Теория мышления

@Imasuccess Нравится 1
Это ваш канал? Подтвердите владение для дополнительных возможностей

Mатериалы по психологии о нашем мышлении и поведении
Связь: @CognitivexBot
Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Психология


Гео канала
Россия
Язык канала
Русский
Категория
Психология
Добавлен в индекс
13.11.2017 07:22
реклама
Модная одежда, гаджеты, скидки.
Всегда лучшие товары, подборки модной одежды, акции.
TGAlertsBot
Мониторинг упоминаний ключевых слов в каналах и чатах.
TGStat Bot
Бот для получения статистики каналов не выходя из Telegram
1 511
подписчиков
~176
охват 1 публикации
~22
дневной охват
~17
постов / месяц
11.6%
ERR %
11.13
индекс цитирования
Репосты и упоминания канала
15183 упоминаний канала
0 упоминаний публикаций
93 репостов
LIFEHACKS_ap
Украина сегодня
Домашний Али
Мое здоровье
Мир Дизайна
IMAGES_ap
MIXTURA
Beauty Arts World
B E A U T Y💋A R T
Сверхчеловек
Стихи для души
Твоя медицина
Фактомания
Поговорим о сексе
Вязание. Детям
Женский клуб 40+
потом придумаю
Мудрые мысли📚
Сила сознания
Цитаты Избранное
Анекдоты
Spletnik
Котовасия 🐾
GIFs pro
Телега смеха
Crazy chan
MAP MIND
Украина сегодня
Best 2020 New
МузКайф🤤
MusicFM
Музыка Хиты 90х-80х
MUSIC 154
ИКОНКИ INSTA STORIES💝
Азиатская кухня🥢
Восточная кухня
JDM
Каналы, которые цитирует @Imasuccess
Психология
Модные Прически
H’avana Music 🎧
I don't care I love you
Fᴏʀ Gɪʀʟs💗
MIXTURA
Вязание. Детям
потом придумаю
Фактомания
⚜Dagi_v_Abu_Dabi⚜
Котовасия 🐾
Spletnik
Best 2020 New
ᴀᴜᴛᴏ ɢᴏʟᴅ
Man Looks
Potter Life
LIFEHACKS_ap
Мир Дизайна
B E A U T Y💋A R T
IMAGES_ap
Стихи для души
Поговорим о сексе
Мудрые мысли📚
GIFs pro
Телега смеха
Anime stickers Ʀ
Cosmo Music ?
МузКайф🤤
F F M U Z I C✨
#FavBooks 📚
Вау! Покупаю
Бег каждый день
Новости Футбола
Сериалы Офлайн
Последние публикации
Удалённые
С упоминаниями
Репосты
ИСКАЖЕНИЕ В ВОСПРИЯТИИ СДЕЛАННОГО ВЫБОРА

Мы активно защищаем свой выбор, даже если он был неверным. Из-за того, что мы принимаем много решений не задумываясь, наш выбор основан на прошлом опыте подобных выборов.

Пример: участникам исследования было предложено выбрать один из двух подержанных автомобилей. Им предоставили информацию о машинах, их особенностях и опциях. После личной оценки, испытуемые сделали свой выбор.

Спустя неделю участникам напомнили, какой вариант они выбрали и снова дали список особенностей обеих машин. Но на этот раз некоторые положительные и отрицательные качества были изменены, и они значительно отличались от тех, которые были представлены им неделю назад. Участникам вновь предложили сделать выбор, основываясь на новых фактах. Практически все испытуемые поддержали свой первоначальный выбор.

Эффект тесно связан с феноменом постпокупочного сожаления: если у нас маленький выбор при покупке, то менее вероятно, что мы будем сожалеть о своем решении после. Поэтому на страницах интернет-магазина не следует располагать огромный выбор товара, это может просто отпугнуть покупателя. Чем меньше вариантов выбора, тем проще его сделать.

Из списка когнитивных искажений
Читать полностью
МЕТАФОРА ДЛЯ МОЗГА

Вся наша реальность спрятана внутри нашей же собственной черепной коробки — в нашем мозгу. Наружу эта штука вытянула только свои щупальца (рецепторы): одни ловят фотоны, другие — колебания воздуха, третьи реагируют на давление, четвёртые — на определённые молекулы.

Мозг преобразует сигналы со своих щупалец в картинки, звуки, ощущения, чувства и сложные абстрактные представления. Таким образом, всё, что мы видим, слышим, чувствуем, думаем — результат работы мозга.

Если поместить нас в сурдокамеру (специальный аппарат, в котором наши рецепторы перестанут что-либо воспринимать), мы через некоторое время начнём галлюцинировать. Так наш мозг, лишённый внешних раздражителей, заскучает и примется создавать картины реальности сам по себе. Эти галлюцинации — что-то вроде снов наяву, только в сознании.

Короче говоря, мозг создает всё, с чем мы имеем дело.

Андрей Курпатов, из книги «Красная таблетка. Посмотри правде в глаза!».
Читать полностью
ХРОНИЧЕСКИЙ СТРЕСС

Эффективный метод формирования эмоциональных, поведенческих и когнитивных нарушений — это хронический умеренный стресс. Это создание систематических мелких неприятностей. У животных в понедельник нет воды в поилке. Во вторник вода есть, зато в лаборатории звучат неприятные громкие звуки. В среду нет еды. В четверг мокрая подстилка в клетке. И так далее.

От каждой из этих проблем по отдельности животные бы оправились за день, но когда такая противная жизнь продолжается две-три недели, у них развивается стойкое снижение настроения [которое проявляется, например, в том, что они совершенно теряют интерес к сладкой пище — это признак ангедонии, утраты интереса к жизни вообще]. Происходит снижение выброса дофамина в прилежащем ядре. Чтобы вернуть нормальное самочувствие, приходится либо создать комфортные условия еще на несколько недель, либо кормить антидепрессантами.

В реальной жизни мы постоянно сталкиваемся с хроническим умеренным стрессом. Автобус ушел прямо из-под носа, внезапно пошел дождь, завис компьютер и не сохранился документ. В малых дозах все эти события совершенно безопасны для психики, если новая неприятность наступает быстрее, чем вы успели забыть старую.

Ася Казанцева, из книги «Кто бы мог подумать!..»
Читать полностью
Репост из: Психология
Голуби Скиннера
или биология суеверий
.

Кажется, что когнитивные искажения – чисто человеческая черта, побочный продукт сознания. На самом деле в основе большинства наших заблуждений лежит биология, а сознание лишь позволяет их отследить.

Беррес Скиннер был матерым бихевиористом, то есть верил, что поведение – чистая математика, набор рефлексов на определенные стимулы. К тому же направлению относились известный Павлов с его собакой и Уотсон с экспериментом на ребенке «Маленький Альберт».

Скиннер изучал особенности поведения голубей. Его основным инструментом был ящик, который теперь называют «ящик Скиннера» - небольшая камера с кнопкой, при нажатии на которую животное получает порцию корма. Птицы быстро усваивают нехитрый алгоритм.
Когда поведенческая реакция «жать на кнопку=еда» сформировалась, Скиннер убрал кнопку и подключил механизм, который сыпал порцию еды каждые N секунд, независимо ни от чего.

Дальше началось интересное.
Кнопка не работала, и голодный голубь начал активно ислледовать камеру. В какой-то момент перед подачей еды он вытянул голову в верхний угол камеры, а потом сработал механизм.
В мозгу щелкнул переключатель: «потянуть голову=еда». И птица начала старательно тянуть голову в угол, будучи уверенной, что – как и в случае с настоящей кнопкой – она контролирует получение пищи.

Говоря проще, голубь стал суеверным.

Эксперимент повторяли на других птиц, большинство голубей придумывали ритуал вместо кнопки: крутились на месте, клевали воздух, волнообразно крутили головами.

Голуби допустили когнитивную ошибку – посчитали, что «после» значит «вследствие».

Вам это не напоминает шамана или волхва? Играл на бубне, а через три часа пошёл дождь – ого, бубен работает! Точно так же люди исцеляются гомеопатией, акупунктурой и уринотерапией.

Мы дуем на кости перед броском, скрещиваем пальцы, читаем мантры – ну в прошлый раз же вроде сработало! И редко берем на себя труд поставить чистый эксперимент, например, взяв 10 игроков, заставив их дунуть на кости и посмотреть, выпадет ли 10 шестерок.

Да и зачем экспериментировать? Обидно будет потерять веру в такой простой способ получить свою порцию корма, как молитва на удачу.

Lifr
Читать полностью
ЭФФЕКТ ИЛЛЮЗИИ ПРАВДЫ

Это тенденция верить, что информация правдива, если мы ее услышали / увидели много раз.

Участникам исследования предоставили 60 фактоидов [ложное утверждение, которое выдаётся за достоверное]. Фактоиды выглядели возможными, но скорее всего были неизвестны испытуемым.

Там были такие утверждения как: «Первая военная авиабаза была создана в Нью Мехико», «Большая миграция китайских железнодорожных рабочих началась в 1880-е» или «Баскетбол стал олимпийским видом спорта в 1925г.» Участники имели оценить свою веру в эти утверждения по шкале от одного до семи.

Это повторялось три раза с интервалом в две недели между временами. Двадцать утверждений [треть] оставались одинаковыми все три раза, а остальные каждый раз были новыми.

В более поздних сессиях участники оценили повторяющиеся утверждения выше, чем новые 4.2 в первой сессии, 4.6 во второй и 4.7 в третий. В свою очередь, оценка остальных утверждений какой выраженной тенденции не было.

Из списка когнитивных искажений
Читать полностью
ДЕНЕЖНАЯ ИЛЛЮЗИЯ

Это склонность воспринимать номинальную стоимость денег, а не их реальную стоимость. Мы не в полной мере осознаем, как меняется реальная стоимость денег каждый день. На самом деле цифровой номинал денег иллюзорен. Важна только их покупательная способность.

Это заблуждение вызвано отсутствием самостоятельной ценности фиатных денег, реальной ценностью которых есть их возможность обмена на товары и услуги. То есть фиатные деньги никак не обеспечены золотом, а их цена на валютном рынке зависит от спроса и предложения.

Пример: при повышении курса доллара к национальной валюте наша зарплата реально снизилась де-факто при сохранении её номинального значения.

Из списка когнитивных искажений
Читать полностью
СГЛАЗ И ПОРЧА

Нам больше всего интересны сплетни о людях, которые схожи с нами с точки зрения пола, возраста и социального положения. Оказывается, что эта гипотеза имеет также и религиозные последствия.

У некоторых народов есть вера в сглаз — проклятие, порождаемое завистью или ревностью. Однако редко случается так, чтобы бедного человека заподозрили в том, что он сглазил богача. Сглаз обычно применяется в отношениях между примерно равными по социальному и имущественному положению людьми, когда один из них в чем-то опередил другого [например, у него родился красивый ребенок или он раздобыл кучу денег].

Джим Дэвис, из книги «Теория притягательности»
Читать полностью
ПРИНЦИП «НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ»
или как защита от дефицита создает дефицит

Слухи привлекают внимание. Если многие будут говорить, что какие-то акции пойдут вверх [хотя оснований на это нет], вероятно, что курс акций поднимется. Чем он выше, тем больше покупателей. Возникает петля усиливающей обратной связи. Наконец рыночные аналитики запускают уравновешивающую петлю: они объявляют, что курс завышен, — люди начинают продавать акции, и курс падает.

Точно так же работают прогнозы грядущего дефицита. Что делают люди, когда узнают, что некий товар вскоре исчезнет из продажи? Они идут и покупают его «на всякий случай» больше, чем обычно, чтобы защититься от ожидаемого дефицита, и тем самым создают этот дефицит.

Пример: когда несколько лет назад забастовали пекари, небольшое количество хлеба, выпекаемое заведениями, не связанными с профсоюзом, было мгновенно разобрано: люди за три часа до открытия магазинов занимали очередь. А во время перебоев с бензином дело доходило до смешного: многие часами торчали в очередях, чтобы взять десяток литров и «на всякий случай» заполнить бак под завязку — а вдруг топлива больше не будет? Такое поведение серьезно обостряет всякий дефицит. Бесперебойное снабжение бензином предполагает, что не у всех в любой данный момент бак полон. Если сегодня в полдень каждый заправится под завязку, бензиновый кризис гарантирован. Заправки опустеют, и дефицит продлится до тех пор, пока система не приспособится к новому уровню спроса.

Деньги — еще один хороший пример. Если каждый снимет все наличные со своего банковского счета, финансовая система рухнет. Стоит распространить слух, что у банков нет денег, вкладчики ринутся их штурмовать, чтобы забрать свои кровные. А их никак не может хватить на всех, и слухи сбудутся — паника сделает свое дело. Что здесь причина, а что — следствие? Если разделять первое и второе, ответить на этот вопрос невозможно.

Джозеф О’Коннор, из книги «Искусство системного мышления»
Читать полностью
ДИНАМИКА СТЕРЕОТИПОВ

Стереотип начинает действовать ещё до того, как включается разум. Это накладывает свой отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств ещё до того, как эти данные достигают рассудка.

Внешние стимулы активизируют часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.

Когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определённую гибкость, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии.

Но! Если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет её.
Читать полностью
ЭФФЕКТ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА
или почему СМИ зомбируют всех, кроме меня

Мы считаем себя менее подверженными рекламе и другим методам влияния, чем большинство людей. Однако хитрые пиар-ходы и уловки журналистов действуют и на нас. Точно так же, как на соседа, друга или коллегу. Просто мы этого не замечаем.

Пример: нападение японских войск на остров, занятый американцами, в 1949 году. Японцы хотели захватить один из островов в Тихом океане по стратегическим соображениям. Со стороны США территорию охраняли преимущественно чернокожие солдаты. Белыми были только офицеры. Нападать в лоб — самоубийство. И тогда японцы пошли на хитрость.

Они сбросили тысячи листовок, которые призывали чернокожее население покинуть остров. Мол, война не ваша, поэтому незачем жертвовать собой. Любопытно, что через несколько дней американские военные действительно уехали. Правда, сначала офицерский состав, а затем и простые солдаты. Вояки посчитали, что афроамериканцы поднимут бунт. Однако чернокожие солдаты не обратили на листовки никакого внимания. Отступление предрешило судьбу острова. Японские войска заняли его без единого выстрела.

Американские офицеры неверно оценили когнитивные способности афроамериканцев. То есть они решили за них, что листовки произведут должное впечатление и случится бунт. Офицеры были уверены, что японцы сбросили агитационные листки именно для простых солдат. И решили, что солдаты не смогут противостоять такому влиянию. Подобные искажения касаются не только военных действий.

Эффект третьего лица тесно связан с фундаментальной ошибкой атрибуции.

Из списка когнитивных искажений
Читать полностью
Интересные каналы Telegram. Подпишись, чтобы не потерять ©️ @TgProfit

🎬 Кино
@kino_kayf - Кино в Telegram
@HD_kuHo - Кино и фильмы HD
@kinolife_tv - Кино и сериалы
@uzbek_tarjima - Tarjima Filmlar 🆕

💰 Торговля
@shopingry - Лучшее с Алиэкспресс
@OnAliexpress - Горячее с Али
@mans_ware - Мужские товары

📖 Книги
@FavvBooks - ЭТИ книги ищут все
@KnigoPolis - Книжная Вселенная
@darkifyyy - Цитаты Из Книг
@prof_ITBooks - Книги по ИТ
@nostaly - Литература

🎩 Для мужчин
@erotam - Сочные тела
@vostokeda - Восточная Кухня
@kriminala - Бродяги для тебя
@tachki_007 - Обои Тачек

✍️ Авторские
@ikonki_top - Топ иконки 2020

🎼 Музыка
@FavvSongs - ЭТИ песни ищут все!
@kaifmuzi - Треки для всех
@musicforever90x80x - Хиты 90-80х
@ffmuzic - текста песен
@havana_music - Your Musical Mood
@Uspamuza - Душевые треки
@PinkyFolder - Sex Drug Sound 🆕
@new_klip_music - Клипы песен 🆕
@spaceatom - Музыка для души

🌏 Новостные
@ukrainenewz - Новости украины
@maps_stat - Шок Контент!

📨 Для Telegram
@anime_stik - Аниме стикеры

🎉 Развлекательное
@crazy_chan - Мемчики
@z_nakomstva_uzb - Знакомства таш
@spletniky - С юмором по жизни.
@gifkipro - +100500 гифки
@Kardashyansass - Мемасики
@modaozushi_wi - Mo dao zu shi
@otkritca172 - поздравлениями
@TurksAskim - Турецкие сериалы
@anekdotaa - Анекдоты

💞 Цитатники
@care_17 - I DONT CARE I LOVE YOU
@ppridumaay - Рай для твоих глаз
@Forgirls_girls1 - F o r Girls
@pictures_about_love - Любовь
@Ea7_aue - для скромных
@musli15 - Мудрые мысли
@mUleti50dbms - цитаты и музыки 🆕

💄 Для женщин
@ingarecept - Вкусно и просто!
@vyazhemdetkam - Вязание детям
@nejnost_jizni - Нежность
@nogotkimmm - Маникюр видеоуроки
@ihairstyles - Модные Прически
@d_za40 - Женский Клуб 40+
@ilifehackersha - Лайфхакерша
@Dagi_v_Abu_Dabi - Бомба сохры

📚 Образование
@hceng - Интерактивный English
@englishai - Английский

📱 Медиа
@mixtures - Топ обои HD
@images_ap - Сочные Картинки

🏡 Для дома
@vkusnayaedazdes - Вкусная Еда
@veg4u - Вегетарианство
@dizgt - Дизайн интерьера
@zina_m_1958 - Мир Фэн-шуй
@aliexpress4home - Лучшее с Али
@its_quiz - Пройди ОПРОС дня!
@garden_life - Всё о саде

➕ Добавить ваш канал
Читать полностью
ЦЕЛЬ КАК ОПОРА

Латинское слово «finis» имеет два значения: конец и цель. Человек, который не в состоянии предвидеть конец его временного существования, тем самым не может и направить жизнь к какой-то цели. Ему сложно ориентироваться на будущее, что нарушает общую структуру его внутренней жизни в целом, лишает опоры.

Пример: концлагерная обстановка влияла на изменения характера лишь у тех заключенных, кто опускался в духовном и моральном плане. По мнению психологов и самих заключенных, человека в концлагере наиболее угнетало то, что он вообще не знал, до каких пор он будет вынужден там оставаться. Не существовало никакого срока.

Виктор Франкл, из книги «...Психолог в концлагере»
Читать полностью
КОГДА МЫ ПЫТАЕМСЯ ЗАНИМАТЬСЯ НЕСКОЛЬКИМИ ДЕЛАМИ ОДНОВРЕМЕННО

...мы фактически не делаем больше одного дела сразу, а просто быстро переключаемся между ними. Такое переключение расходует насыщенную кислородом глюкозу в головном мозге, потребляя то же топливо, которое требуется для сосредоточения на задаче.

Люди едят больше, потребляют больше кофеина. Часто, в этот момент нужен не кофеин, а просто перерыв в работе. Если не делать регулярные перерывы через каждую пару часов, то мозг не получит ничего полезного из этой дополнительной чашки кофе.

Даниэль Левитин, профессор, специалист по поведенческой неврологии в университете Макгилла
Читать полностью
Репост из: Психология
Ловушки сознания. Кодекс перфекциониста

Есть такое когнитивное искажение (ловушка сознания), которое называется черно-белым мышлением.

📌Это когда человек видит только крайности. Например, «либо я сдаю экзамен на отлично, либо я тупой неудачник». Такие люди просто не замечают оттенков.

Как это проявляется? Человек может жить следующими убеждениями:

1️⃣ Чтобы быть счастливым, я должен быть удачливым во всех своих начинаниях.

2️⃣ Чтобы я мог чувствовать себя счастливым, меня должны любить (принимать, восхищаться) все и всегда.

3️⃣ Если я допускаю ошибку, значит, я глупый.

4️⃣ Если я не достиг вершины, то потерпел провал.

5️⃣ Как чудесно быть популярным, известным, богатым; как ужасно быть обычным, посредственным человеком.

6️⃣ Моя ценность как личности определяется тем, что думают обо мне другие люди.

7️⃣ Я не могу жить без любви. Если моя жена (муж, ребенок, начальник) меня не любят, я ни на что не годен, я ничтожество.

8️⃣ Если кто-то со мной не соглашается, значит, он не любит меня.

Признавайтесь, кто живет по этим принципам? 😼

Если для вас характерно все вышеизложенное, рекомендую ослабить свой перфекционизм - иначе можно легко получить невротическое расстройство.

Life
Читать полностью
Репост из: Психология
Инверсия

Немецкий математик Карл Густав Якоби обнаружил, что для решения заковыристой задачи часто достаточно сформулировать задачу, противоположную исходной. Это помогало разбить ступор и увидеть путь к цели с неожиданного ракурса.

Это и есть инверсия – переворачивание, перестановка.

Метод от противного отлично работает не только в математике.
Например, вы прочли эту статью и садитесь искать, какой посмотреть фильм. Глаза разбегаются от сотен вариантов в десятках жанров.
Инвертируем, вопрос «что посмотреть» в «что НЕ смотреть». Мелодрамы отлетают, слишком скучно. Боевики тоже нет – хочется умного сюжета. Динамично, но умно – похоже, вы хотите посмотреть детектив.
В любой ситуации, где от обилия выбора включается паралич анализа, можно заходить от обратного и сначала отметать лишние варианты.

Но инверсию можно использовать для куда более сложных вещей. Так делал Эйнштейн с легендарной теорией относительности.

В начале 20-го века физика переживала упадок, многие думали, что лет через 20 откроют ну уже все законы Вселенной. Но была одна нестыковка – свет. Максвелл экспериментально доказал, что свет – это электромагнитная волна, следовательно, скорость распространения электромагнитных волн равна скорости света. Неувязка в том, что попытка поместить на едущий поезд фонарик, сложить скорости согласно Ньютоновской механике и посчитать, с какой скоростью будет двигаться свет, заканчивалась ерундой. Быстрее электромагнитной волны? Быстрее самого себя?

Большинство физиков считали, что первична механика Ньютона, а уравнения Максвелла нужно приводить в соответствие с ней. Вот только это не работало, и Альберт инвертировал проблему, сказав, что верны уравнения Максвелла. Значит, они не меняют свой вид в разный системах отсчёта. Значит, скорость света на поезде и возле поезда одинакова.
Тут случается второй парадокс – ведь если для фонарика на поезде и для наблюдателя на перроне свет летит с одной скоростью, значит, на поезде время идёт медленнее?! Относительность времени меняет всё. Появляется страшное слово «пространственно-временной континуум», выясняется, что чем сильнее гравитация, тем медленнее идёт время. Благодаря этому открытию работают GPS и ГЛОНАСС: атомные часы на них тикают чуть быстрее, чем на земле. Без этого каждые сутки появлялась бы погрешность навигации в 10 километров.

Лицо физики изменилось. Эйнштейн стал легендой. А началось всё с предположения: «А что, если зайти с другого конца?»

Поэкспериментируйте с инверсией. Переворачивайте задачи с ног на голову.
«Как избежать успеха?»
«Что сделать, чтобы сорвать дедлайн?»
«Как разрушить отношения и стать несчастным?»
«Как написать ужасную статью?»
…и любые свои варианты.

Life
Читать полностью
ГЛАВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА – БЫТЬ ПРАВЫМ

Имеется в виду, конечно же, не желание докопаться до истины, а стремление отстоять представление о себе как об уже владеющем истиной, а далее — по алфавиту: духовностью, избранностью, превосходством, верностью традициям и предкам, принадлежностью к «правильной» нации/религии/расе/идеологии/мировоззрению и т.д. Соцсети всего лишь дали для этой борьбы за образ «во всём без исключения наилучшего и правильного себя» глобальную открытую площадку.

Критическое мышление — это отказ от такой борьбы и умение искать истину, как бы последняя не противоречила случайно сложившемуся и комфортно окаменевшему индивидуальному комплексу уверованных иллюзий, недознаний и недо-умений.

Евгений Волков, проект «Корни»
Читать полностью
ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ФАКТОРОМ ВРЕМЕНИ

Мы часто интерпретируем события как подтверждение наших теорий, без учета времени, разделяющего возможную причину и предполагаемое следствие. Иными словами, мы совершаем действие А и ждем, что случится событие В. И когда спустя часы, дни, недели, месяцы или даже годы происходит событие В, мы воспринимаем это как следствие действия А и, соответственно, как доказательство связи. Но оно не привязано ко времени.

Пример: многие менеджеры верят, что деньгами можно побудить человека подходить к делу творчески. И это легко доказать: позаботимся о материальных стимулах сотрудников и будем ждать проявлений творческого подхода. И когда бы это ни случилось — сегодня, завтра или через месяц, — у нас в руках доказательство собственной правоты.

Если ожидание было длительным, скажем примерно следующее: «Нужно время, чтобы люди осознали собственную выгоду».

Закон регрессии почти гарантирует, что время от времени человек проявляет творческий подход, так что на это можно рассчитывать и безо всякого вознаграждения. На самом деле есть немало свидетельств того, что деньги становятся стимулом крайне редко. Двадцать пять лет исследований не доказали, что люди работают продуктивнее, когда их ждет повышенное вознаграждение, чем если им платят как обычно. Исключение составляют ситуации, когда работа очень проста и малоинтересна, т.е. сама по себе не может вызывать желания ее выполнять.

Намного безопаснее привязывать доказательства ко времени, иными словами, ждать подтверждений в течение определенного периода. Тогда результаты будут памятны и значимы в любом случае — подтвердят они вашу гипотезу или нет.

Джозеф О’Коннор, из книги «Искусство системного мышления»
Читать полностью
Репост из: Психология
Абелинский парадокс

Вы когда-нибудь соглашались делать что-то бессмысленное из вежливости?
Джерри Харви, специалист по менеджменту, рассказывал про это ироничную историю:

«Мы играли в домино на крыльце. День был жарким и ленивым. Вдруг тесть ляпнул: - А давайте съездим в Абилин и пообедаем в кафе! Жена внезапно согласилась. – А что насчёт тебя, Джерри? Я не хотел отказывать, но и ехать не рвался: – Я? Я, эээ, я… А твоя мама тоже хочет поехать? Мама сказала, что давно не была в Абилине и она готова.
Представьте жаркий техасский день. Вы едете по сорокаградусной жаре в полной машине через пустыню. 53 мили в одну сторону (это 85 километров). В конце вас ждёт кафешка с невкусной едой и обратная дорога.
Опустошенные, мы приехали домой. Я не слишком искренне спросил: - Неплохая была поездка, верно? – Нет. Дурацкая идея – ехать в кипящем горшке, - раздраженно сообщила мама жены: - Я бы и не стала – но вы все на меня давили. Жена поддержала: - Я должна быть сумасшедшей, чтобы хотеть уехать из дома в такую жару. Я просто поддержала компанию. Последним выступил зачинщик-тесть: - Я вообще не хотел в Абилин. Но мне показалось, что вам скучно, а поездка в кафе может вас развеселить.
И мы сидели ошеломленные. Четыре взрослых человека, которые только что совершили дурацкую 106-мильную поездку, которой не хотел ни один из нас».

Этот парадокс Харви описал в своей статье «The Abilene Paradox and other Meditations on Management»: «В попытке угодить друг другу мы пришли к противоположному результату: все были расстроены, а день испорчен».
Так же бывает и в целых компаниях: единогласное решение вопроса не обязательно маркер правильности, а часто и наоборот. Мы приходим не к лучшему решению, а к тому, которое по нашему мнению устроит остальных и не повредит социальному статусу. Включается эффект домино – один человек высказал, второй подхватил, третий согласился, четвертый постеснялся возражать.

Поэтому важны циники и критики, вроде доктора Хауса, которые не стесняются высказать мнение, прямо противоположное остальным. Начинается дискуссия и поиск правильного ответа, вместо удобного

Помните, что цель общения – найти истину, а не согласие. Учитесь быть честными, даже если это кажется невежливым. Лучше открыто сказать: «Сегодня не в настроении. Соберемся в другой раз», чем перетерпеть, затаив обиду на близких и потеряв силы и время.

И тем более это важно в масштабах компании. Представьте, что вы участвуете в пуске космического корабля и нашли ошибку в расчётах. Что лучше – поддержать заверения инженеров, что всё отлично или рискнуть имиджем компании, сказав: «А давайте проверим вон тот отсек?..»

Life
Читать полностью
ПСЕВДОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСЫ

Опросы во время эфира, когда зрители по телефону голосуют за тот или иной ответ, часто являются лишь способом формирования общественного мнения, а не его реальным отражением, то есть разновидностью пропагандистской манипуляции. Такие вопросы формулируются так, чтобы создать у аудитории «правильный» взгляд на проблему.

Пример: «Каким вы хотите видеть развитие вашей страны?»

А) Донорство сырьевых ресурсов для высокоразвитых государств.
Б) Экспорт дешевой рабочей силы для транснациональных корпораций.
В) Сильный военный потенциал для весомого влияния в мировой политике.

Какой вариант ответа выберет большинство людей, позвонивших в студию?
Читать полностью
ПСИХОЛОГИЯ ЛОТЕРЕИ

Возможность выиграть крупный приз возбуждает публику, это возбуждение подкрепляется разговорами на работе и дома. Покупка билета немедленно вознаграждается приятными фантазиями. Действительная вероятность выиграша несущественна, важна сама возможность.

Оригинальная формулировка теории перспектив содержала аргумент: «крайне маловероятные события либо игнорируются, либо переоцениваются», который, впрочем, не определял условий для совершения того или другого действия и не давал их психологической интерпретации.

Эмоции и их яркость, при принятии решений, воздействуют на доступность информации, живость воображения и оценку вероятности, тем самым отвечая за нашу избыточную реакцию на редкие события, которые мы не игнорируем.

Даниел Канеман, из книги «Думай медленно... решай быстро»
Читать полностью