SatiSpivakova


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Blogs


Нескучная классика
По вопросам: @Ta_Solovieva
Организация мероприятий: @EmpireOfMusic_Tabriz

Related channels  |  Similar channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Blogs
Statistics
Posts filter


В день рождения Светланы Крючковой делюсь фрагментами нашего разговора в «Нескучной классике». ❤️

Светлана Николаевна рассказывает, почему особое место в ее жизни и творчестве занимает Марина Цветаева
и читает цветаевский «Реквием». Аккомпанирует сын, Александр Крючков.




22 июня 1898 года в Оснабрюке родился Эрих Мария Ремарк.

Отец будущего писателя был переплётчиком, поэтому дома у них всегда было много книг, и с юных лет детям в семье прививалась любовь к чтению. Именно в отцовской библиотеке Ремарк открыл для себя Достоевского, Манна, Пруста, Цвейга и Гёте.

Ремарку было 17 лет, когда он начал писать. Он даже вступил в литературный «Кружок мечтаний», но тут началась война, и в 1916 году вчерашний юноша стал солдатом. Он никогда не был на линии огня, но о тяготах солдатской жизни знал не понаслышке. В 1917 году оказался на Западном фронте, там же был тяжело ранен, из-за чего оставшуюся часть войны провёл в госпитале. В 1918-м его настигает трагическая новость о смерти матери. Тогда же Ремарк меняет данное ему при рождении второе имя, Пауль, на имя покойной матери.

После войны молодой человек пытался найти себя в разных профессиях: он был учителем, продавцом надгробий и даже воскресным органистом в часовенке при госпитале для душевнобольных… В 1921 году судьба занесла его в журнал Echo Continental, где Ремарк стал редактором.

Многие люди из жизни Ремарка стали прототипами его героев. Так, прообразом Пат из романа «Три товарища» была первая жена писателя — бывшая танцовщица Ильза Ютта Замбона. На протяжении всей жизни их связывали непростые отношения: 4 года в браке, развод, повторная женитьба (для того, чтобы Эльза смогла покинуть территорию Германии) и снова развод. Привязанность и уважение друг к другу бывшие супруги пронесут сквозь десятилетия: после смерти Ремарк завещает Ютте часть своих накоплений.

Произведением, которое перевернуло жизнь Ремарка с ног на голову, стал роман «На Западном фронте без перемен». Написанный за 6 недель и полгода пролежавший «в столе» после нескольких неудачных повестей он стал литературной сенсацией и предметом масштабных дискуссий.

Автора выдвигали на Нобелевскую премию, но это решение опротестовала Лига германских офицеров. В чём только ни обвиняли Ремарка: и в написании заказного произведения для Антанты, и в краже рукописи у мёртвого товарища. Все эти события подорвали здоровье писателя, он начал много пить, расстался с женой, а вскоре и вовсе уехал в швейцарский городок Аскона.

На родине же Ремарка обвинили в предательстве нации, Гитлер назвал соотечественника французским евреем, в мае 1933-го произошло публичное сожжение книги Ремарка, а его самого лишили немецкого гражданства.

В Швейцарии Ремарк не задержался: в его жизнь ворвалась новая любовь — суперзвезда Марлен Дитрих, открывшая ему дорогу в Голливуд. Именно Марлен стала прообразом Джоан Маду из его «Триумфальной арки», именно о ней он через много лет напишет: «Прекрасной легенды больше нет. Всё кончено. Старая. Потерянная. Какое ужасное слово».

Там же, в США, Ремарк написал книгу «Искра жизни» в память о своей сестре Элфриде Шольц, казнённой в берлинской тюрьме за «возмутительную фанатичную пропаганду в пользу врага», а точнее — за её резкое неприятие фашистского режима.

Уже будучи гражданином Америки Ремарк встретил в Нью-Йорке свою последнюю любовь — актрису Полетт Годдар. За её спиной был брак с Чарли Чаплином, многочисленные знакомства в сфере искусства и запоминающиеся роли в кинематографе. За его — экранизация пяти романов, слава, благосклонность голливудских красавиц и депрессия.

За годы совместной жизни они пережили и выход новых романов Ремарка, и присвоение ему звания Почётного гражданина города Аскона, и присвоение ордена ФРГ (но не возвращения немецкого гражданства), и ухудшение здоровья писателя.

Две последние зимы его жизни пара провела в Риме. После очередной остановки сердца летом 1970 года Ремарка положили в больницу Локарно, а 25 сентября того же года он скончался от аневризмы аорты. Писателя похоронили на кладбище Ронко-сопра-Аскона в кантоне Тичино. Полетт Годдар, умершая двадцать лет спустя, похоронена рядом с ним.


#ЦитатаДня


Video is unavailable for watching
Show in Telegram
Мастер класс от самой высокооплачиваемой джазистки середины минувшего века Хейзел Скотт по игре на двух инструментах 👏🏻

#ДляНастроения

2.6k 1 77 4 156

21 июня 1915 года Казимир Малевич закончил свой «Черный квадрат».

Двумя годами ранее художник оформлял футуристическую оперу «Победа над солнцем». В числе прочего, он изобразил на заднике черный квадрат, грубо говоря, символизировавший технологический триумф — победу человека над природой.

Пробный запуск остался незамеченным, но через два года, Малевич зажег свое «черное солнце» на полную мощь, представив самый известный из «Черных квадратов» на выставке «0, 10» в Петрограде.

«Живописный манифест супрематизма», неслучайно повешенный Малевичем в красном углу, стал сенсацией. Он сразу поделил реальность на «до» и «после» «Квадрата». Магия «Квадрата» действовала на всех. Мало кто, пожав плечами, просто шел мимо.

В истории мирового искусства, пожалуй, нет, картины с более громкой славой, нет произведения, оказавшего такое сильное влияние на других художников, и нет артефакта, обладающего непреходящей актуальностью.

Сегодня «Черный квадрат» вместе с авторским повторением 1929 года хранится в Третьяковской галерее. С 2003 года картина ни разу не покидала стены музея.


Video is unavailable for watching
Show in Telegram
Вчера пришла печальная новость из Штатов: на 89-м году жизни скончался Дональд Сазерленд.

Послужной список этого замечательного актера огромен: за шестьдесят лет работы в кино он снялся более чем в 190 фильмах. Одной из важных работ первой половины его творческого пути стала роль в драме Федерико Феллини «Казанова». И хотя сам режиссер отзывался о картине неохотно, критики и пресса оценили её высоко, а художник по костюмам Данило Донати получил за свою работу заслуженный «Оскар».

Предлагаю посмотреть фрагмент блистательной работы неузнаваемого Сазерленда. ❤️‍🩹


«Кто мы друг другу?» — вопрос, который задавать бесполезно, но можно потратить на поиск ответа более 50 лет, как сегодняшний именинник Жан-Поль Сартр и женщина всей его жизни Симона де Бовуар. К этому вопросу они постоянно возвращались в своих письмах.

Привычка писать друг другу зародилась еще когда они были молоды, и Симона получила должность преподавателя философии в Руане, а Жан-Поль — в Гавре. В своем первом письме к ней он обратился к ней так: «Маленькому очаровательному Бобру». В дальнейшем этом забавное прозвище периодически фигурировало в их переписке: «Ощутить жизнь без Бобра значит для меня ощутить пустыню».

Часто Сартр обращался к Бовуар ласково: «моя нежная душа», «моё сердце». Ни с кем из своих любовниц он не был таким деликатным и старался отделить любовь к Симоне от всех других привязанностей: «Как я люблю тебя, мой маленький бобёр, как бы я хотел, чтобы ты оказалась рядом со мной. Знаешь, я люблю тебя так же сильно и так же поэтически, как в начале нашего знакомства… Любовь моя, как ты дорога мне и как ты мне нужна».

Бовуар же часто подчеркивала их обоюдную необходимость: «Вы моя истинная жизнь…Как я нуждаюсь в вас; как я была бы несчастна, если бы вас не было».

📸: Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар в серии литовского фотографа Антанаса Суткуса




21 июня 1905 года в Париже родился Жан-Поль Сартр.

Несколько фактов из жизни отца экзистенциализма и одного из самых влиятельных французских мыслителей XX века.

🟡Первые шаги в литературе Сартр сделал в восемь лет, написав романы «Торговец бананами» и «Ради бабочки». В этом увлечении маленького писателя активно поддерживала мать Анна-Мария Швейцер. Он вспоминал: «Мать не скупилась на поощрения. Она вводила гостей в столовую, чтоб застигнуть врасплох юного творца над школьным пюпитром; я делал вид, что с головой ушел в работу и не замечаю восхищенных зрителей; они выходили на цыпочках, шепча: “Ах, как мил! Ах, что за прелесть!”»

🟡Во время учебы в престижной Высшей нормальной школе Сартр имел репутацию главного зачинщика розыгрышей. В 1927 году, когда летчик Чарльз Линдберг в одиночку перелетел через Атлантический океан, Сартр позвонил в парижские газеты и сообщил, что авиатора будут чествовать как выдающегося студента в Высшей нормальной школе. Тысячи зевак пришли на улицу Ульм, где увидели Сартра и компанию, которые несли на руках студента, переодетого в Линдберга. Последовавший за этим скандал, подхваченный прессой, подтолкнул директора учебного заведения Гюставу Лансону к уходу со своего поста.

🟡Сартр состоял в открытых отношениях с писательницей и идеологом феминизма Симоной де Бовуар: они оба не признавали традиционные ценности и выступали против института семьи. В своих мемуарах она писала: «Это был мой двойник, в нем я обнаружила доведенными до последнего предела и мои вкусы, и мои пристрастия».

🟡Во время работы над «Воображением» Сартр решился на эксперимент в парижской больнице Сент-Анн, где принял мескалин. После употребления психоделика философа начали преследовать галлюцинации в виде орангутанов и гигантского краба, который сопровождал его везде, где бы он ни находился.

🟡По свидетельствам биографа Анни Коэн-Солаль, дневной рацион Сартра состоял из двух пачек сигарет, нескольких трубок с табаком, около литра алкоголя, 200 миллиграммов амфетамина, 15 граммов аспирина и барбитуратов, а также кофе и чая.

🟡Политические взгляды Сартра были тесно связаны с марксизмом, и он открыто поддерживал коммунистические режимы в Советском Союзе и на Кубе, несмотря на их авторитаризм и свидетельства нарушений прав человека: “Перед угрозой войны мне казалось, что есть только один выбор: или США, или СССР. Я выбрал СССР”. Разочаровался в компартии писатель только во время венгерского восстания 1956 года, когда советские танки вошли в Будапешт.

🟡Сартр близко общался с Альбером Камю — «коллегой» по философии экзистенциализма. Они познакомились в оккупированном Париже и сошлись во взглядах на то, что мир, допустивший кровопролитную войну, абсурден и требует коренных перемен. Однако методы их осуществления у двух философов сильно отличались: Камю резко выступал против жестокости и деспотизма, признавая насилие недопустимым в любых обстоятельствах.
Сартр же считал, что вопросы этики и морали должны волновать людей гораздо меньше, чем достижение конечной цели — всеобщего равенства и справедливости.

🟡Сартр был первым писателем, добровольно отказавшимся принять Нобелевскую премию по литературе. Свое решение он объяснил в статье под названием «Почему я отказался от премии», состоящей из трех пунктов: «Личные причины», «Объективные причины», «Свобода и деньги». Основная мысль в статье сводится к фразе «Писатель не должен позволять превращать себя в институт, даже если это, как в данном случае, принимает самые почётные формы».

🟡Несмотря на свою активную писательскую деятельность, Сартр считал, что литература неспособна влиять на общество: «До сорока лет я верил, что людей можно изменить с помощью литературы. Я больше в это не верю. Люди читают, и им кажется, что они меняются. Но эффект недолговечен».

🟡Сартр страдал от глаукомы, которая под конец жизни сделала его слепым. Перед смертью он попросил проводить его без пафоса и громких некрологов. Он умер 15 апреля 1980 года от отека легких. К траурной процессии, двигавшейся по левобережью Сены, стихийно примкнуло 50 тысяч парижан.


Video is unavailable for watching
Show in Telegram
К слову, в свое время Николь Кидман стала героиней самого дорого коммерческого ролика в истории.

2005 год, Chanel №5, 11 миллионов долларов за минуту рекламы. При этом гонорар актрисы — $4 млн. Режиссер — Баз Лурман. 👏🏻

2.9k 1 55 7 196

Сегодня день рождения у Николь Кидман — блестящей актрисы, в послужном списке которой не меньше ста фильмов и заслуженный «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме Стивена Долдри «Часы».

Предлагаю киноподборку на вечер, а вы делитесь в комментариях своими любимыми ролями Николь:

«Бангкок Хилтон», 1989
«Умереть во имя», 1995
«С широко закрытыми глазами», 1999
«Мулен Руж», 2001
«Часы», 2002
«Догвилль», 2003
«Кроличья нора», 2010
«Большая маленькая ложь», 2017
«В роли Рикардо», 2021

2.9k 0 37 13 149

Video is unavailable for watching
Show in Telegram
90 лет со дня рождения Юрия Визбора.

Он прожил всего 50 лет, но написал множество замечательных песен и завоевал народную любовь. Так, после премьеры «Июльского дождя» Марлена Хуциева страна наизусть знала его «Спокойно, товарищ, спокойно». Тогда же, на съемках фильма, Юрий Иосифович познакомился со своей второй женой Евгенией Ураловой.

Посмотрим этот музыкальный фрагмент. 🤍

#ДляНастроения

3.1k 1 29 1 149

Forward from: Золотой век
Ирина Александровна Юсупова (Романова) рекламирует духи модного дома "IRFÉ". Париж, 1920-е.

Феликс Феликсович Юсупов с супругой Ириной Александровной после эмиграции в Париж открыли дом моды, который назвали по первым буквам своих имен. "IRFÉ" снискал большую славу среди парижан и туристов. В последствии бутики модного дома открылись в Лондоне, Берлине и во французском курортном городе Туке. После мирового кризиса в 1931 году модный дом обанкротился и закрылся.




20 июня 1819 года в Кельне родился Жак Оффенбах (урожденный Жакоб Эбершт).

Ребенок весьма рано проявил музыкальные способности: в шесть лет он играл на скрипке, в восемь — сочинил свою первую пьесу, а в четырнадцать приехал из Кельна в Париж и, невзирая на запрет для иностранцев, поступил в консерваторию.

Менее чем через год романтичный юноша оставил учебу. Потом была работа в оркестре театра «Опера комик», но и здесь он продержался недолго из-за неудержимой тяги к сочинительству. К этому времени молодой человек уже носил псевдоним Оффенбах и зарабатывал чем только мог: сочинял пьески, перелагал на музыку басни Лафонтена, переписывал ноты, пел в церковном хоре.

Среди множества знакомств молодого композитора одно оказалось очень полезным. Фридрих Флотов, композитор и пианист, ввел Оффенбаха в парижские салоны. Там они выступали дуэтом, исполняя преимущественно шуточные и забавные номера, и постепенно стали весьма популярными.

В 1855 году Оффенбах добился разрешения на съем помещения крошечного деревянного театра на Елисейских полях. Всего за три недели он сформировал труппу, подготовил программу, организовал продажу билетов, а, кроме того, заручился поддержкой Анри Вильмессана — владельца популярной газеты «Фигаро», который сделал сенсационный анонс.

5 июля 1855 года открылся первый театр Оффенбаха «Буфф Паризьен». Этот день и считается официальной датой рождения оперетты, хотя сам термин появится позже, когда Оффенбах назовет так свое произведение «Роза из Сен-Флура».

Среди зрителей в тот вечер были композитор Россини, знаменитая актриса Рашель, директор «Опера Комик» Верон, и, конечно, армия критиков. Увы, программа особого успеха не имела. Публике понравилась лишь одна миниатюра — «Двое слепых», но и в ней за комизмом и эксцентрикой зрители не уловили зарождения нового жанра музыкальной социальной сатиры.

Эра так называемых оффенбахиад, принесших композитору всемирную славу, началась со скандального спектакля «Орфей в аду». А потом была «Прекрасная Елена» с первой звездой оперетты Гортензией Шнейдер в главной роли, ставшая шедевром Оффенбаха и символом эпохи.

Театральные воротилы засыпали его предложениями, представители прессы умоляли об интервью, в его доме собирался «весь Париж». Светская жизнь, впрочем, не мешала работе, и несколько лет до франко-прусской войны были для Оффенбаха очень плодотворными. В это время были написаны «Синяя борода», «Парижская жизнь», «Герцогиня Герольштейнская», «Перикола».

В 1870 году началась франко-прусская война, а вместе с ней и беды Оффенбаха. Обыватели поставили ему в вину его немецкое происхождение, кое-кто даже подозревал композитора в шпионаже. В это время он начал серьезно страдать от ревматизма, и ему приходилось часами сидеть в кресле, закутавшись в плед.

После войны у Оффенбаха появился конкурент — композитор Вассер, чья оперетта «Серебряный кубок» открыла новое, подчеркнуто эротическое направление во французской оперетте. Париж упивался такими произведениями, и популярность Оффенбаха с его интеллектуальными, несмотря на веселость, сюжетами пошла на убыль. Но это был еще не конец. Впереди еще были весьма успешные «Мадам Фавар» и «Дочь тамбурмажора».

Последнее произведение Оффенбаха — опера «Сказки Гофмана», написанная им в соавторстве с талантливым драматургом Викторьеном Сарду, стала своего рода творческим завещанием тем, кто хотел бы от оперетты возвышенной, исповедальной искренности.

«Сказки Гофмана» решено было поставить в театре «Опера комик». Здоровье композитора ухудшалось, и он боялся не дожить до премьеры. Работа над оперой, однако, продвигалась медленно, и в конце сентября специально для Оффенбаха в фойе театра устроили репетицию. В первый и последний раз композитор слушал свое произведение целиком. Через несколько дней, в ночь с 4-го на 5-е октября, его не стало.

Жака Оффенбаха похоронили 7-го октября 1880 года. Траурная процессия под проливным дождем направилась на Монмартрское кладбище мимо всех театров, где ставились пьесы композитора.


#ЦитатаДня

3k 0 40 1 152

Video is unavailable for watching
Show in Telegram
Неподражаемые Виктор Борге и Мэрилин Малви исполняют комический номер по мотивам оперы Верди «Риголетто».

Видео без субтитров, но, думаю, здесь они и не нужны. ❤️

#ДляНастроения

4.4k 2 50 1 133

Video is unavailable for watching
Show in Telegram
Редкая запись раннего выступления Майи Кристалинской. ❤️

Песня «Ты не печалься», написанная Микаэлом Таривердиевым на слова Николая Добронравова, впервые прозвучала в фильме Василия Ордынского «Большая руда» (1964).

#МузыкальнаяТерапия

3k 0 36 6 140

19 июня 1985 года на 54-м году жизни умерла Майя Кристалинская.

Певицу похоронили на московском Новом Донском кладбище. Эпитафия на её могиле гласит: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься — и опять споёшь»

Публикую стихотворение Роберта Рождественского «Хоронили Майю Кристалинскую», текст которого расположен с боковой стороны надгробия:

Хоронили
                  Майю Кристалинскую.
С ней в ЦДРИ прощались.
Ровно в полдень.
Столько
               взбудораженной милиции
на ее концертах
я не помню.

И подобное столпотворение
никогда
не настигало Майю.
Перед гробом
                           в нервном исступлении
колыхалась очередь немая...

В жизни Майя
                        не была особенной
Не была кумиром.
Просто пела.
За столом
                   и на концертах собственных
пела, как могла.
И как умела.

Невосславленна и небалованна,
шла от песни к песне,
                                       как по вехам...
Эхом
          нашей юности была она.
Тихим эхом.

Добрым-добрым эхом.

...Если б публика
                              с такою жаждой
и с таким волнением истошным
на ее концерт
пришла однажды,
Майя прожила б
                             гораздо дольше.

20 last posts shown.