Екатеринбург 17


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Познавательное



Гео и язык канала
Россия, Русский
Статистика
Фильтр публикаций


История от выживших и выбравшихся из ада столетней давности. Несмотря на «маховик истории», в такие периоды многое зависит и от человека.

«Интересен рассказ жандармского полковника Стрельникова, подобно Чистосердову спасшегося бегством, но только из другой партии. …Он рассказал, что их в количестве двенадцати-четырнадцати человек под слабым конвоем из шести солдат повели в самом начале ночи из тюрьмы к станции Екатеринбург-Второй. В этой партии находился и бывший полицмейстер Екатеринбурга Рупинский. В той же партии очутился и епископ Гермоген. Один из солдат-конвоиров знал Стрельникова по службе в жандармерии и поэтому потихоньку сказал ему, что их ведут на расстрел…
— Услыхав об этом, — рассказывал Стрельников, — я стал подговаривать Рупинского и прочих сильных и здоровых мужчин к нападению за городом на конвой и к общему бегству. Сделать это было очень легко — нас было вдвое больше. Стоило только дружно напасть на конвой во время перехода по полю, и, конечно, все шесть винтовок оказались бы в наших руках. Но никто из товарищей по несчастью не соглашался не только оказать активное сопротивление, но, выражая полную покорность судьбе, они высказывали сомнение, что их ведут на расстрел. Рупинский даже уверял, что их просто вышлют из Екатеринбурга куда-нибудь на север. Однако эти доводы на меня мало действовали, и я решил бежать. Нас привели на станцию Екатеринбург-Второй и оставили под конвоем на самой платформе. Я всё сидел и медлил, стараясь припомнить профиль местности, чтобы составить план бегства. Наконец стало светать. Это обстоятельство ускорило решение: или бежать, или погибнуть вместе с остальными. Я встал и попросил конвоира отвести меня в отхожее место. Войдя в клозет, я через заборчик старался угадать, где находится часовой, прохаживавшийся вдоль здания. Наконец, заметив, что он дошёл по бровке до выхода из клозета, я вышел, как бы оправляя брюки. Часовой остановился, и глаза наши встретились. Как мне показалось, его глаза говорили мне, что он проник в мой замысел. Я изо всей силы толкнул его обеими руками в грудь. Он грузно упал вниз под откос, а я, сделав большой скачок, быстро побежал вдоль железнодорожного полотна к городу. Это направление было мной обдумано, ибо снизу конвоиру было труднее в меня стрелять. Я, за будкой сторожа сбросив серую офицерскую шинель и оставшись в защитном кителе, быстро перекинулся через забор и залёг между начавшими зеленеть огородными грядками. Послышался выстрел, другой. Потом через несколько долгих минут мимо забора пробежали солдаты. Один из них крикнул:
— Братцы, тутотка его шинель! Уж не юркнул ли он в огород? — и, поднявшись на забор, стал осматриваться.
Я лежал ни жив ни мёртв, но солдат, грузно соскочив на землю за ограду, побежал вдогонку за товарищами. Терять время было нечего. Я быстро встал, кинулся к противоположной ограде и, перескочив её, бросился мимо станции в лес. Там я добежал до берегов Исети и залёг под железнодорожным мостом, где в мучительном ожидании отдыхал на земле. Надо мной прошёл поезд, и, только когда стук колёс затих, я вышел из засады и углубился в лес. Сделав огромный круг, явился домой со стороны Московского шоссе. Дома переоделся, поел с большим аппетитом и, условившись с женой о снабжении пищей, вновь отправился в лес. А там, недели через две, я присоединился к чехам и вместе с ними участвовал во взятии Екатеринбурга. Вся же партия заключённых, как потом выяснилось, была расстреляна около Тюмени».

Отрывок из книги
Екатеринбург - Владивосток (1917-1922)
Владимир Петрович Аничков


«В XVII веке никто не удосужился объяснить простым людям, что произошло. Провели реформу — живите как хотите. Люди в качестве легкого выхода выбирали смерть». Краткая история старообрядчества на Урале


https://www.dk.ru/news/237172210




Екатеринбург, начало ХХ века. Старости.


Война ужасна во все времена.


«Буржуйка» в буквальном смысле спасала горожан (но не всех) в России после революции, когда коммунальные услуги в том виде, в каком они были возможны в начале ХХ века, просто перестали оказываться. Не было света (речь идет о крупных городах) и центрального отопления. В самые глухие годы топили буржуйку мебелью.
Революция 1917 года не закончилась. Снова буржуйки и «украинский вопрос», (который когда-то привел Временное правительство к очередному кризису). Но чем закончится эта революция? https://tumen.dk.ru/news/237165296


Сейчас мы как никогда близки к финалу революции 1917 года.


Можете себе представить, как чувствовали себя люди в Российской империи, которая рушилась. Всем имперским проектам приходит конец.


IMG_3829.JPG
2.0Мб
Полный автобус (гражданский) антифашистов


Нас повязали


Содержимое скрыто


Содержимое скрыто


Старинный город Свердловской области обычно остается в стороне от транзитных потоков, федеральная трасса его огибает. Между тем, это одна из самых красивых локаций Урала, которая совсем немного уступает Ирбиту (в последний свердловские власти вкладываются как в региональный туристический центр). Если поедете по федеральной трассе Екатеринбург - Тюмень в эти дни, воспользуйтесь возможностью увидеть старинные особняки и церкви Камышлова. https://tumen.dk.ru/news/237157460




Тюменский урбанист написал статью о первом премьере свободной России 1917 года. Князь Львов ушел в отставку и переехал в Тюмень. В 1918 году его арестовали и отправили в тюрьму в Екатеринбург. Это очень интересная история


«Куманькам скоро крышка»: что люди думали о власти 100 лет назад и каким был молодой СССР. Интервью с тюменским историком https://72.ru/text/gorod/2021/02/13/69759999/


Зимой 1921 года, ровно сто лет назад, в Тюменской губернии произошло событие, которое изменило ход истории молодого советского государства. Крестьяне подняли масштабное антикоммунистическое восстание, поставив под угрозу существование большевистского режима. Очаги восстания возникли и в Екатеринбургской губернии - в Камышловском и Шадринском уездах https://72.ru/text/gorod/2021/01/30/69687586/


Репост из: ekb_cards ☮️
Из собрания Музея истории Екатеринбурга - набережная Верх-Исетского завода Екатеринбурга, после ухода из города частей "белых". 1919 год


В ночь с 14 на 15 июля 1919
«красные» овладели Екатеринбургом. Вторая попытка установления советского строя оказалась более успешной. Екатеринбург новые власти превратят в Свердловск, а памятники эпохи (ныне окончательно ушедшей) до сих пор стоят на улицах теперь уже снова Екатеринбурга.

15 июля, "День освобождения от войск Колчака" - стал большим праздником советского города. Его отмечали в течение двух десятилетий, в 1920 и 30-е годы:

«К этому дню приурочивали разные важные события в жизни города (открытие памятника Свердлову, начало строительства и торжественное открытие завода Уралмаш)»*.

15 июля проводились парады, иногда костюмированные - с чучелами классовых врагов. Это был один из главных революционных праздников Екатеринбурга-Свердловска в первый период существования советского государства.

*https://nashural.ru/article/istoriya-urala/pamyatniki-rannego-sverdlovska-istoriya-foto-gazetnye-vyrezki-togo-vremeni/


В середине июля Екатеринбург

оказался в состоянии анархии. Регулярные войска Сибирской армии были выведены незадолго до вступления в город Красной армии. В город въехали казаки, на улицы выплеснулись маргинальные элементы. Именно с этим периодом связана загадочная история о еврейском погроме, который, якобы, произошел в Екатеринбурге: «беженцы» рассказывали, что казаки рыскали по улицам города и убивали  всех повстречавшихся евреев.

В частности, историк из Петербурга А.В. Смолин в своей книге «Взлет и падение адмирала Колчака» упоминает об этом погроме:

«Не обошлось в Сибири и без погромов. Самым известным стал Екатеринбургский, унесший несколько сот человеческих жизней. Следует отметить, что положение евреев в Сибири было несколько лучше, чем на Юге России, но это было связано с их малочисленностью в этом регионе».*

Многие из вас сейчас впервые услышали об этой истории. Но в 1919 году на фоне распадающегося режима ее передавали, что называется, из уст в уста. О еврейском погроме в Екатеринбурге рассказали представители американской миссии, основываясь на сообщении агентов, однако, уже осенью 1919 года оно было опровергнуто. Никаких доказательств массового убийства евреев в Екатеринбурге предоставлено не было. Впрочем, эта история оказалась живучей, слухи подпитывались правыми настроениями в высших эшелонах власти умирающей Российской республики. Сам Колчак, как известно, зачитывался «Протоколами сионских мудрецов».

На Урале к сообщениям о еврейском погроме относятся скептически. Местные историки полагают, что в июле 1919 года в Екатеринбурге, действительно, произошли эксцессы, ожидаемые в период безвластья: грабежи, насилие, мародерство. Но все это не носило этнического характера. Никаких доказательств массового и целенаправленного убийства евреев в Екатеринбурге современные историки также не нашли**.

Вот о каком эпизоде пишет в мемуарах екатеринбургский политик Лев Кроль:

«Из Екатеринбурга, как и из Перми, эвакуировалась вся буржуазия и вся интеллигенция, почти без исключения. Из Нижне-Исетского завода (верст около 15 от Екатеринбурга) собирались в случае прихода большевиков эвакуироваться рабочие и заранее заготовляли для стариков припасы. Но за неделю до эвакуации Екатеринбурга туда пришел отряд одного из сибирских атаманов. В Нижне-Исетске он занялся розысками снятого с пьедестала памятника Александру II, перепорол при этом много рабочих, и они решили… остаться».***

*А.В. Смолин. Взлет и падение адмирала Колчака. Санкт-Петербург. «Наука». 2018 г. С. 197.
** http://1723.ru/forums/index.php?s=&showtopic=5030&view=findpost&p=58282
***Л. А. Кроль. За три года. Воспоминания, впечатления, встречи. Владивосток, 1921 г. С.181.

Показано 20 последних публикаций.