Новое литературное обозрение


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Книги


Независимое гуманитарное издательство, основанное в 1992 году. Главный редактор — Ирина Прохорова. Интеллектуальный нон-фикшн, современная проза и поэзия. Интернет-магазин: https://www.nlobooks.ru/


Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Книги
Статистика
Фильтр публикаций


21 мая в 16:00 в рамках акции «Ночь музеев» Третьяковская галерея устроит специальный показ фильма «Сталкер», приуроченный к 90-летию со дня рождения Андрея Тарковского. Вход по бесплатным билетам, которые можно получить в кассах Западного крыла Новой Третьяковки за полчаса до сеанса.

Фильм будет продемонстрирован в проекции 35 мм эталонной кинокопии, предоставленной для показа Фондом Андрея Тарковского.

Сеанс представит режиссер, актер и писатель Евгений Цымбал, который более двух лет работал на съемках картины сначала ассистентом по реквизиту, а затем вторым режиссером. Перед показом состоится презентация его книги «Рождение „Сталкера“: попытка реконструкции», недавно вышедшей в нашей серии «Кинотексты».

«Сталкер» Андрея Тарковского — ключевой памятник позднесоветской культуры, получивший всемирное признание. Фильм не раз становился предметом киноведческих исследований, вдохновлял художников и режиссеров, а о работе над ним писали многие, кто был рядом с Тарковским на разных этапах непростого пути от замысла проекта до его воплощения. Евгений Цымбал стремится восстановить хронику создания фильма, подкрепляя ее документами и личными свидетельствами. Читателю предстоит узнать, как первоначальный замысел трансформировался в ходе работы со сценарием, ближе познакомиться с культурно-политическим контекстом, увидеть прямую связь между биографическими обстоятельствами жизни Тарковского и его художественными решениями. Личные воспоминания в книге монтируются с фрагментами интервью, которые автор брал у участников съемочной группы.


Внутри нашей книжной серии «Интеллектуальная история» стартует новая подсерия, посвященная микроисторическим исследованиям. Новый проект открывает антология «Казус: Индивидуальное и уникальное в истории».

Микроистория ставит задачей истолковать поведение человека в обстоятельствах, диктуемых властью. Ее цель — увидеть в нем актора, способного повлиять на ход событий и осознающего свою причастность к ним. Тем самым это направление исторической науки противостоит интеллектуальной традиции, в которой индивид понимается как часть некоей «народной массы», как пассивный объект, а не субъект исторического процесса.

Альманах «Казус», основанный в 1996 году блистательным историком-медиевистом Юрием Львовичем Бессмертным и вызвавший огромный интерес в научном сообществе, был первой и долгое время оставался единственной площадкой для развития микроистории в России. Первая часть настоящей антологии знакомит читателя с текстами по теории, давшими импульс «казусному» направлению в современной отечественной историографии, а вторая часть — с напечатанными в первых пяти номерах альманаха исследованиями. Эти работы помогают проследить, как применяются и развиваются методологические принципы, сформулированные Ю. Л. Бессмертным и другими авторами «Казуса».

Книга доступна для предзаказа на сайте «НЛО».


Журнал «Новое литературное обозрение» объявляет прием заявок на участие в новом спецвыпуске. Его тема: «Антропология ненасилия: Гуманистическая традиция в русской культуре».

Идея ненасилия в последнее столетие связывается с именами таких людей, как Лев Толстой, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг. В этом контексте ненасилие обычно рассматривается как тактика или стратегия массовых политических и религиозных движений. Однако, по нашему убеждению, идея и практика ненасилия шире: она бывает воплощена не только в политических и религиозных программах, но и в повседневных привычках и ритуалах, уходящих в прошлое так же далеко, как письменная история, а возможно, и дальше. Идеи ненасилия присутствуют в мифах, в этических учениях буддизма, индуизма, христианства и других религий. «Орестея» Эсхила завершается тем, что Афина учреждает суд и этим кладет конец порочному кругу возмездия. В мифах троянского цикла та же самая богиня говорит Ахиллу, когда тот хочет наброситься на Агамемнона: «Не бей его мечом, бей его словом». Ветхозаветный принцип «Око за око, зуб за зуб» сменяется новозаветным «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Подобные истории выражают интуицию, согласно которой цивилизация как таковая предполагает ограничение деструктивных тенденций или их трансформацию, а потому обязательно включает элементы ненасилия.

Что могла бы сказать нам о ненасилии антропология современной культуры? Почему общество (и в более широком смысле — цивилизация), которое на протяжении тысячелетий практикует насилие и находит ему обоснования, все-таки периодически обращается к ненасилию как альтернативному этосу, modus vivendi и modus operandi?

Прислать заявку на публикацию можно до 1 июля. У нас на сайте вы найдете более подробный CFP, требования и адрес, на который можно отправить заявку.


«Ты пишешь академическую книжку про лабораторные исследования чумы, и вдруг наступает эпидемия чумы. И твоя книжка оказывается востребованной не как академическое исследование, а как практическое пособие. Некоторая привычка, приобретаемая к цифрам массового насилия, заставляет выстраивать системы защиты. В этом смысле я чувствую, что при восприятии настоящего у меня работают те же системы, которые я включал, когда работал с материалом в связи с книжкой».

Героем нового интервью Катерины Гордеевой стал исследователь мемориальной культуры Николай Эппле, а поводом для встречи стал новый виток популярности его книги «Неудобное прошлое». Катерина и Николай поговорили о государственном терроре, постпамяти, проблемах коллективной вины, невозможности полностью забыть массовое насилие и жить дальше, не выработав формулы согласия.


«Кто-то скажет, что новый роман Оксаны Васякиной — книга о тотальной безнадеге (так уже говорят). Ничего подобного. Новый роман Оксаны Васякиной — это книга о том, что мир ужасен, беспощаден и непроходимо глуп. Но другого мира нет, и, чтобы его изменить, сперва нужно его понять и принять таким, какой он есть в данный момент».

На портале «Горький» — рецензия на роман «Степь», на этот раз от Эдуарда Лукоянова.

Вы можете приобрести книгу на нашем сайте или прочитать отрывки из романа — в «Снобе» или в «Правилах жизни».


«Дорога, вскоре перейдя совсем уж в тропу, вьется по заповеднику вверх на плато. Ни шлагбаумов, ни лесного патруля на ней нет. Кроме считанных местных, да и то раз в неделю, тут никто не ходит и не ездит. Джип едва продвигается, буксуя и заваливаясь в рытвинах. Мы почти уже на плато. Над долиной внизу восходит солнце. Въезжаем сквозь бывшие ворота древнего города. Город Забвения, руины храмов, крепостные стены, фигуры, обломки, разбросанные по земле. Чтобы всё это обойти, нужны дни и дни. Тысячелетнее царство, лишь облака, плывущие над плато, видят это. А по сторонам — заповедник, сюда по ночам, наверно, забредают медведи, тигры…»

В израильском литературно-художественном журнале «Зеркало» опубликован фрагмент романа Сергея Соловьева «Улыбка Шакти» — «Плато Забвения». Фрагмент доступен для чтения в «Журнальном зале».

Подробнее о романе — на сайте «НЛО».


Плейлист на выходные! Друзья, хотим поделиться с вами записями XXVIII Банных чтений. В этом году мы планировали оглянуться на 30 лет развития гуманитарной науки в России в связи с юбилеем издательства «НЛО». Оглядываться пришлось совсем в других обстоятельствах и, мягко говоря, не в праздничном настроении. Не в живой аудитории, как мы хотели, а онлайн. Тем не менее Банные чтения состоялись, и, собравшись, мы не только обсуждали, что произошло за 30 лет, но и говорили о том, как заниматься наукой теперь. Все доклады и круглые столы собраны в одном плейлисте на YouTube-канале «НЛО».

В конференции приняли участие Людмила Алябьева, Ольга Аннанурова, Даниил Аронсон, Павел Арсеньев, Тимур Атнашев, Константин Богданов, Екатерина Болтунова, Татьяна Вайзер, Ольга Вайнштейн, Татьяна Венедиктова, Ксения Гусарова, Евгений Добренко, Сергей Зенкин, Михаил Маяцкий, Марк Липовецкий, Николай Плотников, Кевин Платт, Ирина Прохорова, Ирина Сандомирская, Ирина Сироткина, Александр Семенов, Николай Ссорин-Чайков, Елена Трубина, Александр Филиппов, Олег Хархордин, Александр Эткинд и Михаил Ямпольский.

Подробнее о Банных чтениях — у нас на сайте.


Друзья, со следующей недели мы обновим наш редакционный ньюслеттер. Сейчас мы стремимся использовать все возможные каналы для поддержания связи с вами, и рассылка — один из самых надежных способов. Раз в неделю мы будем делиться эксклюзивной информацией о книгах и авторах, новостями производства, дарить промокоды, объявлять скидки и другие приятные бонусы только для подписчиков.

Героем первого выпуска рассылки станет Александр Стесин — наш постоянный автор из Нью-Йорка, поэт, путешественник, врач, лауреат премии «НОС» за книгу «Нью-йоркский обход». В апреле «НЛО» выпустило его роман «Троя против всех». Он открывает новую страницу в творчестве автора, а читателю дает возможность заново открыть для себя современный мир, войти в положение героя, который дважды прошел через эмиграцию. В нашем письме о своем опыте работы над книгой расскажут ее редактор Лев Оборин, дизайнер обложки Наталья Агапова, технолог Гуля Сатарова и, конечно, сам Александр Стесин — у него мы взяли небольшое интервью.

Чтобы подписаться, нужно зайти на nlobooks.ru, промотать сайт вниз и в подвале нажать «подписаться на рассылку >». До скорой встречи!




Наследие Льва Толстого, пожалуй, никогда не было столь же востребовано, как в последние годы. Сегодня его мысли продолжают обсуждать и цитировать, особенно эмоциональную публицистику времен Русско-японской войны и Первой русской революции.

В книге «Жизнь Льва Толстого: Опыт прочтения» профессор Оксфордского университета и Шанинки Андрей Зорин рассматривает художественное и философское наследие писателя наравне с его военным опытом, крестьянским трудом и семейной трагедией. Вот как Зорин пишет о статье «Не могу молчать» 1908 года — реакции Толстого на жестокие методы подавления крестьянских бунтов:

«Толстой начал статью с натуралистически бесстрастного описания повешения. Его негодование прорывалось лишь в точности воспроизведения самых ужасающих подробностей. Потом он перешел к рассказу о состоянии страны, которую захлестывает ненависть и в которой маленькие дети играют в теракты, экспроприации и казни. Осуждая любое насилие, он все же настаивал, что солдаты, повинующиеся приказам, [...] заслуживают большего снисхождения, чем хладнокровные и уверенные в своей правоте убийцы, которые посылают людей на казнь. В финале Толстой признал собственную нравственную ответственность за происходящее в России».

Книга «Жизнь Льва Толстого» доступна во всех форматах: бумажном, электронном и аудио. Подробнее — на сайте «НЛО».


Репост из: Книжная активистка
Это интервью должно было случиться год назад, но случилось только сейчас. Тогда это был бы совсем другой разговор, конечно, а теперь… Теперь я понимаю, каково это везти урну с прахом родителя, обнимать её, разговаривать с ней, искать себя в утекающих сквозь пальцы останках человека, из которого ты сделана, восставать из этого праха.

Весной в издательстве «Новое литературное обозрение» вышел диптих Оксаны Васякиной «Степь» — проза, в которой писательница и поэтесса в противовес своему дебюту «Рана», посвященному теме утраты матери, обращается к воспоминаниям об отце: о его пионерском детстве, бандитской молодости, жизни, проведенной в дороге за баранкой большегруза, и смерти от СПИДа. В попытке осмыслить одну эпоху Васякина обращается к другой, более ранней, в поисках ответа на вопрос, как вчерашние пионеры стали бандитами, и на примере героя отца разбивает романтический миф о лихих 90-х и «Бригаде».

В новом выпуске на канале говорим с Оксаной о «Степи» и о русскости, о родителях, о безграничном, пугающем пространстве природы и сжимающемся пространстве вокруг. Посмотрите его потому что.


Репост из: Книжный магазин «Фаланстер»
Топ продаж Фаланстера за апрель — самые популярные книги в нашем магазине за прошлый месяц:

1. Сэмюэль Беккет. Тихие трепыхания: поздняя проза. — СПб.: Jaromir Hladik press, 2022. https://vk.cc/cdq2vQ

2. Джонатан Франзен. Перекрестки. — М.: Издательство АСТ: Corpus, 2022. https://vk.cc/cdq2Im

3. Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа. — М.: Радикальная теория и практика, 2022. https://vk.cc/cdq3pO

4. Дуглас Дэвис. Смерть, ритуал и вера: риторика погребальных обрядов. — М.: Новое литературное обозрение, 2022. https://vk.cc/cdq3Ib

5. Джорджо Агамбен. Куда мы пришли? Эпидемия как политика. — М.: Независимое издательство Ноократия, 2022. https://vk.cc/cdq3Na

6. Мишель Серр. Договор с природой. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2022. https://vk.cc/cdq4Rp

7. Кристоф Кокс. Звуковой поток. Звук, искусство и метафизика. — М.: Новое литературное обозрение, 2022. https://vk.cc/cdq5hv

8. Оксана Васякина. Степь. — М.: Новое литературное обозрение, 2022. https://vk.cc/cdq5tM

9. Сказки мятежей и трюфлей: небывалая русская фантастическая проза XVIII--XIX веков / Составление, комментарии и предисловие Виталия Бабенко. — М.: V-A-C Press, 2022. https://vk.cc/cdq6ny

10. Флориан Иллиес. Любовь в эпоху ненависти. Хроника одного чувства, 1929-1939. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2022. https://vk.cc/cdq6Cb

11. Сергей Зотов, Дильшат Харман. Средневековая магия. Визуальная история ведьм и колдунов. — М.: Издательство АСТ, 2022. https://vk.cc/cdq79y

12. Оксана Тимофеева. Это не то. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2022. https://vk.cc/cdq7hg

13. Алексей Поляринов. Ночная смена. — М.: Альпина нон-фикшн, 2022. https://vk.cc/cdq7qd

14. Вячеслав Корнев. Гении авторского кино. — М.: Канон+, РООИ Реабилитация, 2022. https://vk.cc/cdq7Bc

15. Юрий Плюснин. Социальная структура провинциального общества. — М.: Издательство Common place, 2022. https://vk.cc/cdq7SZ

16. Чарльз Буковски. Блюющая дама: избранные стихи и письма. — СПб.: Пламень; М.: Adaptec/T-ough Press, 2022. https://vk.cc/cdq8ct

17. Александр Бурлаков. Петэн. Последний великий француз. — СПб.: Владимир Даль, 2022. https://vk.cc/cdq8pw

18. Немецкие народные легенды / Перевод Юлии Полещук, иллюстрации Буркхарда Найе, пересказ М. Гапоненко. — М.: libra, 2022. https://vk.cc/cdq8IJ

19. Лев Наумов. Итальянские маршруты Андрея Тарковского. — М.: Выргород, 2022. https://vk.cc/cdqb0K

20. Тимоти Мортон. Род человеческий. Солидарность с нечеловеческим народом. — М.: Издательство Института Гайдара, 2022. https://vk.cc/cdqb7x

21. Д.А. Аманжолова, К.В. Дроздов, Т.Ю. Красовицкая, В.В. Тихонов. Советский национальный проект в 1920-1940-е годы: идеология и практика. — М.: Новый Хронограф, 2021. https://vk.cc/cdqbKw

22. Рюдигер Эш. Электросити: Дюссельдорфская школа электронной музыки. 1970—1986. — М., Екб.: Кабинетный ученый, 2021. https://vk.cc/cdqcco

23. Бранко Миланович. Капитализм и ничего больше: Будущее системы, которая правит миром


В апрельском топе продаж магазина «Фаланстер» — «Смерть, ритуал и вера» Дугласа Дэвиса (серия «Studia religiosa»), «Звуковой поток» Кристофа Кокса («История звука») и роман Оксаны Васякиной «Степь».


«Я хорошо помню этот ясный день 9 мая 1965 года. На улице было уже тепло, солнечно и оттого весело, на первомайские праздники мы с мамой приехали [...] в родное гнездо, Александров, где прошло мое детство. […] И в тот солнечный день я, выйдя с товарищем на главную улицу города, был поражен видом необычной колонны, которая топотно, без особой выправки, с трудом держа строй, шла по проезжей части под музыку оркестра. Меня больше всего поразили лица и разномастная одежда, точнее, одежонка, в которую были наряжены старые солдаты: кто-то натянул уже ставшую ему тесной фронтовую гимнастерку, кто-то шел в довольно заношенном кителе без погон, в ежеминутно сползавшей с лысины выцветшей пилотке или в фуражке с разломанным козырьком, кто-то маршировал в обычном пиджаке, лацкан которого оттягивали боевые (не юбилейные, как было потом!) ордена и медали. У этих знакомых мне по обычной жизни дядек, [...] с которыми я стоял в очереди в баню, а потом, уже в мыльне, видел на их телах страшные сизые шрамы через всю спину или грудь, проступило неведомое ранее величие. Все они будто преобразились: гордые, побритые, строгие, сосредоточенные, объединенные мне неведомым общим чувством, они гулко шагали передо мной».

Яков Сенькин, альтер эго известного петербургского историка, автора «НЛО», выпускает книгу воспоминаний-новелл «Белые скалы Дувра».

На нашем сайте вы можете предзаказать книгу или уже сейчас начать читать ее в электронной версии.


Репост из: Библиотека им. Н.А. Некрасова
«Дизайн детства», под редакцией Меган Брендоу-Фаллер — сборник статей, рассказывающих о материальной культуре детства в разные времена и эпохи: от игрушек, созданных самими детьми в 1860-х годах в Новой Зеландии, до осмысления игры Баухаусом и появления LEGO.

Мишель Пастуро, «Жёлтый. История цвета» — после синего, зелёного, чёрного, красного и полосочек французский историк-медиевист рассказывает о ещё одном цвете и о том, как менялось его значение с античности до наших дней: жёлтый бывал и цветом, обозначающим безумие, и символом радости и богатства.

Вадим Михайлин, «Бобёр, выдыхай! Заметки о советском анекдоте и об источниках анекдотической традиции» — исследование филолога и антрополога о зооморфном советском анекдоте. Из книги можно узнать об образе зайца, коровы и червяка и о более экзотических персонажах, например бегемоте и зебре. И, конечно же, в книге много самих анекдотов.

Ирина Вакар, «Люди и измы. К истории авангарда» — сборник статей главного научного сотрудника Третьяковской галереи о русской живописи первой трети 20-го века. Кажется, здесь можно найти заметки обо всех знаменитых художниках русского авангарда и об их связях с мировой художественной традицией.

Линор Горалик, «Имени такого-то» — роман-фантасмагория, основанный на реальной и очень страшной истории эвакуации в 1941 году пациентов московской психиатрической больницы им. Н.А. Алексеева (она же «Кащенко»).

Все книги уже можно взять почитать бесплатно — ищите на стеллаже новых поступлений в главном здании Некрасовки или заказывайте в электронном каталоге на сайте и через нашего бота.


Репост из: Библиотека им. Н.А. Некрасова
#новинкинекрасовки

Оформили в фонд симпатичную партию новых поступлений — на этот раз много гуманитарного нон-фикшена и несколько художественных книг от издательства «Новое литературное обозрение». Там есть и литературоведческие работы о Венедикте Ерофееве и Александре Пушкине, и много книг по истории повседневности (от советских городских легенд до запахов), и разные занятные исследования в области философии, искусства и урбанистики.

Среди почти двух сотен книг мы выбрали пять, на которые обратили особое внимание 👀


«Вечером они как-то оказались в Шереметьево... [...] Им запретили девять чемоданов — оставили три. Что влезло, то влезло. Из-за стеклянной стенки на них подозрительно пялились люди в штатском. Самый толстый куда-то звонил. Звонил, звонил, рапортовал, рапортовал… [...] И вот они уже плачут и обнимаются с подвалившими тем временем друзьями. Нервотрепка продолжается в самолете. Он все не выезжает на полосу, все куда-то катит на прицепе, все не разгоняется… А Мироновы все дрожат, что в них распознают зайцев и снимут с самолета, и успокаиваются, только подлетая к Вене».

«Сбор клюквы сикхами в Канаде» Елены Толстой — своего рода повесть, составленная из миниатюр: детство в Ленинграде пятидесятых, прошедшее под знаком (чужой) ностальгии, разнообразные московские учебные заведения и авангардные предчувствия шестидесятых, реалии эмиграции, вкрапления документальных материалов вроде чужих устных мемуаров или газетных объявлений.

Елена Дмитриевна Толстая — филолог, профессор Иерусалимского университета; внучка писателя Алексея Толстого и поэтессы Натальи Крандиевской, дочь арфистки Надежды Толстой и композитора Дмитрия Толстого.


«Что-то забывается, мы помним не все, но эхо прошлого никуда не уходит. Оно передается дальше. Не через землю, а через людей. Так работает постпамять: ты уже не являешься носителем памяти о событиях, ты, возможно, ничего о них не знаешь, но даже умолчание о них и практики, рожденные из-за этих событий, влияют на тебя. И если, например, мою прапрапрабабку изнасиловали, то она каким-то образом отреагировала на эти события. Может, у нее была депрессия или ПТСР, она как-то относилась к своим детям с учетом произошедшего, а те уже относились так к своим детям. Это передалось и коснулось меня.

То же самое с миром. Мир может не помнить каких-то вещей, но он сам является бесконечным свидетельством прошлого. Мы живем в мире, который пухнет от вещей и событий. И я не знаю, когда он взорвется. Если еще и учитывать, что мы живем при патриархате, мне страшно представить, что мои бабки, тетки передали мне. Наверное, это есть темнота, о которой я пишу».

Долгожданный выход «Степи» Оксаны Васякиной пришелся на трудные времена, однако жизнь романа только набирает обороты — интервью с писательницей и рецензии выходят каждую неделю, а новые читатели, ранее незнакомые с творчеством Оксаны, открывают для себя «Степь» и затем обращаются к «Ране». Об опасности блатного мифа, постпамяти и троянских конях в литературе — новое интервью Оксаны для проекта «Гласная».


«НЛО» продолжает выпускать работы крупнейшего в мире специалиста по истории книжной культуры, историка Франции, экс-директора библиотеки Гарвардского университета Роберта Дарнтона. В апреле мы переиздали книгу «Цензоры за работой», а также выпустили «Литературный Тур де Франс: Мир книг накануне Французской революции».

5 июля 1778 года швейцарец Жан-Франсуа Фаварже — торговый представитель Типографического общества Нёвшателя — сел на лошадь и отправился в пятимесячное путешествие по Франции, заезжая почти в каждую книжную лавку на своем пути и составляя своеобразные досье на книготорговцев. История о его путешествии могла бы составить фабулу плутовского романа, но оказалась в руках Роберта Дарнтона — и легла в основу большого исследования о становлении книжного рынка во Франции XVIII века. Используя поездку Фаварже как сюжетную канву, Дарнтон подробно рассказывает, как на практике функционировало книжное дело, как попадали к французским читателям литературные тексты, как происходила полулегальная торговля перепечатанными или подцензурными книгами в предреволюционные годы.

Особое внимание автор уделяет пестрому многообразию людей, населявших этот мир книг: цензорам, печатникам, книгопродавцам всех мастей (от столичных членов гильдий до бродячих книгонош), владельцам мелких магазинчиков, нелегальным частным предпринимателям и т. п. Все они играли крайне значимую роль в распространении книг, но история литературы напрочь о них забыла, и все они бесследно канули в небытие. Одна из задач этой книги, по словам автора, состоит в том, чтобы восстановить историческую справедливость и вернуть их к жизни.

«Литературный Тур де Франс» можно заказать на сайте «НЛО», а в сети доступны отрывки. Например, фрагменты, посвященные контрабанде книг через швейцарско-французскую границу (Полит.ру) и торговле порнографической литературой («Горький»).


Как относились к должникам в России XIX века? Легко ли было объявить банкротство? Почему люди, погрязшие в долгах, могли годами оставаться в деле, а банкроты — считаться платежеспособными? Чем дворянские долги отличались от купеческих?

Теме кредитной культуры в Российской империи посвящена книга историка, преподавателя Йельского университета Сергея Антонова, недавно вышедшая в серии «Historia Rossica». Фрагмент исследования можно прочитать на «N + 1»; заказать книгу — на сайте «НЛО».

«Списание долгов при банкротстве было институционализовано в России в 1800 году, примерно тогда же или даже несколько раньше, чем в большинстве основных правовых систем. Однако, как в случае большинства других юридических и административных практик в России XIX века, применение этой меры в удивительно высокой степени зависело от усмотрения частных лиц — в данном случае кредиторов, заседавших в конкурсных управлениях.

Заемщики, утратившие доверие кредиторов, должны были сдать оставшиеся у них активы, а затем дать показания, объяснив свою неудачу. Такие показания, как правило, содержали постановочный и даже драматический элемент, обычно нехарактерный для российских судебных процедур до реформы 1864 года. После этого кредиторы, входившие в состав конкурсов, принимали решение о возможности списания долгов, впоследствии утверждаемое судом. Разумеется, это решение зачастую диктовалось существованием обстоятельств, признанных неподконтрольными заемщику, или, наоборот, мошенническими действиями, например сокрытием имущества или счетных книг».

Показано 20 последних публикаций.