сильный отпечаток на протестную активность. Главное исключение Хабаровск. Плюс летние акции против поправок в Конституцию в мск и спб, владикавказский сход отрицателей вируса, башкортастанский успешный протест в Куштау, акции националистов.

Власти используют эпидемию как инструмент запрета всех публичных акций: отказы в согласовании, административные статьи и пропаганда («сидите дома»). На конец мая - начало июня пришёлся пик задержаний за одиночные пикеты.

Важнейшим способам борьбы со свободой собраний стали уголовные дела. На процессе против Юлии Галяминой ключевая фраза процесса - повторяющаяся реплика судьи «вопрос снимается». Защите не дают работать в процессе. В Хабаровске многих арестовывают после демонстраций.

Среди новых законопроектов есть дающие возможность запрещать любые публичные акции, запрещают иностранное и анонимное финансирование, затрудняют работу журналистов и запрещают акции у зданий МВД, ФСБ итд.
Читать полностью
Репост из: Events and texts
Алексей Левинсон на конференции «Российские реалии»:

Большая беда делает равнодушных обычно друг к другу россиян совсем другими. В зоне беды возникают очаги гражданского общества, высокоорганизованные гражданские группы. В феврале 2020 половина респондентов считала, что эпидемии не будет. И только 17% думали, что во время эпидемии люди будут заботиться не только о себе, но и о других.

Весной мы увидели, что вокруг «зон бедствия» появлялись структуры помощи. Много благотворителей, волонтеров, большой энтузиазм сил поддержки. А «просто люди» - совершенно другая картина. Никакого роста помощи не наблюдалось. Но мы видим очень серьезный рост сервисной экономики: доставка продовольствия и лекарств позволяла младшим реализовать свой долг по отношению к старшим. Так общество адаптировалось к ситуации эпидемии.

А вот обнуления и поправок в Конституцию общество как бы заметило. Закрепился депрессивный компонент в общественном сознании: опять ничего не изменилось, все долго будет так же. Обнуление травмировало людей. Это обусловливает и реакцию на Беларусь: не пойдём их путём, и не будем пытаться. Общество в депрессии. А на поверхности все хорошо. Все по-тихому. Власти это удобно: люди не шалят, не бунтуют.

Люди, ведущие себя благородно, есть - но общество их не видит.
Читать полностью
Репост из: Events and texts
Татьяна Ворожейкина на конференции «Российские реалии»:

Авторитарные режимы почувствовали себя под угрозой - люди массово протестуют. Смотрите на Венесуэлу - уже 6 лет попыток покончить с авторитарным режимом. Масштаб выступлений был колоссальным. Авторитарные режимы на континенте рушились под куда меньшим напором. Но Мадуро, победив на фальсифицированных выборах-2018, устоял.

Это модельная история - в Беларуси очень похоже: там венесуэльский тупик. Устояв в момент максимального размаха протестных выступлений, режим консолидируется. И отвечает. В Венесуэле это было трижды. Потом военная, репрессивная составляющая режима резко усиливается. В Венесуэле армия распределяет продовольствие. В гражданских режимов власть перехватывают силовики, и без них из кризиса не выберешься.

Бойкот выборов не даёт оппозиции никаких результатов. Ничего не даёт. В этом смысле выдвижение Тихоновской - большой успех, а российский бойкот референдума по Конституции - неудача. После каждого спада протестных настроений все больше людей избирают стратегию exit. В Венесуэлу уехали больше 15%, в Беларуси та же картина. Выбор эмиграции перед тюрьмой работает на пользу режиму.

Есть много «окопавшихся» авторитарных режимов: Никарагуа, Турция. Только в Боливии удалось прервать эту цепь. Авторитарные режимы окапываются или наступают, режимы стали менее уязвимы к потрясениям извне и внутри. Этому благоприятствовала политика Трампа и пандемия.

Плюс прямое экономическое воздействие - Китай в последние десятилетия опровергает теорию модернизации: его рост не ведёт к демократизации и верховенству права. Другие авторитарные режимы берут с него пример.
Читать полностью