Spydell_finance


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Экономика


Финансовые рынки, экономика, корпоративная аналитика, финансово-экономическая инфографика и статистика.
Связь: telegram@spydell.ru
Резервный e-mail: spydell.telegram@gmail.com
Чат: https://t.me/spydell_finance_chat


Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Экономика
Статистика
Фильтр публикаций


Что значат изменения в ФЗ № 365 в ст. 151 УПК РФ, принятые Президентом 24 сентября, с точки зрения экономики?

▫️Уголовное наказание за повторное нарушение условий контракта по гособоронзаказу — от 4 до 8 лет колонии, а если не выполнено задание или ущерб составил не менее 5 млн рублей — на срок от 5 до 10 лет.

▫️Вводится уголовная ответственность за повторный отказ от заключения контракта по гособоронзаказу на срок от 4 до 8 лет.

Экономика берет явный курс, крен в сторону мобилизационной модели экономического управления со всеми вытекающими из этого аспектами и последствиями, как положительными, так и отрицательными.

В расчетах, которые я проводил несколько лет назад - в отборе крупнейших 500 компаний России по выручке (как публичных, так и непубличных), госкомпании напрямую занимали 47%, однако по чистой прибыли это доля свыше 60%, прямое и косвенное влияние госкомпаний свыше 63% по выручке и до 77% по прибыли.

По источникам финансирования инвестиций в основной капитал в структуре привлеченных средств доля государства выросла почти до 42% по сравнению с 36% в 2020-2021 – сейчас это максимальное присутствие государства с 2000 года.

Минимальное присутствие государства было зафиксировано в 2011 на уровне 27.2%, с тех пор государство последовательно увеличивает присутствие – тренд устойчиво восходящий, тогда как с 2000 по 2011 наблюдалось снижение доли государства в национальных инвестициях.

Та тенденция, которая существовала последние 10 лет будет значительно ускорена, выдавливая частный капитал и частную инициативу из экономических процессов.

Среди крупнейших компаний России наибольшая доля прямого участия государства
в транспортных компаниях с оценкой в 80% в структуре выручки всех компаний, представленных в отрасли. В энергетике и добыче полезных ископаемых доля государства около 70%, в финансах и страховании около 45%, коммунальное хозяйство, машиностроение и автомобилестроение около трети.

Наименьшая доля государства в легкой промышленности, АПК и пищевой промышленности, в оптовой и розничной торговле, в деревообрабатывающей промышленности и ИТ – менее 1.5 %. Фармацевтика около 2-3%, в металлургии менее 5%, химическая промышленность около 10%.

Тенденции в законодательстве предполагают, что бизнес теперь не может выстраивать иерархию приоритетов в формировании заказов на производство, отдавая безусловное предпочтение гособоронзаказу. Это хорошо для государства, но в перспективе сужает маржинальность бизнеса, т.к. госконтракты будет иметь крайне ограниченный буфер прибыли, если вообще там прибыль будет.

Соответственно, отсутствие прибыли трансформирует инвестиционную политику бизнеса и дивидендную (про последнее стоит забыть).

Это касается преимущественно пяти отраслей экономики: ОПК, металлургия, нефтегаз, химическая промышленность и машиностроение (в основном тяжелое машиностроение).

Также текущие тенденции оказывают самое прямое влияние на инвестиционные условия в стране, существенно снижая его. Не про инвестиционный климат для иностранных инвесторов – здесь он обрушен с марта 2022 и черт с ними, на этот раз про условия ведения бизнеса среди резидентов.

При непосредственной и перманентной угрозе ядерной войны, эскалации военных действий и внутриполитической напряженности из-за мероприятий по мобилизации, капиталы будут либо уходить из России, либо «замораживаться».

Это не означает, что бизнес остановит свою деятельность, но, с высокой вероятностью, бизнес перейдет в режим «закрытия обязательств» или «выжидания», поиска определенности. Учитывая, как внешние, так и внутренние финансовые ограничения, единственной надеждой на продолжение инвестиций – является государственная инициатива.

Но с этим все неоднозначно. Государство не имеет достаточно ресурсов, чтобы распределять расходы по всем направлениям в условиях наращивания дефицита бюджета (внешние источники фондирования закрыты, внутренние опустошены и испуганы). Для точных оценок нужна дополнительная информация.

Нас ждут сложные времена, причем сверхзадача наваливается на плечи государства по мере самоустранения частного бизнеса.

34k 2 355 672 809

Банковской паники среди населения РФ пока не наблюдается. За 21 сентября (в первый день об объявлении мобилизации) снятие наличности составило 132 млрд руб (банковские расчеты в статистике ЦБ за 22 сентября) – это в 10 раз меньше, чем после начала СВО 24 февраля, когда изъятие наличности составило 1389 млрд руб.

Банковские набеги после первичной реакции на СВО продолжались семь рабочих дней до 4 марта включительно с совокупным изъятием 2.73 трлн руб, что было сопоставимо с накопленным изъятием наличности с 1 января 2020 по 23 февраля 2022. Возврат наличности в банковскую систему продолжался весьма активно до конца мая, полностью компенсировав банковские набеги первых 7 дней после СВО.

С июня по сентябрь ситуация по наличности была стабильна в рамках сезонных – естественных колебаний.

Некоторое напряжение, выходящее за рамки сезонности, начало нарастать с 13 сентября (совокупное изъятие 57 млрд руб) и 23 сентября локальная кульминация. Пока ничего критического нет, но нужно внимательно следить за развитием событий.

Также информация о переносе индексации ЖКХ тарифов до 9% с 1 июля 2023 на 1 декабря 2022, что, учитывая вес данных услуг в индексе ИПЦ, может внести единовременный вклад в инфляцию до 0.5 п.п.

Хотя предполагается, что это перенос с июля на декабрь, т.е повышения в 2023 якобы не будет, но с высокой вероятностью, как минимум, 1 июля 2023 будет повышение тарифов.

Текущие условия подразумевают, как было указано р
анее, рост налогов и сборов со всех субъектов экономики, как с бизнеса, так и с населения.

Что касается инфляции – нисходящий тренд должен развернуться с октября, даже при тенденции на падение спроса.

Главные факторы: снижение эффективности и производительности частной экономики после мобилизации, что влияет на предложение товаров и услуг + перестройка межотраслевых связей на гособоронзаказ, что также сужает пространство для предложения товаров и услуг коммерческого и потребительского назначения.

40.7k 3 112 652 601

Перспектива российского фондового рынка. Продолжение...

Вторая проблема заключается в вероятной тенденции делистинга и национализации компаний, если будет происходит закручивание гаек, усиление изоляции финансовой системы и экономическая деградация, что вынудит бизнес закрываться, а государство перехватывать контроль над важными и стратегическими предприятиями.

Формальным предлогом может быть защита бизнеса «от враждебного поглощения», что станет актуальным в условиях чрезвычайно низкой капитализации и защита бизнеса от санкций, что создаст возможность для перевода компаний в полностью непубличное пространство и закрытие отчетности.

Третья проблема – геополитические риски, эскалация внутренней напряженности из-за мероприятий по полной или частичной мобилизации, что неизбежно будет пугать инвесторов.

Как ранее сообщалось, деньги любят тишину, предсказуемость и стабильность. При неопределенных макроэкономических перспективах, усилении репрессивного аппарата и эскалации политической напряженности, ни о каких высоких мультипликаторах речи идти не может.

Что такое высокие мультипликаторы? Это аванс, ожидание и надежды инвесторов относительно будущего. В условиях сильнейшего военного конфликта и запредельной геополитической напряжённости высоких оценок российского бизнеса быть не может, к сожалению.

Если смотреть на среднесрочный горизонт, перспективы рынка мрачные. Единственным обоснованием роста может быть безальтернативность распределения капитала со стороны резидентов, когда внешнее направление перерубили, а внутри остаются акции, облигации, депозиты и недвижимость, где каждый класс активов имеет свои особенности.

Но при текущем напряжении - это либо депозиты, либо кэш, либо тушёнка и патроны))

Крупный капитал, который ранее вывозил десятки миллиардов долларов за границу и которому прижали хвост – теоретически может зайти на российский рынок акций и при низкой ликвидности и емкости рынка это может вызвать рост.

Однако, инвестиционного потенциала рынка сейчас нет, учитывая композицию факторов риска и неопределенность, тогда как спекулятивные возможности есть до тех пор, пока открыты торги.

В этом смысле логичны и относительно безопасны краткосрочные стратегии, основанные на импульсах рынка, как было в среду, когда после экстремального падения акции выросли на 10-25% за пару дней и вновь начали падать. Но нужно понимать, что подобная стратегия для профессионалов, тогда как большинству лучше иметь консервативную направленность в депозитах, распределенных в разных крупных банках- 50%, частично в облигациях (ОФЗ и крупные экспортеры) - 20%, акциях - 20% и драгметаллах - 10%.

Во всяком случае нужно готовиться к тому, что российские активы будут экстремально дешёвыми неопределённое время, хотя после сильных провалов возможны реверсы на 10-25%, как неоднократно было после СВО.

Разбор ситуации и перспектив глобальных рынков будет отдельно.

40.8k 4 195 1.3k 693

Российский рынок снова рухнул на 5%, находясь на уровнях 24 февраля. Перспектива фондового рынка в России в новых обстоятельствах?

Ситуация сложная. В структуре выручки российских публичных компаний, формирующих свыше 99% оборота в торгах на Мосбирже, экспортеры (нефтегаз, металлурги, удобрения и прочие) формируют не менее 72% выручки.

Вот с экспортным направлением могут быть проблема, как из-за снижения цен на сырье, так и из-за снижения физического экспорта.
В зависимости от категории сырья, недружественные страны занимали от 40 до 85% в структуре экспорта российского сырья.

Эмбарго вводится в несколько этапов, но, если оценить долгосрочную перспективу, потенциал экспорта сырья в недружественные страны стремится к нулю. Это вопрос времени.

Произвести релокацию экспортных потоков в Азию (единственный крупный и платежеспособный рынок сбыта для России) сложно,
т.к. все упирается не только в логистику (самая критическая ситуация с трубопроводным газом из России), но и поиск покупателей, готовых формировать и финансировать долгосрочные контракты в достаточном объеме, чтобы компенсировать европейское направление.

Следует понимать, что страны находятся под постоянным прессингом США с угрозами вторичных санкций, а с безусловным суверенитетом проблемы, даже у таких гигантов, как Китай, который за свой Huawei не смог внятно ответить, не говоря уже про Тайвань.

Хотя Китай является сейчас основным покупателем российского сырья в стоимостном выражении и это надежный, в целом, партнер, но, иногда «очередные китайские предупреждения» могут удивлять, что ограничивает полноценную экономическую и политическую кооперацию Китая и России.

До сих пор китайские банки работают с большой осторожностью с Россией, а сырье поставляется с существенными скидками. Поэтому помимо снижения мировых цен на сырье в 2023 относительно 2022 на фоне глобального кризиса, к этому добавляются неизбежные «санкционные скидки» от России и весьма ограниченное замещение европейского экспорта.

Но и в России стремительно растет налоговая нагрузка на экспортеров,
которых выжимают от и до. Поэтому этот бизнес под двойным ударом, что ставит под вопрос среднесрочные дивидендные выплаты.

Кто еще представлен среди публичных компаний в России? Банки, ритейл, телекомы и электроэнергетика, которые в совокупности формируют свыше 93% от выручки плюс эксклюзивные представители строительства, машиностроения, транспортных компаний и ИТ.

Учитывая то, что частный бизнес постепенно замещается государством, внутренний спрос крайне слаб, кредитование ограничено, а просрочки по кредитам потенциально высоки – банки и ритейл под давлением. Телекомы и электроэнергетика не являются растущими и прибыльными секторами. С ИТ будут проблемы из-за всех ограничений.

Потенциально перспективны – строительство и машиностроение под гособоронзаказ при грамотной политике государства и избранные грузовые, торгово-логистические компании, как ДВМП, ориентированные на Восток.

Продолжение следует...

38.6k 6 199 347 632

Происходит стремительное укрепление доллара на глобальном валютном рынке, индекс доллара достигает максимума за 21 год. Банк Японии дважды проводил интервенции по иене, но дважды они привели к провалу, т.к. курс иены возвращается на свои минимумы с середины 90х. Курс фунта стерлингов рухнул до минимума с 1985 года, курс евро рухнул до минимума почти за 20 лет.

Подобная тенденция связана с дифференциалом процентных ставок между валютными зонами, где политика ФРС является в настоящий момент самой жесткой среди всех мировых центральных банков крупнейших развитых стран.

Это способствует перетоку капитала в долларовую зону, компенсируя критическую потребность США в притоке иностранных инвестиций на фоне рекордного дефицита по счету текущих операций, покрытие которого требует притока иностранных инвестиций. Плюс к этому необходимость покрытия дефицита федерального бюджета после ухода ФРС в марте 2022 с рынка трежерис и активизации продаж трежерис с июня, что еще больше усиливает потребность во внешних инвестициях.

В этом плане ничего не меняется и США работает в рамках старой парадигмы, создавая выраженное конкурентное преимущество долларовой зоны при прочих равных, сужая пространство для маневра международного капитала. Условия, когда плохо всем, но в относительном измерении позиции США выглядят лучше других.

Именно поэтому в конкретный момент скорость ужесточения ДКП со стороны ФРС выше, а финансовые условия жестче, чем у других центральных банков, - двойной дефицит по счету текущих операций и бюджета США формируются в условиях выключенного печатного станка и дефицита счета текущих операций у основных доноров США (Япония и Европа).

Напомню, что раньше профицит по счету текущих операций и QE основных стран-доноров выступали, как ресурс для финансирования потребности США в закрытии собственных дефицитов. Но сейчас капиталы переопределяются в пользу нефтеэкспортеров и нейтральных стран, которые находятся в конфронтации с США, что не позволяет агрегировать плотность финансовых потоков в пользу США так, как это ранее делали основные страны-доноры (Европа и Япония).

Фунт и евро именно поэтому так и рухнули, т.к. ДКП в Европе несопоставимо более мягкая, экономические проблемы существенно более масштабные, а перспективы мрачные. Плохо всем, но США лучше остальных.

Обвал до 25-летних минимумов по иене связан с идиотической политикой Банка Японии, который продолжает держать ставки на нуле, проводя QE.
Интервенции никак не могут, т.к. Банк Японии как бы изымает иены, продавая доллары, но одновременно с этим вливает иены в рамках QE – абсолютно безумные и дурные японцы.

Валютные тенденции продолжатся до тех пор, пока сохраняются существующие пропорции и дисбалансы на валютном рынке и конфигурация ДКП по ведущим мировым Центробанкам. Технические коррекции (ослабление доллара) естественно будут, но генеральный тренд продолжится до слома существующих финансовых и макроэкономических тенденций.

США пытается виртуозно лавировать в условиях критического дефицита мировой ликвидности, затыкая бреши в собственной финансовой системе. Пока это поддерживает устойчивость системы, но это пока, - нет особых перспектив стабилизации дисбалансов, скорее наоборот – они будут усиливаться.

44k 8 295 220 807

«Недвижимость — это плохо. Не надо её покупать. Не надо вкладывать деньги.»

Вряд ли такое вы слышали от экспертов по недвижимости? Все они кричат о том, куда надо вложиться. Но свои деньги не вкладывают и не рискуют своим будущим.

Дмитрий Новиков - ведущий специалист по коммерческой недвижимости уже 15 лет управляет капиталом в недвижимости и вкладывает свои деньги наравне с инвесторами. У него накопилось уже 3000 кейсов, которые он выкладывает у себя на канале.

Дмитрий показывает реальные цифры сделок по коммерческой недвижимости России и стабильно делает 30% годовых на недвижимости, благодаря грамотному подбору объектов.

Он помогает клиентам быстро выйти на пассивный доход и показывает, куда он инвестирует деньги и зачем, формируя стратегию и принципы инвестирования, которые работают!

Используйте опыт профессионала, чтобы успеть поймать удачную сделку в коммерческой недвижимости, подписавшись на Дмитрия: @Dima_i_Nedviga
__
#реклама (о
рекламе)


Перспектива экономики России? Продолжение…

Тенденция на упрощении структуры экономики может усилиться и здесь все вопросы к государству. Сможет ли государство перехватить и инициативу и выступить драйвером экономического роста?

По сути, помимо военного аспекта и внешней политики, задача у государства становится не просто сложной, а запредельно сложной. Необходимо выстраивать совершенно иные балансы, замещая частный сектор и частную инициативу.

Какие-то простые и элементарные области частного сектора будут работать, как раньше или с незначительными повреждениями – обслуживающая сфера услуг (ритейл, общепит, салоны красоты, бытовые услуги и так далее).
Но сложные и инновационные отрасли с частным капиталом преимущественно будут «расщепляться» из-за неприемлемых условий ведения бизнеса, а именно на этих отраслях и базируется рост и развитие в современном мире.

Таким образом, на траектории замещения частного сектора, государство будет усиливать свое влияние в экономике, в некоторых областях доводя свое участие до абсолюта.

Вопрос эффективности государства в инновационном аспекте экономики очень дискуссионный. Но, объективно говоря, среди чиновников просто нет достаточного количества квалифицированных кадров, которые бы перехватывали инициативу частного сектора, сохраняя производительность, эффективность и инновационный импульс развития так, как это делают профильные собственники бизнеса и топ-менеджеры.

Поэтому падение эффективности неизбежно, особенно на первом этапе.

В нынешних обстоятельствах будет приоритет военных расходов над социальными, над экономическими, не говоря уже о технологиях и развитии человеческого капитала.
Все это приведет к повышенному дефициту бюджета, т.к. экономика будет сжиматься (доходы падать), а расходы расти.

Падение доходов бюджета может быть по двум направлением: выпадающие нефтегазовые доходы на траектории неизбежного падения цен на энергоносителей в 2023 на фоне развертывания сильнейшего кризиса в странах Запада, плюс усиленное энергетическое эмбарго на Россию, которое не удастся в полной мере заместить азиатским направлением. Также пострадают внутренние доходы на фоне сберегательной модели потребления населения, обрушения частных инвестиций и внутреннего спроса.

Дефицит бюджета вынудит правительство либо выпускать военные облигации с полупринудительным выкупом населением ежемесячно частично от зарплаты (косвенный налог), либо прямая монетизация госдолга через Центробанк. Во всяком случае, стоит ожидать фронтального роста налогов и сборов, как на бизнес, так и на население. Сначала на бизнес (что уже происходит с экспортерами), потом на всех остальных.

Других вариантов не особо просматривается. Внешние инвесторы точно исключены, но и внутренние, если можно так сказать, «опустошены». Внутреннего добровольного ресурса не хватит на финансирование дефицита бюджета в соответствии с выполнением всех военных, социальных и экономических обязательств государства.

Это может подстегнуть инфляцию в следующем году в том числе из-за снижения производительности, деактивации значительной части мужского населения, изменения структуры экономики и внешних ограничений – все это непосредственно влияет на объем предложения товаров.

С оценками перспектив экономики стоит быть осторожным. Последние три месяца происходило восстановление экономической активности, подхваченной частным инвестиционным и производственным импульсом на траектории замещения иностранных компаний.

Сейчас добавляется много новых проблем. Как это все будет решать государство? В экономическом плане задача очень сложная, т.к роль государства значительно усиливается в экономике. Хватит ли ресурсов и компетенции для подстройки под новый формат? Сможет ли государство аккумулировать лучшие умы страны для решения вопросов технологического развития?

Вопросов много, ответов пока мало. Посмотрим…

43.8k 5 595 558 955

Перспектива экономики России?

21 сентября произошел второй существенный слом после 24 февраля с точки зрения основных трендов и направлений экономики и бизнес активности в России.

Самое важное и самое существенное – это расщепление частного бизнеса со всеми вытекающими из этого последствиями.
Последние 10 лет с 2011 наблюдалось ползучее увеличение доли государства в экономике в ключевых секторах, с перехватыванием основных денежных потоков. С 24 февраля произошло ускорение, а с 21 сентября радикальная и объективно неизбежная экспансия государства в структуре российской экономики.

В текущих обстоятельствах будет запущен гособоронзаказ в мобилизационном статусе.
На практике это будет означать, что частный бизнес, который имеет производственные мощности, допускающие выполнение гособоронзаказа, вынужден будет исполнять обязательства перед государством без возможности лавирования и поиска большей рентабельности.

Все это неплохо в контексте исполнения военных задач, но это искажает и деформирует внутренний спрос и структуру. Проблема заключается в скорости этого перехода, который имеет шоковый характер, а любой шок приводит к кризисным процессам в экономике до момента реконфигурации структуры и выстраивания новых балансов.

Частные инвестиции будут постепенно «скукоживаться», а скорость сжатия инвестиций прямо пропорциональна, как внешнеполитической, так и внутренней напряженности
с закручиванием гаек, организационными процедурами с мобилизацией и так далее.

Как известно, деньги любят тишину, стабильность и предсказуемость. Текущие условия не предоставляют необходимого горизонта планирования и просчета рентабельности, что априори требуется для инвестиционной активности.

Здесь не только проблемы с финансированием и невозможностью предсказать конечный спрос, который объективно сжимается, как по экспортной части, так и по внутреннему спросу. Здесь проблемы в инфраструктурных и политических рисках.

При эскалации вполне вероятно введение военного положения вплоть до отчуждения собственности на «нужды фронта». Но не это основная проблема.

Если смотреть объективно и трезво, про частные инвестиции можно скорее забыть – они конечно будут, но в существенно меньшем объеме и не будут формировать тот необходимый инвестиционный импульс. После 24 февраля чуть менее, чем полностью отсекли иностранные инвестиции, теперь частная экономика пускается под нож.

В России частная экономика не такая уж большая.
Преимущественно она представлена в малом и среднем бизнесе. Среди крупных компаний – это телекомы, ритейл во всех его проявлениях и несколько значимых банков. Среди перспективных направлений -это инфотех (+любой бизнес, связанный с ИТ) и пытающиеся нащупать почву под ногами фармаиндустрия.

Чем более инновационный и высокомаржинальный бизнес, тем меньше места ему будет в современной России, т.к. для формирования и развития подобного бизнеса необходима не только глубина рынка, но и условия бизнеса, которые предполагают определенную степень свободы для творчества и реализации.

Можно варить арматуру, закладывать асфальт или перевозить бетонные блоки в условиях мобилизации, но нет никакой возможности для развития «тонких и чувствительных» отраслей, как например инфотех, биотех и финтех, которые являются основными драйверами развития в современном мире. Когда за спиной стоит условный военком, большинство квалифицированного персонала предпочтут ретироваться из России.

Поэтому дефицит квалифицированных кадров был обострен, теперь он будет критически обострен, что неизбежно замедлит или вовсе остановит в некоторых сегментах технологии и инновации в России. Ученые, инженеры, программисты и топ менеджеры – первые в очереди на эмиграцию. В современном мире заставить подобную публику работать под дулом автомата и угрозами тюрьмами будет проблематично.

Бизнес-климат в этом отношении будет деградировать. Соответственно, на внешний шок запускается весьма ощутимый внутренний шок. Два «супер-фактора» начинают действовать одновременно и в одном направлении.

Продолжение следует...

42.4k 6 732 516 907

Мобилизационный потенциал России. На данный момент потенциально под мобилизацию (по возрасту) попадает 36.5 млн человек от 18 до 55 лет.

Распределение следующее: от 18 до 35 лет количество мужского населения в России составляет 16.4 млн, из них Москва – 1228 тыс, Московская область – 874 тыс, Санкт-Петербург – 593 тыс. От 36 до 45 лет – 11.3 млн и от 46 до 55 лет еще 8.8 млн.

Вероятно, до 85% мобилизационного набора в общей мобилизации (т.к. количество офицеров, полковников и генералов столько не нужно) среди солдатов, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов будет идти в этой возрастной группе (18-35) в рамках первой волны.

Если опираться на официально заявленную цифру в 300 тыс человек, речь идет о 1.55% от населения. Однако, учитывая, что основная часть населения 18-20 лет учатся или проходят срочную службу, то наиболее вероятная возрастная категория 22-35, что повышает коэффициент набора до 1.90%.

Также нужно учитывать, что количество контрактников, срочников, сил специального назначения, Росгвардии, военнослужащих прочих подразделений, пограничников за исключением МВД составляет свыше 1.4 млн человек + неизвестное количество добровольцев за последние 7 месяцев. Большая часть в возрасте 18-35.

С учетом мобилизации, демографическая нагрузка может превышать 8% для категории 18-35 в контексте структуры военнослужащих в общем количестве мужского населения, плюс к этому МВД, ФСО, частные ЧВК, охранные структуры и так далее. Что, вероятно, в совокупности существенно превышает 10% населения от 18-35.

Также нет определенности относительно точного количества мобилизованных.

С точки зрения экономики, это неизбежно ограничит экономический потенциал, т.к. население деактивируется из воспроизводственной функции. Какой макроэкономический эффект от заявленных 300 тыс? Примерно 0.6% от ВВП в минус.

56.5k 9 1.2k 212 1k

Предстоит еще два заседания ФРС до конца 2022 (2 ноября и 14 декабря). Текущая ставка 3.25% (+0.75 п.п от предыдущего заседания).

Еще месяц назад никто из участников рынка не ставил на 4% ключевой ставки ФРС 2 ноября
(консенсус составлял 3.5%), теперь вероятность повышения ставки до 4% (+0.75 п.п от 21 сентября) составляет 66.5% и лишь 33.5% рост ставки до 3.75% (+0.5 п.п.). Радикальный рост по сравнению с месячной давностью.

Ожидания рынка по заседанию ФРС 14 декабря составляют следующую пропорцию: 31% вероятности роста ставок до 4.25%, 64.1% вероятность повышения до 4.5% и лишь 5% вероятность роста ставок до 4.75%.

Месяц назад максимальную ставку, который ожидал рынок на декабрь 2022 – это 4% с вероятностью 14% и 3.75% с 45% шансом. Произошло очень сильно смещение от 3.75% до 4.5% всего за месяц. Это крайне сильное и чувствительное движение для долларовой системы за столь короткий промежуток времени.

Таким образом, прогнозы ФРС и консенсус участников денежных и долговых рынков сходится на росте ставок в 0.75 п.п. в ноябре и еще 0.5 п.п. в декабре до 4.5%!

На графике изображена эволюция кривой доходности по американским трежерис и векселям. Разгон ставок начался с весны 2022, до этого никто не предполагал, что инфляция возможна (хотя инфляция с середины 2021 ставила рекорды) и никто не закладывал ужесточения ДКП от ФРС.

Пауэлл на выступлении обещал экономическую боль: ожесточенную борьбу с инфляцией через ужесточение финансовых условий, охлаждение кредитного импульса и инвестиций, что должно замедлить скорость прироста занятых в экономике и спрос на занятых, замедление роста доходов, вызвав мягкую рецессию.

Бенчмарком Пауэлл решил взять Core CPI за 3 или 6 месяцев в годовом выражении. Успешность политики будет устойчиво нисходящий тренд Core CPI к 2%. Жесткая политика объявлена на неопределенное время до достижении успеха по инфляции.

Проблема в том, что ФРС в свои прогнозы и оценки не закладывает ни кризиса, ни рецессии, ни дефолтов заемщиков, что делает их политику крайне уязвимой и неполноценной.

47k 3 69 255 626

Баланс военного потенциала России и коллективного Запада (бронетехника).

Количество танков в России больше, чем общее количество танков всех стран коллективного Запада, США и Украины.
В России на вооружении стояло 2927 танков, плюс 10200 еще на хранении, а у всех недружественных стран «всего» 7112 танков, а у Украины было 858 и еще около 1000 на хранении.

Самый значительный танковый «запас» у США – 2645, Греция – 1228, Польша – 797, Румыния – 377, Испания – 327. У всех остальных меньше 300 танков. Великобритания, Германия и Франция в совокупности имеют ничтожный запас танков – всего 733.

По танкам у России: 650 T-72B/BA; 850 T-72B3; 530 T-72B3M; 310 T-80BV/U; 170 T-80BVM; 350 T-90A; 67 T-90M; (10200 на хранении, где 7000 T-72/T-72A/B; 3000 T-80B/BV/U; 200 T-90).

У США: 650 M1A1 SA Abrams; 1605 M1A2 Abrams; 390 M1A2 SEPv3 Abrams; (3500 на хранении M1A1/ A2 Abrams).

Количество БТР у России 6050 (+ 6000 в запасах), у Европы – 14.1 тыс, а у всех недружественных стран – 25.1 тыс. Лидерами по БТР на вооружении являются США – 10.6 тыс, Франция – 2.6 тыс, Греция – 2.1 тыс, Швейцария (что удивительно) – 1234 и Швеция – 1064. На Украине было всего 622 БТР.

По России БТР: 3500 MT-LB; 50 MT-LB VM1K; (2000 MT-LB на хранении) 800 BTR-60; 200 BTR-70; 1500 BTR-80; (4000 BTR-60/70 на хранении).

По США БТР: 60 AMPV; 5000 M113A2/A3 (8000 на хранении). 1467 M1126 Stryker ICV; 296 M1130 Stryker CV; 167 M1131 Stryker FSV и прочие модификации. 2633 MaxxPro Dash; 301 MaxxPro LWB.

Количество БМП у России 5180 (+8500 на хранении). Европа имеет 6840 БМП, а с учетом США и Канады почти 10 тыс. Среди недружественных стран лидером является США – около 3 тыс, далее Польша – 1.6 тыс, Франция – 706, Германия – 674, Канада – 550, Швеция – 411. На Украине было 1212 БМП.

По России БМП: 450 BMP-1; 20 BMP-1AM; 2900 BMP-2; 70+ BMP-2M; 640 BMP-3/-3M; 100 BTR-80A; 1000 BTR-82A/ AM; (8500 на хранении: 7000 BMP-1; 1500 BMP-2).

По США БМП: 14 LAV-25; 2500 M2A2/A3 Bradley; 334 M7A3/SA BFIST; 83 M1296 Stryker Dragoon (2000+ на хранении M2A2/A3).

46.2k 10 641 476 736

Баланс военного потенциала России и коллективного Запада (численность войск).

Общая численность вооруженных сил России около 900 тыс, из которых сухопутные войска 280 тыс,
ВМФ – 150 тыс, ВКС – 165 тыс, ВДВ – 45-50 тыс, командование, снабжение и вспомогательные войска – 180 тыс, РВСН (ракетные войска) - около 50 тыс, железнодорожные войска – 29 тыс.

Есть еще военизированные формирования – пограничники с численностью около 160 тыс и Росгвардия – 340 тыс. Также силы специального назначения с предположительной численностью 40 тыс.

На Украине 196 тыс вооруженные силы и 125.6 тыс сухопутные формирования по состоянию на январь 2022.

Любые данные после января 2022 являются засекреченными с двух сторон.

Страны Европы в совокупности имеют 1.55 млн вооруженных сил (ВС) и 818 тыс в сухопутных войсках (СВ), самые крупные армии в Европе по численности ВС – это Франция (203.3 тыс) Германия (183.4 тыс), Италия (161.6 тыс), Великобритания (153.2 тыс), Греция (143.3 тыс), Испания (122.9 тыс) и Польша (114.1 тыс). В США – 1.4 млн, т.е. почти, как во всей Европе вместе взятой.

Общая ударная группировка недружественных стран составляет, как минимум 3 млн человек. В расчеты не включены «пассивные» участники, как например Австралия, Япония или Южная Корея.

По сухопутным войскам пять самых крупных армий Европы: Франция (114.7 тыс), Италия (96.7 тыс), Греция (93.5 тыс), Великобритания (85.8 тыс), Испания (71.3 тыс). В США 489 тыс, т.е. мобилизация, как минимум, 300 тыс предполагает создание армии более крупной, чем американская.

В совокупности сухопутные войска недружественных стран составляют 1.3 млн человек.

Данные на основе Military Balance.

195.9k 30 1.9k 256 709

ФРС повысила ставку на 0.75% до 3.25%, что было ожидаемо, гораздо важнее – это траектория изменения ставок в ближайшей перспективе.

Прогноз ФРС по ставке на 2022 год последовательно повышается. Так в марте 2022 прогноз по ставке на 2022 был 1.9%, на заседании в июне уже 3.4%, а сейчас члены ФРС ожидают уже 4.4%, причем свыше 95% прогнозов от членов ФРС распределено в диапазоне до 4 до 4.5%, таким образом рост ставок свыше 4% к концу 2022 неизбежен.

Пауэлл в очередной раз запустил сеанс психотерапии, пытаясь внушить в рынок уверенность в успешности подхода ФРС по борьбе с инфляцией и убежденность, что победа будет за ФРС в среднесрочной перспективе с возвратом инфляции в целевой диапазон 2%. Это типичное поведение Пауэлла, поэтому не стоит обращать на это внимания, хотя рынок традиционно пампит каждое выступление Пауэлла, но заряда оптимизма обычно хватает на 1-2 дня (в этот раз на пол часа).

При этом нет определенности относительно главного – что будет делать ФРС, если что то пойдет не так, как планировалось, а с планами у них прям совсем все плохо. Ни один план и прогноз ФРС не воплотился в реальности. Они даже свои обязательства по сокращению баланса не выполняют.

Надо понимать, что у них точно все выйдет из-под контроля. Речь даже не про рынок (падение на 20-25% от текущих уровней вполне оправдано и даже так фондовый рынок США не будет таким уж дешевым). Речь про долговые рынки, которые не выдержат подобного напряжения со ставками. Уже в конце 2022 долларовую систему накроет волна дефолтов среди компаний с мусорными долгами и околонулевым денежным потоком.

Согласно ожиданиям ФРС, основной импульс роста ставок завершится в 2022, а в следующем году не ожидаются итерации по росту ставок выше 0.25% на заседаниях. Результирующие ставки не выше 4.6%, хотя некоторые из голосующих в ФРС собираются пожестить и к 5%.

ФРС смотрится опущено и беззубо. Пока лишь демонстрируют грозный вид, на деле все идет явно не по плану. Мягкая посадка не выйдет - будет жестко и больно.

45k 2 228 133 1.1k

О частичной (ограниченной) мобилизации.

Собираются призвать 300 тыс человек со статусом военнослужащего по контракту c 21 сентября 2022.
Частичная мобилизация касается тех, кто находится в запасе (имеет военный билет), подходит по возрасту (35 лет для солдатов, старшин и прапорщиков и младших офицеров до 50 лет для первой волны), имеют военно-учетную специальность и преимущественно имеют боевой опыт (в основном те, кто прошел Сирию за последние 7 лет).

Мобилизация и потенциальное участие в боевых действиях не касается тех:

• кто проходит срочную службу и тех, кому предстоит военная служба по призыву в возрасте до 27 лет;
• преступники с неснятой и непогашенной судимостью за тяжкие преступления;
• кто имеет отсрочку по состоянию здоровья в категории В и Г;
• кто работает на предприятиях ВПК в период исполнения трудовых обязанностей;
• имеет на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет или беременную жену и трех детей на иждивении;
• депутаты и члены Совета Федерации;
• прочие категории, которые будут позже уточнены правительством.

Учитывая концентрацию войск на украинском театре военных действия в среднем около 150 тыс человек и ротацию войск в полгода, текущего призыва должно хватить для поддержки фронта на протяжении примерно одно года, не считая актуального запаса контрактников и наемников в ЧВК, готовых к несению воинской службы. Таким образом, прогнозное «окно» достаточности мобилизационного потенциала в 300 тыс с учетом имеющегося резерва на фронте - около 1.5 лет

Все это справедливо, если ситуация на фронте не будет деградировать и не возникнут планы по дальнейшей экспансии.

Ограниченная мобилизация не меняет хозяйственный/экономический уклад в стране, ровно, как и не оказывает влияет на структуру трудовых ресурсов. Как ранее писал, военное положение и масштабную мобилизацию власти будут откладывать так далеко, насколько это возможно по причинам, описанным здесь и здесь.

О чем могут свидетельствовать последние события в том числе с ужесточением УК и намерением присоединения четырех областей?

▪️Конфликт надолго, отступать не планируют, переговоры исключены (повторения Минска или Стамбула больше не будет). Любые переговоры только на правах капитуляции;

▪️Есть проблемы с мотивацией военных и целеполаганием. Здесь власти обозначают и фиксируют приоритетные направления экспансии на территории Украины так, чтобы люди, которые рискуют жизнью, понимали за что они рискуют;

▪️Есть проблемы с набором добровольцев (частичная мобилизация выполняет задачу компенсации разрыва в добровольцах, не вовлекая срочников);

▪️Есть проблемы с военной дисциплиной, иначе бы не ужесточали УК.

Строить прогнозы бессмысленно, учитывая скорость изменений событий в геополитике, экономике и на фронте. Ситуация может, как ухудшиться, так и стабилизироваться. Вероятно, США и страны НАТО могут усилить поддержку Украине, но чем ответит Россия? Разбор экономических последствий и перспектив будет отдельно.

59.7k 8 1.2k 822 1.3k

Что показала Россия намерениями присоединения четырех областей Украины? То, что выложены все карты на стол. Россия будет идти до самого конца, проявляя исключительную волю и решительность.

Не будет больше минских договоренностей, подковерных шашней и прочей дипломатической требухи, Россия отступать не намерена.

Ранее США и коллективный Запад, примкнувший к США, воспринимал Россию, как третьеразрядную страну, которая снизу вверх смотрит на позицию «хозяина», что и создавало генезис неразрешимого кризиса Россия-США, который привел к СВО.

Ведь одна из центральных проблем была в том, что США в принципе не воспринимали позицию России никак и ни в каком виде, считая за политическое ничтожество, которое вечно отступает и боится продемонстрировать звериный оскал. Помним все эти бесконечные озабоченности от МИДа РФ, за которыми не шли никакие конкретные действия, что безусловно распустило США.

Это в свою очередь провоцировало ущемление национальных интересов России во всех областях и формах – от геополитических интересов на постсоветском пространстве, так во внутренних делах (вопросы экономики, государственного устройства и выборов).

США подобрались слишком близко, переступив через красную черту «зоны терпимости», когда невозможно было делать вид, что ничего не происходит.

Конфликт Россия-Украина во многом спровоцирован США из-за систематических надругательств над суверенитетом России и намеренного игнорирования российских интересов
- одна из центральных причин конфликта.

Подобная решительность России создает новую конфигурацию взаимоотношений Россия-Запад, где Россия приобретает субъектность и способна формировать повестку на геополитической арене.

Это важное отличие. Раньше Россия отвечала на импульсы, сформированные США, теперь самостоятельно создает триггеры и переходы, где США уже вынуждены подстраиватьс
я и отвечать. Это и есть суверенитет в чистом виде!
США уважает только силу и любые коммуникации с США можно производить исключительно с позиции силы. Они в принципе не понимают и не признают партнерские взаимоотношения.

В этом смысле Россия стала играть по правилам, по каким играют сами США. Да, жестко, больно и в какой то степени несправедливо к Украине (Россия встала на путь, который сама критиковала 30 лет. Но что делать, когда Запад решил разбить Украину об Россию? ), но этого демона взрастили США, как проект «анти-Россия».

Что еще означает решение о признании областей?

▫️Для военных и всех тех, кто связан с СВО – это формализация целей.
Демотивация многих военных связана с тем, что отсутствовали внятные, четко сформированные цели. Вот берут военные села и города, а дальше что? Торговля с США и Украиной, очередные несостоятельные Стамбульские соглашения и договоренности, линии разграничения и снова подвешенный статус? Ради чего рисковать жизнями?

Данные намерения сужают пространство маневров для отхода, что должно поддержать и мотивировать тех, кто сражается.

▫️Во вторую очередь это должно поддержать тех, кто доверился России на территории Украины в рамках концепции «своих не бросаем». Сколько реально поддерживающих Россию на Украине, если исключить факторы военного положения и осады? Хороший вопрос – это то, что предстоит еще оценить (если исключить фактор давления с двух сторон).

▫️В-третьих, это должно оправдать инвестиции, которые Россия производит на занятых территориях, восстанавливая инфраструктуру.

Поэтому этот посыл не для Украины. Этот посыл для единственного адресата, который имеет значение - США.

2.1m 110 10k 865 2.3k

Почему власти будут пытаться избегать мобилизации в России так долго, насколько это возможно? Первая часть здесь.

Военное положение и мобилизация могут повлиять на поддержку населения. Есть высокий риск социальных волнений, как скрытых, так и явных (перспектива зависит от многих обстоятельств).

Поддержка Президентам и власти может снизиться, т.к. формат боевых действия имеет существенное отличие. Это наступательная операция, а не оборонительная на своей территории. Цели операции – благие и конструктивные, но не любой ценой. Когда будет стоять риск потери доходов и сбережений – это одно, но когда риск потерять жизнь – совсем другое. Поэтому заручиться поддержкой населения будет сложно, энтропия будет нарастать.

Резюмируя вышесказанное, при введении военного положения и мобилизации (это предполагает целый комплекс организационных процедур) от экономики срезается треть ВВП, масштабный исход населения, частные инвестиции и капитализация компаний обнуляются, инновации и технологии останавливаются, и страна переходит под иную модель управления – централизованное планирование в осадном положении, где роль и участие государства стремительно растет до абсолюта в некоторых аспектах.

Экономические связи расщепляются, структура экономики атомизируется, т.е. разобщается и упрощается. Концентрация ресурсов аккумулируется на военных нуждах и реализации базовых, самых примитивных потребностей в обеспечении энергии, питания, строительства и коммунальных потребностей, т.к в иерархии приоритетов нет ресурсов и возможностей поддерживать многообразие экономических связей. Миниатюра – экономика ДНР или ЛНР последние 8 лет или Украина в 2022.

В этих условиях развитие исключено, т.к. приоритетом становится выживание.

Сможет ли современная Россия реализовать сталинские методы управления в современных условиях?
Пусть каждый ответит сам для себя.

Со своей стороны отмечу, что организационно реализовать централизованное планирование и командно-репрессивную экономику крайне сложно не только в России, но и в любой другой стране мира в современных реалиях.

В рамках каких-то отдельных миниатюрных «племенных» анклавов в Южной Америке (нарко-картели) или Африке – частично да (но там нет речь о развитии и прогрессе), но в рамках большой экономики со сложными и динамическими межотраслевыми связями, плюс к этому, учитывая специфику России? С высокой вероятностью – нет.

Во времена Сталина инновации и технологии поддерживались через «шарашки», т.е. НИИ и КБ, подчиненные НКВД/МВБ СССР, где ученые и инженеры работали на страну в условиях «разнарядки» – принудительно.

Заставить свободолюбивое российское общество под дулом пистолета или угрозой тюрьмы генерировать инновации и технологии? Сомнительно. То, что работало 70 лет назад будет неэффективно сейчас.

Я уверен, что власти отдают себе отчет, что карательные и репрессивные процедуры/ инструменты окажутся неэффективными в контексте ситуации, именно поэтому будут отодвигать настолько далеко, насколько это возможно любые организационные мероприятия по военному положению и мобилизации.

Поэтому те, кто призывает к мобилизации, - проявляют инфантилизм, т.к. не просчитывают экономические, социальные и юридические аспекты, концентрируясь лишь на военном аспекте, который не может быть подвешен в воздухе и существовать изолировано.

В чем правы власти? В поиске баланса между рыночной экономикой и ползучим усилением роли государства так, как это происходит сейчас, когда создается пространство маневра для частного капитала, перспектива инноваций, но при этом государство контролирует ключевые процессы и замыкает на себя основные денежные потоки.

Может ли в перспективе быть объявлена мобилизация и введено военное положение полностью или частично? Да, при потере контроля в военном аспекте и усилении кризисных процессов. Но это, как последняя линия обороны.

В настоящий момент соблюдается оптимальный баланс, который поддерживает наивысшую эффективность в рамках доступных ресурсов и возможностей, что отчетливо видно по стабилизации экономических процессов и выдающемуся успеху в контр-санкционной борьбе.

58.2k 25 1.7k 381 1.5k

Почему власти не вводят военное положение и избегают масштабную мобилизацию? Эта та грань, которая, как правило, не имеет обратимости с возвратом в прежнюю модель управления. Мобилизация, как и военное положение имеет ряд фатальных экономических, социальных и юридических последствий.

Экономические последствия внутри России могут иметь болезенный характер. При военном положении и/или мобилизации (хотя эти два процесса являются смежными, хоть и с разным юридическим статусом) частная экономика де-факто ликвидируется, т.к. военное положение предполагает целый ряд процедур и организационных мероприятий, несовместимых с рыночной экономикой.

▪️Прежде всего это проблемы с исполнением коммерческих, торговых, производственных и финансовых обязательств между контрагентами в рамках активизации процедуры форс-мажора, где война выступает, как триггер к запуску автоматических процедур, прописанных и закрепленных в контрах и уставах.

▪️Частные инвестиции обнуляются или стремятся к нулю по трем причинам: неприемлемые риски ведения бизнеса, неприемлемые условия ведения бизнеса и принципиальная неспособность просчитать окупаемость инвестиций и возврат капитала.

Любой военный конфликт – это прежде всего централизованное управление, значительный рост роли государства в экономических и социальных процессах и военная комендатура, если процессы запущены в терминальной стадии. Совершенно иная модель устройства экономики и взаимосвязи с субъектами экономики и институциональными единицами. Рыночная экономика не имеет ничего общего с командно-административной централизованной моделью управления.

Поэтому введение военного положения практически со 100% вероятностью обрушает частные инвестиции, прежде всего долгосрочные и крупные инвестиции в сложные проекты. Масштаб обрушения инвестиций зависит от формата военного положения и мобилизации (полная или частичная и прочих организационных и конъюнктурных факторов).

▪️Инфраструктура Мосбиржи, как и СПБ на практике перестает существовать. Капитализация компаний в ноль, любые размещения акций и облигаций строго ноль среди частного капитала. Рынок переходит в режим самоликвидации со всеми вытекающими разрушительными последствиями.

К сожалению, при реализации подобного сценария наиболее безопасный маневр – это продажа по любым ценам, т.к. велик риск потери инвестиций, как из-за потенциальной (но маловероятной) экспроприации активов, так и из-за расщепления рыночной стоимости к нулю.

▪️Масштабный и почти гарантированный исход населения из страны любыми путями и способами. Одно дело поддерживать операцию дистанционно в режиме интернет-баталий или диванных войск, другое дело сидеть в окопах с перспективой кормить червей, пусть даже за вполне конструктивные цели перестройки мирового порядка и защиту интересов России с правом на суверенное существование.

Статистика штука жесткая и объективная. Эту информацию можно проверить по статистике беженцев ООН, когда при любых военных действий и/или угрозе мобилизации всегда происходит бегство населения. В любых странах и всегда. Удержать можно только насильно и карательными процедурами. Если есть малейшая возможность – люди сбегут со 100% вероятностью.

Масштаб бегства зависит от очень многих факторов, но, например, в случае с Украиной в 2022, беженцы составили треть от населения всего за 7 месяцев. 12.7 млн пограничных переходов по всем направлениям из Украины с 24 февраля по 13 сентября 2022. Остались тех, кто не смог сбежать (старики, мужчины, призванные в условиях мобилизации и авантюристы).

▪️Есть значительный риск потери наиболее талантливых и перспективных кадров среди программистов, инженеров, ученых, архитекторов, предпринимателей, топ менеджеров и всех тех, кто способен создать инновации и технологии и развивать, двигать экономику вперед. Именно эта категория попытается ретироваться в первую очередь.

Продолжение следует…

60.1k 29 2.1k 231 986

Почему российские власти называют конфликт исключительно, как СВО? Почему не объявляется война?

С точки зрения международного права при «официальной войне» ООН запускает автоматические процедуры «предотвращения войны» в соответствии с резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 года.

▪️В соответствии со статьей 41 Устава ООН разрыв дипломатических и экономических отношений (в том числе любых транспортных, телекоммуникационных и других средств сообщения со странной агрессором) среди стран – членов ООН, в том числе среди нейтральных к России стран;

▪️Легитимизация военной помощи для страны – жертвы агрессии (в данном случае для Украины);

▪️Легитимизация миротворческой операции, если члены ООН сочтут это необходимым в соответствии со статьями 39-51 Устава ООН;

▪️Урегулирование конфликта без участия России;
▪️Блокировка права вето для России;
▪️Возможность исключения России из ООН.

Теоретически, ООН может это сделать и сейчас, но при «официальной войне» для этого больше маневров и полномочий. К ООН все не сводится и это не организация с безусловным руководством к действиям, однако, вес и значимость имеет.

Действия ООН распространяются на другие международные организации и структуры. Обход санкций может быть затруднен и иметь юридические последствия для нейтральных стран, как например Китай, Индия, Турция и Саудовская Аравия, которые могут сейчас скрыто поддерживать Россию, но что будет затруднено при тотальных международных ограничениях.

В международном праве имеет большое значение, кто агрессор, а кто жертва, поэтому страны избегают объявление «войны». Это относится и к США, которые по отношению к Ираку, Сирии и Ливии не применяли и/или избегали слово «война», а называли это, как «принуждение к миру», «борьба за демократию» или «контр-террористические операции». Именно поэтому СВО - это СВО, т.к. война имеет юридические последствия.

Не стоит сравнивать 2022 с периодом Второй Мировой, когда формировались альянсы стран. ООН возник на послевоенном переустройстве мирового порядка в октябре 1945 и имел одну из главных целей – предотвращение войн. Это дает ООН достаточно обширные полномочия «принуждения к миру».

Логичный и полностью справедливый вопрос, а где были ООН, когда США на протяжении 70 лет развязали десятки вооруженных конфликтов? Хороший вопрос, но кто контролирует мировую экономику и глобальный финансовый капитал, тот и контролирует мир – вот и ответ. То, что позволено США не распространяется на остальных.

Все международные институты находятся под США и во власти США, поэтому не нужно искать справедливости там, где ее нет.

Что касается внутренней экономики.
Может возникнуть юридическая коллизия…

Не вдаваясь в законодательство, на практике это может привести к следующему:

▪️Разрыв коммерческих контрактов (отказ от исполнения обязательств) в первую очередь по связке бизнес-бизнес и в меньшей степени бизнес-государство (что логично в условиях военного положения), как запуск процедуры форс-мажора.

▪️Активизация страховых сценариев и случаев, связанных и сопряженных с форс-мажором, а война в 99% случаях прописана во всех договорах, как форс-мажор. Именно поэтому в 2020 никто официально не объявлял эпидемию эпидемией, а была всего лишь «типа добровольная самоизоляция».

Также статус СВО по организационным процедурам отличается от войны, что закреплено в ст. 18 ФЗ «Об обороне».

Поэтому власти избегают юридических последствий там, где этого можно избежать без потери эффективности от операции.

63.8k 23 2.8k 64 1.2k

Какие риски для публичного бизнеса в России?

В условиях радикального обострения геополитической обстановки возрастают риски делистинга и/или полной или частичной национализации стратегических российских предприятий
, причем риски прямо пропорциональны геополитическому напряжению.

Здесь не действуют юридические нормы, практика и формы взаимодействия с акционерами, которые допустимы в «мирное время». Если смотреть здраво на среднесрочную перспективу, ущемление прав миноритариев может войти в практику.

Это будет обусловлено и мотивировано внешнеполитической обстановкой и ожесточенным конфликтом, как необходимая мера выживания и защиты бизнеса от враждебного «поглощения» или воздействия.

Вероятно, как одна из гипотез, первыми на очереди будет бизнес с высокой долей иностранных инвесторов из недружественных стран. Либо пойдут по принудительной экспроприации иностранных активов, либо объявят заведомо нерыночную цену выкупа. Платить дивиденды, пусть и с заморозкой средств на спецсчете в условиях конфликта с коллективным Западом? Маловероятно.

Поэтому опустошение иностранного бизнеса будет идти фронтально и по всем направлениям. Почему это не делают сейчас? Как одна из переговорных позиций и рычагов на переговорах по судьбе российских внешних активов, которые заморожены. Но если Запад будет прямо посягать на российскую собственность, то логично ожидать ответных мер и от российского правительства в отношении иностранной собственности в России.

Это закроет любое пространство для иностранных инвестиций в будущем на долгие годы, но таковы реалии текущей обстановки.

В условиях потенциальной ползучей национализации бизнеса не стоит рассчитывать, что власти будут лебезить с российскими миноритариями. Не до правил приличия, когда земля горит под ногами. Скорее всего будут делать жестко, быстро и внезапно.

Что касается дивидендов – перспектива не особо радужная в среднесрочной перспективе по экономическим и политическим мотивам. Весьма неустойчивы денежные потоки бизнеса в условиях закрытия внешних рынков сбыта, внешних рынков капитала и слабого внутреннего спроса. Издержки растут, доходы сокращаются – бизнес вынужден будет резервировать кэш для выживания, т.к. фондирование затруднено из-за жестких финансовых условий в России.

Плюс к этому из негатива – это инсайдерская торговля на тонком и низколиквидном российском рынке, апогеем чего стали манипуляции в Газпроме в начале сентября.

Из позитива – когда закрыто внешнее направление распределения кэша для крупного российского капитала (не имеет значения, кому он принадлежит – властям или представителям бизнеса), распределять придется внутри страны, что при низкой ликвидности рынка может увеличивать капитализацию компаний.

47.6k 2 259 135 694

Этот конфликт надолго до критического истощения одной из сторон и полной капитуляции. Переговоры исключены.

Позиция США и Киева (в том числе неоднократно заявленная Зеленским и Михаилом Подоляком) заключается в том, что любые переговоры возможны только с условиями полного вывода всех российских войск с территории Украины по актуальной границе 2013 года, т.е. с учетом Крыма.

Никакого обсуждения статуса ЛНР, ДНР и Крыма уже невозможно, точка невозврата пройдена. Соответственно, позиция США заключается в том, что переговоры допустимы лишь о форме капитуляции России, а любые другие промежуточные позиции исключены.

Форма капитуляции
– это выплата репараций на сумму от 1 трлн долларов, полная демилитаризация России так, чтобы исключить любую, даже теоретическую попытку реваншистских настроений, неизбежное свержение действующей власти с объявлением в военных преступлениях, внешнее управление и «выборы» под контролем США. По сути, конец современной России.

Именно поэтому, остановка конфликта и сдача назад в текущих реалиях невозможна для России с очевидными причинами. В этом смысле, битва будет продолжаться до неприемлемого военного или экономического ущерба одной из сторон.

Соответственно, продолжительность и интенсивность конфликта зависит от устойчивости системы и сбалансированности организационных структур. Кто окажется сильнее и более живучим, тот и получит «счастливый билет в светлое будущее», а тот, кто проиграет – войдет в смуту и деконструкцию, демонтаж системы со всеми вытекающими разрушительными и болезненными процессами.

Обратного пути нет, т.к. конфликт зашел слишком далеко. Если отбросить военный и политический аспект, на практике с точки зрения экономики, это будет означать существенное ужесточение бюджетной политики и «затягивания поясов», также есть риск утраты импульса развития в инновационных отраслях (инфотех, финтех и фарма).

Приоритетные направления расходов – военные и административные расходы, что на фоне сжатия экономической активности и очень серьезного провала нефтегазовых доходов в 2023 будет провоцировать разрыв по бюджету, т.е. высокий устойчивый дефицит.

Компенсировать этот дефицит нечем, т.к. внешние рынки капитала полностью закрыты, внутренние высушены с жесткими финансовыми условиями. Поэтому правительство будет залезать в карман бизнесу, первые инициативы мы услышали сегодня по дополнительным налогам на экспортеров, в особенности на нефтегаз. С точки зрения отдачи на капитал и будущей дивидендной доходности – все, конечно же, будет весьма плохо…

Но это тот путь, который предстоит как то пройти.

336.1k 54 5.7k 690 1.3k
Показано 20 последних публикаций.