Кристина Потупчик

@krispotupchik Нравится 3
Это ваш канал? Подтвердите владение для дополнительных возможностей

Обзоры книг, фильмов и фотографии. Обратная связь @Tupcha_bot
Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Блоги


Гео канала
Россия
Язык канала
Русский
Категория
Блоги
Добавлен в индекс
09.05.2017 23:31
16 Dec 2020, 10:01 (128 дней назад)
​​«Призраки усталого капитализма», Кирилл Кобрин

Замечал кто-нибудь, что афоризм про пророка, отсутствующего в своём отечестве, в случае России говорит не столько о нежелании сограждан признавать таланты друг друга, сколько буквально констатирует факт – как только человек получает статус пророка, он из нашей страны сваливает?

Не в последнюю очередь это касается Кирилла Кобрина, живущего то в Риге, то в Лондоне. Поклонники журнала Rīgas Laiks его, конечно, знают. Кобрин – это, без сомнения, самый талантливый русскоязычный эссеист из всех живущих (пусть и не в России), грек среди римлян.

Возможно, он бы не согласился со мной, так как авторы его склада, как правило, не соглашаются со взглядами авторов склада моего. Накладные разные. Однако выход каждого сборника его эссе, посвящённых или какой-то узкой теме, вроде рассказов Конан Дойля или культуре в более широком смысле, это событие.

Большинство книг имеет смысл читать ради того, чтобы узнать что-то новое, меньшинство – ради развития собственного чувства стиля. Но эссеистика, жанр, который способен закрыть обе эти задачи и тексты Кобрина в этом смысле – образец. Тем более, что для большинства авторов нон-фикшена хорошо оформленная кросс-дисциплинарность остаётся непозволительной роскошью.

В новом сборнике кобринских эссе, изданных «Кабинетным учёным», собраны девять текстов, единой темой очевидно не объединённые. Тут, скажем, есть текст, про анабасис (от «Анабасиса» Ксенофонта, рассказывающего о возвращении в Грецию отряда наёмников-гоплитов) Чехословацкого корпуса и латышских стрелков.

Рецензия на «Revolting Prostitues», книгу двух секс-работниц и активисток, посвящённую убийствам проституток. Исторический портрет латвийского городка Стренчи. Или пространный комментарий на песню «Waterloo Sunset» группы The Kinks. И так далее.

Пересказывать их содержание бессмысленно, это какая-то нездоровая конкуренция с автором. Но если вы давно уже хотите познакомиться с другим просветительством, отличным от привычного дидактического «это вот так и никак иначе», прочитать что-то изящное и глубокое, эта книга то, что вам нужно.