Что такое страх упущенной выгоды
Сейчас вечер пятницы. После работы вы заехали в ресторан по соседству. Он открылся недавно, и вы планировали там побывать. Вам приносят меню – и тут телефон начинает забрасывать вас уведомлениями. Начался концерт группы, которая вам нравится, знакомое кафе бесплатно раздает пиццу, а ваши друзья собрались в баре неподалеку. Что вы почувствуете? Помешает ли вам наслаждаться ужином знание обо всех этих притягательных событиях, которые вы пропускаете?
❗️Ситуация, которую вы только что вообразили, описали доцент маркетинга из турецкого университета Озьеин Джерен Хайран и ее коллеги. А иллюстрирует она дискомфорт, который переживает человек, когда понимает: происходит много всего интересного, но он в этих событиях не участвует.
Это неприятное чувство называют fear of missing out – страхом упущенной выгоды. Или просто FOMO.
Хотя в названии FOMO упоминается страх, это чувство больше похоже на тревогу. Человек фокусируется на том, что делают другие, а не на самом себе. Он полагает: другие люди из его круга получают больше позитивных впечатлений или добиваются большего в карьере и личной жизни, а он только и делает, что упускает возможности.
Пример FOMO из литературы – эпизод из «Приключений Тома Сойера», когда Тома заставили красить забор, а он решил сделать вид, что ему это нравится. Друзья сначала дразнили его. Затем, поверив образу «увлеченного художника», стали просить, чтобы Том разрешил покрасить забор и им тоже.
Конечно, расцвет FOMO – во многом результат появления соцсетей. Мы оказываемся в постоянном потоке информации о том, чем заняты другие люди, знакомые и незнакомцы. Человек ориентируется на приукрашенные истории – и собственная жизнь кажется ему тусклой и неинтересной, а собственные достижения – недостаточными.
Записки успешного человека