Всякая старая музяка

@olden_music_junk Нравится 0

Музыкальное старьё от мертвых композиторов. Барокко, классика, романтизм, импрессионизм, модернизм, минимализм, чуточку джаза, вот это всё, но только так, чтоб вы поняли и уловили разницу.
Пишет для вас @masha0190
Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Музыка


Написать автору
Гео канала
Россия
Язык канала
Русский
Категория
Музыка
Добавлен в индекс
26.04.2018 21:58
реклама
Атомная бомба с рекламой почти упала
Выбирайте: взорвать её и получить пдп в 5-15р или нет
Горящие со скидкой до 60%
Постоянные закупы? Топ отдача? Доступная цена? Тут.
TGStat Bot
Бот для получения статистики каналов не выходя из Telegram
912
подписчиков
~926
охват 1 публикации
~182
дневной охват
~2
постов / нед.
101.5%
ERR %
3.31
индекс цитирования
Репосты и упоминания канала
10 упоминаний канала
8 упоминаний публикаций
49 репостов
СМИныч
Журнал «Нож»
美学はどうか
Культурный
Новые каналы
Caledonia
Medieval Legacy
MuzTube 🔊
Детьюн
Жизнь никчёмна
Жизнь никчёмна
Каналы, которые цитирует @olden_music_junk
Журнал «Нож»
Musica Mensurata
Medieval Legacy
Жизнь никчёмна
Последние публикации
Удалённые
С упоминаниями
Репосты
Привет, ребята.
Я на этой неделе нихуя не написала, потому что вместо прослушивания богических академистов прослушивала всякий трэш типа живых (о боже!) минимальных джазистов. А также безустанно лабала на гитаре и (устанно) на барабанах. А тут на тебе — пятница, вот это проёб.

Но вы не думайте, что я совсем о вас не забочусь! Вот, принесла вам «Кошачий дуэт» https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%88%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D1%83%D1%8D%D1%82

Его очень много на ютубе, он очень тупой, но если посмотреть достаточно много раз, становится настолько несмешно, что уже смешно.

А узнала я про него вот из этого твита https://twitter.com/future_is_meow/status/1188857367359873031

Кстати, воспользовавшись моментом, сообщу, что на следующей неделе я возьму себе теперь уже запланированный выходной, чтобы слегка перезагрузиться. Так что в следующую пятницу поста не будет. Будет через пятницу. Ждите
Читать полностью
Немножко про джаз

Помню, когда-то пообещала писать сюда немножко про джаз.

Штош, пришло время.

В 1917 году в России началась Гражданская война. Куча народу тогда свалило за бугор. Ну, это вы уже знаете. Так вот, среди них был молодой композитор Владимир Дукельский.

Дукельский с родителями уехали в Константинополь и проторчали там полтора года в ожидании американской визы. Дукельский хоть и был супермолод, но успел уже окончить киевскую консерваторию и все время в Константинополе хуярил (музяку). А потом Дукельские погрузились на корабль с самыми дешманскими билетами и уплыли в Нью-Йорк. Будучи композитором с уже какой-никакой репутацией, в Нью-Йорке Владимир быстро подружился с Джорджем Гершвином, ну а кто подружился с Джорджем Гершвином, тот уж точно не пропадет. Правда, в Штатах Дукельский не задержался, и уже в 1924, как полагается любому русскому эмигранту, свалил в Париж.

…где неизбежно познакомился с Сержем Дягилевым и написал ему балет «Зефир и Флора». Балет оказался неплох, Дукельский социально левелапнулся и затусил с Прокофьевым, который в это время тоже тусовался в стране багетов, как вы могли запомнить из предыдущего поста. Тот был постарше Дукельского, но задружился с ним накрепко. Даже когда Дукельский уехал обратно в NYC, они поддерживали связь по переписке и периодически тусили, если у Прокофьева были гастроли. В последний раз они увиделись в Штатах перед самым запретом Прокофьеву на выезд. Дукельский уговаривал того остаться насовсем, но Прокофьев опять предпочел родные березки, ну и вы знаете, чем это закончилось.

Ну и к чему вся эта предыстория? А к тому, что, обосновавшись в США насовсем, Дукельский взял себе псевдоним (впоследствии ставший официальным именем) Вернон Дюк и начал наяривать на Бродвее. Супер популярные в 30е годы песни April in Paris, Autumn in New York, I can’t get started, написанные Дукельским в коллабах с известными либреттистами, то есть, простите, поэтами-песенниками, стали джазовыми стандартами и исполняются до сих пор в различных аранжировках. На протяжении всей дальнейшей жизни в США Вернон Дюк был композитором для многих бродвейских мюзиклов, а Владимир Дукельский — известным композитором-академистом. Такая вот история, прикольно же? По-моему, нарм.

При написании этого поста я вспомнила, почему я ненавижу искать джаз на ютубе: такое чувство, что видосы (или — о боже — слайдшоу) под него делают дедушки и бабушки, вчера освоившие паверпойнт и майкрософт клипарт. Так что даже не знаю, что вам дать-то.

Вот держите, наверное, лайв Эллу Фитцжеральд с April in Paris (скэт прилагается), а также посмотрите на этого барабанщика на экстази
https://youtu.be/AZxrvslGt5w

Что-нибудь более мюзикловое: оч мне нравится Roundabout
https://youtu.be/ozmShoYceLE

Ну и третья (последняя) симфония Дукельского
https://youtu.be/ooSH4M4FJNM?t=149

Обойдемся без бибопа пока, сорян :3
Читать полностью
Ну вот я опять со своим двадцатым веком, а хотя погодите-ка!

В 1917 году в России началась Гражданская война. Куча народу тогда свалило за бугор, кто в поисках лучшей жизни, кто просто переждать, пока этот большевицкий бардак поутихнет и все вернется на круги своя (эти, ясное дело, не дождались). Среди них уехал и молодой пианист/композитор Сергей Прокофьев.

Через Владивосток и Японию (где он три дня сидел в тюрячке по подозрениям в шпионаже и еще два месяца ждал визу) он добрался до Сан-Франциско, оттуда — в Нью-Йорк. К тому моменту у Прокофьева, лучше многих окончившего питерскую консерваторию, уже накопилось немало собственных произведений, как фортепианных, так и оркестровых, и был неплохой уже опыт выступлений. Короче, до двадцати семи лет Прокофьев жопу не просиживал (ну разве что только на фортепианной табуреточке) и в Нью-Йорке сразу стал нарасхват. Правда, надолго он там не задержался, предпочтя пендостану Европу. Париж, если быть совсем точными.

Где он, конечно же, успел поработать на Сержа Дягилева* и его Ballets russes, но об этом не сегодня.

Ну а потом произошло что-то непонятное, и Прокофьев решил поездить с гастролями в СССР.

И так ему понравились приемы на родине, и настолько неплохо ему за эти визиты платили, что в 1936 году** он запаковал шмоточки, сунул жену подмышку и вернулся к родным березкам насовсем. Жить, то есть. Не сиделось человеку в Париже, отнеситесь с пониманием.

И это «насовсем» возымело немножко иной смысл, нежели Прокофьев предполагал, потому что выехать за границу с тех пор ему удалось только пару раз.

Зачем Прокофьев решил возвращаться в разгар сталинских репрессий, не совсем ясно, но самая распространенная версия — корысть. Пытаясь усидеть на двух стульях (и в Союзе посрубать КПССного бабла, и по западу погастролировать как диковинный русский гость), он в итоге сел в лужу дерьма. Выезд за границу ему запретили в 39 году, а на родине пришлось работать по линии партии, иначе было тяжко, объяснять, думаю, не надо.***

Несмотря на эту любовь к деньгам и чрезвычайный случай острой политической наивности, Прокофьев был супер крутым композитором. Семь симфоний, девять концертов, полтора десятка опер и балетов, саундтреки к восьми фильмам, какие-то там еще сонаты и туча фортепианных пьес, о-хо-хо. Прокофьева сложно не знать в наше время, и любой, мне кажется, слышал его «Танец рыцарей» (пати лайк э рашен, энд ов дискашен!), музыку из «Любви к трем апельсинам», ну или хотя бы из «Золушки».

Можете послушать любое из вышеперечисленного, но вот я недавно открыла для себя абсолютно душераздирающую кантату «Семеро их» на слова Бальмонта
https://youtu.be/IdtHOOxPgCo

А еще (да, по два произведения за пост становится ужасающей традицией) я очень люблю «Поручика Киже» (спорим, его вы тоже уже слышали). Даю ссылку со второй части сюиты исключительно чтоб вы знали, что бывает соло на контрабасе. Если очень хочется, слушайте с начала, такое тут не возбраняется https://youtu.be/URrbQFL8IGc?t=294

————————————

* для пропустивших, про Дягилева есть тут https://t.me/olden_music_junk/166

** кстати, уже в тридцать шестом он захуярил «Петю и волка» https://t.me/olden_music_junk/181

*** если надо объяснять, у меня тут есть немножко про соцреализм https://t.me/olden_music_junk/112
Читать полностью
Привет всем новым подписчикам!

Ну а остальным: у нас тут прибыло народу по ссылке с журнала «Нож», за что «Ножу» спасибо :3

Там пишут про много разного, не только про музыку, но и про музыку предостаточно, про новую и старую. Короче, можете подписаться на @knifemedia, да и вообще почитать старые материалы на сайте. Я за них позалипала в свое время, нарм 👍
Есть такой чувак, Алекс Росс, музыкальный критик для издания The New Yorker. Он написал достаточно известную книжку по музыке двадцатого века «Дальше — шум. Слушая XX век», которая чуть не получила Пулитцеровскую премию, а вот сейчас дописал еще одну — монструозный том про Вагнера.

Когда я писала тут про Вагнера, меня не покидало ощущение, что я пишу о том, в чем не понимаю вообще нихуя. Узнав же, что Росс писал свой «Вагнеризм» девять лет, я успокоилась. Ну в самом деле, пост в неделю — это не для информации, а, скорее, чтоб завлечь копать глубже. Когда «Вагнеризм» поступит, наконец, в продажу (через год), у нас с вами будет хороший шанс копнуть глубже. А пока для разнообразия перевела вам пост Алекса про эту книженцию (https://www.therestisnoise.com/2019/10/there-was-a-third-book.html):

На той неделе я отдал в издательство рукопись своей третьей книги, «Вагнеризм: искусство и политика в тени музыки». Я девять лет писал эту книгу, и теперь не знаю, куда себя деть. Конечно, работы еще много: редактура, фактчек, сотня с небольшим иллюстраций, которые надо куда-то вставить. Но моя часть работы, в основном, закончена. Публикация назначена на сентябрь 2020.

В прелюдии я пишу, что с написанием этой книги я получил лучшее образование в жизни. Оно заняло много времени, настолько глубоко я погрузился в исследовательский процесс. Центральная тема — влияние Вагнера на немузыкантов, начиная с его современников. Список зараженных Вагнером поэтов, писателей, художников, танцоров, архитекторов, театральных постановщиков и кинематографистов практически бесконечен. Возглавляют его Бодлер с Джорджем Эллиотом; список включает в себя таких титанов модерновой прозы, как Пруст, Манн, Джойс, Вульф и Кэсер; и продолжается в современность, где Терренс Малик и Вернер Херцог создают новые вагнеровские образы на кинопленке. Добавьте еще влияние Вагнера на философов, от Ницше до Алена Бадью и, конечно, огромный эффект, оказанный им на политику, не ограничивающийся Гитлером и ультраправыми. Процесс моего образования состоял в чтении, перечитывании, просмотре и переоценке огромного множества произведений культуры. Не уверен, сколько сотен книг я прочел в процессе, но тем лучше для меня, и, надеюсь, эта книга отражает зрелость моего видения.

Пока неясно, сколько страниц займет «Вагнеризм», но она точно будет толще, чем «Дальше — шум», которая сама не особо-то короткая. И если из нее не выйдет нечитаемого монстра, то это только благодаря Эрику Чински, моему стоически терпеливому и требовательному редактору. Многие ученые и критики помогали мне на этом пути. Я постараюсь отметить их всех в разделе благодарностей. Книга будет посвящена памяти моего прекрасного и любимого друга Эндрю Патнера, который иногда сомневался насчет Вагнера, но все равно любил «мейстерзингеров». Пусть она будет его достойна.
Читать полностью
Чертовы либреттисты

Все знают, кто такой Жорж Бизе. Француз, который написал «Кармен», конечно же! Но немногие назовут хотя бы еще одно его произведение.

И в этом нет ничего страшного, ведь Бизе вообще прожил недостаточно для того, чтобы при жизни достичь мировой славы. Но тайтлов он наштамповал при этом не сказать, что мало. Да, большая часть из его произведений — это малая форма, песни и одноактные комические оперы, однако этим дело не ограничивается.

Оглушительному успеху «Кармен» предшествовало каких-то там лет пятнадцать серьезных, хоть и не очень популярных, опер. Бизе их начал штук десять, но закончил только половину. Что-то из них, например, «Иван IV», ни разу не исполнялось при жизни композитора. Некоторые даже не входят в опубликованные списки его опер, потому что манускрипты были испорчены, а восстановлены только отрывочно. Но есть две ранние оперы Жоржа Бизе, пережившие создателя: «Искатели жемчуга» и «Пертская красавица» (автокоррекция вежливо поправляет на «пермская»).

Так вот. Критики часто пишут, что обе эти оперы могли бы быть лучше: если б не либретто.

Потому что либреттисты зачастую бывают сраными пидорасами. Не только либреттисты, конечно. Все бывают сраными пидорами, но в случае с Бизе это прямо на поверхности. Либретто для «Искателей жемчуга» писали два чувака, ну и кароч «оба либреттиста позже выражали сожаление, что в тот момент, когда создавали текст, не имели представления о таланте композитора, а то бы постарались предоставить ему гораздо лучший текст».

Ну то есть ты сранный деятель искусства, пытаешься, значит, войти в историю со своими произведениями (а иначе зачем вообще хуярить), но как только у тебя коллаб с начинающим композитором, твои руки сразу превращаются в лапки. I can’t even. Есть тут начинающие композиторы? Можно я вас виртуально обниму?

Обе оперы мне еще предстоит послушать, но я уже очень люблю дуэт Au fond du temple saint из Les Pêcheurs de Perles:
https://youtu.be/4tLrPVkfCIQ
Читать полностью
Привет!

На этой неделе я решила устроить себе небольшие каникулы и не писать пост.

Вместо поста у меня для вас небольшой подарок.

Сервис idagio очень кстати предоставил мне промокод на бесплатную месячную подписку. Точнее, не мне: я-то и так подписана. Всем моим друзьям. Впрочем, думаю, если вы мой враг, но по какой-то причине подписаны на мой канал, вы тоже можете воспользоваться промокодом. Я не возражаю. Там много разной старой музяки.

Короче, не стесняйтесь, заходите на https://idagio.com/voucher
Промокод вот он: MGM1MA919

Нахваливать ничего не буду, так как за рекламу мне не платят. А если кто вдруг и вправду зарегистрируется, напишите мне в личку или в чат канала о своих впечатлениях от приложения :3

Ладно, так и быть, на прослушивание сегодня La mer Дебюсси
https://youtu.be/SgSNgzA37To

Увидимся через неделю, всех люблю
Читать полностью
Превосходство Скрябина

Как-то раз Александр Скрябин поехал башкой и придумал синестетическую* систему ассоциирования тональностей и цветов. Взял семь цветов радуги, пришпандорил их на квинтовый круг, а тональностям, которым цветов не хватило, раздал разные оттенки фиолетового. Так и сочинял музыку, вдохновляясь цветом.

А однажды Рахманинов, Римский-Корсаков и Скрябин даже посрались за синестезию. Скрябин утверждал, что ми бемоль красно-фиолетовый; Римский-Корсаков — что синий. Рахманинов, такой, стоял, слушал, не выдержал — что за хуйню вы оба несете? Цвета, тональности, рили? А Скрябин ему: ты, мистер Рахманинов, на самом деле сам используешь эту систему, да еще и неосознанно. Как еще можно объяснить то, что в твоей опере «Скупой рыцарь» сцена с сундуком золота (желтый!) написана в ре мажоре? Шах и мат, атеисты!

Никаким синестетом Скрябин при этом, кажется, не был. Зато у него была непоколебимая самооценка, вера в собственное превосходство и — в теософию Елены Блаватской.

Вообще в мистицизм композиторы скатываются чаще, чем вы думаете. Придумывают себе какие-то теории, какой-то глубинный смысл. Но мало кто преуспел в этом так же хорошо, как Скрябин. Я выше написала, что как-то раз он поехал башкой, и вы, наверное, подумали, что это мои шуточки-прибауточки, этакая гипербола. А ведь я не шутила! Жил он себе да поживал спокойно, писал коротенькие фортепианные трибьюты Шопену, а потом так — ррррраз! — развелся, женился, начитался Вагнера и начал сочинять «Мистериум» — шедевр, призванный своим исполнением в Гималаях повлечь апокалипсис и исчезновение человеческой расы.

Правда это или не правда, про апокалипсис, нам никогда не узнать, потому что Скрябин откинулся, не закончив «Мистериум». Наверное, оно и к лучшему? Вдруг мы бы и правда вымерли? Поехавший или нет, с охуительными идеями или без, а написать всякого здоровского дерьма Скрябин на своем коротком веку все-таки успел.

Итак, во-первых, конечно, как шопенофаг, я была с первого аккорда влюблена в его двенадцатый «Патетический» этюд из восьмого опуса:
https://youtu.be/KmdGbUzv4SM (в исполнении Евгения «русое афро» Кисина).
А во-вторых, я не знаю, насколько это вообще честно — пичкать вас несколькими произведениями за один пост, но пятую фортепианную сонату пропустить просто стыдно, даже в ущерб сраному «Прометею». 1907 год, новое, модное звучание, скрытые стремления и дерзновения, новые диссонансы и ритмы, втиснутые в древнюю, как Гайдн, форму сонаты.
Вот этот вот ролик пробирает прям ппц, я в конце не смогла не пустить слезу от всплеска эмоций, посмотрите обязательно ВЕДЬ ЭТО ЕБАНОЕ ИСКУССТВО простите:
https://youtu.be/tYJJjT0vpqE

———————————

* синестезия — нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведёт к автоматическому, непроизвольному отклику в другой сенсорной системе. Хроместезия (фонопсия, акустико-цветовая синестезия, «цветной слух») — тип синестезии, при котором слышимые звуки автоматически и непроизвольно вызывают образы цвета.
Читать полностью
Про минимализм, только максимально не минимально

Вот чего, вы думаете, я вас Шёнбергом пичкаю? Это я так проверяю границы дозволенного, заодно приучая к двадцатому веку, который так сложно любить, но так хочется. Короче, вот музыка вековой давности — это старая музяка? Кажется, да. Ладно, а что насчет музыки полувековой давности?

Вопрос без подвоха. Ведь, с одной стороны, мы считаем ближе к себе то, что использует знакомые технологии, а звукозапись и даже магнитные ленты уже вовсю использовались. С другой стороны, интернет изобретут только лет через пятнадцать.

Нифига себе! Подумать страшно, какие мы с вами все малявки. И, кстати, если эти малявки вдруг хотят прикоснуться к прекрасному, к нам в Россиюшку в декабре приедет Терри Райли, который, оказывается, ВСЕ ЕЩЕ ЖИВ.

Я не то что бы не знала, я даже как-то не задумывалась, странно о таком задумываться, когда все твои любимые композиторы уже давно сгнили. И если композитор еще живой, совершенно неясно, зачем о нем вообще писать на этом канале. Отсюда все эти колебания, закидывания Шёнберга, проверки почвы. Потому что Терри Райли, кажется, стоит того, чтобы поделиться им с вами. И есть даже немалый шанс, что Терри Райли зайдет вам невзъебенно, а если не зайдет, ничего страшного, возможно, вы просто приверженец модернизма, и минимализм на дух не переносите.

Ладно, погнали, сторитайм.

Давным-давно (в середине 20 века) в далекой-далекой Калифорнии жил-поживал молодой магистр композиции Терри Райли. Терри любил синтезаторы и магнитные ленты, а еще индийскую музыку. Так любил индийскую музыку, что даже преподавал ее и несколько раз гонял в Индию.

А где поездки в Индию, там и, как известно, вещества.

Ну и вот, в начале 60-х, обколовшись своей анашой, ну или чем тогда обкалывались, Терри вдруг осознал, что «любой звук слышишь иначе, если слышишь его не в первый раз, и чем больше ты его слышишь, тем больше разница». Так он нашел свой собственный стиль, и к 1964 году это убеждение нашло воплощение в In C — произведении для « группы из примерно 35 исполнителей, хотя группы побольше или поменьше тоже норм».

По названию In C («В до мажоре») можно понять, что произведение тональное, что шло немножко ортогонально современной авангардной музяке. Но это было настолько круто и ново, что немедленно зацепило целую кучу музыкантов. Так минимализм и превратился в движение, тащемта.

На прослушивание сегодня у нас оригинальная студийка: https://youtu.be/tbTn79x-mrI
А также новомодный кавер от Africa Express с охуенной инструментовкой, пиздатейшим мастерингом, очень красивым видео и (как будто этого мало) Деймоном Албарном на мелодике: https://youtu.be/aX96z7AuICs

Ах да, если вы планируете в декабре быть в какой-либо из двух столиц,
Мск: https://gosbooking.timepad.ru/event/1039214/
Питер: https://gosbooking.timepad.ru/event/1048923/
Читать полностью
Алло, привет, перейду сразу к делу: если тебе недостаточно наших местных смехуечков, и если ты по какому-то недоразумению все еще не обнаружил крупнейший русскоязычный канал про классическую музяку, тебе сюда: @classmus.
Гезамкунстверк

Чувствую, что недостаточно рассказала о том, как Вагнер упарывался теориями об искусстве. Восполним же этот пробел.

Однажды Вагнер надумал, что хочет сделать из оперы гезамкунстверк*. Что итальянская опера его доебала своей попсовостью и нацеленностью на публику, жаждующую дешевых спецэффектов и пошлых сюжетов. Что опера должна стать всеобъемлющим жанром, представляющим из себя слияние всех видов искусства. Зачем? Ноу ризон, просто так, потому что Вагнера доебали итальянцы и французы, и потому что очень уж хотелось войти в историю.

Сейчас термин «гезамкунстверк» используется больше для описания архитектуры и в меньшей степени — кинематографа, где несколько видов искусства сплетаются в один. Как такое сделать в опере с ее условностями и зацикленностью на вокале?

А хер его знает. Вагнер и сам пытался-пытался, а в итоге забил. Предварительно он, правда, написал парочку эссе на эту тему и один огроменный лонгрид длиною в книжку.

Так вот, к чему я это. Вот знаете, как, если читать про историю кинематографа, вам расскажут все про изобретение камеры, про братьев Люмьер, про то, как фильмы из черно-белых стали цветными, как в них появилась звуковая дорожка. Короче, про технологии. Кинематограф как искусство же — удел академиков. Про композицию сцены, про операторскую работу, про использование саундтрека; про сплетение всего этого в единое целое пишут исследовательские работы, но средний зритель вряд ли будет много об этом задумываться. Примерно также картина обстояла с Вагнером и современной ему оперой — опера была попсовым развлечением, которому Вагнер попытался добавить глубины, веса и значимости за счет использования как музыкальных, так и других неожиданных техник. Да и добавил, в общем.

Ну и, самое главное: лонгриды Вагнера, может, и не нашли практического применения в его время, но они до сих пор цитируются, с ними спорят и соглашаются, по ним пишут книжки. Идеи, описанные в них, теперь повсеместно используются в кинематографе. В общем, нравится нам это или нет, но Вагнер из своего девятнадцатого века продолжает влиять на нашу современность. И не только в плане музыки.

Видос нот рилейтед, но в то же время немного рилейтед.
https://youtu.be/xeRwBiu4wfQ

————————

*спасибо, википедия, гезамкунстверк — это «всеобъемлющее (универсальное) произведение искусства, объединяющее различные виды искусства в рамках единого художественного объекта»
Читать полностью
Кстати о реформаторах: Палестрина и кулстори о спасении вокальной полифонии

Знаете, бывают такие городишки, известные только благодаря одному какому-нибудь чуваку, который там родился?

Вот и городок Палестрина недалеко от Рима оставался бы просто местом недалеко от Рима, если б не Джованни Пьерлуиджи да Палестрина — ренессанский композитор, знатный почитатель бога и спаситель вокальной полифонии.

Но обо всем по порядку.

На случай, если вы не знали: дошедшая до нас средневековая музыка была, в основном, церковной (потому что только монахи догадались ее записывать). Более того, это была в подавляющем большинстве музыка вокальная, ведь инструменты — от лукавого, а следовательно и почитать бога можно исключительно орально 🤷‍♀️. Тут же отошлю вас обратно к Dies Irae, известному средневековому хоралу.*

Так вот, хоралы хоралами, но ни о какой полифонии там пока и речи нет: только унисон, только хардкор. В средневековой христианской традиции бог — в монофонии, а любое украшательство развращает. Однако в период ренессанса религия претерпела ряд гуманистических изменений, и монофония потеряла свой шик; ну сколько можно петь одно и то же? Слова и так все знают, давайте упарываться многоголосьем. Шел пятнадцатый век, они отрывались как могли.

Ну и доотрывались со своей полифонией, да настолько, что это стало подбешивать церковные верха. Мол, как можно славить господа, если ты не понимаешь, о чем поют?**

Тут и берет начало легенда о спасении полифонии Палестриной: якобы он, пытаясь доказать, что полифония и неразборчивый текст — разные вещи, написал специальную мессу во славу папы римского. Кардиналу Карло Борромео месса очень понравилась! И он мгновенно передумал банить полифонию в церковной музыке, и так Палестрина из просто популярного композитора стал народным героем.

Правда это или просто так совпало по времени, уже не так интересно. Палестрина и сейчас ставится в один ряд с Бахом, Моцартом и Бетховеном — таков по важности его вклад в развитие западной музыки.

Короче, щас вы все поймете. В чем заключался стиль Палестрины? Во-первых, он установил ограничения на мелодию, сделав ее более простой для восприятия (привет, Моцарт?). Во-вторых, диссонансы (а они в полифонии всегда были и будут) перенесены на слабые доли и не так режут слух, а случайный диссонанс на сильной доле немедленно разрешается в консонанс. И, наконец, в третьих, в стиле Палестрины смена слога может происходить только в одном голосе единовременно; остальные голоса в это время держат предыдущий слог. Именно это правило способствовало максимальной ясности текста при сохранении полифонической текстуры произведения: слова не спагетти, а, не знаю. Макраме?

По-моему, классно. Послушайте вот Kyrie из той самой «Мессы папы Марчелло»:
https://youtu.be/QdZ_7dFbl1A

———————————

* а вы-то надеялись, я забыла про dies irae: https://youtu.be/-fMHms5Cvsw

** вот хороший пример: предшественник Палестрины — Жоскен Депре, Salve Regina https://youtu.be/BTWW981ztbc
(смарите, какие прикольные китайцы!!)
Читать полностью
Я вообще не любитель чатов. Но если 42 человека говорят, что нужен чатик, кто я, чтобы им в этом отказывать? t.me/olden_music_discussion
Ребята, я выпила и снова верю в демократию, в связи с чем вопрос: а нам нужен чатик?
Опрос
  • Дя
  • Неть
129 голосов
Шёнберг, экспрессионизм и океан кипятка

Вы наверняка слышали термин «экспрессионизм». Чаще мы его слышим в контексте визуального искусства: ранний Кандинский, Мунк с его «Криком», все вот эти расплывчатые кривенькие формы и странные сюжеты, призванные не отразить внешнюю реальность, а приоткрыть дверь во внутренний мир художника. В литературе экспрессионизм — это, безусловно, Кафка и «Превращение» с «Процессом», немножечко Джеймс Джойс. В музыке — немножко Стравинский, немножко поздний Скрябин (о, поговорим еще об этом), ранний Барток и — пам-пам — Шёнберг со своими последователями.

Что там было у Шёнберга в душе с такой-то музыкой? Охохо, ребята. Родился Шёнберг в еврейском гетто в Вене. Жили они бедно, музыке Шёнберга никто не учил, пока он сам не обнаружил Бетховена, Брамса, Вагнера и Рихарда Штраусса. И так Шёнбергу вся эта шушера понравилась, что он нашел себе дружка, который его и обучил всякой теории.

И действительно, ранний Шёнберг — это тональная музыка, в чем-то даже подражание Вагнеру. Правда, уже тогда его искусство не очень пёрло широкой публике. Однако Шёнберг не сдавался и продолжал исследовать границы дозволенного. Спойлер: так глубоко он погрузился в это исследование, что стал, фактически, последователем Баха, а его первый друг-учитель Александр фон Цемлинский впоследствии стал учеником. Так вот, никто особо музыку Шёнберга не любил, но он как упертый баран хуярил, что хотел, и плевал на мнение критиков. Я в конце приведу его же цитату о том, как он вообще добился успеха, а пока стоит заметить, что вряд ли этот успех был бы таким ошеломительным, если б не одна важная фигура в его жизни.

Густав Малер.

Помните Малера? Совсем неоднозначный чувак, музыку которого я пока еще не совсем понимаю (если вы понимаете, расскажите мне, плз). Так вот, Шёнберг тоже не понимал музыку Малера. А Малер не понимал музыку Шёнберга. Но, будучи старшим и более опытным евреем, он просек фишку, и защищал Шёнберга как только мог, потому что «он молодой, и вдруг он прав?». Рили защищал, особенно когда на концертах непонимающая публика устраивала бунты.

Фишка, которую просек Малер в музыке Шёнберга: отринув тональность, тот, фактически, освободил мелодию из многовековых оков функциональной гармонии. Сам Шёнберг скромно называл это освобождением диссонанса, считая это следующим логичным шагом в немецкой музыке. Ему это реально казалось супер логичным путем развития, и именно поэтому анархистом и революционером он себя не называл, а называл себя последователем Баха. И с ним склонно согласиться большинство музыковедов двадцатого века и современности, так что воть.

Как-то опять супер дохуя получается, но еще один пост по Шёнбергу я не выдержу, поэтому добавлю вкратце, что у Шёнберга было много учеников, которые переняли его систему додекафонии и образовали, во главе с учителем, так называемую Вторую венскую школу (названную так после первой, состоявшей из наших трех хороших знакомых: Гайдна, Моцарта и Бетховена).

А знаете, кто еще был учеником Шёнберга? Джон Кейдж. И как я вам завидую, если вы сейчас впервые видите это имя: вас ждет еще много чудных открытий в мире современной академической музыки.

Ну и обещанная цитата, призванная побудить вас отбросить страхи и пойти ТВОРИТЬ:

«Собственно говоря, у меня было ощущение, что я попал в океан с кипящей водой, и, не умея плавать, без возможности выбраться, я стал дергать конечностями, как только мог. Не знаю, что меня спасло, почему я не утонул и не сварился. Моя единственная, пожалуй, заслуга в следующем: я никогда не сдавался. Но как же я мог сдаться, находясь посреди океана?»

Погнали. Drei Klavierstücke
В исполнении Ди Ву: https://youtu.be/zYaWND9n9h0
В исполнении няшных котиков: https://youtu.be/lF6IBWTDgnI

(я осознаю, что первую версию после второй никто не посмотрит, но вы все равно посмотрите, она очень красивая)
Читать полностью
Шёнберг и атональность

Тэкс, я как-то недоглядела и до сих пор ничего не рассказала вам про Арнольда Шёнберга — третьем столпе музыки двадцатого века, наряду с Дебюсси и Стравинским.

Но сначала давайте еще раз немножечко о том, как вообще развивалась музыка на рубеже 19-20 веков. Начиная с барокко, главной движущей силой любого музыкального произведения была тональность и функциональная гармония. Система, основанная на устойчивых и неустойчивых аккордах: консонансах и диссонансах. Произведение представляло из себя длительный путь от устойчивой тоники к диссонантной доминанте, через тернии обратно к тонике, и обратно к доминанте и, наконец, домой, к устойчивой тонике*. Именно в тональности, в первую очередь, заключалась драма и выразительная способность музыки.

Эта система была настолько удачной, что вся западная музыка барокко, классического и романтического периодов была исключительно тональной, другая музыка просто не выживала. И все было хорошо, пока не пришел Дебюсси. Своей дерзкой Prélude à l’après midi d’un faune** он запустил новый цикл в истории музыки, цикл, в котором тональность неважна, а музыкальное произведение — больше, чем просто система маятников. И фишка сработала, либо потому, что Дюбюсси крут, либо просто появился запрос на новый музыкальный стиль. Так или иначе, снежный ком покатился. И там, где Дебюсси развлекался с тембром, вдохновленный им Стравинский игрался с несимметричными ритмами. Оба наплевали на тональность и функциональную гармонию.

В это же время Шёнберг не просто наплевал на тональность, заменив ее другой финтифлюшкой, а прям, не стесняясь, стал писать атональную музыку. Даже разработал свою атональную додекафоническую систему. Это, то есть, взять все 12 нот на пианине (додека = 12) и нарочно писать музыку так, чтобы каждая нота использовалась в равной мере, и ни в один момент времени в произведении не было определенного тонального центра. Чтоб никакого намека даже на тональность не было. Чувак просто ррраз — и сменил пластинку, которая играла два с половиной века подряд, короче. Ну то есть Дебюсси и Стравинский-то ее тоже сменили, но они-то что — француз да русский, мало ли у них тараканов в голове. А тут Шёнберг прямиком из Вены, колыбели классицизма и тональности. Шёнберг, любитель Брамса и Вагнера. Хуяк — получайте додекафонию.

Ну это, конечно, возымело эффект. То, что вряд ли сработало бы в середине 19 века, в начале 20 наделало шуму. После шумихи вокруг Дебюсси все, кажется, были готовы к чему-то еще более прогрессивному и революционному.

Но вот незадача: сам Шёнберг себя никогда революционером не считал. Щтоооо? Дыа.

И про это — в другой раз, а пока вот пострадайте.
Шёнберг, цикл песен Pierrot lunaire, 1912 год. «Лунный Пьеро» написан до формализации додекафонии и не использует эту технику, но это очень-очень важное экспрессионистское (не забыть потом рассказать про экспрессионизм) атональное произведение. Готовьте ваши нежные ушки!
(и если вам не понравится, что, естественно, абсолютно нормально, надо признать: сопрано все-таки шикарная)
https://www.youtube.com/watch?v=bd2cBUJmDr8

———————

*
как, например, в концовке сороковой симфонии Моцарта https://www.youtube.com/watch?v=4J9k_nBFsUo&t=404

**
вот тут я перевожу немножко из Леонарда Бернштейна про «Фавна» Дебюсси: t.me/olden_music_junk/160
Читать полностью
Гитлер романтического периода

Всем привет.
Сегодня поговорим с вами, наконец, о «любимом композиторе Гитлера», том, который написал «Полет валькирий». Об этом ухххх! Чертовом антисемите-злодее, который чуть ли не собственными руками душил еврейских младенцев, а музыкой своей фактически предрек Третий рейх.

О Рихарде Вагнере.

Ну и тут же объяснимся. Все же понимают, что ничем подобным Вагнер не занимался? Гитлер Вагнера любил, но он также любил Бетховена, Моцарта и австрийских Штрауссов, которым мы не приписываем ничего такого страшного.

И вот теперь, когда мы объяснились, заметим: антисемитом Вагнер был похлеще многих. Прям адским фанатичным антисемитом. Прям всей душой евреев ненавидел. Но (да госспэди, сколько же «но» с этим Вагнером!) давайте отдавать себе отчет: антисемитизм в 19-20 веках был вообще в моде. Мусоргский был антисемитом; Чайковский был антисемитом. Кажется, любой композитор-нееврей без друзей-евреев был антисемитом. Так что на общем фоне Вагнер просто чуточку выделялся со своими антиеврейскими эссе и c этой особой ненавистью к своему наследию. Ах, да, всю жизнь Вагнер верил, что является плодом внебрачной любви своей матери и некого Людвига «почти-наверняка-еврея» Гейера. Очень вероятно, что это было правдой. О, ирония!

Но (видите?) вместе с тем, Вагнер стал самым значимым композитором второй половины 19 века. Вторым самым значимым композитором всего романтизма, после Бетховена. Опера Вагнера «Тристан и Изольда» считается вторым по значимости произведением романтизма, после бетховенской девятой симфонии. Чем же Вагнер такое заслужил? Очень просто: он был настолько амбициозным маньяком, что взял и собственноручно переопределил оперу, превратив ее из попсы в — та-да-дааааа — серьезное искусство. Какая там популярная культура, когда одна опера идет пять часов?

Окей, а что вообще такое серьезное искусство, если мы говорим об опере?

Сложный вопрос, но если вкратце: одно из важнейших нововведений Вагнера — роль оркестра. Если раньше оркестр исключительно аккомпанировал вокалистам и дополнял действие, вагнеровский оперный оркестр стал отдельным слоем. Инструментал в его «музыкальных драмах» — это подсознательное, это foreshadowing, это единственный герой, говорящий правду и ничего, кроме правды.

В современном мире нам такое использование саундтрека покажется естественным, ведь это повсеместно используется в кинематографе, когда музыка в сцене может свидетельствовать о чем-то, чего мы еще не знаем и не видим на экране. Хотите верьте, хотите — нет, но Вагнер, кажется, эту фишку и популяризовал.

Короче, охуенный чувак был. Может, не задалось у него в социальной сфере, но музыку он совершенно точно вывел на новый уровень и изменил навсегда если не сам, и если не с помощью последователей, то с помощью взбунтовавшихся против него французов (привет, Дебюсси!). Как-то странно благодарить Вагнера за Дебюсси, но, как известно, чтобы выбрать, где нормально пожрать с друзьями, кто-то просто обязан предложить макдональдс.

Вагнер это вообще одна из самых противоречивых фигур в истории классической музыки, и в истории вообще. У Вагнера так много биографий, что больше, кажется, только у Наполеона и у Иисуса. Ну вы поняли, что крутой был чел.

Жаль только, что стал одним из символов фашизма :(

(И мы еще вернемся к Вагнеру, когда я осилю хотя бы одну его оперу целиком).

Оторвитесь от жизни на 20 минут, посмотрите прелюдию к «Тристану и Изольде». Нудновато, но если до конца дослушать, очень кайфово, прям мурашки :3
https://youtu.be/5NvUyCdKAxM?t=24
Читать полностью
Посмотрела британско-польский мультик по «Пете и волку», и он шикарный, ребята. Короткометражка про одиночество, страх смерти, травму, утрату, а также храбрость, признание, дружбу и в какой-то мере даже про противостояние властям. Фичеринг все, что мы так любим — дрессировщик медведей Иван, вывеска «Чебуреки», колючая проволока, панельные хрущевки и белая раздолбанная копейка.

Обязательно найдите в хорошем качестве и посмотрите. Музыка Прокофьева прилагается.

(Французский трейлер)
https://www.youtube.com/watch?v=MMF3LkjJyD8

https://www.kinopoisk.ru/film/petya-i-volk-2006-271006/
Читать полностью
Петя и волк

«Петя и волк» Сергея Прокофьева — одно из самых популярных классических произведений в мире. Прям удивительно, учитывая, что написано оно было в СССР в разгар сталинских репрессий.

…И учитывая, что это вообще «симфоническая сказка», написанная для детского театра, и призванная научить детей различать музыкальные инструменты друг от друга.

«Петю и волка» Прокофьев написал, вернувшись на родину после двадцатилетних странствий по США и Европе. Написал и музыку, и текст (на русском и на английском), который, по задумке, зачитывается диктором. В США «Петю и волка» безумно любят и сейчас, и приглашают зачитывать разных популярных чуваков.

Леонард Бернштейн читал «Петю и волка», конечно же. Элеонора Рузвельт зачитывала одна из первых, еще в 1950. Билл Клинтон читал вместе с Михаилом Горбачевым. Дэвид Боуи читал. Элис Купер. Дэвид Теннант. Ну вы поняли.

Сюжет примерно следующий: пионер Петя с помощью пионерской хитрости ловит злого волка. Приходят охотники, и Петя помогает им доставить животное в зоопарк, потому что пионерство — это про взаимопомощь и доброту. В эпизодах также принимают участие: птичка, помогающая Пете поймать волка; кошечка, безуспешно пытавшаяся съесть птичку; уточка, сожранная волком заживо; петин дедушка, знатный ворчун.

Короче. Произведение стало настолько популярным, что по нему сняли несколько мультиков (один снял Дисней в 1946 году), а еще переиграли и переинтерпретировали на сотню раз.

Итого: несколько джазовых альбомов, парочка балетов, херова гора пародий (в том числе, одна от Странного Эла Янковича), парочка крутанских мультиков, психоделик-транс версия (люблю евреев
Читать полностью