Musica Mensurata

@mensurata Нравится 1

О средневековой музыке на русском языке. Для связи - @labyrinthus
Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Музыка


Написать автору
Гео канала
Россия
Язык канала
Русский
Категория
Музыка
Добавлен в индекс
04.03.2018 00:20
реклама
Каменный лес
Блог о играх, кино и моде
Ищешь платёжеспособную аудиторию?
Покупай рекламу на Wow Sale
BRANDSHOP
Лучшие кроссовки и одежда в Москве.
446
подписчиков
~205
охват 1 публикации
~30
дневной охват
~30
постов / месяц
46%
ERR %
3.19
индекс цитирования
Репосты и упоминания канала
5 упоминаний канала
0 упоминаний публикаций
22 репостов
MAKE LAUGH, NOT WORDS
Культурный
Medieval Legacy
Культурный
MAKE LAUGH, NOT WORDS
Жена оруженосца
VATNIKSTAN
wicca ascetica
Новые каналы
Жена оруженосца
Medieval Legacy
Фермата
Фермата
Жена оруженосца
Жена оруженосца
Арфа-2
Фермата
РÅDИО | ØNØNЪTØNЕЖÊ
Фермата
Фермата
Каналы, которые цитирует @mensurata
Фермата
Vox medii aevi
Новости Телеграм
Последние публикации
Удалённые
С упоминаниями
Репосты
Musica Mensurata 9 Oct, 19:49
Сабине Лутценбергер и Норберт Роденкирхен уже в Москве! Концерт этих удивительных музыкантов на фестивале Musica Mensurata - завтра!
❤️ 17
👍 2
😳 1
👎
Musica Mensurata 8 Oct, 11:24
VI международный фестиваль средневековой музыки Musica Mensurata открылся в Москве! Следующие концерты - 10 и 13 октября
❤️ 10
👍 4
😳
👎
Musica Mensurata 7 Sep, 15:04
Есть какая-то ирония в том, что век, который принято называть веком начала Ренессанса во всей Европе - Пятнадцатый - был одним из самых темных и холодных веков в европейской истории.

После чудовищных потрясений XIV века к 1400 году население Европы было сравнимо с уровнем 1200 года (по оценкам историков 58,5 и 57,5 миллионов соответственно). Похолодание, начавшееся в начале XIV века, достигло своего пика. Средние температуры упали на 0.4 - 0,8 градуса, а морозы стали встречаться чаше. Так, когда в 1438 году Карл VII торжественно вступил в Париж, хроники отмечали столь суровую зиму, что дикие волки из Булонского леса забегали в поисках тепла на городские улицы. Для Западной и Центральной Европы снежные зимы стали обычным явлением, а период «золотой осени» начинался в сентябре. Где уж тут виноградарство в Шотландии, которые было в XIII веке?

Земля начала давать меньший урожай. Историки сейчас считают XV век - временем одной из самых затяжных экономических рецессий. В 1453 году пал Константинополь, османы стали контролировать Черное море и Балканы, после чего резко уменьшилась торговля в Средиземноморье. Этот удар был не меньшим, чем холод. Стало процветать пиратство. В 1487 году османский адмирал Кемаль-реис фактически дает начало берберскому пиратству, которое опустошало Средиземное море вплоть до XIX века.

Развитие науки замедлилось. Несмотря на такие важные открытия, как книгопечатание, по оценкам исследователей темпы развития в XV веке значительно ниже, чем в XIV.
В 1480 году учрежден первый трибунал испанской инквизиции. В 80-90х годах XV века бушует Торквемада, по любым оценкам , причастный к сожжению тысяч человек. Тогда же во Флоренции сжигал книги и музыкальные инструменты, и призывал к сожжению людей Савонарола.

Еще раньше, в 30-40хх годах XV века в западно-альпийских областях - в Савойе, Дофине, Пьемонте и Западной Швейцарии начинается охота на ведьм. В 1484 году выходит печально известный “Молот ведьм”.

Права женщин становятся значительно меньшими. Истории Элоизы, для образования которой вызывались лучшие учителя и с которой потом советовались известные богословы, или Св. Хильдегарды Бингенской, ведущей суды и наставляющей германских князей, стали казаться сказкой.

Фактически останавливается развитие латыни попыткой вернуть ее в классические нормы.

Не один современный миф о Средневековье укоренен в 15 веке. При это 15 век представляется Ренессансом. Отличные были у этого века пиарщики :)

PS Кстати, немало эпизодов саги Джорджа Мартина “Песня Льда и Огня” имеют прототипы именно в XV веке, веке Ренессанса. Так, в 1440 году состоялся “Черный обед” - прототип “Красной свадьбы” Мартина - на котором был обезглавлен клан Дугласов.
❤️ 16
👍 12
😳 2
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 15 Aug, 18:03
Меценаты и спонсоры средневековой музыки. Часть 5. Заключительная.

Покупка записей ваших любимых музыкантов на стриминговых сервисах или на iTunes, как бы ни грела сердце, почти не помогает самим музыкантам: они получают доли копеек от перечисленных вами рублей. Остальное идет на поддержание самой системы. Удобной системы доставки музыки. Так что это плата, скорее, за ваше удобство. Но не за музыку.

Базельской сферы хватает только на сам Базель и на его окрестности. Так что , за его границами остаются только два источника дохода музыканта, решившегося исполнять средневековую музыку: концерты и гранты/краудфандинг.

Концерт в случае музыки средневековья для самого музыканта отличается от множества музык других. За пределами обретения и сохранения музыкальных навыков и репетиций остается еще чтение иной нотации, иные навыки ансамблирования, для инструменталиста - сочинение своей партии в нужном стиле (композитор, период, регион), для вокалиста - старинные языки, с другим произношением и тексты, с иной риторикой и строем.

И вся эта музыка не звучит в больших залах, подзвучка нивелирует особенности звука жильных струн и старинных инструментов. Остаются только камерные помещения.

И остаются только два способа поддержки музыкантов, исполняющих эту музыку. Приходите, пожалуйста, на их концерты. И поддержите, пожалуйста, фестиваль Musica Mensurata на planeta.ru. Любой суммой!
Чтобы средневековая музыка оставалась со всеми нами.

https://planeta.ru/campaigns/musica_mensurata19
❤️ 12
👍 4
😳
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 13 Aug, 19:32
В этот день, 13 августа 1382 года в возрасте 24 лет умерла Элеонора Арагонская, королева Кастилии. В общей истории она оставила довольно небольшой след (даже в Википедии о ней статьи лишь на 14 языках, среди которых нет русского).

Но вот в истории музыки – все несколько иначе. На ее смерть была сочинена одна из лучших баллад Ars Subtilior – нежный плач Fuions de ci одного из самых любимых моих композиторов - Сенлеша.

https://youtu.be/2I8pxK5wzMM
❤️ 13
👍 1
😳
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 1 Aug, 09:07
Меценаты и спонсоры средневековой музыки. Часть 4. Базельская сфера

Пока во всем мире бушевал крах рынка CD, потеря телерадио-спонсорства и постепенный уход фондов и культурных институций из средневековой музыки, один город продолжал жить собственной жизнью. Даже его резиденты признавали, что они living in a bubble, живут в своем мире. Накрыты сферой.

Сферой, которую создал один меценат, музыкант и антрепренер. У нас о нем мало говорят, но он во многом изменил лицо музыки XX века. Бела Барток написал для него “Музыку для струнных, ударных и челесты” и 6 струнный квартет, Онеггер - множество работ, включая 2 симфонии, Стравинский написал для него “Базельский концерт”. Для него писали Пауль Хиндемит, Рихард Штраус, Витольд Лютославский и Богуслав Мартину. На его 70-летие Мстислав Ростропович заказал 12 композиторам сочинения для виолончели соло, обыгрывающие его имя.

Пауль Захер (1906-1999) был основателем и дирижером Базельского камерного оркестра (Basler Kammerorchester), Базельского камерного хора, и, наконец, основателем Schola Cantorum Basiliensis.
Он не только купил здание и инструменты, и поддерживал Сколу. Но и приглашал молодых музыкантов -студентов с концертами у него в доме, где выступали и известнейшие исполнители. В один из дней выступал тогдашний студент Schola Cantorum Бенджамин Бэгби, на следующий - Мстислав Ростропович.

Обилие прекрасных инструментов, удивительная библиотека, прекрасные преподаватели (о чем я писал ранее) и талантливые студенты сделали Базель уникальным местом. Касталией средневековой музыки. Там постоянно проходят интересные концерты, проводятся исследования и мастер-классы. Базельские ансамбли продолжают готовить программы и выпускать новые диски. В средневековой музыке если ты в Базеле - у тебя есть карьера. Если ты вне Базеля - ты как посреди пустыни: иногда встречаются оазисы, но “ночь темна и полна ужасов”.

Давайте создавать новые оазисы и поддерживать существующие. Не все же Базелю одному собирать плоды в саду средневековой музыки.

PS На изображении счастливые базельцы “на седьмом небе” от звучания средневековых инструментов :)
❤️ 16
👍
😳
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 31 Jul, 10:58
Меценаты и спонсоры средневековой музыки. Часть 3. Небольшое отступление

В предыдущих сериях речь шла о фондах и телерадиокомпаниях, поддерживавших средневековую музыку в прошлом веке. Помимо их финансирования доход музыканта-исполнителя складывался еще из оплаты за записи (LP, потом СD) и гонорара за концерты (обычно, если речь не шла о поддержке каких-то институтов, небольшого: концерты средневековой музыки - камерные, и большого сбора не обеспечить).

В конце 90х вслед за телерадиокомпаниями и постепенно уходящими культурными институциями пропал доход от записей. Рухнул рынок CD, а пришедший ему на смену интернет-рынок доходами музыканта совсем не радовал. В 2015 вышла неплохая статья в The Guardian, сравнивающая выручку музыканта при продаже музыки на разных носителях. Результаты получились наглядными.

Для того, чтобы получить минимальный доход в США соло-музыканту нужно продавать ежемесячно (ничего не тратя при этом):
105 CD самостоятельно или
148 цифровых дисков на bandcamp или
457 CD через магазины и торговые сети или
547 цифровых дисков на iTunes или
от 2000 до 5000 загрузок отдельных треков на iTunes, GooglePlay, amazon или
от 172 тысяч до 4,2 миллиона прослушиваний на стриминговых платформах от GooglePlay и iTunes до Spotify и YouTube


Вывод? Я, думаю, вы и сами догадываетесь. Вот флейтист на прилагаемой фреске Симоне Мартини точно догадывается
❤️ 10
👍 1
😳
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 30 Jul, 07:32
Меценаты и спонсоры средневековой музыки. Часть 2

Наверное, сейчас это сложно представить, но в 70 и 80 годы одним из основных спонсоров средневековой музыки было радио и телевидение.

Pied Piper - программа Дэвида Манроу на BBC Radio 3 имела большой успех в 70е, как и его появления на телевидении: Ancestral voices (BBC 2) и Early Musical Instruments (Granada Television). Фрагменты последней работы можно и сейчас найти на Youtube. BBC издали также 4 пластинки Early Music Consort Дэвида Манроу.

WDR (Westdeutsche Rundfunk - дословно” западно-немецкое радиовещание”) - телерадиокомпания немецкой земли Северный Рейн-Вестфалия - заказывала программы ансамблю Sequentia, спонсировала их записи, проводила фестиваль старинной музыки в Кельне.

Немецкие радио компании и сейчас иногда передают записи концертов средневековой музыки, но после объединения Германии их активное участие и спонсорство постепенно осталось в прошлом. И приоритеты поменялись, и само место радио и телевидения изменилось.

На видео - фрагмент программы Early music instruments Дэвида Манроу
https://youtu.be/sLVDzm4kuTU
❤️ 4
👍 3
😳
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 29 Jul, 09:07
И в Средние века, и сейчас средневековая музыка жила за счет меценатов. Ими могли быть властители светские и церковные, и просто богатые и культурные люди (как Пауль Захер, которому обязана существованием большая часть музыки в XX-XXI веках). Ими могли быть организации (ордена и монастыри тогда, фонды и компании сейчас). Меценатам средневековой музыки буду посвящены несколько ближайших постов.

В 1951 году был основан Гете-Институт. Первоначально его цель была в обучении иностранных преподавателей немецкого языка. Его функции быстро расширялись и в 1959-60 гг. все государственные федеральные учреждения культуры за границей стали его частью . Под воздействием студенческих волнений второй половины 60х в 1968 году Гете-Институт начал обширную программу поддержи культурных инициатив. В эту программу нередко попадали программы по средневековой музыке. С поддержкой Гете-института проходили фестивали, готовились новые программы и проводились гастроли во множестве стран мира Studio der fruehen musik, Sequentia и других ансамблей.

Несмотря на то, что активная поддержка Гете-институтом средневековой музыки сейчас уже не ведется, благодаря этой этой организации мы смогли услышать первые записи десятков средневековых произведений и тысячи слушателей во всем мире могли услышать (возможно, в первый раз) первоклассное исполнение этой музыки.

На изображении - штаб-квартира Гете-института в Мюнхене
❤️ 9
👍 5
😳
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 12 Jul, 07:26
Современная народная музыка далека от средневековой, даже если используются одни и те же тексты. В этом проявляется удивительный факт устной культуры - текст сохраняется часто с минимальными изменениями на протяжении веков, музыка же изменяется в течение столетия порой до неузнаваемости! Произведения миннезингеров можно встретить в сборниках мейстерзингеров XVI-XVII веков, и, если сравнивать их музыку с сохранившимися рукописями XIII-XIV веков - она изменилась кардинально! Музыка кондуктов парижской школы Нотр-Дам , сочиненных на рубеже XII и XIII веков, сильно перерабатывалась столетием позже, а тексты некоторых из них переписывались и перепечатывались в течение еще нескольких веков отдельно.

О связи кондукта XIII века Scribere poposui c “танцем смерти” Ad mortem festinamus из каталанского сборника конца XIV века Llibre Vermell de Montserrat и, наконец, со студенческим гимном XVIII века Gaudeamus igitur (через одноименное начальному Scribere poposui произведение из сборника конца XVI века, но с совсем другой музыкой!) я уже писал.

Исполняемая в наши дни нередко как средневековая музыка сефардов происходит, в подавляющем большинстве своем, из сборников XX века. Она записана в прошлом веке и отражает вкусы того времени. Музыка скандинавских “средневековых” баллад появляется не раньше XIX века. Большая часть дошедшего до нас музыкального фольклора - детище именно этих двух веков.
❤️ 17
👍 2
😳 3
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 8 Jul, 09:37
Современная история исполнения средневековой музыки. Часть X. Крах рынка CD

Успех “Canticles of ecstasy” дал возможность Sequentia подписать контракт с BMG на выпуск полного собрания сочинений св. Хильдегарды Бингенской. Но окончательно завершить этот проект удалось только в 2012 году. По двум печальным причинам. В ноябре 1998 года от рака скончалась Барбара Торнтон, один из основателей и руководителей ансамбля. Вторая причина - крах рынка CD.

В период 1993-1996 годов было выпущено едва ли не больше дисков со средневековой музыкой, чем за последующее десятилетие. Музыка все чаще стала скачиваться из интернета, покупки дисков упали. Мелкие компании закрывались, крупные стали отказываться от нишевой музыки, к которой относилась и средневековая. Даже у таких звезд, как Sequentia за последние 20 лет вышло меньше записей, чем за первые пять-шесть лет девяностых. Что уж говорить об остальных?

Музыканты и промоутеры стали компенсировать потери за счет увеличения стоимости билетов. Со времен рубежа 80-90х цены на билеты выросли на порядок. И если раньше музыканты делали тур в поддержку продаж пластинок, то уже на рубеже веков запись стала нужна для того, чтобы обеспечить концерты. В случае с камерной музыкой, к которой относится и средневековая, обмен часто выглядел неравнозначным - в небольших залах даже с повышенной стоимостью билета компенсировать убытки не удавалось. Музыканты вынуждены были или заниматься другой музыкой, или идти в преподавание.

Следующее большое поколение исполнителей средневековой музыки - это поколение преподавателей. Тех, кто совмещал и совмещает исполнение с активной преподавательской деятельностью. Не случайно, что представители этого поколения и этих ансамблей стали в течение двух последних лет профессорами базельской Schola Cantorum: Марк Левон (и его Ensemble Leones), Батист Ромэн (исполняющий средневековую музыку в состове ансамблей Leones, Peregrina и per-sonat), Корина Марти (ансамбль La Morra) и Катарина Ливлянич (ансамбль Dialogos).
❤️ 9
👍 5
😳 2
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 7 Jul, 06:25
Современная история исполнения средневековой музыки. Часть IX. Удивительная история “Chill to the Chant “ .

Экспансия продолжилась и в 90х. На рубеже десятилетий появились новые ансамбли - Alla Francesca, Sinfonye, laReverdie, Micrologus, Mala Punica и др. Все они обладали своим подходом к исполнению, открывали новый репертуар, новые стандарты звукозаписи. И именно звукозапись внесла свой вклад в следующий довольно неожиданный неожиданный средневеково-музыкальный бум.

Когда в июне 1993 года Sequentia записывала очередную программу с музыкой св. Хильдегарды Бингенской - Canticles of Ecstasy, никто из участников не представлял, что произойдет, когда диск поступит в продажу. Маркетологи Deutsche Harmonia Mundi (а, возможно, и их материнской компании тогда BMG Music) вдохновились, вероятно, названием пластинки, перекликающимся со слоновым названием популярного “наркотика вечеринок” - MDMA - “экстази”, и придумали целую рекламную компанию, направленную на потребителей испытывавшей тогда бурную экспансию рэйв-культуры - “Chill to Chant”, что можно перевести как “расслабься/спусти пар с хоралом”, отдохни после вечеринки.

“Canticles of Esctasy” разошлись в том же году тиражом в несколько сотен тысяч экземпляров, были номинирован на Грэмми. Общий тираж пластинки в наши дни - около 1,5 миллионов копий. Это - самый популярный средневековомузыкальный диск в истории! На какой-то момент участники ансамбля средневековой музыки Sequentia стали настоящими поп-звездами.

“Chill to the Chant” породили целую волну записей григорианских хоров, “монахов из Силоса” и тд. Нью-эйдж исполнители стали включать в свои программы григорианские мелодии, на этой волне началась популярность группы “Gregorian”, исполняющей рок- и поп-хиты в обработке, напоминающей григорианское пение.

На изображении - обложка диска Sequentia - Canticles of Ecstasy
❤️ 11
👍 6
😳 1
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 6 Jul, 08:13
Современная история исполнения средневековой музыки. Часть VIII. 80е. Новые идеалы звучания.

1. Новыми ансамблями в основу сразу было положено историческое исполнительство. Программы готовились на основании музыковедческих исследований, иногда вместе с музыковедами, а Gotic Voices и вовсе возглавлял один из самых влиятельных музыковедов-медиевистов.
Именно в 80 годы шли самые жаркие споры об аутентизме, композиторских намерениях, границах возможного. В итоге пришли к термину HIPP - historically informed performance practice - исторически информированного исполнительства (ИИИ). Так что можно сказать, что эти новые ансамбли были первыми исторически информированными исполнителями средневековой музыки в наше время.
2. На смену крупным музыкальным ансамблям поздне-бинклиевской эпохи пришли трио, дуэты, соло - в соответствии с требованиями музыкального материала.
3. В отличие от Штудио - почти всегда инструментального, часто вокально-инструментального - ансамбля новые герои иногда представляли полностью вокальные программы. Gothic voices даже стали частью английского движения в исполнении старинной музыки, приведшего к фактическому отказу от использования инструментов (позднее метко названному “английская а капельная ересь”), хотя сам Кристофер Пейдж писал о возможности использования струнных щипковых в средневековой полифонии.
В любом случае в основу все эти ансамбли положили голос, потому что подавляющее большинство (99,99%) дошедшей до нас средневековой музыки - вокально.
4. Больше стало уделяться внимания особенностям исполняемой музыки - региональным, жанровым, временным

Эти ансамбли установили новые стандарты мастерства для вокалистов и инструменталистов, повлияли на историческое музыковедение, на изготовление средневековых музыкальных инструментов - появились множество новых мастеров, повысилось само качество инструментов. На фестивалях старинной музыки зазвучало и Средневековье. К концу 80х ежегодно выпускались уже десятки пластинок со средневековой музыкой.

На изображении - ансамбль Gothic Voices
❤️ 9
👍 6
😳
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 5 Jul, 09:10
Современная история исполнения средневековой музыки. Часть VII. 80е. Новые ансамбли и новые идеалы звучания.

На рубеже 70-80х годов прошлого года появились три ансамбля, во многом определившие дальнейшее развитие исполнения средневековой музыки.

Sequentia учеников Бинкли - Бенджамина Бэгби и Барбары Торнтон- дала свой первый концерт по этим именем в 1977 году. Sequentia стали одним из первых исключительно средневековых ансамблей. Кстати, в 1978 году к ним на три года присоединился другой, американский, ученик Бинкли - Кроуфорд Янг. В 1982 году он сам стал преподавать в Schola Cantorum. Янг - один из основателей американского ансамбля PAN (Project Ars Nova) и руководитель базельского Ferrara Ensemble, установившего новый стандарт в исполнении музыки Ars Subtilior.

Ensemble Gilles Binchois под управлением Доминика Веллара был основан в 1979 году, а в 1982 году сам Веллар стал преподавать средневековый и ренессансы вокал в Schola Cantorum. Кстати, Доминик Веллар участвовал в ранних концертах Sequentia, руководитель которой Бенджамин Бэгби вместе с Велларом участвовал на первых репетициях еще одного известного ансамбля - Ensemble Organum Марселя Переса.

Gothic voices под управлением одного из самых выдающихся музыковедов-медиевистов Кристофера Пейджа был основан в 1980 году. В 1982 году вышла их первая пластинка - A Feather on the Breath of God - которая вместе с записями Sequentia дала громадный толчок к популярности музыки Св. Хильдегарды Бингенской.

Эти ансамбли удивительно расширили уже в 1980х сам средневековый репертуар: практически на каждом их диске, в каждой программе звучали ранее не исполнявшиеся произведения.И все три ансамбля предложили другие пути в исполнении этой музыки, не похожие на варианты Studio.
О новых идеалах мы поговорим в следующей серии :)

На изображении - Sequentia на концерте в Милане в 1978 года. Слева направо: Кроуфорд Янг, Маргрит Тиндеманс, Барбара Торнтон, Бенджамин Бэгби
❤️ 9
👍 6
😳
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 4 Jul, 09:36
Современная история исполнения средневековой музыки. Часть VI. Звезда Дэвида Манроу

Но было бы несправедливо ограничивать развитие средневековой музыки в 1970е только Базелем. Так, в начале 1970 года большим событием для телевидения стала премьера британского мини-сериала “Шесть жен Генриха VIII” (The Six Wives of Henry VIII), получившего множество разнообразных наград и номинаций. За музыку в нем отвечал исполнитель на разнообразных духовых инструментах Дэвид Манроу (1942-1976). Основанный им Early Music Consort of London (1967-1976) менее чем за 10 лет своего существования записал полтора десятка пластинок со средневековой и ренессансной музыкой. Первый из LP вышел в 1969 и был посвящен музыке Франческо Ландини (ок.1325-1397) и иных итальянских композиторов XIV века.

Дэвид Манроу записал еще несколько саундреков, вел собственные передачи на радио и телевидении, и сделал немало для популяризации средневековой музыки, а также самого звучания старинных инструментов. Один из самых известных дисков Early Music Consort of London так и назывался - “Инструменты Средних веков и Возрождения” (Instruments of the Middle Ages and Renaissance , 1976) , он прилагался к одноименной книге Манроу.

К сожалению, в том же 1976 году находясь в состоянии депрессии Дэвид Манроу покончил с собой. Всего за 33 года года своей жизни он записал около 50 пластинок и несколько сотен программ/эпизодов на радио и телевидении, написал книгу, его ансамбль провел несколько международных турне и множество концертов. Остается только удивляться уникальной энергии рано погасшей звезды Дэвида Манроу.
❤️ 12
👍 2
😳
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 3 Jul, 08:24
Современная история исполнения средневековой музыки. Часть V. Базельская Schola Cantorum

Schola Cantorum Basiliensis была основана в 1933 году Паулем Захером (1906-1999), известным швейцарским дирижером, педагогом и меценатом, как учебное и научное учреждение, посвященное исключительно старинной музыкой. В 1972 музыковед Вульф Арльт открывает в ней отделение средневековой и ренессансной музыки, и приглашает участников Studio der frühen Musik - Томаса Бинкли, Стерлинга Джонс, Андреа фон Рамы и Ричарда Левитта преподавать там, обучая вокалу, игре на струнных инструментах и ансамблю.

Базель с тех пор стал мировым центром обучения исполнения средневековой музыки, а Томас Бинкли получил доступ к большому числу молодых талантливых музыкантов. Так появились записи ансамбля Schola Cantorum Basiliensis- первые записи с участием Бенджамина Бэгби и Барбары Торнтон (Sequentia), Монсеррат Фигейрас, Пола О’Детта, Педро Мемельсдорфа (Mala Punica) и других известных сейчас музыкантов, учившихся тогда в Базеле.

Влияние участников Studio на студентов Schola было огромным. Так, записи средневековой музыки Жорди Саваля до сих пор несут на себе отпечаток идей и подходов Томаса Бинкли
А Sequentia, выступавшие сначала квартетом с двумя вокалистами, называли клоном Штудио, хотя они и звучали несколько иначе. Но даже сейчас Sequentia, как и требовал в свое время Бинкли, выходит на сцену только выучив музыку наизусть.

В 1979 Томас Бинкли покинул Базель и вернулся в США, где со временем возглавил Институт Старинной Музыки в Университете Индианы. Studio der frühen Musik распались. В Schola Cantorum остался только Ричард Левитт, преподававший там еще около 20 лет.

На изображении - здание, в котором начиналась Schola Cantorum (и один из ее корпусов сейчас).
❤️ 11
👍 5
😳
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 2 Jul, 07:24
Сан-Пьер-о-Ноннен (Saint-Pierre-aux-Nonnains) в Меце - возможно, самая древняя церковь Франции . Построена она в IV веке как часть комплекса терм, потом использовалась как школа. Наконец, в VII веке это здание стало церковью как часть одноименного бенедиктинского женского монастыря.

Эта церковь помнит великое для Меца время, когда Святой Хродеганг (ок. 712 - 766) написал один из известных церковных уставов, а в соборе Меца была собрана первая вне Рима коллегия певцов которая также была названа Schola Cantorum. И она была настолько хороша уже в 780х, что Сигульф, английский ученик великого Алкуина (735-804), выбрав Рим для изучения богослужебного чина, предпочел ему Мец именно для обучения литургическому пению

Вероятно, именно в Меле были придуманы первые образцы того, что мы называем сейчас григорианским хоралом. В 870е годы ломбардский летописец Андрей Бергамский назвал Мец “источником пения, который звучит по всей Франкии и Италии по сей день как украшение многих городов и церквей” , а блаженный Ноткер Заика (840-914), монах Санкт-Галленского монастыря и один из самых известных ранее-средневековых композиторов писал, что “ в наше время все церковное пение называется Мецским напевом”.

На приложенном изображении - Сан-Пьер-о-Ноннен вчера.
❤️ 14
👍 3
😳
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 1 Jul, 09:17
Современная история исполнения средневековой музыки. Часть IV. Филармоническое Средневековье

Лютнист и музыковед Томас Бинкли (1931-1995) еще во время учебы в Университете Иллинойса заинтересовался средневековой музыкой. Их студенческий ансамбль (Collegium Musicum of the University of Illinois) записал в 1954 году, а выпустил - в 1956 году пластинку, посвященную музыке Гильома де Машо. Это - одна из самых первых LP, полностью состоящих из средневековой музыки. После защиты диссертации в 1959 году Бинкли перебрался в Мюнхен, где вместе с другим участником своего студенческого ансамбля - Стерлингом Джонсом (виела, ребек) и меццо-сопрано Андреа фон Рамм они составили основу ансамбля-студии - Studio der frühen Musik. Уже с середины 60х Штудио почти полностью переключились на средневековую музыку, став фактически первым ансамблем именно средневековой музыки.

Ансамблю Томаса Бинкли удалось вывести средневековую музыку на филармонические площадки, где в то время господствовала камерная академическая музыка, и даже барокко было редкостью. Studio в период своего существования (1960-1979) записали более 50 пластинок со средневековой и ренессансной музыкой, и объездили с концертами пол-мира. Достичь этого удалось, установив определенный стандарт. Основу ансамбля составляли 4 музыканта (поэтому в англоязычном мире их знали под названием The Early Music Quartet), к перечисленным выше добавлялся тенор - сначала Найджел Роджерс, с 1964 года - Уилард Кобб, а в 70х - Ричард Левитт. К этому добавлялась игра наизусть, яркая (и редко исторически достоверная) инструментовка, сочетание вокалов и старинных инструментов. Затем, сначала понемногу, а затем все больше добавлялся “ориентализм” - элементы современной восточной музыки (как в мелизматике, так и в аранжировках).

Влияние Штудио было таково, что придуманный ими способ исполнения средневековой музыки (а иногда и аранжировки, и музыка- как в случае “Totus floreo” из Carmina Burana , сочиненным, вероятно, самим Бинкли) стал стандартом: активное использование разнообразных инструментов в вокальной музыке; вокально-инструментальные ансамбли, составами тяготеющие к квартету; ориентализм и склонность к ярким, экстравертным аранжировкам.

Последователи Студии Бинкли стали появляться в разных странах - Clemencic Consort в Австрии, Early Music Consort Дэвида Манроу в Великобритании, Hortus Musicus и Мадригал в СССР.

В Германии (как, впрочем, и в других странах) влияние ансамбля распространилось и на фолк- и рок-музыку, что привело в дальнейшем как к появлению жанра “средневековый метал” (mittelalter-metal), так и к появлению целого ряда ансамблей “уличного средневековья”, нередко неосознанно копирующих идеи, впервые предложенные Томасом Бинкли. Фактически представления о средневековой музыке Бинкли стали многими слушателями и даже музыкантами восприниматься как сама средневековая музыка. Не это ли одна из самых больших наград для артиста?

На изображении - Studio der frühen Musik (The Early Music Quartet) в 60х.
❤️ 11
👍 4
😳 1
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 30 Jun, 09:30
Современная история исполнения средневековой музыки. Часть II. А что такое “средневековая музыка”?

Для нашего времени привычно мыслить об истории устоявшимися крупными блоками. Вот тут у наc Античность, заканчивается она примерно вот тогда-то. Вот тут у нас Средние века, а дальше - Ренессанс, Барокко, если мы говорим об истории искусства или Позднее Средневековье и Новое время, если речь об общей истории. Но так было не всегда.

Путаницу вносит сам термин “Античность”. Для русского языка он - заимствованный. На латыни (и на многих европейских языках вслед за ней) antiquitas означает древность или даже “старые добрые времена”, “при царе Горохе”. Поэтому этим термином что только ни называли! Для авторов XVI века античностью/древностью были как раз Средние века. И лишь много позже Античностью стали называть привычное нам время Древней Греции и Древнего Рима. Вероятно, это произошло в XVIII веке под влиянием развития археологии. О Геркулануме узнали только в начале XVIII века, а раскопки начались в середине века. Раскопки Помпеи начали еще позже.

Впрочем, даже когда античное искусство заняло знакомое нам место, средневековое еще не именовалось средневековым. Чаще всего для периода XII-XIV веков использовалось слово “готика”. Лишь в XIX века термины “moyen age” и “mittelalter” укрепляются во французском и немецком языках, англичане же крепко держались за готику вплоть до XX века. Впрочем, самое выражение “средневековая музыка” (medieval music) почти не употреблялось в английском языке вплоть середины XX века.

Почему я уделяю столько внимания английскому языку? Потому что именно говорящим на нем американцам, в первую очередь, принадлежит честь популяризации средневековой музыки. В университет эту музыку привели немцы и французы, а на большую сцену - американцы.

Первым прорывом стал, вероятно, голливудский фильм “Айвенго” (1952, с Элизабет Тэйлор и Робертом Тэйлором), один из самых успешных фильмов тех времен. В музыке к этому фильму композитор Миклош Рожа использовал действительно средневековые мелодии, в том числе песни Гираута де Борнеля и Ричарда Львиное сердце. Результат заслужил номинаций на “Оскар” и “Золотой глобус”

В том же 1952 году Ноа Гринберг (1919 - 1966) и Бернард Крэйнис (1924-2000) основали ансамбль New York Pro Musica (изначально Pro Musica Antiqua), который использовал старинные инструменты и вскоре начал включать средневековую вокальную и инструментальную музыку в свой репертуар. А в 1958 записал и выпустил, вероятно, первую популярную пластинку (LP), полностью посвященную средневековой музыке - запись литургической драмы Ludus Danielis (Действо о Данииле).

В 1964 году ансамбль посетил Советский Союз. Их концерты в Московской консерватории с музыкой Ренессанса были записаны, и в 1986 года “Мелодия” выпустила их на три пластинках в серии “На концертах выдающих мастеров”.

Концерты и записи New York Pro Musica пробудили интерес немалого числа слушателей и исполнителей к средневековой музыке. Бенджамин Бэгби (Sequentia) в интервью вспоминал: “Моим первым осознанным опытом слушания средневековой музыки был концерт, который я посетил в США в 16 лет. Это была программа французской музыки 13 и 14 веков (мотеты, песни труверов, произведения Гильома де Машо) в исполнении New York Pro Musica Antiqua. Я был полностью увлечен этой музыкой и решил тотчас основать свой собственный ансамбль (что я и сделал в течение нескольких месяцев) и изучить все, что возможно, об этой музыке. “

На изображении - обложка той самой пластинки New York Pro Musica.
❤️ 14
👍 5
😳
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 29 Jun, 09:30
Современная история исполнения средневековой музыки. Часть I. Продолжение. О корнях и “корнях”.

Идея “корней” долго витала над средневековой музыкой. Как и представление о безыскусном и патриархальном средневековом искусстве. Несмотря на обилие сведений об обратном, этот миф продолжает жить, хотя далеко уже не так популярен в нашей стране как 10-20 лет назад. Связан ли он с тоской современного горожанина по прелестям сельской жизни или имеет более глубокие корни (простите за неожиданную, но уместную здесь иронию) сказать однозначно сложно, но именно этот миф ответственен за представления о связи современного музыкального фольклора и с музыкальным искусством XII-XIV веков, о безыскусности, натуральности средневекового вокала, или об исключительной утилитарности дошедшей до нас средневековой музыки.
Увы, и современная народной музыка далека от средневековой, даже если используются одни и те же тексты. И дошедшие до нас описания средневекового вокала, времени обучения ему, его эстетики, особенностей пропевания слогов и мелизмов, да и сами музыкальные произведения, выставляющие самые высокие и порой неожиданные требования современным певцам (и, особенно, вокальным ансамблям) свидетельствуют о сложной вокальной культуре того времени. А обилие музыки именно для слушания (собственно, подавляющее большинство дошедшей до нас средневековой нелитургической музыки таково), да и само слушание музыки как популярное времяпрепровождение в монастырях и замках (конечно, вне привычного нам сейчас концертного антуража) оставляет лишь удивляться идее утилитарности средневековой музыки.

Я разложил современного исполнения средневековой музыки на несколько стадий. Оказалось, что как исполнитель я побывал на каждой из них. Они - не только общая история, но и , пожалуй, индивидуальная история в той или иной мере многих современных “исторически информированны” исполнителей средневековой музыки.(мы вернемся к этому термину чуть позже). Когда я начинал свой путь в средневековой музыке, мне казалось, что не смогу исполнять ее исторически: нет инструментов, нет знаний. Да и какой аутентизм? мы же мало, что знаем. Остается расчитывать на произведения “в стиле”. Одним из них была вот эта песня. На прилагаемом видео она исполняется уже на средневековых инструментах, и с каким-то объемом знаний о музыке средневековья :) - https://youtu.be/1VFW-fBr1o8
❤️ 8
👍 2
😳
👎
Читать полностью