Литературный нытик


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Книги


контрабанда культурных ценностей от Лены Кузнецовой, литературного обозревателя и редактора отдела культуры из Петербурга. Рецензии, подборки, секретные книжные места, немного о театре и кино. И ещё чуть-чуть о Риге.
для связи @boilingpo


Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Книги
Статистика
Фильтр публикаций


⚡️Эфир с Сашей Хозей начнется уже через десять минут. Подключайтесь по ссылке.


Памятнику забытой книге в Петербурге связали носки

Это все что нужно знать сегодня вечером, чтобы засыпать было не так грустно.

Памятник, если что, находится на Литейном проспекте, 55. Его установили в 2021 году.

Фото: Instagram @spb_library


Как быстро исчезнут иностранные авторы из российских книжных, и чего ждать читателям в 2023 году?

Об этом 8 февраля в 19:00 по Москве будем разговаривать в подкасте Саши Хозей. Саша — писательница, у которой сейчас в работе первый (экологический!) роман. А еще — прекрасный человек, с которым я познакомилась в Риге. И такие встречи — то редкое, за что можно сказать «спасибо» нынешней геополитической обстановке.

Кроме читательских планов, обсудим писательские школы и способы найти книги по душе. И, конечно, книжку «От Одиссея до Гарри Поттера», которая вот-вот триумфально двинется из типографии на склад издательства.

Подключайтесь 8 февраля в 19:00 к эфиру по ссылке. И обязательно подписывайтесь на Сашу в ее телеграм-канале.


Авторки «ЛВПГ», добро пожаловать в иноагенты!

Минюст объяснил, что включил Екатерину Дудко и Екатерину Прокашеву в список за то, что они «распространяли материалы, созданные иностранными агентами, получали поддержку от иностранных источников, пропагандировали ЛГБТ-отношения» 👏

(Да: изначально авторки были известны только под псевдонимами. И не думаю, что хорошо, что Минюст их раскрыл).


Первое интервью Сергея Довлатова после отъезда за границу выложили на YouTube. Он поговорил с корреспондентом «Радио Свобода».

Довлатов рассказал, как незадолго до эмиграции (видимо, чтобы уехал побыстрее) его несколько раз приводили в участок милиции, один раз избили там, а как-то раз отобрали паспорт.

Удивительно, насколько наша реальность продолжает ту, в которой жил писатель. Если забыть, что это Довлатов говорит о Советском Союзе 1970-х, может показаться, что кто-то рассказывает о России-2023.

Обратите внимание, как довлатовская речь похожа на его прозу. Короткие предложения, ирония, книжные слова, вставленные в самое сердце разговорного стиля.

Полностью интервью можно послушать здесь.


Раскрою страшную тайну: я сорвала дедлайн по книге «От Одиссея до Гарри Поттера». И сделала это неоднократно 🙈

Но теперь я вижу в этом знак судьбы. Потому что именно благодаря сорванному дедлайну мы с иллюстратором Викой Самсоновой встретились с командой мечты. И вместе с ней реализовали проект. Это выпускающий редактор Аня Штерн, художественный редактор Аня Журко и богическая литредакторка Даша Анацко @explainnow.

Две Ани раньше работали в «Самокате», поэтому помогли соединить в книге самокатовскую дерзость (а именно дерзким проект и задумывался) и «МИФовскую» обстоятельность. Вчера собрались вместе по зуму, чтобы выпить за «Одиссея», который ушел в типографию :)

Даша верно пишет: читайте выходные данные в конце книги. Люди, которые там упомянуты, — настоящие Атланты, на плечах которых держится книжное дело.

Отвечая на вопросы, которые, наверняка, возникнут: книжуля появится в конце февраля-начале марта, ну а обо всех участницах этой книжной одиссеи я еще подробно напишу.


Репост из: бесполезный гуманитарий
Друзья, обычно я шучу про донный Кинопоиск в инсте, но пост про нового Фандорина так хорошо зашёл, что будет тут тоже. Кто здесь ради романтизма и искусства войны, можете не читать)

Оцените момент: в 2023 году в России выходит довоенный сериал по сценарию иноагента 2022 года, который (сериал) не надо цензурировать. С запасом реакционное влажное имперское фэнтези, кароч.

Революции не было, вместо «Фонтанки» - печатная (!!) газета «Вестник империи», Петроград - столица. Дальше тезисно.

1. На месте Петроградки (у меня диссонанс от Петроградки в ПЕТРОГРАДЕ) нарисовали небоскребы, я сначала не поняла зачем, а потом поняла. Надо показать столицу Российской империи XXI века, а парадный Петербург выглядит как в XIX. Вот так сохраняете город, глядь - а он неактуальная декорация. Зато ЗСД пригодился.

2. Главная куртизанка империи едет на вечеринку с императором из старой промзоны на Ваське рядом со Смоленским кладбищем.

3. Надеюсь, Русский музей норм денег заработал, сдавая киношникам Летний сад.

4. Радость за пассивный доход ГРМ омрачает факт, что герои не секс. Алло, Фандорина не просто так зовут Эраст, он в «Азазеле» - персик, Антиной с романтическими скулами. Смотрим на артиста Владислава Тирона и видим Матюшу из «Триггера»; не персик - пирожочек.

Лучше б позвали какого-нибудь турка, раз Олег Меньшиков староват, сделаю вид что это не связано с тем что турки в кино все с укладкой, а у нас только Меньшиков и вообще он был самым норм Фандориным.

5. Максим Матвеев (Николай III) не такой как в «Триггере», а жаль, хоть секс был бы. Понравилось, как царь бухает на Мойке из горла, бормоча, что главная куртизанка империи - «Клеопатра, блядь».

6. Потомок Владимира Ульянова-Ленина похож на фронтмена шортпарис, он художник и днём занимается селфхармом в рамках акции «Слёзы империи», а вечером тусит на вечеринке имперской куртизанки (да, прям там же, где император).

7. Также на вечеринке рандомный сброд, студенты и Матюша в чёрном платье с корсетом и пышной юбкой (!!). Первый живой кик в стерильной этой картинке.

8. Какая-то обезжиренная империя, без гедонизма. Хруст французской булки затем и нужен, чтобы заглушать хруст костей холопов, контрасты, барство, чувственность - где это всё, почему даже бляди похожи на чиновниц (или наоборот, как посмотреть).

Если Лизанька в 2023 живёт во дворце, очевидно, в стране чудовищное расслоение, ленинградские коммуналки отдыхают. Но нет, визуал чистенький, смесь плохого исторического кино и фильмов про вкусный пломбир оттепель.

9. В Летнем саду за отдыхающими следят роботы, весь город в камерах с системой распознавания лиц - то есть империя у нас ого-го полицейская, но блять оперативник СК по ходу пьесы докладывает свидетельнице (Лизаньке) чаще, чем начальству. Лооол.

10. Надеюсь, в этой вселенной будет «Турецкий гамбит», и там РИ в 2024 возьмёт Константинополь, иначе зачем.


Подписывайтесь на «Бесполезного гуманитария», в миру — мою подругу, искусствоведа и арт-критика Настю Семенович. Она пишет не только о прошлом и настоящем искусства, но и о книжках, фильмах и театре.

Настя — и умная, и остроумная одновременно. Очень самостоятельная в оценках и будет обязательно вас провоцировать.

В качестве примера — кидаю пост о новом фильме про Фандорина. 🔽

P.S.: Что может быть естественнее, чем Литературный нытик, рекомендующий Бесполезного гуманитария?


Самое время поговорить о моей любимой теме — исторической травме в литературе. Поэтому — «Что читать в 2023 году, подборка номер три»

Ещё в 2022 году российские издательства подсуетились и выпустили несколько книг о немецком опыте, который для современных россиян как никогда актуален. «Издательство Ивана Лимбаха» сделало допечатку тиража «Истории одного немца» — бестселлера о том, как «обычное» общество за каких-то 15-20 лет превращается в тоталитарное. А «Альпина» переиздала «Вопрос о виновности» Карла Ясперсалекций, которые философ прочитал в 1945 году. Он разбирается, кто несет ответственность за преступления нацизма, и можно ли в них обвинить весь немецкий народ. (Спойлер: нет. Читаю это сейчас и это, как живая вода, — совершенно необходимо).

В этом году переводных книг на тему военной и послевоенной Германии будет ещё больше.

📍«Издательство Ивана Лимбаха» выпустил документальный роман Симоны Тридер «Наши годы в России». Это история немецкой студентки, отправленной в качестве «живых репараций» в Советский Союз. Так после войны пытались решить проблему нехваткой инженеров и технических сотрудников в России.

📍«Немецкая осень» Стига Дагермана — сборник шведского журналиста о жизни Германии после крушения Третьего рейха. Текст получился не только обвинительным, но и сочувственным — по отношению к обычным немцам.

📍«Бег по кругу» и «Чтение имен» — польская исследовательница Холокоста Ханка Групинская рассказывает о восстании в Варшавском гетто. Это один из крупнейших в истории бунтов против нацистов, случившийся и жестоко подавленный в 1943 году. Книга о том, как сопротивление возможно, даже когда оно невозможно.

📍Издательство «Индивидуум» выпустит книжку немецкого журналиста Харальда Йеннера «Эпоха Вольфа: Германия и немцы 1945–1955 гг». Она о послевоенном десятилетии в Германии и о том, почему оно не совсем похоже на наши о нём представления.

Чего лично я жду больше всего — художественных прозаических текстов о нынешней войне. И они, насколько я понимаю, появятся. Правда, не уверена, что выйдут именно в 2023-м. Израильская русскоязычная писательница Мария Дубова пишет подростковую повесть о двух мальчиках — русском и украинском. Еще в Риге на русском выйдет текст украинской художницы и перформансистки Дарьи Калашниковой — насколько я понимаю, тоже связанный с войной. Узнаю подробности — расскажу, не переключайтесь.

799 0 16 5 12

«Подписные издание» выкупили дополнительные помещения на Литейном, 57 и откроют там букинистический магазин 🎉

Раньше в этом пространстве располагался магазин «Академкнига», но несколько месяцев назад его закрыли. Помещение выставили на торги, и «Подписным» удалось его купить!

Открыть букиниста планируют весной, подробности будут позже.

«Подписные», как и бывшая «Академкнига», расположены в «Новом Пассаже» — петербургском здании в стиле «северный модерн» на Литейном проспекте, 57. Еще в 1920-е там работало отделение общества «Международная книга» с букинистической лавкой. В 1936-м в «Новый Пассаж» въехала «Академкнига», а в конце 1950-х — и «Подписные издания», которые здесь до сих пор квартируют. Надо ли говорить, что это один из моих любимых книжных в Петербурге?


Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram
Ловите отрывок из нашего разговора с Дашей Анацко, где она объясняет, почему слово «вдохновение» так мешает писателям работать. Полностью беседу можно посмотреть по ссылке.

Пока слушала эфир, задумалась, что для меня значит «вдохновение». Пожалуй, — оказаться в безопасном (от маленького ребенка и других раздражителей) месте. Что немаловажно, — не выжатой как лимон, выспавшейся и физически бодрой.

❗️Даша с 25 января запускает новый поток мастерской «ЧеловекТекст» @humantext, где поможет настроить творческие процессы и писать регулярно тем, кому не пишется. По промокоду NYTIK — скидка 5%.


Лена Васильева @daskolkomozhno на «Прочтении» о книге «От Одиссея до Гарри Поттера» — в подборке книжных планов на 2023

Как-то раз в январе 2020 года журналистка Елена Кузнецова и художница Виктория Самсонова задумали книгу о литературе, ее значении и истории. В общем, можете себе представить, что авторкам пришлось пережить после этого решения, но несмотря на все исторические пертурбации, перед нами результат — информативное, емкое и очень красивое издание для детей и взрослых. Особенно подкупает взгляд создательниц на ту часть истории литературы, которая ближе всего к нам: здесь находится место и комиксам, и янг эдалту, и фэнтези, а особое внимание, конечно, уделено Джоан Роулинг.

Buro: 20+ книг, которые мы будем читать в 2023 году

«Ярко и остроумно изложенная история всей мировой литературы, от Гомера до книг, созданных нейросетью. Эта работа поможет разобраться в жанрах и направлениях, посмотреть на старые книги иначе и просто приятно провести время за семейным чтением».

«Российская газета»: Какие детские книги ждать в 2023 году

«Книга проведёт читателя через тысячелетия истории литературы: от «Эпоса о Гильгамеше» до романов, созданных нейросетью. Здесь собраны истории более 300 писателей, поэтов и драматургов. Что общего между древнегреческими трагедиями и голливудскими блокбастерами, как женщины ворвались в рейтинги самых читаемых писателей мира, какая поэма самая длинная и какое произведение писалось полторы тысячи лет. И, конечно, книга поможет разобраться в литературных стилях и направлениях».


Что почитать в 2023 году: вторая часть списка. То, что не вошло в первый список:

Ольга Токарчук «Книги Якова» — Inspiria

Шамиль Идиатуллин «До февраля» — Редакция Елены Шубиной, март-апрель

Яна Вагнер «Тоннель» — Редакция Елены Шубиной, вторая половина года

Ричард Пауэрс «Верхний ярус», «Создатель эхо» — АСТ, июль и декабрь

Нино Харатишвили «Девятая жизнь» — АСТ, март

Роберто Боланьо «Дикие детективы» — АСТ, сентябрь

Ник Харкуэй «Создатель ангелов» — АСТ, октябрь

Джазмин Дарзник «Голос пойманной птицы» — МИФ

Мишель Уэльбек «Уничтожить» — Corpus, весна

Ниал Фергюсон «Политика катастроф» — Corpus, зима

Евгения Некрасова, Влада Мяконькина «Берегина» (комикс) — Popcorn Books, после марта

Вернер Херцог. «Сумеречный мир» — Издательство Ивана Лимбаха, март

Родная речь [Содержит нецензурную брань!]: От протопопа Аввакума до группировки «Ленинград» (сборник научных статей о русском мате) — Лимбус Пресс, зима-весна

Сьюзен Таубес «Развод» — «Подписные издания», осень

Оливия Мэннинг «Величайшее Благо» — Ad Marginem, январь

Аннемари Шварценбах «Смерть в Персии»— Ad Marginem

Александра Шалашова, «Салюты на той стороне» — «Альпина Проза», февраль

Колсон Уайтхед «Мальчишки из «Никеля» — «Синдбад», февраль

Шелби Ван Пелт «Удивительные сияющие творения» — «Фантом», осень

Новая книга Брехта Эвенса — «Бумкнига», вторая половина года

Алима Умирова «Ковер, который мы привезли из Узбекистана» (детский комикс про эмиграцию) — «Самокат», лето


Бохх ты мой. Зашла на страницу своей диссертации на сайте журфака СПбГУ. А там — такое.


«Мы говорим не о писательстве, а о том, как с этим жить, как быть современным писателем в современном обществе»

В прошлом году смелая и прекрасная литературная редакторка моей книги Даша Анацко запустила мастерскую для тех, кому не пишется. 13 первопроходок проекта «ЧеловекТекст» — от авторов романов до начинающих блогеров — разбирались с собственными творческими процессами. Узнавали, почему им (не) пишется и как снять писательский блок, если он есть.

Сейчас первая группа выпустилась, и Даша набирает вторую. Я попросила ее рассказать, как работает «ЧеловекТекст».

«На протяжении двух месяцев мы говорим не о формальном писательстве, не о том, как писать, а о том, как с этим жить, как быть современным писателем в современном обществе. Мы не смотрим и не читаем тексты участниц. Мы говорим об устройстве, механике, нейрофизиологической и социальной основе творчества, о том, как внедрить его в свою жизнь, чтобы оно было регулярным и без каких-то потерь».

«Мастерская состоит из шестнадцати эфиров. Каждый заканчивается мастер-майндом: люди делятся болезненным опытом, задают вопросы, которые для них актуальны. На самом деле, для многих это вообще первый опыт говорения о себе как об авторе в
«я-ключе».

«Огромная проблема всех авторов — в изолированности. Общество не очень приучено говорить, как работает творчество и как относиться к творческим людям».

«У нас часто поднимаются темы и про травмированность вследствие неудачного творческого опыта. И про неприятие малыми группами, начиная с семьи».

«Эта история не про успешный успех и не про эффективную эффективность. Мы идем к спокойному и регулярному творчеству. Моя задача — убедить, что это возможно».

Новая группа «человекотекстов» начнет работу 25 января. Стоимость участия — 6 тысяч рублей, их можно оплатить в рассрочку.

Для подписчиков моего канала действует промокод NYTIK на 5%. Все подробности на сайте проекта humantext.ru и в телеге @humantext.

#нереклама #нытикрекомендует


«Писатель года», которого мы заслужили

Таковым, судя по опросу ВЦИОМ, стал Захар Прилепин. Ему отдали титул «главного писателя 2022-го» 4 процента опрошенных россиян. По 2 процента — Пушкину и Виктору Пелевину, 1 процент — Акунину.

Но самое интересное в этом исследовании — то, что 75% россиян вообще затруднились ответить на вопрос о писателе года.

То есть эта история не о том, как наш «глубинный народ» сильно любит комбата Прилепина. А о том, что люди не читают в своей массе, какая-то информация о писателях к ним просачивается через СМИ. Где — много Прилепина и «СВО».


В книге «От Одиссея до Гарри Поттера» есть разворот про библиотеки. В том числе про эту — библиотеку Варшавского университета.

Ее новое здание возвели в 1999 году. У этого архитектурного чуда есть стеклянный купол и сад на крыше. А ещё — детская комната: в ней родитель может почитать, пока ребёнок разносит всё вокруг :)

Когда задумывала книгу о книгах, даже и не думала, что сюда доеду. А в какую библиотеку хотели бы посетить вы?

#отодиссеядогомера #библиотеки #1000летчения #3000летчтения


Для тех, кто не хочет длинный текст, кидаю список:

Сборник «24 слова». «Подписные издания» @izdaniya, январь — февраль

Ханья Янагихара. «До самого рая». Corpus @Corpusbooks, зима

Ричард Пауэрс. «Замешательство». «АСТ» @izdatelstvoast, февраль

Элизабет Вуртцель. «Нация прозака». «Эксмо» @eksmo, апрель

Аудур Ава Олафсдоттир. «Человеческое животное». No Age @polyandria, апрель

Ольга Брейнингер. «Слишком далеко». «АСТ»: Редакция Елены Шубиной @shubinabooks, второе полугодие

Квентин Тарантино. «Cinema Speculation». «Individuum» @individuumbooks, апрель — май

Александр Баунов. «Конец режима: Как закончились три европейские диктатуры». «Альпина Паблишер» @alpinaru, январь

Симона Тридер. «Наши годы в России». Издательство Ивана Лимбаха @ilimbakh, март

Михаил Кельмович, Елена Павликова. «Ленинград Иосифа Бродского». «Лимбус Пресс», весна

Кори Доктороу. «Младший брат». «Popcorn Books» @popcornbookstg, январь

Елена Кузнецова, Виктория Самсонова. «От Одиссея до Гарри Поттера» «МИФ» @mifbooks, февраль

Том Голд. «Месть библиотекарей». «Бумкнига» @boomkniga, первая половина года

Алексей Олейников, Влада Мяконькина. «Мертвые души. Графический путеводитель». «Самокат» @samokatbook, конец года

P.S.: Если кто-то спросит, насколько этично, что в обзоре на «Фонтанке» присутствует моя же книга, отвечаю: ее выбирала в своей части обзора Лена Васильева ) И выбирала абсолютно честно среди других новинок «МИФа».


Написали с Леной Васильевой @daskolkomozhno обзор самого ожидаемого за 2023 год. Хорошая переводная литература не законилась из-за войны. Ждем не только новую Янагихару, но и Элизабет Вурцель, Ричарда Пауэрса, Квернтина Тарантино. И интересное русское тоже будет.

Кстати, не забудьте подписаться на канал Лены: она самый лучший специалист по современной русской литературе, внимательный читатель и отличный рассказчик!

https://www.fontanka.ru/2023/01/06/71955053/



Показано 20 последних публикаций.