ТРИ ТИПА ПЕРЕМЕННОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ
Продолжение статьи Переменное вознаграждение.
1. Вознаграждение племени.
Вознаграждения со стороны племени, или социальные вознаграждения, возникают за счёт связей с другими людьми. Наш мозг настроен на то, чтобы стремиться к одобрению, которое позволяет нам чувствовать себя востребованными, привлекательными, важными и вовлечёнными. Вокруг этой потребности в социальном подкреплении строятся многие общественные институты и отрасли рынка. Потребность чувствовать социальные связи формирует наши ценности и во многом предопределяет то, как мы проводим своё время.
Поэтому и популярны соцсети. Инстаграм, Facebook, Twitter и несколько других сервисов обеспечивают больше миллиарда человек мощным социальным вознаграждением на переменной основе. Публикуя пост, твит, люди стремятся к социальному одобрению и предвкушают его. Вознаграждение племени заставляет человека постоянно возвращаться к продукту и желать все большего.
2. Вознаграждение добычей.
Потребность добывать материальные объекты (пищу и все остальное, что нужно нам для выживания) встроена в наш мозг. Но если раньше мы гонялись за животными ради пищи, то сейчас стремимся к другому. Продукты давно можно купить, а в последнее время на деньги стала обмениваться и информация.
Вознаграждение добычей существовало задолго до изобретения компьютеров. Но сегодня мы сталкиваемся с многочисленными примерами переменного вознаграждения, связанного со стремлением обладать различными ресурсами и информацией.
Бесконечный поток информации, представленный в виде ленты новостей, которую можно прокручивать, заставляет пользователя пускаться в погоню за добычей. Лента соцсетей например, заполнена разным контентом, как неинтересным, так и близким пользователю. Эта переменчивость обеспечивает соблазнительно непредсказуемые впечатления. Здесь можно случайно натолкнуться на особенно интересную новость, а можно и ничего не найти. И все равно охота на новую информацию продолжается. Ведь все, что нужно, - это движение пальца или вращение колесика мыши. И пользователи прокручивают, прокручивают, прокручивают информацию в погоне за переменным вознаграждением в виде интересного им поста.
3. Внутреннее вознаграждение.
Есть переменное вознаграждение, к которому мы стремимся для собственного удовольствия. Нами движет желание победить обстоятельства. Мы делаем это в основном ради самой победы и чувства удовлетворения от неё. Стремясь довести задачу до завершения, люди способны на многое. Удивительно, что часто мы жаждем такого вознаграждения, несмотря на кажущееся безразличие к нему. Понаблюдайте за человеком, который тратит массу времени, чтобы собрать пазл размером с обеденный стол. Можно заметить, как его лицо искажает гримаса недовольства, и даже услышать проклятия, произносимые шепотом. Хотя готовые пазлы не обещают никакой награды, для кого-то сам процесс поиска нужной детали - удивительная и завораживающая задача.
В работе Эдварда Диси и Ричарда Райана говорится, что внутреннее вознаграждение питается «внутренней мотивацией». Их теория самоопределения состоит в том, что люди, помимо прочего, желают удовлетворить чувство компетентности. И если к этой цели добавить элемент тайны, задача покажется ещё привлекательнее.
Примеры занятий, которые предлагают переменное внутреннее вознаграждение: видеоигры, электронная почта, сообщения в телефоне и прочее.
Внутреннее вознаграждение - определяющий компонент видеоигр, где игроки стремятся отточить навыки, нужные для прохождения маршрута. Переходы на новый уровень, получение дополнительной силы и прочие игровые элементы отвечают потребностям игрока в чувстве компетентности, поскольку показывают достигнутый прогресс и подтверждают продвижение к завершению игры.
Проверяете ли вы сообщения в телефоне, почту без особой причины? Возможно, вы неосознанно решили открыть её, чтобы увидеть, не ждут ли вас новые письма? Для многих цель, к которой нужно стремиться, - это минимальное количество непрочитанных сообщений.
Продолжение статьи Переменное вознаграждение.
1. Вознаграждение племени.
Вознаграждения со стороны племени, или социальные вознаграждения, возникают за счёт связей с другими людьми. Наш мозг настроен на то, чтобы стремиться к одобрению, которое позволяет нам чувствовать себя востребованными, привлекательными, важными и вовлечёнными. Вокруг этой потребности в социальном подкреплении строятся многие общественные институты и отрасли рынка. Потребность чувствовать социальные связи формирует наши ценности и во многом предопределяет то, как мы проводим своё время.
Поэтому и популярны соцсети. Инстаграм, Facebook, Twitter и несколько других сервисов обеспечивают больше миллиарда человек мощным социальным вознаграждением на переменной основе. Публикуя пост, твит, люди стремятся к социальному одобрению и предвкушают его. Вознаграждение племени заставляет человека постоянно возвращаться к продукту и желать все большего.
2. Вознаграждение добычей.
Потребность добывать материальные объекты (пищу и все остальное, что нужно нам для выживания) встроена в наш мозг. Но если раньше мы гонялись за животными ради пищи, то сейчас стремимся к другому. Продукты давно можно купить, а в последнее время на деньги стала обмениваться и информация.
Вознаграждение добычей существовало задолго до изобретения компьютеров. Но сегодня мы сталкиваемся с многочисленными примерами переменного вознаграждения, связанного со стремлением обладать различными ресурсами и информацией.
Бесконечный поток информации, представленный в виде ленты новостей, которую можно прокручивать, заставляет пользователя пускаться в погоню за добычей. Лента соцсетей например, заполнена разным контентом, как неинтересным, так и близким пользователю. Эта переменчивость обеспечивает соблазнительно непредсказуемые впечатления. Здесь можно случайно натолкнуться на особенно интересную новость, а можно и ничего не найти. И все равно охота на новую информацию продолжается. Ведь все, что нужно, - это движение пальца или вращение колесика мыши. И пользователи прокручивают, прокручивают, прокручивают информацию в погоне за переменным вознаграждением в виде интересного им поста.
3. Внутреннее вознаграждение.
Есть переменное вознаграждение, к которому мы стремимся для собственного удовольствия. Нами движет желание победить обстоятельства. Мы делаем это в основном ради самой победы и чувства удовлетворения от неё. Стремясь довести задачу до завершения, люди способны на многое. Удивительно, что часто мы жаждем такого вознаграждения, несмотря на кажущееся безразличие к нему. Понаблюдайте за человеком, который тратит массу времени, чтобы собрать пазл размером с обеденный стол. Можно заметить, как его лицо искажает гримаса недовольства, и даже услышать проклятия, произносимые шепотом. Хотя готовые пазлы не обещают никакой награды, для кого-то сам процесс поиска нужной детали - удивительная и завораживающая задача.
В работе Эдварда Диси и Ричарда Райана говорится, что внутреннее вознаграждение питается «внутренней мотивацией». Их теория самоопределения состоит в том, что люди, помимо прочего, желают удовлетворить чувство компетентности. И если к этой цели добавить элемент тайны, задача покажется ещё привлекательнее.
Примеры занятий, которые предлагают переменное внутреннее вознаграждение: видеоигры, электронная почта, сообщения в телефоне и прочее.
Внутреннее вознаграждение - определяющий компонент видеоигр, где игроки стремятся отточить навыки, нужные для прохождения маршрута. Переходы на новый уровень, получение дополнительной силы и прочие игровые элементы отвечают потребностям игрока в чувстве компетентности, поскольку показывают достигнутый прогресс и подтверждают продвижение к завершению игры.
Проверяете ли вы сообщения в телефоне, почту без особой причины? Возможно, вы неосознанно решили открыть её, чтобы увидеть, не ждут ли вас новые письма? Для многих цель, к которой нужно стремиться, - это минимальное количество непрочитанных сообщений.