Рецензия на роман «Путешествия Лейлы» Дании Жанси, Inspiria 2024С первых страниц «Путешествия Лейлы» погружает читателя в пространство, где реальность зыбка, а время подчиняется странной логике памяти и сновидений. В центре повествования — Лейла, женщина без устойчивой идентичности, бесконечно перемещающаяся между странами, работой, городами, снами и состояниями сознания. В ее мире невозможно удержаться за что-то твердое: границы стираются, личность растворяется, а воспоминания оказываются ненадежным проводником в прошлом. Это роман, балансирующий на грани тревожного сна и философской притчи.
Главный мотив книги — чувство неуловимости и размытости собственной жизни, присущее поколению, выросшему на переломе эпох. Лейла — представительница постмодернистского поколения, для которого национальная принадлежность, культурные корни и даже язык — не более чем переменные, подстраивающиеся под текущие обстоятельства. Она путешествует по миру как по гигантскому лабиринту, иногда кажется, что движется по инерции, ведомая силами, которые сама до конца не понимает.
В этом смысле роман напоминает лучшие образцы интеллектуальной прозы XXI века — в нем чувствуется влияние Дона Делилло, Орхана Памука и даже Пола Остера.
Одной из самых мощных тем книги становится столкновение Лейлы с альтернативной реальностью, в которой ее прежний мир полностью стерт, а окружающие люди ведут себя так, словно всегда жили в иной версии истории. Все это создает напряжение, сродни паранойе, но вместе с тем становится философским вопросом: что есть реальность, если ее контуры постоянно смещаются?
Автор мастерски создает атмосферу тотальной дезориентации, заставляя читателя сомневаться вместе с героиней. И если в начале Лейла пытается найти рациональное объяснение происходящему, то к концу книги кажется, что она сама готова раствориться в новом мире, в котором ей уготована загадочная роль.
Дания Жанси использует богатый, гипнотический язык, соединяя в своей прозе чувственные детали, глубокие философские размышления и тонкую сатиру на современную цивилизацию. Ее стиль — это поток, иногда прерывающийся неожиданными диалогами, точными образами и почти кинематографичными сценами.
Атмосфера создается через детали: запах морской воды, оттенки заката в Хайфе, механические улыбки филиппинских медсестер, холодные поверхности отелей и стерильные интерьеры клиники. Этот текст хочется перечитывать, чтобы вновь погружаться в его многослойную структуру.
В конечном счете, «Путешествия Лейлы» — не только книга о женщине, потерявшей себя, но и роман о мире, который сам утратил свое лицо. Это история о том, как глобализация, цифровая эпоха, война нарративов и политика идентичности размывают личность, лишая ее опоры. Лейла — это мы, путешествующие по многослойной карте смыслов, где каждая страна, каждое имя и даже каждая эмоция могут оказаться лишь конструкцией, созданной обстоятельствами. И, возможно, главный вопрос этого романа — не о том, найдет ли Лейла себя, а о том, существует ли вообще что-то подлинное в мире, где границы между правдой и вымыслом окончательно стерты.
Озон I
Wildberries I
Электронная версия I
Аудиоверсия I
Яндекс Книги I