Стартап дня

startupoftheday Нравится 1

Меня зовут Александр Горный, я директор по стратегии и анализу в Mail.Ru Group.
В этом канале пишу каждый день про один новый малоизвестный стартап и иногда свои мысли и новости про рынок.
Со мной можно связаться через https://www.facebook.com/gornal
Язык канала
Русский

Категория
Бизнес и стартапы

Написать автору
Язык канала
Русский
Категория
Бизнес и стартапы
Добавлен в индекс
09.05.2017 23:31
Последнее обновление
14.12.2017 17:06
реклама
@TGStat_Bot
Бот для получения статистики каналов не выходя из Telegram
Telegram Info
Последние новости о Telegram. Читать →
Telegram Analytics
Самые свежие новости сервиса TGStat. Подписаться →
16 156
подписчиков
~11.9k
охват 1 публикации
~14k
дневной охват
~7
постов / нед.
73.6%
ERR %
16 + 41
репосты+упоминания
Репосты и упоминания канала
репостнул запись
8 Dec, 19:00
репостнул запись
25 Nov, 15:52
репостнул запись
20 Nov, 12:01
репостнул запись
29 Oct, 15:19
репостнул запись
29 Oct, 14:58
репостнул запись
29 Oct, 14:54
репостнул запись
3 Sep, 21:10
репостнул запись
16 Aug, 16:48
репостнул запись
16 Aug, 16:48
репостнул запись
16 Aug, 16:48
репостнул запись
5 Jul, 16:33
репостнул запись
11 Jun, 17:53
репостнул запись
5 Jun, 16:32
репостнул запись
23 May, 18:51
репостнул запись
27 Apr, 11:58
репостнул запись
20 Apr, 10:40
Последние публикации
Стартап дня 13 Dec, 19:54
Иногда смотрю на стартап и думаю, ещё рано, лучше в будущем году написать, а тут на неделю опоздал, а хайп уже идет на спад. В общем, давным-давно, в начале декабря, рекорды популярности бил #стартапдня cryptokitties.

Криптокотик – это электронный домашний питомец. Права на него хранятся в блокчейн-сети Эфириум, а значит никто его никогда не отнимет, котика и внукам можно будет показывать, это не морковка Счастливого Фермера, это надежный актив, очередной апдейт игры или банкротство разработчика его не сотрет. Котики умеют размножаться. Как у обычных млекопитающих, для этого нужно два животных, потомок получает половину генома от каждого из родителей. В генах зашит внешний вид и время необходимое для размножения. Те, кто размножаются быстрее, разумеется, ценятся больше остальных, кроме того есть модный и немодный внешний вид, а некоторые котики брендированы знаменитостями.

Котиками, конечно, можно торговать. Пользователь может сделать это напрямую любым способом, питомец принадлежит владельцу в терминах блокчейна, но для ленивых и непродвинутых авторы реализовали на сайте маркетплейс. Продавец определяет произвольную цену за своего питомца, она автоматически падает со временем, пока не найдется подходящий покупатель.

Стартап зарабатывает на создании новых котиков "нулевого поколения" – они появляются по одному каждые 15 минут и попадают на тот же маркетплейс. Цена новичков сейчас примерно 2 эфира, т. е. 1300 долларов по сегодняшнему курсу. Все транзакции открыты и можно посчитать точно, на глазок за такие деньги продается примерно половина котиков, у остальных цена успевает драматически упасть, сегодня выручка стартапа выходит примерно 100 эфиров – 65 тысяч долларов, на пике было больше, завтра будет меньше. Кроме того, с чужих продаж на маркетплейсе берется комиссия в 3.75%.

Зачем и почему это нужно – никто не знает, но люди игрались очень активно, в какой-то момент котики всю сеть Эфириума затормозили, транзакции ходили с задержкой в часы. Что, кстати, многое говорит о способности криптовалют заменить обычные деньги в повседневном хождении.

https://www.cryptokitties.co/
Стартап дня 12 Dec, 15:27
В современном мире "Uber для курьеров" – не новость, их в мире десятки, все они на первый взгляд похожи. Исполнители скачивают приложение и загружают свою анкету. Сервис их минимально проверяет, в зависимости от страны это может быть скан документов или интервью, после чего договор считается заключенным. Курьер не считается сотрудником компании, ему просто нравится возить посылки, никаких благ трудового кодекса он не получает.

Заказчиками выступают либо частные лица, либо интернет-магазины, первые оставляют заявки через мобильные приложения, вторые через API. Уведомление о новом заказе приходит курьеру пушем на мобильное приложение с учетом геолокации. На заказы в пиковые часы служба может повышать цены или понижать свою комиссию, если этого не хватает – часть курьеров просят выходить в смену с оплатой за час.

Снаружи – всё просто, проекты делаются под копирку, каждый может сделать конкурентный продукт, если оказался первым на своем рынке. Внутри, как и в любом другом бизнесе, всё гораздо сложнее. Для иллюстрации – рассказ сооснователя российского (Москва и Питер) #стартапдня Ptichka, чем его проект отличается от лидера рынка, Достависты. Я только чуть стилистику с орфографией подправил.

1. Минимальная цена в птичке 170р.
В Достависте — 440, с 14-го декабря — 500 рублей.
Для понимания логики в Достависте система устроена так, что по заказам в центре система берет комиссию с курьера до 50%, а через весь город может быть 0%.
У нас по заказам в центре или рядом с метро цена значительно дешевле. Особенно это проявляется если 3 или более адресов рядом. Бывает, что в птичке 240 рублей против 600рублей в достависте.
Если с Коровинского шоссе в Бирюлево, то Птичка дороже.
[Отличие, конечно, прямо сейчас самое важное для клиента, но, когда одни захотят зарабатывать, а другие почувствуют конкуренцию, модели ценообразования и сами цены выровняются. – А. Г.]

2. Быстро находится курьер.
Собственно, поэтому я и отказался от идеи плоской цены, как ты с комиссией не играйся, все равно будет места, в которые ехать сложно и будет проблема с построением маршрута. Заказ будет зависать. Клиент будет волноваться и т.д. и т.п.. В птичке процент зависающих заказов стремиться к нулю. В достависте это десятки процентов. В декабре будет до 50%
[Если курьер быстро не нашелся – заказ отменяется, цены в плохих локациях на будущее поднимают. Лучше ли это долгосрочно для клиента и бизнеса – вопрос, но это точно дифференциация от лидера. – А. Г.]

3. Расчет реального срока выполнения заказа. Птичка знает график работы метро и общественного транспорта. Система сразу проверяет что сроки доставки возможны и, если срок выбрать можно, значит к нему курьер успеет. (такой темы нигде вообще нет)
[IT-преимущества воспроизводимы, но пока конкуренты не воспроизвели – можно пользоваться. – А. Г.]

4. Отсутствует телефония и коллцентр.
Почему? Потому что построить саппорт по телефону сложно. Звонки кучкуются возле 11:30 и 16:30, и операторы 80% времени балду пинают в итоге.
Но главное аналитика. Телефония и операторы в формате «рабов на галерах» тормозят продукт являются еще одним звеном глухого телефона.
[Цена – отказ от части клиентов. Но зато остальным обеспечивается лучший сервис. – А. Г.]

5. Беспрецедентно квалифицированный саппорт в чате.
Да инженер в саппорте в птичке может быть недостаточно вежливым. Но он всегда в курсе того, как работает система. И сам ставит задачи программистам и тестирует результат.
[Хорошо быть маленьким. – А. Г.]
Ключевая стратегическая метрика — кол-во обращений на 1000 заказов. И каждая таска делается с оглядкой на эту метрику. Лучший саппорт это когда не было вопроса:) И этот саппорт масштабируем.

6. Встроенный в форму заказа чат общения с курьером.
Пока только запустили. И не весь функционал чата есть, но уже хорошо работает, куча сообщений через чат проходит.
Стартап дня 12 Dec, 15:27
7. Поручения курьеру. Наш курьер готов подождать в очереди, «купить и привезти», «встретить поезд», и многое другое. В достависте это несистемно. Курьеры воспринимают поручения без энтузиазма и кайфа для клиентов мало в итоге. Многие фичи скрыты. Чтобы включить нужно где-то куда-то написать, от кого-то узнать, что фича есть.

8. Коммиссия за объявленную стоимость — 0.8%, это меньше, чем в достависте.

Сейчас Птичка очень маленькая, но быстро растет: 300 выполненных заказов в феврале, 4000 в ноябре, в деньгах в декабре планируют получить 250 000 рублей комиссии. Инвестиции тоже минимальны.

https://ptichka.moscow/
https://www.facebook.com/kobzevvv - блог одного из сооснователей, регулярно пишет про бизнес
Стартап дня 11 Dec, 09:11
Инвестор и стартапер многие риски разделяют условно справедливо, но часть опасностей падает только на одну сторону. Одна из асимметричных потенциальных проблем – недостаток амбиций у команды. Если, например, стартап дошел до размеров небольшого бизнеса, стабильно работающего с рентабельностью около нуля, и остановился в росте, то некоторые основатели воспринимают это как жизненную удачу. Они ненапряжно работают на себя в коллективе друзей, получают топ-менеджерские зарплаты, в удачный год – ещё и дивиденды небольшие, больше ничего и желать не надо. Фонд в этой же ситуации явно проигрывает, и если и добьется выкупа своей доли, то совсем не по оценке, о которой думал при вхождении в проект.

Ещё жестче обошлись с инвесторами основатели #стартапдня ChangeTip – они просто всей командой вышли на работу в Airbnb, не продавая сам проект. Оставшийся на положении хобби стартап закрылся через полгода. А ведь продержись они ещё немного – оказались бы на нынешней криптовалютной волне, ChangeTip совсем чуть-чуть не дождался взлета биткоина в этом году. Вряд ли хайпа хватило бы для выхода на окупаемость и реального роста, но новые инвестиции точно смогли бы поднять при желании.

Идея стартапа заключалась в автоматизации благодарностей в соцсетях. Пользователь, увидевший интересный текст, писал комментарий вида "@changetip, 0.01 ETH на счет @vasya!", стартап немедленно переводил деньги и брал себе небольшую комиссию. Получатель мог ничего не делать заранее, при необходимости "чаевые" ждали его в новом кошельке, созданном в ChangeTip. По похожему принципу работают переводы обычных денег во ВКонтакте, например. Активным блоггерам стартап предлагал кнопку "Pay Me", клик по которой работал так же как комментарий с кодовыми словами.

Криптовалюты вместо долларов использовались из-за высоких комиссий платежных систем на мелкие переводы. Отправить пару центов через них действительно нетривиально, обычно сайты делают внутренние кошельки и ограничения на минимальный размер ввода-вывода на карту. Работа с эфиром теоретически выглядит попрямее, но только в том мире, в котором криптовалюты есть у каждого пользователя. В нашей реальности такой подход драматически портил конверсию. За всю историю стартап провел через себя 350 000 транзакций,оценив средний размер пожертвования в 1 доллар, получим 4 000 комиссии – меньше, чем ничего. Инвестиций ChangeTip поднял как раз в тысячу раз больше.
Стартап дня 10 Dec, 12:33
Индийский #стартапдня Glowroad тестировал несколько способов помочь людям зарабатывать в интернете, но, кажется, уже сделал окончательную ставку на организацию агентских продаж.

Производители и крупные оптовики загружают в базу стартапа описание своих товаров и их цены. Скучающие домохозяйки бродят по каталогу, выбирают близкие им позиции, формируют из них ассортимент собственного интернет-магазина и устанавливают дополнительную наценку. Glowroad автоматически создает отдельный магазин, а пользователи разбрасывают ссылки на него по соцсетям и мессенджерам. Друзья покупают, оригинальный продавец отправляет товар, Glowroad выплачивает агитатору комиссию.

Из России схема смотрится неприятненько. Агент не делает ничего материального, раскручивает знакомых на неоптимальные покупки и наживается за их счёт – кажется, приятели такое поведение не поймут. Но, видимо, в Индии традиции другие, о развитой там культуре продаж из рук в руки даже я слышал. Впрочем, и к нашей стране модель легко адаптируется. Достаточно поднять оригинальный прайс на комиссию агента и не давать ему делать свою наценку – математически ничего не изменилось, а претензий никаких ни у кого не возникнет.

Glowroad ещё очень маленький, хвастаются 1000 продаж в день. Сам стартап зарабатывает на подписке от производителей, берет с них по 10 долларов в месяц, напрашивается ещё введение комиссии с оборота. Первый крупный раунд инвестиций, два миллиона долларов, был в сентябре.

https://glowroad.com/
Если хороший программист 90-ых годов наталкивался на нехватку инструмента, он писал новую библиотеку, выкладывал её как open source, а тысячи людей его мысленно благодарили. Сейчас разработчик с коммерческой жилкой оформляет новый продукт как SDK и берет с потребителей деньги вместо спасибо.

Пример - #стартапдня Radar Labs, их SDK помогает писать мобильные приложения, работающие с геоданными. Разработчики бизнес-логики используют простейший интерфейс вида "вызвать эту функцию, когда пользователь придет домой, а эту, когда выйдет из заведения общепита" и не думают ни об интеграциях с Facebook Places, ни о тонкостях слежки за координатами без сжигания батарейки. Всю технологию берет на себя Radar.

SDK, разумеется, платный. Часть логики, например, поддержание собственной базы интересных мест, стартап вынес на свой сервер, это позволило тарифицировать не количество приложений, а интенсивность использования. До прозрачных тарифов Radar пока не дорос, всех, кто не укладывается в бесплатный лимит, он приглашает пообщаться с продажниками, поторговаться об индивидуальных скидках.

Стартап получил 2.5 миллиона долларов инвестиций, причем последний раунд – уже после запуска очень похожего продукта от Forsquare, их Pilgrim SDK решает по сути те же задачи.

https://www.onradar.com/
Все знают, собеседования не работают, интервьюеры субъективны и отбирают по неверным критериям. Мало того, что страдает эффективность бизнеса, так ещё дискриминация возникает, правильное соотношение полов и рас не соблюдается, на лучшие должности белые мужчины пролезают.

Миссия #стартапдня Pymetrics – исправить эти недостатки. Они разработали психологически-интеллектуальный тест, сделанный в форме игр. Кандидат отвечает на вопросы типа "вам дали 10 долларов, а партнеру не дали ничего, сколько вы ему подарите", решает математические задачки и на скорость кликает по пробелу. Тестирование, на мой вкус, проходит довольно весело, пара игр просто увлекательны.

Через 40 минут результаты готовы. Кандидат получает отсортированный список, насколько он соответствует каждой профессии по складу личности: "инвест-банкир – 5%, менеджер-проекта 10%, учитель – 90%". Стартап утверждает, что за этой профориентацией стоят не просто Хитрые Алгоритмы, а Высокая Наука, и им надо верить, не рассуждая. Апостериорным подтверждением точности тестов pymetrics считает его несмещенность по демографии: мужчины и женщины, азиаты и латинос получают на них одинаковые оценки. В case studies стартап напирает на случаи, когда с его помощью клиенты сбалансировали потоки принятых кандидатов. Является ли это подтверждением эффективности или бессмысленности алгоритма – решайте сами. На моем примере вышел явный бред, сужу по IT-технологиям, оказавшимся на одном из последних мест.

С другой стороны, pymterics насчитал, что я идеально подхожу работе инвест-банкира, и мое имя и ссылка на профиль в facebook отправились всем заинтересованным в таких специалистах компаниям. Трудно представить, что этот механизм действительно помогает найму, рекрутер получает полуанонимных кандидатов без указания профессиональных навыков и лицензий, конверсии должны быть нулевыми.

Два других варианта монетизации выглядят реалистичнее. Pymetrics предлагает скринить тестами уже существующих кандидатов: есть 1000 желающих стать программистами, прогоним их через игрушки, оставим для следующих этапов 500 наиболее подходящих "по науке". Если конкурс большой, то даже абсолютно случайный отбор не будет слишком вредным, "неудачники нам не нужны", а у pymetrics и с истинной оценкой коррелирует. Да и альтернатива – собеседования, а они дороже и ещё хуже. Второй подход – оценка уже работающих сотрудников, пусть технологии подскажут, кого в какую сторону можно двигать и из каких тестировщиков растить будущих менеджеров. Окончательное решение всё равно за людьми, сильно машина не нагадит, а опять же, даже наугад, иногда хорошие решения предложит. И, конечно, diversity всегда соблюдается.

Инвестиций стартап получил 16 миллионов долларов.

https://www.pymetrics.com
Базовый контент в крупных соцсетях это текст (FB, VK, ..), фото (Instagram) или видео (Snapchat, Youtube), но нет ни одного гиганта, который опирается на звук. #стартапдня Anchor целится именно в эту нишу.

Основатели стартапа – естественно не первые предприниматели, которые задумались о голосовых постах. Платформ подкастов в мире много, ни одна не стала глобально успешной, но это не приговор для новичка, ведь, может быть, время для такого проекта пришло только сейчас. Anchor запущен в 2015 году и кардинально отличается от типового podfm из условного 2005.

Разумеется, основной продукт – мобильное приложение, это даже и обсуждать не надо, из года запуска очевидно. Другой тренд соцсетей последнего времени – stories. Записи в Anchor не живут больше суток, страница пользователя транслирует то и только то, что он наговорил за последние 24 часа. В принципе, такой подход поощряет рассказы о веселом свежаке вместо нудной нетленки и вообще раскрепощает авторов – если что и скажут не так, то завтра все пропадет.

Последняя принципиальная особенность Anchor была возможна и раньше, но без мобильных была бы драматически неудобна: комментарии к аудиозаписям – это тоже аудиозаписи, текста на сервисе нет совсем. Стартап даже использует в пиаре сравнение себя с радио – глаза для потребления контента глаза не нужны совсем, достаточно только ушей, у старых подкаст-сервисов не так.

Об успехе проекта судить пока нельзя, аудитория маленькая, массированное привлечение не работает, денег, кажется, не зарабатывает вообще. Объективный успех – несколько авторов, регулярно выкладывающих хороший контент, да хорошие оценки в сторах, но ими, конечно, сыт не будешь. Инвестиций Anchor получил 14 миллионов долларов, 10 из них в недавнем раунде.

https://anchor.fm
Старый прогноз многих футуристов – отсутствие посредников при продаже искусства: никаких студий, издательств и прочих капиталистов между творцом и почитателем.

#стартапдня Patreon строит именно такое будущее, он помогает авторам собирать деньги напрямую с поклонников. В простейшем случае блоггер, художник или музыкант выкладывает контент на patreon в закрытом режиме, назначают цену, аудитория получает доступ только после оплаты подписки. Продвинутые фандрайзеры настраивают уровни лояльности, разные суммы открывают разное количество работ.

Комиссия patreon – 5% собранных средств плюс оплата услуг платежных агрегаторов. Kickstarter, для сравнения, берет себе столько же, dobro.mail.ru ничего. В абсолютных числах, при цене подписки 3 доллара и времени жизни пользователя полгода стартапу достается 90 центов – недостаточно даже для попытки вести маркетинг, нацеленный на привлечение жертвователей. Patreon этим и не занимается, "блог" должен рекламировать сам автор. Если у него есть популярные аккаунты в обычных соцсетях, то там посты типа "моя новая песня для самых преданных поклонников, ссылка" смотрятся органично и людей приводят.

Серьезное ограничение модели – необходимость эксклюзива: если статья появится не только тут, то какой смысл платить за доступ. В результате, на patreon непропорционально много авторов, для которых закрыта хотя бы часть других дверей – от мастеров эротической фотографии до маргинальных политических блоггеров. Забавно, что некоторые из них оказались слишком острыми даже для лояльного patreon, самых крайних он забанил за hate speech (как переводится обычно? не "недозволенные речи?" же?), они в ответ запустили свой клон Hatreon.

Выручка сервиса составляет 7.5 миллионов долларов в год, оценка в последней сделке – 450 миллионов, даже с учетом быстрого роста соотношение очень большое по меркам любого стартапа. Инвесторы верят в то, что аудитория лояльных фанатов будет дополнительно монетизирована и другими способами, с большой комиссией, им можно продавать билеты или сувениры, например. Другая идея расширения – выдавать статус жертвователя по API внешним сайтам, помогать запуску сервисов и акций типа "настоящим фанатам X в нашем магазине скидка".

https://www.patreon.com/
Стартап, делающий необычный бизнес на музыке или кино, рискует вдвойне. Любая нетривиальная идея легко объявляется нарушением авторских прав, и суды относятся к таким преступлениям куда жестче, чем, скажем, к нелицензионным такси. Чик-чик и готово – огромный штраф и запрет деятельности.

Даже если к сервису не подкопаться со стороны закона, правообладатели вольны удушить его экономически. Основных игроков что в музыке, что в кино всего несколько штук, контент каждого уникален, цена лицензии всегда может вырасти ровно до маржи стартапа или чуть больше.

Американский #стартапдня VidAngel демонстрирует отличный пример этих сложностей. Стартап предложил пользователям цензурированную версию фильмов. Его редакторы разметили относительно большую фильмотеку, а пользователи в сложной системе фильтров настраивали для себя, хотят ли они видеть в кино кровь, поцелуи, курение, оскорбления и пару десятков других категорий. Изначально изрезанный фильм можно было посмотреть за $1: юридически пользователь "покупал" у VidAngel DVD за $20, смотрел "своё" кино с помощью стриминга сколько хотел, а потом "продавал" его обратно за $19.

Киноиндустрии такая модель не понравилась (кино! в интернете! всего за доллар!), несколько известных студий подали на стартап в суд и выиграли его по всем статьям обвинения. В правовом поле VidAngel объявил себя банкротом, в техническом – закрыл свой стриминг.

Но идея-то хорошая, а банкротство – не смерть, а только шанс для перерождения. Сейчас стартап запустил вторую версию сервиса – он не показывает фильмы сам, а работает как плагин для стримингов Амазона и Нетфликса. Цена соответственно драматически выросла – подписка на VidAngel стоит 8 долларов в месяц в дополнение к подписке видеохостинга.

В модели "фильм за доллар" стартап поднимал инвестиции краудфандингом. Перед запуском кампании он планировал 5 миллионов, в реальности за несколько дней собрал 10, мог собрать и больше, но остановился. После трансформации, наверное, будет у обычных фондов деньги просить.

https://www.vidangel.com/
Аренда и ипотека – два равноправных способа решения жилищной проблемы, у каждого есть свои преимущества и недостатки, свои сторонники и противники. На автомобильном рынке такого выбора нет, никаких популярных альтернатив покупке не существует; carsharing, такси и общественный транспорт – это совсем другое.

#стартапдня Fair устранил этот пробел и реализовал модель долгосрочной аренды машин. Пользователь выбирает и бронирует автомобиль в мобильном приложении, дальше едет к дилеру, где забирает машину и катается на ней пока не надоест. Главное преимущество – аренду можно прекратить в любой момент, для разрыва отношений достаточно предупреждения за пять дней.

На примере Nissan Sentra экономика для клиента получается вполне пристойной. Позапрошлогодняя машина в пятилетний кредит стоит на Cargurus $190 долларов ежемесячно, её аренда на Fair обойдется в $150. За 5 лет арендатор выигрывает $2500 и не получает сам автомобиль. Семилетка, в свою очередь, стоит у дилеров $5000, т. е. промежуточный счет –$2500 в пользу покупки. Из них надо вычесть бесплатное техобслуживание, которое берет на себя Fair, и, конечно, удовольствие от регулярных замен автомобилей, ради которых всё и затевалось. Как минимум, всегда можно ездить на более свежих моделях, как максимум – полгода на джипе, полгода на кабриолете, а потом на пикапе. В целом это кажется неплохой сделкой за лишние 15% TCO.

С другой стороны, 15% стоимости автомобиля, пусть и растянутые по времени – куш, за который стоит бороться, как минимум в теории у Fair всё хорошо. А если люди начнут активно брать в аренду, а обмен машин не пользоваться – всё совсем замечательно будет.

Сейчас стартап работает по сути в бета-режиме – только в Лос-Анджелесе и только под iOS, но решение о масштабировании уже принято. Недавно он поднял очень существенные инвестиции – 15 миллионов долларов на разработку и целый миллиард кредитных денег на выкуп автомобилей, Лос-Анджелес в одиночку такие объёмы не переварит.

https://www.fair.com/
Канадский #стартапдня TradeRev помогает автодилерам устраивать между собой аукционы – по сути превращает каждый салон в Carprice.

Дилер-продавец выставляет на аукцион машину, дилеры-покупатели по системе фильтров и подписок получают уведомления и начинают торговаться. Аукцион длится 60-70 минут, случайный и непредсказуемый срок завершения мешает откладывать ставку на последнюю секунду – идея кажется очевидной, но раньше её не встречал. В любом случае, результат определяется довольно быстро. Если продавец просто избавляется от залежавшегося автомобиля, то такая скорость не важна, но если машину привез в салон обычный человек, а дилер не хочет брать её себе, но готов немедленно перепродать, то час – разумное ограничение.

Как и Carprice, разыгранную машину можно и не продавать, если итоговая цена показалась слишком низкой, на принятие решения отводится три рабочих дня. Деньги Tradev проводит через себя, доставкой не занимается, но помогает договориться с транспортными компаниями. Состояние автомобиля проверяет сам продавец, его порядочность поощряется рейтингами и оценками, для все-таки возникших после продажи конфликтов у Tradev есть арбитражная комиссия.

Платят за каждую сделку и покупатель, и продавец, точная сумма вычисляется по сложной формуле, но в итоге с обоих участников получается примерно по одному проценту стоимости автомобиля. Постоянные клиенты уменьшают транзакционные платежи в обмен на подписку ценой 200 долларов в месяц.

Инвестиций TradeRev то ли не поднимал, то ли молчал о них, в этом году основатели продали компанию за 250 миллионов долларов.

https://www.traderev.com/
Основные российские сервисы по продаже подержанных автомобилей отличаются друг от друга скорее деталями реализации, чем какими-то принципиальными особенностями. В США всё не так, живы и конкурируют между собой несколько разных моделей.

#стартапдня CarGurus работает как классический B2C-маркетплейс. Дилеры размещают свои объявления, пользователи выбирают интересные им предложения и связываются с продавцами. Все дальнейшее общение, включая саму сделку, проходит напрямую и CarGurus не пытается в него влезть.

Платит за сервис, разумеется, дилер. Часть из них выкладывают автомобили бесплатно, но, во-первых, такое нищебродство видно покупателю в интерфейсе, а во-вторых, по умолчанию общение возможно только через сайт, e-mail с телефоном показывать или собирать нельзя. То и другое, конечно, сильно снижает конверсию, платить выгоднее. Кроме стандартного тарифа с доступом к контактам покупателя, CarGurus продает и премиум-подписку – размещение объявление повыше и поярче. Раньше существенным источником выручки была так же и реклама сопутствующих товаров услуг, от моторных масел до автокредитов, но доля таких доходов падает, сейчас это уже только 10% оборота.

Как видно из описания, модель достаточно прямолинейна, в ней нет не изысков, ни больших расходов – сравните с той же Carvana, например. И когда лидерство в своем сегменте захвачено, это работает: CarGurus прибылен, выручка стабильно растет, за прошлый год она составила 200 миллионов долларов, в этом рост 70%. Недавно прошло успешное IPO, сейчас биржа оценивает компанию в три миллиарда долларов.

Тем не менее, у подхода есть и риски – если дилеры как ненужные посредники отомрут, то некому будет платить. Для этого варианта будущего они тестируют у себя c2c продажи, в простейшем варианте auto.ru прошлого века – один выложил, другой позвонил, встретились и обменяли договор и ключи на наличные. Если люди начнут активно пользоваться, то выйдет забавно, прямо противоположное по сравнению с Россией развитие рынка.

https://www.cargurus.com/
Стартап дня 30 Nov, 09:06
Телемедицина с трудом находит себе B2C-ниши с реальным лечением пациентов, зато отлично борется со странной бюрократией. Американские правила разрешают покупку контактных линз только по рецепту, причем с ограниченным сроком действия. Близорукие и дальнозоркие люди даже со стабильным зрением регулярно ходят к врачу, тратят на это свое время и деньги лишь затем, чтобы получить каждый раз совершенно идентичную бумажку.

#стартапдня Simple Contacts переносит визит в онлайн: пациент соглашается со множеством галочек об отсутствии у него осложнений и жалоб, после чего на экране смартфона или компьютера появляются английские аналоги ШБ и МНК. Результаты автоматического теста подписывает лицензированный врач, если всё ок, то старый рецепт подтверждается, пользователь покупает любимую марку линз прямо в Simple Contacts.

За проверку зрения стартап берет 30 долларов. Если считать, что окулист расписывается за 5 минут, то долларов 20 из них – маржа. Интернет-магазин работает с рыночными ценами и комиссией, но потенциально зарабатывает больше конкурентов – лояльность покупателей у него должна быть выше, они дорогой визит к оффлайн-врачу сэкономили.

Инвестиций Simple Contacts поднял 10 миллионов долларов, кроме маркетинга много денег съедает расширение лицензии на тест – сокращение списка противопоказаний и тому подобное.

https://www.simplecontacts.com/
Стартап дня 29 Nov, 09:09
Если профессия существует, то для неё можно сделать маркетплейс. Сегодняшний #стартапдня – Trustify, платформа поиска частных сыщиков. Бирку "Uber для …" журналисты вешают на всех подряд, но здесь с поправкой на специфику услуги механика действительно неотличима. Клиент в короткой анкете выбирает параметры "дела", оплачивает предполагаемую стоимость и ждет помощи. Trustify Умными Алгоритмами и парой звонков из колл-центра находит подходящего сыщика, тот связывается с заказчиком и приступает к исполнению задачи. По окончанию работы реально затраченные часы сравниваются с предоплатой, Trustify делает возврат лишнего или выставляет счет на недостачу. Повременной тариф определяется системой заранее и от личности детектива не зависит, в тестовом запросе я получил $79/час, но цена может зависеть от штата, срочности и типа дела.

Со стороны сыщика все тоже точно так же, как в такси. Trustify – платформа подбора, а не детектив, никого на работу не берет, любой ответственности за исход дела избегает, единственное, что он твердо обещает – это проверить лицензии исполнителей.

Трудно сказать, в чем Trustify выигрывает у обычных агентств, расположившихся на соседних строчках поисковой выдачи по запросу "частный сыщик город причина". Скорее, он им даже проигрывает – в случае повторных неприятностей клиент обратится к профессионалу, с которым уже имел дело, а не к маркетплейсу. Возможно, расчет стартапа идет на более грамотную работу маркетинга и колл-центра, IT-компания будет покупать лиды дешевле, чем сыщики.

Инвестиций за два года жизни Trustify получил 10 миллионов долларов.

https://www.trustify.info/
Стартап дня 28 Nov, 13:34
Виллы за несколько тысяч евро в день плохо сдаются через Airbnb. То ли сервис под роскошь не заточен, то ли соседство с обычными квартирами мешает, то ли просто время ещё не пришло и маркетплейс не завелся – причины не так уж важны, факт остается фактом. Есть Luxury Retreats и ещё пара аналогов, "Airbnb для дорогих вилл", но они относительно маленькие, рынок пуст и ждет завоевателя.

#стартапдня Le Collectionist вышел на него с гипотезой, что человеческое общение – роскошь XXI века, отпуск за десятки тысяч долларов не надо до конца автоматизировать. После выбора виллы на сайте гость не заполняет форму онлайн-оплаты, а отправляет заявку – с ним ещё свяжутся, уточнят запросы, возможно, предложат другие варианты.

Так же лампово устроена и работа "на месте". На каждом курорте стартап открывает локальные офисы, их задача – поиск, проверка и подписание подходящих вилл и консьерж-сервис для гостей. В целом, это по сути старый добрый туроператорский бизнес с прямыми продажами без участия турагентств – ничего прорывного или инновационного. Прессе Le Collectionist рассказывает о супер IT-системе, но в описании продукта ни для гостей, ни для хозяев нет никаких следов технологии, да она и не нужна – средний чек 26 000 евро, комиссия в 20% окупает любые издержки ручного труда, а количество транзакций всегда будет относительно невелико, люди справятся.

Реальным преимуществом перед мелкими игроками может быть сам факт венчурного финансирования: легкие деньги потенциально помогут создать сильный бренд и добиться эффекта масштаба. За уже потраченные два миллиона евро Le Collectionist открыл 15 офисов, после раунда в 10 десять миллионов долларов обещает открыть ещё 100. В планах качество консьерж сервиса обеспечит возврат гостя на сайт, а большое количество направлений – возможность удовлетворить его новые пожелания.

http://lecollectionist.com/
Стартап дня 27 Nov, 09:07
Канадский #стартапдня shoes.com запустился 5 лет назад и закрылся в этом году, но гармоничнее он бы смотрелся во времена бума доткомов. Энергичный фаундер увидел пустую многообещающую нишу, поднял инвестиции и построил эдакую Ламоду для обуви с упором на удобство доставки. Курьер привозил кроссовки через два часа после заказа.

Проект работал себе в убыток, что с таким сервис неудивительно, но быстро рос, скупал конкурентов, подобрал дорогущий домен, а потом закрылся, когда в пирамиду не нашлось нового инвестора. Сжечь успели 45 миллионов долларов. История банальная, мало ли интернет-магазинов в мире банкротится, но мне показалось интересным, как неудачу объяснил основатель.

По его мнению, в руководстве было слишком много людей из IT и слишком мало из обуви, и это помешало построить хороший продукт. На мой взгляд, другое соотношение топ-менеджеров вряд ли бы спасло именно эту компанию, конкурировать почти лоб в лоб с Амазоном в Северной Америке уж слишком опасно, но сама мысль стоит комментария. Начиная с Amazon, e-commerce стартапы старались быть или хотя бы казаться IT-компаниями, и, кажется, подход устарел.

Устойчивое преимущество на основе технологий построить уже нельзя, конкурентам легкодоступны идентичные решения. AWS решил проблему масштабирования, средние, "набранные по объявлениям", разработчики программируют любую простую фичу, а для вещей сложных, наподобие умного поиска, есть доступные API.

В результате самый продвинутый интернет-магазин выиграет за счет технологий несколько процентов маржинальности: ну серверов и айтишников требуется меньше, ну стабильность приложения на одну девятку больше – стоимость таких вещей в масштабах бизнеса почти нулевая. Такое зыбкое преимущество явно не обеспечит требуемую венчуром сверхприбыль, она появится только от правильной экономической модели. Программист-сооснователь в e-commerce бизнесе уже скорее всего и не нужен.
Стартап дня 26 Nov, 19:17
Простой и понятный B2B-сервис на основе AI и нейронных сетей – #стартапдня TalkIQ. Стартап интегрируется с телефонией, "подслушивает" разговоры операторов, расшифровывает звук в текст и делает аналитику. Доступные open-source технологии и дешевые API помогают запилить такой продукт без больших инвестиций в разработку и аналогов TalkIQ на рынке много.

Все конкурирующие проекты, разумеется, называет себя самыми умными, благо объективный рейтинг пока никто не строит. TalkIQ напирает на то, что он не просто расшифровывает разговор, но и размечает клиентские возражения, эффективные аргументы и изменение настроения собеседников. Удачные фразы и реакции вставляются в стандартные скрипты разговоров, неудачные выбросываются и всё это частично автоматизировано – звучит великолепно, трудно только поверить, что реальность соответствует рекламе.

Зато маркетинговый план стартапа более чем реалистичен. Один из основных его инвесторов – Salesforce, с ним же уже построена интеграция – легко представить, как TalkIQ станет в главной CRM планеты инструментом по умолчанию или около того. Успех почти гарантирован, ниша-то в любом случае востребованная.

https://talkiq.com/
Стартап дня 25 Nov, 15:47
Образовательные проекты типа Geekbrains добиваются практичности онлайн-образования и проверяемости его пользы. Заплатил деньги – научился программировать. Прошел собеседование в компанию мечты – хорошо научили, не прошел – научили плохо. Наш GeekUniversity или американский Udacity даже возвращают деньги за обучение, если выпускник не устроился на работу – проще и прозрачнее ничего пока в мире не придумано, а как только кто-то придумает, то все сразу внедрят.

#стартапдня Headspace и несколько похожих проектов пошли по противоположному пути – они выбрали максимально непрозрачный предмет, эффект которого объективно проверить невозможно. Headspace учит медитации, т. е. по подписке дает доступ к записям уроков с разными практиками, способами и вариантами – я представить себе не мог, насколько разнообразно это занятие. Для экономики стартапа совершенно неважно, дает ли медитация какую-то пользу в принципе – давайте согласимся, что дает. Важно, что, если программист всегда понимает "да, меня научили", то выпускник Headspace никогда не знает и уж тем более не докажет, что "нет, я зря смотрел уроки". И, наоборот, если всё хорошо, то учиться можно десятилетиями, совершенства в медитации не достичь.

Стоит сервис совсем не дешево, базовый тариф – подписка за 13 долларов в месяц, для сравнения, доступ на программистский Pluralsight с такой же моделью монетизации продает гораздо большее количество сложного контента всего в два раза дороже. Пиар у проекта, разумеется, самый возвышенный из всех возможных: "наша миссия улучшить здоровье и счастье планеты," – не больше и не меньше.

До недавнего раунда Headspace потратил 38 миллионов долларов инвестиций, привлек за эти деньги 18 миллионов пользователей. Конверсия в платящих неизвестна, но если предположить среднерыночные показатели, то экономика выглядит сходящейся. На масштабирование модели инвесторы дали ещё 37 миллионов, расти собираются кратно. В России я вижу в App Store несколько клонов, но, кажется, все полумертвые.

https://www.headspace.com/
Стартап дня 24 Nov, 16:58
Поездка заграницу обязательно включает в себя покупку местной валюты. Даже если платить картой, конверсия все равно происходит, и скрытая комиссия бывает даже выше, чем в традиционных обменниках. #стартапдня WeSwap предлагает не слишком удобный, но зато экономный способ запастись иностранными деньгами.

Первый и самый трудный шаг – заказать через приложение специальную пластиковую карту и дождаться, пока она придет по почте. Дальше пополнение любым из стандартных способов, а вот потом деньги на ней конвертируются по лучшему, чем в банках, курсу. По возможности, WeSwap сопоставляет встречные транзакции клиентов из разных стран, а сам покупает валюту, только если крону в евро кто-то превратить хочет, а наоборот никому не нужно. В обычном случае стартап не несет ни рисков, ни расходов, вся комиссия – чистая прибыль. Избыточную валюту он сам покупает на неидеальных условиях, и зависит от колебаний курса, маржа выходит существенно меньше. В этой связи удивительно, что WeSwap работает с турецкой лирой – её покупают и туристы для пляжа, и гастарбайтеры для помощи семьям, обратный поток куда слабее, баланса быть не может.

В стране назначения карта работает как обычный предоплаченный Mastercard, остаток денег после поездки можно конвертировать обратно в родную валюту или ждать следующего отпуска. При обмене WeSwap берет 1% комиссии, по российским меркам это много, некоторые традиционные банки дают условия лучше без всяких специальных карт, но в Великобритании и Европе услуга конкурентоспособна, свою аудиторию стартап находит. Инвестиций компания получила 30 миллионов долларов, и, честно говоря, кажется, что это слишком много, ниша конкурентная, продукт сложный, супер больших оборотов у него не будет.

https://www.weswap.com/en/