Стартап дня

@startupoftheday Нравится 3

Реклама продается на аукционе раз в месяц.
История торгов и текущий аукцион https://docs.google.com/spreadsheets/d/1LGn1-adzc2lTvOPYY0Stq64nil_lkNf4pzlf3nm_yww/edit#gid=0
Гео и язык канала
Россия, Русский


Написать автору
Гео канала
Россия
Язык канала
Русский
Категория
Бизнес и стартапы
Добавлен в индекс
09.05.2017 23:31
Последнее обновление
20.03.2019 08:01
реклама
Searchee Bot
Каталог 270k+ Telegram-каналов с удобным поиском в боте.
@ChatKeeperBot
Самый популярный бот-модератор в русском Телеграм.
СысоевFM - канал о ресторанах
Самый популярный канал о еде со скидками в ресторанах.
25 100
подписчиков
~8.5k
охват 1 публикации
~10.4k
дневной охват
~2
постов / день
34.1%
ERR %
18.07
индекс цитирования
Репосты и упоминания канала
76 упоминаний канала
14 упоминаний публикаций
67 репостов
Kedr to Earth
Kedr to Earth
🤖 The Bell Tech
🗯 Костя шарит
🤖 The Bell Tech
Kedr to Earth
The Bell
Культурный
🤖 The Bell Tech
🤖 The Bell Tech
Другой Ролдугин
Shumanov
Жаба и Гадюка
Fun&Profit
40D
alexcouncil
#philtech news
TipicalOrg
WE Project
CorpUp
Топ телеграма - TopTg
FSCP
Kedr to Earth
КриптоПыль
КриптоПыль
КриптоПыль
#philtech news
Godnota 🐙
Godnota 🐙
Каналы, которые цитирует @startupoftheday
Тёмная сторона
Тёмная сторона
Финсайд
ДНК
ДНК
Тёмная сторона
Breaking Trends
Breaking Trends
МЗУНГУГРАМ
Последние публикации
Удалённые
С упоминаниями
Репосты
Стартап дня 19 Mar, 09:08
С купюрами цитирую википедию: Дике́мбе Муто́мбо — конголезский баскетболист, выступавший в Национальной баскетбольной ассоциации на протяжении 18 сезонов. Считается мастером блок-шотов и оборонительной игры. Четыре раза становился лучшим оборонительным игроком НБА. 10 января 2007 года занял второе место в НБА по абсолютному показателю блок-шотов за карьеру. 21 апреля 2009 года Мутомбо объявил о завершении баскетбольной карьеры.

Или, уже своими словами: "знаменитый оборонительный баскетболист, с пиком карьеры 20 лет назад". Я бы, конечно, о нем в блоге не писал, но его имя израильский #стартапдня CHEQ использует, он у них "Chief Blocking Officer" и лицо сайта. Идея самого проекта – защита брендов от рекламы в неподобающем месте. Все мы когда-то видели скриншоты, как баннер туроператора приглашает слетать в условную Турцию на фоне новости об авиакатастрофе. Вот CHEQ с этим и борется. По его словам, AI анализирует текст страницы и понимает, насколько та подходит для рекламы, и если не подходит, то рекламы не будет.

Но идея с баскетболистом меня заинтересовала сильнее, чем сам проект. Когда звезда продает потребительский продукт – это понятно, привычно и даже рационально для покупателя. Если Джордан играет в Nike, значит это хорошие кроссовки. Одновременно, фанат хочет быть как Джордан и покупает товар ради этого самого по себе.

С CHEQ обе механики не работают – самый тупой потенциальный клиент понимает, Дикембе просто сбоку стоит, ни в чем не разбирается и ничем не пользуется. Остаются только подсознательная связь "Мутомбо – надежная защита", да реферальное распространение "смотри, чем люди занимаются" – мой пост как пример. Маркетологи CHEQ вряд ли фокусировались на виралке, т. е. скорее всего они платят именно за оборонительный бренд. Не знаю, насколько это работает, сам факт попытки интересен в любом случае, для B2B IT-брендов – по-моему новость. Отдельно отмечу, Мутомбо – бывшая звезда, а не современная. Он и дешевле, и потенциальные клиенты – серьезные дядьки в корпорациях – могли активнее следить за баскетболом 20 лет назад, чем сейчас.

За историю компании CHEQ привлек 5 миллионов долларов инвестиций. Мутомбо за профессиональную карьеру заработал 127 миллионов без учета доходов от рекламы.

http://www.cheq.ai/dikembe-mutombo-free-test
Стартап дня 18 Mar, 09:02
Сложно уговорить швей работать во второй половине дня, так как у большинства из них есть дети.

- И как вы уговариваете лучших работать именно у вас?

- Мы привлекаем людей человеческим отношением, новым оборудованием и высокой зарплатой — на 30-40% выше рынка. Большинство цехов относятся к рабочему персоналу как к элементам конвеера — у нас пока не так. У старых цехов и оборудование уже старое. Так как мы новые, то мы можем позволить себе, покупая новое оборудование, — доплатить пару тысяч рублей и взять швейные машинки с автоматическими функциями и с электроникой. Швеям приятно — это как в автомобиле после механики пересесть на автомат, да и производительность вырастает. К слову, самый распространённый вопрос к нам от швей на собеседованиях — вовремя ли мы платим зарплату. Бич многих швейных производств — это несвоевременные выплаты сотрудникам. Мы тут тоже отличаемся, всё день в день.

- Какие планы по развитию, и какие шаги уже намечены?

- Сейчас в планах выстроить продажи и производственные процессы по “Кофтёнышам”, увести их в отдельный бренд детской одежды, а затем, в полную силу, приступить к производству влагозащитной одежды и Пончей. Сделать наши продукты более стильными, современными и дизайнерскими, так как пока Пончи выглядят довольно утилитарно. Наладить дистрибуцию и выходы в сети. Для этого мы ищем байеров и закупщиков из региональных и федеральных магазинов.

https://mobydick.store/
http://koftyonyshi.ru
http://ponchi.me
Стартап дня 18 Mar, 09:02
В этом посте я пробую новый формат #стартапдня - интервью с основателем. Надеюсь, первый блин не будет комом.

Питерский Mobydick - это не очередной маркетплейс или мобильная игра, стартап занимается собственным производством! Как в старом добром XIX веке, люди делают товары своими руками, а не перепродают что-то китайское или вообще виртуальное. В ассортименте две продуктовые линейки: для детей Mobydick изготавливает кофтеныши - кофты, которые превращаются в игрушки (или игрушки, которые превращаются в кофты?..), для взрослых стартап делает непромокаемую одежду для походов и плохой погоды в городе. Остальное - от первого лица, отвечает Серафима, один из двух сооснователей Mobydick.

- C чего все начиналось? Как вы пришли к стартапу?

- Когда Саша [второй сооснователь - А. Г.] только уволился с управляющей позиции в Tele2, где проработал 6 лет. У меня было небольшое ателье в Петербурге, которое мы создали с моей подругой. Она шила эротическое бельё, а я занималась индивидуальным пошивом женской одежды в качестве дизайнера, выпускала небольшие коллекции, которые расходились между “своими”. Нашему ателье на тот момент было два года.

Мы начали встречаться, и приняли решение, что Саша переедет из Москвы в Петербург. Я продолжала заниматься платьями, он своими проектами. Он сильно помогал мне в продвижении через интернет. На контрасте с его талантами в диджитал-маркетинге, я даже не умела вызывать такси через приложение.
У него была куча идей, как бы монетизировать мои умения. Начиная от изготовления парашютной экипировки, заканчивая одеждой для полных. Но по-настоящему меня воодушевила его идея с дождевиками для обуви. Такие водонепроницаемые чехлы, которые надеваются прямо поверх обуви и в них можно ходить не боясь промочить или запачкать обувь. Это было необычно и сразу дало мне импульс к действию. Мне нравится разбираться в свойствах различных материалов, ломать голову, над решением конструкторских задач и экспериментировать. Идея не новая, но очевидно не доведённая до совершенства. В ряде аналогов куча недостатков, которые мы бросились решать. Сначала купили подходящие, на наш взгляд, водонепроницаемые материалы, обмерили в магазине обуви размеры подошв для разных размеров (ходили по Спортмастеру с линейкой и записывали все значения в таблицу) и уже через неделю у нас был первый образец собранный мной на бытовой машинке. Затем, мы обратились к моему знакомому, который работал на производстве Red Fox и он помог нам довести конструкцию до носибельной версии. В качестве подошвы выбрали материал Hypalon, для верха конструкции - силиконизированный полиэстр. Швы проклеили гермитизирующей лентой. Но в этой версии дождевиков всё-ещё были недостатки.
С этим недоведённым “до ума” протопипом в декабре 2017 мы вышли на бумстартер и собрали 575 тысяч рублей на отшив первой партии. Дальше начали искать производство, которое могло нам отшить первую партию и с огромным трудом смогли найти такое в Ярославле. Поменяли технологию крепления подошвы с прошивной на сварную, тем самым решив недостатки конструкции и открыв для себя технологию ТВЧ-сварки. И благополучно отгрузили всем спонсорам Пончи сработав для себя в минус сто тысяч рублей. Но за это время успели раскрутить продукт так, что он до сих пор без вложений в маркетинг приносит нам половину ежемесячной выручки.

- Сейчас вы делаете все сами. Почему отказались от аутсорса? Сколько денег потратили на организацию цеха?

- Всё банально. Когда производство стало завышать цены на последующие партии, мы начали поиски нового производства. Так познакомились с нашими петербургскими ребятами TimeTrial, они производят лодки и экипировку для рафтинга. Необходимых нам ТВЧ-станков у них не было, и они предложили купить станки “под нас”, с условием, что мы берём их “в долю”. Мы всё посчитали и решили что выгоднее будет организовать всё самим. На запуск цеха потратили чуть больше 1 млн рублей.
Стартап дня 18 Mar, 09:02
На тот момент мы стабильно и без особых усилий продавали на 300-350 тысяч рублей в месяц, доставляя наши дождевики по всей стране и ближайшему зарубежью. В линейке появились дождевики, а в ближайшее время появится несколько водонепроницаемых изделий, вроде рюкзаков, штанов и сумок.

- А откуда взялись Кофтёныши? Вы же изначально их не делали?

- Мы очень быстро нашли подходящее помещение под наши цели, и начали в нём ремонт. Машинки и стол приехали быстро, а вот станок нет. И пока ждали станок для сварки швов думали, что бы необычного сделать на имеющемся оборудовании. Так пришла идея детских кофт-трансформеров, которые и игрушка, и кофта. Почти месяц заняла разработка прототипов, тестирование образцов, высчитывание размерной линейки и создание технологических карт. Открыв производство 1-го ноября уже 1-го декабря мы запустили продажи. Поначалу шло вяленько. Продукт новый, на рынке нет аналогов, и мы долго искали пути коммуникации с потребителем. Так, чтобы с первых секунд было понятно, что это кофта, которая превращается в игрушку. Плюс ко всему, себестоимость изделия диктует довольно высокую цену в 3500, что и для детской кофты, и для игрушки дороговато. Чтобы справиться с возражениями о цене, в январе мы разработали более дешёвую кофту из флиса. Для конечного потребителя она стоит уже около 1800-1900 руб. За это время на нас стали выходить сетевые магазины и оптовые покупатели. В начале февраля мы отгрузили первые оптовые заказы. Запросов стало всё больше и мы уткнулись в низкую производительность нашего производства. Стали увеличивать количество рабочих мест, занимаемся сертификацией.

- Не страшно было? Как преодолели страхи?

Страшно было и бывает, но обратно в размеренную жизнь совсем не тянет. Это невероятный азарт, иногда адреналин и всегда видимый и быстрый результат от любых вводимых изменений. Мы хорошо знаем, как всё должно развиваться и с каждой неделей все процессы становятся всё более отлаженными, оптимизируем всё подряд. Даже такая мелочь, как расположение гладильной доски способно сократить или увеличить производительность на 10 процентов. Спасает план, понимание процессов и разделение зон ответственности.

- Какие ошибки были на пути? О чем сейчас жалеете?

- Самой большой ошибкой было нанять штатного конструктора-технолога. За 4 месяца её работы мы разработали нещадно маленькое количество конструкций, в пересчёте на её заработную плату, каждая конструкция обошлась почти в 20 тысяч рублей. Обратись мы к стороннему производству, стоимость за конструкцию не превысила бы 5 тысяч рублей.
Также, не стоило вкладываться силами, временем и деньгами в швей без опыта, они нестабильны, могут испугаться сложных изделий и уйти вместе с вложенными в них знаниями. Ещё, в период обучения новеньких старшая швея сильно теряет собственную производительность.
Сложно работать вместе. В работе каждый из нас может быть довольно авторитарным и жестким. Это иногда вызывает споры и сказывается на семейной жизни. Мы научились переключаться и ввели запрет на разговоры о работе после восьми вечера. И чётко разделили обязанности, я занимаюсь всеми производственными задачами, Саша – продажами и продвижением. Такая схема, для нас, работает лучше всего.

- Какие трудности преодолеваете сейчас?

Большая проблема в “швейке” – это швеи. Их ищешь как драгоценности. Здесь либо искусница с руками “от бога”, либо криминал, на лице отпечаток тяжелой судьбы и низкая производительность. Первых единицы. Вторых 90%. Криминал у нас не приживается, чувствуют себя чужеродно. Мы только недавно нащупали, кого стоит или не стоит приглашать на собеседование, раньше звали всех подряд и тратили очень много времени на обучение и собеседования.
Конкретно сейчас мы заполнили все позиции по швеям, и пробуем организовать вторую смену, чтобы использовать имеющееся оборудование на максимум. Это, кстати, ещё одна очевидная, на первый взгляд вещь, но пришли мы к ней не сразу.
Стартап дня 17 Mar, 14:59
Bird – один из мировых лидеров электросамокатшеринга. Сервис работает точно так же, как с автомобилями или велосипедами, только субъект аренды – скутер, а не машина или байк. Тема сейчас супермодная, конкуренты плодятся как грибы после дождя, сам Bird привлекает безумные инвестиции – в последнем раунде он получил 300 миллионов долларов по оценке в 1.7 миллиарда.
Сейчас стартап работает в 100 городах Северной Америки, вышел в Европу и Азию. Кроме собственного сервиса он развивает white-label платформу – теперь любой предприниматель может запустить в родном городе шеринг самокатов на технологиях Bird.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10157224441233012
Стартап дня 17 Mar, 14:59
Еженедельный обзор вышел коротким. Kaggle, Habitissimo и Outfit7 успели продаться ещё в предыдущих выпусках, больше за ними не следим. У Chatbooks, UXCam и Moodsy просто нет существенных новостей.

Американский Knock – одна из версий "правильного риэлтора XXI века". Он несколько менял бизнес-модель, сейчас фокусируется на Trade-in. Пользователь приходит на сервис, его дом оценивают и помогают найти новый. Knock платит за покупку, клиент переезжает, после этого начинается продажа старого жилища обычным способом. Стартап получает агентскую комиссию с покупки нового дома и разницу между реальной ценой продажи и предварительной заниженной оценкой старого.
В январе Knock привлек раунд на 400 миллионов долларов – невероятная для него сумма, все предыдущие инвестиции – 35 миллионов. Отдельно забавно, как эти деньжищи соотносятся с объёмом бизнеса: Knock говорит о 2000 сделках за 2018 год, как раз примерно 400 миллионов через него и прошли. Сейчас стартап работает в пяти городах, год назад их было два.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155930204903012

AirHelp помогает пассажирам выбивать из авиакомпаний деньги за опоздания рейсов и овербукинг. Европейские и американские законы определяют довольно существенные компенсации, но перевозчики их добровольно не платят, прикрываются всеобщей правовой безграмотностью и своей бюрократией. AirHelp берет борьбу на себя, а взамен получает часть добычи.
За год стартап привлек очередной раунд инвестиций, но сумму не раскрывает – скорее всего она маленькая.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155937263698012

Немецкая Movinga – прямолиненый Uber для междугородних переездов. Клиент заходит на сайт, вводит параметры своего заказа, сколько нужно везти шкафов, а сколько роялей, получает и оплачивает зафиксированную цену; в назначенный день приезжает выбранный стартапом подрядчик, пакует вещи и везет по назначению. Один раз стартап уже побывал на грани банкротства, но сейчас под ту же модель раз за разом привлекает новые инвестиции.
В этом году Movinga вышла в Швецию и Францию, купила обанкротившегося конкурента Move24, получила раунд на 15 миллионов евро и запустила вертикаль переездов внутри города.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155940874523012

Американский Credible Labs – простой маркетплейс банковских кредитов. Пользователь заполняет короткую анкету, банки формируют предложения, пользователь получает деньги, Credible Labs зарабатывает комиссию. Стартап вышел на IPO на очень раннем этапе развития, фактически это была необычная форма Round A. Для наблюдателя это удобно – теперь основные числа публичны. Выручка за 2018 год 26 миллионов долларов, рост 34%, убытки за год 13 миллионов – честно говоря, результаты не вдохновляют. Биржа пока в компанию верит, акции колеблются примерно на одном уровне. Нефинансовые новости – запуск новых кредитных продуктов, теперь Credible Labs помогает выбрать ещё и ипотеку и студенческие займы.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10157213099228012

Бразильский Creditas выдает большие потребкредиты под залог недвижимости и автомобилей. Основная гипотеза – заемщик не захочет терять ценность, невозвратов будет мало, проценты брать можно маленькие, а об эффективном управлении парком подержанных автомобилей и тучей квартир не беспокоиться. Исходя из таких расчетов, процентную ставку по кредитам он берет нерыночно маленькую, клиентам это нравится, бизнес растет быстро.
Главная новость – бизнес успешен, стартап говорит о пятикратном росте выручки. За год Creditas привлек 5 миллионов долларов инвестиций – немного на фоне предыдущих сделок, это было скорее всего расширение предыдущего раунда. Кроме того, он получил лицензию на кредитную деятельность, раньше юридически займ оформлялся через банк.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10157220166393012
Стартап дня 15 Mar, 09:19
Slack – идеальный мессенджер для взаимодействия программистов, более-менее подходит для других офисных профессий, но продавцы и грузчики в нем не сидят. #стартапдня Crew считает, что причина не в том, что "не надо", а в том, что "не так" и целится именно в эту аудиторию.

Основная продуктовая гипотеза предполагает, что белые воротнички сидят за компьютерами и пользуются дюжиной специализированных приложений: календарем, почтой, планировщиком задач, CRM. Эти системы – часть рабочего процесса, нельзя быть программистом или менеджером и не заходить в корпоративный трекер. Важное преимущество Slack – интеграция всего и вся, уведомления от Jira, git и Salesforce.

У синего воротничка все по-другому. Он может ходить с каким-то терминалом и в нем отмечать сделанную работу, но это максимум, а у некоторых и этого нет – взял тряпку и моет. Интеграции им не нужны, болтовня проходит в условном WhatsApp, платить за него не надо.

Как следствие Crew не интегрируется с другими сервисами, их нет, а воспроизводит в приложении весь рабочий стол белого воротничка. Внутрь мессенджера стартап добавил календарь, таск-менеджер, расписание смен и даже маленький аналог Dropbox. Без каждого из этих приложений можно жить, но все вместе они уже достаточно полезны, чтобы окупить подписку.

Crew говорит о 25 000 организациях-клиентах, но это довольно бессмысленное число, главные деньги стартап хочет зарабатывать на гигантах типа Walmart и Starbucks, а не на безымянных чебуречных. Компания привлекла 60 миллионов долларов инвестиций, из них 35 в недавнем раунде.

https://www.home.crewapp.com/
Стартап дня 13 Mar, 12:37
МТС ищет стартапы

МТС продолжает прием заявок для стартапов в акселератор МТS Startup Hub, в рамках которого можно провести оплачиваемый пилотый проект c корпорацией, получить доступ к более чем 100-миллионной клиентской базе оператора, каналам продаж и инфраструктуре.

Стадия проектов – не ниже MVP. При этом МТС не берет долю в проекте в обмен на акселерацию и пилотный проект.

Срок приема заявок – до 15 марта включительно.

Направления набора:

* Финтех. Продукты и решения для МТС Банка и МТС Кошелька.
* Диджитал-сервисы для b2b. Цифровые решения для корпоративных клиентов МТС.
* HR-тех. Цифровые решения для полного цикла управления персоналом.
* Киберспорт и гейминг.

Отправить заявку и узнать детали можно здесь: https://bitly.su/IXTVjct

(на правах рекламы)
Стартап дня 13 Mar, 09:33
Общался за последнее время с двумя новыми стартапами по поводу менторства, два совсем разных наблюдения. По отдельности маловато, а вместе уже полноценный #стартапдня.

У одного проекта в офисе на стене висит карта экранов приложения. Один экран – один лист А4 со скриншотом. Один пользовательский сценарий – одна горизонтальная линия таких листов. Чем сложнее клиенту добраться до цели, тем в буквальном смысле длиннее цепочка, издалека видно. Основатели хвастаются: "раньше вот до сюда было, теперь, сам видишь, сократили". И, конечно, обсуждать изменения удобно, всё сразу наглядно.

Другая история совсем про другое. Для основателя стартап уже второй. Первый проект – жесточайшая монетизация из ничего. Большое маркетинговое обещание, оплата вперед, ну а дальше услуга так себе. Формально придраться не к чему, реального толка ноль. Но деньги клиент уже заплатил, теперь его мнение никого не волнует.

Зато новый проект про смысл и пользовательскую ценность. Монетизация более-менее понятна, но детали пока даже не обсуждаются, успеется. "Я уже заработал, теперь хочу мир изменить, жесткие подписки для этого не годятся."
Стартап дня 12 Mar, 10:51
Одна из концепций Web 2.0 – взаимодействие сайтов между собой. Лет 10 назад считалось, что проекты будут раздавать друг другу API или RSS, а пользователи чуть ли не сами настроят себе индивидуальные интеграции. Правда оказалась циничнее. Сайты скрывают данные, Yahoo! закрыл Pipes, IFTTT остался сервисом для гиков, о Web 2.0 никто не вспоминает.

Российский #стартапдня Albato возрождает старую концепцию, но в сегменте B2B-сервисов. Идея в том, что интеграция условного amoCRM с условным Mailchimp – реальная потребность бизнеса, новые клиенты действительно должны попасть в списки рассылки. Альбато подключился к нескольким десяткам сервисов: разнообразным CRM, рассыльщикам, аналитике, мессенджерам и предлагает пользователям передавать события из одних в другие, чистый Yahoo! Pipes. Субъективно сложность работы с Albato я бы оценил на уровне сводных таблиц в Excel: процесс настройки взаимодействия не слишком тривиальный, бездумно кликать мышкой недостаточно, но разобраться можно, программировать не требуется.

Тарифы стартапа начинаются с 1000 рублей в месяц – совсем копейки, и даже white-label версия для агентств рекламируется скромными "от 50 000 рублей". Своими силами все в любом случае будет дороже, что ручной перенос данных между системами конечным клиентом, что программирование интеграций между API программистом студии. Тем более пострадает удобство.

Albato появился в 2016 году, до выхода на прибыль основатели потратили 7 миллионов рублей личных денег, из других инвестиций – только грант от ВК по программе Start Fellows. Сейчас стартап говорит об 11 000 регистраций. Количество платных клиентов или выручку я из них вытащить не смог. Основной источник привлечения лидов – раздел помощь проинтегрированных сервисов, им тоже выгодно, чтобы с ними работали эффективно, они Albato бесплатно продвигают.

https://albato.ru/
Стартап дня 11 Mar, 09:00
В давние-предавние времена, когда в 80 уровень действительно был последним в World of Warcraft, была популярна цитата, что "настоящая игра после 80 уровня и начинается". При этом прокачаться до него – это десятки часов чистого времени, которые надо забрать у жены, детей или работы. Исключений полно, но во множестве механик, чем больше времени человек вложил в игру, тем веселее играть дальше.

Для многих людей время – дефицит. Они не хотят его тратить на поиск хорошего шмота, на прокачку уровня и на что-то там ещё предварительное, они хотят сразу получать максимальный кайф. Игры такое не продают – не хотят вызывать классовую ненависть обычных игроков. Зато такой сервис продает #стартапдня Legionfarm.

Механика простейшая: клиент выбирает на сайте нужный ему трофей или достижение и соглашается с ценой. Сервис находит в своей базе игрока-профессионала, тот берет логин-пароль клиента и быстро проходит все квесты. Вряд ли он получает много удовольствия, но так для него это работа, ему деньги нужнее времени. Второй вариант помощи - взять клиента в PRO-команду и вместе пройти сложный уровень в десятки раз быстрее, чем это делают обычные люди.

Средний чек Legionfarm около 200 долларов, комиссия – порядка 50%. Брать можно много, игроки в основном – бедные русские студенты, а платят американцы, они, как известно, деньги печатают. Понимание "дорого" и "дешево" у двух сторон маркетплейса кардинально разное. Экономика, соответственно, уверенно сходится.

Выручка после выплат исполнителям сейчас на уровне четверти миллиона долларов в квартал, рост год к году – два раза.

https://legionfarm.com/
Стартап дня 10 Mar, 10:21
Как обычно по субботам – обзор #стартапдня за прошлые годы. У SoundHound и WealthSimple новостей за год нет, оба скучно растут. GameSparks и Ring продались Амазону и больше не интересны, про остальные есть что сказать.

Американский Reserve – клон и конкурент Opentable, система бронирования столов в ресторане. С доминирующим конкурентом борется путем демпинга. В этом году привлек раунд в 5 миллионов долларов, а потом продался третьему конкуренту. Система пока работает, но следить за ней больше не будем.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155894294738012

Американский Cohero Health разрабатывает умный чехол на ингаляторы для астматиков. Устройство считает применения лекарства, рапортует о них смартфону, а оттуда информация уходит лечащему врачу. Доктор видит реальную картину приступов вместо "кажется, вчера 5 раз… а может быть 7" и дает более точные рекомендации.
В медицине между инвестициями и запуском продукта проходит очень много времени. Писал я Cohero два года назад, продажи гаджета начались только сейчас. Цена устройства – 99 долларов плюс подписка за сервис.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155897624533012

Американский Verato объединяет информацию о пользователях разных оффлайн-бизнесов в едином хранилище, и за счет дополнительных данных от других клиентов вычисляет фейки и дубликаты. Например, в одном автосалоне кто-то зарегистрировался и по домашнему e-mail’у, и по рабочему, в первом случае указал SSN, во втором – номер мобильника. С точки зрения проекта у двух учетных записей нет ничего общего, но Verato знает от клиента-больницы, что SSN и мобильник принадлежат одному и тому же человеку и выносит приговор – дубликат.
В этом году стартап привлек 10 миллионов долларов инвестиций и, кажется, окончательно сфокусировался на медицинских учреждениях.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155909096943012

TerrAvion продает фермерам регулярные аэрофотографии полей. Стартап раз в неделю запускает над полями своих подписчиков самолеты-кукурузники, которые летают ниже облаков и фотографируют с разрешением 9см – “достаточно, чтобы рассмотреть каждую лозу в винограднике”. Самолеты, понятное дело, чужие, перелеты заказываются у местных авиакомпаний. Кроме обычных снимков для “просто посмотреть” они делают фото в инфракрасном диапазоне, а также численно определяют количество воды, температуру земли и плотность растительности.
За сезон стартап запустил съёмку пяти новых районов США и Канады и начал продажи в Бразилии. Для проекта с сильным офлайн и трудными продажами – отличный рост, особенно после паузы в развитии сезон назад.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155912637518012

MapAnything начинался как плагин для Salesforce, позволяющий отмечать клиентов на карте и работать с ними, как с метками, а не как со строчками в таблице. Ниша казалась ему маленькой, он запустил несколько смежных и даже не очень смежных продуктов. Последним был плагин трекинга автомобилей и курьеров – клиенту вешает датчик на железку или ставит приложение в смартфон человека, и все их перемещения начинают трекаться и попадать в Salesforce. А там уже настройка удобных отчетов, обобщений, “водитель месяца” за самое экономичное вождение, тройка самых раздолбанных грузовиков и прочая автоматизация, которая нужна транспортной или курьерской компании.
За год стартап привлек огромный по своим меркам раунд в 42.5 миллиона долларов.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155917641453012

Как и следует из названия, Weatheranalytics анализировал погоду на больших масштабах. Страховым компаниям он оценивал долгосрочную вероятность природных катаклизмов в разных районах, фермерам предсказывал урожай этого года по всей планете.
За год стартап драматически изменился. Он купил другой проект – Athenium – и взял его имя, Weatheranalytics больше нет. Объединенная компания продает набор совсем разных продуктов, к старому набору добавились анализ состояния домов по спутниковым снимкам и внутренняя автоматизация для страховых компаний. Общую логику нового "комбайна" я не понимаю.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10157194504258012
Стартап дня 10 Mar, 10:21
ForceManager это полноценный CRM на карте. Естественно по богатству отчетов и кастомизации – никакого сравнения с Salesforce, но зато все просто и удобно для миллениалов. Одна из продающих фишек приложения – автоматическая регистрация встречи с клиентом: приложение знает геолокацию продажника и само ставит отметку о визите. Целый клик экономится, никакой отчет Salesforce не сравнится по важности с этой оптимизацией!
За год компания привлекла очередной раунд инвестиций, но сумма в прессу не утекла. Главное продуктовое изменение – запуск специализированного AI-помощника, "Siri для продавцов". Технология внутри – IBM Watson, но даже и обертку ForceManager разрабатывал не сам, он купил итальянский стартап Sellf, который делал похожий продукт.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10157197189783012

Lumo Lift делал гаджет для контроля осанки. Овальное устройство длиной чуть меньше спичечного коробка крепилось на рубашку или футболку с помощью магнита. Человек выпрямлялся и нажатием на кнопку сообщал прибору, что вот сейчас поза идеальна. Дальше Lumo следил за направлением относительно земли, при заметном отклонении вибрировал, пользователь вспоминал об осанке и опять расправлял плечи.
Проект закрылся. С банкротством компании, естественно, выключились и сервера. Привязанные к телефонам устройства продолжали работать, но стоило пользователю купить новый смартфон или нажать "выход" в приложении, как Lumo превращался в тыкву. В современном мире устройство не принадлежит пользователю даже после покупки.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10157203802398012
Об Uber #стартапдня я ещё не писал, но сегодня специально для Forbes – обзор Lyft.

Американский такси-агрегатор номер 2 приближается к IPO. В процессе подготовки компания опубликовала «проспект» — многостраничный документ, объясняющий суть бизнеса и его основные показатели для потенциальных инвесторов. Из него удалось узнать подробности о бизнесе компании.

Lyft догоняет. Показателей Uber в проспекте нет, но есть ссылка на независимые отчеты третьих компаний. По их данным, за два года доля Lyft на рынке агрегаторов такси выросла с 22% до 39% — уже практически паритет. Нам в России все равно, кто победит в далеких США, но важно, что второй игрок приближается к первому. Сетевой эффект не цементирует преимущество лидера навечно, победитель не получает все.

Lyft быстро растет. Основные показатели бизнеса растут. За 2018 год оборот платформы и количество поездок через Lyft выросли на 75%, выручка удвоилась. Тем не менее пространство для роста еще огромно. Исходя из доли Lyft в 39% и пренебрегая Канадой, получается, что весь рынок такси-агрегаторов в США сейчас составляет около $20 млрд, всего в пару раз больше российского рынка такси (включая агрегаторы, таксопарки и диспетчерские службы). Или, с другой стороны, взрослый американец в среднем делает через вместе взятые Uber и Lyft шесть поездок в год — это и близко не часть повседневной жизни для большинства населения.

Lyft убыточен. За 2016 и 2017 годы стартап жег по $700 млн, за 2018-й — 900 млн. Убытки растут значительно медленнее, чем поездки или выручка, тем не менее они по-прежнему очень велики. Компания работает в минус даже без учета расходов на управление и разработку. Положительного итога получается добитьс только если обнулить еще и маркетинг, но это уже совсем схоластическое упражнение.

Lyft — действительно IT-компания. Расходы на разработку весьма существенны в структуре затрат Lyft, их доля каждый год только растет. В 2018 году затраты на R&D — $300 млн, 14% выручки или треть убытка. Это очень большие числа и в абсолютном, и в относительном значении. Cтартап действительно много вкладывает в автоматизацию процессов и аналитику, что отличает его от «диспетчерской с приложением».

Эксперименты пока малозначимы для бизнеса. «Проспект» очень много внимания уделяет экспериментальным и инновационным проектам стартапа. Lyft экспериментирует с подпиской — пассажир заранее покупает пакет на определенное количество поездок, «проездной», помогающий сэкономить, если использовать его по максимуму.

Кроме такси Lyft предлагает сервисы поминутной аренды велосипедов и электросамокатов. Lyft продвигается в B2B: уже 10 000 компаний оплачивают такси для сотрудников своих клиентов. Увы, подробное описание каждого из этих инновационных направлений завершается припиской «выручка от него незначительна». Настоящий бизнес — это по-прежнему старое доброе «из пункта А в пункт Б на машине с водителем», остальное пока в статусе экспериментов.

Еще интереснее ситуация с беспилотными автомобилями. Словосочетание autonomous vehicle встречается в «проспекте» 86 раз и всегда с самыми положительными коннотациями: «Мы верим в будущее, мы одни из лидеров, у нас уже отличные результаты». Тем не менее в абзаце об R&D бюджете Lyft пишет, что траты на беспилотники меньше влияют на рост общих расходов, чем наем программистов для развития основного продукта.

Последняя из тех функций, которые мы пока не видим в российских сервисах, — shared ride. Если два незнакомых между собой человека едут примерно в одном направлении, Lyft предлагает им сесть в один автомобиль. В теории это выгодно абсолютно всем: пассажир экономит, водитель и сервис дополнительно зарабатывают, и даже экология страдает меньше. Авторы проспекта 32 раза упомянули shared ride в положительном ключе, однако ни разу не обмолвились о его популярности или экономическом эффекте.
Пассажирам нравится. Lyft утверждает, что 80% его новых клиентов приходят сами, органически, а не за счет платного продвижения: хороший сервис привлекателен сам по себе. Понятно, что в этом утверждении он лукавит. Например, «жертвы» рекламы по телевидению тоже записываются как органика, тем не менее 80% — отличный результат для растущего бизнеса. Другой показатель роста эффективности — снижение стоимости маркетинга в пересчете на прирост числа поездок. В 2017-м новая поездка стоила $4,76 бюджета на привлечение, в 2018-м — $4,35, то есть на 10% меньше. Оптимизация не такая уж большая, но важно отсутствие роста показателя. Потенциальная аудитория не выгорает, рынок не заканчивается, установки не становятся дороже.

Старые клиенты не уходят. Lyft гордится, что те пассажиры, которые впервые воспользовались сервисом в 2015 году, сделали на нем 67 млн поездок в 2018-м против 25 в 2015-м, когда произошло их знакомство с приложением. «Почти трехкратный рост», — заявляет Lyft, сообщая, что пассажиры стали активнее. Не поставить здесь сноску — наглость на грани мошенничества, так считать нельзя. В 2015 году пользователи подключались к агрегатору постепенно в течение года, с учетом его роста — чаще в конце года, чем в начале. При одинаковой интенсивности использования за меньшее число месяцев они автоматически меньше ездили. В 2018 году те же люди были с Lyft все 12 месяцев, для сравнения, их показатели надо делить хотя бы на два. Впрочем, когорты остаются прекрасными даже после поправки на стартовый год. По прошествии времени люди в среднем не отключаются от сервиса, а наоборот, пользуются им больше.

Стартап — все еще стартап. В классическом учебнике IPO подводит итог молодости компании. Период бурного роста сменился временем стабильных дивидендов, компания стала понятной и предсказуемой, пора и на публичный рынок, в нее теперь спокойно могут вкладывать пенсионные фонды и массовые инвесторы — много они не потеряют. Последние годы IT-единороги регулярно ведут себя иначе и выходят на биржу задолго до выхода на прибыль, но Lyft торопится даже на их фоне.

Экономика не сходится ни с какими допущениями, в оценку заложен невероятный рост, бизнес-модель по большому счету еще не сложилась — по всем параметрам это еще стартап, а не корпорация.

Желаемая капитализация в $20-25 млрд — это 2,5-3 годовых оборота платформы, или 10 выручек. Невероятные числа. Посмотрим на Google, компанию современную и модную. Соотношение P/E — стоимость компании, поделенная на прибыль до налогов (EBITDA), у нее составляет 23,5, и это очень много, биржа в Google верит. Наглядно Lyft с ним сравнить нельзя, поскольку EBITDA отрицательная. Но сделаем мысленный эксперимент. Пусть Lyft удвоил количество поездок, одновременно увеличил комиссию с водителя с 27% до 40%, сохранил на нынешнем уровне расходы на маркетинг, разработку и менеджмент и после всех этих подвигов по-прежнему стоит на бирже $20-25 млрд — вот тогда его P/E будет, как у Google.

Возможно, прогнозируемый и даже больший рост случится, но надо твердо понимать — на IPO сейчас продается оптимистичное будущее, а не реальное настоящее.

https://www.lyft.com/
Много проектов помогают с контролем личного бюджета. Общая схема приложений примерно одинакова: тем или иным способом они получают доступ к банковским выпискам, а дальше группируют траты и показывают красивые графики. "В этом месяце вы выпили кофе на ползарплаты, пора остановиться! Молодец, Вася, ты перешел на метро вместо такси, кучу денег сэкономил." Рынок такого рода сервисов в США конкурентный, привлечение пользователя стоит дорого, на первый взгляд, новым игрокам места нет.

Но если б никто не верил в успех – я бы пост не писал. #стартапдня Albert пытается обойти других за счет капельки человеческого тепла. Кроме стандартных автоматических отчетов и уведомлений, в приложении есть чат с живыми людьми. "Финансовые эксперты" готовы ответить на любой вопрос про деньги. В интервью основатель приводит как крайний пример "Где купить подгузники подешевле?", но, конечно, предполагается, что они будут более тематическими: "какую кредитку открыть в моих обстоятельствах?", "что значит вот это уведомление?", "как отучиться тратить по 500 долларов в месяц на Starbucks?".

Подписка на живое общение стоит 4 доллара в месяц. Пользователь платит больше, если ему кажется, что приложение того заслуживает – идея чаевых в сторону электронных сервисов становится всё популярнее. Если считать, что эксперты работают хотя бы за 12 долларов в час (законодательный минимум в США 7.25), то получается, средний клиент получает заметно меньше 20 минут внимания в месяц – кажется, этого не хватит даже на один полноценный разговор. Вероятно, половина подписчиков просто не пользуются сервисом, а эксперты работают через глубокую автоматизацию, ко всем популярным вопросам готов автоответ.

Ещё одна любопытная функция Albert – сбережения. Пиар не подает их как новшество, конкуренты скорее всего уже давно делают нечто подобное, но я раньше не замечал. Идея в том, что приложение провоцирует пользователя откладывать деньги. Есть несколько геймифицированных механизмов, как именно это происходит, но не в деталях суть. Главное, что деньги переводятся на специальный счет, с которого нельзя тратить автоматически и тем самым спасаются от импульсных трат. У человека появляется финансовая подушка, он чувствует себя более защищенным, повышается качество жизни, всё хорошо. Фокус в том, что сберегательный счет открывается не в банке клиента, а на стороне, у партнера Albert. Он и зарабатывает на использовании этих денег, человек по умолчанию получает всего 0.25% годовых. Вот она, цена финансовой грамотности!

Массовым приложение пока не стало, в Google Play не накопилось даже 100 тысяч загрузок. Тем не менее, в недавнем раунде стартап привлек 15 миллионов долларов инвестиций.

https://albert.com/
По классическому определению венчурные инвестиции содержат риск. Стартап берет деньги и отправляется на неведомую территорию, откуда может вернуться с мешком золота, а может и не вернуться совсем. Чтобы оправдать этот риск, фонд предполагает десятикратные доходности в будущем, берет не фиксированную сумму, а долю компании. Первый или даже третий инвестор в условный Facebook дает полмиллиона долларов один раз, а в результате владеет существенной долей миллиардной корпорации всю жизнь.

Однако сейчас схема изменилась. Первый вопрос фонда к потенциальной инвестиции – "а сходится ли у вас Unit-экономика, оправдываются ли вложения в маркетинг?", – и разговор продолжается только при положительном ответе. Очарования неизвестности больше нет, деньги даются только на путешествие по знакомой дороге. На ней, конечно, тоже можно сломать ногу, но это риск в смысле страховых компаний, а не старого венчура: падает каждый десятый, а не два из трех. При этом требуемое вознаграждение не изменилось, фонды по-прежнему хотят долю.

#стартапдня Clearbanc борется с этой несправедливостью. Он предлагает стартапам со сходящейся экономикой кредит на маркетинг без фиксированного срока. Возвращать его надо не по расписанию, как банку, а заранее оговоренным процентом от выручки – чем больше заработал, тем больше заплатил. Clearbanc берет доступ к онлайн-банку и списывает свою долю с входящих доходов автоматически. Платежи останавливаются, когда общая сумма выплат достигнет потолка – тело займа плюс десять процентов сверху, например.

Если стартап внезапно взлетел и вернул всё за месяц, Clearbanc получил 120% годовых – всем повезло. Продажи упали, возврат долга растянулся на два года – ставка оказалась 5%, не так круто. Рынок изменился, компания обанкротилась – ну что ж, риск – это всегда риск, Clearbanc поучаствует в доходах от распродажи оставшихся офисных стульев. По сравнению с классическими инвестициями заемщик не теряет долю компании, платит в конечном итоге меньше. По сравнению с классическим кредитом появляется более удобное расписание выплат. Если в бизнесе возникла пауза, то она автоматически переносится и на возврат долга без каких-либо штрафов и пени.

Целевая аудитория Clearbanc – e-commerce и SaaS-компании. Они ничем не лучше, чем, например, игры, с которыми по чем-то похожей схеме работает Braavo, но Clearbanc считает, что умеет скорить именно их и именно с ними ошибается реже. Сам стартап привлек 50 миллионов долларов классических венчурных денег.

https://clearbanc.com/ (из России не открывается)
Телеграм недавно изменил систему борьбы с автоматическими аккаунтами и за ночь забанил какое-то невероятное количество псевдопользователей. Читаю обсуждения в тусовке ведущих каналов:

- Ха-ха-ха, такой-то канал потерял 5000 подписчиков, такой-то 10000, а мой всего 50 человек!" недавно обсуждение в тусовке
- А такой-то 3000, мой 200.
...

Захожу в статистику своего - потерь нет. Вообще. Ни одного. Прямо приятно. Спасибо, что вы не боты!

Так что с полным правом объявляю мартовский аукцион на рекламу на канале, её будут читать только живые люди.

Делайте ставки комментариями в файле по ссылке. Победитель получает пост на #стартапдня в любое удобное ему время и почти с любым содержанием.

https://docs.google.com/spreadsheets/d/1LGn1-adzc2lTvOPYY0Stq64nil_lkNf4pzlf3nm_yww/edit#gid=0
Не люблю брать стартапы из новостей, но тут молчать невозможно. Все, кто пропустил статьи о #стартапдня Ambrosia Health, обязаны о нем услышать.

Американская компания боролась со старением самым надежным способом, известным ещё с античных времен: она переливала пожилым людям молодую кровь. Серьезно, дело происходило в цивилизованной стране в XXI веке, в публичном поле. 8000 долларов и литр юной плазмы уже струился по старческим венам! За опт полагалась скидка, два литра стоили "всего" 12000. Сколько компания платила донорам, я не нашел, но судя по первой ссылке в Google, принятая в США такса – порядка ста долларов. Ещё, например, 500 уходило медсестрам.

Основатель давал интервью солидной прессе, та без всякого смущения описывала проект и цитировала фразы типа "многие наши клиенты добиваются прогресса в борьбе с Альцгеймером". Естественно, после каждой статьи Ambrosia получала новые горячие лиды, на платный маркетинг тратиться не приходилось.

Пару недель назад FDA наконец сказал, что лечебного эффекта от процедуры нет и деятельность стартапа остановил. А какая была рентабельность! Ambrosia даже инвестиций не привлекала.

https://www.ambrosiaplasma.com/