Musica Mensurata

mensurata Нравится 1

О средневековой музыке на русском языке. Для связи - @labyrinthus
Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Музыка


Написать автору
Гео канала
Россия
Язык канала
Русский
Категория
Музыка
Добавлен в индекс
04.03.2018 00:20
Последнее обновление
20.11.2018 12:09
Telegram Analytics
Самые свежие новости сервиса TGStat. Подписаться →
Searchee Bot
Ваш незаменимый помощник в поиске Telеgram-каналов.
@TGStat_Bot
Бот для получения статистики каналов не выходя из Telegram
420
подписчиков
~252
охват 1 публикации
~80
дневной охват
~2
постов / нед.
60%
ERR %
2.95
индекс цитирования
Репосты и упоминания канала
4 упоминаний канала
0 упоминаний публикаций
18 репостов
VATNIKSTAN
wicca ascetica
Новые каналы
Medieval Legacy
Фермата
Фермата
Арфа-2
Фермата
Фермата
Фермата
Каналы, которые цитирует @mensurata
Фермата
Vox medii aevi
Последние публикации
Удалённые
С упоминаниями
Репосты
Musica Mensurata 13 Nov, 06:27
Еще одно видео с прошедшего фестиваля - потрясающая история о Самсоне, записанная в конце XIII века в несуществующем сейчас Реддингском аббатстве - https://youtu.be/nb8ogAX_eNA
❤️ 7
👍 2
😳
👎
Musica Mensurata 10 Nov, 17:10
В продолжение о Сент-Эндрюс. Это был самый большой когда-либо возведенный в Шотландии собор. И в удивительно живописном месте. Смотрите сами.
Что же ты сделал, Джон Нокс?
❤️ 13
👍 3
😳 1
👎
Musica Mensurata 10 Nov, 10:34
Сегодня, 10 ноября - день рождения Доминика Веллара, замечательного певца, основателя Ensemble Gilles Binchois и профессора базельской Schola Cantorum - преподавателя средневекового и ренессансного вокала. Этот год для него - последний в Schola. Кто заменит его?
https://youtu.be/UF-ulhR-FFg
❤️ 12
👍 3
😳
👎
Musica Mensurata 9 Nov, 20:48
Сент-Эндрюс. Шотландия. Здесь когда-то была записана первая из дошедших до нас рукописей школы Нотр-Дам - W1.
После роспуска монастырей в 16 веке этот собор растащили по кирпичику.
❤️ 19
👍 2
😳 1
👎
Musica Mensurata 6 Nov, 08:46
Сегодня, 6 ноября - день рождения Марка Левона, профессора базельской Schola Cantorum и замечательного музыканта, дважды выступавшего на фестивале Musica Mensurata.
На этом видео - фрагмент его концерта с ансамблем Labyrinthus, 2015 год - https://youtu.be/GN0b0d-GEGM
❤️ 8
👍 4
😳
👎
Musica Mensurata 29 Oct, 13:55
Первая ласточка из видео V фестиваля Musica Mensurata - мотет-кондукт Orbis pium primordium/ O bipertum peccatum из рукописи несуществющего сейчас Мьюсского аббатства (Йоркшир, Англия). После роспуска монастырей в XVI веке от него не осталось даже камня. Зато осталась музыка рубежа XIII-XIV веков в рукописи, хранящейся сейчас в Чикаго.

Исполняет ансамбль Labyrinthus - https://youtu.be/TY3Ft48YQtk
❤️ 11
👍
😳
👎
Musica Mensurata 18 Oct, 15:47
47я MedRen конференция, посвященная музыке Средневековья и Ренессанса пройдет в июле в Базеле. В мекке обучения исполнению средневековой музыке. Идеальное место и повод посетить этот город и Schola Cantorum - https://medren2019basel.com/call-for-papers/call-for-proposals
❤️ 5
👍 3
😳
👎
Musica Mensurata 9 Oct, 07:53
Видео музыкального факультета Кембриджского университета, посвященное реконструкции песен Боэция из "Утешения философии" (по версии рукописи XI века , включающей, кстати, также знаменитые "Кембриджские песни" - Ms. Gg. 5.35). Реконструкция осуществлена Сэмом Барретом и ансамблем Sequentia, включая Ханну Марти - https://youtu.be/w-tALWHHUaE

Интересно, что идентифицировать фрагмент с песнями Боэция удалось только в 1982 году. Они были обнаружены во Франкфурте, потому что немецкий исследователь Томас Олер украл их в кембриджской библиотеке в 1840 году! Историк Маргарет Гибсон случайно нашла этот фрагмент во Франкфуртской библиотеке, и обратилась к Кристоферу Пейджу, который смог идентифицировать пропавшую часть рукописи, которая спустя полтора столетия вернулась домой.
❤️ 9
👍 5
😳
👎
Musica Mensurata 8 Oct, 07:56
А вот транскрипция звучавшей на вчерашнем концерте оды "Pastor cum traeret". Скан из замечательной книги - сборника The Cambridge history of Medieval Music, Кембридж, 2018. Автор транскрипции Сильвия Валли. Благодаря ее работам и работам Сэма Баррета мы очень сильно продвинулись в расшифровке ранней диастематической нотации (и даже адиастематической!).
❤️ 9
👍 3
😳
👎
Musica Mensurata 8 Oct, 07:49
Вот как выглядит нотированная рукопись од Горация ( BNF, fonds latin 7979)
❤️ 2
👍 4
😳 1
👎
Musica Mensurata 6 Oct, 08:18
Вышел новый CD Ensemble Labyrinthus - коллаборация с великим французским певцом Марком Мойном и посвященный французской музыке второго десятилетия XIV века.
Приобрести его можно в ближайшие два дня на https://planeta.ru/campaigns/musica_mensurata или на концертах фестиваля - 7,14 и 21 октября в Лютеранском кафедральном соборе Свв. Петра и Павла в Старосадском переулке.
❤️ 5
👍 2
😳
👎
Musica Mensurata 2 Oct, 11:24
Что такое барбат и уд, почему хозяин котейки не вернётся из крестового похода и ни слова о том, что такое цитоль — новый разбор мема в подарок для «Высокого Средневековья» от Musica Mensurata за то, что мы пригласим вас на их грядущие концерты средневековой музыки. Подробнее — у них в канале :)
Барбат и уд
В ряду самых стереотипных элементов Средневековья лютня однозначно занимает почётное место. Если бы авторам клюквы о матрёшке, водке и балалайке предложили снять фильм о Средних веках, главный герой был бы чумным крестоносцем, идущим сжигать ведьму с лютней наперевес.  На самом деле, лютня распространилась по Европе только в XIV веке (под самый закат Средних веков), и в первую очередь это музыкальный инструмент эпохи Возрождения. У лютни было много предков, и все они родом из мусульманского мира. Более-менее…
Musica Mensurata 30 Sep, 12:17
Лютня, как и многие другие европейские и азиатские струнно-щипковые инструменты, ведет свое происхождение от персидского барбата (иначе: барбуда, встречаются и другие варианты). Возникновение барбата в Иране и его популяризация связаны с легендарным Барбадом Мервези (Барбадом из Мерва), знаменитым придворным музыкантом персидского шаха Хосрова II Парвиза (570-628). Низами, например, упоминает его под именем Барбед в поэме “Хосров и Ширин”. Барбат был трех или четырехструнным инструментом с коротким грифом и, возможно, кожаной верхней декой.

Первое описание потомка барбата и прямого предка европейской лютни - арабского уда или аль-уда - дает знаменитый философ, математик и музыковед Аль-Кинди (ок. 801-807). В его описании аль-уд - это лютня с коротким грифом. Обычно на раннем аль-уде было 4 сдвоенные струны и верхняя дека, сделанная из дерева.

В Христианской Европе первые изображение этого инструмента с 4 или 5 сдвоенными струнами - хорами - можно увидеть на росписях XII века в Палатинской Капелле Палермо.

Изображения аль-уда также содержат две рукописи Cantigas de Santa Maria, связанных со двором короля Кастилии и Леона Альфонсо X Мудрым (1221 - 1284).

Несмотря на утверждения некоторых исследователей о проникновении аль-уда, или произошедшей от него лютни, дальше в Европу еще в XI веке, никаких свидетельств об этих инструментах за пределами Южной Европы нет до XIV века.

Хотя выражение трубадур с лютней кажется правдивым, но тексты трубадуров не упоминают этот инструмент, предпочитая из струнно-щипковых инструментов с грифом цитоль (citole).

Само слово “лютня” в форме “liuto” впервые упоминает Амер (Amerus) в трактате Practica artis musice, который принято датировать 1271 годом. Амер был англичанином и работал у кардинала Оттобоно Фиески, будущего Папы Адриана V (ок. 1205 - 1276). А сам трактат был написан в Виттербо во время папского конклава.

Основное органологическое отличие европейской лютни от арабского аль-уда - наличие ладов. Уд был и остается безладовым инструментом. Именно в такой форме лютня проникает в центр Европы в XIV веке, а становится популярной уже в XV и становится, пожалуй, самым распространенным музыкальным инструментом Ренессанса.

В XV веке на смену четыреххорным лютням приходят пятихорные. Именно такие, например, изображены на картине Мазаччо “Мадонна с младенцем” (1426 г.) - см. изображение.

Обратите внимание на правые руки лютнистов: они держат плектры. Именно таким был самый распространенный способ игры на лютне примерно до середины XV века.

Первое подробное описание лютни составил, вероятно, фламандец Иоанн Тинкторис (1435-1511) в “De inventione et usu musicae” (датируемым 1481–83 годами).
❤️ 12
👍 6
😳
👎
Musica Mensurata 29 Sep, 09:29
Окончание интервью о V международном фестивале средневековой музыки Musica Mensurata - https://youtu.be/gWZhOk-bBxI

О средневековых мотетах, иронии, рукописях и опере.
❤️ 5
👍 2
😳
👎
Musica Mensurata 28 Sep, 13:16
Репост из: Фермата
Надеюсь, что меня читают издатели и прочие заинтересованные лица. Давайте переведем всякого, вот тут отдел культуры британского посольства раздает на это гранты.

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10156791724878200&set=a.122573543199&type=3
Musica Mensurata 28 Sep, 09:00
V международный фестиваль средневековой музыки Musica Mensurata пройдет 7-21 октября в Москве - https://youtu.be/dNrTgT9W8iY
❤️ 7
👍 2
😳
👎
Musica Mensurata 27 Sep, 08:01
Четвертая часть интервью о V международном фестивале средневековой музыки Musica Mensurata - https://youtu.be/XP-BHuE3W34

Самая англоманская и, может, самая информативная часть. О втором концерте, о роспуске монастырей, об акустике готических соборов и сохранности средневековых рукописей.
❤️ 4
👍 2
😳
👎
Musica Mensurata 26 Sep, 08:01
Негативное отношение к менестрелям не распространялось на отношение к музыкальным инструментам и игре на них. Так, например, в 764 году Кутберт (ок. 734 - 787) , настоятель известного аббатства Уирмута и Джарроу, и ученик и наследник основателя этого монастыря знаменитого Беды Достопочтенного (672/673 - 735), обратился к архиепископу майнцкому Луллию с просьбой прислать к нему 2 специалистов: стеклодува и кифариста. Последний был нужен для игры на "кифаре , которую здесь называют ротой": инструмент есть, а играть на нем некому.

Судя по всему, речь идет не о ротте Высокого Средневековья, а , скорее, об инструменте, который называют сейчас немецкая/германская лира. Из которого потом выросла крота (cruit/crwth). Археологами найдено несколько подобных инструментов VI-VIII веков как раз в Англии и Германии.

К XIII веку сложилась иерархия инструментов, в которых первое место принадлежало струнным. И именно струнные инструменты чаще всего упоминаются как в поэтических источниках, так и в трактатах, посвященных музыке. Этими струнными инструментами, распространенными во всей Западной Европе, были различного виды арфы, колесная лира (в XII веке достигавшая гигантского размера, что на ней могли играть только два человека: один крутил колесо, другой - нажимал на клавиши; в XIII веке стала популярной небольшая ее разновидность - симфония, symphonia или chifonie по-французски), псалтериум, виела (струнно-смычковый инструмент) и цитоль (струнно-щипковый инструмент с грифом).

Обратите внимание, что в этом списке нет лютни. Лютня распространится по всей Европе только в XIV веке, и станет популярной лишь в XV веке.

На изображении - дуэт цитолиста и виелиста из Псалтиря королевы Марии, XIV век, Англия.
❤️ 9
👍 5
😳
👎
Musica Mensurata 25 Sep, 08:01
"Ученик: имеют ли жонглеры (точнее, joculatores - музыканты-профессионалы, чаще - инструменталисты) какую-то надежду на спасение?
Мастер: Нет"
Гонорий Августодунский (около 1080 - около 1156)

В отличие от отношения к певцам, отношение к музыкантам-инструменталистам было откровенно хуже. Музикусом (лат. musicus), знатоком музыки, мастером-музыкантом мог считаться только певец. Инструменталисты и вовсе не назывались музыкантами : их называли гистрионами, менестрелями, жонглерами.

Исидор Севильский (ок. 560 - 636), отец Церкви, считал, что “давать деньги гистрионам - это приносить жертвы демонам” ("histrionibus dare est demonibus immolare”), да и приведенное выше мнение Гонория Августодунского, высказанное спустя 500 лет, следует заданной Святым Исидором традиции.

Этот подход менялся со временем, и уже в конце XII веке Петр Певец (Peter Cantor, ум. 1198 ), французский богослов, в чьих рукописях впервые, видимо, встречается слово “purgatorium” - “чистилище”, считал, что: "Исполнители на музыкальных инструментах нужны, чтобы тоска и скука облегчалась ими, и, таким образом, благочествие, а не распутство, может вдохновляться ими”.

Вероятно, такое отношение может объяснить, что очень небольшое количество инструментальных произведений донесли до нас рукописи Высокого и Раннего Средневековья. Речь идет буквально о единицах. Рубежом XIII и XIV веков датируются первые четыре “королевские эстампи” из Manuscrit du Roi. Примерно 1270 годом датируется неназванное инструментальное произведение из рукописи Douce 139 (Оксфорд, Бодлеянская библиотека). Возможно, является инструментальным мотет In seculum viellatoris из Бамбергского кодекса и три Chose Tassin (произведения Тассина).

Существует также несколько иных произведений, которые могут быть инструментальными потому, что у них отсутствует текст, например, три неназванных двухголосных произведения из рукописи Harley 978 (Лондон, Британская библиотека). Но они, с тем же успехом, могут быть вариантами разделов sine littera кондуктов или других произведений.

На изображении - страница с первыми королевскими эстампи из Manuscrit du Roi
❤️ 11
👍 4
😳
👎
Musica Mensurata 24 Sep, 15:03
Ого, смена поколений в Базельской Schola Cantorum дошла и до Доминика Веллара. Если с Марком Левоном и Батистом Ромэном (вместо Кроуфорда Янга и Рэндалла Кука, соотвественно) был сделан единственно возможный и прекрасный выбор, то кто придет на смену Веллару? - https://www.facebook.com/ScholaCantorumBasiliensis/photos/a.452334184785824/2056435417709018/?type=3&theater
❤️
👍 2
😳 4
👎