Христос посреди нас, дорогие мои читатели!
Святитель Григорий Палама.
Вторая неделя Великого поста посвящена памяти святителя Григория Паламы. Этот святой известен нам в связи с его спором с Варлаамом Калабрийским о природе Нетварного Света и о т.н. «исихии» (молитвенном покое, умном делании). Но суть этого спора так и не понята до сих пор. Если кратко ее резюмировать, то она заключается в том, что не внешним накопительством добрых дел спасается человек, а причастностью к Нетварной энергии или благодати Божией. Добрые дела, молитвы и прочее – это средства, которые помогают достичь этой цели. Но самый главный труд здесь не внешний, а внутренний. Это подвиг трезвения (внимания) ко всему тому, что происходит в нашем сердце и уме.
Путь к Богу берет свое начало не из внешнего мира, а из глубин человеческого сердца. Ключ от дверей, которые открывают этот путь – в молитвенном покое (умном безмолвии). Это такой мир внутренней тишины, когда на чистой глади безмысленного сознания не пролетит даже комарик навязчивого помысла. Святой подвижник, усмирив тело подвигом поста, а ум непрестанной молитвой, приходит ко вратам сердца, которые, открываясь перед тихим веянием божественной благодати, вводят его душу в рай.
Человек, который привык жить внешними миром и руководствоваться только логикой и здравым смыслом, так не рассуждает. Он пытается заполнить собственную пустоту и безблагодатность какими-то внешними делами, бесполезной суетой, которую его падший ум представляет, как нечто важное и значимое. Но все эти дела еще никого не научили молиться.
Находясь в мысленном рабстве, мы живем в мире сновидений. Лукавый ум все глубже и глубже затягивает нас в свои паутинные сети, а мысленные паразиты высасывают из наших душ последние соки. Выбраться из этих сетей не способен ни один человек. Только благодать может положить конец этому греховному рабству.
Вера – это и есть ощущение присутствия в душе невидимой и вечной Божественной благодати, которая находится далеко за пределами слов и интеллекта. И когда мы из последних сил подымаем свой крест для того, чтобы нести его за Христом, Сам Бог поднимает нас вместе с этим крестом и прижимает к Своей груди. Тогда наступает великий покой вечной радости, которую никто и никогда у нас не отнимет.
Святитель Григорий Палама.
Вторая неделя Великого поста посвящена памяти святителя Григория Паламы. Этот святой известен нам в связи с его спором с Варлаамом Калабрийским о природе Нетварного Света и о т.н. «исихии» (молитвенном покое, умном делании). Но суть этого спора так и не понята до сих пор. Если кратко ее резюмировать, то она заключается в том, что не внешним накопительством добрых дел спасается человек, а причастностью к Нетварной энергии или благодати Божией. Добрые дела, молитвы и прочее – это средства, которые помогают достичь этой цели. Но самый главный труд здесь не внешний, а внутренний. Это подвиг трезвения (внимания) ко всему тому, что происходит в нашем сердце и уме.
Путь к Богу берет свое начало не из внешнего мира, а из глубин человеческого сердца. Ключ от дверей, которые открывают этот путь – в молитвенном покое (умном безмолвии). Это такой мир внутренней тишины, когда на чистой глади безмысленного сознания не пролетит даже комарик навязчивого помысла. Святой подвижник, усмирив тело подвигом поста, а ум непрестанной молитвой, приходит ко вратам сердца, которые, открываясь перед тихим веянием божественной благодати, вводят его душу в рай.
Человек, который привык жить внешними миром и руководствоваться только логикой и здравым смыслом, так не рассуждает. Он пытается заполнить собственную пустоту и безблагодатность какими-то внешними делами, бесполезной суетой, которую его падший ум представляет, как нечто важное и значимое. Но все эти дела еще никого не научили молиться.
Находясь в мысленном рабстве, мы живем в мире сновидений. Лукавый ум все глубже и глубже затягивает нас в свои паутинные сети, а мысленные паразиты высасывают из наших душ последние соки. Выбраться из этих сетей не способен ни один человек. Только благодать может положить конец этому греховному рабству.
Вера – это и есть ощущение присутствия в душе невидимой и вечной Божественной благодати, которая находится далеко за пределами слов и интеллекта. И когда мы из последних сил подымаем свой крест для того, чтобы нести его за Христом, Сам Бог поднимает нас вместе с этим крестом и прижимает к Своей груди. Тогда наступает великий покой вечной радости, которую никто и никогда у нас не отнимет.