А еще мы поговорили с Василиной Воробьевой, которая сейчас учится на швею в Париже и два месяца стажировалась в ателье Giambatista Valli. Мы все знаем, что кутюрные платья стоят дорого, но особо не вникаем, почему (или думаем, что все это плата за бренд), и решили расспросить Василину, как устроена работа в Giambatista Valli и на чем могли H&M сэкономить, создавая реплики: «Сколько времени может уйти на платье haute couture - это вопрос множества факторов. Особенно, если речь идёт о вышивке, потому что это история совершенно отдельная и специализирующихся ателье в Париже не так и много. Но даже относительно простое, без излишеств, платье проходит множество этапов прежде чем появиться на подиуме.
Начинается все с эскизов. По-французски они называются смешным словом croquis («кроки»), и он выглядит именно так, как вы представляете - вполне себе абстрактный рисунок с относительно анатомическими формами. Глядя на него сложно представить, что это самое что ни на есть руководство к действию и инструкция, но факт, эскизы передаются в ателье и начинается уже более материальная часть работы.
Чтобы платье было похоже на свой замысел, а модный дом не разорился на километрах дорогой ткани, сначала выполняется черновик. Он называется буквально холстом (toile), но может быть сделан как из вот этой самой простой неотбеленной тряпки, так и из тонкого шелка, все зависит от цели. Если это показ, то заморачиваться не будут, но если это дизайнерское свадебное платье под заказ и его будут несколько раз мерить перед тем, как окончательно сшить, клиента грубостью ткани расстраивать не будут.
Холст ваяется на манекене, в ателье прикидывают, как он должен выглядеть, чтобы было похоже на рисунок и тут учитывается все: насколько видно ноги, на что похожи воланы и кружево, какой объём платье должно создавать... Это мощный творческий процесс, воплощение эфемерного наброска в ткань и нити - и это именно то, за чем идут работать в ателье. В каждом доме это происходит по-разному, в Giambattista Valli разные специальности (потому что просто пришить рукава к платью и вот так задрапировать на манекене - это разные профессии) работают в одном месте и можно отследить весь путь создания платья.
Холст проходит несколько этапов утверждения, уточняются детали (юбку выше! нет, ниже! нет, все-таки выше! нет, надо было оставить!), выверяются мелочи, потом делаются выкройки и все это раскраивается уже в настоящей ткани. Сам окончательный процесс не занимает так много времени, платье может быть сшито и за пару дней, все зависит от его формы, драпировки, количества воланов и слоев (а их может быть миллиард и все надо сделать красиво), но учитывая все предыдущие этапы, процесс меньше месяца не займёт.
Окончательный вариант должен пройти примерку - и тут ещё много чего может пойти не так. Манекенщица не влезает или выпадает из платья, длина не та, платье не сидит - и это все должно быть откорректировано и приведено в должный вид.
Это стоит дорого из-за множества факторов: ткань, например, легко может стоить 100-200 евро за метр (а то и все 500), а на платье его может запросто уйти метров 40. Зарплата швеям тоже европейская, ателье находится в Париже - аренда там тоже стоит нехило... Работать руками тоже приходится немало, ну и в целом, каждое платье - это штучное производство. У них себестоимость очень порядочная!
Коллекцию я видела, платья практически один-в-один! Разница, конечно, в тканях - ткани haute couture реально дорого стоят, еще одно платье там из тюля, а тюль как раз доступен; потом, они же наверняка шили где-нибудь в Индии или в Бангладеше, где труд стоит немного, и наверняка многое упростили, например, корсет убрали - корсет делать относительно долго и это во многом руками делается.
И массовое производство тоже дешевле, купить двадцать рулонов ткани точно будет дешевле, чем три-четыре в пересчете»