⚖️
ВС напомнил правила списания неустойки, взыскиваемой в случае просрочки исполнения госконтракта26 февраля Верховный Суд вынес
Определение № 305-ЭС23-20353 по делу № А40-192470/2022, в котором указал, что несогласие исполнителя с начислением неустойки по госконтракту и ее размером влияет на принятие заказчиком решения о ее списании, но это обстоятельство в случае судебного спора не является основанием для отказа в защите права общества и неприменения судом антикризисных мер.
Суд указал, что если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек.
Комментарии представителей исполнителя госконтрактаВ комментарии
«Адвокатской газете» юрист ООО «Эй Ти Консалтинг»
Наталия Строганова отметила, что определение ВС подтверждает право поставщика (подрядчика, исполнителя) защищать свое право и оспаривать начисленную неустойку при наличии оснований для такого оспаривания, не опасаясь лишиться возможности списания соответствующей суммы штрафа или пеней.
«Очевидно, что исполнители госконтрактов нередко готовы подтвердить обоснованность и законность начисленных госзаказчиками штрафных санкций, даже в случае если нарушение исполнителя обусловлено встречным неисполнением государственного заказчика или обусловлено обстоятельствами, за которые исполнитель не отвечает, либо вовсе в случае когда нарушения как такового не было (например, срок окончания поставки/работ установлен контрактом 1 декабря 2023 г., исполнитель в указанную дату направил заказчику документ о приемке и иную отчетную документацию, установленную контрактом, однако в связи с тем, что заказчик тоже проводит приемку не за один день (законом установлен предельный срок электронной приемки в 20 рабочих дней), то и подписывает документ о приемке не в вышеуказанную дату, а позже. В таких случаях готовность исполнителя подтвердить обоснованность неустойки и ее расчет обусловлена рисками судебных издержек и опасением, что в случае согласия суда с требованиями государственного заказчика исполнитель лишится возможности списать неустойку в связи с п. 7 Правил № 783. То есть фактически исполнитель должен был выбирать между возможностью оспаривания законности неустойки или ее суммы или возможностью ее списания, что, разумеется, ограничивало его право на судебную защиту своих интересов», – указала Наталия Строганова.
Однако, заметила она, определение Верховного Суда подтверждает, что в случае несогласия исполнителя с неустойкой заказчик не может списать ее самостоятельно. При этом это никак не влияет на право суда самостоятельно применить порядок списания, если для него есть основания, в частности в случае, если контракт исполнен полностью, а сумма начисленной неустойки не превышает 5% от цены контракта.
Другой представитель общества, адвокат АП Московской области
Александр Сапогов указал, что применение на практике Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) по госконтрактам, но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением, вызывает много вопросов. «Заказчики неохотно списывают начисленные неустойки, порой предъявляя дополнительные требования для списания. Большинством заказчиков и частью судебной практики п. 7 Правил № 783 трактуется как лишающий исполнителя права на какое-либо возражение относительно начисления неустойки, если таковой исполнитель желает получить списание в рамках Постановления Правительства № 783», – отметил он.
Александр Сапогов надеется, что данная судебная практика Верховного Суда будет способствовать защите прав исполнителей государственных контрактов. #неустойка