παραχαράττειν τὸ νόμισμα


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Образование


Канал об античной философии и классической филологии. «За исключением слепых сил природы, все, что движется в этом мире, имеет свое начало в Греции» Генри Мэн // @snaranovich


Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Образование
Статистика
Фильтр публикаций


Репост из: Кафедра классической филологии МГУ
ЧТЕНИЯ, ПОСВЯЩЁННЫЕ 100-ЛЕТИЮ ПРОФЕССОРА А. А. ТАХО-ГОДИ

Самые внимательные подписчики наших социальных сетей могли заметить, что 9 и 10 декабря на нашей кафедре пройдёт ежегодная научная конференция «Классическая филология в контексте мировой культуры — XV». В этом году чтения посвящены 100-летнему юбилею преподавателя нашей кафедры, профессора Азы Алибековны Тахо-Годи (р. 26.10.1922).

Научные интересы А. А. Тахо-Годи очень широки и охватывают классическую филологию, византиноведение, богословие, философию, историю древнегреческой религии, древнегреческую мифологию, историю античной литературы, языкознание и некоторые другие смежные дисциплины.

Публикуем программу конференции; рабочие языки конференции — русский и латинский.

На нашем YouTube-канале в оба дня конференции будет проходить прямая трансляция, так что советуем подписаться на канал, чтобы не пропустить уведомление о начале чтений.


Всем Ильич хорош, но латынь зря отменил, конечно.

974 0 3 31 34

Репост из: Antibarbari HSE
Продолжаем рубрику «Древние языки в жизни известных людей»

В мае 1918-го года в России официально отменили преподавание древних языков. Постановление было подписано наркомом Просвещения А.Луначарским. От лидеров пролетарской революции, которые, по словам Крупской, отрицательно относились к классической гимназии и ее образовательным стандартам, «оторванным от реальной жизни», решение вполне ожидаемое. Однако примечательно, что сам В.Ленин в свои гимназические годы латынь очень любил. Он был увлечен настолько, что продолжал заниматься ее изучением самостоятельно. Самозабвенное погружение в латинский язык прекратилось в тот момент, когда гимназист Ульянов заметил, что его хобби пагубно сказывается на общей успеваемости. Можно предполагать, что любимым латинским автором, над текстами которого он часами просиживал, был именно Цицерон, поскольку позже Н.Крупская обращала внимание, что латинский язык повлиял на структуру речи Ленина, «сделав ее более стройной и страстной». Один из основоположников «формальной школы» Б.Эйхенбаум в своей статье от 1924 года ( «Основные стилевые тенденции в речи Ленина») характеризует недавно почившего Ленина как яркого и своеобычного оратора, который для придания своей речи живости и убедительности охотно прибегает к латинским крылатым выражениям (вероятно, даже бессознательно) и строит ее, ориентируясь на ораторский стиль Цицерона. Но ораторская искушенность Ленина не помогла древним языкам сохраниться в системе советского среднешкольного образования.


Европейский спецкорреспондент нашего канала Кирилл Мартынов с фотографиями храма Вакха II в. из ливанского Гелиополя.


Найдено стихотворение, описывающее то, что происходит на юзерпике этого канала (на нем, напомню, изображена картина «Танцующий Сократ» Оноре Домье). Гопца, гопца, гопца-ца!!!Литературная газета, 1935.




Эх сейчас бы бросить все и вопросы из «Государства» на древнегреческом позадавать друг другу на трамвайной остановке.


Вышел IV том истории античной философии Гатри, посвященный Платону. Предыдущий читать было затруднительно из-за множества проблем с переводом — я писал об этом в канале, чуть более подробно можно будет прочесть в историко-философском ежегоднике ИФ РАН, готовящемся к выходу. Будем надеяться, что четвертый по редактуре ближе к первому, тот был выполнен на совесть.

1.7k 1 26 53 33

Репост из: Философское кафе
Юнусов_А_Т_Аристотель_и_моральная_отвественность_часть_2.pdf
553.4Кб
Вышла вторая часть статьи нашего научного редактора Артема Юнусова про моральную ответственность у Аристотеля. Работа посвящена сравнению определенных элементов этической философии Аристотеля с современными теориями моральной ответственности. Показано, что существенная часть интуиций Аристотеля, касающихся уместности вменения агенту ответственности за его морально релевантный поступок, установку, черту характера и т.п., совпадает с интуициями, распространенными в современных теориях моральной ответственности. Автор приходит к выводу, что высокая степень совпадения базовых интуиций может служить косвенным подтверждением реальности самого феномена моральной ответственности. В этой части статьи сравниваются интуиции Аристотеля с современными теориями моральной ответственности в вопросах
моральных агентов и условий ответственности


Я никогда не размещаю рекламу, но с радостью даю ссылку, если об этом просят подписчики — вот подписчик попросил рассказать о канале с выписками из греческих и латинских авторов: https://t.me/fragmentaadespota


Прочел «Эпоху завоеваний. Греческий мир от Александра до Адриана (336 г. до н.э. — 138 г. н.э.)» Ангелоса Ханиотиса, отличная популярная книжка по истории т. н. «долгого эллинизма» — термин, вводимый автором для описания единства и преемства социальных, экономических, религиозных и культурных процессов в обозначенный период. Но перевод, боже мой, «Альпина»! Местами просто позорище:

«Собрания текстов о чудесных излечениях, установленные в святилищах Асклепия в Эпидавре, критской Лебене, на Косе и в Риме, освещают опыт паломников, посещавших эти культовые центры. После отправления ритуалов верующие спали в дормитории, или в комнатах для „взращивания“, близ храма, в надежде увидеть бога во сне и исцелиться. Крупнейшая коллекция текстов из Эпидавра содержит рассказы об исцелении, противоречащие рациональным объяснениям: „У мужчины в пенисе был камень. Он увидел сон. Ему приснилось, что он занимается любовью с прекрасным юношей; испытав оргазм во сне, он изверг камень, поднял его с земли и ушел с ним“. Некоторые из тех, кто практиковал такое „взращивание“, то есть проводил ночь в святилище, ожидая во сне увидеть бога и получить от него совет или излечение, — действительно верили в это. „Взращивание“ не устраняло болезнь, но меняло субъективное восприятие ее со стороны пациента».

Какое еще взращивание!? В оригинале там incubation. Я не являюсь профессиональным эллинистом, но, насколько мне известно, эта религиозная практика, название которой происходит от лат. incubo, лежать, спать в храме, в отечественном антиковедении так и называется — инкубация. У перевода значится научный редактор, но трудно сказать, куда он смотрел, учитывая, что взращивание фигурирует в тексте шесть раз! Калькированного английского синтаксиса тоже хватает.

2k 1 11 4 30

Я, как известно, главный лайф-коуч страны, приходите, научу, КАК ЖИТЬ.


Репост из: АНФ. Думай по-своему
Чему мы можем научиться у философов?

Разберемся 28 ноября, в понедельник. Станислав Наранович — философ, организатор лектория Stoicon-X — расскажет в чем несравненная польза стоических текстов, как появился стоицизм, кем были его основатели и последователи.

Исследователь стоицизма Станислав Наранович попробует ответить на эти вопросы и расскажет, как согласно античной философии принимать верные решения, управлять гневом, воспринимать критику и относиться к смерти.

Встреча состоится 28 ноября, в понедельник, в 19:00

Место встречи: Московский Дом Книги, Новый Арбат, 8

Увидимся 🙌


Только сенату, думаю, ОК было, в отличие от студентов.



1.8k 0 24 10 33

Репост из: Antibarbari HSE
⚡️📚 В издательстве ГЛК вышел перевод второго тома Истории литературы раннего христианства Морескини и Норелли.

Это основной учебник по христианской литературе на Западе, уже двадцать лет как эталон, выдержавший несколько переизданий и переводов на европейские языки. Пару лет назад авторы почти полностью переписали книгу: учли новую литературу, что-то убрали, что-то расширили чуть ли не в два раза. Второе итальянское издание опубликовано в прошлом году, в прошлом году был издан первый том, теперь публикуется русский перевод.

Что входит во второй том:

· 16 глав, 687 стр.
· От донатистов до Иеронима.
· Новый формат: не набившие оскомину «житие – творения – учение», а филологический разбор сочинений авторов и исследовательской литературы.
· Полный инструментарий, чтобы подступиться к новому тексту: неважно, в устном ответе на семинаре, либо же в кандидатской диссертации.
· Качественное издание: чего тут скромничать, книга получилась хорошей и порадует не только мозг, но и взгляд.

Где купить: дешевле всего купить в самом издательстве ГЛК по адресу Орлово-Давыдовский пер. д 5. (метро Проспект мира). Есть отправка почтой и безналичный расчет.

Сколько стоит: В издательстве книга стоит всего 1200 р., на 40 р. дороже первого тома (тоже есть в наличии). Будут книги и у ритейлеров, но ценить эту книгу они будут больше. 😊

P. S. Вот запись интервью с автором эпохи ковидных ограничений на итальянском и в дублированном переводе

P.S.S. А вот содержание и первая глава книги


Репост из: Porticus Moscouiensis
Как обычно, по просьбе коллег размещаем анонс на чтения Цицерона с Полиной Гаджикурбановой.

Формат: медленное чтение с комментариями трактата Цицерона «О парадоксах стоиков».

Цицерон так объясняет замысел этого произведения: «я… в шут­ку сфор­му­ли­ро­вал в виде общих мест все то, о чем едва ли рас­суж­да­ют сто­и­ки даже в гим­на­си­ях или на досу­ге, и мне захо­те­лось попы­тать­ся выве­сти на свет… эти мыс­ли, кото­рые в силу сво­ей уди­ви­тель­но­сти и пол­ной про­ти­во­по­лож­но­сти обще­при­ня­тым мне­ни­ям сами­ми же сто­и­ка­ми назы­ва­ют­ся пара­док­са­ми».

Двухчасовые встречи по субботам, 13:00 МСК.
19.11 Только прекрасное является благом; Добродетель самодостаточна для достижения счастья;
26.11 И преступные, и праведные деяния равны
03.12 Всякий глупец безумен
10.12 Только мудрец свободен; Только мудрец богат

Основную часть времени мы будем разбирать именно текст, общие и частные вопросы будем обсуждать в процессе чтения, не относящиеся непосредственно к тексту мы будем оставлять на конец встречи.

Каждый участник при желании может участвовать в обсуждении и интерпретации текста. По итогам встреч будут доступны записи для участников. Публикации и продажи записей не будет.

Ведущий: СНС сектора этики Института философии РАН Полина Гаджикурбанова.

Участие во встречах предполагает донейшн в проект, ориентировочно от 1500 рублей за 4 встречи. Оформить донат можно на главной странице сообщества кнопкой "Поддержать". Если вам не подходит донейшн через VK - напишите в личные сообщения сообщества, согласуем другой вариант. Если у вас нет возможности, но вы очень хотите участвовать - напишите, если останутся места, то мы постараемся что-то придумать.

ВАЖНО: Остерегайтесь мошенников, общайтесь только через сообщения сообщества. У нас нет никаких помощников или админов, которые будут писать вам первыми или с личных аккаунтов соцсети.

По вопросам пиши в сообщения сообщества https://vk.com/stoicism21 или @epovalishin


На прошлый День философии написал в американскую вражескую соцсеть фейсбук свой программный манифест, с тех пор он в значимости только приобрел, поэтому дублирую здесь.

Сегодня, оказывается, Всемирный день философии. Философия как таковая и ее день нас интересуют мало, тогда как день самого философа заслуживает внимания. Расписание дня настоящего философа выглядит следующим образом: как повелит душа, проснуться. Обычно душа велит просыпаться рано, в шесть или семь. Затем не вставая с ложа читать развлекательную исследовательскую литературу, например, статьи в журнале Phronesis. Параллельно позавтракать чем бог пошлет. Когда все остальные настоящие философы тоже проснутся и выполнят утренние ритуалы, переходить к настоящей работе — совместному чтению божественного Платона. Читать божественного Платона с несколькими кофе-брейками до полдника. В полдник закрыть все книги и пойти на кухню приготовить пятилитровую кастрюлю борща по божественному рецепту @vershki. Съесть тарелку. Подумать. Съесть еще одну. Затем продолжить с коллегами чтение божественного Платона до вечера. Когда все устанут, можно обсудить развлекательную исследовательскую литературу, которую все читали утром. Когда все разойдутся, глубоким вечером, если у настоящего философа останутся силы, а у настоящего философа всегда остаются силы, можно позаниматься ненастоящей работой, которая приносит так называемые деньги. Но переутруждать себя не следует. Отходя ко сну, позволительно почитать новости бренного мира, чтобы убедиться, что никого из твоих коллег и близких еще не посадили. Спать крепко, во сне думать на фригийский лад.


Репост из: θεωρία и теория
Д. В. Бугай Ю. А. Шичалину 4 года (!) спустя

На днях в нашем кафедральном "Историко-философском альманахе" вышла статья Д. В. Бугая "В жанре сводки" (Ответ Ю. А. Шичалину). (с. 201 — 223). Сам ещё не прочитал, но делюсь.

Началось всё в 2018:

1. Д. В. Бугай: О новом издании платоновского «Парменида»
2. Ю. А. Шичалин: Заметки о «размышлениях» Д. В. Бугая

А чем закончится — посмотрим.

Какую бы вы сторону ни приняли, такая полемика заслуживает внимания.

Начинает Дмитрий Владимирович в весьма мрачном духе:

"Публикуемый ниже текст написан летом 2016 года (почему, кстати, 2016-го? – ΘиТ), но в тот момент я воздержался от публикации. Почему? По нескольким причинам, главной из которых было ясное понимание, что истории античной философии у нас не было и не будет..."


Пропустил, что этим летом в возрасте 82 лет скончался принстонский историк античной философии Джон Купер. Его кандидатская (1963) была посвящена понятию первой философии у Аристотеля, докторская — платоновскому «Теэтету», в 1975 году вышла первая его книга Reason and Human Good in Aristotle. Последняя его работа Pursuits of Wisdom: Six Ways of Life in Ancient Philosophy from Socrates to Plotinus вышла в 2012 году и посвящена разновидностям образов жизни в античной философии.

https://matherhodge.com/tribute/details/2469/John-Cooper/obituary.html

Показано 20 последних публикаций.