Культурный

@culturnyy Нравится 1
Это ваш канал? Подтвердите владение для дополнительных возможностей

Для тех, кто устал от политики. Культура, наука и искусство. Для связи и предложений — @yebishe
Гео и язык канала
Россия, Русский


Гео канала
Россия
Язык канала
Русский
Категория
Искусство и фото
Добавлен в индекс
15.11.2018 11:13
Последнее обновление
20.05.2019 00:45
реклама
Searchee Bot
Ваш незаменимый помощник в поиске Telеgram-каналов.
@ChatKeeperBot
Многофункциональный бот модератор чатов и групп.
@TGStat_Bot
Бот для получения статистики каналов не выходя из Telegram
4 934
подписчиков
~0
охват 1 публикации
N/A
дневной охват
~7
постов / день
N/A
ERR %
14.71
индекс цитирования
Репосты и упоминания канала
60 упоминаний канала
2 упоминаний публикаций
1 репостов
Журнал «Нож»
Fuck you That's Why
ololol production
Ekvinokurova
Тина Канделаки
Антиглянец
НЕБОЖЕНА
Тупой нож
Журнал «Нож»
Fantastic Plastic Machine
Книги жарь
Караульный
Свидетели и Егоры
Маргарита Симоньян
Саралидзе
Товарищ майор
Кремлёвская прачка
Тупой нож
Свидетели и Егоры
Полный П
Журнал «Нож»
МордоДед
Бабочки Борисова
Самарский пешеход
Самару задолбали
Пиранья
Тупой нож
Журнал «Нож»
СССР
Грезе, заткнись
Солнечный шторм
Мои фильмы
archive
Караульный
Москва
Акитилоп
Финансовый Караульный
СИЛОВИКИ 🇷🇺
Караульный
Авиадиспетчер
Приличные люди
▪️◼️Si◼️▪️
Каналы, которые цитирует @culturnyy
как они растут /
AnthropoLOGS
как они растут /
Way of Bodhisattva 2.0
Freyr
Agavr Today
o blue
Disgusting Men
Северный маяк
Идеономика
TR
Yashernet
▪️◼️Si◼️▪️
Обранці духів
FSCP
Lingulinks
Headlines
Жилец вершин
Системный Блокъ
Murmolka
HEVALE
Детьюн
AnthropoLOGS
Журнал «Нож»
Фантастика
Последние публикации
Удалённые
С упоминаниями
Репосты
Культурный 20 May, 00:21
"История норвежского языка" Беркова — мой личный сорт героина. В ней можно найти кучу сомнительных примеров типа: "Супруги Хансены симпатичные" (привет, Pacific Rim). А можно найти ответ на вопрос, почему норвежцы никогда не поминают бога, дьявола и проч просто так.
Вульгарные и даже табуированные лексические единицы в настоящее время широко проникают на страницы печати, в первую очередь художественной литературы, а также на телевидение (особенно много их в переводных титрах американских фильмов). А еще в XX в. даже форма faen (от fanden 'черт') была табуирована и обычно обозначалась на письме как f... (явление это можно назвать «графическими эвфемизмами»). Впрочем, такие графические эвфемизмы встречаются и теперь.
Уже давно вместо табуированных единиц в норвежском употребляется то, что один исследователь удачно назвал nestenbanning 'почти ругательство', — использование слов и словосочетаний, начальная часть которых совпадает с начальной частью замещаемой единицы. Особенно характерно это для замещения религиозно табуированных единиц сплошь и рядом бессмысленными сочетаниями звуков. Так, вместо Gud употребляется, например, gid, Guri Malla и др., вместо djevelen 'дьявол' — dæven (døtte), dæggern и др., faen заменяется на fanken, fy farao, satan — søren (собственное имя Søren, сейчас вышедшее из употребления), søtten/sytten '17', Jesus 'Иисус' — на jøss, jøsses; jøsse в сочетании (nei men) i jøsse navn 'Боже (ты) мой', forbasket, forbistret, fordømt вместо forbannet 'проклятый' и т. д. Используются и другие замещения, например: слова pokker 'черт' (det vet pokker 'черт его знает', pokker i void 'у черта на куличках') < нем. Pocke(n) 'оспа'; Blokksberg (dra til Blokksberg! 'пошел [ты] к черту!', til Blokksberg med ham! 'пошел он/ну его к черту!' < нем. Brocken (название горы в Гарце, где, по народным поверьям, ведьмы устраивали шабаш в Вальпургиеву ночь).
Следует подчеркнуть, что в норвежском языке «религиозные ругательства» считаются крайне грубыми. Да и к «почти ругательствам» у немалого количества людей, особенно среди верующих, отношение отрицательное.
Читать полностью
Культурный 19 May, 23:35
Ещё одна красивая зарисовка из “lady tasting tea” о том, как математика становится прикладной. Про дорогого мистера Уильяма Госсета (больше известного под псевдонимом Стьюдент). Выпускник Оксфорда со степенями по математике и химии, он в 23 года начал работать на пивную компанию Гиннесс, причём как консультант по всяким химическим вопросам. Математическая сторона Госсета меж тем тосковала, но вскоре он и ей нашёл применение.

Решение задачи с дрожжами Госсет опубликовал в 1904 году. Вопрос стоял такой: вот есть сусло готовое для ферментации и его надо добавить к дрожжам. Дрожжи — организмы живые, они плавают в условной банке и постоянно там делятся. Чтобы смешать дрожжи с суслом в правильном отношении, нужно знать сколько дрожжей изначально в растворе: избыточная концентрация дрожжей даст пиву горький вкус, недостаток — приведёт к неполной ферментации сусла и пива не получится. Чтобы ответить на этот вопрос, надо постоянно измерять концентрацию дрожжей в исходной банке: брать образец и считать количество, которое попало в поле зрения. Дрожжи меж тем, не стоит забывать, делиться не перестают. Поэтому концентрации, которую мы получили в результате измерения образца, фактически не существует. Потому что когда мы говорим про целую банку как своего рода динамичную систему, на самом деле существует вероятностное распределение дрожжевых клеток на единицу объёма. То есть, ещё раз, очень важно точно знать концентрацию дрожжей во всей банке в конкретный момент времени, в то время как они постоянно делятся и их количество меняется во всем объёме. И здесь Госсет обнаружил, что изменение количества дрожжей может быть смоделировано с помощью вероятностного распределения известного как «распределение Пуассона» https://youtu.be/rfznj8Woc5I (не путать с кривыми распределений Пирсона). Это распределение стало известным после работы Симеона Дени Пуассона «Исследования о вероятности приговоров в уголовных и гражданских делах» в 1837 году, хотя, как пишет Зальсбург, оно было описано ещё раньше, кем-то из Бернулли. В общем, формула этого вероятностного распределения была известна больше ста лет и её не раз до этого пытались куда-нибудь приспособить в практическом плане. Например, была не оч удачная попытка рассчитывать таким образом количество солдат Прусской армии, кто погибает от того, что лягнула лошадь. Пишут, что не оч прокатывало. А Госсет нашёл ясное и гениальное практическое применение пуассоновскому уравнению в разработке методов математически выверенной закваски, став колоссально прибыльным вложением Гиннесса (хотя, к слову, далеко не только из-за этого).
Читать полностью
Культурный 19 May, 15:43
Репост из: AnthropoLOGS
Один интересный кейс из серии "коренные народы" против нефтяных компаний, из Эквадора. Суд приостановил продажу территории индейцев, индейцы ликуют потрясая копьями с зале суда, теперь начнутся консультации. Интересно, что если бы консультации начались сразу, возможно нефтяным компаниям было бы проще достичь результата. Теперь же индейские активисты обострили свою риторику, мобилизовали сообщество, и пойти на сделку, которая очевидно будет компромиссом с их нынешней позиции уже нелегко. Русский текст на Пикабу, но там есть ссылка на источник этой истории.
Читать полностью
Культурный 19 May, 13:03
ДАННЫЕ, КОТОРЫЕ ПОЧТИ СУЩЕСТВУЮТ

Статистика в биологии началась стремительно с концептуального переворота, смены парадигмы. Дэвид Зальцбург в книге «Lady tasting tea» начинает эту историю с Лапласа, который в начале 19-го века на основе ряда наблюдений изложил некоторые вычисления, чтобы предсказывать местоположения планет и комет. Наполеона тогда больше всего поразило, что автор обошёлся без упоминания божественного промысла, на что Лаплас отвечал: «ну прост в этой гипотезе не было необходимости». Но, как замечает Зальцбург, несмотря на то, что Лаплас обошёлся без божьей воли, он использовал другую концепцию, нечто, что называл «функцией ошибки» (“error function”). То есть вычисления Лапласа не предсказывали точное положение планет. Основанные на несовершенных наблюдениях с земли, они, естественно, оставляли за собой неопределённость, некоторую вероятность ошибки. Эта вероятность и была основой для мистической error function, которая пыталась учитывать возможные искажения в процессе наблюдений и делать своего рода поправку на них.

Начало 19-го века — время господствующего детерминизма, воспевавшего закономерную универсальную взаимосвязь между всем существующим, которую можно описать, и следовательно, предсказывать одни события на основе других. Вселенная представлялась часовым механизмом, где что угодно можно выразить набором формул, вроде законов Ньютона или Бойля. Тем не менее всё портила эта вездесущая «ошибка», та самая, с которой боролся Лаплас, та, которая превращала результат красивых Ньютоновских уравнений лишь в грубую оценку реальности. Считалось, что проблема заключается в несовершенстве используемых измерительных инструментов и что постепенное появление более тщательных методов измерения позволит избавиться от неопределённости. Однако к концу 19-го века, с увеличением точности измерений, количество «ошибок», «противоречий», «несходств» (как угодно в контексте той мистической «error function») стало только стремительно расти и накапливаться.

Даже в наше время очень сложно провести один и тот же эксперимент, результат которого по точности полностью совпадал бы с предыдущим. Если в школьных условиях пытаться расчитать константу ускорения свободного падения, можно получить ряд похожих, но достаточно разнящихся значений этой величины. И чем тщательнее измерять, тем меньше шанс получить идентичные значения. Что говорить про биологическую сторону проблемы, где разнообразие, в контексте естественного отбора, есть вещь основополагающая.

И вот дальше появился Пирсон, который сформулировал уже ставшую более явной на тот момент идею, что точность — не есть присущая природе вещь и что случайность (randomness) следует рассматривать как основу. То есть любой признак существует как некий набор случайных вариантов. Если наносить каждое численное значение одного и того же признака на график можно увидеть, что одни из них встречаются чаще, другие реже и при определённом множестве вырисовывается картинка разброса всех возможных значений. Закономерность этого разброса математически можно выразить функцией, а графическое изображение функции будет кривой — кривой распределения. Для каждого «разброса» — характерна своя кривая и вот уже её характеристики мы можем измерять и на их основе характеризовать признак и делать предсказания. Пирсон выделил четыре основных показателя, характеризующих кривую распределения: среднее, стандартное отклонение, симметрия распределения и крутость. Эти показатели получили название «параметров» (para meter – c греческого «почти измерение»). То есть, до Пирсона предметом обсуждения были реальные «осязаемые» данные, будь то яркость свечения, по которой Кеплер пытался определить точное положение звёзд, или результаты многочисленных экспериментов Гарвея по перевязке артерий и вен у лошадей (попытки отследить направление и скорость кровотока).

После появления же концепции распределений, реальность стала описываться некоторыми абстрактными вероятностными моделями, и соответственно, значениями, которые стоят за реальными данными, но которых фактически не существует в этой самой реальности.
Читать полностью
Культурный 19 May, 03:43
Репост из: Way of Bodhisattva 2.0
https://youtu.be/kgXYvaSfFdE
Культурный 18 May, 18:09
Услышать тех, кого почти не видно

Первое в России радио «Зазеркалье», которое создают люди с особенностями психического развития. Эфиры записывают в психиатрической больнице №1 им. Н.А. Алексеева (в народе "Кащенко"), после эфира кто-то уходит в отделение, а кто-то домой.

Радио создали в 2014 году. Сначала это был радиокружок для пациентов, потом подкасты стали выкладывать в интернет.
Впервые радио, на котором работали люди с психическими расстройствами, появилось в 1990 году в Аргентине - «Radio La Colifata» (Сумасшедшее радио). Сейчас подобные проекты есть в Швеции, Англии, Испании.

Радио «Зазеркалье» ведёт свой онлайн журнал на сайте с разделами: «Медицина», «Лица и события», «Литература», «Культура», «Видео». Можно прочитать о первом опыте лечения в ПНД или про психофестиваль для подростков. Редколлегия переодически собирается в больнице, расписывает план на месяц, каждый редактор координирует работу своего раздела.
Ещё у ребят есть группа в вк, где можно найти информацию о предстоящих прямых эфирах.

«Зазеркалье» - как реабилитация для пациентов, помогает восстановить трудоспособность, социальный статус. А для слушателей - это источник альтеративного мнения и видения мира «ненормальных» изнутри. Это возможность узнать, как там на самом деле.
Читать полностью
Культурный 18 May, 13:03
Репост из: Freyr
кто ты сегодня? не забудь отметить друзей!
Культурный 18 May, 13:03
НИК

Знаете ли вы, что в английском языке есть суффикс -nik-, причем обозначает он, как и его русский аналог, лицо по отношению к свойству, занятию, профессии, деятельности?

Как пишут составители словаря Merriam-Webster, суффикс этот попал в английский — через посредство идиша — из польского или украинского языков и широко используется в современной речи для образования окказионализмов с несколько иронической или уничижительной окраской.

Однако немалое количество таких слов закрепилось в системе языка и фиксируется словарями. См., например:

beatnik — 'битник, представитель молодежного движения в США середины 1950-х — нач. 1960-х гг.'

peacenik — 'пацифист, активный участник антивоенного движения'

neatnik — 'человек, помешанный на чистоте и порядке'

no-goodnik — 'ни на что не годный человек, шваль'

allrightnik — 'быстро разбогатевший человек из низов, вульгарный выскочка, нувориш'

Впрочем, вершиной наслаждения для русского слуха является в этом ряду без сомнения слово noodnik. Как вы думаете, что оно может значить? Правильно, 'зануда, невыносимо скучный человек'.

Задать вопрос @UchenyjBot
Читать полностью
Культурный 18 May, 11:02
В провинции Хэнань обнаружили 160 захоронений предположительно времен Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.).

По наполнению похоже, что там лежали горожане из города неподалёку.
Внутри статьи мимимишные маленькие фигурки с домиками, гончарной печью и даже свинарником со свиньёй.

https://archaeologynewsnetwork.blogspot.com/2019/05/160-ancient-tombs-discovered-in-central.html?m=1#x4rebGxC1Ufx6644.97
Культурный 18 May, 09:07
Культурный 17 May, 20:49
и сразу две хорошие новости.

на конференции Internet Beyond и чуть раньше в Москве будет Аннетт Маркхэм, это одна из самых классных интернет-исследовательниц. интернетом она занимается с девяностых годов, написала отличную книгу о метафорах интернета и много рефлексивных текстов об этнографии и этике.

на меня её тексты оказывают волшебный эффект. после них становится ясно, что быть исследователем — значит идти по сложной и неизведанной тропе, такое интеллектуальное приключение.

и вот вторая хорошая новость. Егор Ефремов перевёл отличную статью, с которой можно начать знакомство с работами Маркхэм. в ней она работает с тем, кто же такой цифровой этнограф и где его поле.
поле состоит из интернета, протоколов, интерфейсов, и Аннетт показывает, как с ними работать.

сейчас вышла первая часть перевода, скоро будет вторая:
https://sysblok.ru/society/ethnography-in-the-digital-internet-era-1/
Читать полностью
Культурный 17 May, 20:40
Репост из: Agavr Today
Лев Оборин нашёл в воспоминаниях актрисы Клавдии Пугачёвой грандиозную историю о деловом партнёрстве Льва Ландау и Даниила Хармса.

«Был очень смешной случай. Как-то я вышла из театра, и меня схватил сразу Ландау. А у Ландау была такая манера, — он мог прийти одетый как попало, — носки у него были с дырой, он как-то странно одевался, но я уже была замужем за Мишей, так что меня хорошо одевали. Значит, у меня была лиса, — тогда были модны рыжие лисы на пальто, через плечо. А мальчишки, зрители, мои поклонники, страшно не любили, когда меня кто-нибудь встречал после спектакля. И они обсуждали моего кавалера довольно громко: что он некрасив и не так одет. Я поворачивалась иногда и говорила: «Ребята, прекратите!»

Дау что-то сказал им дерзкое. Тогда они дернули меня за хвост у лисы, крикнули «На память!» — и подрали. Дау помчался за ними. Тут появился Хармс и сказал: «Помочь?» Я ему: «Что помочь?» — «Вашему кавалеру». Я говорю: «Конечно». И он побежал за ними. И они мне принесли лисий хвост как трофей. Хармс вежливо сказал: «Я исполнил свой долг» — и удалился. Мы пошли дальше с Дау, он провожал меня.

А потом дома, когда Хармс у меня был, он спросил: «Кто это был?» — о Дау. (Тогда Хармс еще не бывал у меня. Я ему сказала: «Человек, который мне свидание назначал на кладбище». Хармс сказал: «Оригинально». Я ему даже не объяснила, кто это такой.)»

Мне кажется, лисе очень повезло
Читать полностью
Культурный 17 May, 17:40
Репост из: o blue
В Реке без берегов Янн устами протагониста (Густава Аниаса Хорна) излагает свои представления о музыке. Я почти не удивляюсь тому, что его рассуждения о совершенстве гармоний Жоскена и ничтожестве Вагнера полностью совпадают с моими собственными оценками в этой сфере. Одновременно с тем взгляд Янна на архитектуру, в частности готическую, полностью противоположен моему взгляду, например, см. Река без берегов, Часть 2,книга 1, глава «Апрель»:

я часто разговаривал с Тутайном об архитектуре — когда он только начинал рисовать, в Уррланде. Совпадение наших мнений настолько бросалось в глаза, что казалось чуть ли не подозрительным. Мы любили египетские храмы больше, чем готические соборы. Честно сказать: мы любили египетские храмы, а эти соборы вообще не любили. Мы часто спрашивали себя: почему мы их не любим? Мы ведь могли восхищаться почти каждой их деталью. Мы нашли ответ. Камень в них подвергается оскорблению. Камень в них лишился своего особого воздействия. — Зодчество есть искусство обращения с материальными массами. Каждое здание это пещера: камень с полостью внутри. Дыхание камня — гравитация. Если отнять у камня дыхание и создать пространство как таковое, получится кулиса. Готические соборы как раз и представляют собой грандиозные кулисы: почти неограниченные пространства, в которых взгляд натыкается на пестрые стеклянные стены — а иначе он бы растворился в светлоте. Такие соборы — предшественники железобетонных конструкций. Романские же постройки, как и старинные церкви Грузии, или Георгии, и Армении, по духу совсем другие: они верны духу камня. Им присуща достоверность реального мира. В них воплощено тело земли. Во многих из них человек чувствует себя так, будто камень обнимает его, — и при этом испытывает не страх, но умиротворение.
Читать полностью
Культурный 17 May, 15:44
Репост из: Disgusting Men
Наука, наконец, смогла определить, какая из игр является самой сложной в мире. И нет, это не Го, не Sekiro и даже не Battletoads на Nintendo — ученые копнули в саму суть игровых алгоритмов и выяснили, что первое место за игрой Magic: The Gathering.
https://disgustingmen.com/games/so-difficult-to-play/
Культурный 17 May, 14:12
Раннее утверждение о том, что бедные люди умирают раньше богатых подтверждено многочисленными исследованиями.

Только в марте 2019 г. журнал «Мониторинг здоровья» Института Роберта Коха опубликовал результаты исследования, согласно которым дольше всех живут богатые женщины, а меньше всех — бедные мужчины.

Социальные различия и различия в состоянии здоровья отражаются на смертности и продолжительности жизни людей...
В группе с самым низким доходом 13% женщин и 27% мужчин умирают до достижения возраста 65 лет, а в группе с самым высоким доходом умирают 8% женщин и 14% мужчин. Эти социальные различия в смертности и продолжительности жизни оставались относительно стабильными в течение последних 25 лет.
«Социальное неравенство занимает центральное место в здравоохранении из-за его огромного влияния на здоровье и продолжительность жизни».

Источник https://www.apteka.ua/article/501102

Оригинал публикации на немецком https://www.deutsche-apotheker-zeitung.de/news/artikel/2019/03/15/lebenserwartung-sinkt-mit-sozialem-status

Ссылка чтобы скачать опубликованное исследование https://www.rki.de/DE/Content/Gesundheitsmonitoring/Gesundheitsberichterstattung/GBEDownloadsJ/JoHM_01_2019_Soz_Unterschiede_Mortalitaet.pdf?__blob=publicationFile

#исследование
#медицина
Читать полностью
Культурный 17 May, 02:32
Листовка группы Мухомор.
Ровно 40 лет назад. Публикуется впервые. "Все ваши биеннале - перманентный структуарный иппохондрический пиздец". Так получилось, что Константин Звездочетов служил в Автобате в Петропавловске Камчатском и в увольнительные он естественно приходил к нам домой.
Культурный 17 May, 00:12
Пацаны, а вы знали, что по "Клеркам" в 1995-ом году собирались снимать сериал? Без участия Кевина Смита, зато с закадровым смехом как в сериале "Друзья". Душераздирающее зрелище, "this is like a bad porn parody of Clerks but without the porn" - я точно не скажу лучше, чем комментарий на ютюбе. Тот случай, когда люди просто не поняли, что успех фильма был вовсе не в зарисовках жизни ленивых чуваков из маленького городка, а в искренности этих зарисовок.
https://www.youtube.com/watch?v=wR8COL2GGTw
Читать полностью
Культурный 16 May, 23:17
Репост из: Северный маяк
В дополнение к предыдущему посту. Почитайте, как в XIX-XX веках некоторые ученые, в том числе и военные, пытались наладить контакт с марсианами. Да-да, тогда находились люди, которые верили, что Марс населяют живые существа!

Подробнее на сайте
Культурный 16 May, 17:47
Но есть и хорошие новости.

Интерфакс сегодня сообщает, что Кирилл Серебренников снимет фильм по роману «Петровы в гриппе и вокруг него».

«В рамках Каннского кинорынка компания Hype Film объявила о запуске в производство фильма по роману Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него». Режиссером и автором сценария выступит Кирилл Серебренников», - отметили в пресс-службе.

В центре сюжета проекта - история о «каждодневных сражениях с судьбой и о том, как мы утопаем в них». По словам продюсера фильма Ильи Стюарта, фильм, прежде всего, будет о том, как обыденные дела могут обернуться неожиданной стороной, а поездка на городском автобусе оказаться началом приключения.

"Петровы в гриппе" станут копродукцией России, Франции и Швейцарии.
https://www.interfax.ru/culture/661214

О своих впечатлениях от «Петровых» я писала ещё год назад — https://t.me/krispotupchik/509.

Произведение, в целом, интересное для визуализации, тем более что за неё согласился взяться Кирилл Семёнович. Мне кажется, что большим поклонникам творчества господина Сальникова не стоит ожидать дословного переноса текста романа на экран, однако при этом Серебренникову зачастую с удивительной лёгкостью фиксировать в картинке совершенно особые невербальные моменты, которых как раз полно в «Петровых».

В любом случае это будет что-то как минимум любопытное.
Кристина Потупчик
Алексей Сальников «Петровы в гриппе и вокруг него». Просматривала недавно книжные блоги и заметила что всех захватило чтение этих Петровых. Совершенно неожиданно — книга, написанная очень давно, стала настоящим вирусом только сейчас. Я, конечно же, поддалась эпигонству и тоже приложилась к простывшим Петровым. Очень смешная и безумная книжка про семейство, которое гриппует накануне Нового года и в температурном бреду совершает всяческие инфернальные чудачества. В книжке никто даже не пытается всерьез изобразить нормальность. Вдобавок, по ходу развития сюжета начинает появляться какая-то бытовая чертовщина, от которой волосы становятся дыбом. Особое очарование добавляет подробная прорисованность узнаваемого регионального быта постсоветского периода, когда на новогоднюю елку ребенка уже могли нарядить спайдерменом, но колбасу все еще на всякий случай возят из Прибалтики. Колючий свитер, курение на лестничной площадке в банку из под кофе, путевки в санаторий, хлопчатобумажные колготы, прическа как в календаре…
Читать полностью
Культурный 16 May, 17:25
Давние читатели могли заметить, что я не упущу возможности лишний раз запостить что-нибудь про люминесценцию и цвета пламён. КОНЕЧНО ЖЕ я оставлю здесь ссылку на твиттер-тред про разные цвета платьев Бейонсе и их соответствие цветам пламён солей металлов.

https://twitter.com/lizardwithaz/status/1122228662764367873?s=21