Они могли бы быть больше, чем Daft PunkСобирался написать пост про то, что дуэт
Basement Jaxx обделен вниманием, но потом вдруг вспомнил, что когда
Кайли Миноуг боролась с раком в 2005 году, они заменили ее на «Гластонбери» в качестве хедлайнеров.
А еще в том же году они выиграли «Грэмми» за лучший танцевальный альбом, а их треки звучали в куче видеоигр, среди которых есть даже такие, в которые играл я («SSX 3» на PS2, например). А еще их песня
«Good Luck» была официальной темой Евро 2004 на британском телевидении, их ремикс трека
Мисси Эллиотт («4 My People») стал одной из самых популярных песен в ее каталоге и они записывали совместные композиции со
Сьюзи Сью, Йоко Оно и
Робин. Так что все у них, в общем, было в порядке.
И все равно, на мой взгляд, стоило бы относиться к ним серьезней и почаще вспоминать. Я вот вспомнил, когда слушал хороший новый альбом
Skrillex «Quest for Fire». Почему мне он так вкатил? Ведь я никогда не питал особой любви к EDM и
Скриллексу (за исключением его продакшнов для
Джастина Бибера), однако услышал в «Quest for Fire» нечто родное и знакомое, цепляющее на уровне подсознания. Основательно порывшись в музыкальной памяти, я в итоге выстроил параллели с Basement Jaxx. Вот у кого было такое же внимание к деталям, такая же точная калибровка звуков, из которых склеиваются барабанные «брейки» и «филлы», такие же лихие срывы из брейкбита в прямую бочку, такой же верный хаус-мотор под капотом из мешанины стилей и звуков.
Удивительно, но музыка Basement Jaxx за последние двадцать с лишним лет почти не устарела. Включите их трек
«Breakaway» и офигейте от напора битов и проработанности саунд-дизайна. Это техно-фанк, доставленный прямиком из будущего! А затем посмотрите на год выпуска (2001) и офигейте еще раз. Теоретически, этот трек могла бы выпустить
SOPHIE в 2018, его могли бы сварганить
100 gecs в 2019, его мог бы сделать Skrillex на пару с каким-нибудь
DJ Snake в 2023. Однако вряд ли кто-либо из этих артистов смог бы выдать столько неожиданных хуков, сделать из этого звукового хаоса полноценную песню, рассказать историю, как Basement Jaxx. Не говоря уже о том, что почти весь EDM на фоне их ранних пластинок звучит безопасно и вылизанно, примерно как группа
Twenty One Pilots на фоне
The Stooges.
Стоит послушать три первые пластинки Basement Jaxx, выпущенные до того, пока они не начали делать откровенно коммерческую поп-музыку (и стали, при этом, менее коммерчески успешными). Просто включите их шедевр 2001 года «Rooty» и попробуйте усидеть на месте: дуэт
Саймона Рэтклиффа и
Феликса Бакстона ЗНАЕТ, как заставить задницы трястись, и безжалостно нажимает на все правильные кнопки. И при этом, их музыка устроена достаточно сложно для того, чтобы переслушать ее свежими ушами и обнаружить не слышанные ранее звуки, находчивые ходы, потаенные мелодии. Для меня Basement Jaxx – cамая изобретательная продакшн-команда «нулевых», которая наряду с
The Neptunes переписывала правила игры в мейнстриме в те годы и вообще по-хорошему должна перечисляться через запятую с
Daft Punk.
Они нанизывали на биты безумные конструкции из сэмплов, визгов и вздохов, и отголоски их «рубленного» стиля можно услышать повсеместно, от
Diplo до лейбла
PC Music. Они замешивали «глитч» с «мировой музыкой», но никогда не забывали про грув, танцы и мелодии. Basement Jaxx – олицетворение того, куда при помощи фантазии и смекалки можно уехать на смеси из поп-музыки и хауса. Они записали бэнгеров не меньше, чем Daft Punk и уступают им разве что в визуальной части. Если бы у них были классные костюмы роботов, они бы вообще всех порвали.