Заметки на полях

@marginalgaynotes Нравится 1

Критический гей-активизм.
Слишком серьёзный канал для тех, кто думает, что умеет думать.
Пространство гиперрефлексии.
Этичная немоногамия и БДСМ прилагаются.
Интеллект+
Автор Тимофей В.Созаев @reload09
Задать анонимно вопрос: https://clck.ru/N6Ezu
Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Блоги


Написать автору
Гео канала
Россия
Язык канала
Русский
Категория
Блоги
Добавлен в индекс
25.11.2018 04:54
реклама
Telegram Analytics
Подписывайся, чтобы быть в курсе новостей TGStat.
TGAlertsBot
Мониторинг упоминаний ключевых слов в каналах и чатах.
TGStat Bot
Бот для получения статистики каналов не выходя из Telegram
1 215
подписчиков
~522
охват 1 публикации
~313
дневной охват
~3
постов / нед.
43%
ERR %
8.28
индекс цитирования
Репосты и упоминания канала
93 упоминаний канала
85 упоминаний публикаций
180 репостов
ParniPlus
ParniPlus
Радикальный гей
Ask me about my ace aro agenda
ЛГБТитд
Смузи
ParniPlus
Химзащита
Химзащита
#содомиумора
ParniPlus
VR
Ask me about my ace aro agenda
PODSADNOY
Палые розы
нимфадва
нимфадва
нимфадва
нимфадва
VR
VR
нимфадва
Книжный Вестник
нимфадва
VR
Party and play
Pal o' Me Heart
ParniPlus
Радикальный гей
Pal o' Me Heart
Каналы, которые цитирует @marginalgaynotes
ParniPlus
нимфадва
a darkroom of one's own
Радикальный гей
Ask me about my ace aro agenda
ParniPlus
Turris eburnea
ЛГБТитд
ОВД-Инфо
ОВД-Инфо
A spy in the archives
ParniPlus
A spy in the archives
A spy in the archives
Death and Furniture
ParniPlus
Turris eburnea
Turris eburnea
Turris eburnea
Turris eburnea
Postamt
ParniPlus
Postamt
Ротонда
Смех Медузы
Смех Медузы
ParniPlus
ParniPlus
ЛГБТитд
Последние публикации
Удалённые
С упоминаниями
Репосты
Стефан Ваништендаль. Резильентность на практике. Касита – простой инструмент работы для решения сложной задачи. Перевод: Анна Герцик. Париж-Женева, 2018.

#сообщество #психическоездоровье #книги
Attached file
Поскольку на русском отсутствует какая-либо литература о развитии и укреплении резилентности в контексте представителей сексуальных и гендерных меньшинств, размещу здесь две полезные книги Стефана Ваништендаля. Его книги посвящены развитию резилентности у детей, однако будут полезны и тем, кто работает со взрослыми. В книгах очень подробно разъясняется что такое резилентность, описываются её критерии и предлагаются конкретные инструменты по её развитию, так что их можно вполне творчески переосмыслить и в контексте работы с Л/Г/Б/Т-сообществами. Книги также могут быть полезны тем, кто задумывается о путях укрепления собственной резилентности.

Стефан Ваништендаль. Резильентность или оправданные надежды. Раненый, но не побежденный.
Перевод: Анна Герцик. Париж-Женева, 2015.

#сообщество #психическоездоровье #книги
Attached file
Читать полностью
3.
Модель сильных сторон меньшинства

В 2019 г. Пол Перрин с соавторами предложили Модель сильных сторон меньшинства, которую они разработали, проведя исследование 317 Л/Г/Б/Т/К-человек, принявших участие в он-лайн опросе. Отчёт об этом исследовании и свою модель они представили в Журнале клинической психологии.

В отличии от модели стресса меньшинства, которая принимает и укрепляет подход, основанный на дефиците, модель сильных сторон меньшинства обращается к индивидуальным и коллективным характеристикам, позволяющим создать психологическую резилентность, позитивное психическое и физическое здоровье.

«В совокупности модель сильных сторон меньшинства описывает серию каскадных эффектов, начиная с социальной поддержки и сознания сообщества, прямо или косвенно влияющих на психическое и физическое здоровье через гордость за идентичность, самоуважение и психологическую резилентность. Социальная поддержка может способствовать принятию себя, самоуважению и психологической резилентности перед лицом стресса меньшинства, а также способствовать психическому и физическому благополучию. Кроме того, по мере того, как люди присоединяются и устанавливают связь с сообществом ЛГБТК, они могут ощущать большую социальную поддержку, а также усиление гордости за свою идентичность и последующее повышение самоуважения, повышение психологической резилентности и укрепление психического здоровья и позитивного поведения в отношении здоровья».


Казалось бы, исследование подтверждает самоочевидные, для всех кто непосредственно работает с Л/Г/Б/Т-сообществами, вещи. Однако, как говорят авторы, им не удалось найти комплексных исследования всех этих аспектов, что и побудило их провести собственное.

Для помогающих специалистов – психологов, социальных работников, равных консультантов, а также для добровольцев и сотрудников организаций сообщества, особенно комьюнити-центров, важно понимать какие именно факторы способствуют жизнестойкости их Л/Г/Б/Т-клиентов, для того, чтобы использовать эти факторы как важный ресурс, к которому могут обращаться клиенты, в процессе сопровождения. Консультант может помочь клиенту понять, что его опыт является частью более крупной системы угнетения и поделиться с клиентом чувством общности с другими представителями сообщества, которые оказались жизнестойкими в этой системе. Консультант может помочь клиенту осознать и сделать для него видимым те стратегии его поведения, которые обращаются к его сильным сторонам и обеспечивают психологическую резилентность клиента. Уровень осознанности этих стратегий напрямую соотноситься с чувством удовлетворённости клиентом жизни, его психологическим благополучием и качеством жизни.

На программном уровне комьюнити-центров обращение к модели сильных сторон может помочь планировать стратегии и мероприятия, которые будут способствовать развитию этих сильных сторон через усиление чувства принадлежности к сообществу, гордости за идентичность и самоуважение.

Кроме прочего, результаты этого исследования являются косвенным ответом на вопрос почему оказываются неэффективными те про программы профилактики ВИЧ среди МСМ, которые игнорируют работу по укреплению у клиентов самоуважения, гордости за идентичность и чувства принадлежности к сообществу, а концентрируются исключительно на поверхностных интервенциях по раздаче презервативов и лубрикантов.


Источник схемы: Perrin PB, Sutter ME, Trujillo MA, Henry RS, Pugh M Jr. The minority strengths model: Development and initial path analytic validation in racially/ethnically diverse LGBTQ individuals. J Clin Psychol. 2020 Jan;76(1):118-136. doi: 10.1002/jclp.22850. Epub 2019 Aug 30.

#сообщество #психическоездоровье #стрессменьшинства #лгбтпсихология #психологиясообщества #вич
Читать полностью
2.
Факторы, влияющие на развитие психологической резилентности представителей сексуальных и гендерных меньшинств

В программной статье (2017), посвящённой роли и факторам резилентности в укреплении здоровья Л/Г/Б/Т-людей, Лаура Эриксон-Шорт и Элизабет Глейз приводят обзор исследований, посвящённых этим вопросам. Как показали разнообразные исследования, эти факторы могут способствовать положительному выживанию, большей удовлетворенности жизнью и меньшему количеству неадаптивных форм поведения представителей СГМ.

Из очевидного: среди этих факторов были выделены поддержка со стороны людей из того же сообщества с таким же опытом, принятие со стороны семьи и взаимосвязь с сообществом.

Также исследователи выделили стратегии внутренней и внешней резилентности. К внутренним стратегиям резилентности они отнесли определение себя, развитие позитивной Л/Г/Б/Т-идентичности, признание своей само-ценности, развитие чувства собственного достоинства и самоуважения, признание гендерного угнетения и гордость за Л/Г/Б/Т и расовый статус. Укреплению здоровья также способствует использование таких адаптивных техник как позитивный рефрейминг, самодостаточность, использование метафор, ответственность за других, духовность и принятие более здоровых психо-поведенческих практик, в частности поиск социальной поддержки, поиск профессиональной поддержки, действия в парадигме «Если бы/Как будто», занятия хобби, использование юмора, проявление собственной агентности когда это возможно. Дополнительные стратегии распространены среди молодёжи: активное сопротивление стереотипам, связь с поддерживающими взрослыми, целенаправленное поведение, определяемое как «забота о себе», социальный активизм, когнитивная и психоповеденческая гибкость.

К внешним стратегиям резилентности относят обращение Л/Г/Б/Т-людей к более широкому социальному контексту, ища связи с Л/Г/Б/Т-аффирмативными (поддерживающими) сообществами и не-Л/Г/Б/Т-друзьями и членами семьи. Также повышению резилентности способствуют возможности оказывать поддержку другим членам сообщества – в качестве равных консультантов, помощников, менторов. В этом случае, через помощь другим, у человека возрастает уровень его собственной резилентности.

Некоторые пилотные исследования показывают эффективность развития навыков когнитивных совладаний и решения проблем со стрессовыми факторами в рамках стресса меньшинства с помощью когнитивно-поведенческих вмешательств. Также хорошо влияют на укрепление резилентности стратегии, направленные на изменения поведения – снижение вреда, мотивационное интервьюирование и пр. В контексте нарративной практики суть этой стратегия заключается в «возвращении клиенту авторской позиции». Также важными стратегиями являются практики, позволяющие развить гибкие навыки (soft skills), осознанность (mindfulness), эмоциональную зрелость и эмоциональный интеллект.

В то же время, ряд исследований показывают, что повышению резилентности представителей СГМ способствуют не только вмешательства, направленные непосредственно на них, но и нацеленные на системы вокруг этих людей: семьи, школы, медицинские учреждения и пр. В данном случае, укрепление резилентности происходит через развитие благоприятной среды.

Переход от использования дефицитарной модели стресса меньшинства, когда вмешательства происходят после того, как люди пережили проблемы, к проактивному подходу, когда вмешательства призваны предотвратить проблемы – это фундамент профилактической работы. В этом случае происходит развитие и укрепление резилентности не в следствии пережитой травмы или проблемы, а развитие резилентности призвано предотвратить травму или проблему. Наиболее ярким примером этого подхода является использование доконтактной профилактики ВИЧ (PrEP).


Источник схемы: Laura Erickson-Schroth and Elizabeth Glaese. The Role of Resilience and Resilience Characteristics in Health Promotion / Trauma, Resilience, and Health Promotion in LGBT Patients. What Every Healthcare Provider Should Know. 2017.

#сообщество #психическоездоровье #стрессменьшинства #лгбтпсихология #вич
Читать полностью
1.
Психологическая резилентность и сильные стороны сексуальных и гендерных меньшинств

Когда специалисты помогающих профессий говорят о сексуальных и гендерных меньшинствах (СГМ), то вспоминают модель стресса меньшинства. И это хорошо и правильно. Без понимания механизма стресса меньшинства адекватно работать с индивидуальными Л/Г/Б/Т-клиентами невозможно. Стресс меньшинства – это фактор, приводящий к дополнительному бремени проблем как в сфере психического здоровья и психологического благополучия, так и физического здоровья Л/Г/Б/Т-людей.

Реже в русскоязычном пространстве специалисты помогающих профессий говорят о гей- или Л/Г/Б/Т-стыде. Что, конечно же, зря. Концепция гей-стыда прекрасно дополняет модель стресса меньшинства. И без понимания механизмов гей-стыда, особенно в сфере сексуальности, работа с представителями СГМ не может считаться действительно чувствительной к их опыту, ситуации и потребностям.

Концентрация исключительно на негативном опыте затемняет важный аспект существования СГМ: жизнь в условиях гетеросексистского угнетения способствует тому, что у представителей этих сообществ и сообществ в целом формируются своеобразные механизмы, копинг-стратегии, которые позволяют им успешно справляться с последствиями травматичного опыта, стресса меньшинства и гей-стыда. Психологи говорят о том, что необходимо видеть не только проблемы, но и сильные стороны этих сообществ.

В частности, переносу акцента на сильные стороны способствует идея о «выживших» (survivors). Её используют в разных контекстах. Во-первых, в более широком контексте, когда говорят о посттравматическом росте (ПТР). Результаты исследований показывают, что у части людей, переживших травму, не только не развивается посттравматическое стрессовое расстройство, но и, наоборот, в результате адаптации к травме и её последствиям, у людей происходит посттравматический рост. Во-вторых, о «выживших» говорят в контексте эпидемии ВИЧ. «Выжившие» – это все представители сообщества, которые оказались в эпицентре эпидемии в 1980-2000-е годы, как живущие с ВИЧ, так и ВИЧ-отрицательные. И те, и другие были вынуждены искать новые модели выживания, отношений, взаимопомощи, что привело к формированию новых практик сообщества и трансформации всего общества. В-третьих, о «выживших» говорят в целом в контексте выживания СГМ в условиях гетеросексистского угнетения.

В результате психологи говорят о том, что найденные копинг-механизмы и стратегии, с помощью которых выжившие адаптируются к эпидемии ВИЧ, психологическим травмам вследствие гомофобного насилия или гетеросексистскому угнетению в целом, составляют содержание особого механизма – психологической резилентности Л/Г/Б/Т-людей и сообществ.

Психологическая резилентность (или резильентность, от англ. resilience — упругость, эластичность), по определению Американской психологической ассоциации – это «процесс хорошей адаптации перед лицом невзгод, травм, трагедий, угроз или серьезных источников стресса». На русский термин «resilience» также переводят как жизнеспособность, жизнестойкость, устойчивость. Резилентность включает в себя поведение, мысли и действия, которым можно научиться и развить в процессе взаимодействия между человеком и средой. Факторы, влияющие на развитие устойчивости, могут включать генетические, эпигенетические, индивидуальные, межличностные и средовые влияния.

Понимание механизмов и факторов психологической резилентности СГМ необходимо помогающим специалистам, в том числе психологам и равным консультантам. Также эта информация необходима и организациям сообщества, в первую очередь комьюнити-центрам, для того, чтобы они могли строить свою работу с сообществами, используя подход с опорой на сильные стороны сообществ. Самим ЛГБТ-людям эта информация может быть полезна для осознанного развития практики взаимоподдержки и самопомощи, обращаясь к имеющемуся позитивному опыту.

См. Психологическая резилентность.
Картинка из презентации «Резильентность: Общие стрессовые реакции, резилентность и копинговые стратегии»

#сообщество #психическоездоровье #стрессменьшинства #лгбтпсихология
Читать полностью
Посещение детройтского музея афро-американской истории и общение с другом-геем, находящимся в России, которого шантажировали распространением его видео виртуального секса, побудило меня думать в пространстве аналогий между аболиционизмом в США и борьбой с гомофобией в России.

Аболиционизм как движение и идеология был многоуровневым. И борьба за отмену рабства и освобождение рабов велась в совершенно разных пространствах, разными людьми, разными методами. Были те, кто пытались повлиять на тех белых, кто был ответственен за изменение законодательства, были публицисты как на сервере, так и на юге, кто воздействовал на общественное мнение, были те, кто организовывал бегство рабов на свободные от рабства территории и множество других активностей. Все эти действия дополняли друг друга.

Россия сейчас, в контексте гомофобии, конечно условно, является тем самым рабовладельческим югом, а условный запад - свободным от рабовладения севером. Это не значит, что условный запад – "Земля Обетованная", но это факт - уровень защиты для гомосексуалов здесь выше, чем в гомофобной России.

И как каждый чёрный человек по факту своего рождения не должен быть рабом, также и каждый гомосексуал по факту своего рождения не должен жить в рабстве шкафа и рабстве страха из-за того, что он гомосексуален.

Конечно, можно было требовать от всех чёрных, населявших рабовладельческий юг, чтобы они восстали, взрастив своё самосознание. Но человек, его жизнь и его свобода принадлежат только ему самому. И кто-то готовь бороться, а кто-то не готов. И это нормально.

И кто-то готов к тому, чтобы выстраивать систему поддержки на рабовладельческом юге, оказывать помощь избиваемым и угнетаемым рабам. И это очень важная работа. Но кто-то к этому не готов. Но он готов бежать куда-то, где, как он слышал, есть свобода от рабства. И это нормально.

И кто-то готов создавать подпольные дороги для бегства, обеспечивать безопасность этих дорог. И кто-то даже готов помогать беглым рабам тогда, когда они оказываются на свободной от рабства территории. И это нормально.

Открытость – это необходимый, экзистенциальный элемент проживания полноты своей жизни. И этот элемент на прямую сопряжён с чувством онтологической безопасности. Но нельзя требовать от человека, чтобы он жертвовал чувством онтологической безопасности в пользу открытости. Равно как нельзя требовать от человека, чтобы он жертвовал открытостью в пользу безопасности – при том, как известно, закрытость совершенно не обеспечивает безопасности.

Человек – не дерево. И осознание ценности самопринадлежности – это то, что нам принёс современный мир. И гомосексуал не обязан класть свою жизнь на борьбу с гомофобной системой. Он может это делать. Но не обязан. Потому что у него есть только одна жизнь. И как он её проживёт – это только его выбор. И никто не вправе от него требовать, чтобы он стал борцом.

В психологии хорошо известен механизм, когда человек, переживающий насилие от партнёра не может от этого партнёра уйти и всё верит, что партнёр изменится, станет лучше, перестанет его избивать. Человек может даже уходить на какое-то время в убежище, но если он там не получает квалифицированной помощи, то он потом опять возвращается к своему насильнику. Либо, если всё-таки он уходит от насильника, но также не получает квалифицированной помощи, то вполне вероятно, что и следующие его отношения окажутся насильственными по отношению к нему.

Отношения с Родиной-насильницей и Государством-насильником подобны насильственным отношениям с партнёром. Жертвам домашнего насилия помогают. А жертв Родины и Государства романтизируют, создавая образцы для подражания.

Но ни один вариант не лучше и не хуже другого: ни бегство будь то с рабовладельческого юга или из гомофобной России, ни борьба с системой изнутри системы, ни простое и тихое проживание своей жизни без какой-либо борьбы. Каждый из этих путей не прост и имеет свои сложности и подводные камни. И это исключительно дело самого человека, какой из вариантов он для себя выбирает – и никто не в праве его за это осуждать.

#активизм #сообщество #движение
Читать полностью
Пока я в личном локдауне дописываю руководство по организации программ снижения вреда от химсекса, которое мы готовим совместно с порталом Парни Плюс, коллег, как вы знаете, признали в прошлом году "иностранными агентами", а в этом оштрафовали на 300 тысяч рублей.

Значение портала Парни Плюс для русскоязычного ЛГБТ-сообщества, которое простирается далеко за пределы России, надеюсь, очевидно всем. Поэтому, если можете, помогите Феникс Плюс и Парни Плюс.

Если нужны подробности на счёт штрафа - их можно прочитать здесь.
Если нужны подробности обо всей остальной работе Феникс Плюс - их можно прочитать здесь.
По этим же ссылкам можно сделать и пожертвование.

#движение #активизм
Читать полностью
Гленн Лаверак. Укрепление здоровья и расширение возможностей (Health Promotion and Empowerment by Glenn Laverack)
Пер. с англ. – Ахмадеевой Л.Ф. Бишкек: 2011.

Глава 1 Укрепление здоровья в различных обстоятельствах
Глава 2 Укрепление здоровья: все зависит от того, что мы имеем в виду под «здоровьем»
Глава 3 Трансформация власти и практика укрепления здоровья
Глава 4 Расширение возможностей сообщества и практика укрепления здоровья
Глава 5 Преодоление противоречий в программах укрепления здоровья
Глава 6 Расширение возможностей и программа укрепления здоровья
Глава 7 Различные аспекты расширения возможностей сообщества
Глава 8 Оценка подходов к расширению возможностей сообщества
Глава 9 Действия сообществ по вопросам здоровья в Кыргызстане
Глава 10 Значение расширения возможностей для практики укрепления здоровья

#эмпаурмент #здоровьесообщества #активизм #сообщество #движение #книги
Attached file
Читать полностью
С 2013 года я подключил свой голос к тем, кто говорит, что недостаточно того, что Л/Г/Б/Т-активисты занимаются вопросами гражданских прав. Активистам необходимо заниматься и вопросами укрепления здоровья Л/Г/Б/Т-сообществ.

Конечно, исторически существует ВИЧ-сервис, занимающиеся сексуальным здоровьем МСМ. Но, во-первых, всё-таки вопросы здоровья всего разнообразия Л/Г/Б/Т-сообществ много шире вопросов профилактики ВИЧ среди МСМ. Во-вторых, и даже вопросы здоровья геев, бисексуалов и других МСМ шире профилактики ВИЧ. В-третьих, мейнстримный российский ВИЧ-сервис, работающий с МСМ, многие годы категорически, упрямо противится и активно саботирует какие-либо попытки эффективного взаимодействия с Л/Г/Б/Т-движением. ВИЧ-сервис делает это по политическим причинам, заботясь о собственной безопасности. Поэтому ВИЧ-сервис, работающий с МСМ не заинтересован в укреплении и развитии сообществ геев и бисексуальных мужчин, что не только не способствует росту самосознания у представителей этих сообществ, но и приводит к формированию у них иждивенческой по отношению к ВИЧ-сервисным организациям позиции (т.е. дисэмпаурменту).

Точно также и части Л/Г/Б/Т-активистов не очевидно почему они должны заниматься вопросами укрепления здоровья сообщества. То, есть, очевидно, что все организации, кто имеют психологические службы, занимаются вопросами психологического здоровья и благополучия представителей сообщества. Однако этого, конечно, недостаточно. И эта недостаточность для части Л/Г/Б/Т-активистов уже не очевидна.

Однако если вспомнить ВОЗ-овское определение здоровья как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов», то появляется вопрос: а разве не для обеспечения этого благополучия и работают Л/Г/Б/Т-активисты?

Именно узкое понимание здоровья как отсутствия болезней, а работы по укреплению здоровья (health promotion) как исключительно продвижение ЗОЖ, не даёт части активистов рассмотреть весь потенциал вопросов здоровья как инструмента для эмпаурмента, т.е. придания сил и расширения возможностей, сообщества.

Я рад, что в 2016 году нам удалось провести Петербургский форум «Здоровье ЛГБТ-сообщества», который показал на сколько широкой является эта тема. И для многих Л/Г/Б/Т-активистов тот Форум действительно стал отправной точкой для того, чтобы они, в том или ином виде, начали включать вопросы здоровья сообщества в свою повестку.

К сожалению в силу разных причин – экономических, политических, социальных, – многое из того, что обсуждалось на Форуме и нашло отражение в принятой Стратегии, осталось не реализованным. В конечном счёте, та инициативная группа, которая брала на себя ответственность за реализацию Стратегии – Совет ЛГБТ-инициатив Санкт-Петербурга – прекратил своё существование.

Тем не менее, в части вопросов можно видеть медленное и постепенное движение вперёд. Это касается вопросов здоровья трансгендерного сообщества. И это связано, в первую очередь, с той ответственностью, которую на себя взяли активисты Т-Действия, в работе которых видно ясное понимания фундаментального значения вопросов здоровья для сообщества и как работа по этим вопросам приводит к росту самосознания и эмпаурменту сообщества.

И я хочу порекомендовать книгу Гленна Лаверака «Укрепление здоровья и расширение возможностей» (Бишкек, 2011). В книге раскрываются основные идеи психологии сообществ, концепции развития сообщества, концепции укрепления здоровья, концепции эмпаурмента (расширения возможностей) сообщества, приводится очень много примеров того, как в разных контекста с помощью эмпаурмента достигалось укрепление здоровья сообщества и как действия по укреплению здоровья происходил эмпаурмент сообществ.

На мой взгляд, эта книга маст рид для каждого, кто работает с сообществами на разных уровнях, будь то активисты, социальные работники, психологи или волонтёры инициативных групп и организаций.

#эмпаурмент #здоровьесообщества #активизм #сообщество #движение
Читать полностью
Репост из: Радикальный гей
За многолетнее существование ВИЧ-сервисных проектов в России появился один странный феномен, который продолжает меня удивлять. Гомо- и бисексуальные мужчины, которые получают услуги у таких организаций или которые образовывают локальные комьюнити вокруг них или их бывших сотрудников идентифицируют себя как МСМ, то есть они так и говорят про себя: мы мужчины, которые практикуют секс с мужчинами. Ни геи, ни бисексуалы, а именно МСМ как часть Я-концепции.

МСМ - это эпидемиологическая аббревиатура, которая учитывает мужчин с негетеросексуальными практиками. В широком контексте это может означать как гомосексуалов, так и гетеросексуальных мужчины, которые склонны экспериментам, и если в результате такого эксперимента они получают положительный ВИЧ-статус, то их обычно обозначают как МСМ и присваивают им определенную кодировку. Это если кратко, что означают эти три буквы. Сексуальное поведение в медицинском контексте.

Теперь просто представьте, что ВИЧ-сервисные организации, которые работали с ключевыми группами, начали использовать МСМ для обозначения всех своих гомо и бисексуальных клиентов, ну и тех, кто имеет редкие контакты, но не причисляет себя к геям. Эти мужчины, попадая в подобные проекты, присоединяясь к группам поддержки, и заводя тесные контакты в той среде, где их тестируют, принимают такое обозначение как часть своей идентичности, а сами сотрудники ВИЧ-сервисных организаций, который по ряду причин не работают с гей и бисексуальным опытом, считают это удобной позицией.

Когда вы запускаете ВИЧ-сервисный проект в России, вы чаще всего вынуждены выносить за скобки политическую и сексуальную идентичность, потому что в России ВИЧ-сервис - это про медицинское обслуживание, а в мире это еще и про права социальных групп, про сообщества и про все те системы и эффекты, в том числе и негативные, сексуальные, социальные, политические, которые принадлежность к сообществу за собой влечет. То есть понятно, почему в ВИЧ-сервисных организациях употребляют МСМ, а вот почему сами мужчины предпочитают называть себя так или иначе, вопрос более сложный.

Называть себя геем или бисексуалом - это значит признавать себя человеком второго сорта, принимать на себя стигму и справляться с ней. Гей - это как-будто ты определил свою судьбу, круг общения и личную жизнь, а МСМ дает широкий маневр. Ты словно такой же мужчина как и все остальные мужчины, просто с более широким набором опций. Такие парни просто выносят медицинский контекст за скобки и говорят, что у них есть определенные практики, которые, в общем-то ничего не означают. При этом они конечно же спять только с другими парнями, общаются в этом кругу, ни о каком браке с детьми здесь и речи не идет. Мы несколько раз слышали, что они говорят про себя: мы - не геи, мы - МСМ, словно быть геем - это что-то постыдное и конституирующее, а быть МСМ - это отдать в область стыда лишь несколько часов в сутки. Такой поразительный компромисс и присваивание медикализирующего термина как более комфортного.
Читать полностью
Как мы хорошо знаем, ярлычки и аббревиатуры имеют важное значение: психологическое, социальное, эпидемиологическое, политическое и даже экономическое.

Ну, типа, как говорят, восторжествовала «политика идентичности» и теперь штопаются идентичности из всего: от сложнейших постструктуралистких конструктов, которые были призваны идентичности разрушать, до любого простейшего подручного материала, как говорится «из говна и палок». А чё? Право имеют (а не твари дрожащие).

Идентичность – экзистенциальный протез современности, – подменила собой сущность. О сущности (essence) говорить в приличных кругах не разрешается, а если и разрешается, то только с точки зрения критики этой самой сущности, подчёркивая, что никакой сущности «на самом деле» и нет. А идентичность, при этом, уже давно понимается просто как набор практик, маскарадный костюм выходного дня и сколько бы, например, сама Батлер, не повторяла, что её концепцию гендера как перформативной идентичности поняли неправильно, в народе всё, как известно, живёт собственной жизнью.

Вот, Игорь написал очень важный пост-наблюдение, что благодаря работе части ВИЧ-сервисных организаций уже достаточно давно сформировалась новая идентичность среди гомо- и бисексуальных мужчин – МСМ. Для тех, для кого эта аббревиатура стала идентичностью, она превосходит просто эпидемиологический термин. И это было бы очень смешно, если бы не было так печально. И о том, почему это печально Игорь написал очень хорошо.

А я к этому хочу добавить и про другую новую идентичностью. Я регулярно про неё пишу и сейчас это опять к слову. Да, это многими любимая идентичность «ЛГБТ». То, что изначально было просто аббревиатурой для обозначения политического, социального и культурного альянса со временем превратилось в самостоятельную идентичность.

И это разнонаправленный процесс. С одной стороны, как это зафиксировала в своём исследовании антрополог Полина Кислицина, для части Л/Г/Б/Т людей важно подчёркивать, что они не имеют отношения к «ЛГБТ» как единой категории, которая для них связана с концептами «ЛГБТ-сообщество» и «ЛГБТ-активизм» (см. презентацию «ЛГБТ-сообщество: активисты глазами не-активистов», 2018).

С другой стороны, мы можем наблюдать как оформилось и успешно функционирует понятие «ЛГБТ-человек» – да, именно так – в единственном числе. Также в речи вполне уже устойчиво встречается говорение о ком-то «он ЛГБТ», «она ЛГБТ», «я ЛГБТ», т.е. эта аббревиатура уже волне стала самостоятельной идентичностью. И это могло бы быть просто культурологическим курьёзом, если бы, также как и с МСМ, не подразумевало политических, психологических и социальных последствий.

Можно видеть плюсы в формировании «ЛГБТ» как идентичности, но, так устроен мой взгляд, я вижу в этом больше минусов. Минусов как для тех, кто так себя идентифицирует, так и для отдельных сообществ лесбиянок, геев, бисексуальных и трансгендерных людей. Вместо того, чтобы заниматься собственными проблемами и, например, созданием собственных культур и продвижением собственных политик, эти сообщества теперь вынуждены продуцировать какой-то непонятный суррогат, который именуют «квир-культурой» и «квир-политикой».

Квир-мейнстрим озабочен не просто поиском общего, но его продуцированием и это происходит за счёт того, что эти разные сообщества вынуждаются жертвовать своей культурной и политической уникальностью в пользу культурного и политического единообразия. То, что изначально должно было быть просто альянсом перед лицом внешней угрозы гетеросексистского угнетения, со временем трансформировалось в тотального монстра унифицирующей квир-культуры.

Жёсткая ирония заключается в том, что делается это под лозунгами празднования разнообразия и уникальности. Однако, все в «ЛГБТККААПП2S+итд-сообществе» прекрасно осведомлены о границах, за которыми разнообразие и уникальность не просто не празднуются, но и отрицаются через практики cancel culture.

#идентичность #сообщество #активизм #движение #квир

👇👇👇
Читать полностью
Вчера моих любимых коллег из Феникс ПЛЮС aka Парни ПЛЮС оштрафовали на 300 тысяч рублей.

Ситуация повторяется как и с нашим Действием. Когда нас внесли в реестр ИА мы хотели ликвидироваться, но не успели - это достаточно длительный процесс, который, кстати, тоже стоит денег. В итоге, после того, как нам выписали штраф у нас появилась официальная "задолженность" до устранения которой Минюст нас не ликвидирует. А дальше включается механизм, что даже если организация не работает она должна ежеквартально сдавать отчёты и ежегодно - аудит. Аудит также стоит денег. Естественно, за не сдачу отчётов и аудита выписываются новые штрафы. И за не погашение старых штрафов также выписываются штрафы. Честно, я сейчас уже сбился какой совокупный штраф на Действии. И власти вполне могут начать штрафовать и руководителя организации за не выполнение этого, вот, всего.

Конечно, есть большие и сильные организации, которые как-то смогли справиться и со штрафами, и смогли переформатировать свою работу с учётом статуса ИА. Но не у всех для этого хватает сил.

Сейчас мне особенно обидно, потому что один из материалов из-за которого Феникс ПЛЮС был внесён в реестр ИА - это моя большая статья, опубликованная на Парнях ПЛЮС в январе 2020, "Сказ о профилактике ВИЧ среди МСМ в Государстве Российском".

Как я писал в этом тексте, чиновники из Минздрава регулярно повторяют как мантру, что Минздрав - это не про права человека. И они, ведь, не лукавят, они искренне в этом своём утверждении. Но это означает, что никакого "права на здоровье" у россиян нет. Есть лишь поддержание функционирования народонаселения, социальная гигиена и возраст дожития.

Государственные чиновники всех ветвей власти целенаправленно и бескомпромиссно ведут борьбу с любым развитием низовых инициатив, сообществ и НКО неподконтрольных государству. На этом фоне совершенно понятно, например, почему руководитель московского центра "Шаги" Игорь Пчелин на конференции Минздрава по взаимодействию с НКО, заявил «Закон о гей-пропаганде не влияет на профилактику ВИЧ среди МСМ». Игорь таким образом просто пытается спасти свою организацию от того, чтобы она не стала следующим ИА.

На мой скромный взгляд подобные заявления от человека такого уровня как Игорь, который как никто знает реальную ситуацию, попросту преступны по отношению к собственному сообществу. Но не мне быть для него моральным голосом совести - обычно к внешнему голосу мало кто прислушивается.

Но он прав: в масштабах страны в целом закон о гей-пропаганде действительно не влияет на профилактику ВИЧ среди МСМ. Потому что, во-первых, в масштабах страны она не ведётся, во-вторых, организации, которые действительно работали в этой сфере совершенно маргинализованы и либо закрылись, либо существенно снизили уровень своей работы и живут в постоянной атмосфере страха объявят их инагентом или нет. В этих условиях сложно говорить о какой-то системной работе, которая принципиально могла бы повлиять на эпидемию ВИЧ среди МСМ. Это открытый перелом, который пытаются лечить повязками из подорожника.

Я ничего не имею против подорожника и в детстве его активно использовал, когда обдирал коленки. Но ситуация с эпидемией в сообществе - это совсем не ободранные детские коленки, а много серьёзнее. Но у меня, в сложившейся политической ситуации, нет ответа на вопрос "Что делать?"

Поэтому сегодня я просто выражаю солидарность с коллегами из Феникс ПЛЮС и желаю им сил для продолжения их борьбы, которая, увы, уже будет направлена не на эпидемию, а на противодействие тем, кто препятствует их работе для преодоления эпидемии.

#иностранныеагенты #россиясегодня #вич
Читать полностью
М.С. Каган. Философия культуры. СПб, 1996.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Культура в системе бытия
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. Строение и функционирование культур
6. Человек как творец культуры
7. Процессы опредмечивания и общения
8. Предметное бытие культуры: три формы материальной предметности — человеческое тело, техническая вещь, социальная организация
9. Предметное бытие культуры: три формы духовной предметности — знание, ценность, проект
10. Предметность художественной культуры — воплощенный художественный образ
11. Языки культуры как семиотическая система
12. Процессы распредмечивания и общения: культура как способ деятельного присвоения человеческого опыта
13. Человек как творение культуры и начало нового витка спирали
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. Культура как саморазвивающаяся система
14. Методологические принципы изучения истории культуры
15. Закономерности антропо-социо-культурогенеза и первые исторические типы культуры
16. От традиционной культуры к культуре креативной
17. Современная культурная ситуация

#культурология #книги
Attached file
Читать полностью
18 мая исполнилось 100 лет со дня рождения советского и российского философа и культуролога Моисея Самойловича Кагана, отчима историка Александра Эткинда.

Российская культурология как наука состоялась во многом благодаря трудам М.С. Кагана. Я, на кафедре истории и теории культуры в Герцена, учился по его книгам. Они во многом сформировали моё понимание культуры как системы. Именно его мета-взгляд философа оттачивал мою культурологическую оптику. И так совпало, что сейчас перечитываю его "Философию культуры".

#культурология
Читать полностью
И, да, ещё, конечно, переписка Розанова и Флоренского очень важна. Собственно, в каком-то смысле, из этой переписки у одного затем родились "Люди лунного свет", а у другого его философия дружбы в "Столп и утверждение истины" (1914).

Письма Розанова к Флоренскому.
Письма Флоренского к Розанову.

#историческаяпамять #история #россия #розанов #флоренский
Читать полностью
👆
От себя этому добавлю, что Розанова хорошо читать совместно с текстом Евгения Бернштейна "Трагедия пола: две заметки о русском вейнингерианстве" (2004). Он добавляет важный историко-философско-культурологический контекст книге Розанова, который без него может остаться незамеченным. А это очень важный контекст.

#историческаяпамять #история #россия #розанов
Читать полностью
Репост из: нимфадва
"Люди лунного света" (1911) религиозного философа В. Розанова — удивительное чтение, настолько его оригинальные теории идут вразрез с шаблонами современного (и ему, и нам) мышления. Можно сказать, что эта работа входит в канон русскоязычных ЛГБТ-исследований, возможно, даже открывает их (от неё почти через весь ХХ век переброшен мостик к влиятельному исследованию И. Кона "Лунный свет на заре", 1998 года). 

С одной стороны, эта книга Розанова — общественная речь в защиту "содомитов" и такая же страстная речь против христианского фанатизма. Это нам привычно, но шаблон тут же взрывается, потому что у Розанова содомиты и христиане, по сути, одно и тоже — люди, подавляющие сексуальное чувство или не испытывающие его — и тех, и других он противопоставляет прогрессу и семейным ценностям. Розанов даже вводит термин "духовная содомия", и это больше качество христианства, чем свойство гомосексуальности. Дальше больше: тут и Толстой с Христом как муже-девы, и математические замеры содомии, и жития святых в квир-оптике (до квира), и рекомендации по лечению "полусодомитов" впрыскиваниями спермы и мазаньем влагалищных выделений, и лунная богиня Астарта, и (вполне себе арт) проект альтернативной порнографии — запечатлевать ясные лица сексуально удовлетворённых супругов. В общем потрясающе. 

Думала отправить Тимофею Созаеву цитату, где Розанов гневно наезжает на медиков и юристов, потому что те бездумно укрепляют представления о содомитах как об "извращенцах" (Башня, нет, это не анахронизм), но если вдуматься, выходит, что по Розанову содомиты — всё же асексуалы, а это Тимофея охладит:) 

Не подумайте, что я выставляю эту книгу Розанова как какую-то устаревшую экстравагантность. Там и правда много дивной кринжедичи, но и масса познавательного (например, кусок из воспоминаний гендерно неконформной Марии Безобразовой — первой в истории России докторки философии (изданы отдельно); вообще много личных воспоминаний негетеронормных людей). А также обильный материал для новых теорий, именно в силу того, что Розанов не мыслит, как мы привыкли мыслить сегодня: и либералы, и консерваторы. Легко представить, как эта книга оказывает влияние и на ЛГБТ-активистов, и на какого-нибудь Милонова.     

Особо понравилось — розановское теоретизирование пола. Если кто-то вдруг хочет отойти от теории гендера как перфоманса, Розанов предлагает рассматривать пол как "волнение", как внутренний отпечаток многобразных векторов движения природы ещё с момента её зарождения:

"… пол есть не вещь, не бытие (sein, das Ding), а скорее всего какое-то волнение в нас, что-то волнующееся в нас, какой-то свет и жар, рассекающийся на "мужское" — к самке, и "женское" — к самцу, но в этом волнении — спутывающееся, переплетающееся, "отражающееся на себя", "идущее вспять" и т. д. и т. д. Обманутые тем, что вот "есть орган" и "он явно для самки", ибо отвечает анатомией ее влагалищу, мы забываем, что орган — только придаточное к полу, а не есть весь пол, и даже не есть суть пола"
Читать полностью
Сотрудники Фонда имени Андрея Рылькова* солидарны с целями этого дня и призывают тебя присоединится к нам. Мы понимаем, что преодолеть свои стереотипы может быть сложно, но предлагаем попробовать. Прочитай истории наших гомосексуальных, бисексуальных и трансгендерных друзей — и пойми, что они такие же как и ты, и у нас много общего.


Если ты употребляешь наркотики, скорее всего, у тебя есть опыт, когда тебе приходилось или приходится скрывать это от своих близких, потому что ты боишься их расстроить, разочаровать, того, что они тебя не поймут или того, что они отвергнут тебя. Либо, если тем или иным образом твои близкие об этом узнали, ты мог столкнуться с этим опытом, а также с опытом осуждения с их стороны. Употребление наркотиков, скорее всего, это твоя тайна о которой знают только те, кому ты доверяешь, те, с кем ты можешь вместе употреблять. Для многих лесбиянок, геев и бисексуальных людей наша сексуальная ориентация - это такая же тайна, которую мы скрываем от от своих близких, потому что боимся от них такой же реакции непонимания и отвержения. Точно также, когда ты идёшь за закладкой и боишься, что тебя примут копы, мы боимся, что нас могут избить из нашей гомо-/бисексуальности или трансгендерности. И, да, сейчас гомосексуальность не преступление, но ещё 30 лет назад нас, также как сегодня тебя, могли посадить в тюрьму. Нам не нужно мериться тем, чья стигма больше. Но нам нужно учиться взаимопониманию, солидарности и взаимовыручке, потому что только так, объединяя свои усилия, мы можем изменять эту социальную и политическую систему, которая угнетает и людей, употребляющих наркотики, и ЛГБТ-людей.

Тимофей, гей



*Фонд имени Андрея Рылькова является иностранным агентом
#17мая
Читать полностью
Здесь же я соберу линки на ответные посты, чтобы они не потерялись.

Во-первых, я уже писал об асексуальности в 2019 г. в контексте логики эксклюзивных пространств.

Нынешний же пост я написал как реакцию на этот пост и материал на Парнях Плюс.

Ответ Ярослава на мой пост. Отдельная благодарность тем, кто прокомментировал пост Ярослава, все комментарии я прочитал очень внимательно.

Ответ от авторки асексуального канала @aceinspace

Размышления Игоря
Ответ Ярослава на размышления Игоря.

Размышления Артёма Лангенбурга часть 1 и часть 2, в которых Артём поднимает крайне важные вопросы в контексте используемого таксономического аппарата и политических последствий.

Размышления Карима. Как свойственно Кариму, он использует весьма яркие образы, поэтому чтение данного текста может быть триггерно.

Наверняка я что-то пропустил и чего-то не увидел, поэтому если вы вдруг знаете ещё какую-то реакцию, присылайте или в личку @reload09 или в анонимную форму.

#асексуальность #движение #активизм #идеология
Читать полностью