В процессе усвоения знаний одну из ключевых ролей играет
интерес, гораздо проще и приятнее воспринимать и изучать то, что беспокоит - поэтому задавайте ваши вопросы в комментариях под постами и в чате, предлагайте темы для обсуждения - здесь это приветствуется. Так, по просьбе нашего подписчика, сегодня мы рассмотрим
Модельно-зависимый реализм Млодинова и Хокинга.
И хоть сама концепция достаточно проста, чтобы не просто понять ее суть, но также осознать реальную ценность, необходим целый пласт знаний об
эпистемологии,
философии науки и
позитивизме, а также все это будет ненужным без понимания
релятивизма и знания истории его развития. Я при всем желании не смогу написать об этом в рамках одного поста, но предложу краткий обзор, давайте начинать
Для начала давайте определимся с понятиями - в постах я часто упоминаю гносеологию, но почти нигде ничего не говорил об
Эпистемологии, в чем разница? Строго говоря, до 19-20 вв. эти понятия в целом воспринимались как тождественные, однако чем дальше мы пытаемся ограничить философию научными рамками, тем более Нам требуется ее биение на отдельные дисциплины. Оттолкнемся от этимологии:
Гносис - это познание, то есть отношение субъект-объект, как субъект познает, обретает знание об объекте.
Эпистема - достоверное знание, отношение объект-знание, то есть рассмотрение знания как такового, его структуры, развития. Тенденция к тому, чтобы сделать философию "понятной", "непротиворечивой", "научной" началась с позитивиста
Огюста Конта.
Позитивизм утверждает эмпирический эксперимент как единственно возможный источник достоверного знания. Забегая вперёд - все позитивистские идеи были разбиты, подход признан ограниченным. За классическим позитивизмом (который сегодня интересен сугубо в историческом контексте) последовал позитивизм логический - который к чисто эмпирическому опыту добавил логические и математические конструкции.
Логический позитивизм по-прежнему настаивал на том, что существует только материальный мир, метафизика излишня. Сложные суждения конечно есть, но путем
редукции их можно разделить на простые, которые уже доказуемы эмперически, а язык и мышление тождественны. Последний тезис исходил от
Видгенштейна, и был принят позитивистами как прорывной и влиятельный. Так выходит, что философия направленная на то , чтобы убрать все лишнее и свести философию к понимаемому и проверяемому, стала самым прочным фундаментом для
философии языка - крайне важной и интересной, но достаточно аморфной области
Одна из главных проблем таким образом - нельзя утвердить ни одно универсальное суждение - потому как чтобы это сделать - необходимо не просто провзаимодействовать со всеми существующими объектами относящимися к полю анализа, но и всеми существовавшими и теми, что существовать будут. В итоге позитивизм нельзя рассматривать как философию - он просто ошибочен и противоречит задачам философии, поэтому позитивизм стал отличной основой еще и для философии науки, но онтологически и гносеологически - он не работает. Реакцией на логический позитивизм стал постпозитивизм Карла Поппера, который отбросив позитивистскую радикальность, предожил замену верифицируемости знания - его
фальсифицируемость. Основная проблема позитивистов в том, что они видели наку как факты составляющие теорию, а Поппер увиел её как гипотезы которые или становятся фактами или нет.
Итак, все вышенаписанное можно свести к вопросам - что есть истина, достижима ли она? Можем ли мы говорить об абсолютной истине, или она всегда относительна?
Вопрос относительности истины, кстати - это то с чего начинают первокурсники изучение западной философии -
Сократ и софисты Вопросу истинности и реальности посвящена и концепция модельно-зависимого реализма