Всякая старая музяка

@olden_music_junk Нравится 0

Канал про классическую музыку (барокко, классический период, романтизм, модернизм, минимализм), оперу и, возможно, немножко про джаз. Сама я нихуя про это все, конечно, не знаю, но все равно рассказываю в свободной форме.
Для вас пишет @masha0190.
Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Музыка


Написать автору
Гео канала
Россия
Язык канала
Русский
Категория
Музыка
Добавлен в индекс
26.04.2018 21:58
Последнее обновление
23.02.2019 19:32
Telegram Analytics
Самые свежие новости сервиса TGStat. Подписаться →
Alexandr Sergeevich
О деньгах в Telegram со щепоткой мотивации. Открыть канал →
@TGStat_Bot
Бот для получения статистики каналов не выходя из Telegram
487
подписчиков
~577
охват 1 публикации
~69
дневной охват
~2
постов / нед.
118.5%
ERR %
2.09
индекс цитирования
Репосты и упоминания канала
5 упоминаний канала
5 упоминаний публикаций
38 репостов
美学はどうか
Культурный
Новые каналы
Caledonia
Medieval Legacy
MuzTube 🔊
Детьюн
Жизнь никчёмна
Жизнь никчёмна
Жизнь никчёмна
Каналы, которые цитирует @olden_music_junk
Последние публикации
Удалённые
С упоминаниями
Репосты
Ох, ребята, как же утомило писать про успешных богачей. Помню, когда написала пост про Мусоргского, так хорошо стало на душе: ведь получается, что даже если помрешь в запое в сорок лет, все равно есть шанс стать великим композитором! После смерти, конечно, будет уже пофиг, но какое-никакое утешение.

А вот послушайте, какая фигня приключилась с Жоржем Бизе. Он умер спустя три месяца после премьеры «Кармен», которая до сих пор является, кажется, самой популярной оперой ЭВЕР. Прожил бы Бизе еще два-три года, глядишь, все было бы совершенно иначе.

В чем была беда с «Кармен»: ее решительно отказывались ставить. Директор парижской Оперы-Комик Адольф де Лёвен был сильно ей недоволен. Считал оперу неподобающей из-за обилия сцен сомнительной пристойности, слишком уж независимого характера главной героини, некомических цыган и — о боже мой — убийства в конце, которое расстроит слушателей (ох уж эти французы-неженки). Несколько месяцев чувак срался с Бизе и либретистами, а в итоге так разнервничался, что уволился нахер (после пятидесяти лет работы в театре).

К 1875 году оперу, наконец, поставили, но получилось хреново. Критики называли «Кармен» бесцветной, скучной, полной непримечательных мелодий (втф). После этого Бизе задепрессовал, заболел, начал поговаривать о ранней смерти и поигрывать похоронные марши на пианинке. Ну а в начале июня у него случилось два сердечных приступа, после второго он и скончался.

Есть мнение, что скончался он не столько из-за депрессухи и нервов, сколько из-за респираторной инфекции, от которой страдал годами. В марте 1875, как раз после премьеры, инфекция распространилась на среднее ухо, ну и пошло-поехало. Антибиотиков еще не было, по-другому нервный Бизе не лечился, ну вот и умер от сепсиса в 37 лет.

Короче, берегите себя :(

Ну и чтоб вы понимали, насколько популярной стала «Кармен» всего через несколько лет, вот вам цитата:

«Вчера, только представьте себе, я послушал шедевр Бизе в двадцатый раз. В очередной раз я сидел, полон нежной преданности, в очередной раз — не выбежал. Это торжество над моей нетерпеливостью поражает меня. То, как такое произведение делает человека совершенным, как слушатель сам становится шедевром. В самом деле, каждый раз, слушая “Кармен”, я себе казался бОльшим философом и лучшим философом, чем я привык себя считать.»

Человеком, который это сказал, был Альберт Эйнштейн.

Да шучу я, на самом деле это Ницше.

https://youtu.be/sHjnVz7Ayyw
Выпуск релиза. Часть 1

Как и обещала, вот вам новый материал👇
Тему лейблов пока отложим (т.к. она меня слегка подзатрахала🙈) и перейдем к очень щепетильной, но не менее интересной и более того, актуальной для меня😏

Записать альбом это целая история. Иногда на это уходят месяцы/года. Поэтому очень важно не провтыкать свои возможности и подготовиться к его релизу заранее.

Очень важно продумать стратегию запуска , даты, презентацию, размещение музыки на сайтах, лицензирование (тип лицензии, который вам подходит) и прочие нюансы, которые могут вам конкретно навредить и обломать все планы, если об этом не подумать вовремя.

Кто-то предпочитает писаться на известных студиях, кто-то в домашних условиях, некоторые пишут всё скопом, а другие только по-отдельности. Варианты разные и у всех свой подход, поэтому на моменте самой записи зацикливаться не будем, а поговорим для начала о стратегиях.

Начнем с планирования стратегии.
Самое важное это то, что она должна у вас быть, если не хотите проебать свой релиз на дне интернетов.

Садитесь с группой или сами и начинаете прописывать пункты с указанием бюджета и дат дедлайнов✍️

Какие пункты должны быть в стратегии?

Вот лишь часть пунктов, о которых вы должны подумать:
💿Запись, Сведение, Финальная версия релиза (даты и время работы на студии, мастеринг, дедлайн для готового варианта релиза);
💿Поиск лейбла или самиздат (будите ли вы искать и ждать или делать все на свое усмотрение);
💿Издание на носителях и тираж (диски, кассеты, винилы);
💿Интернет стратегия (от ресурсов где будет музыка до пиара в пабликах и у блогеров);
💿Анонсы и рецензии СМИ (каким СМИ отправлять и когда);
💿Обложка;
💿Фотосессия;
💿Мерч;
💿Видео (клипы, промо и т..д);
💿Оформление прав и договора (обсудим потом детально);
💿Место и дата презентации;
💿Тур (вообще отдельная тема, о нем будем говорить позже) и много чего еще.

Короче пунктов очень много.
Пока вы думаете, в следующем посту рассмотрим основные ошибки и нюансы некоторых пунктов. Coming Soon🤞
Наверняка же меня читают начинающие музыканты? Держите полезный канал: как общаться с лейблами, как не проебаться с релизом, как попасть в фестивальный лайнап и всякое такое прочее. Мне было бы полезно, если бы я была моложе лет на десять и смелее раз в сто (и я все равно подписалась), но для вас еще наверняка не все потеряно!
Оказывается, если три недели только слушать музыку и нихуя не читать, постить в канал будет нечего.

Или вот еще откровение: оказывается, если почитать книжку про композиторов, которую написал врач, постить в канал сможешь исключительно об их болезнях.

Впрочем, считаю, что это все не зря. Только не говорите мне, что вы знали, например, что Джоаккино Россини всю вторую половину жизни ежедневно тыкал себе в член железной трубкой (чтобы облегчиться).

Я не знала. Теперь знаю.

Теперь ответ на вопрос «почему Россини бросил писать музяку в сорок лет» кажется еще печальней.

То, что музыкологи сдержанно называют депрессией (и иногда связывают со смертью матери), на самом деле было целым списком расстройств физических и не очень. Список включал гонорею, вероятный артрит, вышеописанный (простите, не удержалась) уретрит, геморрой, безусловно — циклотимию, возможно — биполярку. А к концу жизни еще рак толстого кишечника. Нелегко пришлось старине Россини.

У него была жена (вторая), красавица Олимпия Пелисье. Олимпия таскала Россини по врачам, следила за тем, чтобы он соблюдал режим и всячески помогала смириться с ежедневными неприятными манипуляциями. Олимпию очень любят в рунете, пишут про нее какие-то жж-посты с пафосными заголовками, из которых мне даже страшно цитировать. Так или иначе, Олимпия была очень крутая и, безусловно, Россини (и мы) обязан ей своей долгой (76 лет) жизнью. Ну и тому, что он подцепил гонорею, а не сифилис.

За первые сорок лет жизни Россини написал сорок опер, кантат около двадцати, вагон инструментальных произведений, вагон вокальных и тележку церковной музыки. Популяризовал бельканто (такой оперный стиль) и заработал хуиллиард бабла. За вторую половину жизни Россини написал горстку произведений малой формы и еще одну маленькую тележку церковной музыки.

В том числе Stabat Mater — часовую католическую секвенцию для оркестра, хора и солистов.

Сегодня перед вами выбор. Можете послушать Stabat Mater про страдания девы Марии во время распятия Иисуса:
https://youtu.be/dJobIzO4uZM?t=143
(Антонио Паппано издалека похож на пухлого Гордона Рамзи!)

А можете отвергнуть проклятый таймлайн, в котором Россини имел близость с гонорейной шлюхой, и посмотреть классную постановку «Севильского цирюльника» (сабы на английском):
https://youtu.be/7SIpg4l_ts8

И небольшое послесловие.

На самом деле, ради драматического эффекта я немного спизданула. В последние несколько лет жизни Россини написал достаточно много мелочевки: они с Олимпией как раз обосновались в Париже и начали устраивать еженедельные вечеринки. Париж оживил чувака, он начал сочинять, играл гостям на ф-но и отплясывал бы, если бы состояние позволяло. Короче, все закончилось не так уж и плохо. А еще после смерти Россини врач, который его (неудачно) оперировал, изобрел первый резиновый катетер, и с тех пор железными трубками в себя больше никто не тыкал. The end.
1933 год. Министр пропаганды Йозеф Геббельс назначает Рихарда Штрауса директором Имперской палаты музыки — организации, обеспечивавшей музыкальную цензуру в гитлеровской Германии.

Йозеф Геббельс не любит Штраусса, но понимает, что это последний композитор мирового уровня на всю страну. Рихард Штраус не любит Геббельса, но понимает, что это последний шанс предотвратить музыкальную изоляцию Германии. Штраус соглашается.

***

Рихард Штраус родился в семье очень вредного, но гениального валторниста Франца Штрауса. Франц Штраус был настолько вреден и настолько гениален, что имел смелость постоянно сраться с Вагнером по поводу неумения того писать партии для валторны. А Вагнер бесился, конечно, но ничего поделать не мог, потому что валторниста лучше у него не было.

Штрауса-старшего, то есть, простите, Франца Штрауса (черт подери эти династии Штраусов! Не путайте, пожалуйста, с австрийскими Штраусами, которые писали марши и вальсы), так вот, Франца Штрауса вообще раздражала вагнеровская музыка, как и весь остальной пост-бетховен. Он был убежденным классицистом и всячески оберегал юного Рихарда от пагубного влияния новых веяний.

Ну вы знаете, чем такое обычно кончается: Рихард Штраус сам стал новым веянием. К началу двадцатого века Рихард был супер-пупер рокером-авангардистом. Его тональные поэмы были новы и дерзки. Его оперы — смелы и скандальны. Концерты Штрауса нередко оканчивались бунтами.

Власти подвергали Штрауса цензуре. Композиторы восхищались его музыкой. Не все, конечно, но вот Густав Малер, например, очень расстраивался из-за того, что ему в Вене не дают поставить штраусовскую Саломею.

Собственно, спустя лет двадцать из-за Малера расстраивался уже Штраус, потому что Малера, как и других музыкальных неарийцев, забанили нацисты.

***

Штрауса порой очень сложно слушать. Особенно его тональные поэмы. У каждой тональной поэмы есть сюжет и персонажи, выраженные в музыкальных темах, которые развиваются, контактируют, меняются и меняют друг друга. Такие оперы без слов, и слушать их надо, глядя в программки, иначе нить повествования теряется очень быстро. Взять тот же «Also sprach Zarathustra» (по одноименному роману Ницше): кроме феноменального «Рассвета» никто ничего и не вспомнит. А там, вообще-то, еще целых 8 частей, и все по Ницше, про сверхчеловека, «бог мертв», ну и всякое такое.

***

Спустя два года после назначения на пост директора Имперской палаты музыки Штрауса уволили: Гитлер был недоволен, что тот никак не поймет, что же такое арийская музыка и почему никак нельзя играть нацистам Дебюсси и Малера. Штраус остался в Германии и умер в 1949 году.

В последние месяцы Второй мировой Штраус написал «Метаморфозы» для 23 струнных. Послушайте. Это вообще ни на что не похоже.

https://youtu.be/MlpNB0WeQaQ
Ну, раз уж мы пошли по чехам, давайте и по Дворжаку проедемся.

«Дворжак был человеком немногословным и простым; увлекался голубями и поездами»
Джонатан Ноубл

***

Известно, что Дворжак был супер стабильным господином (по композиторским меркам). Без всяких там тревожных расстройств. Добрый и рассудительный чувак. Как-то он влюбился в свою ученицу, и, не получив ответных чувств, не стал ударяться в нервное сочинительство. Не стал устраивать драм. Просто взял да и женился на ее сестре. (гугл как быть как дворжак пожалуйста)

С другой стороны, к концу жизни Дворжак придумал себе забавное соперничество с Бедржихом Сметаной, и очень переживал, когда не мог покрыть его очередную оперу своей. Ну это и похуй, потому что в результате Джоржак все равно оказался круче, и именно его все чаще называют главным чешским национальным композитором. Сметана создал чешский национализм; Дворжак выкрутил его на 11.

Он был очень уважаем в музыкальном сообществе современников, и переобщался со многими композиторами. Вот, как описывал его Григ: «Тот еще тип, мягко говоря, но весьма приятный». Да и товарищ Брамс в стороне не остался: «Он, — говорил Брамс, — странный, но сердце у него на месте».

Не знаю, что имели ввиду эти ребята, особенно про странности, но вот поезда Дворжак любил, это супер известный факт, который не может не умилять*. Как-то раз Дворжак приболел, и врач показал ему лежать в постели, но Дворжак не послушался, потому что хотел смотреть на локомотивы. Пошел посмотрел, простыл и умер через месяц. Правда, не от простуды, а от оторвавшегося тромба (долго объяснять).

***

Вот вы знаете, как Брамса иногда называют лучшим венгерским композитором**? Дворжака по схожей логике иногда называют первым из лучших американских композиторов, хотя в Штатах он прожил всего года три. Дело в его девятой симфонии «Из Нового Света», в которой он (первый из композиторов-академиков) открыто вдохновлялся черной музыкой, спиричуэлами и индейскими мелодиями. Американская народная музыка понравилась Дворжаку настолько, что он даже посмел высказать идею, что за ней — будущее. Композиторы-американцы, конечно, только у виска покрутили, но, как мы теперь уже знаем, он оказался прав на сто процентов: в первой половине 20 века стали набирать популярность блюз, джаз, все вот это, без чего современная музыка не стала бы такой, какой она известна нам.

Девятая симфония просто невероятно крутая. Крутости уровня девятой бетховеновской***. Эталонно-классическая по структуре, фолковая по звучанию, драматичная, героическая. Странная. Местами программная, основанная на американском эпосе. Местами стерильно-музыкальная, но от этого не менее эпическая.

Вот вам Нью-Йоркский филармонический оркестр (который, кстати, всего на год младше Дворжака)
https://www.youtube.com/watch?v=HClX2s8A9IE

*и вообще я не понимаю, как эта телка могла отвергнуть человека, который увлекается трэйнспоттингом

**Брамс вообще-то немец, но венгерские танцы у него, канешн, отменные

***оттуда Дворжак даже позаимствовал пару тактов, а какие, я вам не скажу
В продолжение темы глухих композиторов вот вам еще одна история с хорошим концом.

Бедржих (бля) Сме́тана (бля!) — чешский композитор. Один из основателей чешского музыкального национализма и автор Очень Крутого цикла симфонических поэм под названием «Моя родина» (Má vlast), который был написан в 1874-79 годах.

Премьера первой части цикла, Vyšehrad, состоялась в 1875 году. Только вот Бедржих ее не слышал, потому что полностью оглох еще до того, как дописал.

Сметана полностью потерял способность слышать за четыре месяца. Четыре. Ебаных. Месяца. А вы говорите, Бетховен. У Бетховена слух постепенно ухудшался в течение многих и многих лет; ну да, тяжко. Но вот так сразу взять и потерять все, чем ты жил? Мне очень грусняво за Сметану, да и ему тоже было грусняво, и там чуть было до суицида не дошло. Но ниче! Выбрался мужик! Дописал свое говно! Прожил еще почти десять лет. Охуенный.

Бедой Сметаны стал сифилис. Никому не пожелаю подхватить сифилис до изобретения пенициллина. От сифилиса слегло немало композиторов, в том числе, например, Шуберт и (по некоторым данным) Шуман, и еще там разные чуваки. Сифилис в стародавние времена лечили всякой херней типа ртути (кстати, на ранних стадиях иногда помогало) и мяса молодых павлинов (это не шутка). Шуберту вот ничего из этого не помогло, и он откинулся в 31 год. А бедняге Сметане не свезло: он дожил до нейросифилиса, который проявился у него в потере слуха.

Ну, короче, поначалу Бедржих отчаялся и самовыпилился бы, если бы мог. А потом нашел силы, переехал из Праги нахуй в сраную деревню и стал хуярить. И получилось за-е-бись.

Má vlast. Йеп, полтора ебаных часа, но послушайте хоть «Вышеград» и «Влтаву» https://youtu.be/pq2RnHH6tJo?t=209

***

Небольшая сносочка (upd: прастити, получилась большая) про «Влтаву». Там у основного мотива, темы Влтавы, оказывается, история еще длиннее, чем я думала, так что дальше будет новая информация даже для тех, кому я уже рассказывала эту историю. Усаживайтесь поудобнее.

Кароче. Когда Сметана жил в Швеции (был такой эпизод), у него в ученицах была золовка одного там местного драматурга. Этот драматург в какой-то своей пьесе использовал шведскую (народную?) песню Ack Värmeland, du sköna, «Ах, Вермланд, ты прекрасен»* (https://youtu.be/kXPPMYyJl-g), которая, видать, засела глубоко у Бедржиха в подкорке, только вот он об этом забыл и подумал, что сам придумал мотив. Ну это бывает, я вот как-то раз подумала, что сама сочинила главную тему из телесериала «Доктор Кто», а ведь я даже не композитор! И даже не смотрю «Доктора Кто»!

К слову, сейчас «Вермланд» известен в джазовой обработке под названием Dear Old Stockholm (https://youtu.be/1C7DyWdky_Y). Майлз Дэвис ❤️

Сметана был абсолютно уверен в своем авторстве. И настолько аутентично по-славянски звучала мелодия, что после публикации «Влтавы» один молдавский аранжировщик опубликовал ее в своем сборнике молдавских народных мелодий.

Там-то пару лет спустя тема Влтавы и была обнаружена палестинским евреем Шмулем Коэном, который тут же решил наложить на нее слова поэмы Tikvatenu («Наша надежда») про то, как евреи когда-нибудь вернутся в Палестину/Израиль. Нуууу и вы не поверите, получившаяся песня Hatikva стала сионистским гимном, а полвека спустя — гимном Израиля**.

Ко-оль-од-ба-левав-пе-енима! Нефеш-йехуди-о-оми-иа! https://youtu.be/1DPqNHkm1bM

*кстати, «Ах, Вермланд, ты прекрасен» тоже гуглится (но только в случае, если вам охота послушать воронежский оркестр народных инструментов).

**да, «Хава нагила» это не гимн Израиля.
Привет! Итогов года не будет, потому что все, о ком мы тут пишем, умерли не в этом году и даже не в этом веке. Зато будет пост, приготовьтесь.

Ну и всех с наступающим, друзья! Честно говоря, не ожидала, что этот канал продержится дольше полугода, но он продержался, и не в последнюю очередь благодаря всем вам. Спасибо, что вы со мной! Всех люблю, всем добра ❤️
Читаю замечательную книжку про композиторов и их болезни, и она открыла мне глаза на один классный факт.

Глухота — не только не повод бросать сочинятельство музяки, но и отличная мотивация писать еще больше.

Да это же не только не очевидно, но и совершенно не логично! — воскликните вы. На что я отвечу: хорошему композитору вовсе не обязательно слышать музыку, чтобы ее сочинять; вся музыка уже есть у него в голове. Нужны только смелость и способность ее записать. В этом смысле слепота или потеря контроля над конечностями — куда более серьезная проблема.

А бывает еще хуже, когда со слухом все в порядке, музыка в голове есть, но сформулировать ее невозможно из-за неврологических проблем (как было, например, у Равеля).

Между тем, глухих композиторов куда больше, чем вы думаете.

Да, Бетховеном дело не ограничивается. Например, француз Габриель Форе (ученик Сен-Санса, вы же помните Сен-Санса?? Он классный :3) страдал отосклерозом — патологией роста кости в районе среднего уха. Заболевание привело не только к прогрессирующей потере слуха, но и к искажению звукового восприятия. Определенные ноты Форе воспринимал как фальшивые, пока не перестал слышать практически совсем.

Надо ли говорить, что окончательная потеря слуха в данном случае это, скорее, спасение? Уж лучше полная слуховая изоляция, чем слышать повсюду фальшь. В возрасте 75 лет уже ничего не слышащий Форе оставил пост директора Парижской консерватории и больше времени стал посвящать композиции.

Ну и там были еще курьезные случаи. Как, например, когда Форе аккомпанировал на концерте одной мадмуазель, а она, не будучи с ним знакомой, и не заметила, что аккомпаниатор глухой. Слух для слабаков!

Вот, короче, безумно красивое фортепианное трио — одно из последних произведений Форе.

https://youtu.be/8d9l_gvPDdw

Кстати, оперировать отосклероз научились только в середине 20 века, спустя тридцать лет после смерти Форе.

***

А также для тех, кто пропустил.

Тут можно почитать про Равеля: https://t.me/olden_music_junk/62
А тут про Бетховена! https://t.me/olden_music_junk/25, https://t.me/olden_music_junk/29
И даже про Сен-Санса, и почему он классный https://t.me/olden_music_junk/69, https://t.me/olden_music_junk/121
Знаете, у меня такое ощущение, что я периодически говорю о современной академической музыке как о чем-то неподобающем и неприличном, вводя всех в заблуждение. В то же время, некоторые из читателей могут даже и не знать, о чем речь!

Так вот, один разик я позволю себе запостить сюда относительно новую музяку. Может, вам понравится. Может, нет. В любом случае, это нормально. Я только один разочек, ок? Чтоб все понимали, к чему нас привели Дебюсси, Стравинский и всякие там Шёнберги.

Помните, в 2012 году чувак из стратосферы прыгнул с парашютом? Турецкий композитор Фазыл Сай написал про это музло. Так и называется, Space Jump.

https://youtu.be/RIWltm18RC0

Ну и еще одно произведение, которое я очень полюбила с первого же прослушивания. Ирландец Доннака Деннехи, Bulb. По случаю, тоже для фортепианного трио (прям люблю фортепианные трио!)

https://youtu.be/U3LlmUdn3nw

Все, не буду больше.
29 мая 1913 года в Париже выдалось знойным. На улице было жарко, но в Театре Елисейских Полей было еще жарче: во время премьеры балета Le Sacre du printemps разгорелся бунт. Культурная элита столицы культуры орала, ругалась, дралась (культурно). За криками было едва слышно музыку. Композитор, Игорь Стравинский, не выдержал шума и покинул оркестровую яму, в ярости хлопнув дверью. За сценой он обнаружил Сержа Дягилева, ритмично бьющего по выключателю; свет в зале гас и снова загорался, но на публику это никакого эффекта не возымело.

***

Когда Серж Дягилев, успешно погастролировав по Франции с русской живописью и русской оперой, искал композитора для своего следующего парижского сезона — балетного — Стравинский далеко не сразу пришел ему на ум. Лишь после того, как два более известных русских композитора послали его в жопу с его охуительной идеей ПЕРВОГО ИСКОННО РУССКОГО балета «Жар-птица», вспомнил он про Игореху. Тот пару раз оркестровал для него Шопена и еще там всяких, и врооооде было ниче так. Короче, за неимением годной альтернативы Дягилев нанял Стравинского — и не прогадал. «Жар-птица» в Париже зашла на отличненько. Год спустя Стравинский написал для Ballet Russe «Петрушку», от которого все также были в восторге. Новую премьеру Стравинского ждали с нетерпением.

Le Sacre du printemps, он же The Rite of Spring, он же «Весна священная» стал звездной коллаборацией, или как там это у нас называется. К постановке привлекли Николая Рериха; он, будучи специалистом по древнему славянству и язычеству, задизайнил костюмы и декорации и написал сюжет. Звезда всех предыдущих сезонов Ballet Russe, танцор Вацлав Нижинский, поставил хореографию. Стравинский, автор идеи и композитор, занимался и всем остальным понемножечку (но в основном все-таки орал на танцоров и хуячил кулаком по роялю).

Краткое содержание балета: древние славяне-язычники много танцуют, а потом избранная девственница приносит себя в жертву, танцуя до смерти.

…и, в общем, как-то не вышло. Странные ритмы, диссонансы, отсутствие гармонии и мелодии в музыке, а также ну ооочень неортодоксальная хореография — все вместе было воспринято достаточно неоднозначно, несмотря на классный сюжет. Спустя десяток выступлений постановку забросили.

В общем, неудивительно, потому что оригинальный балет был СТРАННЫЙ. По нашим-то временам это нишевое искусство, а уж в 1913! Год назад утонул «Титаник», год спустя начнется Первая мировая, Лавкрафт начнет писать только года через 3. А тут ТАКОЕ (смотрите ниже по ссылке).

Правда, музыка «Весны священной» почти сразу стала хитом в концертном исполнении, и успешно исполняется и по сей день. Хер их разберешь, этих ценителей искусства.

***

После войны, в 1920, Дягилев решил возродить балет. Собрал танцоров, кого нашел (кроме Нижинского, который на тот момент сидел под домашним арестом и вообще болел шизофренией), но обнаружил, что никто не помнит оригинальную хореографию. Пришлось приглашать нового хореографа и заново ставить танцы. Получилось, ну, такое. Впоследствии появилось еще несколько вариантов балета.

«Весну священную» в ее оригинальном (почти) виде все-таки возродили в 1980х. С помощью каких-то там черно-белых картинок, редких записей, почеркушках на полях и воспоминаний первого состава. Посмотрите! https://youtu.be/l8TQH-5Vrhk?t=1540

Вообще по ссылке есть еще коротенькая документалка на английском (первая половина ролика), которая тоже рекомендуется к просмотру. Там есть даже кадры бунта на премьере!

Ну и, наконец, если вы срать ебали эти балеты, вот вам Лондонский симфонический, инджой https://youtu.be/EkwqPJZe8ms
Ребята, я ленивая жопа и никак не могу ничего написать. Примите же это прекрасное исполнение Второго концерта для ф-но с оркестром Сергея Рахманинова в качестве извинений! Уверена, второй фортепианный вы уже слышали, но послушайте еще раз, умоляю (а то и десять раз, он прям вызывает зависимость). Кстати, Концерт написан в 1900, но уже с первых аккордов слышно, что это сраный 20 век. Охуенно, короче. https://youtu.be/_asI5WvGVQs?t=40
На днях исполнился год прекрасному видеоролику «Stravinsky Firebird SCREAM». Кажется, после него многие открыли для себя Стравинского, и это заебись. Посмотрите, если еще не видели.

https://www.youtube.com/watch?v=WnMv6-XTROY

Этот случай уже совершенно точно вошел в историю классической музыки. Напуганная внезапным вступлением Стефани Эванс рассказала журналистам, что на самом деле не спала, а находилась в этаком медитативном трансе, убаюканная музыкой, когда вдруг стало ОЧЕНЬ СТРАШНО. Дирижер Скотт Ситон же заметил, что такую реакцию на его исполнение невозможно воспринять иначе, чем как комплимент. Не могу с ним не согласиться, тем более, что Стравинский рили порой писал страшную музыку.

Отрывок, так напугавший бедную женщину — это Danse infernale de tous les sujets de Kachtcheï, или «Поганый пляс Кощеева царства». Поганые танцы это охуенно, это мы с вами уяснили еще с листовским Тотентанцем и прочим Danse Macabre.

Короче, послушайте (только сделайте потише, я предупредила!!) — https://youtu.be/Y8Mdw0Qu57s?t=29
Ну что ребята, пришло время Стравинского!

С ним такой прикол: будучи учеником Римского-Корсакова (русского национального композитора), вдохновлялся он, в основном, Дебюсси (французским национальным композитором). Правда, вдохновляться получилось только после того, как Римский-Корсаков помер. Клода Дебюсси учитель не одобрял совершенно: не слушай этого француза, говорил, а то понравится еще.

Игорь Стравинский рос в Санкт-Петербурге, в семье известного оперного баса Федора Стравинского. Как полагается, ребенок в музыкальной семье хочет стать композитором, а родитель — чтобы ребенок стал серьезным человеком — врачом там, или юристом. Игорёхе с трудом, но удалось уломать батю на частные уроки по музыке. Но только с условием, что в универ на юриста он все-таки поступит.

И он поступил… в одну группу с Римским-Корсаковым-младшим. Товарищ непременно отрекомендовал Игоря своему отцу, Николаю Римскому-Корсакову, ну а Николай Римский-Корсаков непременно отправил Игоря лесом. Уф, ну то есть обучаться теории. Это был такой вежливый намек на то, что перспектив у Игоря маловато: для консерватории уже староват, а азов не знает, ну и нахуй мне такой подарок, как говорится.

Признать ошибку дяде Коле пришлось уже спустя три года: Стравинский не только не бросил занятия с его учениками, но и вдруг обнаружил чрезвычайный талант к композиторству. Тогда дядя Коля взял его под свое крылышко.

Обучал он Стравинского до самой своей смерти в 1908 году.

Ну а Стравинский прожил еще больше полувека. Из академического Римского-Корсакова и беспрецедентного Дебюсси он создал свое, совершенно неслыханное до этого звучание, которое внезапно выстрелило, как успешный стартап.

Собственно, успех пришел к Стравинскому в Париже, куда его вывез культурный антрепренер и известный экспортер русского балета Серж Дягилев. Будешь, грит, писать музяку для Ballets Russes. Шедевры балета «Жар-птицу», «Петрушку» и «Весну священную» Стравинский написал именно для Дягилева.

После Ballets Russes было еще много всего. Стравинский успел пожить в Швейцарии, Франции и Штатах, попал на обложку Time в 1948, что ли, году, и написал дохера всего крутого и непонятного нам, простым смертным. Но об этом как-нибудь потом, а сегодня послушаем одно из первых его самостоятельных оркестровых произведений — Scherzo fantastique. Есть в нем и Дебюсси, и отголоски Римского-Корсакова, но набирает обороты и нечто новое, неожиданное, взрывное.

https://youtu.be/8ADibypYvS0
Attached file
Решила иногда баловать вас всякой несерьезной коротенькой фигней. Сегодня про Моцарта, потому что вы все его любите, я знаю.

С Моцартом связано невероятное количество теорий заговора. Чувак умер в 35 лет, и никто до сих пор не знает, почему! Версия про отравление — одна из самых хреновых, и распространение получила только благодаря своей поэтичности (вон даже Пушкин пьесу написал).

Отсутствие однозначной причины смерти Моцарта — результат совокупности нескольких факторов. Во-первых и в-главных, медицина в конце 18 века была очень херовая, а диагнозы ставились левой пяткой. Во-вторых, болезни лечились всяким говном типа мышьяка, ртути и кровопускания. По одной из версий, у Моцарта была херня с сердцем, а доктор ему дополнительно еще и кровь пустил, еще больше его ослабив и спровоцировав биологическую смерть. Ну и в-третьих, вскрытие после смерти проводить не стали, потому что Моцарт, пока подыхал, очень нехило распух и вонял. Фи, нам это еще и резать? закопайте срочно!

Ну и безотносительно к смерти: многие считают, что у Моцарта был синдром Туретта. Этим объясняется его любовь к ругательствам, шуткам про жопы и пердеж (а он их чрезмерно любил), канон «Поцелуй меня в зад» и иже с ним. И даже отдельные хроматические/диссонансные мотивы в более общепризнанных произведениях. Например, в шедевральной четвертой части его сороковой симфонии (https://youtu.be/4J9k_nBFsUo).

К реальности эта теория не имеет никакого отношения.
Помните, как я ничего не могла написать, потому что смотрела цикл лекций Леонарда Бернштейна про музыку и лингвистику? Так вот, я все еще его не досмотрела. Сложнааа. И очень круто. И очень сложно. Если вы не дочитаете этот пост до конца, вы вряд ли сильно много потеряете, но я прям не могу не перевести кусок из предпоследней лекции, потому что он, блядь, ОХУЕННЫЙ. Я его пересмотрела на три раза, там декаданс, метафорическая наркота и вообще «заряженная двусмысленность снов, образов и символов».

Предвосхищающее примечание: хроматизм (или атональность в музыке 20 века) здесь противопоставляется тональности, так же как фонетика (звуки в речи) противопоставляется синтаксису и семантике (смыслу слов).

В лекциях Бернштейн исследует то, что можно назвать «кризисом музыки 20 века». Как от вполне определенной и понятной музыки классицизма, а затем романтизма, мы дошли до того, что имеем сейчас? Речь, конечно, о модернизме, и застряли мы в нем на целое столетие. Как мы вообще оказались в этой солянке? Что повлекло резкий поворот от семантики (значения, тональности) к фонетике (хроматизму) в музыке и искусстве вообще?

«Попробую обрисовать этот переломный момент на примере одного коротенького произведения, выдернутого из истории музыки в минуту наибольшего напряжения. “Послеполуденный отдых фавна” Дебюсси — один из последних рубежей тональности и синтаксиса. Как и одноименное стихотворение Стефана Малларме, на котором “Фавн” Дебюсси основан [программная музыка, помните? Дебюсси еще верен этому принципу].

Волшебный “Фавн” появился на свет на самом рубеже 20 века, в момент, когда все виды искусств стояли на пороге радикальных перемен. Не стилистического сдвига: я говорю о радикальных переменах. Те силы, что постепенно выворачивают наизнанку реалистичность в живописи, уже породили импрессионизм; объект изображения стремительно исчезает в потоках цвета, намеках на структуру, в хроматических, пуантилистических фантазиях. Кубизм выглядывает из-за угла. Нотки абстракции в воздухе. В поэзии логическая целостность осыпается, а синтаксис разлагается, дурманя разум. […] И повсюду — манящая неопределенность, заряженная двусмысленность снов, образов и символов. Бодлер дрейфует в volupté [фр. — “сладострастие, нега”; отсылка к стихотворению “Приглашение к путешествию”], Артюр Рембо дрейфует на своем “Пьяном корабле”, а Малларме закидывается антисемантическими таблетками, превращает себя во вроде-как-фавна, вроде как вспоминающего, или, может, грезящего, а может, заигрывающего с вроде-как-нимфами, может с парочкой, или он сам — один из пары, или дело было в Сицилии? Где, когда, кто, что, всё погружено в “как”, в вездесущее “сейчас”, господи боже, да я и сам туда же… Малларме и я оба больны хроматизмом! Фонология берет верх, видите ли. Синтаксис— смутное воспоминание утраченного знания. Если все искусства, как сказал Уолтер Патер, стремятся стать музыкой (а стихотворение Малларме, определенно, приближается к нему), то Дебюсси, превращающий “Фавна” в музыку, осуществляет мечту поэта.

Первый такт полон сонливого оцепенения. Где мы? В какой тональности эта флейта Пана? Да тут нет тональности вообще. Ну… возможно, в ми мажоре. Да, это совершенно точно ми мажор. Но вот опять эта неопределенность, и разрешается она неожиданно — в доминантсептаккорд ми бемоль мажора. Ми бемоль мажор? Но мгновение назад это был ми мажор. Ми бемоль, ми бекар… Как легко их спутать в этом фавновом сне. Ну, что же теперь? Куда, что? А никуда. Такт тишины.»

https://youtu.be/hwXO3I8ASSg?t=6075
«Фавн» Дебюсси — https://youtu.be/hwXO3I8ASSg?t=7720
Брамс в 1853 году. Ух!
Вы - молодой, но гениальный композитор. Вы узнаете, что ваш старший товарищ поутру пытался утопиться в Рейне. Ваши действия?

...Ну что за вопрос, право? Что тут еще поделать, кроме как незамедлительно засесть за сочинительство нового произведения?

Ну вы уже поняли, что старший товарищ это, конечно же, Роберт Шуман. А молодой композитор - это тот, которому этот канал обязан badass-аватаркой.

Йоханнес Брамс подружился с Робертом и Кларой Шуман за жалких четыре месяца до того, как мистер Роберт решил самовыпилиться. Брамсу было двадцать; Шуманам - по дохуя лет (ну то есть Кларе за тридцать, а мистеру Роберту вообще за сорокет), и они ждали своего седьмого (!) ребенка. При первой же встрече Брамс очаровал обоих, и был очарован в ответ. Ну кароч подружились они накрепко. И когда мистер Роберт хуйнулся в Рейн, Брамс очень расстроился. И засел писать музло, естественно.

За пять лет, пока он работал над произведением, первоначально задуманная соната для двух фортепиано претерпела ряд изменений и превратилась в концерт для фортепиано с оркестром. Этот концерт стал первым симфоническим произведением Брамса. Хотя на момент премьеры Роберт Шуман уже года три как умер в психушке, реакция Брамса на инцидент с Рейном отчетливо слышится на протяжении всего произведения.

Черт возьми, Брамс охуенен. И ф-но с оркестром я тоже очень люблю.

https://youtu.be/OOlc2PAiWUU
Увертюра (фр. ouverture, от лат. apertura - открытие, начало) - инструментальное вступление к опере. Исполняется либо при закрытом занавесе, либо пока на сцене происходит что-то невнятное. Говорят, что увертюра обычно содержит спойлеры к опере, но не так уж это и страшно: в оперу мы как правило идем не за сюжетом.

Писать увертюры к операм, оказывается, удовольствие сомнительное. И композиторы периодически на них подзабивали. Моцарт, например, частенько писал увертюры за ночь до премьеры (за что его ненавидели музыканты - надо ж еще успеть разучить и отрепетировать!) История: как-то раз Моцарт так устал за день, что решил поспать часок вечером, а ночью написать увертюру. Говорит жене: Констанция, завтра премьера, и меня сожрут с потрохами, если я не напишу увертюру до утра. Разбуди меня через час, и я сяду за работу.

Так сладко он спал, что рука у Констанции не поднялась его разбудить через час. Разбудила через два; Моцарт проснулся, сел за работу, ну и до утра все написал. Бадум-тссс!

Окей, ладно, Моцарт - непревзойденный гений, сочинял в голове, а писанина была для него скучной рутиной (касалось это далеко не только увертюр). Но вот Джоаккино Россини (тоже, между прочим, мастер оперы) был настолько дерзок, что увертюры плагиатил сам у себя. Чрезвычайно известная увертюра к его “Севильскому цирюльнику“ изначально была увертюрой к его же “Елизавете, королеве Английской”. А до этого еще к “Аврелиану в Пальмире”. Вообще не парился чел, хотя чего уж там, увертюра-то годная.

ВОТ ЕЕ И ПОСЛУШАЕМ (смотрите, какой Темирканов прикольный дирижер) https://youtu.be/qlrqdMXM0u0