РСМД


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Политика


Канал Российского совета по международным делам. Think Tank to Watch.
Связь с редакцией editorial@russiancouncil.ru


Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Политика
Статистика
Фильтр публикаций


России вряд ли удастся втянуть Азербайджан и Турцию в орбиту своего влияния. Чаша весов и впредь будет склоняться в пользу Турции, а по большому счету — Запада. Если в российской внешней политике будет и дальше делаться ставка на равномерное распространение влияния, то ускользнет не только Азербайджан, но и Армения, которая, возможно, в скором времени, при подписании мирных договоров, а по сути — капитуляций перед Турцией и Азербайджаном, завершит процесс приобретения новых союзников не только де факто, но и де юре.

Еще один критический взгляд на российскую политику на Южном Кавказе и роль США от Ваграма Абаджяна.
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/postsoviet/kavkazskiy-front-evraziyskikh-balkan/


🇦🇲🇦🇿 Давление со стороны Азербайджана на Ереван продолжится, а ослабленная армянская сторона вряд ли сможет что-либо ему противопоставить.

Н. Пелоси предложила Еревану альтернативу: либо надежды на Россию и ОДКБ, либо военно-политическая поддержка со стороны США. О переориентации на НАТО речь не идет, поскольку слишком значимую роль в альянсе играет Турция, надежный союзник Азербайджана. Другое дело, что никакой альтернативы на самом деле нет, поскольку вступать в неизбежный конфликт с Баку и Анкарой Вашингтон, конечно же, не будет. Но очередное зерно сомнения в армянское общество визит Н. Пелоси, конечно же, заронил.

Армянскую сторону в очередном конфликте с Азербайджаном в той или иной степени поддержал и Евросоюз, и Иран. Для Тегерана сложившаяся ситуация выглядит особенно пугающе, именно поэтому в его официальных заявлениях делается акцент на недопустимости передела границ между странами.

Другое дело, что всю эту поддержку на словах — со стороны России, ОДКБ, США, Евросоюза, Ирана — Ереван не может конвертировать в планомерное международное давление на уверенный в своих силах Азербайджан.

Будущее же Нагорного Карабаха и само по себе сохранение там армянского населения зависят сейчас исключительно от России. Если Москва взяла на себя эту ответственность, начав миротворческую операцию, она должна, учитывая все угрозы и подводные камни, вести ее дальше, не забывая при этом и о своих союзнических обязательствах.

Александр Скаков о тупике в армяно-азербайджанском конфликте.
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/armyano-azerbaydzhanskiy-tupik-v-besperspektivnom-ozhidanii-novykh-formatov/


Репост из: Санкции. Экспертиза
🇪🇺В ЕС близки к согласованию нового пакета санкций против России. Есть ряд примечательных вещей.

Во-первых, - угроза применять санкции против тех, кто участвует в их обходе. Посмотрим, что будет прописано на этот счет в решении и регламенте Совета ЕС. Но в первом приближении речь о вторичных санкциях. То есть о блокировании зарубежных лиц за взаимодействие с уже заблокированными лицами. Условно, если компания из дружественной страны Х работает с подсанкционными лицами в РФ, то ее тоже ждут блокирующие санкции ЕС и почетное место в приложении к Решению 145 и Регламенту 269 от 2014 г.

Интересно, что ранее ЕС активно критиковал США за применение вторичных санкций. Для противодействия Вашингтону Брюссель даже создал отдельный правовой механизм в виде так наз. блокирующего статута. А теперь и сам ввязывается в такое предприятие.

По факту вторичные санкции ЕС мало что изменят. Угроза аналогичных мер США и так приводит к тотальному оверкомплаенсу бизнеса. ЕС здесь мало что добавит. Но прозвучит громко.

Во-вторых, большим вопросом остаются количественные параметры расширения списка заблокированных лиц. Есть намеки на то, что они будут расширены радикально. Опять же, это мало что меняет. Но прозвучит. То же касается и параметров экспортного и импортного контроля. Номенклатура товаров и услуг увеличится.

В-третьих, порог цен на нефть. Здесь, на самом деле, все более или менее ясно. ЕС ввел бы эти санкции независимо от референдумов. Решение на уровне семерки было принято еще 2 сентября. То есть до объявления о голосовании. Произошло бы в любом случае. Как повлияет на рынок нефти? Посмотрим. Скорее всего, цены пойдут вверх, так как порог создает перспективу дефицита и неопределенность того, как именно он будет работать.

Подводя итог, отметим, что расстрелянного трудно расстрелять дважды. Это как раз наш случай. Новые санкции пойдут рука об руку с новым циклом военной эскалации.

https://www.kommersant.ru/doc/5583180?ysclid=l8ltda516c866883186


🇨🇳🌱 Экологическая повестка в эпоху Си Цзиньпина стала одним из приоритетов политики КНР. Если до начала 2010-х гг. государственные меры в этой сфере были точечными и из-за неэффективности правоприменения не приводили к значительному улучшению ситуации, то в последние годы — после выстраивания новой институциональной системы экологического регулирования, становления более комплексного подхода к решению экологических проблем и активного включения бизнеса в процесс развития зеленых технологий, — в Китае удалось переломить устойчивые тенденции деградации по основным направлениям и добиться заметных результатов.

Однако глубина экологических проблем в стране не позволяет за короткий срок достичь их решения, что на микро- и макроэкономическом уровнях ведет к негативным последствиям для развития человеческого капитала страны. По проблемным вопросам накапливается социальное напряжение, провоцирующее периодические взрывы общественного недовольства. Власти страны это понимают, поэтому экологическая политика КНР обусловлена не только объективной необходимостью решения проблем, но и нарастающим давлением общественного мнения.

В последние годы для КНР характерна растущая активность в рамках глобального «зеленого» взаимодействия. Вместе с тем в условиях резкого роста международной напряженности существует угроза политизации и фрагментации «зеленого» диалога, использования «зеленой» повестки для наращивания влияния отдельными странами. Осложнение отношений между странами может также влиять на энергетическую сферу и менять тактические планы Китая. Эти факторы вкупе со структурными вызовами для мировой экономики могут накладывать дополнительные ограничения на китайские планы.

Анастасия Пятачкова, Вероника Смирнова и Никита Поташев в формате рабочей тетради анализируют экологическую политику КНР и перспективы российского-китайского сотрудничества на зеленом треке.

https://russiancouncil.ru/activity/workingpapers/zelenaya-povestka-v-politike-knr/

🚩 Напоминаем, что завтра, в четверг в 10:30 мы обсуждаем будущее климатической повестки на городском завтраке РСМД. https://russiancouncil.ru/news/gorodskoy-zavtrak-rsmd-budushchee-klimaticheskoy-povestki/


🇩🇿🇷🇺🇨🇳 Западные страны насторожены растущим и укрепляющим партнерством Алжира с Россией и Китаем. Москву с североафриканской страной связывают прочные узы с момента обретения независимости и установления тесного партнерства. Особенно тесные связи двух стран отмечаются в сфере безопасности. Алжир является крупнейшим импортером российского оружия, покупая более 80% своего военного оборудования из России (за последние три года страна стала третьим крупнейшим импортером российского вооружения после Индии и Китая).

Как и российско-алжирские связи, теплые отношения с Китаем возникли еще в эпоху холодной войны, особенно в период правления Мао Цзэдуна. Китайское правительство уже вложило значительные средства в инфраструктуру Алжира, а торговый поток между двумя странами резко вырос за последнее десятилетие. Развивается сотрудничество двух стран в энергетическом и строительном секторах. Алжир является участником проекта с 2013 г., и за это время стороны договорились о постройке первого глубоководного порта в Алжире к западу от алжирской столицы стоимостью 3,3 млрд долл. Порт Эль-Хамдания станет вторым по величине глубоководным портом в Африке. При этом немаловажно заметить, что Китай постепенно становится значительным экспортером и оружия в Алжир, поставляя в североафриканскую страну разведывательные и боевые беспилотники различных классов.

Дмитрий Дыкань об ухудшении отношений Алжира с Западом на фоне растущего партнерства с Россией и Китаем.
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/africa/ne-v-ladakh-s-sosedyami-ukhudshenie-otnosheniy-alzhira-s-zapadom-na-fone-rastushchego-partnerstva-s/


Репост из: Дежурный по Ирану
Чем закончатся протесты в Иране?

Если коротко: ничем, правда, это не закончится.

А теперь чуть подробнее:

Нынешний протест достаточно масштабный и ожесточённый, чтобы впечатлить сторонних наблюдателей.

В то же время он лишён организации и чёткого целеполагания. Неоднократно мы видели, как протестующие в отдельных районах обращали в бегство силы безопасности и захватывали целые улицы. Однако что делать с этими улицами, они не знают и просто расходятся к утру по домам.

Кроме того, пока нет серьёзных подтверждённых свидетельств о расколе в элитах или массовом переходе правоохранителей на сторону протестующих. Власти все также готовы повсеместно использовать насилие для подавления, и ничья рука пока не дрогнула отдавать такие приказы.

В таких условиях у протеста очень мало шансов преуспеть в плане смены политической системы. Рано или поздно он пойдёт на спад, (если, конечно, не произойдёт что-то, переворачивающее всю ситуацию).

В то же время на этом история выступлений в Иране не закончится. События последних лет (с 2017 года) говорят о том, что протестная активность идёт по возрастающей. Сегодня опыт выступлений получают новые люди, ранее никогда не участвовавшие в подобных акциях. Кроме того, люди по всему Ирану увидели, как много противников властей и какую грозную силу они могут представлять. Как следствие, различные по форме вспышки протеста снова и снова будут происходить в неожиданных местах.

Угрозы строю пока нет, но есть реальная угроза потерять в перспективе полный контроль за отдельными районами страны. Последние годы было два региона в Иране, которые не полностью контролировались государством: провинция Систан и Белуджистан и приграничные районы в Иранском Курдистане. Теперь "сфера нестабильности" может распространиться на ещё большее число курдских районов, в зоне риска также Хузестан и Иранский Азербайджан. Кроме того, отдельные точки неподчинения могут появляться по всему Ирану.

Иными словами, условная "венесуэлизация" Ирана сегодня выглядит, как наиболее вероятный сценарий.

@irandezhurniy


🇮🇳❗️🇨🇳 Суждено ли Индии стать «вторым Китаем»?

Элиты обеих стран объединяет представление о великом прошлом, многообещающем будущем и недостойном истории древних цивилизаций настоящем. Однако имеются отличия в целеполагании и самовосприятии, а также в социально-экономической модели и стратегическом планировании, что не дает Индии повторить «путь Китая».

Первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру не скрывал своей уверенности в том, что стране суждено стать великой державой, а ее колониальная зависимость от Великобритании — «историческое недоразумение». Позиционирование Нью-Дели на международной арене удачно описал индийский дипломат Шьям Саран. Он обращает внимание на образ из индусской космологии, в которой Вселенная представлена в виде лотоса с четырьмя лепестками, южный лепесток которого — Индия (Bharatvarsh). Автор подчеркивает отсутствие претензий Индии на срединное положение в мире (в отличие от Поднебесной), но настаивает, что многополярный мир без конфронтации между центрами силы наиболее отвечает национальным интересам Нью-Дели.

Индийская и китайская модели экономического развития также обладают рядом особенностей. Индия сделала акцент на развитие третичного сектора, а Китай опирался на индустриализацию как основу преобразования экономической структуры страны. Индия в гораздо большей степени, чем КНР полагалась на внутренние ресурсы. Таким образом, либерализация экономики была не самоцелью, а инструментом решения структурных проблем и развития национального хозяйства.

Глеб Макаревич и Иван Щедров объясняют, почему Индия не Китай.

https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/pochemu-indiya-ne-kitay/


🇪🇺🤔 Всё страннее и страннее, или что происходит с интеграционным объединением?

Речь, которую Урсула фон дер Ляйен произнесла в Страсбурге перед депутатами Европарламента 14 сентября, ни на что не похожа. Она никуда не вписывается. Со стороны евродепутатов обращение вызвало шквал аплодисментов. Но во многих государствах-членах оно было встречено с настороженностью. Так Урсула фон дер Ляйен высказалась за созыв конвента в целях серьёзного пересмотра учредительных договоров ЕС, зная, что большая группа стран ЕС против этого. В экспертном сообществе вообще не поняли, что это было. Всё что угодно, но не отчётно-программное выступление одного из высших чиновников интеграционного объединения.

Урсула фон дер Ляйен выступала чрезвычайно уверено и эмоционально, порой даже харизматично. Она как будто «пела и декламировала», а не произносила написанные для нее фразы на английском, французском и немецком языке. Всем своим видом и манерой выступать она демонстрировала, насколько она «выросла» за годы председательства. Она говорила сугубо политическим языком как завзятый популист, а не человек, профессионально разбирающийся в том, о чем он или она вещает. «Обращение к нации» было поставлено как профессиональное политическое шоу. Образцом послужили «спектакли», разыгрывавшиеся в Конгрессе Дональдом Трампом.

Самое главное — Урсула фон дер Ляйен взяла на себя смелость выступать от имени всего ЕС и государств-членов, а не только от его исполнительного органа, от имени всего европейского социума, как если бы в нем не было правящих партий и оппозиции, отсутствовал разброс мнений, различные политические силы внутри ЕС думали, как она, и безоговорочно занимали оглашаемую ею позицию.

То, как и с чем выступала Урсула фон дер Ляйен, может свидетельствовать о глубоких сдвигах в расстановке сил в Евросоюзе. Гранды ЕС во главе с франко-германским тандемом хотели бы покончить с единогласием в принятии решений в Европейском совете и Совете ЕС, когда речь идет о введении и продлении санкций, внешнеполитических действиях или налогообложении.

Марк Энтин и Екатерина Энтина о выступлении председателя Европейской комиссии с отчетом о положении дел в Евросоюзе.

https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vsye-strannee-i-strannee-ili-chto-proiskhodit-s-integratsionnym-obedineniem/


Россию можно уподобить крепости, которую противник поджигает с разных сторон и с разной скоростью. Пожаров много, но они не сливаются в один большой. Команда пожарных тушит их по очереди, имея возможность подготовиться к последствиям, пока пламя не разгорелось слишком сильно. Поджигатели санкционного пожара и рады бы плеснуть напалма, чтобы предать огню всё разом, но тогда сгореть придется и им самим. В итоге у Москвы появилось время перенаправить высвободившиеся объемы на другие рынки. К тому же Россия периодически отвечает редкими, но вполне заметными уколами. Однако основные трудности впереди.

Опыт Ирана показывает: выживание государства и экономики возможно даже в условиях жесточайших санкций. Несмотря на все ограничения, Иран добился впечатляющих успехов в целом ряде отраслей. Тегеран упорно продолжает свой политический курс, а все попытки повлиять на настроения улицы и элит через санкции уже более 40 лет терпят неудачу. Российская экономика крупнее иранской, технические заделы более существенны, а эффект бумеранга от санкций для Запада сильнее. Россию сложнее изолировать в той мере, в которой изолирован Иран. В отличие от Советского Союза с его ригидной системой управления, рыночная экономика гораздо лучше может справиться с кризисами. Вместе с тем нас ждет длительный период, когда тушение пожаров может стать повседневной нормой.

Иван Тимофеев @sanctionsrisk для @profilejournal о том, как Россия справляется с санкционными атаками.
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/krepost-i-podzhigateli-kak-rossiya-spravlyaetsya-s-sanktsionnymi-atakami/


🇺🇸🌱🐘 Вопросы экологии и климатической политики традиционно считаются одним из ключевых пунктов программ Демократической партии США. Однако ошибочно считать, что экологические проблемы не волнуют избирателей Республиканской партии, а у ее лидеров, в свою очередь, нет предложений в данной сфере.

Политика Республиканской партии по этому вопросу менялась с течением времени. Многие ее представители пытались примирить основные ценности партии (свободу предпринимательства, минимальное регулирование, приоритет экономического развития) и необходимость сохранить окружающую среду для будущих поколений. В то же время ряд политиков отрицает проблему изменения климата или антропогенный фактор как главную его причину.

Запрос со стороны общества вынуждает их изменить свое мнение и предложить варианты ответа на современные вызовы, принимая во внимание соображения экономики и качества жизни. Главный мотив данной тенденции электоральный: отрицанием проблемы климата партия рискует оттолкнуть от себя колеблющихся избирателей и молодых республиканцев, а голоса представителей этих групп важны для победы на промежуточных выборах 2022 г. и всеобщих выборах 2024 г. И хотя предлагаемые представителями Республиканской партии программы и стратегии в сфере экологии и возобновляемой энергетики следует воспринимать с осторожностью, сам факт появления таких инициатив примечателен.

Кирилл Фенин анализирует эволюцию позиции Республиканской партии США в отношении проблем экологии и изменения климата.

https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/sandbox/zelenyy-kurs-po-respublikanski/


Стремительное развитие дипфейк–технологий в последние годы существенно упростило и расширило возможности различных манипуляций с аудиовизуальным контентом. В ряде стран уже зафиксированы случаи использования модифицированного контента в судопроизводстве в качестве вещественного доказательства. Видоизмененные изображения/видео стали настолько достоверны и убедительны, что их все сложнее разделять на, собственно, фейк, т.е. подделку и на реально имевший место факт.

Сегодня дипфейки — это инструмент шантажа, информационных и политических диверсий, способ «легендирования» недостоверных событий и новостей, диффамации и искусственной дестабилизации политической обстановки в отдельно взятой стране или обществе. Тем не менее у дипфейков есть и оборотная сторона — значительный положительный потенциал для образовательных, культурологических или развлекательных целей.

Дипфейк-технологии не нужно бояться, их нужно знать. Информированность — ключ к минимизации рисков и угроз, игнорирование — прямая дорога на «минное поле» многочисленных дипфейк-ловушек. Так или иначе цифровизация нашей жизни будет продолжаться. Пока на технологическом и государственном уровнях не будет выстроен надежный периметр безопасности в сфере дипфейк-технологий, наша защита будет во многом зависеть от нас самих.

Как научиться не волноваться и полюбить (или нет) дипфейки, рассказывают Юрий Линдре и Александр Капитанов.

https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/dipfeyk-nevinnaya-tekhnologiya-dlya-razvlecheniya-ili-ugroza-sovremennomu-obshchestvu/


📌 Резкое изменение геоэкономической ситуации в мире, энергетический и продовольственный кризисы ставят под сомнение сохранение акцентов на «зеленой» повестке в мировом масштабе. Растут риски ее политизации и фрагментации. Нередко звучат мнения о том, что для России в условиях внешнего давления и разрыва с Западом эти вопросы теряют свою актуальность.

Как будут развиваться мировая климатическая повестка и повестка в области устойчивого развития? Останутся ли эти вопросы в фокусе внимания государств и бизнеса в новых международных условиях? На каких задачах и партнерах в данной сфере может сосредоточиться Москва?

Эти и другие вопросы обсудим на очередном городском завтраке РСМД в @dostoevsky_lib 29 сентября.

Спикеры:
Игорь Макаров @igor_a_makarov, к.э.н., руководитель департамента мировой экономики, заведующий Лабораторией экономики изменения климата НИУ ВШЭ
Мария Апанович, к.полит.н., доцент кафедры демографической и миграционной политики
Амит Бандари, старший научный сотрудник Gateway House
Модератором выступит программный координатор РСМД Константин Суховерхов @enviropolicy.

https://russiancouncil.ru/news/gorodskoy-zavtrak-rsmd-budushchee-klimaticheskoy-povestki/


🏆🎓 Представляем рейтинг англоязычных сайтов российских университетов 2022 г.!

Доклад представляет собой результат нового этапа исследования англоязычных интернет-ресурсов российских университетов и является продолжением базового доклада Российского совета по международным делам (РСМД) «Электронная интернационализация: англоязычные интернет-ресурсы российских университетов», который был выпущен в 2015 г. В данной работе представлены новые результаты рейтинга за 2022 г., на основе авторской методики оценки англоязычных сайтов вузов проведен анализ 68 англоязычных ресурсов российских вузов. Отдельно в доклад было включено исследование, посвященное контент-анализу главных страниц англоязычных сайтов университетов. На основе контент-анализа главных страниц англоязычных сайтов российских и зарубежных университетов представлены рекомендации для российских вузов.

Первая десятка:
НИУ ВШЭ @hse_live
УрФУ @urfu_ru
ИТМО @itmoru
СПбПУ @polytech_petra
РУДН @RUDNGlobal
МГИМО МИД России @mgimo_university
ЮУрГУ @news_susu
МГПУ @rumgpu
ТГУ @tomskuniversity
СФУ @SibFUofficial

Полный текст доклада https://russiancouncil.ru/activity/publications/elektronnaya-internatsionalizatsiya-angloyazychnye-internet-resursy-rossiyskikh-universitetov-2022-g/

Презентация доклада сейчас проходит в УрФУ. Трансляция https://russiancouncil.ru/~YpGJu


🚩Идея многополярного мира в настоящее время не актуальна. Современное состояние международных отношений скорее характеризуется как «асимметричная биполярность». Речь идет, во-первых, о консолидации Запада под лидерством США, что отодвигает перспективы создания полноценной многополярности, а во-вторых, об отсутствии консолидации региональных незападных центров силы. Говорить об устойчивости данной системы не приходится.

🚩Нынешний кризис вынуждает страны вставать на одну из сторон, что не позволяет отдаленно взглянуть на долгосрочные перспективы мировой политики. Представляется вероятным, что будущая система международных отношений не будет укладываться в привычные парадигмы, а будет выстраиваться на проектной основе, с созданием ситуативных коалиций стран.

🚩Смена миропорядка традиционно происходит через конфликты. Результаты СВО и противоборства Китая с Западом определят место Запада и России на мировой арене.

🚩При максимальной консолидации Запада, в незападном мире в большей степени развивается многополярная система, в которой одними из главных игроков являются Китай и Индия. При этом стоит вопрос, насколько Китай готов взять на себя консолидирующую роль и объединить вокруг себя другие государства, в том числе из-за существующих разногласий между с соседями. Консолидация России и Китая в один полюс силы с учетом значения каждого из государств вряд ли возможна, несмотря на тесное сотрудничество по всем трекам.

Андрей Кортунов, Дмитрий Тренин и Ксения Кузьмина на круглом столе в @pressmia обсудили позиции Запада в формирующемся мировом порядке.

Тезисы и видео круглого стола опубликованы на сайте РСМД.

https://russiancouncil.ru/news/mesto-zapada-v-formiruyushchemsya-miroporyadke-obsudili-na-kruglom-stole-v-mia-rossiya-segodnya/


🇹🇷🇧🇦🇷🇸🇭🇷 В последние десятилетия Турция позиционирует себя в качестве защитника мусульманского сообщества на Балканах. Подобная тенденция наиболее ярко проявляется в отношениях с Боснией и Герцеговиной, но примечательно, что мусульманский компонент турецкой культурно-гуманитарной политики проникает даже в те страны региона, где мусульмане составляют незначительную долю населения, как, например, в Хорватии. По всей вероятности, вектор от обычного покровительства мусульманам смещается в сторону представления страны как «дипломатического хаба».

При этом турецкая дипломатия, на словах поддерживая стремление западнобалканских стран стать полноправными членами НАТО и (или) ЕС, активно вовлекается в альтернативные интеграционные инициативы. Например, проект «Балканский мини-Шенген» или «Открытые Балканы», который содержит вполне обоснованные инициативы по созданию единого регионального рынка и товаропотока под эгидой Албании, Северной Македонии и Сербии, что привлекательно для Турции, как важного инвестора в регионе.

Можно предположить, что Турция «переросла» роль патрона мусульман и крупного экономического агента, и ей хочется стать определенным «вершителем судеб» балканских народов, независимо от их национальности и вероисповедания.

Дамир Исламов о новой роли Турции на Балканах и итогах сентябрьского визита Р. Эрдогана в Боснию и Герцеговину, Сербию и Хорватию.
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/europeanpolicy/khochu-byt-vladychitsey-morskoy-turtsiya-kak-potentsialnyy-posrednik-na-zapadnykh-balkanakh/


Почему США ополчились на «Мир», и каковы перспективы продвижения системы за рубежом?

Система «Мир» стала одной из наиболее удачных мер, предпринятых Россией в рамках подготовки к отражению санкционных атак Запада. К началу нынешнего года «Мир» уже широко использовали внутри страны, а качество сервиса этой системы было высоким. Система «Мир» стала важным фактором сохранения финансовой стабильности на фоне санкционного цунами после начала специальной военной операции. Систему продвигали и за рубежом, чтобы использовать национальные валюты во взаимных расчетах независимо от доллара или иных валют недружественных стран. Такой механизм позволил бы вывести расчеты из-под влияния возможных санкций США. В условиях все более жестких санкций «Мир» превращается в важнейший инструмент финансовых транзакций с дружественными государствами.

В Вашингтоне все это прекрасно понимают. Поэтому предупредительные выстрелы, адресованные потенциальным партнерам системы, неудивительны. Пока они могут оказаться весьма эффективными. Крупные банки в дружественных России странах вряд ли захотят подставляться под блокирующие санкции США из-за системы «Мир». Наверняка банки станут осторожничать, даже если правительства их стран критикуют санкции и не присоединяются к ним.

Другое дело, что в дружественных государствах появятся банки, специально заточенные под работу с Россией и не боящиеся попасть под вторичные санкции. Они станут чем-то вроде китайских банков из городов вблизи КНДР, предназначенных для работы с этой страной и давно заблокированных американцами.

Иван Тимофеев @sanctionsrisk для @profilejournal об атаке властей США на российскую платежную систему «Мир».
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/poshli-voynoy-na-mir/


«Поворот грузов на Восток» или когда же, наконец, Дальний Восток перестанет быть «дальним»?

Новые тенденции в логистической составляющей российской экономики стали одной из основных тем прошедшего 5–8 сентября 2022 г. во Владивостоке VII Восточного экономического форума. Собравшиеся эксперты и предприниматели констатировали ажиотажный спрос на перевозки через российскую транспортную инфраструктуру, что было совсем неочевидным полгода назад. Внешняя торговля России отнюдь не прекратилась, но сильно изменилась. В ней наметился серьезный сдвиг от Европы навстречу азиатским партнерам — процесс, который можно было бы условно обозначить как «поворот грузов на Восток».

В результате после нескольких месяцев серьезного падения объемов перевозки через российские порты и дороги, что было вызвано уходом с российского рынка крупных западных логистических компаний, началось стремительное восстановление объемов траффика. Однако его особенностью является то, что значительная часть перевозок пришлась на транспортную инфраструктуру восточной части страны — порты Дальнего Востока и так называемый «восточный полигон» РЖД (Транссиб и БАМ). На данный момент эта инфраструктура загружена на 100% и в своем нынешнем состоянии не способна обеспечить запрос на увеличение объемов перевозки.

Все это требует стратегических решений самого высокого уровня. Фактически речь идет о том, чтобы в ближайшие 10–20 лет построить новые порты по самым современным стандартам, вывести их из крупных городов и преодолеть, наконец, инерцию «лихих девяностых», которая до сих пор чувствуется в портовом хозяйстве. Задачи по развитию портов должны решаться в сцепке с модернизацией железных дорог. Также необходимо существенное обновление погранпереходов на границе с Китаем, которые по большей части остаются «головной болью» трансграничной логистики. Наконец, нуждается в развитии и трубопроводный транспорт: Россия готова продавать Китаю больше нефти и газа, а Китай готов больше покупать, но существующих трубопроводных мощностей пока недостаточно.

Иван Зуенко @china80s о логистике как факторе восточной политики России.
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/logistika-kak-faktor-vostochnoy-politiki-rossii/


Репост из: Санкции. Экспертиза
Референдумы о вхождении в состав РФ ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей наверняка приведут к новой волне санкций в отношении России. Чего можно ожидать и насколько это серьезно?

Скорее всего, будет расширен список заблокированных лиц. Технически в него могут включить непосредственных организаторов референдума. Кроме того, блокирующие санкции, вероятно, расширят на очередной набор российских промышленных предприятий, банков, исследовательских центров и т.п.

Вероятным представляется расширение номенклатуры экспортного контроля. В него войдет более широкий круг промышленных товаров.

США и союзники энергичнее возьмутся за продвижение идеи ценового порога по нефти, за инфорсмент нарушений режима санкций, за давление на компании в дружественных России странах с целью отвадить их от сотрудничества с РФ.

Политическое значение всех этих действий будет крайне низким, хотя ущерб отдельным отраслям и бизнесам они нанесут. Ограниченное влияние таких мер связано со следующими причинами:

1. США, ЕС и другие инициаторы и так вводят санкции в рутинном порядке. Буквально на прошлой неделе прошло очередное расширение списка заблокированных лиц США, вышло новое руководство по ценовому порогу на нефть. Вступили в силу запреты на въезд в некоторые страны ЕС. Короче говоря, и без новых поводов санкции продолжали вводиться. А значит никакой серьезной мотивации принимать их во внимание в связи с отдельными решениями попросту не существует.

2. Против России и так уже введен существенный набор санкций. Это не значит, что они якобы "кончились". Простор для "творчества" остается широким. Но психологический и политический эффект от них стирается. Условно говоря, трудно расстрелять уже расстрелянного. Тем более, если он продолжает гнуть свою линию.

3. Фактор встречного ущерба заставляет нюансировать новые санкции, подходить к ним осторожно. Западным странам и так придется пойти на существенные издержки от запрета на российское сырье и потерю рынка. Множить их в геометрической прогрессии - не самый лучший вариант.

Другое дело, что санкции важны и для внутреннего потребления. Это инструмент "отчетности" перед общественностью и парламентами. Что называется, "меры приняты".

Бизнесу важно не паниковать. Новая реальность наступила уже давно. Возврата не будет. Изучаем нормативку, ищем новые рынки и поставщиков, каналы транзакций и т.п. Желательно, избегая правовых рисков.

Парадокс, но смягчать ущерб от санкций России позволяет именно рыночная экономика. "Капиталистический Запад" получает ответ капитализмом. Ирония истории.


Изучая опыт правления Горбачёва, практически каждый испытывает соблазн отметить, что сделал бы по-другому, что не допустил бы распада страны или же проводил реформы более жёстко и бескомпромиссно. В такой логике управление страной представляется как своего рода компьютерная игра.

Если бы сегодня можно было заново открыть сохранённую игру, смогли бы мы успешно переиграть её снова? И куда переигрывать? В очередной раунд застоя? В авторитарную модернизацию? В репрессии? В бескомпромиссную демократизацию с самого начала?

Чьими силами переигрывать сохранённую игру? Ведь Советский Союз 1985 годов — это не поле деятельности «прогрессоров» Стругацких. Здесь есть только люди своего времени, со всеми ограничениями их возможностей и картины мира. Включая и самого Горбачёва — продукта той системы, её образцово-показательного героя, человека из низов, добившегося взлёта своим трудом, прошедшего все ступени карьерной лестницы, выходца из провинции, а не из столиц. Реформировать страну нужно было силами самой страны, со всеми накопленными язвами и болезнями.

Иван Тимофеев @sanctionsrisk для @valdaiclub об опыте Горбачёва для новых поколений.
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/mikhail-gorbachyev-igra-bez-seyvov-i-chit-kodov/


Репост из: Ватфор | Автострадный think tank
Главная проблема с вновь прозвучавшим нарративом про ядерные угрозы со стороны условного Запада и наши ответные заверения в готовности ответить и отсутствии элементов блефа заключается в следующем. Фактически, с первого дня СВО ядерное оружие стало своего рода фоном. Так называемые "сдерживающие сигналы" поступили с нашей стороны сразу, затем периодически стороны через разной громкости мегафоны демонстрировали готовность того самого, если что, но только в ответ и так далее.

Заметили проблему?

Поясним: мы наблюдаем в реальном времени как то, что должно сдерживать, воспринимается, как угроза, и медленно, но настойчиво запускается движение по лестнице эскалации: в ответ на угрозы следуют новые сигналы в целях укрепления сдерживания. Пока еще на уровне риторики, тьфу-тьфу.

Конечно, само слово сдерживание как термин имеет в анамнезе слово "устрашение", и вообще этот наш (и их) deterrence одного корня с тем самым терроризмом. Но есть нюанс.

С чем связана такая ситуация? Ну, есть мнение, что ЯО очень далеко ушло из сознания политиков как что-то реальное. Частично помог вернуть интерес к проблеме, кстати, Дональд Трамп и его отвратительный Обзор ядерной политики обр.2018 г. А вообще на эту тему мы рассуждали, например, вот в этой публикации: https://t.me/vatfor/6095

И, традиционно, что с этим делать? Ждать новый Карибский кризис? Повезет ли в этот раз?

#стратдела

Показано 20 последних публикаций.