Крест и радость многодетности
С 2016 года по решению Священного Синода Русской Православной Церкви 1 июня отмечается День общей памяти святых благоверных вел. князя Димитрия Донского и вел. княгини Евдокии (в иночестве - Евфросинии) Московской, ставших с 14 века символами доброго супружества, чадородия и родительского счастья.
В России 1 июня стали отмечать как День детей и родительского счастья, День многодетной семьи.
Вел. кн. Димитрий Донской - победитель Мамая на Куликовом поле. Вел. кн. Евдокия – молитвенница, верная и заботливая супруга, многодетная мать, женщина-правительница, благотворительница. Свою давнюю мечту о монашестве она смогла осуществить лишь перед самой смертью. Именно эта женщина, мать 12 (по источникам Екатерины II - 13) детей, смогла соединить в себе неотступное служение Христу и подвиг служения своему земному Отечеству.
Печально слышать от некоторых современных пастырей о том, что якобы в христианстве отсутствует богословие многодетности. Дескать, можно семье быть многодетной, а можно решить и по-другому, если на многодетность родители не согласны.
Богословие многодетности источником своим имеет благословение и одновременно повеление Божие первым людям при их сотворении:
«Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над всеми рыбами, птицами и животными...» (Быт. 1:28). Эта заповедь - неотъемлемая часть заповеди о браке мужчины и женщины, и богословие многодетности - важная часть богословия брака и семьи.
Нередко можно услышать, что надо иметь столько детей, сколько ты можешь прокормить и воспитать. Однако само понятие планирования семьи возникло в последние десятилетия, со второй половины XX века, благодаря достижениям медицины. До этого во все тысячелетия истории человеческой цивилизации вопрос планирования семьи просто не стоял. Женщины рожали детей столько, сколько им Бог давал.
Если бы для более правильного духовного развития было необходимо планирование семьи, очевидно, что Бог дал бы такие средства изначально. Но Он их не дал. Люди придумали их себе сами.
Многодетность, как ничто другое, позволяет бороться с эгоизмом, гордыней, и учит любить. Дети, когда их много, сами выстраивают социальную систему внутри семьи, что позволяет им лучше развиваться и в социальном, и в духовном плане.
Прп. Паисий Святогорец говорил:
«Бог особенно любит многодетные семьи. В большой семье детям даются многие благоприятные возможности для нормального развития… Один ребенок в многодетной семье помогает другому. Старшая дочь помогает матери, средний присматривает за младшим и так далее. То есть такие дети отдают себя друг другу и живут в атмосфере жертвенности и любви. Младший любит и уважает старшего».
В многодетной семье воспитывают не только родители, но и сами братья и сестры воспитывают друг друга. Потому и архим. Иоанн Крестьянкин как-то написал в письме одной женщине:
«Ты с одним ребенком намучаешься больше, чем с пятью».
Подвижническая жизнь ради ближнего (а многодетность - это подвиг) – это и есть путь к спасению, путь любви:
«Узкие врата ведут в Царство Небесное, и немногие идут ими» (Мф. 7:14). Ограничивая деторождение, мы расширяем себе эти врата, не берем своего спасительного креста, не понуждаем себя на любовь.
Любовь складывается из двух частей - крест и радость. Чтобы была большая любовь, нужен большой крест, но только он и дает человеку радость любви - не преходящую, сиюминутную, но переходящую в вечность, то есть бесконечную, как сказал Христос,
«которую никто у вас не отнимет» (Ин. 16:22).
Господь дал всем возможность спастись через несение своего креста, и дал свободу взять этот крест или не взять. Пойдем ли мы по пути спасения, зависит от нас.
Помоги же, Господи, по молитвам святых благоверных кн. Димитрия и кн. Евдокии, всем родителям обрести родительское счастье, большую родительскую любовь, а всему народу нашему вернуть мудрость и понимание истинных семейных ценностей.
Аминь.
ORTHODOX PRO 🕊