Прочитал повесть
В. И. Воробьева «Капризка — вождь ничевоков» (1968) и задумался о роли деструктивных мистических персонажей в детской советской литературе. Все эти персонажи, чье число сложно определить, объединяет фактор их незримого присутствия в жизни каждого ребенка и набор отрицательных функций, которые они несут. В широком смысле мне представилась книга-путеводитель по низшей демонологии советского периода.
Капризка — существо иррациональное и хаотичное. Главная его функция — делать миропорядок противоестественным: чистое — грязным, правильное — неправильным, опрятное — неопрятным. Он жалок и чумаз, но хитер и злобен как черт. В этом чумазом неопрятном заморыше кроется великая сила и бессмертие. Он учит детей совершать антисоциальные поступки, пакостить и в своей хитрости способен обвести вокруг пальца кого угодно. Главная его цель — подчинить себе ребенка и вырастить из него Ничевока. Избавиться или убить Капризку невозможно, хотя одна бабка в тексте и предлагает истолочь его в ступе. Коронная фраза Капризки — «Хочу, не хочу — делаю, что хочу!»
Ничевоки — это рабы Капризки. При всем сатирическом образе и прозрачном намеке на стиляг и хиппи, Ничевоки оказываются чем-то большим. Это человекоподобные существа с диссоциальным поведением. Они воруют, заросли волосами, одеваются как в мужскую, так и женскую одежду, питаются сором. Если мыслить шире, то будучи пубертатными или взрослыми мужчинами, Ничевоки должны вести беспорядочную половую жизнь друг с другом. Ничевоки по своей сути это маргиналы, возведенные в крайнюю степень отрешенности перед социальным. Любопытный момент, что Капризка пугает Ничевоков большим шприцом, который мог быть намеком на карательную психиатрию.
Пример образов Капризки и Ничевоков в литературе, пожалуй, мог быть ступенью к картографированию подобных персонажей в слоях фантастической реальности советского человека. А ведь есть еще образ Лени, так часто появляющейся в виде полной женщины и, например, вглядывающейся со страниц скучной книги в лицо ребенка.
#советская_литература