Егиа Чапарян | Психология


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Психология


Меня зовут Егиа Чапарян. Я человеко-центрированный психотерапевт и специалист в ненасильственном общении. В этом блоге делюсь своими мыслями, осознаниями, вдохновениями.
@chaparyan запись на индивидуальные консультации и другие вопросы


Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Психология
Статистика
Фильтр публикаций


Из интервью с Маршаллом Розенбергом - автором метода Ненасильственное общение (ННО)

Маршалл: Цель нашего метода – научиться слушать себя и других с состраданием, а также научиться вызывать сострадание у других.
Язык, которому мы учим, мы называем «языком Жирафа», хотя официально он называется «Ненасильственное Общение». Я использую образ Жирафа, говоря о языке сердца, а у Жирафа самое большое сердце из всех наземных животных.
К несчастью, меня научили говорить на «языке Шакала». Шакалы ближе к земле. Они настолько заняты удовлетворением своих потребностей, что просто не могут смотреть в будущее, как высокий Жираф. Шакалы говорят так, что блокируют любое сострадательное общение, поскольку ими движут страх, стыд и вина.

Сара: Давайте сначала поговорим о языке Шакала. Меня особенно поразила Ваша идея, что у нас всегда есть выбор, как действовать.

Маршалл: Первый раз эта идея о том, что у нас есть выбор, пришла мне в голову, когда я читал работу психолога, который обследовал нацистских преступников. Он обнаружил, что они были вполне нормальные, приятные люди. Но когда я читал записи их разговоров, я заметил, как часто они использовали слова и выражения, которые отрицали возможность выбора: «должен», «надо», «обязан».
В книге Ханны Арендт «Эйхман в Иерусалиме», Эйхмана спрашивают: «Было ли Вам трудно послать десятки тысяч людей на смерть?». И Эйхман ответил очень честно: «По правде говоря, это было легко. Наш язык облегчил эту задачу».
Интервьюер спросил его, что это был за язык, и Эйхман ответил: «Мы с офицерами придумали собственное название нашему языку. Мы называли его – «amtssprache» – «офисная болтовня». Его попросили привести пример и Эйхман сказал: «Это язык, с помощью которого вы отрицаете ответственность за свои действия. Если кто-то спрашивает: «Почему ты это сделал?», вы говорите «Мне пришлось». «Почему тебе пришлось?». «Приказ начальства». «Политика компании». «Таков закон».
На Земле нет такой силы, которая может заставить нас делать то, что мы не решили сами делать, хотя нам не всегда нравится тот выбор, который мы осознаем.

Сара: Вы упомянули два других вида языка, которые блокируют сострадание – оценку и требование.

Маршалл: Нацисты и те, кто подвергает гонениям людей, кроме отрицания ответственности, оценивают себя и других, используя обесчеловечивающие ярлыки, диагнозы, интерпретации. Это включает использование таких слов, как «жид», «ниггер», «узкоглазый» и т.д.
Кстати, я точно также обеспокоен положительными оценками. Говорю ли я, что вы приятный человек или эгоист, все равно получается, что я знаю, какой вы и тем самым я отдаляюсь от того, чтобы узнать вас по-настоящему. Я думаю, что оценивая людей и интерпретируя их действия, мы не можем почувствовать их уязвимость и ранимость, и тем самым это побуждает нас наказывать их.


Не отрицай происходящее
Не беги
Слушай что говорит голос души,
Возможно послужить светом
Или уехать на Бали,
Возможно продолжать
Стоять где стоял
И пользу нести.
Мы звенья одной Души,
Слушай источник
Он расскажет
Что тебе сегодня
Радость может принести,
Что через тебя
Проявиться может
Для Других 🤍🌞🌏


Происходящие сегодня события выдавливают из человека весь гной, который раньше был в глубинах неосознаваемого. От этого все болит. Рана раскрывается. Лечить только бальзамом любви. Говорить о боли, искренне насколько возможно. Говорить слова тепла и любви с кем это тепло производится. Не утаивать в себе ничего. Все искреннее наружу 🤍


«Желание межличностного слияния – наиболее мощное стремление в человеке. Неудача в его достижении ведет к безумию или уничтожению – уничтожению себя и других. Без любви человечество не могло бы просуществовать и дня. Однако ж, если мы называем достижение межличностного союза любовью, мы сталкиваемся с серьезной трудностью. Слияние может быть достигнуто различными способами, и различие их имеет не меньше значения, чем то общее, что свойственно различным формам любви. Все ли они должны называться любовью?…

Важно, чтобы мы знали, какой вид единения мы имеем в виду, когда говорим о любви. Или мы имеем в виду любовь, как зрелый ответ на проблему существования, или мы говорим о незрелых формах любви, которые могут быть названы симбиотическим союзом. На следующих страницах я буду называть любовью только первую форму. А начну обсуждение «любви» с последней.

Пассивная форма симбиотического единства – это подчинение, или, если воспользоваться клиническим термином, – мазохизм. Мазохист избегает невыносимого чувства изоляции и одиночества, делая себя неотъемлемой частью другого человека, который направляет его, руководит им, защищает его, является как бы его жизнью и кислородом. Мазохист преувеличивает силу того, кому отдает себя в подчинение: будь то человек или бог. Он – все, я – ничто, я всего лишь часть его. Как часть, я часть величия, силы, уверенности. Мазохист не должен принимать решений, не должен идти ни на какой риск; он никогда не бывает одинок, но не бывает и независим. Он не имеет целостности, он еще даже не родился по-настоящему. В религиозном контексте объект поклонения – идол, в светском контексте в мазохистской любви действует тот же существенный механизм, что и в идолопоклонстве. Мазохистские отношения могут быть связаны с физическим, сексуальным желанием; в этом случае имеет место подчинение, в котором участвует не только ум человека, но и его тело. Может существовать мазохистское подчинение судьбе, болезни, ритмической музыке, оргиастическому состоянию, производимому наркотиком, гипнотическим трансом – во всех этих случаях человек отказывается от своей целостности, делает себя орудием кого-то или чего-то вне себя; он не в состоянии разрешить проблему жизни посредством созидательной деятельности.

Активная форма симбиотического единства это господство, или, используя психологический термин, соотносимый с мазохизмом, садизм. Садист хочет избежать одиночества и чувства замкнутости в себе, делая другого человека неотъемлемой частью самого себя. Он как бы набирается силы, вбирая в себя другого человека, который ему поклоняется.

Садист зависит от подчиненного человека так же, как и тот зависит от него; ни тот ни другой не могут жить друг без друга. Разница только в том, что садист отдает приказания, эксплуатирует, причиняет боль, унижает, а мазохист подчиняется приказу, эксплуатации, боли, унижению. В реальности эта разница существенна, но в более глубинном эмоциональном смысле не так велика разница, как то общее, что объединяет обе стороны – слияние без целостности. Если это понять, то не удивительно обнаружить, что обычно человек реагирует то по-садистски, то по-мазохистски по отношению к различным объектам. Гитлер поступал прежде всего как садист по отношению к народу, но как мазохист – по отношению к судьбе, истории, «высшей силе» природы. Его конец – самоубийство на фоне полного разрушения – так же характерно, как и его мечта об успехе – полном господстве.

В противоположность симбиотическому единению зрелая любовь это единение при условии сохранения собственной целостности, собственной индивидуальности. Любовь – это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими; любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества; при этом позволяет ему оставаться самим собой, сохранять свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя».

~ Эрих Фромм//«Искусство любить»


Многим кажется, что любовь можно обрести, если избавиться от всех неудовлетворенностей. Но любовь - это решение. И это решение предполагает вызов пересматривать все причины не любить.


Весной мы сделали эфир с общественным центром «Благосфера» на тему ненасильственного общения. Оказывается есть и подкаст. Он полезный, делюсь ссылкой

https://music.yandex.ru/album/10074573/track/105449998?utm_medium=copy_link


Эмпатия как манипуляция

Когда эмпатия смешивается с собственными тревогами, она становится манипуляцией.

Например, я боюсь, что мою точку зрения не поймут, и тогда я пытаюсь понять человека, чтобы с большей вероятностью склонить его к своей стороне.

Или например, я сканирую чувства человека, потому что хочу их контролировать из-за страха конфликта.

В этих случаях эмпатия становится инструментом для анализа и оценки, а не искренним сочувствием и желанием понять внутренний опыт другого.

У каждого человека возможности в эмпатии ограничены собственными отношениями со своими чувствами. Запрет на какие-либо свои чувства и потребности будет препятствовать пониманию другого, это будет слепой зоной, которая вызывает защитную агрессию или ступор.

Например, когда вы рассказываете о своих чувствах, а другой человек начинает злиться, осуждать, или будто просто не слышит. Значит это его слепая зона, его подобные чувства заблокированы установками.

557 0 14 1 24

Мы делаем других фигурами родителей, когда встречаемся со своими страхами и беспомощностью. Наших партнеров, друзей, учителей, общество, государство, Бога. Хорошо, когда они отвечают нашим ожиданиям «хорошего» родителя, это даже может помогать. Но как только они выходят за эти ожидания, мы теряем опору. А это хорошая возможность найти опоры внутри себя, обратить внимание к себе.


Изящное стихотворение о нарциссизме…

Издалека я выгляжу, как скала.
Шпильки, помады, платья, слова, дела,
Так, словно мне не снятся плохие сны,
Так, словно туфли Золушке не тесны.
Ну а на деле я – просто трусливый пес,
Тот, что бы в речку сунулся, да замерз,
Тот, что всегда подставит под ласку лоб,
Будь то бродяга, барин или холоп.
Все эти буковки, лекции, что еще —
Это же, знаете, просто середнячок.
Это же – слышите? – шумный пчелиный рой,
Он защищает дерево, что с дырой.
Даже те шрамы, выжженные в боях,
Тонкими стали, белыми, не болят.
В баре, когда разливают четвертый круг,
Их не покажешь картой былых заслуг.
Я фантазирую, что есть другие Мы —Сильные, очень смелые, все верны,
Только бы не лениться – и выйдет толк,
Словно у жизни есть перед нами долг.
Словно пока мы бегаем, муравьи,
Что-то растет красивое изнутри,
И вот когда наконец оно выйдет в цвет —
Время придет для жизни, которой нет.
Есть ипотеки, вещи и платежи,
Люди, что не желают со мной дружить.
Тот, кто не очарован мною всерьез,
Смотрит в меня и видит: трусливый пес.
Я так устала прятать и покрывать.
Я бы хотела спрятаться под кровать.
Пить через трубочку теплое молоко
Или уйти надолго и далеко.
Я тут сижу, тут море и облака —
Синие, серые, розовые слегка,
Я обязательно встану, как выбьет час,
Только, пожалуйста, мамочка,
Не сейчас.

Анастасия Долганова, из книги «Мир нарциссической жертвы»


Как сказал Лао-Цзы: «Всё кругом освещено, только я один погружён во мрак», именно это я чувствую сейчас, на вершине своих лет. Лао-Цзы — пример человека высочайшего прозрения, он познал цену всему и в конце жизни вернулся к самому себе — к вечной непознаваемой сущности. Архетип старого, всё повидавшего человека вечен. Он возникает на любой ступени развития интеллекта, и черты его всегда неизменны — и у старого крестьянина, и у великого философа Лао-Цзы. Это старость и это предел. Но окружающий меня мир всё так же переполняет меня: растения и животные, облака и день с ночью, и самая вечность, заключённая в человеке. Чем больше во мне неуверенности, тем острее я ощущаю родство со всем, что есть вокруг. Теперь мне кажется, что отчуждение, которое так долго разделяло меня с миром, обратилось в меня самого, в мой внутренний мир, и я вдруг открыл, что никогда не знал самого себя».

Карл Густав Юнг, «Воспоминания, сновидения, размышления»


Моя подруга Элона ведет уютный канал про искусство Арт-ланч. Этим постом предлагаю вам тоже ознакомиться и подписаться в случае интереса. Без интереса тоже можно подписаться, но как психолог не стал бы рекомендовать. В общем, полистайте, канал очень приятный ✌🏼😊


Чем меньше чувствуешь себя внутри, тем громче кричишь о себе снаружи.


Как мы перестаем слышать свои желания

Быть воспитанным слышать свои желания - большая роскошь. Поэтому часто эта задача ложится на нас уже взрослых - откопать среди завалов ожиданий и проекций свои собственные желания и чувства. Это смело - чувствовать то что чувствуешь и осознавать свои желания. Смело, потому что они могут идти в разрез семейным, общественным и другим системам, которые могут иметь строгие рамки и ожидать соответствия. И даже несмотря на физическое отделение от систем, психологическая сепарация проходит дольше и сложнее.

Я считаю, что наши чувства и желания - это дыхание Бога через нас. И самый настоящий грех как раз их не слышать, а не нарушать кем-то придуманные моральные законы и каноны. «Не будь эгоистом». Нет, будь, пожалуйста. А уже потом разберешься, что значит ближнего возлюбить и для других по Евангелию жить.

Как же мы перестаем слышать свои желания? Например,

Решая чужие проблемы

Испытывая вину за то что сделали или не делали

Оставляя в жизни только обязательства

Считая важным порядок и задачи, нежели процессы и попытки

Пытаясь чему-то соответствовать - ожиданиям, возложенным другими миссиям, канонам и стандартам, образам и порядкам

Испытывая страх и стыдясь своих чувств и желаний

Боясь нарушения границ и порядков той или иной системы (семейной, организационной, общественной, религиозной)

Находясь в озабоченности о том, как должно быть, вместо того как хочется и как могло бы быть

Таская с собой прошлые обиды и сожаления

Живя ради мнений, оценок, похвал, одобрений

Добавите свое?

Как видите, общее основание у них в том, что внимание находится снаружи, а не внутри, не в контакте с дышащим живым, глубинным и вечным.


Мы говорим «прости Господи» не для того, чтобы не чувствовать что-то или стыдиться чего-то в себе, а потому что прощение Господа - это милосердие, в котором нуждается то, что испытывает страдание внутри нас. Только в милосердии («милом сердце») можно найти освобождение и решение.


«Тонкое тело»
Джон Уэлвуд

Мы живём в мире, в котором доминирует отъединённый концептуальный ум, отрезанный от тела, сердца, духа, души, земли и природного мира. Концептуальный ум является полезным инструментом, но когда он не служит высшей мудрости, он превращается в безжалостное помешательство. Такое господство оторванной от целого ментальной сферы выводит нашу внутреннюю экологию из равновесия, что является корнем всех самых больших проблем человечества.

Многие направления философии и религии, как восточные, так и западные, отвергали или осуждали тело как нечто низшее, порочное или греховное, как тюрьму или место мучений, «вотчину дьявола». На Западе также существует неудачный взгляд на тело как на машину — инертную, тупую материю, функционирующую по научным законам. С этой точки зрения интеллект находится только в ментальной сфере. Но эзотерические духовные традиции Востока и Запада придерживаются иного взгляда, признавая тонкое тело как поле живого интеллекта и сознавания. В тантрических традициях говорится, что тело — это то, что делает пробуждение возможным. Как проводник свежей непосредственности пробуждённого восприятия, человеческое тело чрезвычайно ценно.

Когда мы оказываемся в плену кармического тела, мы ощущаем, что завязываемся в узлы, застреваем в уме, становимся холодными, хмурыми, незаземлёнными, закрытыми или отъединёнными. И эти обусловленные паттерны концептуального мышления, эмоциональной реактивности и физического напряжения повторяются снова и снова, блокируя доступ к более широкому присутствию тела мудрости. Однако каждый раз, когда они воспроизводятся, у нас есть возможность увидеть их такими, какие они есть, и поработать над их перевариванием, что требует сознавания. Это требует перехода в тело мудрости с его ощущением потока, открытости, тепла, ясности и расслабленности.

Читать статью: https://eroskosmos.org/the-subtle-body


Дом, где будет ретрит 🌞


Для тех, кто на этой неделе в Армении

Однодневный ретрит «Сброс масок. Перезагрузка. Возвращение к естественному Я» 🌿

2-3 сентября небольшой группой мы соберемся на однодневный ретрит, где

🌞будем знакомиться со своими «масками», которые мы на автомате включаем в социальной жизни, будем учиться их отпускать,
🌞коснемся свой внутренней тишины через расслабление тела и мыслей
🌞 научимся различать свое естественное Я от масок, защит и автоматизмов, будем практиковать конгруэнтное и сердечное общение
🌞 перезагрузимся телом и душой

Ретрит проведет Егиа Чапарян, психотерапевт (3000ч+ консультаций), специалист в ненасильственном общении, опытный практикующий кундалини йоги и других практик.

В программе:
🌱проживание в доме с ночевкой (с 2 по 3 сентября, заезд в пятницу в 11.00, выезд в субботу в 11.00). Дом находится в 40 минутах езды от Еревана, в селе Нурнус
🌱вкусное вегетарианское питание, фрукты, прохладительные напитки
🌱психологические семинары, телесные практики, авторские медитации (программа будет насыщенная, но с фокусом на расслабление)
🌱сердечное общение, с собой и другими

Ценность ретрита ❣️
55 тыс драм или 8 тыс руб (можно наличными, переводом на армянскую или российскую карту).
В стоимость входит:
⁃ проживание и питание
⁃ программа
⁃ трансфер туда и обратно

Количество участников ограничено: 10 человек ❗️
Дополнительные места (2 места) возможны в случае вашего желания ночевки в спальнике (в палатке или без) во дворе дома. В таком случае стоимость - 40000 драм или 6500 руб. Спальники и палатки не предоставляем.

Для записи и по вопросам:
Егиа, @chaparyan, +79197731550 (вотсап, телеграм)
Звонки: +374 41 251040
Обо мне подробнее можно узнать в моем инстаграм: https://instagram.com/dr.chaparyan


«Сильное эго в психоанализе означает способность к беспристрастному сознаванию. Это означает сознавать объекты сознания без либидозной привязанности. Иными словами, желаемые объекты не манипулируют вами. Вы свидетельствуете их, и у вас есть некая власть и контроль над ними. В этом и заключается сильное эго. Это способность свидетельствовать происходящее, не будучи побежденным им. При различных формах невроза, пограничных и других расстройствах у вас есть очень сильные желания, которые вы не можете контролировать. Они проявляются в виде „оно“-объектов, пристрастий, навязчивых желаний, вынуждающих вас потерять самообладание. Вы просто не можете свидетельствовать их с равномерно возвышающимся над ними вниманием. Вы поддаётесь им. Вы ведёте себя импульсивно, вы уступаете своим страстным желаниям, они контролируют вас. Психотерапия нужна для того, чтобы разорвать эту порочную связь. И она делает это посредством свидетельствования. Что бы это ни было, терапия превращает это в объект. Вы смотрите на него, обсуждаете, тем самым осознавая его. Он больше не является скрытым субъектом или желанием, превращаясь в объект. Каждый раз когда что-то становится объектом, вы лишаете его способности управлять вашей жизнью».

— Кен Уилбер, «Космическое сознание» (аудиоинтервью)


Мазохизм в своей основе интроективен, то есть построен на идеях, которые усвоены некритично и кажутся непреложной истиной, – интроекциях. Такие идеи могут быть выражены в пословицах и поговорках, в «житейской мудрости» родителей, в принятых в обществе правилах поведения. Эти идеи кажутся верными и создают такую картину мира, в которой терпение и страдание являются единственной альтернативой. Для этого есть исторические предпосылки: за последний век на территории нашей страны история не раз поворачивалась таким образом, что терпение и страдание были функциональными, помогали выжить. Революция, война, голод, нестабильный социальный строй – все это было причиной тревоги, выносить которую было легче в том случае, если было ощущение светлого будущего, полагающегося за терпение. Времена изменились, а идеи остались. Поколения, воспитанные на ожидании изменений, этих изменений не заметили. Более того, их ожидание оказалось неоправданным. Никакой награды за страдания не последовало. Никакого общего богатства и равенства, никакого социального почета, никакого здоровья и долголетия. Огромное количество людей строили свою жизнь на основании идеи, которая оказалась ложной.



Ребенок, переживающий нарциссическую травму, очень легко поддается идеям мазохизма, приносящим облегчение и обещающим награду. Они в достаточном количестве есть у взрослых, которые его окружают, в культуре, социальных привычках и религии. Для того, кто переживает сильную боль отверженности и невыносимый стыд за свое несоответствие требованиям, мазохизм может стать палочкой-выручалочкой. Он обещает награду за любые муки и дает простые и понятные шаблоны поведения, которыми можно гордиться. По большому счету, мазохистические тенденции развиваются как защита от переживания травмы. Пока человек верит, что его страдания не напрасны, он может отодвигать свою боль.

А. Долганова//Мир нарциссической жертвы


Увеличивая объем любви в сердце, на многое открываются глаза. Мы живем настолько, насколько открыто сердце. Закрытое сердце закрывает нас от людей, природы, Бога. Тяга возникает к более искусственному, так как внутри тоже мало жизни. Открытое сердце невозможно иметь без слез, смирения, чувств. Это сдача жизни в своей хрупкости и своем бессилии.

Показано 20 последних публикаций.