РСМД

@russiancouncil Нравится 0
Это ваш канал? Подтвердите владение для дополнительных возможностей

Канал Российского совета по международным делам. Think Tank to Watch.
Связь с редакцией editorial@russiancouncil.ru
Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Политика


Гео канала
Россия
Язык канала
Русский
Категория
Политика
Добавлен в индекс
16.05.2017 12:34
реклама
Рекламная биржа Telegram-ботов!
Каталог ботов Telega.in для покупки и продажи рекламы
Биржа рекламы в Telegram №1
+10 554 заказов в системе за месяц +493 новых каналов
Telegram Analytics
Подписывайся, чтобы быть в курсе новостей TGStat.
4 388
подписчиков
~1.3k
охват 1 публикации
~2.3k
дневной охват
~2
постов / день
30.7%
ERR %
102.86
индекс цитирования
Репосты и упоминания канала
1079 упоминаний канала
184 упоминаний публикаций
1350 репостов
ММ
ВЗГЛЯД.РУ
bmpd
Клуб «Валдай»
Фалафельная
Meddlers
Politopticon
Иранизатор
The Sanctions Times
The Sanctions Times
ММ
ВЗГЛЯД.РУ
Zangaro Today
ВЗГЛЯД.РУ
Euroclub
ВЗГЛЯД.РУ
Геополитика
Euroclub
Арабист в запасе
Геополитика
ММ
ММ
Крымский
Фалафельная
Россия не Европа
Восточный ветер
Геополитика
ММ
Turkish Life
NEWS АРХИВ
ВЗГЛЯД.РУ
Дипломатия
Геополитика
ММ
Каналы, которые цитирует @russiancouncil
PICREADI
Кибервойна
Compliance practice
The Sanctions Times
Иранизатор
Фалафельная
Meddlers
bmpd
Клуб «Валдай»
ИМЭМО РАН
Кибервойна
Фалафельная
Клуб «Валдай»
Медуза — LIVE
Коммерсантъ
Кибервойна
МИД России 🇷🇺
НЕЗЫГАРЬ
Фалафельная
Дежурный по Ирану
Рисовая лапша
Кибервойна
Последние публикации
Удалённые
С упоминаниями
Репосты
РСМД 20 Apr, 12:27
🇷🇺🇺🇸🇺🇦 В европейской политике сложилось нетерпимое положение, когда мы и американцы должны «держать на крючке» друг друга, чтобы обеспечить хоть какое-то доверие и предсказуемость. Конечно, нам нужны нормальные отношения с Западом, но не любой ценой. Действовать силой на западный манер претит нашей природе, культуре и всей истории. Нужна позитивная повестка дня, которую не надо выдумывать. Достаточно вернуться к идее заключения Договора о европейской безопасности, который бы дал коллективные гарантии всем государствам региона.

Нам важно продолжать работать с американцами, убеждать их в том, что их безопасность в нашем сложном мире может быть обеспечена только в сотрудничестве с Россией и на основе дружественных отношений с ней. Мы давно знаем друг друга, мы — старая геополитическая «парочка», нам при желании легко договориться. И это надо признать американцам, что никак не покушается на их «исключительность». Признают же в Европе нашу исключительность! Остается один шаг для «начала новой (старой?) дружбы».

Александр Крамаренко о событиях последних недель в Евро-Атлантике, которые, как считает автор, способны, наконец, что-то прояснить в российско-американских отношениях и потому будут иметь поистине историческое значение.

https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/Silovoy-stsenariy-dlya-Donbassa-pri-chem-tut-NATO/
Читать полностью
РСМД 19 Apr, 18:13
В ближайшее десятилетие Китай и страны Азии будут представлять основное направление внешнеторговой стратегии России. Зависимость европейских стран от единой внешнеторговой политики ЕС будет сдерживать расширение торговли России с этими странами. В то же время вовлеченность Германии, Италии и Франции в проекты инвестиционного сотрудничества с Россией будут способствовать двусторонней торговле, несмотря на вероятность новых санкций. По этой же причине США сохранят свою позицию в торговле с Россией. Возможность значительного расширения торговли с регионами Африки и ЛКА маловероятна, поскольку для этого требуются существенные российские инвестиции. Лишь концентрация усилий на крупных странах — Египте и Алжире, Бразилии и Мексике — может способствовать продвижению российских внешнеторговых интересов в этих регионах. Увеличение торговли с партнерами по ЕАЭС представляется возможным в рамках совместных проектов при условии углубления интеграции.

В новом материале для РСМД Николай Школяр предложил свою оценку региональных и страновых приоритетов внешнеэкономической политики на ближайшее десятилетие.
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vneshnyaya-torgovlya-rossii-situatsiya-pered-novoy-strategiey/
Читать полностью
РСМД 17 Apr, 16:58
Репост из: PICREADI
28 апреля 2021 г. в РСМД мы презентуем совместный доклад «Публичная дипломатия России в эпоху COVID-19. Ежегодный обзор основных трендов и событий публичной дипломатии России в 2020 году».

Приглашаем присоединиться к обсуждению тенденций российской публичной дипломатии совместно с экспертами РСМД и авторами доклада!

Для участия в онлайн-мероприятии необходима предварительная регистрация:
https://russiancouncil.ru/news/prezentatsiya-doklada-publichnaya-diplomatiya-rossii-v-epokhu-covid-19/
Читать полностью
РСМД 16 Apr, 22:45
⚡🇷🇺Теперь разбираемся в российском ответе на санкции США.

1. Ответных экономических мер пока решено не предпринимать, хотя в заявлении МИД говорится о том, что такое возможно. Даже несмотря на разницу экономических потенциалов. Бизнес пока решили не трогать. Что разумно.

2. Основной удар нанесен по дипломатам. Во-первых, пропорционально американским действиям, будет выслан десяток американских дипломатов. Во-вторых, ограничивается возможность краткосрочных командировок в РФ по линии Госдепартамента - до 10 чел. в год. В-третьих, отсекается возможность найма россиян и граждан третьих стран для работы в дипмиссии США.

3. Пока непонятны следствия рекомендации послу США направиться "домой, на консультации". Высылкой по образцу 1952 г. это назвать сложно. Посол США и его руководство рекомендацию может попросту не услышать.

4. Определенное внимание в заявлении МИД уделяется теме вмешательства в российские дела со стороны США. Такое вмешательство ассоциируется с НПО, которые подконтрольны госструктурам США, а также с деятельностью дипломатов. Число и первых, и вторых в России уже достаточно ничтожно.

5. Наконец, впервые в новой истории российских санкций открыто опубликован список американских лиц, которым запрещен въезд в Россию. Ранее такие списки были закрытыми. Что отчасти сокращало их полезность. Теперь наша политика визовых ограничений, что называется, соответствует мировым стандартам. В списке шесть высокопоставленных чиновников США (действующих и отставных):

- Мэррик Гарланд - генпрокурор США;
-Майкл Карвахаль - директор Федерального бюро тюрем США;
-Алехандро Майоркас - министр внутренней безопасности США;
- Сьюзан Райс - советник президента США по внутренней политике;
- Кристофер Рэй - директор ФБР;
- Эврил Хейнс - директор национально разведки США.

Короче, закрыт въезд силовикам. Мера, конечно, чисто символическая. Вряд ли они планировали поездки в Россию.

Отказа от саммита пока не произошло. Хотя само предложение изучается. То есть окончательное решение не принято.

В итоге российский ответ структурно похож на американские действия, хотя по содержанию мер и отличается от них: минимальное воздействие на экономику в сочетании с жесткими политическими шагами.

https://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4689067
Читать полностью
РСМД 16 Apr, 17:45
Число наших подписчиков перевалило за 2k. Мы благодарим всех, кто читает наш канал, делится комментариями, указывает на неточности и дает свежие идеи. Отдельная благодарность нашим добрым друзьям:

@russiancouncil - Российский совет по международным делам - лучший "потопи танк"

@valdaiclub - Клуб "Валдай" - лучший "обсуди танк"

@ru_global - Журнал "Россия в глобальной политике" - лучший журнал и кладезь мудрости о международных отношениях

@bmpd_cast - Центр анализа стратегий и технологий - лучшая аналитика по оборонке

@vneshpol - лучшая международная журналистика, как и все, что производит Ъ

@postamerica - лучшее об Америке. США и санкции - едины

@politoborzel - лучшее для тех, кто не боится оборзеть

@vatfor - Ватфор - лучший автострадный think tank

@themeddlers - лучшее о вмешательстве в выборы

@kramnikcat - лучшее о кораблях и капитанах

@mideastr - лучший фалафель на Ближнем Востоке

@middleastguide - Иранизатор. Лучшие материалы об Иране

@sanctionstimes - лучшее о санкционном праве от коллег-юристов

@compliance_practice - лучшее о комплаенсе. Тоже от коллег-юристов

@cyberguerre - самый кибербезопасный канал

@aboutsanctions - Мегарская псефизма - новый канал о санкциях

@enviropolicy - самый зеленый канал

Список неполный конечно. Будет пополняться ))
Читать полностью
РСМД 15 Apr, 17:40
Теперь о политической стороне новых санкций США против РФ.

1. Нет никакого противоречия между введением санкций и предложением провести саммит. Мудрые коллеги @ru_global предупреждали, что мы живем в новой реальности. Это вам не Рейкьявик. Вводя санкции Байден показывает, что хочет выйти на саммит с позиции силы. Что предложение о саммите - не подарок российскому лидеру и не смягчение позиции. Здесь адресатом выступает американская аудитория. Требования "крови" давно звучали в Конгрессе и СМИ. Новый указ - один большой ответ на эту запросную позицию.

2. Экономический ущерб от новых санкций все-таки представляется очень ограниченным. Главная проблема - overcompliance бизнеса в отношениях с самым широким набором российских институтов с госучастием. Случаи отказа Бауманке в предоставлении ПО Microsoft и проблем НИУ ВШЭ с Zoom могу стать массовой практикой. Уже не говоря о госкомпаниях.

То есть новые санкции асимметричны. Они несут очень мощный политический заряд. Но в текущем моменте - ограниченный ущерб. Подобный ущерб может нарастать в будущем из-за широких формулировок указа и избыточного комплаенса бизнеса.

3. Большой вопрос, как ответит Москва? Высока вероятность того, что американская сторона получит отказ в проведении саммита. Если бы речь шла о "рутинных санкциях", то есть о дежурном расширении списков на основе старых механизмов, Москва могла бы закрыть на это глаза. Но речь о новом масштабном указе. Это сигнал о том, что саммит может стать попросту формой озвучивания России требований и претензий США. Без всякого конструктива. Эдакая попытка публичной порки. Впрочем, в России таких разговоров могут и не испугаться и в ходе разговора вывалить на партнеров неприятное в ответ. Благо китайские друзья недавно подали пример. Да мы и сами умеем.

В сухом остатке можно говорить о новом этапе ухудшения отношений РФ и США. Возможности локального перезапуска отношений в связи со сменой Администрации исчерпаны. Среди прочего это приведет к следующему:

-Ускорится сближение РФ и КНР. Особенно с учетом недавнего опыта санкций США против КНР.

- Российская позиция станет более жесткой по Сирии, иранской ядерной сделке и другим вопросам. США будет сложнее рассчитывать даже на минимальную поддержку.

- Никакого "сдерживающего" эффекта на российскую политику санкции не окажут. Россию они лишь озлобят, еще жестче зафиксировав текущий курс.
Читать полностью
РСМД 15 Apr, 16:07
🇷🇺✅🇪🇺 Россия, не являясь участником «Зелёной сделки», становится поневоле её объектом: как минимум, два самых очевидных эффекта заключаются во введении Европейским союзом углеродного налога и сокращении экспорта энергоресурсов.

В этой связи Россия находится на перепутье: либо продолжать текущую достаточно пассивную экологическую политику, либо избрать парадигму «зелёного» развития, пускай и постепенного. Второй сценарий требует куда больших усилий и финансовых, технологических, управленческих затрат.

Будущее российско-европейских отношений будет, среди прочего, определяться российской позицией в вопросах экологии и климата, ведь Европейский союз уже сделал свой выбор. Россия и страны — члены ЕС связаны культурными и экономическими связями, однако экономическая связка за счёт сокращения импорта энергоресурсов со стороны ЕС ослабевает и будет ослабевать. «Зелёный диалог» Россия — ЕС может создать новые связки и точки роста между сторонами, послужить платформой для нормализации отношений, но только в том случае, если позиция ЕС будет взвешена, а отношения будут равновесными. Другими словами, ЕС целесообразно придерживаться стратегии «win-win» и постепенного вовлечения, но не стратегии давления и наказания.

Елена Маслова анализирует перспективы экологического диалога Россия — ЕС.

https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ekologicheskiy-dialog-rossiya-es-sobesedniki-ponevole/
Читать полностью
РСМД 15 Apr, 10:52
🇷🇺🇩🇪 Сегодняшняя ситуация вокруг СП-2 несколько напоминает историю другого газового проекта — еще между СССР и ФРГ после прихода к власти в США Рональда Рейгана.

Тогда Европа смогла дать коллективный отпор американским санкциям. Солидарность западноевропейских стран, не уступивших воле американского президента, в итоге привела к отмене эмбарго в ноябре 1982 г. Чтобы подсластить пилюлю, Европа согласилась на расширение перечня стратегических товаров и технологий, запрещенных к экспорту в страны Восточного блока. Однако поместить в них нефтегазовые технологии США так и не удалось. При этом нельзя сказать, что американские санкции никак не сказались на проекте — с опозданием была построена только одна нитка трубопровода с пропускной способностью 32 млрд куб. м в год.

Сегодня же о глобальной европейской солидарности не может быть и речи. Против того же СП-2, помимо Украины, выступает ряд стран Восточной и Центральной Европы. В самой Германии отказаться от проекта требуют «Зеленые», чья партия с большой вероятностью может войти в правящую коалицию по итогам парламентских выборов осенью 2021 г. С другой стороны, как показывает история энергетического партнерства между странами, Германию и Россию трудно испугать возможными издержками. За более чем полувековое сотрудничество немецкий бизнес только раз был вынужден выйти из сделки с СССР — после введения по требованию НАТО канцлером Конрадом Аденауэром (ХДС) эмбарго 1962–1963 гг. на поставку труб в Советский Союз. В результате этих событий экономические отношения между странами были поставлены на паузу на шесть лет. А после возобновления контактов в 1969 г. немецкий бизнес всегда получал поддержку федерального правительства при газовых сделках с СССР/Россией. Таким образом, внешние факторы едва ли могут существенно повлиять на российско-германские сделки в области энергетики. До тех же пор, пока в немецком правительстве преобладают голоса за энергетические проекты с Россией, их реализация гарантирована.

Маргарита Афанасьева об истории и перспективах энергетических сделок между Россией и Германией на фоне санкций США и «зеленой» энергополитики.

https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/europeanpolicy/istoriya-i-perspektivy-energeticheskikh-sdelok-mezhdu-rossiey-i-germaniey-na-fone-sanktsiy-ssha-i-ze/
Читать полностью
РСМД 14 Apr, 17:33
🇷🇺🇪🇺 Какие риски и возможности для России представляет «Зеленая сделка», анализирует Наталья Пискулова.

«Зеленая сделка» (The European Green Deal), одобренная ЕС в 2019 г., представляет собой стратегию экономического развития, которая направлена на достижение углеродной нейтральности к 2050 г. и декаплинг. Уже к 2030 г. эмиссию парниковых газов планируется снизить как минимум на 55%. Для реализации этого курса ЕС ставит задачи повышения эффективности использования ресурсов и продвижения к циркулярной экономике, восстановления биоразнообразия, а также снижения загрязнений.

Реализация сделки окажет влияние не только на экономику ЕС, но и на экономику и внешнюю торговлю его торговых контрагентов, что связано с предполагаемой перестройкой энергетических рынков и снижением импорта углеродоемкой продукции.

Пограничный углеродный налог (border carbon tax, BCT) — один из механизмов «Зеленой сделки», призванный компенсировать расходы европейских производителей по снижению выбросов. Он будет взиматься в зависимости от углеродоемкости продукции и удельного веса ее внешнеторговой составляющей в продажах на рынке ЕС. Взимание налога, без сомнения, окажет негативное воздействие на двусторонние отношения, а главное — вызовет эскалацию недоверия между сторонами и дальнейшую переориентацию на экономические связи с азиатскими странами, в первую очередь с Китаем, где Россия наряду с Саудовской Аравией является одним из крупнейших поставщиков нефти и наращивает поставки природного газа.

Действительно, реализация «Зеленой сделки» представляет и весьма существенные риски для обеих сторон, главным из которых для ЕС является высокая стоимость ее реализации и ответные меры других стран, а для России — утрата рынков и отставание в перестройке ключевой отрасли для экономики — энергетики. В то же время перед странами открываются новые возможности усиления конкурентных позиций в мире в результате завоевания новых рынков.

Сотрудничество сторон в экологической сфере может быть взаимовыгодным и стать одной из главных сфер для обсуждения и реализации. Для воплощения этого потенциала необходим диалог, использующий открытый и взвешенный подход к оценке направлений взаимодействия и сближения позиций. В качестве первого шага возможна разработка дорожной карты с детализацией каждого этапа сотрудничества и обязательств сторон, а также определением сегментов рынка для развития проектов.

https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/zelenaya-sdelka-riski-i-vozmozhnosti-dlya-es-i-rossii/

❗️ Кстати, в эту пятницу в РСМД пройдет открытый экспертный вебинар с участием представителей МИД России и ЕС, на котором подробно будут обсуждены перспективы сотрудничества России и ЕС в области экологии. Регистрация https://russiancouncil.ru/~UhTgU
Читать полностью
РСМД 14 Apr, 11:39
🇸🇾 Взаимовыгодное решение по Идлибу возможно, если Россия и США, при поддержке европейских стран, согласятся на новую формулу такого решения.

Андрей Кортунов (РСМД) и Джулиен Барнс-Дэйси (ECFR) предложили свой взгляд на то, как Россия и Запад могут облегчить жизнь сирийцам в Идлибе.

Эксперты отмечают, что проблема гуманитарного доступа в Идлиб превращается в один из центральных вопросов международной политики на сирийском направлении. Судьба этой маленькой провинции может оказаться ключевым фактором, который определит будущее сирийского тупика, в котором сейчас находятся Соединенные Штаты, Европа и Россия, неспособные выйти за рамки сложившегося статус-кво и не имеющие реальных возможностей для окончательного решения сирийского вопроса. Как всегда, два главных действующих лица — Соединенные Штаты и Россия — не готовы прислушаться к мнению друг друга, а пытаются противостоять каждому следующему ходу другой стороны, что в итоге выливается в их общую неудачу.

Москва могла бы согласиться на «последнее» продление Резолюции 2533 сроком на один год в обмен на обязательство Запада увеличить объемы помощи, проходящие через Дамаск, включая и использование новых переходных пунктов между Дамаском в Идлибом. Такой компромисс будет отвечать интересам обеих сторон: Запад смог бы добиться своей цели стабилизировать гуманитарную ситуацию в Идлибе, а Россия — сделать еще один шаг на пути к созданию такого режима международной помощи Сирии, в котором центром управления помощью было бы правительство в Дамаске.

Принятие этого предложения едва ли полностью устроит как Москву, так и Запад. Но такой явно несовершенный, но практичный компромисс имел бы большее значение, чем просто облегчение гуманитарного положения в Идлибе. Он стал бы демонстрацией того, что Росси и ее западные партнеры способны достигать конкретных договоренностей в Сирии, даже с учетом того, что их общие подходы к урегулированию сирийского конфликта существенно расходятся.

https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/skoraya-pomoshch-kak-rossiya-i-zapad-mogut-oblegchit-zhizn-siriytsam-v-idlibe/
Читать полностью
РСМД 13 Apr, 20:04
Наслоение разных протестов друг на друга формирует сверхновый революционный «слоеный пирог». Антирасистский протест накладывается на политический, на него, в свою очередь, наслаиваются разные гендерные протесты, а вишенкой на торте — протест мигрантов.

Нарастание общественной мобилизации спровоцировали не только те тренды, которые начали укрепляться последние десять лет, но и дополнительный фактор в лице коронавируса. Очевидно, что власть не готова к диалогу с обществом, предпочитая принимать законы, воспринимаемые обществом не иначе как законы о полицейском произволе, что не создает атмосферу доверия. При этом подобные законы подаются властными институтами как необходимые в связи с непониманием будущей ситуации.

Поэтому именно сейчас возник колоссальный разрыв между ожиданиями и реальностью, как общества, так и элиты. Этот разрыв всегда весьма болезненный, хотя разрыв между запросами и возможностями еще более болезнен для них. Очевидно, назрела необходимость изменения социально-политической системы. Но в какую сторону развернется это изменение?

Ситуация складывается не в пользу ни национальных государств, ни обществ, а, скорее, мощных транснациональных компаний и фондов, которые сосредоточили в своих руках масштабные финансы благодаря борьбе с COVID-19. В условиях пандемии они смогли провести реорганизацию, а из-за изменения структуры рынка в целом и рынка услуг в частности, увеличить свои доходы. Социально-политические и экономические изменения с течением времени оформятся более конкретно, но они не принесут рядовым гражданам, сыгравшим роль элементов «сверхновой революции», ни выгоды, ни пользы, впрочем, как это уже было неоднократно в истории. Круг выгодоприобретателей всегда не такой уж и большой.

Наталья Еремина о массовом социальном протесте, охватывающем мир, и формирующейся «сверхновой революционной ситуации».
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/sverkhnovaya-revolyutsionnaya-situatsiya-obshchestvennyy-slom-bez-lidera-ili-upravlyaemaya-transform/
Читать полностью
РСМД 13 Apr, 19:20
⚡🇺🇸🇷🇺 А тем временем Джо Байден позвонил Владимиру Путину. Сообщается, что американский лидер предлагает встречу в третьей стране. На фоне того, что происходит в отношениях РФ и США, особенно с учетом Донбасса, это само по себе неплохо. Полноценного саммита на уровне президентов не было со времен встречи Путина и Трампа в Хельсинки в 2018. Причем тот саммит был скорее провальным. Над Трампом висело клеймо "Раша Гейта" и какой-либо полноценный разговор был попросту обречен.

Что это означает применительно к режиму санкций и "геополитическому риску"?

1. Накал страстей снижается. У российской стороны нет разумных причин отказывать от встречи и диалога. Более того, российская дипломатия сам факт такого предложения может записать себе в актив. Скорее всего, одновременно будет снижаться острота ситуации на Донбассе. То есть политическое давление на рынки на определенный период сокращается, что скажется на курсе рубля и российских бумагах. В лучшую сторону, конечно.

2. Вместе с тем, существующие противоречия возможная встреча не решит. Все режимы санкций действуют. Оснований для их пересмотра нет. Локально могут быть даже отдельные "всплески" в виде блокирующих санкций по кибер-безопасности, имплементации "химического пакета" по делу Навального и т.п.

Иными словами, краткосрочная пауза "на поговорить". Но без завышенных ожиданий.

https://www.rbc.ru/politics/13/04/2021/6075b99e9a79471226d35ff6
Читать полностью
РСМД 13 Apr, 17:51
Залп в научном споре, весьма важном для безопасности России и мира в целом: продолжить ли проверенный, но буксующий курс времен холодной войны, или с головой окунуться в омут неизвестности с заманчивыми, но рискованными идеями — такую характеристику дал в рецензии Александр Ермаков @nuclear_stormbringer монографии «Контроль над вооружениями в новых военно-политических и технологических условиях» (отв. ред. А.Г. Арбатов), изданной в 2020 г. в @imemo_ran.

Свободно распространяемая монография ведущего российского профильного института однозначно рекомендуется к прочтению всем интересующимся международной безопасностью, контролем над вооружениями и новыми трендами в развитии этих вооружений, она хорошо выполняет задачу ликвидации безграмотности в ряде областей. Однако, отмечает рецензент, для более полного понимания доводов авторов полезно хотя бы базово ознакомиться с взглядами их заочных оппонентов, в частности доклад НИУ ВШЭ и @svop_ru «Новое понимание и пути укрепления многосторонней стратегической стабильности» (С.А. Караганов, Д.В. Суслов).

Полный текст рецензии https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kontrol-nad-vooruzheniyami-v-novykh-voenno-politicheskikh-usloviyakh/
Читать полностью
РСМД 13 Apr, 15:21
Репост из: Кибервойна
Утверждены основы госполитики в области международной информационной безопасности

Вчера был опубликован указ президента об утверждении Основ государственной политики в области международной информационной безопасности (распознанный текст смотрите здесь). Проект документа в конце марта обсудили и одобрили на заседании Совбеза, а после подписания Владимиром Путиным он официально вступил в силу. Основы заменяют аналогичный документ, принятый почти 8 лет назад и действовавший до 2020 года. Срок действия новой версии не ограничен. По сравнению с предыдущей версией он был заметно переработан, отмечу наиболее заметные изменения.

Во-первых, изменилось определение международной информационной безопасности (МИБ). В 2013 году под МИБ понималось «такое состояние глобального информационного пространства, при котором исключены возможности нарушения прав личности, общества и прав государства в информационной сфере, а также деструктивного и противоправного воздействия на элементы национальной критической информационной инфраструктуры».

В 2021 году МИБ «представляет собой такое состояние глобального информационного пространства, при котором на основе общепризнанных принципов и норм международного права и на условиях равноправного партнерства обеспечивается поддержание международного мира, безопасности и стабильности»

Из определения пропали права личности и общества, акцент был сделан на поддержание международного мира, безопасности и стабильности.

Во-вторых, было расширено число угроз международной информационной безопасности. В 2013 году их в документе было четыре: использование ИКТ в а) военно-политических целях, б) террористических целях, в) для вмешательства во внутренние дела (экстремизм) и г) для совершения преступлений.

В документе 2021 года эти угрозы сохранились с уточнёнными формулировками, но к ним добавляются д) использование ИКТ для проведения компьютерных атак на информационные ресурсы государств, в том числе на критическую информационную инфраструктуру и е) использование отдельными государствами технологического доминирования в глобальном информационном пространстве для монополизации рынка ИКТ, ограничения доступа других государств к передовым ИКТ, а также для усиления их технологической зависимости от доминирующих в информатизации государств и информационного неравенства.

Основная часть документа посвящена перечислению направлений госполитики по формированию системы обеспечения МИБ и по противодействию каждой из шести угроз. Итого получается 39 направлений, объединённые в 7 групп.

Значительная часть российских дипломатических усилий нацелена на ООН. Россия будет создавать условия для принятия членами ООН Конвенции об обеспечении международной информационной безопасности. В ООН будет разрабатываться международная конвенция о противодействии использованию ИКТ в преступных целях (уже запущенная с подачи России инициатива). Под эгидой ООН Россия будет оказывать содействие совершенствованию принципов и норм международного гуманитарного права (права вооружённых конфликтов) применительно к сфере использования ИКТ.

Помимо ООН в документе упоминаются региональные организации – партнёры России: СНГ, БРИКС, ОДКБ, ШОС, АСЕАН, «Группа двадцати» (в редакции 2013 года в числе таких организаций упоминалась также «Группа восьми», а вместо АСЕАН был АТЭС).

Многие направления связаны с развитием международного сотрудничества России по вопросам МИБ. Например, предполагается совершенствование взаимодействия между НКЦКИ с различными зарубежными партнёрами «по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак, а также реагирования на компьютерные инциденты».

И пара слов о том, чего в Основах госполитики в области МИБ больше нет по сравнению с предыдущей версией. Из документа пропало упоминание «нераспространения информационного оружия». Также слово «интернационализации» больше не используется в контексте российских подходов к управлению интернетом, хотя по-прежнему подчёркивается необходимость повышения роли МСЭ.
Читать полностью
РСМД 13 Apr, 13:54
🇮🇱 6 апреля, в первый день работы Кнессета 24-го созыва, президент Израиля Реувен Ривлин принял «нелегкое решение с точки зрения морали и этики» передать мандат на формирование правительства находящемуся под судом Биньямину Нетаньяху. Именно он первым попытается разрубить «гордиев узел» затянувшейся практики перевыборов.

То, что Б. Нетаньяху получил мандат, не означает его победу и не гарантирует формирование стабильного правительства. У него есть 28 дней, чтобы представить новый кабинет министров. В случае необходимости закон позволяет пролонгировать его мандат еще на две недели. Если Б. Нетаньяху потерпит неудачу, право сформировать правительство перейдет к его оппоненту — Яиру Лапиду. У него также будет четыре недели на коалиционные переговоры, но без права продления срока. Если и Я. Лапиду не удастся представить состав правительства в отведенные законом сроки, президент может передать мандат любому депутату. В противном случае Кнессет будет распущен. Возможность похода Израиля на пятые выборы за два года зависит сейчас во многом от воли «подсудимого номер один» — Биньямина Нетаньяху, и его взаимоотношений политическими маятниками: правым альянсом «Ямина» во главе с Нафтали Беннетом и арабский лагерь.

Ситуацию с формированием правительства Израиля и возможные сценарии анализирует Матвей Царев.
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/middle-east/podsudimyy-nomer-odin-formiruet-pravitelstvo/
Читать полностью
РСМД 13 Apr, 09:19
Репост из: Фалафельная
Сергей Лавров уже в Тегеране. А вам пока про вчерашние переговоры в Каире, где самым интересным на пресс-конференции были сигналы, направленные Турции (про Украину).

Впрочем, был еще один интересный момент - переговоры по эфиопской плотине. Египетский министр всячески намекал - что хотелось бы, чтобы Россия повлияла на Эфиопию и заодно Судан. На что Лавров отметил примерно так - а статуса посредника у нас нет ) так что сами-сами-сами )

И спасибо экспертам РСМД (@russiancouncil) за интересный доклад про российско-египетские отношения. Скоро ждите его в открытом доступе.


https://www.kommersant.ru/doc/4771008
Читать полностью
РСМД 12 Apr, 16:00
⛴ В инциденте с контейнеровозом «Ever Given» мировая экономика отделалась легким испугом — через шесть дней движение по Суэцкому каналу было восстановлено. Тем не менее к 29 марта очередь ждущих прохода через канал судов достигла 450 единиц, а недополученная прибыль Египта составила около 90 млн долл. Общие же финансовые потери от блокировки канала на протяжении шести суток оценивается в пределах от 5 до 10 млрд долл.

Но что если из семи «узких мест» Мирового океана — уязвимых проливов и каналов одновременно окажутся перекрыты четыре или пять?

Несложно предсказать, что удар по мировой торговле окажется поистине сокрушительным. Ущерб будет измеряться уже даже не сотнями миллиардов, а триллионами долларов. Глобальная экономика сорвется в глубокий кризис с многочисленными сопутствующими социальными и политическими последствиями как для отдельных стран, так и для человечества в целом.

Андрей Кортунов в комментарии по итогам инцидента в Суэцком канале отмечает, что это еще одна яркая иллюстрация того, что мир нуждается в совершенствовании системы глобального управления, включая такую важную сферу как мировая транспортная система.

https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/intsident-v-suetskom-kanale-i-problemy-globalnogo-upravleniya/
Читать полностью
РСМД 12 Apr, 15:27
Друзья Ватфора из студии инфографики ТАСС сделали отличный проект о том, как время полета наших космонавтов до МКС сократили с двух суток до трех часов — и намерены сокращать и дальше.
РСМД 12 Apr, 13:22
🇯🇵🇨🇳 Стремление Китая распространить своё влияние в Юго-Восточной Азии и намерение Японии это влияние ограничить привели к новому витку противостояния двух стран.

Обе страны подписали данное соглашение с абсолютно противоположными целями. Китай планирует использовать ВРЭП как средство укрепления своего влияния в АТР, а Япония, наоборот, стремится ограничить внешнеэкономическую экспансию КНР. За стремлением последней создать «свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион» стоит цель противостоять Китаю, который, как пишет японский журнал Sankei, «игнорирует международные правила». То, чего добивается администрация Суга — создание свободной экономической зоны, которая соединит страны АСЕАН, Австралию и Индию. Даже если Индия не присоединится к ВРЭП, для Токио важно укреплять сотрудничество с Дели.

Однако Япония не использует участие в этом соглашении каким-либо образом против Китая, ограничиваясь призывами следовать его условиям. Китай же стал участником ВРЭП не столько ради политического, сколько экономического влияния. К тому же, учитывая какие выгоды эти страны приобрели от участия во Всеобъемлющем региональном экономическом партнёрстве, можно сказать, что хотя сотрудничество на официальном уровне маловероятно, экономическое взаимодействие можно чётко проследить. Иными словами, страны продолжают придерживаться формулы «холодная политика, горячая экономика».

Диана Бадгутдинова и Кирилл Мордашов анализируют значение ВРЭП для Японии и Китая.

https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/sandbox/vrep-sotrudnichestvo-ili-sopernichestvo-yaponii-i-kitaya/
Читать полностью
РСМД 12 Apr, 12:28
9 марта 2021 г. Европейская комиссия предложила программу по цифровой трансформации региона к 2030 г. В ней среди прочего отдельное внимание уделяется концептам «цифровых прав» и «цифровых принципов», которые направлены на защиту индивидуального пользователя в киберпространстве. Несмотря на то, что программа на данный момент представляет собой проект, подлежащий дальнейшему обсуждению, по его тезисам можно проследить стремление Европейского союза стать главным новатором в сфере защиты индивидуальных прав и свобод «онлайн».

Так, одним из предлагаемых принципов будущей декларации называется «установление общеевропейского целевого ориентира по обеспечению фундаментальных прав и ценностей в цифровом пространстве». В рамки этого направления вписываются и меры по наделению индивидуального пользователя возможностями по управлению собственными данными, наиболее известным примером чего можно назвать принятие Общего регламента по защите данных в 2018 г. на европейском уровне. Наравне с идеей о том, что человек — главный «генератор» данных — должен иметь набор инструментов для управления своей персональной информацией, распространение получила и концепция «данные как общедоступный ресурс» (data commons).

Права человека по управлению своими данными и использование этих данных как общедоступного ресурса во благо общества — эти две концепции легли в основу инициатив по созданию «умных городов» на базе открытого доступа к информации.

Анита Хасанова на примере кейсов Барселоны и Амстердама анализирует опыт «умных городов» работы с данными как общественным благом.

https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/cybercolumn/dannye-kak-obshchestvennoe-blago-opyt-umnykh-gorodov/
Читать полностью