Психология


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Психология


Здесь вы научитесь лучше понимать себя и других
По рекламе: @Chesh1re


Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Психология
Статистика
Фильтр публикаций


Тавтология – наикратчайшая разновидность рассуждения по кругу. Мы лишь повторяем то же самое другими словами. Пример – классическая уоллесовская сентенция («позаимствованная» у него Дарвином): «выживают наиболее приспособленные». Поскольку «наиболее приспособленные» и есть, по определению, «те, кто выживет», это утверждение не несет абсолютно никакой информации и не может быть использовано для доказательства чего бы то ни было. Впоследствии в каждом конкретном случае мы можем находить объяснение, почему выжили именно те или другие особи – самые крупные или самые мелкие, самые бесстрашные или самые робкие, раскрашенные наиболее вызывающе или наиболее неприметно. Но исключительно факт выживания является единственным существенным критерием наибольшей приспособленности.


Особые условия. Эта ошибка предполагает изменение критериев с целью показать неприменимость общих правил к конкретной ситуации. Ее примером может удобная позиция короля из сказки Антутана Экзюпери «Маленький принц»:

– И звезды вам повинуются? – спросил Маленький принц.
– Ну конечно, – отвечал король. – Звезды повинуются мгновенно. Я не терплю непослушания…
– Мне хотелось бы поглядеть на заход солнца… Пожалуйста, сделайте милость, повелите солнцу закатиться…
– Будет тебе и заход солнца. Я потребую, чтобы солнце зашло. Но сперва дождусь благоприятных условий, ибо в этом и состоит мудрость правителя.


С подобной аргументацией приходится порой сталкиваться и в церкви, когда кто-либо, скажем, заявляет: «У меня есть дар воскрешения мертвых! Но для этого у каждого из присутствующих должно быть достаточно веры». В итоге, когда воскрешения не происходит, виноват в этом оказывается кто-либо из присутствовавших, которому и приписывается недостаток веры.


Эксперимент Нормана Триплетта

Первый социально-психологический эксперимент провёл психолог Н. Триплетт, когда решил проверить теорию о том, что спортсмены демонстрируют результаты лучше в соревновании с коллективом, а не по секундомеру. Для проверки было предложено детям скручивать спиннинг на скорость. В первой группе дети делали это изолированно в пустой комнате, а во второй группе – все вместе. По итогу вторая группа показала результаты лучше первой. Этот феномен улучшения результатов в присутствии других людей получил название «эффект социальной фасилитации».

В дальнейшем психологи проводили подобные эксперименты, но используя другие задания: одеваться, запоминать слова, решать арифметические задачи. В итоге было доказано, что в присутствии других людей легче выполняются простые задания на быструю реакцию, а при сложных, творческих заданиях лучше изолироваться, иначе возникает противоположный эффект ингибирования (ухудшение результатов в присутствии других людей).


Ошибки неясности

Подмена понятия – ошибка, возникающая при изменении значения слов в ходе рассуждения. Эта ошибка предполагает непосредственное нарушение логического закона тождества, в резуль­та­те чего мы фактичес­ки рассуж­даем сразу о нескольких предме­тах, смешивая их между собой, хотя кажется, что мы рассуждаем об одном и том же.

Например: Если на вопрос «Верите ли вы в Бога?» ваш собеседник отвечает: «Конечно верю, Бог – Он Один для всех», не торопитесь видеть в нем своего единомышленника (тем более – единомышленника «всех»!), прежде чем Вы и он определились, что подразумевается под словом «Бог». Бесполезно спорить о Божьих атрибутах прежде, чем вы установили, какой смысл ваш оппонент вкладывает в это слово. Имеет ли он в виду библейского Творца? Или – некий вселенский разум? Или – гипотетическую космическую силу? Или – абстрактную безличную первопричину? Если ваши фундаментальные определения не совпадают, бессмысленно добиваться согласия в деталях: даже если вы сойдетесь в высказываниях, за ними будут стоять разные идеи.


Психологическая работа со страхом

Переживать страх естественно для человека, поскольку именно страх бережёт нас от опасных ситуаций и помогает нам сохранить жизнь. Но в некоторых случаях чувство страха мешает человеку жить и развиваться. Далеко не все страхи являются рациональными и обоснованными. Иногда человек, действительно, предчувствует какую-то угрозу, а в других случаях его заставляет бояться прошлый негативный опыт.

При работе со страхом психолог обращает внимание на то, как давно и в связи с чем возник страх, какова его интенсивность, насколько он помогает или мешает клиенту, какую функцию в его психике выполняет и что за ним стоит. Например, за страхом публичных выступлений может стоять отсутствие опыта или неудачный опыт. За страхом также могут скрываться домыслы и когнитивные искажения, когда человеку кажется, что, если произойдёт то, чего он боится, случится непоправимая катастрофа. В этих случаях усилия психолога направлены на то, чтобы развенчать миф о катастрофе, т.е. декатастрофизировать ситуацию, которой боится клиент.

Ещё один приём работы со страхом - образно или символически представить и детализировать страх. Применяя этот приём, психолог просит клиента визуализировать свой страх или представить его в других модальностях - как этот страх звучит, чем пахнет, какие тактильные ощущения вызывает. Представляя страх в объёме, клиент рассказывает психологу, в какой части тела и как этот страх живёт, когда становится больше и когда - меньше. Подобные образы полезно рассматривать в динамике - что происходит с этим образом, когда клиент думает о волнующем событии. Образ может не только становиться больше или меньше, но и обретать новые детали и/или терять старые, приходить в движение. На основе представленного образа можно развернуть активное воображение и начать активно менять цвет, форму, конфигурацию и динамику страха. В конечном итоге используя этот приём, клиент под руководством психолога учится управлять собственным страхом.

В гештальт-подходе работа со страхами часто проходит в рамках техники "пустого стула". Можно попробовать отсадить страх от клиента, попросить клиента занять место страха и побыть этим страхом. Когда клиент полностью идентифицируется со страхом, он проникает в самую суть этого чувства. Пересаживаясь обратно на свой стул, клиент вступает в диалог со своим страхом. Можно задать этому страху какие-то вопросы, либо сказать ему о своих чувствах. С помощью этой техники клиент обретает способность договариваться со своим страхом и с самим собой, лучше понимая себя и стоящие за страхами потребности.

Часто при работе со страхом помогает детальный разбор ситуации, которой боится клиент. При анализе такой ситуации нередко выясняется, что в представление клиента о ситуации попало что-то лишнее и вредоносное для его психики и развития. Это могут быть интроекты, т.е. чужие слова, чужой опыт и чужие послания. Могут быть осколки непроработанного и незавершённого неудачного опыта. Могут быть ошибочные представления о действительности. После разбора потенциально страшной ситуации для клиента в деталях начинается процесс синтеза. Разобранное необходимо заново собрать так, чтобы клиент обрёл новое, гармоничное видение ситуации, которое уже избавлено и от прошлого опыта, и от чужих установок/убеждений, и от лишних домыслов.

В поведенческом подходе при работе со страхом большое внимание уделяется формированию и развитию навыков. Часто человек боится чего-то, потому что не знает, как вести себя в определённых ситуациях. Например, его навыков знакомств и завязывания связей с людьми может не хватать, что приводит к страху перед другими людьми и новыми знакомствами. Или ему может не хватать навыков выходить из неловких ситуаций. Тогда психолог побуждает клиента тренировать этот навык в безопасных условиях. Так, например, при нехватке навыка общения с незнакомыми людьми, психолог может дать клиенту задание подойти к 5 незнакомым людям за неделю и спросить у них дорогу куда-то. Развивая навык, человек чувствует себя гораздо увереннее и перестаёт бояться.


Эксперимент по автокатастрофе

Лофтус и Палмер хотели доказать, насколько обманчивыми могут быть воспоминания. Эксперимент был разработан для оценки того, могут ли формулировки вопросов влиять на ответы участников, искажая их воспоминания о конкретном событии.

Участники смотрели слайды автомобильной аварии, после чего им было предложено описать произошедшее, как будто они были свидетелями событий.

Ученики были разделены на две группы. Каждой группе задавались одни и те же вопросы, но с разными формулировками. Например: «как быстро машина ехала в момент удара?» и «как быстро машина двигалась, когда она врезалась в другую машину?».

Исследование показало, что использование различных глаголов повлияло на ответы участников. Это значит, что памятью можно легко манипулировать, используя метод опроса.

Многие психологические эксперименты впоследствии подтвердили выводы Лофтус и Палмера. “Добавление” ложной информации в память о конкретном событии теперь называется конфабуляцией.


Понятие тревожности

Понимaние тревожности было внесено в психологию психоaнaлитикaми и психиaтрaми. Многие предстaвители психоaнaлизa рaссмaтривaли тревожность кaк врожденное свойство личности, кaк изнaчaльно присущее человеку состояние.

Слово «тревожный» отмечaется в словaрях с 1771 годa. Существует много версий, объясняющих происхождение этого терминa. Aвтор одной из них полaгaет, что слово «тревогa» ознaчaет трижды повторенный сигнaл об опaсности со стороны противникa.

В психологическом словaре дaно следующее определение тревожности: это «индивидуaльнaя психологическaя особенность, зaключaющaяся в повышенной склонности испытывaть беспокойство в сaмых рaзличных жизненных ситуaциях, в том числе и в тaких, которые к этому не предрaсполaгaют».

Понятие тревоги и тревожности имеют рaзный смысл. Если тревогa - это эпизодические проявления беспокойствa, волнения ребенкa, то тревожность является устойчивым состоянием.

Термин «тревожность» используется для обознaчения относительно устойчивых индивидуaльных рaзличий в склонности индивидa испытывaть это состояние. Этa особенность нaпрямую не проявляется в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, кaк чaсто и кaк интенсивно у человекa нaблюдaется состояние тревоги. Личность с вырaженной тревожностью склоннa воспринимaть окружaющий мир кaк зaключaющийв себе опaсность и угрозу в знaчительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.

Тревожность не связaнa с кaкой-либо определенной ситуaцией и проявляется почти всегдa. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когдa же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении стрaхa. Нaпример, стрaх темноты, стрaх высоты, стрaх зaмкнутого прострaнствa.

Изучение тревожности нa рaзных этaпaх детствa вaжно, кaк для рaскрытия сути дaнного явления, тaк и для понимaния возрaстных зaкономерностей рaзвития эмоционaльной сферы человекa, стaновления эмоционaльно-личностных обрaзовaний. Именно тревожность, кaк отмечaют многие исследовaтели и прaктические психологи, лежит в основе целого рядa психологических трудностей детствa, в том числе многих нaрушений рaзвития.

Знaчение профилaктики тревожности, ее преодоления вaжно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуaциям (экзaмены, соревновaния и др.), при овлaдении новой деятельностью.


Эксперимент с неподвижным лицом

«Неподвижное лицо» - эксперимент американского психолога Эдварда Троника. Ученый изучал, как дети раннего возраста включаются в общение со взрослыми и участвуют в нем.

В начале эксперимента зритель видит, как молодая женщина общается с годовалой дочерью. Они обращаются друг к другу — голосом, с помощью прикосновений и жестов. Мама иногда преувеличенно эмоционально реагирует на поведение малыша.

После этого мать демонстрирует ребенку «неподвижное лицо», не выражающее никаких эмоций, и перестает реагировать на поведение малышки. Девочка сразу замечает произошедшую перемену, улыбка исчезает. Она пытается «вернуть» маму, посылает ей «положительные сигналы» — делает то, что они вместе делали до этого: улыбается, дотрагивается до нее, указывает на предметы.

Постепенно эмоциональный фон ребенка ухудшается: она резко вскрикивает, бьет руками и кусает свои кулачки. Эксперимент заканчивается тем, что девочка отворачивается и плачет. Плач прекращается, когда мама «возвращается».


Эксперимент Хофлинга. "Дело медсестер"

Вариацию эксперимента Милгрэма провёл в 1966 году психолог Чарльз Хофлинг.

В различных госпиталях были отобраны 22 профессиональные медсестры, незнакомые друг с другом. Каждой в определённый момент позвонил человек, представившийся доктором Смитом (Хофлинг проверил, чтобы врача с такой фамилией в больницах не было) и отдал распоряжение ввести определённому пациенту дозу 20 мг астротена, а бумаги на лекарство обещал оформить позже.

На самом деле никакого астротена в природе не существует. В хранилища медикаментов каждой больницы были заранее подложены бутылочки с этикетками «Астротен» и указанной на них максимально допустимой дозой — 10 мг. То есть, вводя «лекарство» больному, сестра трижды нарушала кодекс поведения. Во-первых, она слушалась не известного ей врача, причём без всяких документальных подтверждений. Во-вторых, использовала неодобренное Министерством здравоохранения лекарство. А в-третьих, заведомо превышала максимальную дозу в два раза.

К удивлению Хофлинга. 21 медсестра из 22 испытуемых ввела астротен пациенту — лишь одна опытная дама отказалась сделать это, не найдя астротен в списках утверждённых лекарств.

Эксперимент позволил подтвердить правильность теории Милгрэма о «подчинении авторитету» и, между прочим, вызвал серьёзные дискуссии относительно обучения медсестёр и работы с персоналом в больницах США.
Как отреагировали неправильно поступившие сёстры на известие о том, что всё это был «розыгрыш», неизвестно.


Расположение к себе с помощью конфликта

Этот вид манипуляции подходит, если нужно расположить к себе малознакомого или не знакомого человека. Суть такова - люди с большим доверием начинают относиться к тем, с кем у них был изначально конфликт, а затем наладились отношения.

Как это можно использовать?

Спровоцировать спор из нескольких участников. Сначала занимать позицию противоположную той, которую отстаивает объект вашей манипуляции. Затем якобы под воздействием его аргументов занять позицию вашей цели и спорить вместе с ним против остальных.

Один на один затеять спор с вашей целью. И точно так же, якобы под воздействием его аргументов, вы занимаете его сторону. В конце удивляйтесь, что вы были так слепы или невнимательны, а ваш собеседник, буквально открыл вам глаза.

С помощью этой методики можно воздействовать, как на отдельного индивида, так и выявить лидера в группе, после чего войти к нему в доверие, чтобы со временем воздействовать на всю группу в целом.


Фобии могут быть воспоминаниями, передаются в генах от предков

Воспоминания могут быть переданы последующим поколениям через генетические переключатели, которые позволяют потомству наследовать опыт своих предков, согласно новому исследованию, которые могут объяснить, как могут развиваться фобии.
Ученые давно предполагали, что воспоминания и уроки опыта, приобретенного в течение жизни должны быть переданы для обучения следующим поколениям или через личный опыт
Тем не менее, новые исследования показали, что это возможно и информация передается по наследству биологически с помощью химических изменений, происходящих в ДНК.
Исследователи из Университета Эмори школы медицины, в Атланте, обнаружили, что мыши могут передавать информацию о травматических или стрессовых переживаниях — в этом случае страх передается запахом вишни — для последующих поколений.
Результаты могут помочь объяснить, почему люди страдают от казалось бы, иррациональных фобий — это может быть основано на унаследованном опыте своих предков.
Так, страх пауков на самом деле может быть наследственным защитным механизмом семьи, путем пугающей встречи с паукообразными.
Д-р Брайан Диас, из отделения психиатрии в Университете Эмори, сказал: «Мы начали исследовать влияние на поведение взрослых — наследственного опыта до зачатия.
«С точки зрения поступательного, наши результаты позволяют оценить, насколько опыт родителей, еще до того, как произошло зачатие потомства, может влиять как структуру и функцию в нервной системе последующих поколений.
«Такое явление может способствовать этиологии и потенциальной передачи из поколения в поколение риска возникновения психоневрологических расстройств, таких как фобии, тревоги и посттравматическое стрессовое расстройство»
В исследовании, которое опубликовано в журнале Nature Neuroscience, исследователи обучали мышей бояться запаха вишни, используя электрошок, прежде чем разрешить им размножаться.
Произведенное потомство показало страшную реакцию на запах вишни по сравнению с нейтральным запахом, несмотря на то, что ни разу не столкнулись с ними раньше.
Следующее поколение также показало такое же поведение. Этот эффект продолжается, даже если мыши были зачаты путем искусственного оплодотворения.
Исследователи обнаружили, мозги обученных мышей и их потомства показали структурные изменения в областях, использующихся для обнаружения запаха.
В ДНК этих животных также осуществляются химические изменения, известные как эпигенетическое метилирование гена, ответственного за обнаружения запаха.
Это говорит о том, что опыт, так или иначе передается от мозга в геном, что позволяет им быть переданным последующим поколениям.
Исследователи теперь надеются продолжить работу, чтобы понять, как информация доходит до хранилища ДНК, в первую очередь.
Профессор Вольф Рейк , глава эпигенетика на Babraham института в Кембридже, сказал, однако, необходима дальнейшая работа, прежде чем такие результаты могут быть применены к людям.
Исследование на мышах показало, что их способность запоминать может быть осуществлена при наличии иммунных факторов в молоке матери.


Выученная беспомощность

в
1965 году Мартин Селигман и его коллеги проводили исследования по классической обусловленности, процессу, посредством которого животное или человек связывают одно явление с другим.

Эксперимент Селигмана подразумевал звон колокольчика, и легкое воздействие электрического тока на животное (собаку) после него. После нескольких повторений собака начинала реагировать на воздействия еще до того, как они происходили. Как только собака слышала звонок, она реагировала так, будто уже подвергалась удару током.

Далее в этом исследовании произошло нечто неожиданное. Собак поместили в большую клеть, которая была разделена в середине низким забором, и собаки могли легко видеть и перепрыгивать через забор.

Пол на одной стороне забора был под напряжением, Селигман помещал собак как раз на эту сторону и давал небольшой разряд. Он ожидал, что собаки будут бежать к безопасной стороне клетки, но они просто ложились на пол.

Смысл в том, что, собаки понявшие из первой части эксперимента, что они никак не могут повлиять на ситуацию, отказывались принимать какие-либо меры.

Чтобы доказать эту гипотезу, исследователи привезли другую группу животных и обнаружили, что собаки без истории в эксперименте перепрыгивают через забор.

Это состояние известно как выученная беспомощность — человек или животное не пытаются выйти из негативной ситуации, потому что прошлое научило их, что это бесполезно.


Зависимости от чужого мнения

Чужое мнение бывает разным: конструктивным или не объективным. Но оно всегда оказывает влияние на собеседника. Если человек попадает под влияние чужого мнения, для него могут наступить негативные последствия.

Что такое зависимость от чужого мнения
Чужим мнением называют оценку человека или его поступка. Точки зрения могут быть у всех разными и реагируют на них все люди по-своему. Сильные личности с устойчивой психикой, с принципами и собственными убеждениями относятся адекватно и не принимают критику близко к сердцу.

Эмоционально неустойчивые люди поддаются давлению и меняют свои взгляды на проблему и способы её решения. Такие люди очень удобны для окружающих, так как ими легко управлять. Они ставят на первое место делания других людей, отодвигая в сторону собственные дела и желания. Человек понимает, что это неправильно, но не может ничего сделать.

Причины возникновения зависимости
Всё идёт из детства и зависит от способа воспитания детей. Если ребёнку с детства внушать, что в жизни главное – общественное мнение, он постоянно будет пытаться произвести на сверстников, учителей и других людей хорошее впечатление. Такое поведение закрепится и останется с ним на всю жизнь.

Отрицательный социальный опыт
Все дети отличаются активностью. Они хотят проявить себя в любых сферах: в общении, в творчестве. Они интересуются окружающим миром и его устройством. В это время очень важно, чтобы рядом оказался взрослый человек, способный ответить на все вопросы, поддержать в любых начинаниях. Отрицательное отношение создаст у ребёнка мнение, что быть заметным плохо.

Неконструктивная критика
Когда малыша часто критикуют, делая это в обидном оскорбительном тоне, повзрослев, он не сможет избавиться от желания подстроиться под окружающих и будет это делать неосознанно.

Отсутствие собственного мировоззрения
Иногда у людей отсутствует собственное мировоззрение. Им сложно отстаивать своё мнение, отказывать людям в неудобных просьбах, защищать собственную позицию. Они превращаются в жертвы для других людей, позволяя собой манипулировать.

Как избавиться от зависимости к мнению посторонних
У каждого человека есть свой личный жизненный опыт, основанный на различных ситуациях. Его нужно проанализировать, чтобы получить ответ на интересующий вопрос. И только после этого решают, соглашаться или нет с чужим мнением.

Желание всем нравиться
Все знают, что понравиться всем людям невозможно, поэтому не стоит тратить время на старания произвести хорошее впечатление. Это только раздражает окружающих. Тем более, что мнения часто меняются.

Вдохновение
Не зная себя и свои интересы, человек действует на автомате. Нужно постараться заглянуть в глубину своей души и понять, что ему на самом деле хочется. Получить вдохновение можно после беседы с интересным человеком, просмотра хорошего фильма или прочтения интересной и полезной книги.

Поиск источника удовольствия
Работая на других людей и постоянно подчиняясь, человек привыкает делать свою работу без удовольствия, не обращает внимания на свои неудовлетворённые потребности. Это отнимает не только физические силы, но и эмоциональные, опустошая психически. В этом случае поможет так же поиск собственных желаний. Нужно понять, что доставляет человеку радость: прогулка в парке, просмотр фильма, ужин в ресторане, встреча с друзьями.

Проблема зависимости от чужого мнения есть у многих людей. Со стороны кажется, что это не влияет на эмоциональное состояние и жизнь человека. Но это отнимает много энергии, сил, убивает эмоции, снижает самооценку. У человека пропадает желание работать.

Избавиться от этой зависимости может помочь только стремление к изменениям в жизни. Работать над собой придётся постоянно и регулярно.


Примеры иррациональных установок и их анализ

Все должны меня любить и одобрять то, что я делаю
Анализ: Эта идея явно иррациональна, поскольку цель эта недостижима, пытаясь ее достичь, человек становится менее самостоятельным, более неуверенным и в результате – более саморазрушающим.
Желательно быть любимым; однако разумный человек не станет приносить в жертву собственные интересы и устремления в попытке достичь этой цели.

Всегда существует единственное правильное или идеальное решение каждой проблемы и его надо найти, иначе не избежать катастрофы
Анализ: Это иррациональное убеждение, поскольку идеального решения не существует, воображаемые результаты неудачных поисков идеального решения нереалистичны и могут вызвать тревогу или панику, и такой перфекционизм ведет к принятию не самого лучшего из возможных решений. Разумно мыслящий человек пытается отыскать разные возможные решения проблемы и принимает лучшее или наиболее подходящее из них, сознавая, что идеального ответа не существует.

Опасные или пугающие события являются основанием для сильной тревоги, об их возможности надлежит постоянно помнить
Анализ: Это иррациональная идея, поскольку беспокойство или тревога мешают объективной оценке вероятности опасного события и часто мешают эффективному совладанию с ним, если оно случается; тревога может даже повысить вероятность опасного события, ведет к увеличению возможности его наступления, не может предотвратить неизбежных событий, а многие неприятные ситуации вследствие тревоги представляются хуже, чем на самом деле.
Люди с рациональным мышлением сознают, что потенциальные опасности далеко не такие катастрофические, как может показаться; они также сознают, что тревога не предотвращает пугающих событий и даже может повысить их вероятность, сама по себе тревога может причинить больше вреда, чем вызвавшая ее причина. Рациональный человек также сознает, что необходимо делать то, чего боишься, чтобы убедиться в отсутствии реальной опасности.


Когнитивные искажения (2)

Эффект текущего момента

Человеку очень трудно представить себя в будущем. Без специальной подготовки мы оказываемся не в состоянии спрогнозировать дальнейшее развитие событий, соответствующим образом занизить наши ожидания и скорректировать поведение. Мы согласны на немедленное удовольствие, даже если в будущем оно предвещает сильнейшую боль.
Отсюда возникает эффект текущего момента, также известный как эффект переоценки скидок. Этим эффектом всерьез озабочены экономисты: из тенденции людей предпочитать сиюминутные выгоды выгодам в отдаленном будущем вытекает большинство проблем мировой финансовой системы. Люди охотно тратят деньги и крайне неохотно откладывают на черный день.
Также эвристика текущего момента хорошо известна диетологам. В 1998 году американские ученые провели исследование «Предсказание голода: эффекты аппетита и воздержания на выбор пищи». Участникам исследования предлагали выбор между здоровой (фрукты) и нездоровой (шоколад) едой, которую они получат на следующей неделе. Изначально 74% участников выбрало фрукты. Но когда наступил день выдачи пищи и участникам эксперимента была предложена возможность поменять свой выбор, 70% выбрали шоколад.

Эффект привязки
Получая новую информацию, мы соотносим ее с уже имеющимися данными. Особенно это касается чисел.
Психологический эффект, при котором мы выбираем какое-то отдельное число в качестве якоря и сравниваем с ним все новые данные, получил название эффекта якоря или эвристики привязки. Классический пример — стоимость товара в магазине. Если товар уценен, мы сравниваем новую цену ($119,95) именно со старой суммой на ценнике ($160). Стоимость собственно товара при этом в расчет не принимается. На эффекте якоря строится весь механизм скидок и распродаж: только на этой неделе, скидка 25%, если купить четыре пары джинсов, одна пара вам достанется совершенно бесплатно!
Эффект используется и при составлении ресторанных меню. Рядом со сверхдорогими позициями там специально указываются (сравнительно!) дешевые. При этом мы реагируем не на цену самых дешевых наименований, а на разницу в цене между стейком из лосося на подиуме из спаржи и куриной котлетой. На фоне стейка за 650 рублей котлета за 190 кажется совершенно нормальным явлением.
Также эффект якоря проявляется, когда на выбор дают три варианта: очень дорогой, средний и очень дешевый. Мы выбираем именно средний вариант, который на фоне двух других опций кажется наименее подозрительным.

Эффект негативности
Мы уделяем больше внимания плохим новостям, нежели хорошим. И дело тут не в том, что мы все пессимисты. В процессе эволюции правильная реакция на плохие новости была куда важнее, чем правильная реакция на хорошие. Слова «эта ягода вкусная» можно было пропустить мимо ушей. А вот слова «саблезубые тигры едят людей» пропускать мимо ушей не рекомендовалось.
Отсюда избирательность нашего восприятия новой информации. Негативные новости мы считаем более достоверными — и крайне подозрительно относимся к людям, которые пытаются убедить нас в обратном. В наше время уровень преступности и количество войн ниже, чем когда-либо в истории человечества. Но большинство из нас охотно соглашается, что ситуация на Земле с каждым днем становится все хуже и хуже.
С эффектом негативности связано и понятие фундаментальной ошибки атрибуций. Мы склонны объяснять поступки других людей их личными особенностями, а собственное поведение — внешними обстоятельствами. Это опять-таки объясняется эволюцией и избирательным восприятием действительности. Получать негативную информацию о ненадежных или откровенно опасных членах социума и оперативно на нее реагировать для наших предков было куда важнее, чем адекватно оценивать собственное поведение.


Когнитивные искажения

Предвзятость подтверждения

Мы охотно соглашаемся с теми людьми, которые охотно соглашаются с нами. Мы ходим на сайты, на которых преобладают близкие нам политические взгляды, а наши друзья, скорее всего, разделяют наши вкусы и убеждения. Мы стараемся избегать отдельных людей, групп и новостных сайтов, которые могут заставить усомниться в правильности нашей жизненной позиции.
Американский психолог-бихевиорист Беррес Фредерик Скиннер называл это явление когнитивным диссонансом. Люди не любят, когда в их сознании сталкиваются конфликтующие представления: ценности, идеи, верования, эмоции. Чтобы избавиться от конфликта между установками, мы бессознательно ищем те точки зрения, которые уживаются с нашими взглядами.
Мнения и взгляды, угрожающие нашему мировоззрению, игнорируются или отвергаются. С появлением интернета эффект предвзятости подтверждения только усилился: найти группу людей, которая всегда и во всем будет с вами соглашаться, теперь способен практически каждый.

Искажение в пользу своей группы
Этот эффект похож на предвзятость подтверждения. Мы склонны соглашаться с мнением людей, которых мы считаем членами своей группы, и отвергать мнения людей из других групп.
Это проявление наших самых первобытных тенденций. Мы стремимся быть заодно с членами нашего племени. На уровне нейробиологии такое поведение связано с нейромедиатором окситоцином. Это гормон гипоталамуса, оказывающий мощное воздействие на психоэмоциональную сферу человека. Сразу после родов окситоцин участвует в формировании отношений между матерью и ребенком, а в более широком плане помогает нам формировать крепкие связи с людьми из нашего круга.
В то же самое время окситоцин вызывает в нас подозрительность, страх и даже пренебрежение по отношению к посторонним. Это продукт эволюции, в которой выживали лишь те группы людей, которые успешно взаимодействовали друг с другом внутри племени и эффективно отражали нападения аутсайдеров.
В наше время когнитивное искажение в пользу своей группы заставляет нас неоправданно высоко оценивать возможности и достоинства близких людей и отрицать наличие таковых у лиц, нам лично незнакомых.

Рационализация после покупки
Помните, когда вы в последний раз купили что-то ненужное, неисправное или просто слишком дорогое? Вы наверняка очень долго убеждали себя, что поступили совершенно правильно.
Этот эффект также известен как стокгольмский синдром покупателя. Это встроенный в каждого из нас защитный механизм, заставляющий искать аргументы оправданности своих действий. Бессознательно мы стремимся доказать, что деньги были потрачены не зря. Особенно если деньги были большими. Социальная психология объясняет эффект рационализации просто: человек готов пойти на что угодно, лишь бы избежать когнитивного диссонанса.
Купив что-то ненужное, мы создаем конфликт между желаемым и действительным. Чтобы снять психологический дискомфорт, действительное приходится долго и тщательно выдавать за желаемое.


Способы манипуляции сознанием

Использование ложного подозрения в ваших словах
Применяя подобную позицию психо-воздействия манипулятор как бы изначально ставит собеседника в положение защищающегося. Пример используемого монолога: «Вы думаете я буду вас в чем-то уговаривать, убеждать…», — что уже как бы вызывает у объекта желание убедить манипулятора что это не так, что вы к нему (к манипулятору) изначально хорошо расположены и т. п. Тем самым объект как бы сам раскрывает себя для бессознательного согласия с теми словами манипулятора, которые последуют вслед за этим.

Агрессивная манера ведения разговора
При использовании данного приема манипулятор берет изначально высокий и агрессивный темп речи, чем бессознательно ломает волю оппонента. К тому же оппонент в таком случае не может должным образом обработать всю получаемую информацию. Что вынуждает его соглашаться с информацией от манипулятора, бессознательно к тому же желая, чтобы все это поскорее прекратилось.

Ложное соглашательство
В этом случае манипулятор как будто соглашается с информацией, полученной от вас, но тут же вносит свои коррективы. По принципу: «Да, да, все правильно, но…».


Жить, а не выживать

Жить можно по-разному: кто-то просто плывет по течению, считая, что от нас мало что зависит и все уже предрешено, для кого-то наоборот, вся жизнь – борьба со всем и вся, он всегда и везде доказывает свою, только ему ведомую правоту, а кто-то идет в своем направлении, в нужную ему сторону, аккуратно обходя возникающие на пути препятствия.

Но какой бы принцип движения мы не выбрали, мир разговаривает с нами на одном языке – через людей и ситуации. Ситуации, заходящие к нам люди, неожиданно возникающие задачи – это все то, с чем нужно разобраться, то чему нужно научиться, потому что именно через преодоление таких препятствий человек развивается, поэтому это происходит абсолютно у каждого. Другой вопрос, хотим ли мы это видеть, принимать и разбираться или прячемся и закрываем глаза. И чаще всего мы стараемся от них уйти, но где-то подсознательно понимая, что это уже было, что что-то похожее в моей жизни уже происходило, ловим ощущение, что это не случайно. Ну а когда цикличность жизненных событий уже очевидна, то мы просто впадаем в отчаянье «ну как же так! Опять?! Какой-то замкнутый круг!». И этот круг каждый опять же проходит по-своему – кто-то просто смиряется и признает себя неудачником, тихо доживая свою жизнь, кто-то бьется с миром с упорностью маньяка, пытаясь доказать миру, что это не верно, а кто-то приспосабливается, жертвуя собой и своей жизнью ради того, чтобы не отвечать за свою жизнь самому.

Цикл – это действительно круг, по которому мы движемся бесконечно, натыкаясь на одни и те же последствия, но с усугублением. И выйти из него можно только одним способом – пониманием того, в чем причина, и это первый шаг к выходу из цикла, это своего рода «СТОП». И только после этого начинается работа над изменением. Все как при болезни: сначала определяется причина, потом ставится диагноз, назначается способ лечения и начинается сам процесс до момента выздоровления. Точно также эта схема применяется и при изменении жизни человека.

Положение вещей, в котором находится человек – это проверочный инструмент для того, чтобы можно было определить, что происходит в его жизни. Изменилось к лучшему? Значит прошел этот уровень, справился, идем дальше. Не изменилось? Значит все по новой, ничего личного.

Жизнь без сопротивления под собственным управлением всегда основывается на знаниях. И прежде всего это понимание того, кто я такой, что я могу и как это сделать. Это управление своими эмоциями, своими страхами, состоянием, это собственные наработанные навыки и просчитанные жизненные сценарии, это умение обходить препятствия и разбираться в том, что за ситуации на меня идут, для чего и какие жизненные уроки мне необходимо выучить.

Знания – это всегда свобода и вера в себя, это то, что никто и никогда не сможет у вас забрать, это то, что помогает жить, а не выживать.


Почему мы добрее с незнакомыми людьми, чем с теми, кого любим?

До знакомства с человеком, мы не имеем совершенно никакого представления о нем. Поэтому пользуемся общепринятыми правилами общения и поведения в обществе, в котором мы живем.

Стоит отметить, что населенный пункт накладывает свой отпечаток на подобные межличностные взаимоотношения. И то, что нормально в одном регионе, в одной стране, будет совершенно неуместно в других местах. Так ил иначе: первое общение, это как первое свидание – как вы преподнесете себя, так и сложится дальнейший диалог.

Даже если и не сложится, то впечатления о нас все равно останутся. И мы стремимся, чтобы они были только хорошими.

Самоутверждение
Нам важно, что думают о нас окружающие, как воспринимает нас общество. Даже не столько ради собственных каких-то корыстных целей или налаживания взаимоотношений, а просто ради собственно самолюбия.

Согласитесь, это приятно, когда вас считают человеком образованным, начитанным, модным, разбирающимся в психологии и т.д.

Все в масках
Именно поэтому, все мы носим маски, и порой выдаем себя совсем не за тех, кто мы есть на самом деле. Маски нужны нам для многих целей, не только утверждения своих позиций. Но чем более человек становится ближе, тем ниже становится потребность в масках.

Вы просто узнаете друг друга в своих истинных лицах, и потребность скрывать недостатки и приукрашивать что-то – исчезает. Вместе с ней и меняются принципы общения.

Добрее к незнакомцам
Со стороны это выглядит так, что вы действительно относимся лучше к незнакомым людям, чем к родным. Это ложь. В глубине душе мы дорожим родными людьми, и боимся обидеть их не меньше, чем чужих людей, а даже больше. Просто свои – они на то и есть свои, что простят нам наши мелкие недостатки. А чужаки не простят, поэтому перед ними мы предстаем во всей красе.


Феномен жамевю

Существует психический феномен, обратный дежавю, под названием жамевю. Он заключается во внезапном ощущении того, что вы сталкиваетесь с ситуацией или человеком первый раз, хотя на самом деле она вам хорошо знакома. Но если дежавю испытывал хотя бы раз почти каждый из нас, жамевю встречается гораздо реже и может служить признаком серьезного психического расстройства. В один ряд с ними можно поставить феномен прескевю — хорошо знакомый многим состояние, когда вы не можете вспомнить знакомое слово, которое «вертится на языке».

Показано 20 последних публикаций.