"Следствие ведут знатоки" это советский сериал про трех следователей. Он шел наверное лет двадцать. Сначала был черно-белый и снимался преимущественно в декорациях, как спектакль. А потом стал цветным, появились съемки на натуре. В домах, каких-то бесконечных госучреждениях, кабинетах. Но несмотря на то, что сериал так вырос, он все равно оставался телеспектаклем. То есть состоял из такой не сложной пьесы на несколько персонажей. Видимо телекамеры, то есть снималось не на пленку, а как тогда снимались телерепортажи, на такие камеры. И я думаю, что через сериал проходило много режиссеров, которые работали там как сейчас на сериальном производстве. Когда режиссеру сложно сделать что-то свое, а приходится работать в рамках плотного плана.
Сам сериал знатоки для меня это удивительная копилка культурных кодов и ситуаций между людьми того времени. И то как видели сценаристы бытовую жизнь и проблемы людей в советском союзе. Ну, а еще это интересно с точки зрения производства. Что снимали и как это делали.
Вот я как-то наткнулся на такую серию знатоков. Называется ,,Он где-то здесь''. Достаточно так нуарно я бы сказал. И я думаю, что им часто хотелось поиграть в такой американский детективный фильм. Но когда у тебя в кадре появляются честные милиционеры, разной степени хорошести, то нуар конечно как-то сам собой тут же пропадает.
В сериале интересными персонажами были всякие хитрые расхитители государственной собственности, пьяницы, подлецы и заблудшие слабохарактерные советских граждан, попавшие под их тлетворное влияние и ступившие на кривую дорожку. Не знаю, честно говоря, откуда у меня этот язык сейчас взялся.
Почти в каждой серии знатоков есть сцена в ресторане. Я уверен, что видел еще несколько похожих сцен, где отрицательный персонаж показывает пока еще положительному красивую жизнь. И где ее еще показать как не в ресторане.
Когда я посмотрел сцену про, которую сейчас расскажу, то мне показалось, что она разваливается на части. Что есть кадры разговора и просто перебивки зала и выступления музыкальной группы. Было ощущение, что разговор был механически поделен на части. А потом вставлены те кадры, которые сняли для перебивок сцены и все. Но сейчас, когда я посмотрел ее еще раз, то я понял, чего хотел режиссер и как он ее собирал на монтаже.
Начинается сцена в баре. Герои пьют вино и ждут когда их столик будет готов. За ними приходит официантка. И они отправляются в зал. Далее следует длинный кадр, в котором герои очень пафосно идут сквозь зал, по пути главный персонаж целует руку певице на сцене. Потом отъезд просто на зуме. Камера, оказывается все это время стоит в самом дальнем углу помещения и просто ждет, когда герои сядут за стол, там где оператор уже расставил все свои фонари. Вообще зумы тогда было очень популярным приемом. И операторы этого сериала его просто обожали. Половина сцен в сериале решается приближением, и еще всякими сложными движениями камеры, в часто не очень удобных помещениях для съемок.
Далее герои проходят за столик. Пока рассаживаются за кадром накладывают очень небрежно пару реплик, видимо, чтобы добавить динамике сцене. И оператор снова уезжает от них к исполнительнице на сцене.
Дальше идет разговор. Герои едят. Пожилой персонаж кормит молодого. Постоянно спрашивает нравится ли ему. А тот ест и восхищается блюдами.
В этой сцене опять наезды, потом восьмерка, то есть камера честно переставляется в середине разговора на второго персонажа. И дальше мы смотрим за их взглядами - провожаем красивую девушку, идущую через зал.
Эта часть разговора заканчивается торжественным тостом за победы и за будущее. Начинается клип. Камера точно напротив сцены. Наезд на певицу. Она начинает петь песню "Снова закружилась голова, никуда мне от тебя не деться". Совсем не случайные. Люди встают из-за столиков и выходят в центр. Исполнительницу перекрывают головы танцующих. В темноте на переднем плане та самая девушка, за которой следили герои. Но фокус по прежнему на певице. Люди дают нам ощущение шумного ресторана в выходной день. Веселое место для избранных.