Максим Спиридонов


Channel's geo and language: Russia, Russian


О бизнесе, лидерстве и будущем от серийного предпринимателя, сооснователя Нетологии, Фоксфорда, девелоперской компании VillaCarte Group и бизнес-клуба Reforma.
https://www.instagram.com/maximspiridonov

Related channels  |  Similar channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Statistics
Posts filter



3.7k 0 46 7 153

Бум D2C, кажется, может закончиться так же быстро, как и начался.

Бизнес-модель прямых продаж особенно пышно расцвела в последнее десятилетие. Тысячи стартапов стали предлагать товары повседневного спроса (одежду, обувь, очки и т. д.) напрямую потребителям, минуя традиционных посредников в лице оптовиков и крупных розничных сетей. 

Посредники изрядно напряглись. Однако счастье большинства D2C-брендов оказалось недолгим. На этой инфографике от Trendline — изменение рыночной капитализации 6 популярных D2C-брендов. Как видите, просадка там мощная. За последние годы эти бренды в совокупности потеряли в рыночной стоимости $21,5 миллиарда. 

Не менее показателен кейс одного из пионеров D2C — производителя матрасов Casper, который в эту инфографику не вошёл. Компания привлекла значительные инвестиции (в неё вложился даже Леонардо Ди Каприо) и на своём пике оценивалась в более чем $1,1 миллиарда, то есть стала «единорогом». Однако после выхода на IPO её акции просели на 70%. В результате в конце 2021 года Casper выпилилась с фондовой биржи и с большим дисконтом была продана частной инвестиционной фирме.

Есть, конечно, и исключения. Например, прекрасно себя чувствует американская D2C-компания HIMS, которая торгует медицинскими и косметическими товарами. Её акции за последние 3 года выросли на 227%. Но успех HIMS может быть отчасти обусловлен сочетанием прямых продаж и индивидуального обслуживания клиентов (в виде онлайн-консультаций с врачами). 

И всё же общий тренд налицо — модель буксует. По данным Crunchbase, с 2018 по 2023 год количество венчурных сделок с DTC-стартапами сократилось на 67%, а суммарный объём привлечённых средств снизился на 87%.

Причин тут несколько:

▪️ Неустойчивость модели. Многие D2C-компании долгое время работали в убыток. Из брендов, представленных на инфографике, получить небольшую прибыль удалось только Figs (торгует товарами для медицинских работников). Стремясь к агрессивному росту, D2C-компании сжигали деньги инвесторов в промышленных количествах. Что неудивительно: современный e-commerce с его дешёвой доставкой и массовыми возвратами — сложная и высокозатратная штука.

▪️ Рост затрат на привлечение клиентов. С увеличением конкуренции (в том числе со стороны других D2C-брендов) стоимость цифровой рекламы резко возросла. Например, в 2019 году насчитывалось аж 175 компаний, продающих матрасы онлайн напрямую потребителям. 

▪️ Приход в нишу традиционных ритейлеров. Крупные потребительские бренды и розничные сети стали создавать собственные каналы прямых продаж. Например, как уже рассказывал, большую ставку на D2C сделали Nike и Adidas. 

▪️ Трудности с логистикой. Из-за глобальных сбоев, вызванных пандемией, расходы D2C-компаний на доставку и возвраты товаров ощутимо выросли, что ещё более увеличило их операционные издержки. Это, в свою очередь, ударило по и без того невысокой марже.

▪️ Ренессанс офлайн-ритейла. После пандемии многие потребители стали возвращаться в традиционные магазины. Возможность пощупать, примерить или ещё каким-то образом ознакомиться с продукцией перед покупкой — критически важна для многих категорий товаров, которыми торгуют бренды прямых продаж. Некоторые из них (например, Warby Parker и Allbirds) в итоге стали открывать физические точки, что опять же сопряжено с увеличением операционных расходов.

Подытоживая: D2C как концепция не исчезнет, но будет вынуждена себя переизобретать для каждой ниши отдельно и дрейфовать в сторону более сложных и многоканальных стратегий маркетинга и продаж. Одного лишь прямого контакта с потребителем для успеха недостаточно. В выигрыше окажутся те, кто найдёт способы диверсифицировать каналы сбыта и оптимизировать затраты на привлечение клиентов и логистику. 

Вот что ещё я писал об этом:

- Nike «просто делает это»
- Почему eCom переходит в офлайн


Не так сложно создать бизнес, как уйти из него. 

Такую парадоксальную мысль высказал в интервью со мной основатель и совладелец производителя мебели и товаров для сна «Аскона» Владимир Седов. Сам он продавал свои компании дважды. Но они, бумерангом, возвращались к нему обратно 😄

О чём ещё говорили:

- Может ли предпринимательство надоесть?
- Как использовать педагогические навыки в бизнесе
- Почему управлением персонала должен заниматься лично руководитель
- Каким образом побочные эффекты продукта влияют на прибыльность 
- Чем удерживать кризис-менеджеров в компании
- Как составить личную жизненную стратегию
- Можно ли успешно совмещать семью и бизнес

Посмотреть/послушать беседу можно на моём YouTube-канале. Альтернативный вариант — @maximspiridonov?z=video-176975654_456239477%2Fclub176975654' rel='nofollow'>VK Видео. 

Цикл интервью «Время прагматичных романтиков» мне помогает организовать мой бизнес-клуб Reforma.


Наилучший руководитель – тот, кто обладает достаточным чутьём, чтобы выбрать лучших людей, способных выполнить нужную работу, и достаточной сдержанностью, чтобы не путаться у них под ногами, пока они её выполняют.

#Понравилось

5.8k 1 113 17 332

У нашей VillaCarte Group — большая и долгожданная новость. Флагманский проект компании — Layan Verde — получил разрешение EIA 🔥

Все кто имел дело с девелопментом в Таиланде знают, насколько это важная штука. EIA (Environmental Impact Assessment) — оценка воздействия проекта на окружающую среду, состоящая из множества этапов. Без неё начинать строительные работы в Таиланде невозможно. Получение EIA — это почти полностью закрытый вопрос с разрешением на строительство. Его мы получим в ближайшие недели.

Всё это позволит полноценно стартовать стройку мини-города Layan Verde, который по нашей задумке должен стать новым символом Пхукета. При том, что малым ходом строительство мы уже ведём — забиваются первые сваи и проводится тестирование грунта, а здание офиса продаж (см на видео) с шоу-румами и большим количество интересных новаций для местного рынка уже скоро начнёт действовать.

Ну а пока не заработали экскаваторы и строительные краны, вы можете купить себе кусочек будущей легенды по привлекательной цене. Напишите руководителю отдела продаж @Aleksei_Verde с пометкой «От Максима» и получите бонус в виде полной меблировки квартиры.

#VillaCarteGroup

6k 0 33 19 114

В нашей с вами жизни только что кончилось лето и стартовала ранняя осень («Тре-е-е-тье сентября-я-я-я!..»). А в инвестиционном календаре вот уже третий год колом стоит венчурная зима. Как пишет Financial Times, число банкротств стартапов в США за последний год подскочило на целых 60%. Причина прозаична — у основателей тупо закончились деньги, собранные во время технологического бума 2021-22 годов. А новых больше не дают. 

Среди вынужденных закрыться компаний много громких имён, включая:

- финтех-стартап Tally (на пике оценивался в $855 млн, среди инвесторов — Andreessen Horowitz и Kleiner Perkins)
- стриминговый сервис Caffeine (привлёк более $250 млн от Fox Corp, Andreessen и Sanabil Investments)
- медицинский стартап Olive (был «единорогом», в 2021 году оценивался в $4 млрд).

Morgan Stanley в недавней записке для своих клиентов объясняет рост числа банкротств тем, что «аномально большое количество компаний привлекло аномально большое количество денег в 2021-2022 годах». Теперь наступило тяжкое похмелье. Наверное, можно сказать, что и похмелье наступило «аномально тяжёлое».

Вообще, как показало исследование CB Insights, нехватка денег наряду с неспособностью привлечь новые инвестиции — самая частая причина провала стартапов (смотрите инфографику). Рецепт от этой смертельной болезни до банального прост (но крайне сложен в реализации) — даже у венчурного бизнеса должен быть сценарий на плохие времена по схлопыванию операций, расходов, команды до состояния безубыточности, а лучше — прибыли. Как любит повторять бывший CEO Google Эрик Шмидт, «доход решает все известные проблемы». 

6.8k 0 56 13 125

Решили с командой сделать эксперимент и собрать для вас подборку моих текстов за прошлый месяц, что вызвали наибольший отклик у вас, моей аудитории. Тех, что получили больше всего лайков, репостов, комментариев. Гляньте — возможно, вы что-то пропустили.

20 фильмов и сериалов, которые нужно посмотреть каждому бизнес-лидеру
Как правильно делегировать?
Как за короткое время вырастить продажи в 10 раз (кейс компании Stanley)
Как я чуть не сбежал из дома (и проявил первые признаки предпринимательского мышления)
Что общего между сексом и постами в соцсетях
Чему нас учит история «Юлмарта» и как это может повлиять на Wildberries? 
Склонны ли предприниматели к риску?
Почему пора делать ставку на «микроплемена»
«Если ваш продукт Великий, ему необязательно быть Хорошим»

Как вам такой дайджест? Стоит делать подобное, скажем, раз в месяц?

Кстати! У меня тут пару недель назад был день рождения. Если хотите сделать мне подарок, поделитесь этой подборкой с теми из своих друзей, кому она может быть интересна. Я всё больше времени и внимания уделяю каналу и хочется, чтобы он приносил больше пользы предпринимателям и управленцам.

7.1k 0 88 24 241

Понимать, каких людей ты НЕ будешь нанимать ни при каких обстоятельствах важнее, чем понимать, каких людей ты хотел бы нанять.

#Понравилось

7.4k 1 46 18 249

Разбогатеть и остаться богатым — вещи требующие очень разных навыков. В справедливости этой истины я убедился сразу после экзита из «Нетологии-групп», когда на мой счёт упала сумма с большим числом нулей. 

Грамотно распорядиться гигантскими по моим меркам деньгами оказалось откровенно непросто. Достаточно сказать, что, постигая эту науку, я успел по пути частично или полностью растерять около трети полученных средств 🤦‍♂️

О том, как именно происходило моё «обучение», рассказал в интервью с самым молодым отечественным пенсионером (но это неточно) Анаром Бабаевым.

Что ещё обсудили:

- Зачем слушать богатых. И нужно ли?
- Почему я не вижу себя в найме
- Как справиться с позитивным стрессом
- По какой причине я бросил музыкальную карьеру
- Зачем встречаться с психотерапевтом в бане

Смотрите по этой ссылке и подписывайтесь на YouTube Анара. Это искренняя рекомендация. Я его смотрю уже давно — там реально много пользы для предпринимателей и инвесторов.

9k 0 175 28 216

Основатель Slack Стюарт Баттерфилд как-то признался, что при разработке продукта он и его коллеги руководствовались следующим правилом: If your product is Great, it doesn't need to be Good. На русский это можно перевести примерно так: «Если ваш продукт Великий, ему необязательно быть Хорошим». 

Авторство этого парадоксального на первый взгляд правила принадлежит одному из создателей Gmail Полу Бакхайту. «Выберите три ключевых свойства или функции продукта, доведите их до совершенства — и можете забыть об остальном. Эти три атрибута определяют фундаментальную сущность и ценность продукта, всё прочее — шум», — написал он в своём блоге ещё 15 лет назад. 

Собственно, так и была собрана первая версия Gmail. В ней не хватало многих привычных для почтовых сервисов того времени функций. Зато были встроенный поиск, группировка сообщений в цепочки и фантастически огромный на тот момент объём ящика размером в 1 гигабайт. 

По словам Стюарта Баттерфилда, команда Slack долго спорила о том, в каких трёх вещах её будущий продукт должен быть «чрезвычайно, удивительно хорошим». В итоге ключевыми функциями корпоративного мессенджера стали:

1. Поиск. «Люди должны быть уверены, что при прочтении документа или разговора им не нужно беспокоиться о его маркировке или сохранении — они смогут найти его позже, если и когда он им понадобится», — говорит Баттерфилд. По его словам, Google установил настолько высокие стандарты в этой категории, что у людей появились определённые ожидания, и разочарование в них может оказаться фатальным.

2. Синхронизация. «Одна из вещей, которая бесила нас на всех других коммуникационных платформах, заключалась в том, что при смене устройства было очень трудно продолжить работу с того же места — скажем, когда вы переключались с ноутбука на телефон», — говорит Баттерфилд. Поэтому в Slack была внедрена синхронизация по положению пользовательского курсора в реальном времени. Эта фича дала мессенджеру реальное конкурентное преимущество на рынке.

3. Простой обмен файлами. Создатели Slack уделили максимальное внимание удобству пересылки изображений и документов. Файлы можно было легко вставлять и перетаскивать в сообщения благодаря интуитивно понятному пользовательскому интерфейсу. 

Баттерфилд отметил, что три ключевые функции не обязательно должны быть революционно новыми или сенсационными. Они даже могут не быть тем, что пользователи обычно ищут в продуктах такого рода. Главное — чтобы эти функции сильно отличались в лучшую сторону и были действительно значимыми для целевой аудитории.

«Как бы просто это ни звучало, но такое сужение поля может помочь вам решить сложные задачи и добиться больших успехов. Внезапно вы окажетесь впереди всех, потому что оказались лучшими в тех вещах, которые действительно влияют на ваших пользователей», — заключил Баттерфилд.

Что я ещё писал по теме:

- Чем полезны плохие продукты 
- Как OpenAI заработала миллиарды без маркетинга
- В чём главная роль руководителя бизнеса?

9.8k 2 245 17 186

Блистательный и простой урок маркетинга из 1950-х.

Менеджер Элвиса Пресли, легендарный Полковник Паркер продавал значки с надписью «Я ненавижу Элвиса». Таким образом он не только зарабатывал на людях, которые никогда не покупали пластинки и мерч певца, но и не давал другим желающим занять эту нишу.

Позже этот приём взяли на вооружение и другие звёзды музыки и спорта. Например, рок-группа Limp Bizkit успешно продавала мерч с надписью «Limp Bizkit — отстой».

Другие мои тексты на схожие темы:

- Дедушка умер, а дело живёт
- Мастер-класс по управлению репутацией от Тейлор Свифт


Если ты не можешь уйти с работы, значит у тебя нет работы… У работы есть ты.

#Понравилось

9.8k 0 162 28 289

Вот 10 самых ценных «единорогов» мира по состоянию на 1 июня 2024. Сейчас оценка некоторых компаний изменилась, но состав десятки остался прежним.

В частности, британский Revolut, выгрызший наконец долгожданную банковскую лицензию Великобритании, стоит уже не $33 млрд, а $45 млрд (рост на 36%). Такую оценку финтех-компания получила в ходе вторичной продажи акций, принадлежавших её сотрудникам. Это сделало Revolut самым дорогим технологическим стартапом Европы и вторым по стоимости банком Великобритании (дороже только HSBC). 

Самый впечатляющий рост из всех «единорогов», конечно, демонстрирует OpenAI. В ходе последнего раунда оценка создателя хитового ChatGPT выросла сразу на 175% — с $29 миллиардов до $80 миллиардов. 

Но! Говоря о любых, даже самых дорогих стартапах надо помнить, что большинство из них получили эти оценки авансом. Зашедшие в них раунды — это символ надежды поверивших в них инвесторов, критерий оценки потенциала, но (за редким исключением) не коммерческих результатов. Говорить о долгосрочном успехе можно только после того, как компания стабильно выходит на уверенную прибыльность несколько лет подряд. До этого — всякое возможно. И истории ВиВорков и прочих Теранос это не раз доказывали. 

11k 1 65 9 131

Величайшие предприниматели — это гости из будущего, которые рассказывают нам, как всё будет устроено.

#Понравилось

9.6k 0 56 14 243

Даже если Дуров не нарывался на арест сознательно, пиар-эффект этого события уже начинает раскрываться. 

Количество загрузок Telegram во всём мире и прежде всего в странах Запада стало резко расти. По информации Techcrunch, в американском App Store мессенджер на пике занимал 2-е место в категории «Соцсети», но со временем опустился на третью строчку. Во Франции результат Telegram оказался ещё интереснее. Там приложение стало самым скачиваемым в категории «Соцсети», а в общем рейтинге заняло третью позицию. 

Общее число загрузок Telegram на iOS в мире выросло на 4%. «Поскольку пользователи скачивали приложение из любопытства — или даже в поддержку идей основателя о “свободе слова”, — приложение начало расти в рейтингах», — пишет Techcrunch. Воистину «любая пресса — это хорошая пресса».
 
Думаю, на этой волне Telegram добежит до психологически важной отметки в миллиард пользователей в ускоренном темпе (месяц назад ему не хватало всего 50 миллионов). Однако с выходом на IPO, о котором Дуров подумывал, у мессенджера с приделанным ему «экстремистско-криминально-порнографическим» имиджем могут быть проблемы. Хотя будут ли на самом деле — посмотрим по итогам всего этого разворачивающегося на наших глазах кейса.

12.3k 4 112 13 234

У нас в #VillaCarteGroup открылась крайне важная для компании вакансия бренд-менеджера Layan Verde. Того самого проекта, который нацелен на то, чтобы стать визитной карточкой Пхукета. Если вы опытный маркетолог с профильным опытом и интересом к работе в Тае, мы хотели бы с вами поговорить.

Внутри вакансии:

- возможность реализовать масштабные (я бы даже сказал — грандиозные) профессиональные амбиции 
- сложные, но увлекательные задачи 
- работа в международной компании 
- при этом работа возможна онлайн 
- достойный уровень оплаты
- релокационный пакет при условии переезда на Пхукет
- и т. п.

Наш идеальный кандидат имеет:

- высшее образование (предпочтительно в области маркетинга, рекламы, менеджмента или журналистики)
- опыт работы на аналогичной позиции от 3 лет (идеально — если в премиальном сегменте или FMCG)
- глубокое, практическое понимание всех деталей создания рекламного контента (баннеры, дизайн, печатная продукция, видео- и аудиоматериалы)
- свободное знание английского (C1) 

Подробности вот здесь. Если вы стремитесь к профессиональному развитию — ждём в нашей команде!


Якобы Дуров знал, что при прилёте во Францию будет арестован, однако всё равно полетел туда. Зачем?

А что если, как мастер пиара, он сознательно подставился под арест и будущий судебный процесс? Как профессиональные футболисты подставляются под фол или политические активисты идут в тюрьму. Для того, чтобы создать очередную волну внимания вокруг себя, как главного защитника цифровых свобод на планете, и Телеграм, как инструмента обладание этой свободой. Ход одновременно красивый и смелый. Однако, совершенно непредсказуемый в своих последствиях.

Если, все-таки, это так, то:

- у Дурова должны быть заготовки, и мы скоро их увидим. Может быть, какой-то манифест или декларация о намерениях. Он любит громкие заявления.
- вся коллизия вокруг этого эпизода будет иметь огромный информационный резонанс. Дело Дурова может стать главным полем битвы либертанцев и сторонников цифровых ограничений следующие недели... или месяцы... или годы.

11.2k 3 91 34 252

Арест Дурова тянет на самую большую глупость, из сделанных за последнее время европейской бюрократией, по отношению к выходцам из бывшего СССР. В проигрыше все, кто на светлой стороне или хотя бы сочувствует. 50 оттенков серого стороны тёмной могут ликовать. Причём, в лагере последних адский микс от западных консерваторов до российских пропагандистов.

12.2k 1 41 39 318

Вижу, что появляются новые подписчики. В связи с этим актуализировал данные о себе и собрал для вас избранные публикации этого канала в подборку.


📌 Что это за канал и для кого?

Если вы предприниматель или управленец — канал именно для вас. Здесь я делюсь инсайтами о бизнесе, размышляю о лидерстве, саморазвитии, трендах и технологиях. 

📌 Кто я?

Серийный предприниматель, сооснователь компаний «Нетология», «Фоксфорд», бизнес-клуба Reforma, экосистемы Wonder Family и ряда других проектов. Сейчас в Таиланде развиваю девелоперскую компанию VillaCarte Group и её ключевой проект — Layan Verde, который призван стать одним из символов Пхукета.

📌 Избранные публикации 

Личный опыт, размышления, инсайты

Мой принцип: «Жизнь начинается сегодня»  

Что бы я посоветовал самому себе 10 лет назад?

Как я научился жить здесь и сейчас

Что я использую для повышения продуктивности

Как я принимаю решения

Чем опасны наши убеждения?

Вы охотитесь на антилоп или мышей?

Почему я считаю себя бессмертным


Бизнес и стартапостроение

Прагматический романтизм — моя мировоззренческая концепция и способ ведения бизнеса

Правило трёх проекций. Простой рецепт создания успешного бизнеса

Почему взлетела «Нетология» (5 факторов успеха)

Как за короткое время вырастить продажи в 10 раз

Почему инвесторы почти никогда не вкладываются в голую идею?

Гении маркетинга: как норвежцы приучили японцев есть суши из лосося

Почему органические клиенты — самые ценные


Менеджмент и управление

Чем полезны «круги ада»

Как правильно делегировать

Может ли команда стартапа быть семьёй?

Как увольнять слабых сотрудников

«Обезьяна и пьедестал». Как использовать этот фреймворк в бизнесе

Высокая цена одного отказа

Хочешь выйти из операционки бизнеса? Сначала войди в неё!

Если вы хотите развиваться как бизнес-лидер — подписывайтесь!

11.9k 0 240 11 146


9.2k 0 66 15 168
20 last posts shown.