Позавчера был День памяти жертв политических репрессий и православных христиан, безвинно убитых и пребывавших в заключении.
В этот день посетил Золотую гору в Челябинске - крупнейшее место массовых захоронений на Урале.
По некоторым оценкам там закопаны более 30 тысяч человек.
Порадовал новый большой крест, который недавно поставили там священномученику Василию Носову с надписью «Дедушке от внуков».
А ещё позавчера написала одна женщина, поздравила с этим днём.
Может быть жестковато, но сказал, что не принимаю её поздравлений.
Дело вот в чём.
Мы, случайно, познакомились на месте массового захоронения репрессированных в Тамбовской области несколько лет назад. Она рассказала некоторые истории о том месте, которые знала, в частности про то, что в местной тюрьме была уборщица, которая рассказывала, что после расстрелов мыла полы и выжимала кровь из тряпки как воду.
Эта женщина была с мужем и во время этого рассказа он её одернул, мол хватит болтать и рассказывать это посторонним.
Но мы обменялись контактами и попросил её надиктовать, написать текстом от кого она слышала эту историю и что конкретно говорили, для фиксации и публикации на условиях анонимности.
Она согласилась, но не сделала.
Потом мы созвонились, напомнил, пообещала, но не написала.
Через месяц напомнил об этом.
Через месяц ещё раз.
Через полгода ещё раз.
И через полгода ещё раз. Без результата.
И вчера, когда в ответ на её сообщение написал, что не могу принять её поздравления она написала:
🗣️«Сергей, люди до сих пор боятся говорить про жуткие поступки…»
И это действительно так. Не сужу её. Привёл пример для рассуждения и показательности истории.
Помню сам, когда получил дело прапрадеда решил, что не буду об этом особо никому говорить.
Вместе с тем, одна из проблем сохранения памяти о местах массовых захоронений, да и о многом другом - отсутствие чёткой и внятной информации об этом месте и связанных с ним событий.
Кто впервые выявил его?
Кто сказал, что там кого-то хоронили / закапывали?
Кто первый облагородил это место?
Кто поддерживал порядок? Кто ухаживает за местом сейчас? Кто рассказывал ту или иную историю?
Частый ответ: «Да это все знают», «Да все говорят».
У «все» должно быть ФИО, дата рождения и, желательно, место проживания. Все - это никто.
Если по каждому месту или событию не будет хорошей статьи в открытых источниках с претензией на научность, мы всё утратим.
Именно так места массовых захоронений могут стать «санитарными захоронениями времён ВОВ».
Наша летняя экспедиция по местам Тамбовского восстания ещё раз это показала. На месте, про которое «все знают» мы не нашли человека готового рассказать о происходящих там событиях. В других местах память сохраняется благодаря отдельным краеведам-энтузиастам, многие из которые уже в возрасте.
Или бывает какой-нибудь краевед Василий Петрович занимается темой и вот вроде бы «он точно всё знает».
Ищешь Василия Петровича, а Василий Петрович умер, архив не сохранился или книгу, изданной 20 лет назад тиражом 100 экземпляров, уже не найти.
И тогда ещё раз спрашиваешь себя:
«Где можно прочитать об этом месте и об этих событиях системно, чётко, с источниками и полнотой данных?»
И честно отвечаешь себе: «Нигде».
Потому что итак «все знают» или «боятся».
P.S. На чёрно-белых фотографиях - раскопки на Золотой горе в 1989-1990.
В этот день посетил Золотую гору в Челябинске - крупнейшее место массовых захоронений на Урале.
По некоторым оценкам там закопаны более 30 тысяч человек.
Порадовал новый большой крест, который недавно поставили там священномученику Василию Носову с надписью «Дедушке от внуков».
А ещё позавчера написала одна женщина, поздравила с этим днём.
Может быть жестковато, но сказал, что не принимаю её поздравлений.
Дело вот в чём.
Мы, случайно, познакомились на месте массового захоронения репрессированных в Тамбовской области несколько лет назад. Она рассказала некоторые истории о том месте, которые знала, в частности про то, что в местной тюрьме была уборщица, которая рассказывала, что после расстрелов мыла полы и выжимала кровь из тряпки как воду.
Эта женщина была с мужем и во время этого рассказа он её одернул, мол хватит болтать и рассказывать это посторонним.
Но мы обменялись контактами и попросил её надиктовать, написать текстом от кого она слышала эту историю и что конкретно говорили, для фиксации и публикации на условиях анонимности.
Она согласилась, но не сделала.
Потом мы созвонились, напомнил, пообещала, но не написала.
Через месяц напомнил об этом.
Через месяц ещё раз.
Через полгода ещё раз.
И через полгода ещё раз. Без результата.
И вчера, когда в ответ на её сообщение написал, что не могу принять её поздравления она написала:
🗣️«Сергей, люди до сих пор боятся говорить про жуткие поступки…»
И это действительно так. Не сужу её. Привёл пример для рассуждения и показательности истории.
Помню сам, когда получил дело прапрадеда решил, что не буду об этом особо никому говорить.
Вместе с тем, одна из проблем сохранения памяти о местах массовых захоронений, да и о многом другом - отсутствие чёткой и внятной информации об этом месте и связанных с ним событий.
Кто впервые выявил его?
Кто сказал, что там кого-то хоронили / закапывали?
Кто первый облагородил это место?
Кто поддерживал порядок? Кто ухаживает за местом сейчас? Кто рассказывал ту или иную историю?
Частый ответ: «Да это все знают», «Да все говорят».
У «все» должно быть ФИО, дата рождения и, желательно, место проживания. Все - это никто.
Если по каждому месту или событию не будет хорошей статьи в открытых источниках с претензией на научность, мы всё утратим.
Именно так места массовых захоронений могут стать «санитарными захоронениями времён ВОВ».
Наша летняя экспедиция по местам Тамбовского восстания ещё раз это показала. На месте, про которое «все знают» мы не нашли человека готового рассказать о происходящих там событиях. В других местах память сохраняется благодаря отдельным краеведам-энтузиастам, многие из которые уже в возрасте.
Или бывает какой-нибудь краевед Василий Петрович занимается темой и вот вроде бы «он точно всё знает».
Ищешь Василия Петровича, а Василий Петрович умер, архив не сохранился или книгу, изданной 20 лет назад тиражом 100 экземпляров, уже не найти.
И тогда ещё раз спрашиваешь себя:
«Где можно прочитать об этом месте и об этих событиях системно, чётко, с источниками и полнотой данных?»
И честно отвечаешь себе: «Нигде».
Потому что итак «все знают» или «боятся».
P.S. На чёрно-белых фотографиях - раскопки на Золотой горе в 1989-1990.