Суперджет «России» больше месяца летал без бороскопических заглушек в обоих двигателях. К техникам, которые забыли их установить, авиакомпания применила дисциплинарные меры.
Стали известны результаты расследования беспрецедентного инцидента с Суперджетом (RA-89172) авиакомпании «Россия», который 4 марта после вылета из Пулково в Челябинск
вынужден был вернуться из-за сигнализации пожара в левом двигателе.
Экипаж тогда отключил силовую установку, активировал первую очередь огнетушителя, объявил сигнал срочности и через 40 минут благополучно совершил вынужденную посадку на одном движке в аэропорту вылета.
Уже на послеполетном осмотре инженерно-технический персонал (ИТП) обнаружил
отсутствие заглушки бороскопического порта S14 левого двигателя. Такой же заглушки не оказалось и в правом движке. Кроме того, в обеих силовых установках обнаружили прогар и частичное отслоение теплоизоляции левой створки капота реверсивного устройства.
Как установила комиссия Росавиации, эти технологические заглушки были демонтированы еще 24 января при бороскопической инспекции двигателей. Она предусматривает открытие бороскопического порта S14 для осмотра задней кромки рабочих лопаток и сегментов корпуса турбины высокого давления, а также соплового аппарата и рабочих лопаток первой ступени турбины низкого давления.
Но в тот день после проведения осмотра ИТП «России» попросту забыл закрыть смотровый порт S14. В итоге с неустановленными обратно бороскопическими заглушками самолет выполнил 39 полетов, сказано в отчете Росавиации.
Причиной авиаинцидента комиссия назвала «температурное воздействие на чувствительный элемент датчика пожара-перегрева струей горячего воздуха из-за неустановки бороскопической заглушки порта S14 после завершения работ на первом двигателе вследствие отсутствия контроля за выполнением работ на двигателях со стороны ИТП».
При расследовании Росавиация также выявила в «России» нарушение процедуры маркировки временно снятых с самолетов компонентов, отсутствие записей в бортовом журнале об открытии/закрытии смотровых портов и пооперационной ведомости выполнения бороскопических работ с разбивкой на пункты снятия и установки заглушек.
Как нам сообщили в «России», в авиакомпании проведено расследование обстоятельств, повлекших данное авиационное событие, в рамках которого были установлены все имеющие к нему отношение работники и причины его возникновения.
К ответственным сотрудникам и руководителям были приняты дисциплинарные меры. Непосредственные исполнители отстранены от самостоятельного выполнения работ и организован процесс их повторной квалификации, по результатам которого будут приняты дальнейшие решения,
— добавили в пресс-службе перевозчика.
По результатам расследования этого инцидента комиссия Росавиации рекомендовала «России» разработать меры по упорядоченному хранению заглушек, снятых с двигателей для выполнения бороскопического осмотра и, во избежание утери информации при техосблуживании, дополнить процедуру оформления снятия заглушек.
Эксплуатантов Суперджетов Росавиация попросила провести внеплановые разовые проверки установки бороскопических заглушек и дополнить программу техобслуживания этих самолетов частью с указанием периодичности проверки наличия заглушек.
Непосредственно разработчику Суперджета комиссия рекомендовала внести в руководство по эксплуатации корректировки описания работы по монтажу заглушек портов и рисунков к ней.