Второй вариант урока.Урок по литературному чтению (2 класс)
Тема: "Что такое басня? Знакомство с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»"
1. Этап мотивации и вовлеченияИгра “Собери пазл”
На доске — разрезанный на 6–8 частей пазл с картиной, иллюстрирующей сцену из басни (например, "Ворона и Лисица" М. Добужинского).
👉 Дети по очереди собирают.
Можно добавить еще ребус → "Крылов"
Ответ: автор басни
Учитель рассказывает:Кто такой Крылов? (Интересные факты: не учился в школе, знал много языков, сочинил более 200 басен)
Когда была написана басня? (1808 г.)
Чем она отличается от сказки?
Показывает портрет и старинные издания.
"Он как будто придумывал мультики, только в стихах!"3. Работа с иллюстрацией Просмотр репродукций картин (М. Добужинский, Б. Кустодиев, В. Конашевич)
Вопросы:Кто изображён?
Где происходит действие?
Кто выглядит умнее? Почему?
Какие черты характера видны у персонажей?
Пример ответов:Ворона — важная, гордая.
Лисица — хитрая, обманщица.
4. Чтение басниВыразительное чтение учителя (или сильного ученика).
Прослушивание аудио басни
5. Викторина по баснеВопросы:
Что держала Ворона в клюве? (Сыр)
Почему Лиса подошла к Вороне? (Захотела сыр)
Как Лиса обманула Ворону? (Хвалила её)
Что случилось в конце? (Ворона уронила сыр)
В чём мораль басни? (Не верь лести)
6. Философский вопрос 💬 Вопрос для обсуждения:
“Всегда ли похвала — это хорошо? Почему иногда она опасна?”
"Если тебя хвалит мама — хорошо. А если кто-то незнакомый и просит что-то — тогда может быть обман."
"Лиса не просто хвалила, а обманывала. Она не верила в это."7. Задание “Вставь слово по памяти” 📄 Ученикам выдаётся части из текста басни с пропущенными словами (2–3 строки):
Пример.
Уж сколько раз твердили миру,
Что __ гнусна, вредна; но только всё не впрок... (Лесть)
8. Работа со словамиОбъяснение значений (устно + словарик в тетради).
лесть – обман с помощью похвалы
гнусна – очень неприятна, отвратительна
плутовка – хитрая обманщица
каркнула – крикнула, как ворона
"Плутовка — это как лиса, которая обманывает."
9. Просмотр отрывка экранизации 🎬 Короткий мультфильм (2–3 мин) — например, из серии "Мульт в кино" или старый советский.
❓Вопрос после просмотра:
“Почему в мультике Ворона ведёт себя иначе, чем в тексте? Что это меняет?”
Ответ: Например, она более жалостливая, что вызывает сочувствие. В тексте — мораль сильнее.
10. Итоговые карточки Раздаются карточки с выбором задания:
Измени концовку басни — что если Ворона не уронила сыр?
Подбери пословицу к басне.
11.
Домашнее задание:Сделай короткое видео (15 секунд) с озвучкой любого персонажа:
– Ворона на современный лад (например, в образе блогера: "Ой, ребята, смотрите, как меня похвалили! ", "Привет, это я, Ворона. Сегодня я чуть не потеряла ужин! Не доверяйте лисам в комментариях!"
РефлексияЧто ты возьмёшь с собой с этого урока?
“Три коробки (чемоданы)”На доске/экране 3 картинки:
Что «беру с собой», пригодится.
Что было лишним или непонятным.
Что было интересно, хочется узнать больше.
Каждый пишет стикер или говорит устно.
Что ты расскажешь дома об этом уроке?
Где ты почувствовал себя умным?
"Одно слово с урока"Каждый пишет одно слово, которое стало важным, новым или интересным.
👧: "Лесть"
👦: "Плутовка"
✨ Вовлечённость рождает запоминание. Интерес рождает понимание. А урок с душой — рождает любовь к учёбе.
Не бойтесь играть, удивлять, исследовать.
Даже самый серьёзный материал можно подать с теплом и фантазией.
@ks_sovushka