Когда суд точно лишит прав за выезд на встречную полосу. До Верховного суда дошел водитель Renault в попытке избежать лишения прав. Он выехал на встречку под запрещающий знак и решил доказать, что только так можно было избежать ДТП. Что из этого получилось и что важно знать:
▫️Как следует из материалов дела, все произошло днем 26 апреля 2023 года на дороге «Тамбов-Пенза». Автомобилист за рулем тяжелого самосвала Renault Track 8х4 пересек двойную сплошную полосу дороги и выехал на встречку. Этот маневр увидели инспекторы ГИБДД и на автомобилиста составили постановление. При этом оказалось, что в 2022 году водителя на встречной полосе уже ловили: тогда его просто сфотографировали камеры. В таком случае, согласно ч. 4. ст. 12.15 КоАП, за это грозит штраф 5 тыс. руб. В случае же с водителем самосвала нарушение оказалось повторным — согласно ч. 5. ст. 12.15 КоАП при личной остановке инспектором таких водителей лишают прав на один год.
▫️Водитель попытался решение оспорить. Он доказывал, что ему пришлось грубо нарушить ПДД и пересечь двойную сплошную исключительно по вине автомобилиста, который ехал впереди и потом неожиданно резко затормозил. Для этого, как уверял водитель Renault, ему и пришлось отвернуть руль влево. Также он указывал в судах,
что на встречной полосе оказались только задние колеса, а не все четыре. В конце весны 2024 года Верховный суд рассмотрел жалобу и пришел к выводу, что водителя все-таки придется лишить прав.
▫️Основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов объяснил: выезжать на встречную полосу в ситуации крайней необходимости, чтобы избежать ДТП, не запрещено. Но если водитель просто не рассчитал дистанцию, такая ошибка считаться форс-мажором не будет.
«Крайняя необходимость — это когда на водителя, например, в лоб летит самосвал. И чтобы избежать столкновения, серьезного ущерба, автомобилист уворачивается от опасности на встречной полосе. Это действительно крайняя необходимость. А когда речь о банальном ДТП, это отговоркой быть уже не может. Тем более, что запрещающие знаки и разметку наносят обычно там, где плохая видимость, а не просто так. Соответственно, в этой ситуации не складывается момента, что человек избегает более серьезного ущерба. Наоборот, он может создать ситуацию еще хуже», — объяснил бывший сотрудник Госавтоинспекции.
▫️С тем, что обычно Верховный суд становится на сторону водителя, если он действовал действительно в состоянии крайней необходимости, согласна и юрист Катерина Соловьева.
«В данном же случае идет речь о рядовой ситуации. Водитель не рассчитал дистанцию, и ему не хватило тормозного пути. Он сманеврировал: выехал на встречную полосу движения. Торможение впереди идущей машины не должно быть сюрпризом ни для какого водителя», — предупредила эксперт.
▫️Когда водители получают штрафы или постановления о лишении прав, суды обычно действуют одинаково:
указывают, что водитель нарушил ПДД и не выбрал такую скорость движения, чтобы полностью контролировать ситуацию на дороге и успеть в нужный момент быстро остановиться. Об этом в беседе с Autonews рассказал ведущий юрист Европейской юридической службы Юрий Телегин.
«В конкретной ситуации с Renault суд не согласился с идеей водителя о том, что у него не было иного выбора, кроме того, как выскочить на встречную полосу после того, как следующий впереди автомобилист вдруг стал резко тормозить», — сказал юрист.