Используем метод «Шесть шляп мышления» для блестящих мозговых штурмов«Шесть шляп мышления» — ролевая игра для одного человека или команды, которая частенько используется для проведения совещаний и брифингов — чтобы анализировать ситуации и находить новые идеи.
Каждая шляпа — направление мышления — критическое, позитивное, творческое и другие. «Надеваешь» шляпу — анализируешь ситуацию, согласно выбранному ракурсу. В итоге собираешь картину, учитывая плюсы, минусы, риски и перспективы, а также пути разрешения критических ситуаций. И принимаешь взвешенное решение.
Шляпы де Боно разделил по цветам:1. Белая шляпа (Учёный). Сотрудник, который надевает эту шляпу, анализирует только информацию, факты и цифры и говорит рационально и беспристрастно.
Вопросы, характерные белой шляпе:
— Что мы об этом знаем? Какая информация уже есть? Факты/цифры/исследования и т. д.?
— Какую информацию нужно получить?
2. Красная шляпа (Художник). В этой шляпе, наоборот, высказываются, основываясь на чувствах и эмоциях — внутренний голос, интуиция и т. д. Важно слышать себя и уметь анализировать истинные эмоции, которые вызывает ситуация.
Вопросы, характерные красной шляпе:
— Что подсказывает интуиция? Что я чувствую из-за этого?
— Какие я вижу результаты решения?
3. Чёрная шляпа (Критик). Тут включается критическое мышление — чтобы выявить возможные риски и негативные последствия решений.
Вопросы, характерные чёрной шляпе:
— Что может пойти не так? К чему может привести?
— Почему не стоит этого делать?
4. Жёлтая шляпа (Оптимист). Противоположность Чёрной шляпе — анализ преимуществ решения и позитивных сторон.
Вопросы, характерные жёлтой шляпе:
— Какие есть плюсы и позитивные перспективы?
— Почему стоит это делать?
5. Зелёная шляпа (Креатор). Поиск идей, нестандартных решений. Идёт после Чёрной шляпы, чтобы найти решение проблемам, выявленными Критиком.
Вопросы, характерные зелёной шляпе:
— Какие альтернативы?
— Что нестандартного сделать, что ещё не делали?
6. Синяя шляпа (Руководитель). Это шляпа руководителей, её роль — координация дискуссии, сбор полученных данных и принятие финальных решений.
Где применить методМетод подойдёт для любой сферы. Например, в креативе — искать темы контента, анализировать, что понравится читателям, а что нет. Или в юриспруденции — помогает принимать взвешенные решения, анализируя ситуацию с разных ракурсов.
Шесть шляп помогает вовлечь команду — каждый участник совещания высказывается, и сотрудники чувствуют себя частью процесса, принимают активное участие в дискуссии, из-за чего принимаются взвешенные решения.
💼 БОНУС ДНЯ:
легальный ускоритель работы мозга