Стартап дня

startupoftheday Нравится 1

Меня зовут Александр Горный, я директор по стратегии и анализу в Mail.Ru Group.
В этом канале пишу каждый день про один новый малоизвестный стартап и иногда свои мысли и новости про рынок.
Со мной можно связаться через https://www.facebook.com/gornal
Язык канала
Русский

Категория
Бизнес и стартапы

Написать автору
Язык канала
Русский
Категория
Бизнес и стартапы
Добавлен в индекс
09.05.2017 23:31
Последнее обновление
18.02.2018 14:10
@TGStat_Bot
Бот для получения статистики каналов не выходя из Telegram
Telegram Analytics
Самые свежие новости сервиса TGStat. Подписаться →
Telegram Info
Последние новости о Telegram. Читать →
17 472
подписчиков
~10k
охват 1 публикации
~12.4k
дневной охват
~2
постов / день
57.3%
ERR %
19 + 47
репосты+упоминания
Репосты и упоминания канала
репостнул запись
21 Jan, 22:26
репостнул запись
21 Jan, 13:05
репостнул запись
12 Jan, 10:00
репостнул запись
24 Dec, 13:11
репостнул запись
19 Dec, 09:10
репостнул запись
8 Dec, 19:00
репостнул запись
25 Nov, 15:52
репостнул запись
20 Nov, 12:01
репостнул запись
29 Oct, 15:19
репостнул запись
29 Oct, 14:58
репостнул запись
29 Oct, 14:54
репостнул запись
3 Sep, 21:10
репостнул запись
16 Aug, 16:48
репостнул запись
5 Jul, 16:33
Последние публикации
Стартап дня 18 Feb, 19:42
Ненавижу тотальное отсутствие памяти у современной журналистики. Всю неделю все писали идентичные статьи о новом отчете Убера, ни одна собака не сравнила его с предыдущим. И да, ещё половина прессы, включая, например, fortune.com, перепутала выручку (комиссию Убера) с общей стоимостью поездок.

Банальной арифметикой приходится заниматься самому.

1. Результаты 2016 года публиковались в апреле, 2017 в феврале. Скандалы и смена CEO сделали компанию более открытой и дисциплинированной.

2. На первый взгляд, выручка практически не изменилась, 7.5 миллиардов против 6.5 миллиардов - 15% роста, даже старик Google растет быстрее. На второй взгляд, они просто изменили формат отчетности и понимание термина "выручка", причем не в свою пользу, см. пункт о дисциплине.

"The company generated $2.9 billion in revenue" пишет Bloomberg о Q4'2016
"Adjusted net revenue last quarter increased 61 percent to $2.22 billion from the same period in 2016." пишет тот же Bloomber о Q4'2017

И никаких комментариев о том, что база расчётов в два раза уменьшилась задним числом. Память как у рыб. И это Блумберг - он лучший, и он выручку с бронированиями не путает.

3. С убытками тоже запутанно, Uber опубликовал два числа, 2.2 и 4.5, разница в судебных издержках и подобном, что к бизнесу как бы не относится. В прошлом году число было одно - 2.8, с чем его сравнивать непонятно. Впрочем, в худшем случае убытки выросли соразмерно настоящей выручке (61%).

4. Кеша на руках осталось на миллиард меньше, но его по-прежнему много, даже если считать по 4.5 в год - на год с лишним. Если считать по 2.2 - три года почти можно деньги тратить без новых раундов.

5. Средняя комиссия в последнем квартале - 20%, ровно столько же, сколько год назад. Это плохо, на новых рынках они агрессивно не запускались, а старые должны были в принципе взрослеть и комиссия должна была расти.
Стартап дня 18 Feb, 12:56
ReplyYes плафторма чат-ботов. С помощью стартапа интернет-магазин раз в сутки рассылает индивидуальные предложения, пользователю нужно только ответить "да", чтобы что-то купить.
За год компания зачем-то переименовалась в MessageYes, прошла акселератор от Диснея и показывает три примера реальных внедрений вместо одного – новостей не так много, но время у стартапа ещё есть. Год назад он 6.5 миллионов долларов инвестиций поднял, потратить ещё явно не успел.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155842403358012
Стартап дня 18 Feb, 12:56
Со сдвигом на день еженедельный обзор семи прошлогодних #стартапдня, все кроме Face++ работают только в США.

KeyMe – оператор киосков самообслуживания для изготовления дубликатов ключей от домов и гаражей. Кроме простого, понятного и востребованного вендингового бизнеса стартап делает хипстерскую приложеньку, хранящую слепки ключей в облаке.
Киоски отлично растут, год назад их стояло 350, сейчас KeyMe пишет о 1000 и обещает 1500. Приложенька по-прежнему никому не нужна, но основной бизнес идет так хорошо, что её даже для пиара перестали использовать. Осенью компания получила новые 25 миллионов долларов инвестиций.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155821156008012

Perk.com – разработчик приложений, платящих деньги за просмотр рекламы. Пользователь смотрит трейлер фильма или игры, получает за это несколько центов на виртуальный счет. При достижении порога баллы обмениваются на подарочные карты Amazon и подобные вещи.
Основатели окончательно продали компанию за 42 миллиона долларов ещё год назад, с тех пор никаких заметных изменений или новостей с ней не случилось.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155824667338012

Shiftgig – полувиртуальное аутстафф-агентство посменной работы. От ресторанов и заправок стартап принимает заказы в виде "два бармена на вторник и один на четверг, $200 за вечер", сам подбирает исполнителя и отправляет его сразу на рабочее место. Безработная молодежь видит это как мобильное приложение, из которого сыпятся предложения подзаработать.
Стартап берет на себя ответственность за выход и приемлемое качество работы исполнителя, чтобы соответствовать ожиданиям, Shiftgig предварительно проверяет работников в оффлайне, много с ними много общается и даже дообучает. Операций "на земле" получается много, быстро расти сложно. Год назад компания работала в 10 городах, сейчас в 13.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155827109633012

Год назад Upside Travel работал как специализированный сервис для командировочных. Он продавал пакет из отеля с авиаперелетом и прятал в нем очень солидные скидки, которые поставщики не показывают отдельно, чтобы все со скидкой не начали ездить. Вторым отличием стартапа были подарочные карты за экономию – чем дешевле компания заплатит за командировку, тем больший подарок получит лично сотрудник, ему становится выгодно не транжирить. Платой за специальные условия был узкий выбор – шесть вариантов отеля выбранной звездности и шесть вариантов перелета на каждый маршрут.
Модель казалось мне интересной, но, видимо, не сошлась. Сейчас Upside почти неотличим от любого онлайн-агентства – выбор большой, скидки и подарочные карты маленькие, скууука.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155833505348012

Китайский Face++ – один из дюжины мировых проектов, называющих себя лидерами в технологии распознавании лиц. Впрочем, по венчурному финансированию Face++ точно лидер, ещё с предпоследнего раунда в 100 миллионов долларов. Зарабатывает компания в основном на контрактах с государством и большими корпорациями, но и стартапчикам дает открытое API, подключиться можно онлайн, платить кредитной картой.
Результаты бизнеса непрозрачны, масштаб новых интеграций оценить обычно трудно, но судя по инвестициям все идет хорошо, в ноябре Face++ получил почти полмиллиарда долларов по оценке в миллиард.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155830167363012

Gravy Analytics расставляет SDK в партнерские приложения, собирает геопозиции пользователей, сравнивает их локации со своей базой мероприятий и дальше в разных видах перепродает таргетинги и аналитику. Баскетбольный клуб с помощью Gravy рекламирует атрибутику только своим фанатам, а местные аналоги ticketland делают индивидуальные рассылки театралам и любителям выставок. За год со стартапом ничего видимого не случилось, только хвастаются теперь 250 миллионами установок SDK вместо 200.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155837487498012
Стартап дня 17 Feb, 16:53
Низкие цены AliExpress или Pandao – результат двух факторов. Во-первых, товары из дешевого Китая продаются в дорогой России или США. Во-вторых, прямая поставка экономит на таможне, налогах, промежуточных складах и марже лишних посредников.

В самом Китае на первой причине бизнес не построить, в мире нет более дешевых стран, способных поставлять неограниченное количество товаров. Зато второе преимущество трансграничной торговли универсально, и в Поднебесной работает не хуже, чем где угодно. Для успешного бизнеса остается только найти товары, которые Китай импортирует.

#стартапдня Secoo продает в Китае дорогие брендовые вещи из внешнего мира. Сумки за 500 долларов – не шнурки для телефона за три копейки, у безымянного продавца с рейтингом их не закажут, так что большую часть оборота стартап делает от собственного лица. Secoo закупает товары в низконалоговом Гонконге, хранит их там на складе, а в Китай отправляет уже почтовыми посылками, напрямую конечному покупателю. "А если вас заставят заплатить пошлину, мы вернем вам за неё деньги по чеку" – один из советов в FAQ.

Как и AliExpress со своим Mall, самые популярные товары Secoo все-таки завозит в страну назначения по-человечески, оптом, и доставляет уже быстро. Себестоимость, конечно, увеличивается, но остается ниже обычного магазина – ассортимент уже, нераспроданных остатков меньше.

Компания продает товаров на полмиллиарда долларов в год и уже вышла на прибыль. Осенью состоялось IPO, сейчас рыночная капитализация Secoo составляет 700 миллионов долларов.

http://www.secoo.com/
Стартап дня 15 Feb, 09:01
Базовые конструкции SQL близки нормальному английскому языку, даже человек далекий от программирования понимает простые запросы – ну что здесь не понять, select name from employees where title='уборщик'. Совсем другое дело, такое написать, это ещё не профессия, но уже полноценный навык. Одна неверная буква и компьютер ругается, запрос не проходит, надо бежать на поклон к программисту.

#стартапдня FriendlyData делает работу с базой доступной каждому маркетологу. Умный интерфейс разбирает фразы на естественном языке, превращает в SQL и выдает результат. Give employees with title уборщик, show me employees whose title is уборщик – FriendlyData понимает самые разные варианты написания запроса. Технология, конечно, неидеальна и никогда идеальной не будет. Чем сложнее задача, тем проще сбить с толку робота, связь пяти таблиц такая механика не осилит никогда – на мягком естественно языке вопрос просто не сформулируется однозначно.

Но, положа руку на сердце, нормальному менеджеру гораздо чаще нужны куда более простые задачи, чем связь пяти таблиц. FriendlyData помогает пользователю самому найти самую посещаемую страницу, или посмотреть результаты A/B теста, или выбрать самый кликабельный баннер. Компания-покупатель в это время увольняет пару специалистов, которые раньше обслуживали нетехнических коллег, и исполняли по сути функцию FriendlyData.

Клиенты стартапа – крупные работодатели, с достаточно большим штатом для появления выделенных аналитиков. Если обслуживание любопытства маркетологов – одна из второстепенных задач серверного программиста, то увольнять некого и экономии не выходит, а стоит каждое внедрение FD дорого, десятки тысяч долларов, просто так такое трудно купить.

Инвестиций FriendlyData пока почти не поднимал, последний раунд всего 280 тысяч долларов. Живет компания, разумеется, в Долине, такой бизнес ещё разве что в Китае востребован, но основатели – русскоязычные, можно за них болеть.

https://friendlydata.io/
Стартап дня 14 Feb, 09:52
Страховые компании тратят значительные суммы на проверку реальности ущерба. Чудес не бывает, это приводит к ухудшению тарифов, что дополнительно отпугивает добросовестных клиентов и увеличивает долю расходов на борьбу с фродом. Точные числа зависят от страны и вида страхования, но проблема общая для индустрии.

Немецкий #стартапдня friendsurance нашел волшебное решение. Он предлагает пользователям объединяться в небольшие команды до 10 человек. 40% страховых премий членов группы сбрасываются в "общак," и, пока он не пуст, возмещения оплачиваются из него, а проверка реальности ущерба проходит по крайне упрощенной процедуре. Неизрасходованные остатки суммы в конце года раздаются пользователям в виде кешбека.

Потенциальный фрод в результате нацелен на конкретных живых людей, а не бездушную страховую, и карма падает, и по морде получить можно. После исчерпания лимита проверки начинаются стандартные, но их уже существенно меньше, и вероятность работать не зря выше – не случайно же лимит исчерпался.

Технически friendsurance оформлен как брокер, они обслуживают клиентов 70 партнерских страховых. Пользователь заключает обычный договор по обычному тарифу где-то на стороне и только потом обращается к стартапу. Включиться можно в команду, составленную из людей, предложенных алгоритмами, или прийти сразу со знакомыми, главное условие – одинаковый тип страховки, чтобы не было явного дисбаланса рисков.

Friendsurance хвастается, что примерно половина от 40% доживает до кешбека, экономия в 20% кажется отличным результатом из ничего. Реальность, видимо, хуже. Интернет полон недовольными отзывами, да и статистика грустная: за 7 лет развития стартап добрался до отметки всего в 100 тысяч пользователей. Если бы выплаты были настолько хороши, как в рекламе, на Friendsurance уже сидела бы вся Германия, времени прошло достаточно.

Последний раунд инвестиций в 15 миллионов долларов стартап поднял два года назад ради выхода в Австралию. В сентябре они там действительно открылись – прошло больше года от объявления, страхование – неторопливая отрасль. Пока страхуют только велосипеды.

https://www.friendsurance.com/
Стартап дня 14 Feb, 09:48
Стартап дня 14 Feb, 09:00
Страховые компании тратят значительные суммы на проверку реальности ущерба. Чудес не бывает, это приводит к ухудшению тарифов, что дополнительно отпугивает добросовестных клиентов и увеличивает долю расходов на борьбу с фродом. Точные числа зависят от страны и вида страхования, но проблема общая для индустрии.

Немецкий #стартапдня friendsurance нашел волшебное решение. Он предлагает пользователям объединяться в небольшие команды до 10 человек. 40% страховых премий членов группы сбрасываются в "общак," и, пока он не пуст, возмещения оплачиваются из него, а проверка реальности ущерба проходит по крайне упрощенной процедуре. Неизрасходованные остатки суммы в конце года раздаются пользователям в виде кешбека.

Потенциальный фрод в результате нацелен на конкретных живых людей, а не бездушную страховую, и карма падает, и по морде получить можно. После исчерпания лимита проверки начинаются стандартные, но их уже существенно меньше, и вероятность работать не зря выше – не случайно же лимит исчерпался.

Технически friendsurance оформлен как брокер, они обслуживают клиентов 70 партнерских страховых. Пользователь заключает обычный договор по обычному тарифу где-то на стороне и только потом обращается к стартапу. Включиться можно в команду, составленную из людей, предложенных алгоритмами, или прийти сразу со знакомыми, главное условие – одинаковый тип страховки, чтобы не было явного дисбаланса рисков.

Friendsurance хвастается, что примерно половина от 40% доживает до кешбека, экономия в 20% кажется отличным результатом из ничего. Реальность, видимо, хуже. Интернет полон недовольными отзывами, да и статистика грустная: за 7 лет развития стартап добрался до отметки всего в 100 тысяч пользователей. Если бы выплаты были настолько хороши, как в рекламе, на Friendsurance уже сидела бы вся Германия, времени прошло достаточно.

Последний раунд инвестиций в 15 миллионов долларов стартап поднял два года назад ради выхода в Австралию. В сентябре они там действительно открылись – прошло больше года от объявления, страхование – неторопливая отрасль. Пока страхуют только велосипеды.

https://www.friendsurance.com/
Стартап дня 13 Feb, 09:00
Предположим, мегакорпорация масштаба Кока-Колы или Тойоты ещё не открыла офис в стране X, но хочет получить местную услугу – провести маркетинговое исследование или нанять местного специалиста для открытия офиса. Стандартное поведение – обратиться к мегакорпорации в этой отрасли, чтобы та спустила задачу в локальный офис, а он уже нанял местного субподрядчика для работы в полях. Денег до исполнителя дойдет малая часть, но он все равно счастлив.

#стартапдня Globality предлагает забрасывать такие задачи к нему. Стартап проводит мини-тендер среди локальных исполнителей из своей базы и выдает заказчику 3-5 вариантов для окончательного решения. После согласования контракта Globality пропускает деньги через себя и гарантирует обеим сторонам надежность партнера: в нормальных условиях и Coca-Cola боится работать с ИП из Ботсваны, и дядя Лян не проверит, что на другой стороне трубки корпорация, а не мошенники.

Схема выглядит интересной и выгодной для всех участников. В дополнение к денежной стороне, Globality пиарит себя как спасение мирового малого бизнеса, но на самом деле нет: минимальный чек контракта на площадке – сто тысяч долларов, в большинстве стран это уже масштаб бизнеса среднего. Другой фильтр – агрессивная ручная проверка поставщиков при регистрации, много компаний через неё чисто физически не пройдут.

В трех раундах Globality получил 72 миллиона долларов инвестиций, среди инвесторов есть, например, Альберт Гор – с нетворком и возможностью достучаться до корпораций у компании точно не будет проблем.

https://www.globality.com/
Стартап дня 12 Feb, 09:03
В Китае уже активно появляются каршеринги с электромобилями. Для пользователя #стартапдня Ponycar и его аналоги выглядят идентично московскому YouDrive или Belka: приложение со свободными машинами на карте, электронный замок, поминутная оплата. В дополнение к классическому каршерингу Pony предлагает ещё и аренду на несколько дней или даже месяцев, но и в этом новости нет, тариф Белки тоже включает потолок расходов в 2000 рублей в день.

Поездка на трехдверной машине размером со Smart стоит 0.22 юаня в минуту плюс 0.99 юаня за километр, в московской терминологии это где-то 7 рублей минута движения и 2 рубля ожидание. С учетом погрешности в оценке средней скорости вышли ровно наши цены, никакой разницы между дешевым электричеством и дорогим бензином. Но зато меньше ущерб для экологии – на странице преимуществ сервиса низкие выбросы углерода стоят под номером один.

Одной зарядки автомобилю хватает на 160-180 километров, меньше, чем на день. Арендаторы по пути машины не заряжают, подвезти бензин тоже нельзя, так что приходится специально перегонять электромобили на "заправки". Развозить их обратно на востребованные улицы – удваивать усилия; чтобы этого не делать, PonyCar договаривается с местными властями о хороших местах для своих станций, пусть люди прямо с зарядки автомобили берут. Для траффика стоянки каршерингов выгоднее стоянок личного транспорта.

Инвестиций компания получила 59 миллионов долларов, сейчас у неё 3000 машин на улицах двух городов и 7000 в планах и обещаниях. Для сравнения, Яндекс.Каршерингу слухи приписывали 5000 автомобилей, Белка пишет, что у неё их 1500, а Делимобиль – 2200.

http://www.iponycar.com/
Стартап дня 11 Feb, 15:43
Мой коллега Юрий Ветров ведёт дайджест продуктового дизайна @pdigest. Это ежемесячный обзор новых инструментов, методов, паттернов, техник и лучших практик — http://jvetrau.com/digest-2018-jan/. В современных продуктах планка дизайна поднимается всё выше с каждым годом, поэтому дайджест полезен менеджерам продуктов, разработчикам и стартаперам.

В Телеграме выходят выдержки раз в неделю. Например, недавно были:
— Интересные анонсы выставки CES 2018, так или иначе касающиеся интерфейсов — https://t.me/pdigest/16
— Что будет с дизайн-системами в этом году — https://t.me/pdigest/20
— Свежие примеры инструментов и экспериментов на тему алгоритмического дизайна — https://t.me/pdigest/21

Если вы про дайджест продуктового дизайна до этого не слышали, то это вот уже восемь лет как отличный способ быть в курсе всего, что происходит в дизайне интерфейсов. Телеграм-канал дайджеста — https://t.me/pdigest/.
Стартап дня 10 Feb, 14:00
В субботу вспоминаем семь прошлгодних выпусков #стартапдня.

Mighty AI продает услуги дешевых асессоров по созданию обучающих выборок в проектах искусственного интеллекта. Люди через мобильное приложение приложение наговаривают слова, размечают объекты на фотографиях и занимаются прочей рутинной для человека, но сложной для компьютера деятельностью. Стартап платит исполнителям копеечку за каждое действие, а с заказчиков берет деньги за готовый датасет.
В 2017 году Might AI аккуратно и незаметно для прессы пивотнулся: теперь он занимается только задачами для автомобильных автопилотов, раньше это было одно из десятка направлений, теперь единственное. Возможно, узкий фокус упрощает маркетинг, возможно теперь они чаще продают разным заказчикам один и те же выборки.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155800177213012

Zhihu – сервис вопросов и ответов, китайский аналог Quora. В отличие от десктопного и убыточного оригинала, стартап смог уйти в мобильное приложение и отлично зарабатывает. В 2017 году компания планомерно и без ярких событий росла по аудитории и деньгам. Зато Quora за это время совершенно неожиданно получила инвестиции, причем по чудовищной оценке в 1.7 миллиарда долларов.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155810941453012

Мой любимый пример необычного стартапа – Augmedix. Компания предлагает американским врачам дешевого помощника из далекой страны, который избавляет от значительной части рутины. Достаточно надеть перед приемом Google Glass, и в комнате оказывается незримый секретарь, который всё видит и слышит и берет на себя общение с компьютером. Всё, что произносится, он записывает в информационную систему, а всё, что нужно врачу вспомнить – вытаскивает из неё и показывает на экране очков.
Публичных новостей за год у Augmedix не было.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155814508193012

Transmit Security – израильский стартап, обернувший биометрическую авторизацию в удобное для разработчиков API. Гипотеза состояла в том, что именно простых SDK не хватает для массового внедрения биометрии вместо паролей. TS прожил год без новостей, и это очень плохой признак, Touch ID на месте не стоит, время возможностей уходит.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155806284623012

IFTTT – сайт для связи всего со всем. В десяток кликов мышкой пользователи настраивают интеграции вида “если меня отметили в фото на Facebook, то сохранить эту фотографию в Dropbox” или “если на Craiglist появилось новое объявление по моим критериям, то отправить письмо на определенный ящик”. Лично я через него блог в ICQ и Livejournal транслирую. Больное место стартапа – монетизация, как на пользе человечеству зарабатывать деньги, IFTTT не придумал и 2017 год ничего не изменил.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155817712118012

Monese – английский онлайн-банк, ориентированный на мигрантов. Год отработал без заметных изменений или новостей.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155805018248012

Karhoo – агрегатор таксопарков, дававший пользователю выбор, на ком ехать. Я писал уже о факте провала, компания умерла больше года назад, ничего не изменилось, попыток возрождения не случилось.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155796539503012
Как благотворительность помогает бизнесу.

Самая модная страховая компания в американской венчурной тусовке – #стартапдня Lemonade, занимающийся онлайн-страхованием недвижимости. Они называют свои тарифы и выплаты наичестнейшими и наипрозрачнейшими в отрасли, но так все стартапы делают, в этом ничего необычного нет. Традиционный бизнес на это ворчит и объясняет, что условия Lemonade объективно не отличаются от конкурентов. Кто из них прав, я не комментирую, через океан в этом не разобраться, продукт слишком сложный.

Разумеется, Lemonade работает только через онлайн. Пользователь заходит на сайт, клик-клик и застраховал дом, на следующий день клик-клик и заявил об ущербе, компенсация приходит автоматически. Естественно, сразу возникает мысль о фроде – теоретически никто ж не мешает оформить страховку на следующий день после неприятности, а о проблеме объявить через неделю. Lemonade рассказывает об Умных Алгоритмах и Искусственном Интеллекте, которые замечают и пресекают подобное поведение. Или, с другой стороны, мошенничать можно с тем же успехом и с традиционными оффлайн-страховщиками, компенсация уже заложена в рыночные тарифы, онлайн на самом деле рисков не добавляет.

Онлайном в 2017 году никого не удивишь, главная отличительная особенность Lemonade – их бизнес-модель. Если совсем грубо, обычная страховая собирает премии, выплачивает компенсации ущерба, тратит деньги на офис, зарплаты и прочую текучку, всё что осталось – прибыль. Lemonade свою выручку заранее делит на две части: 80% на возмещения, 20% на расходы и прибыль. Если возмещений за год оказалось меньше лимита, то остатки уходят на благотворительность. Пользователям правило преподносится как ещё одно доказательство порядочности: "мы с вами на одной стороне, экономия на выплатах нам не нужна, все равно деньги уйдут, ущерб оплатим честно", – и, в принципе, рассуждение звучит убедительно. Кроме того, возможен ещё один психологический бонус: обманывать жирных хозяев страховой – святое дело, воровать деньги, отложенные на благотворительность, – портить карму. Сознательных мошенников такие мысли вряд ли остановят, но мелкого фрода на ходу, преувеличения реального ущерба и подобного, может быть, станет меньше.

Lemonade работает два года, страхует всего 90 тысяч домов, в масштабах США – ни о чем, но за такой короткий срок – отлично. В декабре стартап получил огромный раунд инвестиций: 120 миллионов долларов по оценке в полмиллиарда.

https://www.lemonade.com/
Розница всегда дороже опта. Стоимость долгосрочной аренды трехкомнатной квартиры вырастает процентов на 30, если сдавать её покомнатно, и раза в два, если покроватно. К сожалению, вместе с доходами драматически растут риски и сложность управления: девять случайных жильцов в двадцать раз чаще съезжают и в пятьдесят раз чаще что-то ломают, чем семейная пара.

Индийский #стартапдня NestAway предлагает домовладельцам совместить выгоду и удобство. За 12.5% комиссии он берет на себя все сложности управления покроватной или покомнатной арендой, от поиска жильцов до сбора денег и решения бытовых проблем. Хозяин только в глаза жильцу перед въездом смотрит, остальное делает стартап.

NestAway, конечно, не первым придумал идею управляющей компании для микро-общежития, но венчурные деньги позволили сделать ещё один шаг: компания активно привлекает жильцов через собственный сайт. NestAway не платит местным аналогам cian, и, главное, дает хозяину ценность по сравнению с конкурентами – жильцы приходят быстрее. В Дели, например, у стартапа 300 свободных вариантов размещения; наверное, на других ресурсах можно найти выбор и больше, но это уже много, по московским меркам – три квартиры у каждого метро, и все с гарантией качества от единого оператора. Ну, и, конечно, классический венчурный клиентоориентированный маркетинг – три бесплатных тестовых дня для жильца и подобные мелкие подарки, проект, живущий на свои деньги, такое не даетт.

За 4 года жизни NestAway получил 90 миллионов долларов инвестиций. Сейчас он обслуживает 14000 объектов, получает с каждого порядка тысячи долларов комиссии в год.

https://www.nestaway.com/
Онлайн-игры за живые деньги продают записи в базе данных, которые помогают нарисованным персонажам (пикселям на экране) ловчее махать руками и ногами. Это привычно, это никого не удивляет, это новая норма. #стартапдня quidd сделал шаг вперед: убрал из схемы игру и продает записи в базе данных, которые … которые ничего. Просто записи в базе данных. Криптокотики или криптознаменитости в принципе делают тоже самое, но quidd показал, для фокуса не нужна мистическая сила блокчейна, и система может стабильно жить и планомерно расти, а не однократно взлететь на хайпе.

Пользователи покупают у сервиса смайлики-стикеры и стремятся собрать полные комплекты серий – PR стартапа сравнивает эту активность с коллекционированием марок. Одна покупка – четыре случайных картинки из пака, при этом, естественно, часто попадаются дубли, а нужные все не приходят и не приходят. Лишние смайлики коллекционеры перепродают другу на отдельном разделе, вторичном рынке, – опять же, как у филателистов.

Экономика работает на виртуальной валюте, какое-то количество местных денег выдается просто так, но, если не хватает, – надо покупать за доллары. Все, больше в стартапе ничего нет, только коллекционирование байтов. Компания освоила 8 миллионов долларов инвестиций, ещё полтора заработала через сторы, и, наверное, рекламу тестировали, она на стикеры органично ложится. Похоже, сейчас экономика привлечения аудитории сошлась, недавний раунд в 13 миллионов долларов был от Sequoia, этот фонд деньги считать умеет.

http://quidd.co/
Большие торговые сети продают только стандартизованную продукцию крупнейших поставщиков – нужен объём, четкость поставок и все остальное, что мелкий производитель не осилит никогда. Маленький продавец хочет выделиться за счет оригинального ассортимента, но не рискует, закупая непонятно что, – вдруг товар не раскупят. В итоге магазины у дома выглядят так же безлично, как гипермаркеты, только цены выше, масштаба не хватает. Жизнь, конечно, сложнее схемы, но часть реальности эта модель описывает.

Американский #стартапдня Indigo Fair берет риск невыкупа на себя. На его площадке кустарные и полукустарные производители выставляют уникальные товары и продают их мелким оптом с минимальным чеком 100 или 500 долларов. Ассортимент напоминает московский "Красный куб": шоколад ручной работы, особенные открытки типажом тысяча, а не миллион экземпляров, держатель бутылки в форме собаки и тому подобная неоригинальная оригинальность. Владельцы оффлайновых магазинов находят в этом разнообразии то, что должно подойти их аудитории, накликивают заказы и выставляют диковинки на витрины.

Если раскупается – отлично, все товары подразумевают импульсный спрос, наценка на них высокая, да ещё и магазин среди конкурентов выделился, в нем атмосфера появилась. Если же покупателям новинки не подошли, продавец в течение двух месяцев возвращает остатки Indigo Fair по полной стоимости. Стартап не перекладывает этот риск на производителя, все расходы за его счет – правда щедрость такая работает только для перового заказа у конкретного поставщика, если один раз эти товары в этом магазине уже распродались, то повторные закупки сервис не подстраховывает.

Для рациональных агентов модель работать не должна. В конечном итоге Indigo Fair платит за все за счет комиссии и новой ценности не создает; как страховая он тоже бессмысленен – максимальный ущерб соответствует минимальному чеку производителя, переплачивать для защиты от риска в сто долларов – неправильно. К счастью для стартапа владельцы маленьких магазинов – обычные люди, а значит иррациональны, аудитория у сервиса находится. Инвестиций Indigo Fair получил 4 миллиона долларов.

https://www.indigofair.com/
Классический маркетплейс продает поставщикам аудиторию. Пользователь заходит на Яндекс.Маркет или в Airbnb, видит огромное количество продавцов, как-то их фильтрует и в итоге делает заказ, платформа берет фиксированную цену за клик или проценты итогового чека. Если производитель уйдет с маркетплейса, то получит меньше новых покупателей, а значит за них приходится платить.

В индустрии красоты, в спа и парикмахерских, такой подход не работает. Даже если первый заказ клиент и сделает через маркетплейс, то, когда ему все понравится, второй раз можно идти напрямую – мастер знакомый, расположение салона удобное, рисковать и экспериментировать с чем-то новым смысла нет. А если в первый раз что-то пошло не так, то тем более странно повторять попытки. Такая одноразовость убивает всю идею, без повторных покупок экономика продажи аудитории не работает.

Европейский #стартапдня Treatwell (до переименования – Wahanda) называет себя маркетплейсом салонов красоты, его приложение похоже на любой маркетплейс, но он продает бизнесу не новых клиентов, а удобство и большую возвратность старых. Парикмахерская ведет на площадке основной календарь или синхронизирует его с внешним сервисом, в любом случае Treatwell упрощает запись на свободные часы. При желании владельца стартап включает динамическое ценообразование – скидка днем, наценка вечером. Записавшиеся на неделю вперед получают своевременные напоминания, вероятность случайного пропуска падает, а предупреждения об отмене растет. Ну и, конечно, классический CRM – история визитов, сегментация клиентов, рассылки с индивидуальными предложениями, красивые отчеты.

В сервисах нет магии; два программиста, месяц работы и преальфа-версия для одного заведения отлично работает, но, естественно, ни одна отдельная парикмахерская не нанимает разработчиков и не умеет эффективно работать с аутсорсерами. Крупные сети могут себе позволить внутреннюю автоматизацию, но и им дешевле платить Treatwell, тем более что на лояльность аудитории он никак не покушается, записаться через него можно и с виджета на сайте салона.

Сетевого эффекта в модели нет, преимущества в борьбе с конкурентами – масштаб, да качество операционки; логично, что Treatwell развивался во многом за счет покупок аналогичных сервисов. Сейчас компания обслуживает клиентов в 12 европейских странах, и сама успешно продалась по оценке в 220 миллионов долларов.

https://www.treatwell.com/
Отчет с 28 января по 3 февраля прошлого года.

Mobike – китайский оператор краткосрочной аренды велосипедов (байк-шеринга). Проект "летит", весь год он поднимал новые деньги, публично известно о четырех раундах и 600 миллионах долларов. Инвестиции уходят на маркетинг и сами велосипеды, из родного Китая Mobike вышел в мир, сейчас оперирует в 13 странах и 200 городах, пользователи делают 30 миллионов поездок в день. Для сравнения Яндекс.Такси вместе с российским Убером заявляли о похожих числах, но в месяц. Такое сравнение кому-то покажется нелепым, такси – это дорогая услуга, а полчаса на велосипеде стоят на наши деньги рублей 30, но к велику не прилагается водитель, чистая выручка сервисов в расчёте на одну поездку сопоставима.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155772880023012

Zagster – поставщик white-label решений по организации байк-шеринга. Работают они и с мэриями городов, и с университетами, и с коммерческими компаниями. Вошедший в программу партнер получает красивое мобильное приложение, подрядчиков для производства дешевых антивандальных байков по уникально-оптовым ценам, скрипты для колл-центров и всё остальное необходимое для запуска проката. Партнеру остается только платить за велосипеды.
За год стартап запустил 60 новых систем проката в дополнение к 140, которые работали год назад. Других новостей не было, но и вырасти по партнерам в 1.5 раза за год – неплохо.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155774868113012

Lola travel – "туристическое агентство с мобильным приложением". Стартап нанял живых людей-агентов, клиенты пишут им в чат, а они бронируют авиабилеты и отели. Как и было предсказано год назад, стартап перешел в нишу B2B, в B2C трудно чем-то кроме самой низкой цены конкурировать. Вторая новость – наконец, случился полноценный запуск, кроме iOS теперь и Android приложение в сторе лежит.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155778400938012

Payfone интегрируется с сотовыми операторами и на основе их данных предоставляет API проверки информации о пользователе. Клиент, например, вводит в интернет-магазине свой телефон, но чужое имя, а payfone ловит его за руку.
За год сервис вышел из США на 34 других рынка, финансовые результаты неизвестны, но сам факт – несомненный успех.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155791237298012

Paynearme – американская сеть по приему наличных платежей через кассиров оффлайновых магазинов. Новостей практически нет, количество доступных точек за год выросло с 20 до 27 тысяч, но на прорыв это не похоже.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155789148208012

CrediFi – энциклопедия американской коммерческой недвижимости и займов под неё. За год не было никаких значимых новостей.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155780032923012

Magento – opensource софт для интернет-магазина и бизнес вокруг него. За год серьезных новостей не было, но это и понятно – они и так большие и в лидерах.
https://www.facebook.com/gornal/posts/10155786667863012
Оффлайновый бизнес покупает рекламу в интернете и платит, скажем, за количество переходов. Потенциальные клиенты кликают по баннерам, попадают на лендинг, изучают сайт и в какой-то момент совершают главное действие – звонят по телефону. И тут происходит маленькая трагедия: звонок происходит неизвестно откуда, связь с интернет-аналитикой теряется, эффективность рекламных кампаний в терминах денег остается неизвестной.

Проблему решает специальный класс продуктов – колл-трекеры, в России это, например, Calltouch. Javascript-код показывает каждому пользователю разные номера телефонов, звонки на которые проходят через телефонию трекера и переадресуются оператору сайта. Система опознает звонящего по набранному номеру, связывает с кукой из интернета, передает в аналитику, маркетолог видит вожделенное количество звонков с каждого канала. Потом можно и продажи в статистику положить. Естественно, в реальной жизни есть ограничение на число телефонов, количество доступных номеров заведомо меньше числа потенциальных клиентов. Из-за этого все трекеры рыботают в предположении, что если посетитель быстро не позвонил, то уже и не позвонит, номер отдается следующему. Медленные клиенты, конечно, бывают, погрешность возникает, но что делать.

Главная проблема таких решений – они относительно дорогие, там телефония внутри, телефония никогда дешевой не бывает. Калькулятор цен того же Calltouch начинается с 5400 рублей в месяц, некоторые компании столько на всю рекламу в интернете столько отводят, а не на один инструмент её измерения. И тут, наконец, на сцену выходит #стартапдня Allostat – коллтрекинг для бедных.

Ключевая идея – человеческий труд вместо машины. Javascript-код по-прежнему показывает разным пользователям разные телефоны, но это обычные, физически разные трубки, купленные бизнесом самостоятельно. Менеджер по продажам отвечает на звонок и заносит в базу, на какой номер звонили. Ну а дальше всё как у больших – allostat знает, какая интернет-кука видела именно этот телефон, дашборды, аналитика, счастье маркетолога.

Телефонии, а значит и себестоимости, у сервиса нет, цены allostat выставляет произвольно, есть даже бесплатный тариф на три номера – по расчётам стартапа этого достаточно на 200 посетителей (не звонков!) в день. 10 телефонов (900 человек) стоят 2000 рублей в месяц, даже у демпингующего Яндекса такой пакет выйдет в 3300, по сравнению с Calltouch экономия трехкратная, 5 двухсимочных телефонов с Юлы с лихвой окупятся за первый квартал, а комфорт сотрудника никого не волнует. Стартап запущен недавно, о результатах говорить рано.

https://allostat.ru/
Редкий случай глобального успеха команды из Восточной Европы – #стартапдня Brainly. Польский стартап помогает детям во всём мире справляться с домашними заданиями. Сайт работает по механике в стиле Quora или Ответов@Mail.Ru, но фокусируется на вопросах из школьной программы. Один ребенок спрашивает на сайте что-то типа: "где родился Лев Толстой?", другие видят вопрос в ленте и пишут ответы. Переписка навечно остается в открытом доступе, генерирует контент для SEO и помогает будущим поколениям – им уже не надо спрашивать и терять время на ожидание, можно просто по сайту лазить.

Мотивация отвечать – баллы. Виртуальная экономика устроена мягко, отвечающие регулярно зарабатывают больше, чем платит спрашивающий, да сервис и просто вознаграждает каждый логин на сайт. Но всё же, если совсем ничего не делать, то спрашивать часто не получится, а если баллов много, то, во-первых, на большое число приятно смотреть, а во-вторых, их можно тратить, чтобы поднять приоритет вопроса.

Зарабатывает Brainly на рекламе и подписке, отключающей рекламу. В США она стоит 15 долларов в месяц, в России стартап деньги пока не берет. Дополнительный бонус платных пользователей в странах, где они есть, – это опять же повышенный приоритет вопросов в общей ленте. Налицо конфликт между деньгами реальными и виртуальными, но решается он пока просто – подписчиков мало.

Brainly хвастается 100 миллионов MAU – это порядка одной десятой всех школьников планеты. Понятно, что подавляющее большинство аудитории приходит на страницу вопроса из Google, не осознает, где оказалось, и просто копипастит ответ, но число всё равно впечатляет. Стартап поднял 40 миллионов долларов инвестиций, 14 из них в последнем раунде этой осенью.

https://brainly.com/ (американская версия с подпиской)
https://znanija.com/ (русская версия без подписки)