При отсутствии терапии у пациентов с СДВГ снижена мотивация к выполнению когнитивных задач: пилотное исследование в Австралии«Наше исследование представляет собой первую работу, непосредственно посвященную проверке предположения о том, что
синдром дефицита внимания и гиперактивности сопряжен с недостаточной мотивацией к приложению когнитивных усилий», - так объясняет группа авторов из
Университета Монаша (Австралия) проведённую ими оценку мотивации 20 добровольцев с СДВГ к выполнению когнитивных либо физических задач.
Исследование включало две отдельные сессии: в ходе одной сессии участники находились под воздействием принимаемых ими препаратов для коррекции СДВГ –
дексамфетамина и
лиздексамфетамина в привычной дозировке, а в ходе второй выполняли задания без помощи препаратов. Полученные результаты сравнивали с результатами, достигнутыми участниками из контрольной группы, которая насчитывала 24 человека.
Сессия начиналась с обучения когнитивной задаче – с так называемой «фазы
подкрепления», потому что в ходе этого обучения участники должны были набрать как можно больше очков. Задача представляла собой простую компьютерную игру, в ходе которой на экране быстро появлялись и исчезали разные буквы, а от участника требовалось вовремя нажать на кнопку при появлении буквы «Т». Если на первом уровне сложности буквы на черном экране сменяли одна другую лишь в одной позиции – по центру, то на шестом уровне сложности на экране сменяли друг друга сразу по шесть букв. При удачном завершении уровня участник получал баллы, соответствующие уровню сложности. Для того, чтобы участник хорошо запомнил, как субъективно ощущается сложность каждого уровня и какое удовольствие приносит набор баллов, ему следовало сыграть в игру 60 раз, проходя каждый уровень сложности по 10 раз в случайном порядке.
Участники с СДВГ, временно прекратившие принимать препараты, сыграли в «когнитивную игру» не хуже, чем здоровые добровольцы – это видно на вкладке «А»
рисунка №1 к статье. Разница между группами была обнаружена при выполнении следующего задания («фаза выбора»), в ходе которого каждый участник должен был 150 раз сделать выбор между прохождением игры (когнитивной либо физической) на уровне сложности, который выбрал компьютер, либо прохождением игры на самом лёгком уровне – в последнем случае его счёт пополнялся лишь одним игровым баллом.
На
рисунке №2 показано, что участники с СДВГ, не принимающие препаратов, значительно чаще пасовали перед предложенным уровнем сложности и выбирали самый легкий уровень, а во время приёма лекарств не отличались по характеру своего выбора от здоровых добровольцев. Любопытно, что в «фазе выбора» участников не принуждали к прохождению игры – они могли ограничиться собственно выбором варианта, лишь представив в своем воображении, что им предстоит играть.
Аналогичные результаты были получены и в отношении физической задачи, с той лишь разницей, что участники с СДВГ, лишенные препаратов, меньше времени удерживали в руке рычаг
динамометра.
«Полученные нами данные указывают на то, что фактор мотивации, в частности готовности человека к осуществлению усилий, является важной составной частью СДВГ, а не просто побочным эффектом, возникшим вследствие иных симптомов», - прокомментировал
публикацию в The Journal of Neuroscience один из авторов статьи, Тревор Чун (Trevor T.-J. Chong), доцент из Университета Монаша, возглавляющий
Лабораторию когнитивной неврологии.
К недостаткам исследования можно отнести малое число участников. Автор Тревор Чун упомянул факт получения гонораров за лекции от фармацевтической фирмы Roche.
Оба препарата, которые принимали австралийские участники с СДВГ, включены в России в
Список №1 «Перечня наркотических средств», и их использование строго запрещено. #Дексамфетамин #СДВГ #Внимание #Мотивация #КогнитивныеУсилия #Работоспособность #Наркотики #ПилотныеИсследования