Русский хтонизм


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Религия


Чувство хтонического, русский ужас, культура смерти, порнографические чувства и дневниковые записи, сакральная библиофилия, неочевидное в советской литературе и кинематографе.
@myiasis
Кто напишет про рекламу, тому цыганка вытащит карту — Болезнь


Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Религия
Статистика
Фильтр публикаций


03.10.2022 Москва
Размышлял о роли социальных сетей в своей жизни. Подытожив, могу сказать, что в моей жизни было три фундаментальных периода, каждый из которых существовал через свой особый медиум.

Самым ранним и романтичным был живой журнал. Я начал его вести ночью всех святых в 2005 году и первой публикацией была фотография криминалиста в уютном свитере, стоявшего посреди осеннего леса над частично скелетированным и частично мумифицированным трупом. Тогда передача информации в интернете была чем-то особенным, да и интернет был более чистой средой. Мне искренне нравилось создавать мифологию своего образа и еще больше нравилось делиться редкими и страшными вещами, которые я находил в книгах и кино. Так, в целом, ЖЖ и функционировал – ты должен был найти что-то невероятно редкое, что еще никто не видел, и опубликовать это, таким образом показав, какой ты уникальный и умный, а, с другой стороны, совершить потлач редкого знания, поделившись им со всеми. Мой жж со странным именем, с отсылкой на чернила, в которых живут личинки мух, просуществовал до 2012 года и окончательно угас в 2015 году.

На смену ЖЖ в 2008 году появился фейсбук. Тогда это было пространство развлечений и увлекательной коммуникации, девственное поле с походами в Солянку, домашними вечеринками, любимыми друзьями, чьи улыбки запечатлелись на пленочных камерах. При этом, пик фейсбука для меня пришелся на 2012-2013 годы, когда в него стали активно переселяться интеллектуалы старой школы. Сколько удивительных людей и встреч было в то время, обмена редкостями и вожделения перед лайками от людей, которых я считал тогда богами мысли. Фейсбук обладал удивительной способностью сводить людей и образовывать новые компании. Само собой, образом того времени я бы назвал какую-нибудь свою фотографию, где я стою на Стрелке с бокалом дорогого коктейля в одной руке, а другой обнимаю красивую девушку. Улыбки наши сияют на этом кадре в отблесках вспышки и беззаботности. Фейсбук для меня окончательно умер в феврале 2022 года, навсегда превратившись в дом престарелых, в место, где реклама используется для пропаганды чуждой мне тоталитарной идеологии и кладбищем социального.

В мае 2018 года я стал вести отросток своего фейсбука и завел канал в телеграмме. Хотя начал им пользоваться куда раньше и тот же канал ОРПК начал вести еще в 2016 году. Вспоминая заветы жж, я решил публиковать в канале, посвященном русскому хтонизму, свои дневники, а также фрагменты русской культуры ужаса и смерти, без малейшей критики, но с гордостью за великую русскую культуру. Телеграмм стал для меня в конечном счете прибежищем сумрачной философии и хтонического сентиментализма.

Размышляя о точке, в которой я сейчас нахожусь, мне приходит в голову воспоминание о древней жизни, когда люди, сидя перед костром в великую ночь, рассказывали друг другу истории страшные и поучительные, умные и смешные. Именно таким местом у костра и стал для меня телеграмм в настоящее время. Оторванный от социального, где пользователи не персонализированы и не имеют каких-либо отличительных черт, способных меня заинтересовать и спровоцировать знаковый обмен. В телеграмме нет концепции друзей, это просто место, где цифры подписчиков балансируют то в одну, то в другую сторону, ровным счетом ничего не меняя в моей картине мира и не вызывая интереса. В целом, это просто место у костра, но вокруг нет сияющих лиц слушателей, а есть лишь непроглядная тьма, в которой я говорю сам с собой.

#дневник


02.10.2022 Москва
Утром гулял по лесу и думал о настоящем и будущем. Листья под ногами были влажны и пахли землей. Еще весной казалось, что рвутся коммуникационные связи между людьми, сейчас же есть ощущение, что настала пора социальных связей. Людей разметало как паутину на осеннем ветру, остались одни девицы, что вторят своими слезами холодному дождю.

За обедом пил чай и перечитывал отрывки из «Смерти Дантона» Георга Бюхнера. Вспоминал свою улыбку на фотографиях с вечеринок и мысленно соглашался со словами Дантона.

Дантон (Камиллу). Только не говори мне ни о чем серьезном! Я не понимаю, почему люди на улице не останавливаются и не хохочут друг другу в лицо. Мне кажется, люди должны бы со смехом высовываться из окон и из могил, небо должно бы корчиться и земля кататься от смеха. (Уходит.)

#дневник


Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram
Ясный осенний день за окном и я с холодом в сердце продолжаю тему галлюцинаций в советском кино. Что может объединить в себе галлюцинации от хлороформа, упакованного во флакончик духов, и видения атомного апокалипсиса? Ответ прост — фильм Григория Александрова «Русский сувенир», вышедший на экраны в 1960 году.

Фильм сам по себе настолько невероятен, что нет ничего удивительного в его неприятии критикой своего времени. По сюжету — самолет с цветастым набором представителей капиталистического мира совершает аварийную посадку в Русском нигде. Именно там просвещенные представители Западного мира встречают таинственное русское божество, которое, само собой, играет жена режиссера — Любовь Орлова.

Таинственное существо на протяжении всего фильма вызывает ряд противоречий и вопросов — старая, но молодая; простая, но всемогущая; наивная, но всеведающая. В конечном счете и вовсе оказывается, что героиня Орловой ни много ни мало, а хранительница всего советского времени. В общем, картина складывается более чем сложная.

В фильме есть сцена, где американский капиталист Эдлай Хантор Скотт вместе со своим секретарем и писателем Гомером Джонсом засыпают, нанюхавшись хлороформа, и видят коллективный сон об атомном апокалипсисе. Остатки мира после катастрофы представляют собой кусок улицы, на которой в дикарской одежде оказываются сновидцы и кипящая атомная реальность. Человечество уничтожено, мир плавится, а из него поднимается героиня Орловой в маске обезьяны и танцует непристойный танец.

Ловко двигающийся зад Орловой не выходит у меня из головы, как образ, после которого лишь остается сказать — вот так и кончится мир.

#советское_кино


28.09.2022 Москва
Оглядываясь вокруг, создается впечатление, что весь мир вывернулся наизнанку, как лисья шуба — мехом внутрь, мясом наружу.

#дневник


21.09.2022 Петрозаводск
На вторую ночь в Петрозаводске снилась сексуальная давленина, где периоды жизни смешались, а время превратилось в песок. Снилась, в целом, ситуация, когда ты в отношениях, но в них нет секса и ты, подождав полгода, начинаешь думать, что пора бы уже и развлечься. Сон закручивает меня в спираль этой диспозиции - реальность смешивается с фантазией, люди меняют лица, не успев допить чай, девушки, не доев конфеты, чувственно погружаются в разврат. Потеряв окончательно настоящее, я блуждаю по этим лабиринтам, где меня давит прекрасная женская грудь, похотливый сок изливается, а люди, проходящие мимо, изнемогают от сладострастия и ужаса.

Терзаемый возбуждением и стыдом я гуляю по Москве. Я потерян во временах своей жизни, где все смешалось. Я иду с С. М. по Новокузнецкой и неожиданно делюсь с ним своими мыслями и сомнениями, но он предлагает мне поехать на новую станцию московского метро. Опустившись в подземный мир, мы направляемся на север зеленой ветки с пересадкой на новый диаметр. Станция оказывается расположенной прямо рядом с пляжем, напоминающим прибрежные районы Куршской косы. На песчаном пляже бушуют волны и рядом с кромкой земли бьются о псевдоготический собор, очень сильно напоминающий церковь в Гусе Железном. Во сне мне вспоминаются слова Фуко об индивиде эпохи Просвещения, чья гибель предрешена концом прошлой эпохи и ненадежна как слова на прибрежном песке. От этих мыслей мне становится спокойно и я, забыв обо всем, принимаю смерть.

#дневник


Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram
Совершенно неочевидная и малоизвестная тема — психоделические галлюцинации в советском кино. В моем любимом фильме времен холодной войны «Суд сумасшедших» (1961) есть сцена, где американские фашистокапиталисты пытаются сломать волю ученого и помешать разоблачить нациста, укравшего его изобретение и превратившего «лучи жизни» в «лучи смерти». Палачи в белых халатах делают главному герою некий укол, от которого он проваливается в мир кошмаров и грез, где видит марширующих карликов, похищающих Землю.

Стоит удивиться прозорливости советского кинематографа, когда операция «Артишок» еще была строго засекречена, Тимоти Лири не был кумиром, а мода на психоделики еще не расцвела всеми красками.

#советское_кино


01.09.2022
С наступлением сентября погода порадовала резким переходом от тридцатиградусной жары к бодрящим одиннадцати градусам тепла. Утром в квартире холодно и, поднявшись ни свет ни заря, я начал собираться на работу. Проснулась и Н., которая решила мне помочь с утренним нарядом. Я же, в свою очередь, счел за благо потрогать ее обнаженную грудь. Дальше мы начали выяснять, нужно ли трогать грудь холодной рукой и является ли это проявлением эмпатии, что я пытался весьма безуспешно доказать. Разговор мог бы затянуться надолго, если бы мы не повернули голову в сторону окна. Прямо рядом нами, как маленькая игрушка, на подоконнике сидел птенец зеленушки.

Сложно было бы отличить сон от яви в тот момент. Аккуратный, словно выточенный в реальности птенец повернул голову в нашу сторону и, не двигаясь, смотрел на нас, двух голых представителей «венца природы». За мгновение, пока я был под пристальным вниманием маленькой черной бусины его глаза, в голове пронеслось будущее. Этому птенцу, совсем недавно вылетевшему из гнезда и начавшему самостоятельную жизнь, предстоит еще так много. Ему стоит хорошенько наесться перед долгим перелетом на юг, где он будет жить своей запредельной и таинственной жизнью. Ему потребуется очень много сил, чтобы вырасти и в марте следующего года вернуться в то место, где он родился, чтобы весной, выбрав себе подходящее дерево, порадовать окружающий мир своей звонкой песней с «ломаным коленцем», которую к тому времени он выучит в совершенстве. Пока я думал над его судьбой, застыв с одеждой в руках, птенец был похож на фрагмент сна, вышедший вместе со мной в обыденный мир профанного. Его детский игрушечный вид, настороженный внимательный взор, все это резко контрастировало с обычным будним утром. Оценив ситуацию, птенец спокойно вылетел в раскрытую щель окна, а я пошел на работу.

#дневник


Не говорите при мне этого слова — легкий жанр! Его не существует в природе, а в природе существует пошлая, плохая музыка.

Фрагмент из фильма Александра Ивановского «Антон Иванович сердится» (1941).

#советское_кино


Плакат несохранившегося фильма в жанре уголовно-разбойничьего гиньоля.

Страшный покойник : Русская серия : [плакат]. - Москва : Бр. Пате, [1912] (Типо-литография С.М. Мухарского). - 1 л. : хромолитогр.; 58 х 81 см.

#ужас_в_русской_культуре


Знаменитая фраза из моего любимого романа Горького: «Был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?», которая как мем крутится в голове главного героя на протяжении всего повествования, описывает страшную сцену смерти двух подростков, провалившихся под лед. Девочку в итоге выловили, а мальчика нет.
___
Встречу непонятно, неестественно ползла, расширяясь, темная яма, наполненная взволнованной водой, он слышал холодный плеск воды и видел две очень красные руки; растопыривая пальцы, эти руки хватались за лед на краю, лед обламывался и хрустел. Руки мелькали, точно ощипанные крылья странной птицы, между ними подпрыгивала гладкая и блестящая голова с огромными глазами на окровавленном лице; подпрыгивала, исчезала, и снова над водою трепетали маленькие, красные руки. Клим слышал хриплый вой:
— Пусти! Пусти, дура… Пусти же!
Не более пяти-шести шагов отделяло Клима от края полыньи, он круто повернулся и упал, сильно ударив локтем о лед. Лежа на животе, он смотрел, как вода, необыкновенного цвета, густая и, должно быть, очень тяжелая, похлопывала Бориса по плечам, по голове. Она отрывала руки его ото льда, играючи переплескивалась через голову его, хлестала по лицу, по глазам, все лицо Бориса дико выло, казалось даже, что и глаза его кричат: «Руку… дай руку…»
— Сейчас, сейчас, — бормотал Клим, пытаясь расстегнуть жгуче холодную пряжку ремня. — Держись, сейчас…
Был момент, когда Клим подумал — как хорошо было бы увидеть Бориса с таким искаженным, испуганным лицом, таким беспомощным и несчастным не здесь, а дома. И чтобы все видели его, каков он в эту минуту.
Но он подумал об этом сквозь испуг, стиснувший его обессиливающим холодом. С трудом отстегнув ремень ноющей рукой, он бросил его в воду, — Борис поймал конец ремня, потянул его и легко подвинул Клима по льду ближе к воде, — Клим, взвизгнув, закрыл глаза и выпустил из руки ремень. А открыв глаза, он увидел, что темнолиловая, тяжелая вода все чаще, сильнее хлопает по плечам Бориса, по его обнаженной голове и что маленькие, мокрые руки, красно поблескивая, подвигаются ближе, обламывая лед. Судорожным движением всего тела Клим отполз подальше от этих опасных рук, но, как только он отполз, руки и голова Бориса исчезли, на взволнованной воде качалась только черная каракулевая шапка, плавали свинцовые кусочки льда и вставали горбики воды, красноватые в лучах заката.
Клим глубоко, облегченно вздохнул, все это страшное продолжалось мучительно долго. Но хотя он и отупел от страха, все-таки его удивило, что Лидия только сейчас подкатилась к нему, схватила его за плечи, ударила коленом в спину и пронзительно закричала: — Где… где они?
Клим смотрел, как вода, успокаиваясь, текла в одну сторону, играя шапкой Бориса, смотрел и бормотал:
— Она его утопила… Он кричал — пусти, ругал ее. Ремень он вырвал…
Лидия, взвизгнув, упала на лед.
Лед скрипел под коньками, черные фигуры людей мчались к полынье, человек в полушубке совал в воду длинный шест и орал:
— Разойдись! Провалитесь. Тут глыбко, господа, тут машина работала, али не знаете!
Клим стал на ноги, хотел поднять Лиду, но его подшибли, он снова упал на спину, ударился затылком, усатый солдат схватил его за руку и повез по льду, крича:
— Разгоняй всех!
А мужик, размешивая шестом воду, кричал другое:
— Образованные господа, распоряжаитись, а закону не знайте…
И особенно поразил Клима чей-то серьезный, недоверчивый вопрос:
— Да — был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?

Максим Горький «Жизнь Клима Самгина. Часть первая»

#русская_культура_смерти #советская_литература


Шизофренический привет на тот свет.

#русская_культура_смерти


Юрий Дмитриевич пошел в другой конец зоопарка, где располагался змеиный террарий. Кормили удава. Живой кролик, упираясь изо всех сил, полз сам к удаву.
— Это удав его гипнотизирует.
— А закрыл бы глаза и в сторону сиганул бы, — сказал какой-то белобрысый парень.
— Ему невыгодно, — сказал Юрий Дмитриевич. — У кролика и удава общая идеология, и это ведет к телесному слиянию... Кролику даже лестно иметь общую идеологию с удавом. Кролик перестает быть кроликом и превращается в удава... За исключением, разумеется, физиологических отходов...

«Ступени» (1966) Ф. Н. Горенштейн

#советская_литература


Насекомое

Снилось мне, что сидит нас человек двадцать в большой комнате с раскрытыми окнами.
Между нами женщины, дети, старики... Все мы говорим о каком-то очень известном предмете — говорим шумно и невнятно.
Вдруг в комнату с сухим треском влетело большое насекомое, вершка в два длиною... влетело, покружилось и село на стену.
Оно походило на муху или на осу. Туловище грязно-бурого цвету; такого же цвету и плоские жесткие крылья; растопыренные мохнатые лапки да голова угловатая и крупная, как у коромыслов; и голова эта и лапки — ярко-красные, точно кровавые.
Странное это насекомое беспрестанно поворачивало голову вниз, вверх, вправо, влево, передвигало лапки... потом вдруг срывалось со стены, с треском летало по комнате — и опять садилось, опять жутко и противно шевелилось, не трогаясь с места.
Во всех нас оно возбуждало отвращение, страх, даже ужас... Никто из нас не видал ничего подобного, все кричали: «Гоните вон это чудовище!», все махали платками издали... ибо никто не решался подойти... и когда насекомое взлетало — все невольно сторонились.
Лишь один из наших собеседников, молодой еще, бледнолицый человек, оглядывал нас всех с недоумением. Он пожимал плечами, он улыбался, он решительно не мог понять, что с нами сталось и с чего мы так волнуемся? Сам он не видел никакого насекомого — не слышал зловещего треска его крыл.
Вдруг насекомое словно уставилось на него, взвилось и, приникнув к его голове, ужалило его в лоб повыше глаз... Молодой человек слабо ахнул — и упал мертвым.
Страшная муха тотчас улетела... Мы только тогда догадались, что это была за гостья.

Май 1878
«Насекомое» И. С. Тургенев

#русская_культура_смерти


Кухарка исправника подмешивала в лепешки свою менструальную кровь и кормила ими своего знакомого машиниста, чтобы возбудить у него нежное к ней чувство. Подруга кухарки рассказала машинисту о страшном колдовстве, — бедняга испугался, пришел к доктору и заявил, что у него в животе что-то возится, хрюкает. Доктор высмеял его, а он, придя домой, залез в погреб и там повесился.

М. Горький «Сторож»

#ужас_в_русской_культуре


Вернувшись из местной командировки в Подольск, стал разбирать сканы обложек книг из библиотеки. Внезапно наткнулся на книгу А. Бердника «Призрак идёт по земле», которая оказалась мне незнакома. На обложке книги был действительно изображен призрак, проходящий сквозь стену. Подумал, ну раз я сканировал обложку, значит, я наверняка держал ее в руках и она лежит где-то в шкафу. Стал вспоминать, когда и где я мог ее купить, в какой стопке книг она могла затеряться. После ряда проб и ошибок все же выяснил и вспомнил, что купил ее прошлой весной в букинисте на Пролетарской. На целый час эта неузнанная и забытая книга сама сделалась для меня призраком как мистическая история на излете августа.

Книга была издана в Ташкенте в 1962 году, а из аннотации можно узнать следующее:
Научно-фантастическая повесть А. Бердника рассказывает о судьбе молодого человека в франкистской Испании. В силу социальных причин герой становится на путь преступлений, попадает в тюрьму и там знакомится с французским коммунистом-ученым. После побега ему удается стать обладателем величайшего открытия и получить в руки средство, дающее возможность человеку беспрепятственно проходить сквозь твердые тела. Герой хочет использовать чужое изобретение для достижения личной власти. В столкновении с обществом раскрывается трагическая судьба новоявленного претендента в диктаторы.

#советская_литература #орпк


11.08.2022
Однажды в начале сентября 2016 года я гулял по Волжскому. Взял с собой фотоаппарат и долго фотографировал обелиски на старом кладбище, щедро разросшиеся вокруг пантеона траурных собраний. После жаркого лета трава была суха и я, блуждая между могил, тревожил покой мышей и бабочек голубянок. Погруженный в избыточность впечатлений дня лишь вечером я заметил на одной из фотографий то, что не заметил в моменте. На деревянном навершии кладбищенской ограды притаился богомол. Временами я думаю об этом увиденном и неувиденном богомоле, который, притаившись на могиле, стоит в позе молящегося. В такие моменты жизнь отступает назад на один шаг.

#дневник #русская_культура_смерти


09.08.2022
Природа — безграничный ларец чудес и ужаса. Раньше я не так остро понимал это, отвлеченный человеческими онтологиями и возникающими из-за них глупыми ситуациями вроде дискурсивно смердящего Куприянова или бабки-шизофренички из московского метро. Лишь в этом году я в полной мере осознал, что поход в лес — это путешествие в мир сокрытых дырок и щелей (а вовсе не поход в ночной клуб).

Стоит остановить свой шаг и прислушаться — сердце замирает и начинаешь чувствовать звуки леса. Различаешь пение птиц и по нему можешь проследить за его обитателями. Писк ведет к дуплам. Вот деловитая семья поползней, а вот простукивание четы дятлов. А где звук, там и обитается древесная нора!

С весны я нашел немало таких укромных и малоприметных мест. Трудно различимые с виду, эти отверстия в стволах деревьев радуют как ничто другое. Особенно на рассвете, когда туман стелется с реки и в рассветном солнце ты видишь малютку лазоревку, истерично пищащую на тебя с целью отогнать убогое двуногое существо от своего дупла. Отвлечь.

В книге «Искусства и ремесла у животных» (1910) автор без стеснения пишет, что «расположение этих дырок вызывает в особенности наше восхищение». И с этим сложно не согласиться.

#дневник


На Ваганьковском кладбище вблизи колумбария можно найти примечательное надгробие в форме обелиска, стоящего на книге. В могиле похоронены трое и среди них покоится писатель-народник Александр Иванович Левитов. «Сообразили на троих» сказал К., когда мы обнаружили эту могилу. Левитов прожил удивительную жизнь писателя-пьяницы, чье тело полицейские не раз находили в бреду белой горячки на московских улицах. В книгах писателя основной темой оказывается погружение в хтонический мир пьянства и безумия Руси.

Московские норы и трущобы (1869)
Горе сел, дорог и городов (1874)
Жизнь московских закоулков (1875)


03.08.2022
Разговаривал с коллегой (моим ровесником) и речь зашла о собаках. Я собак не люблю и в целом согласен с позицией, выраженной в стихотворении Тинякова «Собаки», а вот коллега хочет черного пуделя. Я удивляюсь такому выбору и говорю, что черный пудель это дьявол. А он отвечает, что все равно хочет, с самого детства. В 90-е у него был пудель, но его убили и съели соседи. Святое десятилетие!

#дневник


02.08.2022
Вечер у родителей в доме, где я вырос. Пытаюсь читать про импринтинг птиц, но мысли неустанно возвращают меня в прошлое, в радость и печаль ушедших дней. Древний лифт, где я когда-то ножом вырезал слово секс, действует как ловушка, в которую я заточил сам себя. Вот здесь, на этом самом месте, был секс, а вот здесь я проливал горькие слезы об ушедшей любви. Смешно и приятно вспоминать эту законсервированную в памяти страсть и тех, кто рад был отдать мне свое тело.

Сегодня за сильно запоздавшим обедом думал о голоде и сладострастии. Так не похожи с виду два эти чувства! Однако есть в них и пугающее сходство.

Чувство голода появляется в животе и напоминает раздувающийся шар пустоты. Ты чувствуешь, как оно нарастает в теле и давит тебя изнутри, все больше и больше заполняя реальность мыслей желанием насытиться и заполнить пустоту внутри себя.

Чувство сладострастия появляется в нижней части живота и наполняет тебя своей непоколебимой волей. Подобно спирали оно завладевает и наполняет тело похотливой полнотой, пока кровь несется в дельтах вен к срамным удам. Словно снежный ком сладострастие заполняет все тело и все мысли, оставаясь внутри до тех пор, пока не вырвется на свободу.

Голод и сладострастие в природе своей схожи и противоположны. Голод подчеркивает тревогу перед пустотой, похоть наполняет трепетом избыточности, стремящейся найти выход. А между двумя этими чувствами жизнь уходит в припляс, пока не наполнит тобой кистозную пустоту в кладбищенской земле.

#дневник

Показано 20 последних публикаций.