Musica Mensurata

@mensurata Нравится 1

О средневековой музыке на русском языке. Для связи - @labyrinthus
Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Музыка


Написать автору
Гео канала
Россия
Язык канала
Русский
Категория
Музыка
Добавлен в индекс
04.03.2018 00:20
реклама
Психология трейдера-победителя.
Рынок Америки. Топовый канал по трейдингу.
Слитый СММ
Советы, гайды и мини косультации по маркетингу и смм
Ищешь платёжеспособную аудиторию?
Покупай рекламу на Wow Sale
438
подписчиков
~209
охват 1 публикации
~150
дневной охват
~5
постов / нед.
47.7%
ERR %
3.19
индекс цитирования
Репосты и упоминания канала
4 упоминаний канала
0 упоминаний публикаций
21 репостов
Культурный
Medieval Legacy
Культурный
Жена оруженосца
VATNIKSTAN
wicca ascetica
Новые каналы
Жена оруженосца
Medieval Legacy
Фермата
Фермата
Жена оруженосца
Жена оруженосца
Арфа-2
Фермата
РÅDИО | ØNØNЪTØNЕЖÊ
Фермата
Фермата
Каналы, которые цитирует @mensurata
Фермата
Vox medii aevi
Новости Телеграм
Последние публикации
Удалённые
С упоминаниями
Репосты
Musica Mensurata 12 Jul, 07:26
Современная народная музыка далека от средневековой, даже если используются одни и те же тексты. В этом проявляется удивительный факт устной культуры - текст сохраняется часто с минимальными изменениями на протяжении веков, музыка же изменяется в течение столетия порой до неузнаваемости! Произведения миннезингеров можно встретить в сборниках мейстерзингеров XVI-XVII веков, и, если сравнивать их музыку с сохранившимися рукописями XIII-XIV веков - она изменилась кардинально! Музыка кондуктов парижской школы Нотр-Дам , сочиненных на рубеже XII и XIII веков, сильно перерабатывалась столетием позже, а тексты некоторых из них переписывались и перепечатывались в течение еще нескольких веков отдельно.

О связи кондукта XIII века Scribere poposui c “танцем смерти” Ad mortem festinamus из каталанского сборника конца XIV века Llibre Vermell de Montserrat и, наконец, со студенческим гимном XVIII века Gaudeamus igitur (через одноименное начальному Scribere poposui произведение из сборника конца XVI века, но с совсем другой музыкой!) я уже писал.

Исполняемая в наши дни нередко как средневековая музыка сефардов происходит, в подавляющем большинстве своем, из сборников XX века. Она записана в прошлом веке и отражает вкусы того времени. Музыка скандинавских “средневековых” баллад появляется не раньше XIX века. Большая часть дошедшего до нас музыкального фольклора - детище именно этих двух веков.
❤️ 15
👍 2
😳 3
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 8 Jul, 09:37
Современная история исполнения средневековой музыки. Часть X. Крах рынка CD

Успех “Canticles of ecstasy” дал возможность Sequentia подписать контракт с BMG на выпуск полного собрания сочинений св. Хильдегарды Бингенской. Но окончательно завершить этот проект удалось только в 2012 году. По двум печальным причинам. В ноябре 1998 года от рака скончалась Барбара Торнтон, один из основателей и руководителей ансамбля. Вторая причина - крах рынка CD.

В период 1993-1996 годов было выпущено едва ли не больше дисков со средневековой музыкой, чем за последующее десятилетие. Музыка все чаще стала скачиваться из интернета, покупки дисков упали. Мелкие компании закрывались, крупные стали отказываться от нишевой музыки, к которой относилась и средневековая. Даже у таких звезд, как Sequentia за последние 20 лет вышло меньше записей, чем за первые пять-шесть лет девяностых. Что уж говорить об остальных?

Музыканты и промоутеры стали компенсировать потери за счет увеличения стоимости билетов. Со времен рубежа 80-90х цены на билеты выросли на порядок. И если раньше музыканты делали тур в поддержку продаж пластинок, то уже на рубеже веков запись стала нужна для того, чтобы обеспечить концерты. В случае с камерной музыкой, к которой относится и средневековая, обмен часто выглядел неравнозначным - в небольших залах даже с повышенной стоимостью билета компенсировать убытки не удавалось. Музыканты вынуждены были или заниматься другой музыкой, или идти в преподавание.

Следующее большое поколение исполнителей средневековой музыки - это поколение преподавателей. Тех, кто совмещал и совмещает исполнение с активной преподавательской деятельностью. Не случайно, что представители этого поколения и этих ансамблей стали в течение двух последних лет профессорами базельской Schola Cantorum: Марк Левон (и его Ensemble Leones), Батист Ромэн (исполняющий средневековую музыку в состове ансамблей Leones, Peregrina и per-sonat), Корина Марти (ансамбль La Morra) и Катарина Ливлянич (ансамбль Dialogos).
❤️ 7
👍 4
😳 2
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 7 Jul, 06:25
Современная история исполнения средневековой музыки. Часть IX. Удивительная история “Chill to the Chant “ .

Экспансия продолжилась и в 90х. На рубеже десятилетий появились новые ансамбли - Alla Francesca, Sinfonye, laReverdie, Micrologus, Mala Punica и др. Все они обладали своим подходом к исполнению, открывали новый репертуар, новые стандарты звукозаписи. И именно звукозапись внесла свой вклад в следующий довольно неожиданный неожиданный средневеково-музыкальный бум.

Когда в июне 1993 года Sequentia записывала очередную программу с музыкой св. Хильдегарды Бингенской - Canticles of Ecstasy, никто из участников не представлял, что произойдет, когда диск поступит в продажу. Маркетологи Deutsche Harmonia Mundi (а, возможно, и их материнской компании тогда BMG Music) вдохновились, вероятно, названием пластинки, перекликающимся со слоновым названием популярного “наркотика вечеринок” - MDMA - “экстази”, и придумали целую рекламную компанию, направленную на потребителей испытывавшей тогда бурную экспансию рэйв-культуры - “Chill to Chant”, что можно перевести как “расслабься/спусти пар с хоралом”, отдохни после вечеринки.

“Canticles of Esctasy” разошлись в том же году тиражом в несколько сотен тысяч экземпляров, были номинирован на Грэмми. Общий тираж пластинки в наши дни - около 1,5 миллионов копий. Это - самый популярный средневековомузыкальный диск в истории! На какой-то момент участники ансамбля средневековой музыки Sequentia стали настоящими поп-звездами.

“Chill to the Chant” породили целую волну записей григорианских хоров, “монахов из Силоса” и тд. Нью-эйдж исполнители стали включать в свои программы григорианские мелодии, на этой волне началась популярность группы “Gregorian”, исполняющей рок- и поп-хиты в обработке, напоминающей григорианское пение.

На изображении - обложка диска Sequentia - Canticles of Ecstasy
❤️ 10
👍 6
😳 1
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 6 Jul, 08:13
Современная история исполнения средневековой музыки. Часть VIII. 80е. Новые идеалы звучания.

1. Новыми ансамблями в основу сразу было положено историческое исполнительство. Программы готовились на основании музыковедческих исследований, иногда вместе с музыковедами, а Gotic Voices и вовсе возглавлял один из самых влиятельных музыковедов-медиевистов.
Именно в 80 годы шли самые жаркие споры об аутентизме, композиторских намерениях, границах возможного. В итоге пришли к термину HIPP - historically informed performance practice - исторически информированного исполнительства (ИИИ). Так что можно сказать, что эти новые ансамбли были первыми исторически информированными исполнителями средневековой музыки в наше время.
2. На смену крупным музыкальным ансамблям поздне-бинклиевской эпохи пришли трио, дуэты, соло - в соответствии с требованиями музыкального материала.
3. В отличие от Штудио - почти всегда инструментального, часто вокально-инструментального - ансамбля новые герои иногда представляли полностью вокальные программы. Gothic voices даже стали частью английского движения в исполнении старинной музыки, приведшего к фактическому отказу от использования инструментов (позднее метко названному “английская а капельная ересь”), хотя сам Кристофер Пейдж писал о возможности использования струнных щипковых в средневековой полифонии.
В любом случае в основу все эти ансамбли положили голос, потому что подавляющее большинство (99,99%) дошедшей до нас средневековой музыки - вокально.
4. Больше стало уделяться внимания особенностям исполняемой музыки - региональным, жанровым, временным

Эти ансамбли установили новые стандарты мастерства для вокалистов и инструменталистов, повлияли на историческое музыковедение, на изготовление средневековых музыкальных инструментов - появились множество новых мастеров, повысилось само качество инструментов. На фестивалях старинной музыки зазвучало и Средневековье. К концу 80х ежегодно выпускались уже десятки пластинок со средневековой музыкой.

На изображении - ансамбль Gothic Voices
❤️ 9
👍 6
😳
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 5 Jul, 09:10
Современная история исполнения средневековой музыки. Часть VII. 80е. Новые ансамбли и новые идеалы звучания.

На рубеже 70-80х годов прошлого года появились три ансамбля, во многом определившие дальнейшее развитие исполнения средневековой музыки.

Sequentia учеников Бинкли - Бенджамина Бэгби и Барбары Торнтон- дала свой первый концерт по этим именем в 1977 году. Sequentia стали одним из первых исключительно средневековых ансамблей. Кстати, в 1978 году к ним на три года присоединился другой, американский, ученик Бинкли - Кроуфорд Янг. В 1982 году он сам стал преподавать в Schola Cantorum. Янг - один из основателей американского ансамбля PAN (Project Ars Nova) и руководитель базельского Ferrara Ensemble, установившего новый стандарт в исполнении музыки Ars Subtilior.

Ensemble Gilles Binchois под управлением Доминика Веллара был основан в 1979 году, а в 1982 году сам Веллар стал преподавать средневековый и ренессансы вокал в Schola Cantorum. Кстати, Доминик Веллар участвовал в ранних концертах Sequentia, руководитель которой Бенджамин Бэгби вместе с Велларом участвовал на первых репетициях еще одного известного ансамбля - Ensemble Organum Марселя Переса.

Gothic voices под управлением одного из самых выдающихся музыковедов-медиевистов Кристофера Пейджа был основан в 1980 году. В 1982 году вышла их первая пластинка - A Feather on the Breath of God - которая вместе с записями Sequentia дала громадный толчок к популярности музыки Св. Хильдегарды Бингенской.

Эти ансамбли удивительно расширили уже в 1980х сам средневековый репертуар: практически на каждом их диске, в каждой программе звучали ранее не исполнявшиеся произведения.И все три ансамбля предложили другие пути в исполнении этой музыки, не похожие на варианты Studio.
О новых идеалах мы поговорим в следующей серии :)

На изображении - Sequentia на концерте в Милане в 1978 года. Слева направо: Кроуфорд Янг, Маргрит Тиндеманс, Барбара Торнтон, Бенджамин Бэгби
❤️ 8
👍 6
😳
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 4 Jul, 09:36
Современная история исполнения средневековой музыки. Часть VI. Звезда Дэвида Манроу

Но было бы несправедливо ограничивать развитие средневековой музыки в 1970е только Базелем. Так, в начале 1970 года большим событием для телевидения стала премьера британского мини-сериала “Шесть жен Генриха VIII” (The Six Wives of Henry VIII), получившего множество разнообразных наград и номинаций. За музыку в нем отвечал исполнитель на разнообразных духовых инструментах Дэвид Манроу (1942-1976). Основанный им Early Music Consort of London (1967-1976) менее чем за 10 лет своего существования записал полтора десятка пластинок со средневековой и ренессансной музыкой. Первый из LP вышел в 1969 и был посвящен музыке Франческо Ландини (ок.1325-1397) и иных итальянских композиторов XIV века.

Дэвид Манроу записал еще несколько саундреков, вел собственные передачи на радио и телевидении, и сделал немало для популяризации средневековой музыки, а также самого звучания старинных инструментов. Один из самых известных дисков Early Music Consort of London так и назывался - “Инструменты Средних веков и Возрождения” (Instruments of the Middle Ages and Renaissance , 1976) , он прилагался к одноименной книге Манроу.

К сожалению, в том же 1976 году находясь в состоянии депрессии Дэвид Манроу покончил с собой. Всего за 33 года года своей жизни он записал около 50 пластинок и несколько сотен программ/эпизодов на радио и телевидении, написал книгу, его ансамбль провел несколько международных турне и множество концертов. Остается только удивляться уникальной энергии рано погасшей звезды Дэвида Манроу.
❤️ 11
👍 2
😳
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 3 Jul, 08:24
Современная история исполнения средневековой музыки. Часть V. Базельская Schola Cantorum

Schola Cantorum Basiliensis была основана в 1933 году Паулем Захером (1906-1999), известным швейцарским дирижером, педагогом и меценатом, как учебное и научное учреждение, посвященное исключительно старинной музыкой. В 1972 музыковед Вульф Арльт открывает в ней отделение средневековой и ренессансной музыки, и приглашает участников Studio der frühen Musik - Томаса Бинкли, Стерлинга Джонс, Андреа фон Рамы и Ричарда Левитта преподавать там, обучая вокалу, игре на струнных инструментах и ансамблю.

Базель с тех пор стал мировым центром обучения исполнения средневековой музыки, а Томас Бинкли получил доступ к большому числу молодых талантливых музыкантов. Так появились записи ансамбля Schola Cantorum Basiliensis- первые записи с участием Бенджамина Бэгби и Барбары Торнтон (Sequentia), Монсеррат Фигейрас, Пола О’Детта, Педро Мемельсдорфа (Mala Punica) и других известных сейчас музыкантов, учившихся тогда в Базеле.

Влияние участников Studio на студентов Schola было огромным. Так, записи средневековой музыки Жорди Саваля до сих пор несут на себе отпечаток идей и подходов Томаса Бинкли
А Sequentia, выступавшие сначала квартетом с двумя вокалистами, называли клоном Штудио, хотя они и звучали несколько иначе. Но даже сейчас Sequentia, как и требовал в свое время Бинкли, выходит на сцену только выучив музыку наизусть.

В 1979 Томас Бинкли покинул Базель и вернулся в США, где со временем возглавил Институт Старинной Музыки в Университете Индианы. Studio der frühen Musik распались. В Schola Cantorum остался только Ричард Левитт, преподававший там еще около 20 лет.

На изображении - здание, в котором начиналась Schola Cantorum (и один из ее корпусов сейчас).
❤️ 11
👍 5
😳
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 2 Jul, 07:24
Сан-Пьер-о-Ноннен (Saint-Pierre-aux-Nonnains) в Меце - возможно, самая древняя церковь Франции . Построена она в IV веке как часть комплекса терм, потом использовалась как школа. Наконец, в VII веке это здание стало церковью как часть одноименного бенедиктинского женского монастыря.

Эта церковь помнит великое для Меца время, когда Святой Хродеганг (ок. 712 - 766) написал один из известных церковных уставов, а в соборе Меца была собрана первая вне Рима коллегия певцов которая также была названа Schola Cantorum. И она была настолько хороша уже в 780х, что Сигульф, английский ученик великого Алкуина (735-804), выбрав Рим для изучения богослужебного чина, предпочел ему Мец именно для обучения литургическому пению

Вероятно, именно в Меле были придуманы первые образцы того, что мы называем сейчас григорианским хоралом. В 870е годы ломбардский летописец Андрей Бергамский назвал Мец “источником пения, который звучит по всей Франкии и Италии по сей день как украшение многих городов и церквей” , а блаженный Ноткер Заика (840-914), монах Санкт-Галленского монастыря и один из самых известных ранее-средневековых композиторов писал, что “ в наше время все церковное пение называется Мецским напевом”.

На приложенном изображении - Сан-Пьер-о-Ноннен вчера.
❤️ 13
👍 3
😳
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 1 Jul, 09:17
Современная история исполнения средневековой музыки. Часть IV. Филармоническое Средневековье

Лютнист и музыковед Томас Бинкли (1931-1995) еще во время учебы в Университете Иллинойса заинтересовался средневековой музыкой. Их студенческий ансамбль (Collegium Musicum of the University of Illinois) записал в 1954 году, а выпустил - в 1956 году пластинку, посвященную музыке Гильома де Машо. Это - одна из самых первых LP, полностью состоящих из средневековой музыки. После защиты диссертации в 1959 году Бинкли перебрался в Мюнхен, где вместе с другим участником своего студенческого ансамбля - Стерлингом Джонсом (виела, ребек) и меццо-сопрано Андреа фон Рамм они составили основу ансамбля-студии - Studio der frühen Musik. Уже с середины 60х Штудио почти полностью переключились на средневековую музыку, став фактически первым ансамблем именно средневековой музыки.

Ансамблю Томаса Бинкли удалось вывести средневековую музыку на филармонические площадки, где в то время господствовала камерная академическая музыка, и даже барокко было редкостью. Studio в период своего существования (1960-1979) записали более 50 пластинок со средневековой и ренессансной музыкой, и объездили с концертами пол-мира. Достичь этого удалось, установив определенный стандарт. Основу ансамбля составляли 4 музыканта (поэтому в англоязычном мире их знали под названием The Early Music Quartet), к перечисленным выше добавлялся тенор - сначала Найджел Роджерс, с 1964 года - Уилард Кобб, а в 70х - Ричард Левитт. К этому добавлялась игра наизусть, яркая (и редко исторически достоверная) инструментовка, сочетание вокалов и старинных инструментов. Затем, сначала понемногу, а затем все больше добавлялся “ориентализм” - элементы современной восточной музыки (как в мелизматике, так и в аранжировках).

Влияние Штудио было таково, что придуманный ими способ исполнения средневековой музыки (а иногда и аранжировки, и музыка- как в случае “Totus floreo” из Carmina Burana , сочиненным, вероятно, самим Бинкли) стал стандартом: активное использование разнообразных инструментов в вокальной музыке; вокально-инструментальные ансамбли, составами тяготеющие к квартету; ориентализм и склонность к ярким, экстравертным аранжировкам.

Последователи Студии Бинкли стали появляться в разных странах - Clemencic Consort в Австрии, Early Music Consort Дэвида Манроу в Великобритании, Hortus Musicus и Мадригал в СССР.

В Германии (как, впрочем, и в других странах) влияние ансамбля распространилось и на фолк- и рок-музыку, что привело в дальнейшем как к появлению жанра “средневековый метал” (mittelalter-metal), так и к появлению целого ряда ансамблей “уличного средневековья”, нередко неосознанно копирующих идеи, впервые предложенные Томасом Бинкли. Фактически представления о средневековой музыке Бинкли стали многими слушателями и даже музыкантами восприниматься как сама средневековая музыка. Не это ли одна из самых больших наград для артиста?

На изображении - Studio der frühen Musik (The Early Music Quartet) в 60х.
❤️ 10
👍 4
😳 1
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 30 Jun, 09:30
Современная история исполнения средневековой музыки. Часть II. А что такое “средневековая музыка”?

Для нашего времени привычно мыслить об истории устоявшимися крупными блоками. Вот тут у наc Античность, заканчивается она примерно вот тогда-то. Вот тут у нас Средние века, а дальше - Ренессанс, Барокко, если мы говорим об истории искусства или Позднее Средневековье и Новое время, если речь об общей истории. Но так было не всегда.

Путаницу вносит сам термин “Античность”. Для русского языка он - заимствованный. На латыни (и на многих европейских языках вслед за ней) antiquitas означает древность или даже “старые добрые времена”, “при царе Горохе”. Поэтому этим термином что только ни называли! Для авторов XVI века античностью/древностью были как раз Средние века. И лишь много позже Античностью стали называть привычное нам время Древней Греции и Древнего Рима. Вероятно, это произошло в XVIII веке под влиянием развития археологии. О Геркулануме узнали только в начале XVIII века, а раскопки начались в середине века. Раскопки Помпеи начали еще позже.

Впрочем, даже когда античное искусство заняло знакомое нам место, средневековое еще не именовалось средневековым. Чаще всего для периода XII-XIV веков использовалось слово “готика”. Лишь в XIX века термины “moyen age” и “mittelalter” укрепляются во французском и немецком языках, англичане же крепко держались за готику вплоть до XX века. Впрочем, самое выражение “средневековая музыка” (medieval music) почти не употреблялось в английском языке вплоть середины XX века.

Почему я уделяю столько внимания английскому языку? Потому что именно говорящим на нем американцам, в первую очередь, принадлежит честь популяризации средневековой музыки. В университет эту музыку привели немцы и французы, а на большую сцену - американцы.

Первым прорывом стал, вероятно, голливудский фильм “Айвенго” (1952, с Элизабет Тэйлор и Робертом Тэйлором), один из самых успешных фильмов тех времен. В музыке к этому фильму композитор Миклош Рожа использовал действительно средневековые мелодии, в том числе песни Гираута де Борнеля и Ричарда Львиное сердце. Результат заслужил номинаций на “Оскар” и “Золотой глобус”

В том же 1952 году Ноа Гринберг (1919 - 1966) и Бернард Крэйнис (1924-2000) основали ансамбль New York Pro Musica (изначально Pro Musica Antiqua), который использовал старинные инструменты и вскоре начал включать средневековую вокальную и инструментальную музыку в свой репертуар. А в 1958 записал и выпустил, вероятно, первую популярную пластинку (LP), полностью посвященную средневековой музыке - запись литургической драмы Ludus Danielis (Действо о Данииле).

В 1964 году ансамбль посетил Советский Союз. Их концерты в Московской консерватории с музыкой Ренессанса были записаны, и в 1986 года “Мелодия” выпустила их на три пластинках в серии “На концертах выдающих мастеров”.

Концерты и записи New York Pro Musica пробудили интерес немалого числа слушателей и исполнителей к средневековой музыке. Бенджамин Бэгби (Sequentia) в интервью вспоминал: “Моим первым осознанным опытом слушания средневековой музыки был концерт, который я посетил в США в 16 лет. Это была программа французской музыки 13 и 14 веков (мотеты, песни труверов, произведения Гильома де Машо) в исполнении New York Pro Musica Antiqua. Я был полностью увлечен этой музыкой и решил тотчас основать свой собственный ансамбль (что я и сделал в течение нескольких месяцев) и изучить все, что возможно, об этой музыке. “

На изображении - обложка той самой пластинки New York Pro Musica.
❤️ 14
👍 5
😳
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 29 Jun, 09:30
Современная история исполнения средневековой музыки. Часть I. Продолжение. О корнях и “корнях”.

Идея “корней” долго витала над средневековой музыкой. Как и представление о безыскусном и патриархальном средневековом искусстве. Несмотря на обилие сведений об обратном, этот миф продолжает жить, хотя далеко уже не так популярен в нашей стране как 10-20 лет назад. Связан ли он с тоской современного горожанина по прелестям сельской жизни или имеет более глубокие корни (простите за неожиданную, но уместную здесь иронию) сказать однозначно сложно, но именно этот миф ответственен за представления о связи современного музыкального фольклора и с музыкальным искусством XII-XIV веков, о безыскусности, натуральности средневекового вокала, или об исключительной утилитарности дошедшей до нас средневековой музыки.
Увы, и современная народной музыка далека от средневековой, даже если используются одни и те же тексты. И дошедшие до нас описания средневекового вокала, времени обучения ему, его эстетики, особенностей пропевания слогов и мелизмов, да и сами музыкальные произведения, выставляющие самые высокие и порой неожиданные требования современным певцам (и, особенно, вокальным ансамблям) свидетельствуют о сложной вокальной культуре того времени. А обилие музыки именно для слушания (собственно, подавляющее большинство дошедшей до нас средневековой нелитургической музыки таково), да и само слушание музыки как популярное времяпрепровождение в монастырях и замках (конечно, вне привычного нам сейчас концертного антуража) оставляет лишь удивляться идее утилитарности средневековой музыки.

Я разложил современного исполнения средневековой музыки на несколько стадий. Оказалось, что как исполнитель я побывал на каждой из них. Они - не только общая история, но и , пожалуй, индивидуальная история в той или иной мере многих современных “исторически информированны” исполнителей средневековой музыки.(мы вернемся к этому термину чуть позже). Когда я начинал свой путь в средневековой музыке, мне казалось, что не смогу исполнять ее исторически: нет инструментов, нет знаний. Да и какой аутентизм? мы же мало, что знаем. Остается расчитывать на произведения “в стиле”. Одним из них была вот эта песня. На прилагаемом видео она исполняется уже на средневековых инструментах, и с каким-то объемом знаний о музыке средневековья :) - https://youtu.be/1VFW-fBr1o8
❤️ 8
👍 2
😳
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 28 Jun, 08:58
Современная история исполнения средневековой музыки. Часть I. “Предстоит учиться мне в университете”.

До конца XIX века средневековая музыка осталась практически неизвестной. Старинная одноголосная музыка не попадала в сферы интереса слушателей и музыковедов. Подъем национализма привел к интересу к “корням” как во Франции (и отдельно в Окситании), так и в Германии и других странах, но отсутствие понимания нотации, музыкальных особенностей, контекста и т.д. в лучшем случае приводило к сочинению новых произведений в предполагаемом “средневековом стиле”. О полифонии до открытия в 1898 году Вильгельмом Мейером рукописи F Парижской школы Нотр-Дам (Magnus liber organi) толком не знали, порой принимая, например, мотеты с отдельно записанными партиями за одноголосные произведения.

Начало XX века стало, пожалуй, первым бумом в изучении средневековой музыки. Открывались рукописи, исследовался контекст, изучались и публиковались средневековые трактаты, расшифровывалась нотация. Этому способствовали, в том числе, открывшиеся и открывавшиеся в университетах кафедры музыковедения (сама эта дисциплина появилась в университетах , вероятно, в 1830х годах, а первые кафедры - в конце XIX века). Именно там были и осуществлены первые попытки исполнить в наше время музыку Средневековья.

Впрочем, национализм жил и в университетских кампусах. Пьер Обри (1874-1910) опроверг подход Хуго Римана , чувствуя, что защищает сокровища французской культуры от посягательств немцев и “продуктов немецкой системы обучения” и не смог принять того, что на ошибки его расшифровок музыки труверов - французской музыки! - указал ему Иоганн (Жан) Бек из Страсбурга (эльзасец - немец для парижанина Обри). В итоге в новых своих работах, представивших обновленную теорию расшифровок модальной нотации, Обри не упоминал о вкладе Бека. Разгорелся скандал, один из самых больших в истории музыковедения. Закончившийся судом, самоубийством Обри и эмиграцией Бека.

На изображении - первая страница рукописи F, открытие которой положило начало первому серьезному интересу к средневековой музыке.
❤️ 16
👍 2
😳 3
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 26 Jun, 09:32
Удивительно, но одна из самых больших неожиданностей в моем путешествии со средневековой музыкой - это ее неизвестность. Я, конечно, ожидал подобное для малоизвестного репертуара - тех же аквитанских версов, лэ или английских мотетов, но имена Гильома де Машо, Перотина или Филиппа де Витри на слуху у многих слушателей: на них ссылаются книги, в любви к их музыке признаются современные композиторы.

Но то, что они сочинили или написали , в чем были их идеи или как звучала эта музыка - все оказалось каким-то совсем не таким, как представлялось изначально. Витри не писал “Арс Нова”, голиарды оказались не вагантами, Турнайская месса вовсе и не месса - такие примеры можно приводить и приводить.

В попытке хотя бы немного разобраться почему при первом прикосновении известное становится неизвестным (словно касаешься фигуры из пепла), я обратился к современной истории исполнения средневековой музыки. И следующие посты будут посвящены именно ей.
❤️ 21
👍 6
😳
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 24 Jun, 16:36
В этот день – 24 июня - в 1374 году в Аахене произошла одна из самых больших в истории вспышек хореомании (танцевального помешательства).

Согласно «Большой бельгийской хронике» (Magnum Chronicon Belgicum) «в Аахен прибыли толпы диковинных людей и отсюда двинулись на Францию. Существа обоего пола, вдохновленные дьяволом, рука об руку танцевали на улицах, в домах, в церквах, прыгая и крича безо всякого стыда. Изнемогши от танцев, они жаловались на боль в груди и, утираясь платками, причитали, что лучше умереть. Наконец, в Люттихе им удалось избавиться от заразы благодаря молитвам и благословениям».

Эта эпидемия затем прошла по всей Германии. Прыжки и другие движения сопровождались галлюцинациями.
❤️ 14
👍 5
😳
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 24 Jun, 10:01
Musica Mensurata 23 Jun, 23:12
Запишите в ваши блокноты и календари! 6-13 октября в Москве пройдет шестой международный фестиваль средневековой музыки
Musica Mensurata

Ожидаются следующие концерты:
6 октября - Ensemble Labyrinthus (Россия) - L’amour abandonne. Французская музыка XIII-XIV веков.

10 октября - Sabine Lutzenberger & Norbert Rodenkirchen (Германия) - В забытых тонах. Шпрухи майстера Фрауэнлоба (ок 1260 - 1318)

13 октября - Ensemble Labyrinthus, Sabine Lutzenberger, Norbert Rodenkirchen - Кондукты Вальтера Шатильонского (ок. 1135- ок. 1200)

Будет звучать музыка на латыни, средневерхненемецком и старо-французском языках с аккомпанементом цитолей, средневековых поперечных флейт и шифони. И, как обычно для фестиваля, ожидается немало российских премьер.

Поддержать фестиваль можно и очень нужно - https://planeta.ru/campaigns/musica_mensurata19
❤️ 16
👍 1
😳
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 21 Jun, 09:52
Сегодня, 21 июня, в 15-54 - Летнее Солнцестояние. В этот момент наклон оси вращения Земли в направлении Солнце становится наименьшим. И день - наибольшим.

Во многих традициях этот день был праздником. И песни и стихи, посвященные лету, можно найти в разные периоды. XIII век, например, оставил нам "Летний канон" Sumer is icumen in. Вот как выглядит страница с "летним каноном", высеченная в камне, и находящаяся среди развалин Редингского аббатства
❤️ 18
👍 4
😳
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 19 Jun, 15:03
В этот день 750 лет назад король Франции Людовик IX (Святой Людовик) повелел всем иудеям появляться на людях только в одежде с желтым знаком.

Впрочем, еще в июне 1244 гг. на парижском диспуте, созванным тем же королем, Талмуд был признан "экстремистской" книгой и 24 воза с изъятыми рукописями были преданы огню на улицах Парижа.

Еще этот чудесный "святой" король разрешил пытки (и вообще существенно расширил права инквизиции), запретил многоголосное пение в придворной церкви Сен-Шапель и светское пение во дворце. При нем заглохла знаменитая парижская школа Нотр-Дам.

В связи с этим предлагаю послушать автора самой ранней дошедшей до нас нотированной музыки на древнееврейском - Барух ха-гевер Авдия Прозелита (XII век) - https://youtu.be/vVAc5vfrXOo
Евгений Скурат - вокал, Данил Рябчиков - гиттерн
❤️ 11
👍 6
😳
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 18 Jun, 06:56
Дошедшая до нас музыка Фрауэнлоба написана в трех жанрах, характерных для миннезанга XIII века: любовная песнь (Minnelied), шпрух (Spruch) и ляйх (Leich).
Ляйх - это продолжительные многострофные произведения, в 13-14 веках идентичные французским лэ. У каждой строфы - свои мелодии. Сохранилось три ляйха Фрауэнлоба, в том числе и продолжительный Мариенляйх- лэ девы Марии-состоящий из 20 строф и 508 строк текста.

Шпрух - более короткие, но также строфические произведения, паралитургические или просто назидательные по тексту. Шпрухи, особенно в более поздние, мейстерзингеровские времена, писались на “тоны” - набор и последовательность мелодических попевок.

Сохранилось около 10 тонов с разной степенью достоверности принадлежащих Фрауэнлобу. На их основе мейстерзингеры следующих веков сочинили сотни произведений.

Музыка любовных песен Генриха Мейсенского не сохранилась.

В приложении - шпрух Фрауэнлоба Die kuniginne von Saba в исполнении Сабине Лутценбергер, которую можно будет услышать в Москве 10 октября на фестивале Musica Mensurata - https://youtu.be/PTJs7czSj6c
❤️ 8
👍 3
😳
👎
Читать полностью
Musica Mensurata 16 Jun, 12:06
Миннезингер Генрих Мейсенский (ок 1260 - 1318) более известен под именем Fraeunlob (Певец Девы) из-за песен в честь Девы Марии и женщин вообще.

По словам хрониста “женщины несли его тело до гробницы с громкими причитаниями и в большой скорби в бесконечно благодарности за то, что осыпал хвалой женский пол в своих стихах”.

Вероятно, Генрих родился в Мейсене (сейчас его называют Майсен), по крайней мере, об этом свидетельствует одна рукопись XIV века. Умер Фрауэнлоб в Майнце, где в соборе до 1774 года находилась его гробница. Согласно легенде, в Майнце Генрих создал первую школу мейстерзанга, и следующие поколения мейстерзингеров считали Фрауэнлоба своим родоночальником.

В кодексе Манессе (середина XIV века) есть его изображение в процессе руководства музыкантами с их виелами, шалмеем, псалтериумом, волынкой, блокфлейтой и разной перкуссией. А над Фрауэнлобом парит дева Мария.

Музыку Фрауэнлоба можно будет услышать на фестивале Musica Mensurata в Москве 10 октября в исполнении Сабине Лутценбергер и Норберта Роденкирхена.

На изображении - там самая миниатюра из кодекса Manesse
❤️ 13
👍 2
😳
👎
Читать полностью