Ретромания


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Музыка


Юбилеи музыкальных альбомов, даты, мемы и олдскул головного мозга

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Музыка
Статистика
Фильтр публикаций


La RouxLa Roux (Polydor, 2009)

Сегодня исполняется 15 лет дебютному альбому La Roux. Среди всех артефактов эпохи Maison Kitsuné это самая убедительная попытка ревитализировать синтипоп 80-х.

Британцы La Roux казались идеальным дуэтом для такой эстетики: яркая андрогинная фронтвумен Элли Джексон и незаметный продюсер Бен Лэнгмэйд. Вот они вместе выходят получать Грэмми за «лучший электронно-танцевальный альбом». Он стал платиновым и удостоился, помимо прочего, комплиментов от Канье Уэста, который пригласил Элли на фит в All of the Lights, а сам сделал ремикс на In for the Kill. Оригинал последней получил, в свою очередь, номинацию на «лучшую танцевальную запись», а народным хитом стала песня Bulletproof. В общем, успешный успех, который, однако, вовсе не был похож на сказку.

Спустя 3 года Элли и Бен разойдутся, а спустя 11 лет Элли, которая стала использовать La Roux (🇫🇷 маскулинное «рыжий» + феминный артикль La) как сольное сценическое имя, говорила в интервью для Independent: «Конечно, все хотели еще один е**ный Bulletproof, даже мои родители хотели еще один Bulletproof. Но очевидно, что этого уже не будет. Многие говорили мне, мол, вы должны были продолжать с Беном, вы нащупали коммерческую формулу, у вас мог быть хит за хитом. Хотела ли я этого? Хрена с два».

Быстрое пресыщение «формулой» и творческий кризис, панические атаки и появившиеся на их фоне проблемы с голосом, расставание с творческим партнером и почти одновременно со своей девушкой — испытание медными трубами оказалось для Элли Джексон слишком жестким. «Я думала, моя карьера закончилась».

Следующий альбом Trouble in Paradise (2014) как минимум не оправдал ожиданий лейбла Polydor, после чего она рассталась и с ним. Третий — Supervision (2020) — вышел уже на ее собственном лейбле Supercolour. Освободившись от контрактных обязательств, Элли, по ее словам, наконец-то расслабилась и, что называется, обрела мир. Можно только за нее порадоваться. И все же жаль, что Bulletproof она больше не напишет.

Spotify | Apple


и еще один сегодняшний юбилей — 45 лет


🎂 Nirvana Bleach (Sub Pop, 1989)

Сегодня исполняется 35 лет дебютному альбому Nirvana. Bleach это их единственный релиз на жанрообразующем лейбле Sub Pop и единственная запись, на которой Nirvana предстала в виде квартета. Состав на бумаге выглядел следующим образом: Kurdt Kobain (sic), Chris Novoselic, Chad Channing и Jason Everman.

С Чэдом Чэннингом все понятно — это предшественник Дэйва Грола за барабанами. Тот самый обидный случай, когда музыкант вылетает из группы прямо перед ее триумфом. Он успел приложить руку к Polly и In Bloom, а затем в его жизни были группы Fire Ants, The Methodists и Before Cars.

Интереснее судьба Джейсона Эвермана. В Nirvana он числился вторым гитаристом, чья помощь требовалась только на концертах — так он и попал на обложку Bleach (на фото справа). В записи не участвовал, зато выделил из своего кармана 606 долларов, которые составили бюджет альбома, за что и был внесен в список участников Nirvana (в переиздании 2009 года его из списка уберут, заменив это письменной благодарностью). Такой альтруизм, впрочем, не обязательно подразумевает покладистый характер, и после тура в поддержку альбома с ним расстались. Джейсон ненадолго переквалифицировался в басиста Soundgarden, вновь безуспешно, после чего пропал с радаров — до 2013 года, когда в The New York Times Magazine вышел пронзительный профайл, из которого стало известно, что бросивший музыку Джейсон вступил в спецназ армии США и поехал сражаться с Талибаном в Афганистане.

Единственное сохранившееся видео квартета Nirvana — выступление в магазине Rhino Records в Лос-Анджелесе.

Ретроспективно признаком хорошего вкуса стало любить именно Bleach, но в 1989 году Nirvana считалась середнячком зарождающегося гранж-движа. Зато здесь можно услышать, кому они непосредственно наследуют — сиэтлскому же сладж-металу (недаром в записи также участвовал барабанщик Melvins Дейл Кровер). Bleach стал платиновым уже после смерти Кобейна, превратившись в итоге в самый успешный релиз Sub Pop.

Bandcamp | Spotify | Apple


🎂 ModeratModerat (BPitch Control, 2009)

Сегодня исполняется 15 лет дебютному альбому Moderat. Впервые Саша Ринг, Гернот Бронсерт и Себастьян Шари собрались в студии еще в 2002 году, в результате чего появился EP Auf Kosten der Gesundheit, но тогда Apparat и Modeselektor были начинающими IDM-щиками, и большим событием их коллаборация не стала.

К 2009 году эти проекты уже являлись движущей силой BPitch Control, лейбла берлинской техно-королевы Эллен Аллиен, и теперь их совместное явление народу выглядело рождением супергруппы.

Ресурсы уже позволяли записываться в легендарной студии Hansa («где Боуи записал Heroes», многозначительно подчеркивали музыканты в пресс-релизе) с кучей аналогового оборудования, в том числе отреставрированным специально для них микшерным пультом EMI 1972 года и винтажным ревербератором EMT 140, за которым Гернот и Себастьян летали в Лос-Анджелес. Но не студией единой: выступление Moderat на монреальском фестивале Mutek было названо читателями Resident Advisor лучшим концертом 2009 года.

Энергетика электро-глитч-хопа Modeselektor и атмосферно-синтезаторная интроспекция Apparat образовали идеальную пару. Moderat принадлежит к числу тех альбомов, которые узнаются с первых нот — недаром трек A New Error использовали и Ксавье Долан, и Zara, и Louis Vuitton. С точки зрения большой электронной формы рядом в 21 веке стоит разве что дебют Burial. С тех пор все свои важнейшие работы Саша, Гернот и Себастьян создавали вместе (несмотря на попытки временно разойтись), Moderat поглотил Apparat и Modeselektor, и едва ли нам стоит об этом жалеть.

Bandcamp | Spotify | Apple


Эх, всего через четыре дня 😞


🎂 NeurosisTimes Of Grace (Relapse, 1999)

В этот день 25 лет назад появился шестой альбом калифорнийских пост-металлистов Neurosis — самый любопытный в их величественном каталоге. Эталон авангардного метала 21 века под названием Through Silver in Blood они выковали еще за три года до этого, а на Times Of Grace превзошли себя, за что следует благодарить в том числе Стива Альбини. В свое время Курту Кобейну пришлось уговаривать бескомпромиссного продюсера и звукоинженера, известного своим умением фиксировать нерафинированное живое звучание исполнителя, работать над альбомом In Utero. С Neurosis было иначе. «Это группа, которая отлично понимает, как хочет звучать», — говорил Альбини. Times Of Grace стал началом прекрасной дружбы, которая продолжается до сих пор.

Но реальную инновацию Neurosis придумали сами. Times Of Grace полностью синхронизирован с одновременно вышедшим дебютным альбомом Grace сайд-проекта Tribes Of Neurot, в котором состоят все те же участники Neurosis. Grace представляет из себя дарк-эмбиент, который можно слушать как отдельное произведение, но еще лучше воспроизводить одновременно с Times Of Grace для создания более объемной версии альбома. В 1999 году для этого надо было иметь в комнате два отдельных кассетных или CD-проигрывателя. Сегодня можно совместить, например, Apple Music и Bandcamp (на Spotify, увы, ничего нет), но также есть энтузиасты, которые синхронизировали альбомы на Youtube.

По сути, Neurosis изобрели mash-up. Который, правда, мало похож на те удалые диджейские экзерсисы, которые будут называть этим словом через несколько лет.

Times Of Grace на Apple Music
Times Of Grace на Bandcamp
Grace на Bandcamp


🎂 The CureDisintegration (Fiction, 1989)

35 лет назад в этот день вышел один из самых мрачных альбомов The Cure. Драматические детали биографии и вещества прилагаются. Роберт Смит вновь увлекся ЛСД и решил вернуться к готическому саунду альбомов The Cure начала восьмидесятых после того, как The Head On The Door и Kiss Me, Kiss Me, Kiss Me сделали их фактически поп-звездами. Не помогло! Disintegration взлетел на третье место в американских чартах (наивысшая на тот момент позиция для группы), а песня Lovesong повлекла за собой не менее полусотни официальных кавер-версий, включая перепевки от Адель, 311, Death Cab for Cutie, Тори Эймос и The Big Pink.

Детишки из South Park считают Disintegration лучшим музыкальным альбомом в истории, и кто мы такие, чтобы с ними спорить.

Spotify | Apple


🎂 BlurParklife (Food, 1994)

Сегодня исполняется 30 лет третьему альбому Blur.

В 1990 году, когда Blur выступали на разогреве у The Cramps и имели в активе только сингл She’s So High, Дэймон Албарн заявил журналистам: «Когда выйдет наш третий альбом, мы станем культовой британской группой девяностых. Это просто констатация факта. Я напишу его в 1994 году».

Строго говоря, эта строчка приписывалась ему задним числом журналом Mojo уже в 1994-м, но легенда в любом случае красивая, ведь ровно так все и произошло.

Лицом новой британской волны поначалу были Suede, но они всегда открещивались от определения «бритпоп», а вот Blur (на пару с Oasis) от души на нем хайпанули. Они с удовольствием играли в Cool Britannia, иронически воспевая жизнь Южной Англии и изобретательно эксплуатируя британский гитарный поп 60-х.

К золотой формуле «англофилия + музыкальное наследие Kinks и Small Faces» Blur, до того искавшие себя между мэдчестером и шугейзом, пришли уже на альбоме Modern Life Is Rubbish (1993). Стилистически Parklife мало от него отличается. Многие песни можно смело тасовать между альбомами без потери целостности. Например, Miss America (93) и Magic America (94) — сатирические и как будто немного уязвленные зарисовки на тему страны, по которой группа проехалась с туром в 1993-м. Не очень удачно — в США Blur признали лишь после альбома 1999 года. Дэймону Албарну не стоит обижаться на публику на фестивале Coachella, когда та не стала подпевать песне Girls & Boys: для Америки Blur это Song 2.

Другое дело Великобритания. Две главные причины, почему выстрелил именно Parklife — Girls & Boys (диско-рок-бэнгер о кроссдрессинге и бисексуальных оргиях, написанный Албарном под впечатлением от ночных клубов Эссекса) и давшая альбому название песня о прелестях лондонского безделья, которая стала неофициальным гимном ФК «Челси» (фанатами которого являются и Албарн, и зачитывающий текст куплетов актер Фил Дэниэлс).

Хвастовство Албарна сбылось. Наступило время Blur. Oasis вступят в игру через четыре месяца.

Spotify | Apple


🎂 Offspring Smash (Epitaph, 1994)

В этот день 30 лет назад вышел третий альбом Offspring (единственный, к слову, где артикля the перед названием группы нет). В историю он вошел прежде всего как самый коммерчески успешный релиз на независимом лейбле (более 11 млн копий). Для сравнения: до этого большим успехом для Epitaph Records считался, например, Ignition — второй альбом Offspring, разошедшийся тиражом в 15 тысяч экземпляров. Для калифорнийской панк-тусы они уже были состоявшимися музыкантами.

Но если Ignition был фирменным «эпитафовским» скоростным скейт-панком, то Smash явно затронула поднявшаяся ранее гранж-волна.

Комментирует Сид Спирин («Тараканы!»):
«Smash как-то достаточно быстро проник в нашу тусовку, а клипы Self Esteem и Come Out To Play показывали по BIZ-TV. Тусовка начала Offspring слушать, но не все их причисляли к панку, потому что казалось, что они во многом гранж. Были споры по этому поводу. Много кто видел здесь влияние Nirvana — очевидно, из-за внешнего вида артистов и ритмического рисунка в некоторых песнях. Но все слушали с большим интересом, все полюбили. Просто потом разобрались, что гранж — это тоже панк».

Лидер группы Декстер Холланд признавал, что именно Nirvana создала ту среду, в которой стал возможен мультиплатиновый прорыв Offspring. Мрачный символизм: Smash вышел в тот самый день, когда тело Курта Кобейна обнаружили в его доме в Сиэтле.

А вот Том Уилсон — известный в соответствующих кругах панк-продюсер, который занимался саундом Offspring с самого начала — откровенно выражал недовольство новым «альтернативным» креном группы. Работу свою он выполнил, как мы видим, на отлично, но последующие альбомы Offspring уже записывали с Дейвом Джерденом, раннее прославившимся работой с Alice In Chains.

Так или иначе, панк-рок снова (спустя почти пару десятилетий) стал мейнстримом, и виной тому Smash вместе с вышедшим двумя месяцами ранее Dookie от Green Day.

YouTube | Spotify | Apple


Репост из: Партия Мертва
По поводу приговора Скочиленко у меня нет ни одного цензурного слова. И из патетических рассуждений всякой плесени о «прелести» и улыбках становится ясно, почему они её так люто ненавидят. Для меня это дело буквально расставило все точки над i.

Я лично ощущаю в данный момент только злобу, но чувствую себя обязанным дать слово самой Скочиленко с её твёрдой и несгибаемой проповедью мира и пацифизма. Её соцсети удалены после ареста, но остался паблик музыкального проекта «Lastochka Plus» и связанный с ним бэндкамп, куда за неделю до ареста она залила живой альбом организованного ей импровизационного коллектива «Свободный Случайный Джэм». Если честно, я ожидал жести с скрежетом и ударами по кастрюле, но хиппи-эстетика в данном случае не обманула. Это отличная и хорошо исполненная неопсиходелика с ясным посланием. Посланием, на момент записи, коллективным. Но сейчас, к сожалению, индивидуальным, многие участники удалили палево.

Отчего только сильнее звучит её собственный голос.

Который всем стоит услышать.


Сегодня исполняется 58 лет шведскому режиссеру Йонасу Окерлунду. Фрукт — яблоко, поэт — Пушкин, клипмейкер — ̶Б̶о̶н̶д̶а̶р̶ч̶у̶к̶ Окерлунд. Smack My Bitch Up, Ray Of Light, My Favourite Game, Canned Heat, Telephone — поп-культура девяностых/нулевых выглядит так, как выглядит, не в последнюю очередь благодаря ему. Тем интереснее вспомнить его дебют в области короткометражных музыкальных видео: Candlemass — Bewitched (1987).

Свой творческий путь Окерлунд начинал в качестве барабанщика в первом составе легендарных блэк-металлистов Bathory. О том его периоде напоминают три вещи: не особо изменившийся за 40 лет имидж, байопик 2018 года Lords of Chaos о норвежской блэк-металлической сцене и группе Mayhem, а также вот этот эпичный doom-капустник, снятый для дружественной шведской группы Candlemass (в массовке среди прочих затесался Dead из Mayhem, который самоубьется через три года).

Потом Йонас устроится на MTV Europe и начнет делать вещи другого уровня для артистов иных жанров и бюджетов (больше всего — для Roxette и Мадонны), но Север помнит.


ноябрь


33 года назад в этот день вышел сингл Duran Duran Serious. Он занял 48 место в британских чартах — невиданное ранее фиаско для группы, которая в середине восьмидесятых приближалась по уровню популярности к Beatles. На дворе был 1990-й. Вселенная словно посылала сигнал: восьмидесятые закончились. Хотя есть и более приземленное объяснение: Duran Duran впервые не поехали в турне в поддержку альбома Liberty, что осложняет продажу пластинок. Правда, и сам альбом получился не самым внятным. Басист Джон Тейлор говорил, что единственное что он запомнил о студийных сессиях, это курение гашишного масла. Так или иначе, Serious небезосновательно можно назвать их самой недооцененной песней и своего рода прощанием с прекрасной эпохой. Другие синглы с альбома после такого фейла решили не выпускать. Через три года Duran Duran совершат перезагрузку со «Свадебным альбомом» и суперхитом Ordinary World и адаптируются к новым временам, а Serious так и останется последней вспышкой «новой романтики».


(но настоящие-то феминисты знают, что это Чака Хан)


Blur воссоздают обложку альбома Blondie «Parallel Lines» под прицелом Кевина Камминса в NME Magazine, 1991. Юный Деймон Албарн в роли Дебби Харри.

Happy Halloween 🎃


«Refused умерли, да здравствуют Refused» — последняя строчка манифеста оказалась и правда пророческой. Уже в следующем году в США была продана 21 тысяча копий альбома, а журналисты внезапно открыли непризнанных гениев. Позже Кирк Хэммет из Metallica рассказывал, как у него «отвисла челюсть» при просмотре клипа New Noise, Crazy Town и Anthrax сделали на песню каверы, а Марк Шинода из Linkin Park заявил, что «без Refused не было бы Linkin Park». Не меньшее почтение возникло и в хардкор-среде: группа Million Dead назвалась словами из песни Refused, Paramore позаимствовали строчки, Poison The Well позвали для записи тех же продюсеров.

В итоге спустя несколько лет The Shape of Punk to Come обрел статус шедевра пост-хардкора и одного из самых влиятельных альбомов тяжелой музыки девяностых. Refused сделали хардкор респектабельным жанром — и распались еще до того, как заинтересовали сколь-либо массовую аудиторию

Bandcamp | Spotify | Apple

P.S. в 2012 году Refused воссоединились ради выступления на Coachella, потом записали еще два альбома и существуют до сих пор, но это совсем другая история, достойная включения в переиздание книги, у которой данный канал позаимствовал название


🎂 Refused — The Shape of Punk to Come: A Chimerical Bombination in 12 Bursts (Burning Heart / Epitaph, 1998)

В этот день 25 лет назад вышел третий альбом Refused — восхитительный бунт внутри хардкор-сцены, который одновременно привел к распаду группы и сделал ее великой. Как говорится, совершенно библейская история.

Швеция известный поставщик всемирно признанных музыкальных кадров любых направлений, но есть консервативные локализованные жанры, где даже шведы могут быть (или, точнее, могли быть) лишь на вторых ролях. Например, хардкор-панк, который в 90-е годы был абсолютно американской вещью. В этом контексте знаменитые скейт-панки Millencolin из Эребру считались просто шведской версией Bad Religion или NOFX, а Refused из городка Умео — талантливыми эпигонами культового чикагского лейбла Victory Records. Если посмотреть первый клип Refused 1994 года «Pump the Brakes», сложно отличить все эти вайбы от Earth Crisis, Snapcase и других героев американского хардкора.

В «оригинальной» среде Refused, тем не менее, ценили, было за что, и уже второй их альбом вышел на Victory Records. Пацаны пришли к успеху, но роль шведской группы, которую приняли в высшее общество, Refused явно не устраивала.

Амбиции видны уже в названии третьего альбома «The Shape of Punk to Come» («Будущая форма панка»). Это аллюзия на Орнетта Коулмана и его альбом «The Shape of Jazz to Come», который в свое время действительно стал «будущей формой джаза». Похожую революцию Refused собирались произвести в хардкоре. И произвели. Но совсем не сразу.

Гитарная хардкор-музыка по самой своей сути избегала украшательств и архитектурных излишеств. Грубая неотесанная энергия, бурлящий мошпит, мачизм, подчеркнуто уличный стиль — на этих китах держалась соответствующая субкультура 90-х (и, можно сказать, в этих китах довольно сильно увязла).

Refused демонстративно попрали субкультурные нормы. Вместо тысячи слов достаточно посмотреть совершенно программный клип «New Noise», который с тех пор стал их визитной карточкой. Использование синтезаторов, заигрывание с джазом и электроникой, изощренный продакшн, лощеный внешний вид — все это было не тру, но это был их протест против застоявшегося канона. «Мы танцуем не под те песни», — орал в микрофон вокалист Деннис Люкссен. Вдобавок их выраженная левацкая и антикапиталистическая позиция включала в себя борьбу за права геев и феминизм, что в тот момент сложно было назвать «повесткой». Для адептов жанра все это выглядело вычурным позерством. Для мейнстрима тоже не годилось — металлические риффы, сложная ритмика и скримо-вокал надежно перекрывали путь в эфир FM-радиостанций.

Позже Люкссен говорил: «Этот альбом мы могли бы назвать просто Fuck You». Публика отплатила взаимным отношением. Учитывая замах, это был именно что провал: в первый год было продано около 1500 копий альбома, а на американские концерты шведских пророков приходило по 100-200 людей. Зато на последний приехала полиция.

Неуспех наложился на различные терки внутри коллектива, появившиеся во время записи альбома. Refused уходили от привычного саунда, но все хотели идти в разных направлениях. В итоге еще до конца турне они выпустили прощальный манифест на сайте «домашнего» шведского панк-лейбла Burning Heart, заголовок которого совпадал с одной из песен альбома: Refused Are Fucking Dead.

Строго говоря, на момент выхода альбома на американском Epitaph Records 27 октября 1998 года группы Refused уже не существовало, но именно эта дата отпечаталась в истории (что может немного запутать). Первоначальный релиз на Burning Heart появился еще в феврале-1998.


Пичес внезапно исполняет Private Dancer на пикнике «Афиши» в Коломенском. С тех пор это станет регулярным номером ее концертов (и она его повторит, например, спустя два года в «Солянке»)

Я не плачу, просто 2011-й в глаз попал


🎂 Orbital Orbital (Internal, 1993)

30 лет второму альбому Orbital. Как и первый, названия он не имеет, так что в обиходе известен как Orbital 2 или Brown Album. Как и первый, он начинается с сэмпла из Star Trek: The Next Generation («There is the theory of the Möbius. A twist in the fabric of space where time becomes a loop»). По задумке слушатель должен был на несколько секунд заподозрить, что ему ошибочно подсунули копию дебютного альбома.

В остальном спутать их сложно. Если первый Orbital был по сути сборником ранних треков и довольно исчерпывающе характеризовался определением «техно», то второй это уже большая форма, музыкальное путешествие по современной электронике, какое все с тех пор привыкли ждать от братьев Хартнолл. Только, в отличие от более поздних работ, здесь интеллектуальный композиционный подход все еще не задвигает на задний план то, ради чего все это изначально затевалось — неистовые танцы.

Бал правит солнечно-притрансованный эйсид-хаус с ощутимой инъекцией брейкбита (это влияние и вклад Meat Beat Manifesto). 20 минут, в рамках которых Lush 3-1 перетекает в Lush 3-2 и затем в Impact, следовало бы отдать в музей British Music Experience в качестве эталона рейва начала 90-х. А настоящий разрыв, как и положено, происходит ближе к концу альбома, когда звучит Halcyon + On + On. Тот самый трек из «Хакеров» и Mortal Combat, но прежде всего — финальный этап эволюции песни It’s A Fine Day, придуманной в 1983-м, но ставшей известной благодаря исполнению Opus III и их вокалистки Кирсти Хокшоу.

В общем, Orbital вступали в свой золотой период. Альбом сделал их иконами танцевального андерграунда, но это был еще не мейнстримовый успех — он пришел через год, когда они отыграли лайв на Гластонбери, транслируемый национальным телеканалом Channel 4. Существует мнение, что это лучшее выступление в истории фестиваля. Парень, который хвастается в комментах, что был там и за час до этого съел свою первую кислоту, не даст соврать, если сам не соврал, конечно.

Bandcamp | Spotify | Apple | YouTube


Лайнап первого фестиваля Coachella (1999). Кое-что не меняется — The Chemical Brothers выступят там и сегодня. Все остальное изменилось. Тогда 50 долларов, сейчас от $540 за один уикенд

Показано 20 последних публикаций.