Гештальт Клуб


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Психология


Психология для души. Канал о психологии, психотерапии и внутренних изменениях.
https://gestaltclub.com/
Пишите contact@gestaltclub.com


Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Психология
Статистика
Фильтр публикаций


Сегодня на семинаре Мириам Тейлор по работе с травмой мы касались темы власти в терапии. Хочу сказать несколько слов по этому поводу

Мне сложно подобрать русский эквивалент, на семинаре это звучало как противопоставление "power over" и "power with": "власть над" и "власть с" (имеется ввиду, совместная власть терапевта и клиента)

Слово власть имеет несколько другие коннотации в нашем языке. Словом power обозначают не только власть (authority), но и силу, энергию. Например, электрическая мощность тоже "power"

Тема власти тесно связана с травмой. В травматическом опыте человек был лишен своей силы, беззащитен, растоптан или унижен. У него не было силы и власти тогда. Теперь преодолеть травму значит вновь ее обрести

Присвоить себе вновь или впервые право быть хозяином своей жизни, источником смысла, активным творцом реальности, наместником Бога в отдельно взятом теле. С точки зрения феноменологии это священная суть человека - создавать мир, призывать его в жизнь. Это мы, гештальт-терапевты, назвали бы живостью, спонтанностью, аутентичностью

Насилием, наносящим травму, было бы у человека эту власть отбирать. Власть (силу) создавать смыслы и ценности, заблуждаться, догадываться, экспериментировать
Это легко представить на примере детей - если не давать им играть, исследовать мир, если снабжать их готовыми ответами, не давать ошибаться, не давать права иметь свое собственное сознание, можно выростить удобных, послушных, но искалеченных психологически людей. Вы наверняка знаете таких людей. Потому что право называть вещи своими собственными именами, наделять смыслом Бытие - священное право человека

Мы часто слышим слово "феноменологичность". Я не очень люблю, когда слово феноменология натягивают на все подряд, как цигане блестки для красоты, но в данном случае оно мне кажется хоть и не точным, но уместным. Быть феноменологичным значит уважать феноменологическое право человека на свою собственную реальность и не вторгаться туда со своими смыслами

Даже правильными смыслами. Мы как терапевты можем на основании своего опыта видеть ясно, что с клиентом не так и что ему нужно делать. Но прямое сообщение об этом рискует быть вторжением, насилием над его феноменологическим миром. Поэтому так важно контактировать, а не интерпретировать, работать в полевой парадигме, а не индивидуалистической

Мы как супервизоры можем открыть в разговоре с терапевтом много пластов его работы с клиентом, которые были скрыты от него. Это прекрасно, казалось бы. Но такой подарок рискует стать медвежьей услугой. Информация, полученная у авторитетного супервизора может приглашать опереться на ее структуру в большей степени, чем на живой контакт с клиентом, полный неопреденности и тревоги. Велик соблазн неопытному терапевту нахлобучить на клиента правду о нем, которую он узнал в супервизии. Ровно также, как супервизор нахлобучил на терапевта правду о его работе. Правду, которая была вполне правдивой, но оказалась токсичной.

Токсичной, а не преждевременной, потому что нет правильного времени, когда можно вторгаться в пространство чужих выводов и смыслов. Это всегда насилие, потому что отбирает у человека, в пространство которого вы вторгаетесь, его феноменологическую божественность. Вы тогда - авторитет. Это прекрасно, а он кто?


Автор – Александр Конопко






Неожиданно обнаружила интересную вещь при исследовании застревании в роли жертвы: оказывается эта идентификация является психологической защитой от физического, телесного переживания страха и стыда, связанных с естественной беспомощностью перед насильником. Идентификация с образом - это когнитивный процесс, дефлексивный, минимизирующий проживание шока при травме, являющийся частью стадии отрицания произошедшего, когда ресурсов психики не хватает на признание всей глубины и интенсивности чувств.

Легче жаловаться на себя и на кого-то еще, чем переживать шок. Шок - это очень трудно. И важно об этом помнить. И для ассимиляции шока нужно время, шок меняет восприятие реальности и себя в ней, в общем, всю картину мира.

Автор – Анна Юдин


Становления сознания без боли не бывает.

Путей, которые ведут к становлению сознания, много, но все они подчиняются определенным законам.

Как правило, изменение начинается с наступлением второй половины жизни.
Середина жизни представляет собой время высочайшей психологической важности.
Ребенок начинает свою психологическую жизнь в чрезвычайной тесноте, в сфере влияния матери и семьи.

По мере созревания горизонт и сфера собственного влияния расширяются. Надежда и намерение нацелены на расширение сферы своей власти и владений, желание во все большем объеме распространяется на окружающий мир.

Воля индивида все более и более идентифицируется с природными целями бессознательных мотиваций. Таким образом, человек, так сказать, вдыхает в вещи свою жизнь, пока они в конце концов не начинают жить и умножаться сами по себе и незаметно его не перерастают.
Матерей превосходят их дети, мужчин - их творения. И то, что раньше вступало в жизнь с трудом, возможно, ценою огромных усилий, остановить теперь невозможно.
Сначала было увлечение, затем оно стало обязанностью, и, наконец, оно становится невыносимым бременем, вампиром, вобравшим в себя жизнь своего создателя.

Середина жизни является моментом величайшего расцвета, когда человек по-прежнему занимается своим делом с большой энергией и желанием.

Но в этот момент уже зарождается вечер, начинается вторая половина жизни. Увлечение меняет свое лицо и теперь превращается в обязанность, желание неумолимо становится долгом, а повороты пути, которые раньше были неожиданными и представляли собой открытия, делаются привычными.

Вино перебродило и начинает светлеть.
Если все благополучно, проявляются консервативные наклонности.

Вместо того чтобы смотреть вперед, человек часто непроизвольно оглядывается назад и начинает задумываться о том, как до сих пор складывалась его жизнь.

Он пытается отыскать свои истинные мотивации и совершает здесь открытия.
Критическое рассмотрение самого себя и своей судьбы позволяет ему познать собственное своеобразие.

Но это познание дается ему не сразу.
Оно достигается только ценой сильнейших потрясений.

Автор - Карл Густав Юнг






Запрошую на тематичний супервізійний курс
"Робота з групою в гештальт-підході"
Початок курсу 30 жовтня 2023, онлайн

Цей курс дозволить вам отримати теоретичні знання, практичні навички по роботі з групами та багатогранне розуміння групових процесів. Прямо в процесі навчання у вас буде можливість отримати досвід веденя групового процесу, супервізію на свою роботу та зворотній зв'язок учасників.

Теми зустрічей:
1. Що таке психотерапевтична група
2. Правила терапевтичних груп
3. Функції та задачі ведучого
4. Особливості котерапевтичних відносин
5. Формати групової роботи
6. Практичне заняття
7. Цикл контакту групи в мікро та макро перспективі
8. Переривання контакту як груповий феномен
9. Етапи розвитку групи
10. Групова динаміка
11. Гештальт-експерименти
12. Практичне заняття
13. Робота з агресією в груповому процесі
14. Приховані групові процеси
15. Складні ситуації ведучого
16. Як створити власну терапевтичну групу
17. Набір учасників в групу
18 Завершаюча зустріч

Детальна інформація по посиланню: https://www.oleksiy-vinohradov.com/group-work




"Всё что я слышу и вижу искажено моей субъективностью и поэтому я глух/а и слеп/а".
Такая исходная установка, помогает личности действительно познать новое. Чаще всего то, что считается "новым", лишь производное, от уже имеющихся у нее знаний. Это как переставлять одни и те же предметы в разной последовательности, но воспринимать это, как движение мысли. Такое можно наблюдать в речи, когда последующие фразы лишь интерпретация ранее озвученной мысли.

При контакте с другим человеком, фактически происходит встреча двух инопланетных миров, и понять речь другого можно не посредством перевода её на "свой" язык, а лишь начав действительно понимать первоисточник. В этой точке встречи, помимо концентрации в сосредоточенном слушании, необходимо избежать искажения собственной субъективностью, которое происходит в додумывании, искривляющем не только уже сказанное, но даже ещё не произнесённое, "я знаю, о чём это".

Чистота слушания и смотрения, это первое усилие. Контроль собственной субъективности, стремящийся сделать из любой информации тождественное себе, исказить до узнаваемости, это второе усилие.

И это лишь попытка сбора данных, в которых ошибки, неточности неизбежны. После эти данные ещё необходимо осмыслить, проанализировать. Не так как легче, как хочется, непредвзято. Без попыток мгновенно самоутвердиться в мысли "всё понятно, побежали дальше".

Многим вообще недоступно признание собственной субъективности, поэтому и невозможно сделать поправка на неё, учесть. Ведь это как признать свою неправоту, глупость изначально, не забыть про неё, нарочито помнить о ней. Когда собственная субъективность не учитывается, то нет надежды на эволюцию сознания, возможно лишь накопление инструкций, инструментария и чужих теорий. "То, что я слышу, то и говорит другой. То, что я вижу - являет собой другой". Такая запертость в единообразном мире, порождает скуку и бессмыслие. Единственной возможностью почувствовать себя живым становится бурное участие в некой событийности, или физическое, или как эмоциональная вовлеченность пусть даже в чужую жизни. Иначе есть риск задохнуться в затхлости.

Пониманием ошибочно считать поддакивание и тождественность, это как быть вторящим эхом и попугайничать. Одинаковость даёт мнимое чувство безопасности, правоты, поэтому это так приятно.

"Всё что я слышу и вижу искажено моей субъективностью и поэтому я глух/а и слеп/а". "Всё что я скажу или явлю, будет искажено субъективностью других".

Но бывают приятные исключения, когда личность преодолела магнетизм мира имени себя и уже может быть достаточно неэгоистичной, зацикленной на себе, чтобы действительно видеть и слышать что-то и кого-то кроме себя.

Автор – Ольга Демчук






Что делать, если Вы сами оказались один на один с этим расстройством.
Для начала скажем, какие симптомы панической атаки и как можно распознать ее приближение.

Признаки могут быть как физические, так и психологические.
К физическим относиться: учащенное сердцебиение, неглубокое, поверхностное и учащенное дыхание, чувство “кома в горле”, ощущение уплывающей реальности, потливость ладоней и лба.

Также могут быть такие психологические признаки: сильное, непреодолимое чувство близкой смерти или сумасшествия, страх потери контроля, упасть и что никто не поможет, ощущение полного бессилия.

Конечно, при первом столкновении с панической атакой распознать ее бывает крайне сложно, к тому же страх мешает сконцентрироваться и оценить ситуацию.

Поэтому, первая и главная рекомендация - не стесняйтесь обратиться за помощью. Позвать, позвонить, вызвать скорую помощь.

Если такой возможности нет, или же пока вы ждете, сделайте следующее:
• Найдите опору, сядьте, лягте, или твердо станьте на ноги, концентрируйтесь на этом ощущении поверхности.
• Переходите к дыханию, попробуйте снизить прерывистость дыхания с помощью счета - вдох и выдох на 4 счета, и при возможности - перерыв на 2 счета.
• На этом этапе оглянитесь вокруг. Перечислите в голове предметы, посчитайте то, что видите.
• Дальше активизируйте нюх, попробуйте определить чем пахнет.
• Прислушайтесь к звукам, те которые ближе, дальше, попробуйте их отделить.
• Погладьте себя, разминайте руки, подышите на них, если чувствуете холод. Это поможет вам вернутся в реальность
• Если есть возможность - выпейте несколько глотков жидкости.
• На этом этапе вспомните - что это состояние, которое заканчивается и совсем скоро вы почувствуете себя хорошо.

Непонятно, что вызывает паническое расстройство. У многих людей, имеющих биологическую уязвимость к паническим атакам, они могут развиваться в связи с серьезными изменениями в жизни. Есть также некоторые свидетельства того, что склонность к развитию панического расстройства может передаваться по наследству.

К счастью, паническое расстройство поддается лечению. Для успешного лечения панического расстройства используется как психотерапия, так и лекарственные препараты, по отдельности или в комбинации. Если необходимы лекарства, ваш врач может назначить успокаивающие лекарства, определенные антидепрессанты или сердечные лекарства, известных как бета-блокаторы, чтобы помочь предотвратить или контролировать приступы панического расстройства.

Автор - Юлия Крат




Да простят меня настоящие психологи за такое просторечное изложение - отвечала тут на вопрос "как формируется созависимость", и подумала, что знание эмоциональных потребностей никогда не будет лишним к напоминанию (и к ночи, и не только).

Как в нас пропиливаются рельсы для попадания в созависимые, нездоровые, токсичные отношения?

Если оперировать терминологией схематерапии, в нас 5 базовых эмоциональных потребностей. Когда мы дети, их удовлетворяют сначала родители, а потом мы сами. Повезло тому, кому родители давали по потребности, и он научился давать себе. Но их мало :( Эти 5:

- в близости (иметь близких людей, доверять, любить, быть любимым, принятым, получать помощь, тепло, поддержку)

- в автономии (чувствовать уверенность, самостоятельность, компетентность, справляться)

- в спонтанности и игре (чувствовать свободу, творить, открывать новое, проживать беззаботность и легкость)

- в границах (мочь себя регулировать, следовать своим намерениям, иметь личное пространства, говорить "нет")

- в свободе выражения своих мыслей и чувств (говорить о том, что волнует, показывать настоящие чувства, быть собой, заботится о своих интересах)

Когда родители НЕ дают ребенку это все , а вместо этого гиперопекают, шантажируют, пугают, стыдят, наказывают, игнорируют, лезут, душат тревогой, манипулируют, не уважают, и так далее все плохое - то его потребности не удовлетворены, и накапливается болезненный, пожизненный дефицит. Как постоянный голод.

Дефицит близости ведет к тому, что любой, кто приголубит, становится ценностью, которую нельзя потерять. Появляется цепляние за отношения, страх одиночества, страх что бросят, оставят.

Дефицит автономии ведет к тому, что хочется постоянно быть при ком-то сильном, нет чувства, что сам справишься с жизнью в принципе, нет уверенности в своих решениях, нет права голоса.

Дефицит спонтанности ведет к тому, что вся жизнь превращается в череду обязательств и убежденности, что "надо тянуть лямку", теряется возможность влюбляться, творчески подходить к жизни, возникает тюрьма "надо".

Дефицит в границах ведет к тому, что чужое вмешательство кажется нормой, решимость быстро стухает, нет сил выдерживать данные обещания, есть толерантность к вмешательству и даже насилию, не возникает защиты, отторжения.

Дефицит права выражать себя создает заботушек, подстраивающихся под чаяния и обиды других, теряется право делать что-то для себя, доверие своему мнению, появляется страх обидеть, оставить без заботы, страх оказаться эгоистичной.

Партнеров же мы обычно выбираем интуитивно, по сути "детскими надеждами". Ребенок выбирает знакомое, и ребенок выбирает то, что хочется больше всего - голодом.

Поэтому чаще всего партнеры будут оказываться смутно напоминающими детский опыт в разных комбинациях - то есть они будут бить в те же болевые точки, недодавать те же вещи. По сути это -- продолжение истории с родителями.

Ребенку как бы нужно напитаться этим всем и выйти самому в мир - стать взрослым. Взрослый - это тот, кто умеет себя обеспечить и прокормить: заработать на жизнь, организовать себе еду и сон, позаботиться о крыше над головой. И позаботиться о своих эмоциональных потребностях: находить способы быть в близости, реализовывать самостоятельность, отдыхать и творить, регулировать себя и защищаться, высказывать свои настоящие мысли и чувства.

Если родители ему не дали и не показали, как это делать, к он как бы голодный, нет сил в психологическую взрослость. Он сам не может, не знает как. И встраивается в такой же симбиоз, какой был с родителем "голодный - дающий подачки" - с партнером. Партнер зачастую реализует то же самое. Двое голодных изводят друг друга, никогда не насыщаясь. Созависимость.

Автор – Ольга Нечаева






Страх, тревога, злость и даже паника и гнев - это эмоции, которые часто сопровождают стрессовые ситуации, а еще вместе с этими эмоциями возникает мышечное напряжение. Если от него не избавиться, то стресс словно “застрянет” в теле, продолжая свое не особо приятное действие.

Избавляться от таких “зажимов” нужно сразу, и делать это можно по-разному. Один из методов - это методика мышечной релаксации по Джекобсону.

Почему упражнение работает?
Когда мозг решает, что телу есть какая-то угроза, то запускает механизмы, ориентированные на спасение от нее или на борьбу с ней. И не имеет значения, насколько угроза реальна. Она может быть полностью надуманной, но реакция все равно последует. Даже мыслей в тревожном ключе достаточно, чтобы тело начало подготовку к отражению опасности.

Весь текст статьи доступен по ссылке: https://gestaltclub.com/articles/obsaa-psihologia/15728-mysecnaa-relaksacia-po-dzekobsonu


Что важно, терапия, на мой взгляд, должна быть завершена.
Именно завершение позволит пойти дальше самому, интегрируя, в том числе , опыт завершения отношений и отдельности без которых целостность едва ли возможна.

Как бы ни было, психотерапия не оставляет равнодушным и обязательно немного меняет каждого, и клиента, и терапевта.

Автор – Константин Карпан


Психотерапевтические отношения точно могут быть разной продолжительности как и любые другие отношения.

С кем-то мы встречаемся для того чтобы узнать нечто важное про себя и уходим.
Кто-то приходит за этим же к нам.
Реже эта познавательная встреча взаимна и каждый становиться немного другим после неё.

С кем-то мы проходим целый путь в котором много напряжения, приливов и отливов, но рано или поздно отношения себя исчерпывают и завершаются.

С кем-то отношения завершаются непроизвольно.
С кем-то смертью…

А кого-то мы находим для сокровенного, для того, чтобы идти через жизнь, разделяя впечатления от её узнавания.
Именно этих людей мы неосознанно ищем пока не находим.

Психотерапевтические отношения не исключение.

Терапия может быть симптомоориентированной и иметь своей целью снижение симптоматической динамики единожды или продолжительное время помогать её снижать.

Психотерапия может быть развивающей и помогать клиенту исследовать и проходить с помощью терапевта задачи развития, которые в каком-то смысле унифицированы человеческим онтогенезом, но сохраняют уникальность в каждом отдельном случае, ведь каждый из нас другой по сравнению с кем-либо.

Терапия может быть паллиативной и сопровождающей клиента на пути безысходности перед лицом смертельного диагноза.

Какими бы ни были психотерапевтические отношения в них всегда есть место трем элементам:

Инсайту
Действию
Терпению

Инсайт-открытие сопровождаемое удивлением, впечатленность новому, по факту новому взгляду на существующее, но неосознанное.

Инсайт стимулирует витальность. Происходит оживление, сопровождающееся движением тела к среде, как будто хочется стать ближе к миру вокруг, появляется задор, интерес, возбуждение.

Многие клиенты приходят только за инсайтами и живут ими.

Инсайт-приятное событие, являющее лишь часть процесса реинтеграции, частью пути к собственной подлинности.

Действие-изменение поведения, основываясь на открытие, на инсайт.
Это реализация нового, ранее незамеченного или отвергаемого стиля поведения.
Это инсайт+телесный процесс.

В этом процессе происходит «переписывание» опыта, а часто и первое «написание».
Движение к целостности личности и тела через осознанное поведение.

Хочу отметить, что это не оторванное от тела формальное действие, совершаемое поспешно из надрыва внутреннего конфликта и спешки избавиться от ощущения субъективного уродства-неполноценности.

Это целостное движение, ощутимое, имеющее вкус смысла действие.

Терпение можно рассмотреть в двух перспективах.

Терпение как дисциплина встреч с терапевтом и умение не гнаться за быстрыми изменениями.
Настоящие и, что важно, свои изменения всегда вовремя и всегда не быстро.
Здесь работает много законов изменений.
От развития привязанности в отношениях, которая позволит проявлять себя с терапевтом спонтанно и аутентично до диалектики изменений-трансформация количества мелких открытий в качественное изменение смысла и поведения.

И терпение как способность не откатывать новые решения, поведения и опыт в целом к «безопасным» невротическим паттернам.

Это, к слову, одна из важных задачек терапевта-быть опорой и поддержкой в освоении клиентом нового опыта, последствий собственных обновлённых действий.

Клиенты всегда приходят к терапевту с симптоматическим запросом, с страданием своей души, которое есть ничто иное как следствие невроза каким бы он ни был.

Когда душе становится не так больно многие уходят до следующего обострения симптомов.

Многие начинают гнаться за улучшениями видя в терапии тренажер самоулучшения и совершенствования.

Цель длительной терапии не в постоянном совершенствовании, раздувающем одинокий пузырь самовлюбленности.

Цель психотерапии это постепенное исследование и освоение собственных ограничений, которое поможет легче относиться к ограничениям других людей и ограничениям экзистенциальным (жизнь, смерть, одиночество, свобода выбора и ответственность).

Свои ограничения уважать бы, а не пиздить себя за них.

Показано 20 последних публикаций.