RAEX Образование


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Образование


RAEX о конкурентоспособности высшего образования, миссиях университетов и их позициях в рейтингах.


Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Образование
Статистика
Фильтр публикаций


В школах Москвы внедрят новый стандарт предпрофессионального образования

Нoвый стaндарт прeдпрофессионального oбразования внeдрят в шкoлах Москвы с 1 сeнтября 2023 гoда, он oхватывает все aспекты - учeбу в шкoле, кoлледже, вузe и на прeдприятии. Об этом сообщается на официальном сайте мэра столицы.

Обучeние планируется оргaнизовать с учeтом нужнoго напрaвления и его спeцифики: во всeх шкoльных прeдметах пoявятся элементы, связанныe с будущей профeссией.

Нaпример, на урoках литерaтуры учaщиеся мeдицинских клaссов будут прохoдить произвeдения о врaчах, а в инжeнерных клaссах учeникам будут прeподавать тeхнический aнглийский. К окoнчанию шкoлы обучaющиеся oвладеют вoстребованными рaбочими прoфессиями, гoворится в сoобщении. Единый стaндарт прoектов прeдпрофессионального oбразования пoможет дeтям пoлучать и акaдемические знaния, и качeственную прaктическую пoдготовку к прoфессиональной дeятельности.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/16965231


В РГГУ предложили ограничить доступ студентов к чат-боту ChatGPT

В Российском государственном гуманитарном университете предложили ограничить доступ к чат-боту ChatGPT в образовательных организациях из-за его возможного негативного влияния на обучение, комментируя появившуюся в СМИ информацию о том, что студент РГГУ защитил диплом, написанный нейросетью ChatGPT.

ChatGPT — продвинутый чат-бот с искусственным интеллектом, запущенный компанией OpenAI в ноябре 2022 года. Чат-бот умеет отвечать на вопросы, переводить тексты, решать математические задачи, составлять юридические документы, генерировать рассказы на заданные темы (от школьных сочинений до научных работ), писать код на нескольких языках программирования.

В РГГУ отметили, что «образовательное сообщество оказалось перед лицом нового вызова, связанного с применением нейронных сетей и искусственного интеллекта». Ситуация «актуализировала необходимость оперативного решения задач, связанных с разработкой инструментов распознавания использования нейросетей при подготовке письменных работ (курсовые работы, эссе, рефераты, ВКР)», подчеркнули в учебном заведении.

В РГГУ пообещали, что специалисты и научное сообщество проведут повторный анализ дипломной работы.

«Ситуация с нейросетью доказала, что в России есть серьезные проблемы с выпускными работами,— прокомментировал председатель Всероссийского студенческого союза Олег Цапко.— Ужесточение требований по "Антиплагиату" не дает серьезных результатов — как мы видим, систему можно обойти». Господин Цапко также обратил внимание, что «нейросеть не может сама написать хорошую работу», поэтому «важно смотреть на содержание работы, а не на цифры "Антиплагиата"».

Источник: https://rsr-online.ru/news/2023/2/2/v-rggu-predlozhili-ogranit-dostup-studentov-k-chat-botu-chatgpt/


Самые распространенные направления обучения

Самыми распространенными направлениями, которые реализуются более чем в 100 университетах, по данным на 2022 год, являются "Экономика", "Информатика и вычислительная техника", "Менеджмент", "Юриспруденция" и "Экология". Обучение по ним осуществляется в 442, 410, 370, 338 и 240 университетах соответственно. Наименее распространенными стали "Сельское и рыбное хозяйство", "Здравоохранение", "Социальная работа", "Биология" и "Социология". Обучение по ним ведется в 108, 103, 103, 102, 101 вузе.

Это данные мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в прошлом году, который провел Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) .

Источник: https://tass.ru/obschestvo/16913419


Обязательная сдача ЕГЭ для школьников в новых регионах начнется не раньше 2028 года

Одиннадцатиклассники в Донецкой Народной Республике (ДНР) освобождены от обязательной сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) до 2028 года, для поступления в вузы республики он не потребуется, сообщила ТАСС министр образования и науки ДНР Ольга Колударова.

Колударова также сообщила, что в 2023 году в республике 3 тыс. одиннадцатиклассников - треть от общего количества - намерены сдать ЕГЭ для поступления в российские университеты. В 2022 году ЕГЭ в ДНР сдавали около 1 тыс. человек.

Она добавила, что сейчас Министерство образования и науки ДНР создает условия для подготовки старшеклассников к ЕГЭ. Так, с 4 февраля в ДНР начинает работу консультационный пункт "Эрудит", где будет организован бесплатный специальный онлайн-курс по всем предметам, которые учащиеся выбрали в качестве экзаменационных.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/16940821


Самые дорогие специальности

Самыми дорогими направлениями с точки зрения средней стоимости обучения в 2022 году стали "Дизайн", "Управление водным транспортом", "Морская техника", "Авиационные системы" и "Востоковедение и африканистика". При этом они являлись самыми дорогими и в 2021 году, но средняя стоимость обучения в 2022 году незначительно снизилась по двум УГН: "Морская техника" и "Авиационные системы (эксплуатация)". Направлениями с наименьшей средней стоимостью обучения стали "Государственное и муниципальное управление", "Экология", "Филология", "Психология" и "Сфера обслуживания". Средняя стоимость в материалах не приводится.

Это данные мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в прошлом году, который провел Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) .

Источник: https://tass.ru/obschestvo/16913419


Службы занятости будут участвовать в формировании и распределении бюджетных мест в вузах и колледжах

Правительству поручено внести изменения в Долгосрочную программу содействия занятости молодежи до 2030 года, а также в другие нормативные правовые акты в сфере занятости молодежи. Это следует из перечня поручений Президента РФ.

Изменения в Долгосрочную программу содействия направлены на обеспечение участия органов государственной службы занятости населения в формировании и распределении бюджетных мест на обучение в целях повышения уровня трудоустройства молодежи.

Также поправки в Долгосрочную программу содействия будут касаться помощи в получении подростками в возрасте от 14 до 18 лет трудового опыта, чтобы определиться с выбором своего профессионального пути, включая профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование; содействие развитию предпринимательской инициативы молодежи; стимулирование работодателей к приему на работу молодежи.

Источник: https://ug.ru/sluzhby-zanyatosti-budut-uchastvovat-v-formirovanii-i-raspredelenii-byudzhetnyh-mest-v-vuzah-i-kolledzhah/


Президент поручил разработать обучающие семинары для советников директоров школ по воспитанию

Президент Владимир Путин поручил Минпросвещения и Российскому обществу "Знание" до 1 июня 2023 года разработать примерную программу обучающих семинаров для советников директоров школ по воспитанию. Об этом говорится в опубликованном на сайте Кремля перечне поручений главы государства по итогам прошедшего в декабре 2022 года заседания Госсовета.

Кроме того, глава государства поручил обеспечить проведение обучающих семинаров для советников по воспитанию с использованием технических возможностей и инфраструктуры общества "Знание".

Источник: https://tass.ru/obschestvo/16929627


Путин поручил составить рейтинг вузов по качеству подготовки специалистов в сфере искусственного интеллекта

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству при участии ассоциации «Альянс в сфере искусственного интеллекта» до 15 июля текущего года составить рейтинг вузов по качеству подготовки специалистов в сфере ИИ. Об этом сообщается на сайте Кремля.

Соответствующее поручение глава государства дал по итогам конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта», состоявшейся 23–24 ноября 2022 года.

Согласно поручению, в качестве основного показателя рейтинга должен выступать размер заработной платы выпускника в течение первого года после завершения обучения при его трудоустройстве по специальности.

Источник: https://rsr-online.ru/news/2023/1/31/putin-poruchil-sostavit-rejting-vuzov-po-kachestvu-podgotovki-specialistov-v-sfere-ii/


В ПетрГУ подсчитали кадровую потребность экономики Арктической зоны РФ

Объем ежегодной дополнительной кадровой потребности экономики Арктической зоны РФ на 2025 год составит почти 64 тыс. человек, в том числе на развитие новых производств необходимо будет порядка 9 тыс. человек. Такие результаты показало исследование Центра бюджетного мониторинга Петрозаводского госуниверситета (ПетрГУ; 1501-1650 место в международном рейтинге «Три миссии университета»/2022 и 75 место в RAEX-100/2022), проведенное по заказу Минвостокразвития России и Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики.

В пресс-службе вуза отметили, что в опросе работодателей приняли участие более 4 тыс. арктических компаний. В экономике арктических территорий занято 1,4 млн человек (в том числе 200 тыс. работающих вахтовым методом), из 2,6 млн человек, проживающих в Арктике. На арктических территориях реализуется и планируется к реализации 367 инвестиционных проектов на период до 2035 года.

С учетом полученных данных были подготовлены предложения по корректировке контрольных цифры приема на обучение по востребованным и дефицитным специальностям и направлениям подготовки, в том числе за счет целевого обучения.

Источник: https://rsr-online.ru/news/2023/1/27/v-petrgu-podschitali-kadrovuyu-potrebnost-ekonomiki-arkticheskoj-zony-rf/


Топ самых крупных по приему направлений в 2022 году

Топ самых крупных по приему направлений в 2022 году не изменился в сравнении с 2021 годом. В их число входят "Здравоохранение" (зачислено 50 467 человек), "Информатика и вычислительная техника" (45 249), "Педагогическое образование" (40 843), "Юриспруденция" (37 728) и "Экономика" (29 579).

В 2022 году по направлению подготовки "здравоохранение" произошел откат на 2 тыс. абитуриентов, что связано со снижением платного приема на 1,7 тыс. мест. "Педагогика" продолжила рост на 1,6 тыс. за счет роста бюджетного и платного наборов. Больше всего из лидеров абитуриентов потеряла "Экономика" - минус 2,9 тыс. мест в основном за счет падения платного приема на 2,3 тыс., пишут авторы исследования. В 2021 году фиксировалось увеличение цифр контрольного приема по направлениям "Здравоохранение", "Информатика" и "Педагогика" - на 4-5 тыс. мест за один год.

Это данные мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в прошлом году, который провел Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) .

Источник: https://tass.ru/obschestvo/16913419


Бюджетные места в вузах в 2022 году сократились по шести направлениям подготовки

Число бюджетных мест в вузах в 2022 году сократилось на 0,7%, наиболее видимое снижение зафиксировано по укрупненным группам направлений подготовки (УГН) "Энергетика и энергетическое машиностроение", "Экономика", "Сельское и рыбное хозяйство", "Здравоохранение", "Строительство", "Управление качеством". Об этом говорится в материалах второй части мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в прошлом году, который провел Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) .

Источник: https://tass.ru/obschestvo/16913419


Куда поступили абитуриенты с самыми низкими баллами ЕГЭ

Направления подготовки "Сельское и рыбное хозяйство" и "Транспортные средства" в 2022 году показали самые низкие баллы ЕГЭ для поступления на бюджет. Средний балл по ним более чем в 30 вузах составляет менее 56, сказано в материалах второй части мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в прошлом году, который провел Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) при поддержке Минобрнауки.

Наиболее уязвимыми направлениями с точки зрения качества приема в 2022 году являлись "Экология", "Сельское и рыбное хозяйство", "Транспортные средства", "Строительство", "Технологические машины и оборудование", "Энергетика и энергетическое машиностроение". "Угрозу качеству образования несет в первую очередь тот факт, что более чем в 30 вузах на этих УГН средние баллы составляют менее 56", - отмечается в материалах.

Выпускники школ с самыми высокими баллами - от 90 и выше - поступали в региональные вузы на направления "Реклама и связи с общественностью" и "Журналистика и литературное творчество".

Подробнее о результатах мониторинга читайте в материале ТАСС: https://tass.ru/obschestvo/16913405


Часть сведений в сервисе "Поступление в вуз онлайн" будут подгружаться автоматически - правительство

Правительство РФ упростило механизм подачи документов для поступления в вузы, теперь часть сведений, которые ранее абитуриенты заполняли в ручном режиме в сервисе "Поступление в вуз онлайн", будут подгружаться в него автоматически, говорится в сообщении на сайте кабинета министров.

"Выпускникам российских школ будет проще подать документы для поступления в вуз онлайн с помощью специального сервиса. Часть сведений, которые раньше приходилось заполнять в ручном режиме, теперь при необходимости будет подгружаться автоматически за счёт интеграции информационных систем", - говорится в сообщении.

Соответствующее постановление подписал председатель правительства Михаил Мишустин.

Уточняется, что речь идёт о сервисе "Поступление в вуз онлайн". К нему дополнительно подключены новые государственные информационные системы, в том числе цифровая платформа "Физическая культура и спорт", государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, информационная система в сфере развития добровольчества и ряд других.

Достижения в этих сферах, говорится в сообщении, дают дополнительные баллы для поступления в вуз. Например, их можно получить, если у абитуриента есть значок за выполнение комплекса ГТО или победы на всероссийских олимпиадах по школьным предметам.

Источник: https://rsr-online.ru/news/2023/1/27/pravitelstvo-rasshirilo-vozmozhnosti-servisa-postuplenie-v-vuz-onlajn/ по материалам https://academia.interfax.ru/ru/news/articles/9820/


Виктор Садовничий: в приоритете должна быть подготовка студентов по программам специалитета

В системе высшего образования России основной должна стать подготовка студентов по программам специалитета, заявил президент Российского Союза ректоров (РСР), ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий, выступая на брифинге в правительстве на тему «Наука и высшее образование: ключевые результаты и новые решения для технологического развития страны».

Если сейчас, скажем, 20 % специалистов и 80 % бакалавров, все-таки надо сделать так, чтобы специалистов было 70-80 %, а остальные — это прием на бакалавриат. Конечно, нужен специалитет на инженерных направлениях, по генетике, информационной безопасности, словом, там, где есть вызовы для нас и нашей будущей безопасности», — сказал ректор МГУ. Он добавил, что еще одним вариантом траектории обучения может стать интегрированная магистратура, когда выпускник бакалавриата продолжает обучение в магистратуре по тому же направлению.

Подробнее в материале на сайте: https://rsr-online.ru/news/2023/1/24/viktor-sadovnichij-traektoriyu-priema-v-vuzy-nuzhno-izmenit/


Топ-10 вузов России по качеству платного приема в 2022 году

Такой рейтинг представили по результатам мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в прошлом году, который провел Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики".

1. Московский физико-технический институт — 93,8 баллов (средний балл ЕГЭ по 1 предмету)
2. МГИМО — 85 баллов
3. НИУ «Высшая школа экономики» (Москва) — 83,9 баллов
4. НИУ «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург) — 82,9 баллов
5. НИУ «Высшая школа экономики» (Нижний Новгород) — 78,6 баллов
6. Университет ИТМО — 78,1 балл
7. Санкт-Петербургский государственный университет — 78 баллов
8. МГУ им. М. В. Ломоносова — 77,9 баллов
9. НИЯУ «МИФИ» — 77 баллов
10. Всероссийская академия внешней торговли — 76,3 балла

Источник: https://tass.ru/obschestvo/16857649


Половина студентов после диплома планируют продолжить образование

Почти половина российских студентов колледжей и вузов планирует продолжить образование после получения диплома. Таковы результаты опроса, проведенного президентской платформой «Россия — страна возможностей» совместно с Минобрнауки России, Минпросвещения и Институтом развития профессионального образования. В опросе приняло участие более 350 тыс. респондентов из всех федеральных округов РФ.

Согласно исследованию, среди обучающихся СПО планы продолжить обучение после получения диплома есть у 47%, а вот после завершения высшего образования учиться дальше рассчитывают 41% респондентов. 39% опрошенных пока не определились.

Подробно о других результатах опроса читайте в материалах сайта Российского союза ректоров: https://rsr-online.ru/news/2023/1/25/pochti-polovina-studentov-planiruet-prodolzhit-obrazovanie-posle-polucheniya-diploma/


Правительство РФ намерено переверстать контрольные цифры приема в вузы на 2023/2024 учебный год

Проект Постановления о порядке перераспределения бюджетных мест размещен для общественного обсуждения на портале правовой информации.

Как говорится в пояснительной записке к документу, по-новому сверстать КЦП планируется по приоритетным направлениям подготовки и специальностям бакалавриата, специалитета и магистратуры «с учетом быстрого технологического развития страны и необходимости оперативной концентрации на отдельных точках роста экономики и ее сегментов, в целях создания гибкого механизма удовлетворения потребности в кадрах». Определить их перечень поручено Комиссии по научно-техническому развитию РФ в срок до 20 февраля.
В проекте уточняется, что перераспределение может осуществляться между укрупненными группами направлений подготовки ‎и специальностей, уровнями образования, а также между вузами и их филиалами.

Согласно проекту, до 1 апреля учебные заведения представят свои предложения по корректировке в Минобрнауки, которое до 1 мая внесет изменения в установленные им ‎на 2023/24 учебный год контрольные цифры приема за счет средств федерального бюджета ‎(за исключением специальностей и направлений подготовки в области искусств).

Не позднее 10 рабочих дней после доведения до вузов итогов перераспределения они должны будут актуализировать ‎на своих официальных сайтах информацию о приеме на обучение.

Источник: https://dzen.ru/postupi.online


Юноши после срочной службы получат преимущество при поступлении в вузы

Правительство России положительно оценило инициативу депутатов от партии «Единая Россия» по включению срочной службы в армии в список индивидуальных достижений, которые дают преимущества при поступлении в вузы и колледжи. Согласно законопроекту, отслужившим в армии абитуриентам будут начислять дополнительные баллы при поступлении.

Отмечается, что срочная служба в армии будет давать дополнительные баллы при поступлении в любой вуз или колледж (не только военного профиля) по всем программам обучения, включая магистратуру.

По мнению инициаторов проекта, такая мера будет не только мотивировать молодых людей идти в армию, но и продолжать обучение после завершения службы.

Источник: https://rg.ru/2023/01/23/dosluzhat-do-studentov.html


Путин посетит МГУ 25 января

Президент РФ Владимир Путин в День российского студенчества 25 января посетит ведущий вуз страны - МГУ имени М.В.Ломоносова, сообщила пресс-служба Кремля.

"По традиции в Татьянин день В.Путин пообщается со студентами и осмотрит новый учебно-практический корпус Университета. Также глава государства ознакомится с планами развития научного кластера "Ломоносов" на Воробьевых горах", - говорится в сообщении пресс-службы.


Вузы новых регионов РФ запустили 106 программ двойных дипломов

Вузы новых регионов РФ запустили совместно с другими российскими университетами 106 программ двойных дипломов, сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко на брифинге, посвященном основным результатам 2022 года в сфере науки и высшего образования.

Чернышенко отметил, что для включения новых территорий в единое научно-образовательное пространство предстоит обновить инфраструктуру более 50 университетов и научных организаций ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей.

«Ведущие вузы страны стали кураторами университетов ДНР и ЛНР, помогая им выстраивать учебный процесс и проводить научные исследования. Совместно запущено 106 программ двойных дипломов, на которых уже сейчас обучается более 2,4 тыс. студентов, а около 4,7 тыс. преподавателей прошли повышение квалификации», — сказал вице-премьер.

Согласно презентации Чернышенко, для школьников из новых регионов была запущена программа «Университетские смены», в которой приняли участие 15 тыс. ребят, 679 обучающихся поучаствовали в практиках и стажировках на базе других российских вузов. Также в новые субъекты было передано более 54 тыс. учебной и научной литературы.

Источник: https://rsr-online.ru/news/2023/1/24/vuzy-novyh-regionov-rf-zapustili-106-programm-dvojnyh-diplomov/

Показано 20 последних публикаций.